Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ярославской области от 24.05.2000 № 359

                    ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24.05.2000 N 359
г. Ярославль

     Об Основных направлениях социально-экономической политики
              Ярославской области на 2000 - 2003 годы


     В соответствии со ст.87 Устава Ярославской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить   Основные   направления   социально-экономической
политики Ярославской области на 2000 - 2003 годы (приложение).
     2. Поручить   исполняющему  обязанности   первого   заместителя
Губернатора области Ковалеву В.А.:
     2.1. В месячный срок разработать план конкретных мероприятий по
реализации в 2000 году Основных направлений  социально-экономической
политики Ярославской области на 2000 - 2003 годы.
     2.2. В   последующие   годы  разрабатывать   планы   конкретных
мероприятий  по  реализации  Основных  направлений   государственной
социально-экономической политики Ярославской области на 2000 -  2003
годы не позднее января очередного года.
     2.3. Представлять Губернатору области  отчет о ходе  реализации
Основных  направлений социально-экономической  политики  Ярославской
области  на  2000 -  2003  годы  ежегодно  не позднее  января  года,
следующего за отчетным.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за
собой.
     Постановление вступает в силу с момента подписания.


     Губернатор области          А.И.Лисицын

                                                          Приложение
                                         к постановлению Губернатора
                                                 Ярославской области
                                                 от 24.05.2000 N 359

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ
                    ОБЛАСТИ НА 2000 - 2003 ГОДЫ

     Масштабность российских реформ  и сложность  задач, решаемых  в
ходе  преобразований,  диктуют  необходимость  критического  анализа
пройденного  пути   и  выработки   принципиальной  позиции   органов
государственной власти Ярославской области по вопросам  комплексного
управления развитием региона на перспективу.
     Настоящий документ определяет основные направления социально  -
экономической политики Ярославской области  до 2004 года, которые  в
среднесрочной перспективе  будут служить  ориентиром для  разработки
программ  социально-экономического  развития, а  также  формирования
стратегии бюджетно-налоговой политики области.

     1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ
ОБЛАСТИ В 1996-1999 ГОДАХ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

     Одним из  основных  процессов минувшего  четырехлетия  является
становление  новой  системы управления  после  серьезного  перелома,
произошедшего в жизни нашей страны. В эти годы Ярославская область в
значительной степени сохранила  свой экономический потенциал, что  и
позволило ей в канун нового тысячелетия занять место в ряду наиболее
стабильных регионов Российской Федерации.

     1.1. Изменения в системе социально-экономических отношений

     В ходе       осуществления       рыночных        преобразований
социально-экономические отношения в обществе претерпели значительные
изменения.   Наиболее  существенными   из   них,  с   точки   зрения
среднесрочных перспектив, являются:
     принципиально новое  разграничение  экономической  компетенции,
наиболее  адекватное  требованиям  рыночной  экономики.  В  основном
завершено  оформление  правового  статуса  Ярославской  области  как
субъекта  Российской   федерации,  созданы  механизмы   формирования
органов  государственной  власти   Ярославской  области  и   органов
местного   самоуправления,  механизмы   управления   государственной
собственностью;
     структурный сдвиг в экономике  области, в результате,  которого
выросла доля услуг в валовом региональном продукте, и частично  были
исправлены    диспропорции,    сложившиеся   к    началу    рыночных
преобразований;
     социальное расслоение общества - высокая дифференциация доходов
населения и  вытекающие  из  нее  различия  в  уровне  и   структуре
потребления.  В  настоящее  время  средний  размер  дохода  наиболее
обеспеченного населения в 8 раз превышает доход малоимущих. При этом
наблюдается   рост  доли   населения   с  доходами   ниже   величины
прожиточного  минимума,  которая  сегодня  превышает  30%  от  общей
численности  населения  области  (против  20%  в  1996  году).   Как
следствие, произошло  разделение  совокупного спроса  на массовый  и
элитарный.  Характерной   особенностью  массового  спроса   является
противоречие между существующими технологическими возможностями  его
удовлетворения  и   низкими  доходами  потенциальных   потребителей.
Элитарный  спрос  в  настоящее  время  в  основном  ориентирован  на
потребление товаров и услуг, производимых за пределами области.
     Учет этих изменений  важен  как при  оценке текущего  состояния
экономики,  так   и  в  ходе   разработки  механизмов   региональной
социально-экономической политики в перспективе.

     1.2. Характеристика текущего состояния экономики

     В 1996  -  1999  годах  развитие  экономики  области  не   было
равномерным.  Наиболее  сильное влияние  на  динамику  экономических
процессов оказал августовский кризис 1998 года.
     В результате  девальвации рубля  к  концу 1998  года  отдельные
отрасли    промышленности     и    АПК,    способные     производить
конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка и на экспорт, не
привлекавшие прежде валютных кредитов и располагающие внутри  страны
базой  сырья, получили  определенные  преимущества.  В 1999  году  в
основных отраслях экономики  Ярославской области наблюдался  подъем.
Заметно возросли темпы роста промышленного производства. Индекс  его
физического объема в январе-декабре 1999 года достиг 125.7% к уровню
1998 года.  Индекс же физического  объема производства  промышленной
продукции на  крупных и  средних предприятиях  составил 127,2%.  Как
следствие,  прибыль  в  промышленности  по  итогам  минувшего   года
возросла относительно уровня 1998  года в 3,2 раза.  Соответственно,
инвестиции  в  основной  капитал  увеличились  на  17,2%,  а   объем
подрядных  работ,  выполненных строительными  организациями  в  1999
году, вырос относительно уровня 1998 года на 12,4% и составил 2481,8
млн. рублей.

