Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ярославской области от 28.08.2000 № 606

                    ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28.08.2000 N 606
г. Ярославль

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики и сценарных
 условиях социально-экономического развития Ярославской области на
                              2001 год


     В целях разработки бюджета Ярославской области на 2001 год и на
основании Бюджетного   послания  Президента   Российской   Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике  на
2001 год и на среднесрочную перспективу"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить  прилагаемые  основные  направления  бюджетной   и
налоговой политики Ярославской области на 2001 год.
     2. Утвердить        прилагаемые        сценарные        условия
социально-экономического развития Ярославской области на 2001 год.
     3. Структурным     подразделениям    Администрации     области,
привлекаемым для разработки  проекта бюджета Ярославской области  на
2001 год,  обеспечить  соблюдение основных  направлений бюджетной  и
налоговой  политики  и  сценарных  условий  социально-экономического
развития Ярославской  области  на 2001  год, утвержденных  настоящим
постановлением.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за
собой.
     5. Настоящее   постановление   вступает  в   силу   с   момента
подписания.


     Губернатор
     Ярославской области          А.И.Лисицын


                                                          Утверждены
                                                      постановлением
                                                 Губернатора области
                                                 от 28.08.2000 N 606


  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ
                        ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД

     Настоящий документ   задает  стратегические   и   краткосрочные
ориентиры  бюджетной  и  налоговой  политики  Ярославской   области,
согласованные  с общими  целями  и задачами  экономической  политики
государства,   которые   являются  определяющими   в   среднесрочном
бюджетном планировании и при составлении проекта бюджета области  на
очередной год.

              1. РОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.
                       ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

     В предшествующий период развития бюджетная и налоговая политика
играла существенную  роль  в  стабилизации  социально-экономического
положения   Ярославской   области.   При   этом   решались   задачи,
поставленные   в    Послании    Президента   Российской    Федерации
Правительству Российской  Федерации  "О бюджетной  политике на  2000
год",  осуществлялась  реализация  региональной  программы  экономии
государственных расходов. С 2000 года область стала бездотационной и
признана донором федерального бюджета.
     В настоящее время практически исчезла наиболее острая  проблема
- хронические задержки заработной платы работникам бюджетной сферы.
     Согласно предвыборной программе Губернатора Ярославской области
"От выживания    к    благополучию"    и    Основным    направлениям
социально-экономической политики  Ярославской  области на  2000-2003
г.г.,  бюджетная  и  налоговая политика  должна  в  большей  степени
соответствовать требованиям ускоренного развития экономики  области.
При  этом  важно  учесть  весь  комплекс  существующих  бюджетных  и
налоговых проблем области.