     1.3. Проблемы экономического роста

     Общей проблемой    российской   экономики    остается    низкая
эффективность производства. Бюджетно-налоговая и кредитная  системы,
программирование и прогнозирование социально-экономического развития
находятся в распоряжении  государства и  должны быть использованы  в
качестве  регуляторов  результативности  деятельности  хозяйствующих
субъектов.
     До сегодняшнего времени остаются не преодоленными в полной мере
структурные диспропорции. Сокращение  доли товарного производства  в
валовом региональном продукте в большей степени объясняется падением
его объемов, чем  увеличением количества и качества  предоставляемых
услуг.   Дальнейшее   развитие   сектора   современных,   адекватных
предъявляемому спросу производственных, коммерческих и бытовых услуг
послужит  повышению   эффективности   и  устойчивости   региональной
экономики.
     К разряду факторов,  сдерживающих  экономический рост,  следует
отнести   отставание   в  развитии   инфраструктуры   территории   и
законодательной  базы  экономических  преобразований.  Экономическое
законодательство и инфраструктура должны не только  соответствовать,
но и способствовать росту экономической активности. В первую очередь
это   относится    к   сфере    распространения   и    использования
интеллектуальных продуктов и современных технологий.
     Существенное падение  масштабов производства,  наблюдавшееся  в
первые годы реформ,  и необходимость поддержания приемлемых  доходов
населения  являются  причинами  существующей  долговой  нагрузки  на
областной  бюджет.  Этими  же причинами  в  основном  объясняется  и
социальная ориентация производимых ранее заимствований. Для  решения
социальных  вопросов  в  ближайшие  годы  необходимо  заложить  иной
фундамент. Региональная экономика, опирающаяся на  высокоэффективное
производство  и инвестиционно-ориентированное  привлечение  средств,
должна обеспечивать  устойчивый  рост реальных  доходов населения  и
гарантировать его максимальную защиту от случайных потрясений.
     Серьезной проблемой социально-экономического развития  остаются
негативные тенденции в  демографии Ярославской области. Несмотря  на
стабилизацию уровня  рождаемости, численность постоянного  населения
продолжает   сокращаться.   Отдаленным,   но   наиболее    серьезным
последствием такой тенденции становится проблема сокращения трудовых
ресурсов области.
     Вследствие сокращения  трудовых  ресурсов  области   возрастает
социальная нагрузка на работающее население. Экономические трудности
переходного  периода  поставили перед  обществом  проблему  качества
трудовых  ресурсов. В  результате  значительного сокращения  объемов
производства,   слабых   темпов   технического   перевооружения    и
недостаточного внимания  к вопросам профессиональной  переподготовки
снижается квалификация персонала действующих предприятий.  Серьезную
озабоченность  вызывает  состояние   здоровья  детей.  Положение   с
качеством  трудовых  ресурсов усугубляется  проблемами  образования:
общим  снижением  эффективности  и  неадекватностью  предоставляемых
знаний запросам рыночной экономики.
     Проблема качества  производственных   ресурсов  (прежде   всего
основных   производственных   фондов)  своими   корнями   уходит   в
дореформенный период и усугубляется трудностями и просчетами в  ходе
социально-экономических преобразований. Именно этот фактор оказывает
решающее   воздействие   на   уровень   производительности    труда.
Техническое   переоснащение   производства   может   скомпенсировать
сокращение трудовых  ресурсов и стать  основой расширения  масштабов
товарного производства, а  значит и новых возможностей  региональной
экономики.
     В ряду  ресурсных  ограничений, с  которыми  может  столкнуться
растущая экономика, стоит энергетический фактор. События  последнего
времени указывают на  высокую степень вероятности наложения  ценовых
или объемных ограничений  на потребление энергетических ресурсов.  В
связи с этим  возрастает актуальность проработки на  государственном
уровне  вопросов  энергосбережения, внедрения  передовых  технологий
сжигания традиционных видов топлива, развития местной энергетической
базы,  использования  нетрадиционных  и  возобновляемых   источников
энергии.
     Проблема экономической и  политической  нестабильности, хотя  и
имеет,  в  основном,  внешние   по  отношению  к  области   причины,
существенно  влияет   на  возможности  проведения   последовательной
региональной   экономической   и   социальной   политики,   отвлекая
ограниченные   ресурсы  от   решения   плановых  задач.   Отсутствие
политического  согласия  и  единства приводит  к  некомплексности  и
несбалансированности   реформ,   мешает   довести   до   логического
завершения  большинство   важнейших  мероприятий,  направленных   на
улучшение ситуации в экономике.
     Создание условий   для   нормального   функционирования   новой
экономической модели  предусматривает решение перечисленных  проблем
или создание предпосылок к их преодолению в ближайшие годы.

                  2. ВЫБОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

     Главным источником    наблюдаемого     в    последнее     время
экономического подъема является эффект импортозамещения, связанный с
использованием  девальвационного  потенциала,  который  может   быть
исчерпан уже в 2000 году. Возможности дальнейшего  неинвестиционного
роста, основанного на задействовании неиспользуемых производственных
ресурсов,  так  же  ограничены.  Таким  образом,  инерционный   путь
развития региона, сохраняющий в себе все составляющие предшествующей
экономической политики, не обеспечит роста благосостояния населения.
Более того, в силу процессов естественного старения и  недостаточной
обновляемости,   а   также  наличия   межрегиональной   конкуренции,
экономический  потенциал  области может  утратить  свое  сегодняшнее
значение.
     Альтернативой перечисленным  вариантам  развития  должен  стать
экономический     рост,     основанный     на     инвестициях      в
структурно-технологическую   модернизацию   экономики,   а   значит,
центральным   звеном   предстоящих   преобразований   должна   стать
экономическая    политика   Ярославской    области,    настоятельная
необходимость активизации которой предопределена накопленным  опытом
реформирования социально  - экономических  отношений и  продиктована
ответственностью власти за  обеспечение достойной жизни населения  в
будущем.


3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ
                              ОБЛАСТИ
                        НА 2000 - 2003 ГОДЫ

     В результате осуществления  рыночных преобразований в  обществе
утвердился  новый  тип  социально-экономических  отношений.   Теперь
необходимо  обеспечить  устойчивое развитие  экономики,  достаток  и
спокойствие населения области.
     Главная задача  социально-экономической  политики   Ярославской
области  в 2000  -  2003  годах  состоит в  достижении  эффективного
экономического  роста,   обеспечивающего  повышение   благосостояния
населения и основанного на инвестициях в  структурно-технологическую
модернизацию экономики  и повышении  роли интеллектуального  фактора
развития экономики.
     Исходя из этого, необходимо:
     1. повышать инвестиционную привлекательность региона;
     2. содействовать предпринимательству и создавать  благоприятные
условия для развития эффективных производств;
     3. способствовать    продолжению    структурной     перестройки
экономики;
     4. стимулировать процесс накопления человеческого капитала;
     5. совершенствовать  основы  реализации  экономических  функций
государства.

     Комплекс мероприятий  региональной  социально  -  экономической
политики, осуществляемой в рамках перечисленных направлений,  должен
способствовать  решению стоящей  перед  областью задачи  скорейшего,
максимально  возможного   и  устойчивого  повышения   благосостояния
населения. Большинство из предлагаемых направлений будут  направлены
на   комплексное    решение   проблемы.    Так,   развитие    малого
предпринимательства  и экспортно-ориентированных  производств  будет
способствовать  не  только повышению  стабильности  функционирования
региональной  экономики.  За  счет создания  на  таких  предприятиях
высокооплачиваемых  рабочих  мест  будет  активизироваться  конечный
спрос домашних хозяйств.
     При таком  подходе  к  решению  проблемы  становится  возможным
достижение   мультипликативного  эффекта,   переводящего   экономику
области  в совершенно  иной  режим функционирования  (более  высокий
уровень доходов населения, иные пропорции процесса воспроизводства и
размеры  накопления). Важно  только,  чтобы масштабы  преобразований
оказались достаточными для  достижения максимальной эффективности  и
необратимости этого перехода.

     3.1. Повышение инвестиционной привлекательности региона

     Финансовое обеспечение  регионального развития  при  сокращении
централизованного финансирования приобретает в 2000-2003 годах новое
содержание. Задача  стоит  не столько  в  получении и  распределении
средств из  федерального бюджета,  сколько в  привлечении из  разных
источников  дополнительных  финансовых  ресурсов  и  управлении   их
дальнейшим движением,  сориентированным на удовлетворение  областных
нужд.
     В этой   связи,   в  условиях   дефицита   средств,   требуется
качественно  новый подход  к  определению приоритетов  регионального
развития. Возникает необходимость перехода к реализации  планомерной
системы действий, определяющей региональную инвестиционную стратегию
и политику. С этой целью в  2000 - 2003 годах должно быть  завершено
отделение полномочий по разработке и принятию инвестиционных решений
в  органах  исполнительной   власти  от  выполнения  полномочий   по
оперативному  регулированию  деятельности  хозяйственного  комплекса
региона.

Формирование благоприятных условий  для инвестиционной  деятельности
на территории области
     В первую  очередь условия  для  работы инвесторов  определяются
действующим на  территории области  законодательством. В  предыдущий
период разработаны  и  приняты законы  "О государственной  поддержке
инвестиционной деятельности на  территории Ярославской области",  "О
государственно-правовых   гарантиях   исполнения   обязательств   на
территории   Ярославской   области",   "Об   уполномоченных   банках
Администрации Ярославской области". В связи с изменением российского
законодательства,  с одной  стороны,  и требованиями  инвесторов  по
обеспечению  безопасности инвестиций  и  защите  их прав,  с  другой
стороны,  в   действующие  законы  будут   вноситься  дополнения   и
изменения,  нацеленные  на  более  полное  удовлетворение  интересов
инвесторов.
     Помимо совершенствования    регионального     законодательства,
снижение инвестиционных и  предпринимательских рисков на  территории
области будет достигаться в процессе развития залоговых и  страховых
механизмов,  наполнения залогового  фонда  региона, внедрения  новых
технологий обеспечения экономической безопасности инвестиций.
     Получит новое    наполнение    работа    по     информационному
сопровождению инвестиционной деятельности на уровне  государственной
власти. Кроме  расширения  имеющихся в  областной Администрации  баз
данных  по   инвестиционным  проектам  и   целевым  программам,   по
предложениям инвесторов будут созданы новые информационные комплексы
по  обеспечению  инвесторов  всей необходимой  для  их  деятельности
информацией.
     Необходимо предусмотреть    улучшение    системы    работы    с
инвесторами, заключающееся в сокращении бюрократических процедур  по
принятию  инвестиционных  решений, в  развитии  системы  партнерских
связей   Администрации   области  с   организациями,   продвигающими
инвестиционные проекты  и  проводящими реструктуризацию  предприятий
области с целью их подготовки к приему и реализации инвестиций.

Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных  проектов
и развития инфраструктуры
     Особое внимание     будет     уделяться     инновационным     и
ресурсосберегающим   проектам    -    как   стратегической    основе
экономического роста  и повышения конкурентоспособности  ярославской
продукции.  Получат  поддержку  проекты  по  развитию   транспортной
инфраструктуры и  средств связи,  использующие новые  информационные
технологии  и   прогрессивные  технические   средства.  В   качестве
проектов,    способствующих   развитию    бизнес-инфраструктуры    и
обеспечивающих приток инвестиций  в другие сферы экономики  области,
будут  поддерживаться  институциональные преобразования  в  секторах
земельного законодательства и внедрения новых финансовых технологий.
     Путем предоставления  государственных  гарантий   Администрации
области, налоговых льгот, содействия в продвижении на  региональном,
федеральном и международном уровнях будет продолжена государственная
поддержка   инвестиционных   проектов  предприятий,   включенных   в
государственную  инвестиционною программу  области.  В 2000  -  2003
годах  будут   реализованы   дополнительные  формы   государственной
поддержки  инвестиций  в  виде  инвестиционных  налоговых  кредитов,
льготной   арендной  платы,   материально-технического   обеспечения
реализации проектов и программ развития.

Формирование привлекательного  инвестиционного  имиджа   Ярославской
области
     Необходимо добиться    качественно    нового    содержания    и
использовать новые технологии для представления Ярославской  области
на российских и международных инвестиционных форумах, выставках, при
подготовке  и  распространении   информационных  материалов  об   ее
экономическом и инвестиционном потенциале.
     Для этих  же целей  будут  использованы возможности  российских
представительств за рубежом, представительств Ярославской области  в
других регионах  и государствах,  представительств других  областей,
стран, компаний на территории Ярославской области.

     3.2. Содействие  предпринимательству и  создание  благоприятных
условий для развития эффективных производств

Развитие малого предпринимательства
     В среднесрочной перспективе развитие малого предпринимательства
должно стать одной  из важнейших  составляющих экономического  роста
экономики области. Для  отдельных территорий, имеющих  напряженность
на рынке труда  и характеризующихся высокой степенью  дотационности,
эта   составляющая   может   оказаться   ключевой   и    практически
безальтернативной.
     Количество малых предприятий, приходящихся на тысячу населения,
в нашей  области не  превышает  7  единиц  (против 35-70  в  странах
Западной Европы и Соединенных Штатах Америки). Между тем, именно эта
форма   организации    бизнеса   придает   устойчивость    процессам
экономического   развития.    Возможность   обеспечения    занятости
населения,  высокая  мобильность   и  потенциально  низкий   уровень
постоянных   издержек   -   вот   привлекательные   стороны   малого
предпринимательства,  определяющие  его  роль  в   восстановительной
экономике.
     Прежде всего, создание новых  малых предприятий, работающих  на
нужды   крупных  производителей,   может   происходить  в   процессе
реструктуризации действующего производства. Такие возможности  могут
быть  выявлены  исходя  из  различий  в  условиях   функционирования
крупного  (ориентированного   на  емкий  рынок   стандартизированной
продукции со стабильным и продолжительным спросом) и мелкого бизнеса
(изготовление  специализированной,   наукоемкой  продукции,   выпуск
которой   связан   со  значительным   риском).   Меры   региональной
экономической политики должны способствовать повышению экономической
эффективности такого партнерства.
     Отдельное внимание   должно    быть   уделено    инновационному
предпринимательству.  Основу   его  экономической  ниши   составляет
научный    и    технический   потенциал    региона.    Эффективность
взаимодействия малого предпринимательства и крупного производства  в
данном случае достигается  путем разделения сфер приложения  усилий:
первые -  разрабатывают  и внедряют,  вторые  - серийно  производят.
Необходимо  приложить  максимум   усилий  для  разрешения   проблемы
обеспечения  данной  формы  сотрудничества  предприятий  финансовыми
средствами, прежде всего, путем развития венчурного финансирования.
     Развитие предпринимательства в сфере услуг определяется уровнем
личных доходов населения. В связи  с этим можно прогнозировать,  что
предпосылкой к увеличению  спроса на услуги  может стать рост  числа
высокооплачиваемых  рабочих  мест,  чему  в  немалой  степени  будет
способствовать и сам процесс развития предпринимательства. Важно при
этом, чтобы  предложение услуг  внутри области  было адекватным  как
объему, так и структуре предъявляемого спроса. Это позволит замкнуть
крупные финансовые потоки внутри региона, а так же привлечь средства
извне.
     Ярославская область    обладает    уникальными    историческими
ценностями и сохраняет древние национальные традиции, имеющие  яркий
местный  колорит,  что  делает  ее  привлекательной  для   посещения
многочисленными туристами. Развитие въездного и внутреннего  туризма
будет способствовать  развитию сферы  услуг, создаст  дополнительные
рабочие места и стимулы для притока капитала.
     Необходимыми условиями роста данного сектора экономики являются
максимальное упрощение   процедуры   регистрации   предпринимателей,
переход к  заявительной форме получения  соответствующих лицензий  и
развитие рыночной инфраструктуры.