     Наиболее острой бюджетной проблемой, определяющей весь характер
социально-экономических отношений  между государством  и  обществом,
является  несбалансированность  финансовых  ресурсов  и   социальных
обязательств. Она присуща всем уровням бюджетной системы.
     Государство по-прежнему  не  исполняет  часть  взятых  на  себя
обязательств.  Это  касается,  прежде  всего,  социальных  гарантий,
предусмотренных  законами.  Мы  не  обеспечиваем  в  полном   объеме
финансирование  льгот и  социальной  помощи ветеранам  и  инвалидам.
Накопилась значительная  задолженность  по детским  пособиям, но,  в
большей степени,  это  относится к  компетенции федеральных  органов
власти,  что   подтверждено  и  в   бюджетном  послании   Президента
Российской  Федерации  "О  бюджетной  политике  на  2001  год  и  на
среднесрочную перспективу".
     В то же время  государство продолжает перекладывать  социальные
расходы на предприятия, устанавливая  низкие тарифы для населения  и
бюджетных    организаций.    Существующее    положение    закрепляет
своеобразный  "контракт" между  государством  и обществом,  одна  из
сторон которого  не в  полной мере исполняет  свои обязательства,  а
другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять
свои. Такой  "контракт" является  одной из  главных причин  неравных
условий конкуренции, масштабного кризиса неплатежей, оттока капитала
и распространения коррупции.
     Избыточные обязательства государства  породили высокий  уровень
налогообложения.   Неравное    отношение    налоговых   органов    к
налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. При этом
многочисленные налоговые льготы, значительно уменьшая доходную часть
бюджета, практически непрозрачны для контроля за их эффективностью и
целевым  использованием.  Налоговая  система  еще  содержит  большое
количество  плохо  собираемых  налогов,  осложняющих   хозяйственную
деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень, а  их
финансовых  потоков  -  за  пределы  Ярославской  области.   Сегодня
бюджетная  несбалансированность  усугубляется  недостаточно   четким
разграничением   полномочий   органов  власти   различных   уровней.
Областные и муниципальные органы власти зачастую не могут определить
сферу   своей   финансовой   ответственности,   выполняют   функции,
находящиеся в компетенции органов вышестоящего уровня.
     Необходимо создавать   и   применять  новые   методики   оценки
налогового   потенциала  хозяйствующих   субъектов,   осуществляющих
деятельность на территории области.
     Система управления  государственными финансами  характеризуется
не  только  серьезными   изъянами  бюджетного  планирования,  но   и
недостаточно эффективными механизмами  исполнения бюджетов, учета  и
контроля. Казначейская система пока только разрабатывается на уровне
области. Бюджеты всех уровней остаются недостаточно прозрачными. Это
прежде  всего  относится   к  процедурам  государственных   закупок.
Обязательность  конкурсов,  публичность их  проведения,  регистрация
контрактов  -  лишь  первые  шаги  по  совершенствованию  механизмов
государственных  закупок и  экономии  бюджетных средств.  Необходимо
обеспечить реальный  конкурентный  режим при  размещении заказов  на
производство товаров  и  услуг для  государственных и  муниципальных
нужд.
     Без решения  этих  проблем  невозможно  не  только   достижение
финансовой и социальной стабильности и создание надежных предпосылок
для устойчивого экономического  роста, но и повышение  эффективности
государственной власти.