Реструктуризация предприятий
     В 2000  -  2003  годах будет  осуществлен  комплексный  процесс
финансовой,  имущественной,   управленческой  и  производственно   -
технологической реструктуризации предприятий.
     Тесная взаимосвязь  проблемы  задолженности  предприятий  перед
бюджетами всех уровней и  внебюджетными фондами с фактом  недостатка
собственных  оборотных  средств и  временный  характер  относительно
благоприятной  конъюнктуры  требуют  дифференцированного  подхода  и
более   энергичной   работы   по   реструктуризации    задолженности
предприятий  перед  бюджетами и  внебюджетными  фондами,  сокращения
существующего  объема  неплатежей.  Однако  финансовое  оздоровление
предприятий  является  необходимым,   но  не  достаточным   условием
расширения      масштабов      производства.      Повышение      его
конкурентоспособности    и   экономической    эффективности    будет
достигаться  в  процессе  реформирования  предприятий.  Приоритетным
направлением  работы  Администрации  Ярославской  области   остается
структурная  перестройка  производственного  комплекса  региона   на
основе   наукоемких,    высоких   энерго -   и   ресурсосберегающих,
экологически   чистых  и   эколого-восстанавливающих   отечественных
технологий.

Агропромышленный комплекс
     В результате сохраняющегося и не компенсируемого в  необходимой
степени межотраслевого  диспаритета цен (опережающего  роста цен  на
промышленную продукцию по сравнению с ценами на продукцию  сельского
хозяйства)  образовался   дефицит   собственных  оборотных   средств
сельскохозяйственных   предприятий.   Следствием   этого    является
физический  и   моральный  износ   материально-технической  базы   и
ухудшение плодородия земель,  подрывающие саму основу  эффективности
сельскохозяйственного     производства.     В     таких     условиях
агропромышленный   комплекс   области   нуждается   в   существенной
государственной поддержке: сохранении практики дотирования хозяйств,
предоставлении им  льгот  по тарифам  на  энергоресурсы и  налоговым
платежам.   Формы   предоставления   поддержки   при   этом   должны
совершенствоваться.
     Исходя из интересов развития АПК, одним из важнейших  элементов
экономической политики области на предстоящее четырехлетие  является
поощрение  эффективных  методов  организации   сельскохозяйственного
производства,  базирующихся  на  внедрении  передовых  технологий  в
растениеводстве  и  животноводстве,  развитии  отраслей  переработки
сельхозпродукции и расширении производственно - сбытовой  кооперации
сельхозтоваропроизводителей.    Конечной    целью     реформирования
агропромышленного     комплекса    должно     стать     максимальное
самообеспечение   области   продуктами   питания   и   сырьем    для
перерабатывающих предприятий.

Антимонопольное регулирование
     Условия производственной     деятельности     предприятий     в
существенной мере связаны с политикой в области конкуренции. В  2000
году и  в последующие годы  в сфере  естественных монополий в  целях
обеспечения    сбалансированности   интересов    будет    продолжено
государственное   регулирование   экономических   отношений    между
монополистами  и потребителями  их  продукции или  услуг.  Предстоит
осуществить  комплекс  мер  государственного  регулирования  цен  на
продукцию,   товары    и    услуги   монополистов,    обеспечивающий
бесперебойное   функционирование  народно-хозяйственного   комплекса
области и удовлетворение первоочередных потребностей населения.

     3.3. Структурная перестройка экономики

     Одним из основных направлений социально-экономической  политики
в   ближайшие  годы   будет   продолжение  структурной   перестройки
экономики.  Однако,  теперь  этот  процесс  будет  характеризоваться
смещением акцентов  на поддержку наиболее  перспективных отраслей  и
сфер деятельности,  способствующих росту  эффективности и  повышению
устойчивости функционирования региональной экономики.

Экспортная ориентация производства
     Опыт рыночных преобразований,  осуществляемых  в нашей  стране,
свидетельствует о том, что наиболее устойчивыми секторами переходной
экономики являются экспортно-ориентированные производства. В  период
финансовых  кризисов   такие  предприятия  приобретают   возможность
получать дополнительные доходы, возникающие в результате девальвации
национальной валюты.  Дальнейшие перспективы  развития экономики  во
многом   будут    определяться    тем,   будут    ли   эти    доходы
трансформироваться в оплату  труда персонала, увеличение  количества
высокооплачиваемых  рабочих   мест  и   инвестиции  предприятий   на
территории области, или перетекут в другие регионы.
     Вопросы экспортного    потенциала    и    конкурентоспособности
отечественного  производства  тесно связаны  с  проблемой  качества,
которой  органы  государственной   власти  Ярославской  области   на
протяжении  последних  лет  уделяют  пристальное  внимание.   Данное
направление  работы   должно   сохранить  свою   актуальность  и   в
среднесрочной перспективе.  Принципиальное  расширение рынков  сбыта
производимой  продукции  в  современных условиях  не  достижимо  без
создания   нормативно-правовых,  мотивационных   и   организационных
условий массового расширения работ по управлению качеством.

Увеличение стоимостных    объемов   производства    интеллектуальных
продуктов
     Интеллектуальный продукт,   с   экономической   точки   зрения,
заключает  в  себе  значительную добавленную  стоимость  и  обладает
потенциально   высокими   экспортными  возможностями.   Именно   эти
особенности указывают  на перспективность  развития данного  сектора
экономики. В результате  создания максимально благоприятного  режима
для   отраслей,   связанных   с   производством,   продвижением    и
использованием  наукоемких продуктов,  на  территорию области  могут
быть привлечены компании  из других регионов, а  доля таких услуг  в
валовом региональном продукте  доведена до размера, сопоставимого  с
долей   промышленного   производства.   Практическим    инструментом
реализации  данного  направления региональной  политики  могут  быть
технико-внедренческие зоны  экономического  развития, создаваемые  в
Ярославской   области   на  основе   действующего   федерального   и
регионального законодательства.
     В качестве механизма  активизации участия  ярославской науки  в
решении  проблем  хозяйственного комплекса  региона  и  технического
переоснащения его  отраслей может  быть использован  государственный
заказ  научным   коллективам  области   в  системе   многоканального
финансирования науки.

Развитие информационных технологий
     Повышению эффективности функционирования региональной экономики
способствует использование  современных  информационных  технологий.
Следует отметить, что истекший период характеризовался существенными
позитивными сдвигами в данном  направлении. Только за последние  три
года  количество  персональных  компьютеров  в  крупных  и   средних
предприятиях области увеличилось  на 10 тысяч  единиц. Свыше трех  с
половиной  тысяч  компьютеров  к  началу 1999  года  имели  выход  в
глобальные сети, в том числе, в Интернет.
     Создание в регионе  единого  информационного пространства,  как
части   информационного   пространства   Российской   Федерации,   в
среднесрочной    перспективе    предусматривает:    расширение     и
совершенствование    инфраструктуры    информатизации;     поддержку
предприятий и организаций, специализирующихся в сфере информационных
технологий, регулирование  деятельности монополистов и  формирование
конкурентной среды на рынках информационных услуг и связи.
     Одним из  перспективных  направлений развития  данного  сектора
является  информатизация производственно-коммерческой  деятельности.
Сегодня невозможно добиться серьезного увеличения объема продаж  без
использования современных средств телекоммуникаций. В равной степени
это актуально как для непосредственных производителей  промышленной,
сельскохозяйственной продукции и их коммерческих посредников, так  и
для хозяйствующих субъектов,  специализирующихся в области  оказания
всевозможных услуг. Современные  технические и программные  средства
позволяют сторонам заключать торговые сделки и осуществлять  платежи
непосредственно в  режиме реального времени.  В масштабах  экономики
это  будет связано  с  ростом  объемных показателей  и  существенным
сокращением издержек  в  обращении. Кроме  того,  в рамках  развития
электронного   бизнеса   открываются   дополнительные    возможности
обеспечения занятости населения по принципу "работы на дому".

     3.4. Стимулирование процесса накопления человеческого капитала

     Определяющим фактором  функционирования экономики  в  ближайшем
будущем,  как уже  отмечалось,  станет состояние  трудовых  ресурсов
области.  В   связи  с  этим   возрастает  значимость   мероприятий,
осуществляемых  в  области  охраны здоровья  населения,  культуры  и
образования,    что    непосредственно    способствует    накоплению
человеческого капитала.

Охрана здоровья населения и вопросы экологии
     Реализация общих приоритетов социально-экономической политики в
рамках системы   здравоохранения    предполагает:   решение    задач
профилактики  младенческой   и  материнской  смертности;   повышение
качества медицинской помощи за счет приобретения нового современного
оборудования, внедрения новых технологий в профилактике  заболеваний
и   лечебно-диагностическом   процессе;   улучшение   лекарственного
обеспечения  и  усиление контроля  качества  лекарственных  средств;
регулирование цен на важнейшие медикаменты и разумную  централизацию
их закупок для нужд медицинских учреждений.
     В результате    совершенствования   структуры    и    принципов
взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обслуживания
населения на  территории области  должна  быть создана  их единая  и
экономически   целесообразная   сеть.   Концентрация    современного
медицинского оборудования в специализированных лечебных учреждениях,
функционирующих в рамках  такой сети, обеспечит максимальную  отдачу
от его использования.
     Повышение эффективности использования ресурсов  здравоохранения
будет достигаться в результате осуществления контроля за  правильным
и эффективным использованием бюджетных средств и средств фонда  ОМС,
контроля  качества и  соблюдения  правил предоставления  медицинской
помощи, совершенствования взаимодействия с федеральными  структурами
по вопросам организации медицинского обслуживания населения.
     В процессе развития производственной базы должно обеспечиваться
бережное и эффективное использование природных ресурсов. Необходимым
условием повышения качества жизни населения области является решение
экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферного воздуха
и водных ресурсов, обращением с отходами производства и потребления.
Ресурсы, выделяемые   региональной   экономикой   на   цели   охраны
окружающей среды и экологовосстановительные мероприятия, должны быть
достаточными для обеспечения устойчивости развития, то есть доступ к
возможностям цивилизации должен быть открыт не только нынешним, но и
будущим поколениям.