  2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОРИЕНТИРЫ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
                              ПОЛИТИКИ

     Определяя основные  проблемы  бюджетной и  налоговой  политики,
следует отметить, что они в большинстве своем известны уже не первый
год.  Сейчас  нужно  перейти  от  констатации  проблем  к  реальному
продвижению в их решении.
     В качестве  стратегических  направлений бюджетной  и  налоговой
политики Ярославской области выступают:
     - упорядочение государственных обязательств,
     - введение строгой адресности в выплате социальных пособий,
     - концентрация  финансовых  ресурсов  на  решении  приоритетных
задач,
     - создание эффективной системы межбюджетных отношений,
     - совершенствование управления государственными финансами,
     - снижение налоговой нагрузки на экономику.
     Для реализации  этих  основных  направлений  необходимо   более
последовательно проводить  налоговую и бюджетную  реформу. При  этом
задача весьма осложняется  большой зависимостью области от  политики
федерального   центра   и   вызываемой   этим   непрогнозируемым   и
непреодолимым фактором нестабильности.
     Прежде всего,  необходимо   пересмотреть   объем  и   структуру
обязательств государства, которые остаются неподъемными для бюджета.
Важно  завершить  переход  к  адресной  социальной  поддержке,   что
подразумевает   необходимость   уточнения  и   сокращения   большого
комплекса социальных обязательств, установленных  законодательством.
Требуется  твердо   гарантировать   социальную  поддержку   наиболее
нуждающимся  гражданам.  Оказание   адресной  социальной  помощи   и
развитие  негосударственных  пенсионных  фондов  позволят  увеличить
размер пособий и других выплат наиболее нуждающимся.
     Не менее важной  задачей  является сокращение,  а затем  полный
отказ   от   покрытия  убытков   предприятий   жилищно-коммунального
хозяйства. Основным источником их  доходов станут не прямые  дотации
из бюджетов всех уровней,  а деньги, поступающие непосредственно  от
потребителей их  услуг. Четкая зависимость  от конечных  получателей
даст  дополнительный  стимул к  повышению  качества  предоставляемых
услуг. Для решения этой задачи потребуется совершенствование системы
предоставления  адресных  жилищных  субсидий.  Только  ответственный
подход к этой проблеме принесет желаемый результат без возникновения
социальной напряженности в обществе.
     Следует также   уходить   от   перекрестного    субсидирования,
сдерживающего эффективное развитие экономики.
     Наряду с   сокращением   избыточных   социальных   обязательств
государства важно  повышение  эффективности использования  бюджетных
средств.  Для  этого   необходимо  четкое  обоснование   приоритетов
бюджетных   расходов,   их  регулярная   инвентаризация   и   оценка
эффективности.
     В условиях перехода  к  новому типу  экономики, основанному  на
инновациях, приоритетное значение получает финансирование социальной
сферы. Расходы на образование и здравоохранение в перспективе должны
возрасти.  При этом  финансирование  каждого социального  учреждения
должно  быть  увязано  с  конечным  результатом  его   деятельности.
Необходимо также  учитывать и  применять  новые формы  и методы,  на
основе лучшего и перспективного мирового опыта.
     Государство должно    усилить    свою    роль    в     развитии
производственной и инвестиционной инфраструктуры. Надо усилить  роль
реализуемых  в   Ярославской  области   инвестиционных  программ   в
стимулировании и развитии экономики.
     Расходы на государственное  управление должны  стать еще  одним
источником  экономии бюджетных  средств.  Бюджетная политика  должна
соответствовать  основным  ориентирам  реформы  власти  -  разумному
уменьшению  численности  государственных  служащих  с  одновременным
повышением  управленческого  профессионализма  и  заработной   платы
занятых в этой сфере.
     Одним из  ключевых  направлений  бюджетной  политики   является
совершенствование   механизма   межбюджетных   отношений.   Очевидна
потребность в четком  разграничении расходных полномочий и  доходных
источников между региональным и местным уровнями бюджетной  системы.
Решение  данной  проблемы позволит  сформировать  надежный  механизм
финансовой поддержки дотационных муниципальных округов.
     Необходимо повысить  ответственность муниципальных  образований
за формирование налогооблагаемой базы по земельному налогу и  налогу
на  имущество  физических  лиц. Реальная  рыночная  оценка  земли  и
наличного  имущества физических  лиц  является источником  повышения
доходов местных бюджетов. Это, в свою очередь, сократит  потребность
муниципальных округов в финансовой поддержке из областного бюджета.
     Важно обеспечить   соответствие  бюджетных   доходов   расходам
бюджетов всех муниципальных  образований области, рассчитываемым  на
основании    утвержденных    нормативов    минимальной     бюджетной
обеспеченности.
     Для рационализации бюджетных  расходов необходимо  сформировать
эффективную систему  управления государственными финансами  области,
которая позволит решить перечисленные  задачи и наладить открытые  и
справедливые  отношения  между  государством  и  обществом.  Перевод
бюджетов всех уровней на казначейское исполнение позволит обеспечить
контроль общества  за использованием  бюджетных ресурсов.  Требуется
обеспечить реальную открытость  и прозрачность бюджетов и  бюджетных
процедур   на  всех   уровнях   бюджетной  системы.   Необходимо   в
обязательном  порядке  публиковать  бюджетную  отчетность  по   всем
разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы.
     При распределении  бюджетных  средств  необходимо  использовать
принцип конкурсности. Процедуры государственных закупок должны стать
максимально открытыми.
     - Повышение эффективности бюджетных расходов позволит  ускорить
проведение  налоговой реформы,  которая  призвана снизить  налоговое
бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему,  выровнять
условия    налогообложения    и   повысить    качество    налогового
администрирования.
     Таковы стратегические ориентиры бюджетной и налоговой политики,
нацеленной на  обеспечение   бездефицитности  бюджета  и   ускорение
экономического роста.