Образование - ведущий фактор совершенствования экономики и общества
     Качество трудовых ресурсов  области, помимо состояния  здоровья
населения,    во    многом    определяется    потенциалом    знаний,
компетентностью,  приобретаемыми  в  процессе  образования.  Уровень
современной техники и передовые технологии, на базе которых возможно
дальнейшее   развитие,  предъявляют   к   персоналу  предприятий   и
организаций  новые  требования,  превышающие  минимальные  стандарты
образования. В связи  с этим,  главной задачей образования  является
обеспечение  его  качества,  адекватного  современным  потребностям.
Содержание и результаты образования должны соответствовать ожиданиям
основных "заказчиков"  -  самих учащихся,  их  родителей, социума  и
рынка труда.
     Решению этой  задачи  должна  способствовать  оптимизация  сети
образовательных учреждений, предполагающая реальное многоканальное и
разноуровневое   финансирование   на   основе   нормативов,    новые
педагогические    и   организационные    технологии,    формирование
государственно-общественного   управления   образованием,   развитие
образовательной инфраструктуры.
     Повышению трудовой  и  общественной  активности   подрастающего
поколения   в  немалой   степени   должна  способствовать   активная
молодежная  политика,   направленная  на  эстетическое   воспитание,
интеллектуальное и физическое развитие, гражданско-патриотическое  и
нравственное становление молодежи, создание условий для  эффективной
реализации ее потенциала.
     Необходимо создать  режим наибольшего  благоприятствования  при
распространении культурных ценностей, направленных на повышение роли
семьи в воспитании подрастающего поколения. Основными  направлениями
государственной региональной  культурной политики  будут развитие  и
воспроизводство  культурного и  творческого  потенциала общества,  а
также сохранение и защита культурного наследия региона.

     3.5. Совершенствование основ  реализации экономических  функций
государства

     Решение поставленной  задачи  социально-экономической  политики
Ярославской   области   в  современных   условиях   функционирования
региональной  экономики   невозможно  без  совершенствования   основ
реализации  экономических  функций государства.  Прежде  всего,  это
относится к мерам бюджетной и налоговой политики, которые, наряду  с
внебюджетными источниками  экономического роста,  в конечном  счете,
должны способствовать повышению благосостояния населения области.

Бюджетная и налоговая политика
     Формирование стратегии бюджетно-налоговой  политики в  условиях
бездотационности   области   предполагает  продолжение   работы   по
совершенствованию    бюджетного    процесса    и     прогнозирования
экономических показателей.
     Параметры бюджета  определяют   и  уровень  социальной   защиты
населения, и  качество  экономической политики,  и  положение дел  в
большинстве   производственных   отраслей.   Ключевым   направлением
политики  на   среднесрочную  перспективу  должны   стать  меры   по
обеспечению роста  бюджетных доходов. Прежде  всего, это  расширение
налогооблагаемой   базы:    финансовая    и   налоговая    поддержка
производителей, в том числе  и в виде прямых субсидий,  наращивающих
производство и объемы платежей в областной и местные бюджеты;  вывод
имеющихся  доходов  из  теневого  оборота  как  на  основе  мер   по
укреплению налоговой  дисциплины,  так и  на  основе более  широкого
применения единого налога на вмененный доход для определенных  видов
деятельности; поиск  решения  проблемы утечки  финансовых потоков  в
другие  регионы страны.  Перечисленные  меры, наряду  с  увеличением
собираемости  налогов  и  ликвидацией  взаимозачетов,  переходом   к
казначейской  системе   исполнения   бюджета,  позволят   обеспечить
выполнение бюджетных обязательств не прибегая к повышению  налоговых
ставок или увеличению размеров заимствований.
     Успех экономической и финансовой стабилизации во многом зависит
от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений и  механизмов
выравнивания   уровня    социально    -   экономического    развития
муниципальных  образований  области.  Укрепление   самостоятельности
бюджетов муниципальных образований на основе расширения их налоговой
базы, целевой характер передаваемых местным бюджетам средств, четкое
разделение  сфер  ответственности между  областью  и  муниципальными
властями -  это принципы,  на которых  будут строиться  межбюджетные
отношения.  Реализация   их  позволит   добиться  сокращения   числа
дотационных муниципальных образований, усиления контроля за  целевым
использованием   средств   в   высокодотационных   округах,   лучшей
координации бюджетной политики Администрации области и муниципальных
образований для выработки общих подходов к решению важнейших проблем
социальной сферы и населения, проживающего на данной территории.
     Наряду с   увеличением    налогооблагаемой   базы    необходимо
принципиально  изменить  подход   к  составлению  бюджета   области,
обеспечив его инвестиционную ориентацию. Такой переход подразумевает
планирование суммы  капитальных расходов бюджета  не по  остаточному
принципу,  а одновременно  с  определением его  главных  параметров.
Необходимо изменение структуры  расходов: больше средств  направлять
на капитальные вложения  и стимулирование инвестиционной  активности
предприятий и организаций.
     Повышение эффективности  политики  бюджетных  расходов   должно
сопровождаться безусловным  погашением  задолженности и  выполнением
бюджетом  текущих  обязательств  по  заработной  плате,  пособиям  и
компенсациям.  Наиболее  существенными направлениями  данной  работы
должны  стать   укрепление  финансового   контроля  над   расходами,
повсеместное расширение  практики конкурсных  торгов при  размещении
заказов на поставки продукции и выполнение работ для государственных
и  муниципальных  нужд,  продолжение  работы  по  ресурсосбережению,
оптимизация структуры бюджетных организаций, упорядочение социальных
льгот.
     Вопросы обеспечения          надежного           финансирования
жилищно-коммунального  хозяйства и  социальной  сферы области  могут
быть  частично решены  в  результате серьезного  пересмотра  системы
социальных   нормативов    и   нормативов   минимальной    бюджетной
обеспеченности. Однако,  наиболее полное решение  проблемы лежит  на
пути реализации  комплексного подхода. Так,  улучшение финансовой  и
материально-технической  базы  образования  в  современных  условиях
представляется  достижимым   путем  увеличения   доли  расходов   на
образование в государственном бюджете Ярославской области и бюджетах
муниципальных образований,  перехода  образовательных учреждений  на
новый     финансово-хозяйственный    механизм,     предусматривающий
определенную  децентрализацию  финансирования  отрасли.  Обеспечение
устойчивого   функционирования   государственных   и   муниципальных
учреждений  здравоохранения  может  быть  достигнуто  в   результате
формирования  многоканальной  системы  финансирования,  а  улучшение
финансового  обеспечения  учреждений  культуры  косвенно  связано  с
развитием въездного и внутреннего туризма.
     В краткосрочном плане, в условиях дефицита финансовых ресурсов,
предоставление налоговых  льгот   являлось  достаточно   эффективным
способом государственной поддержки отдельных категорий хозяйствующих
субъектов.  Однако,  данному  механизму  субсидирования  присущ  ряд
существенных недостатков, ограничивающих возможности его применения.
     Во-первых, систематическое   предоставление  льготного   режима
налогообложения одним и тем же категориям налогоплательщиков снижает
стимулы к повышению эффективности их функционирования.
     Во-вторых, предоставление  налоговых   льгот,   в  отличие   от
целевого   финансирования   или  кредитования,   не   сопровождается
адекватным  перечислением  денежных   средств.  При  этом   теряется
контроль за движением финансовых потоков, а контроль эффективности и
целевого  использования  средств, выводимых  из-под  налогообложения
становится практически невозможным.
     В-третьих, нарушаются принципы здоровой  конкуренции - в  более
выгодном  положении  оказываются  не самые  рачительные  хозяева,  а
положение эффективных предприятий относительно ухудшается.
     Принимая в  качестве  стратегического  направления  постепенное
понижение  уровня налогового  бремени  при одновременном  сокращении
объема   предоставляемых   налоговых  льгот,   в   ближайшее   время
целесообразно обеспечить  постепенный переход  к активной  поддержке
отдельных категорий, инициируемой государством. При этом  необходимо
исходить  из   первоочередных   интересов  региональной   экономики,
обеспечить защиту принципов здоровой конкуренции и максимальный учет
всех последствий принимаемых решений для их получателей,  областного
бюджета и третьих лиц.

Управление государственной собственностью
     Повышение эффективности       управления        государственной
собственностью Ярославской области в 2000 - 2003 годах будет связано
с   необходимостью   реализации   государством   функций   активного
собственника по отношению ко всем государственным объектам на основе
оптимизации  их   количества.   Формирование  реестра   недвижимости
областной собственности поможет обеспечить контроль за  сохранностью
и   использованием   государственного   имущества,   а   также    за
деятельностью руководителей  предприятий, управляющих  материальными
активами и финансовыми потоками возглавляемых ими предприятий, в том
числе контроль  за поступлением  в бюджет  доходов от  использования
имущества  области.  Для   решения  задач  эффективного   управления
государственными  унитарными  предприятиями  государству  необходимо
определять цели  деятельности применительно  к каждому  предприятию,
повысить  требования  к  их  руководителям.  Принципы  и  подходы  к
управлению   акциями   и  долями,   находящимися   в   собственности
Ярославской  области,  во  многом  сходны  с  механизмом  управления
унитарными  предприятиями и  учреждениями.  Применительно к  каждому
случаю такого  участия будет  определена и  зафиксирована его  цель,
которой должны руководствоваться представители государства в органах
управления акционерных и хозяйственных обществ.

Правовая база преобразований
     Важнейшими условиями  повышения  устойчивости  функционирования
экономики и социальной сферы области остаются своевременное создание
и совершенствование нормативной правовой базы, укрепление законности
и правопорядка.
     В среднесрочной  перспективе  необходимо  завершить  работу  по
принятию законов  Ярославской области о  наделении органов  местного
самоуправления  муниципальных  образований  отдельными  полномочиями
Ярославской области,  что повысит  эффективность функционирования  и
взаимодействия органов государственной власти Ярославской области  и
органов  местного   самоуправления.  Предстоит   принять  закон   об
административно-территориальном   устройстве  Ярославской   области,
завершить работу над законами о порядке образования,  преобразования
и  упразднения   муниципальных   образований  Ярославской   области,
установления  их   границ  и   наименований,  а   также  о   порядке
разграничения    предметов    ведения,    объектов     муниципальной
собственности   и   источников   доходов   бюджетов    муниципальных
образований области.
     В результате  согласованной работы  всех  ветвей власти  должно
быть   обеспечено   нормальное   финансирование   правоохранительных
органов,  без чего  не  возможно  добиться серьезных  результатов  в
борьбе  с  преступностью  и  обеспечить  экономическую  безопасность
региона.





Информация по документу
Читайте также