      3. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

     При решении первоочередных задач бюджетной и налоговой политики
в 2001   году  следует   исходить   из  стратегических   ориентиров,
сформулированных выше.
     К первоочередным задачам бюджетной и налоговой политики области
относится урегулирование   налоговой   задолженности    предприятий.
Необходимо  разработать и  внедрить  механизм конвертации  налоговых
задолженностей   предприятий  областному   и   местным  бюджетам   в
собственность, преимущественно в виде пакетов акций.
     Второй приоритет - инвентаризация  и оценка эффективности  всех
бюджетных расходов и  обязательств. Подобную инвентаризацию  следует
проводить ежегодно, учитывая ее результаты при формировании  бюджета
области на последующие годы.
     Третий приоритет - уточнение и сокращение обязательств области,
которые не  могут  быть  профинансированы в  2001  году.  Необходимо
привести   эти   обязательства    в   соответствие   с    имеющимися
возможностями.  Социальные  льготы  необходимо  трансформировать   в
адресную  социальную  помощь  преимущественно  в  денежной  форме  с
регулярной проверкой степени нуждаемости их получателей.
     Четвертый приоритет - концентрация ресурсов бюджета на  решении
ключевых задач при  одновременном сокращении заведомо  неэффективных
расходов.
     Пятый приоритет   -   создание   благоприятных   условий    для
осуществления инвестиций в  приоритетные отрасли экономики  области.
Необходимо  стимулировать  повышение  эффективности   предоставления
налоговых льгот с одновременным сокращением их абсолютного размера и
установлением жесткого контроля за их использованием.
     Шестой приоритет -  создание  эффективного механизма  бюджетных
инвестиций и поддержки предпринимательства. Не менее 80% от доходов,
дополнительно получаемых бюджетом от предприятий области должны идти
на   развитие   этих   предприятий,   вне   зависимости   от   формы
собственности,    5%     должны     расходоваться    на     развитие
предпринимательства, остальное - на социальные нужды.
     Седьмой приоритет   -   ускорение   формирования   казначейской
системы. Необходимо создать казначейскую систему на областном уровне
и стимулировать этот процесс в муниципальных образованиях, оказывать
им всемерную техническую и методологическую поддержку.
     Восьмой приоритет  -  переход  к  управлению   государственными
активами   на    новых   принципах,   предусматривающих    получение
максимального   эффекта  от   его   использования.  Нужно   провести
инвентаризацию  государственного  имущества, его  оценку,  завершить
разграничение  прав собственности  на  государственное имущество  по
уровням  власти  в   целях  увеличения   доходов  от  имеющегося   у
государства имущества.  Широко применять привлечение  к контролю  за
государственными унитарными предприятиями и акционерными обществами,
в которых области принадлежат пакеты акций, независимых аудиторов, с
выплатой им вознаграждения в виде процентов от доходов,  поступающих
в бюджет  от  деятельности государственных  унитарных предприятий  и
обществ.
     Для решения  этих  задач  потребуется внести  изменения  в  ряд
действующих законов Ярославской области - "О бюджетном устройстве  и
бюджетном   процессе  в   Ярославской   области",  "О   межбюджетных
отношениях Ярославской области", а также принять новые - "О закупках
продукции  для  государственных  нужд  в  Ярославской  области",  "О
социальных гарантиях работникам бюджетной сферы Ярославской области"
и   "О   порядке    разграничения   предметов   ведения,    объектов
собственности, источников доходов бюджетов муниципальных образований
Ярославской области" и  другие, обеспечивающие реализацию  настоящих
Направлений.
     Сбалансированная бюджетная и  налоговая политика  - это  основа
новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между
государством и обществом, основанного на неукоснительном  выполнении
взаимных обязательств.

                                                          Утверждены
                                                      постановлением
                                                 Губернатора области
                                                 от 28.08.2000 N 606

  СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ
                        ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД

+--------------------------------+--------+--------+---------------------+
|          Показатели            | 1999   | 2000   |Прогноз на 2001 год  |
|                                +--------+--------+--------+------------+
|                                | отчет  |оценка  |   1    | 2 вариант  |
|                                |        |        |вариант |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Численность постоянного         |1418,7  |1405,8  |1393,8  |  1392,4    |
|населения (среднегодовая),      |        |        |        |            |
|тыс. человек                    |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году          | 99,25  | 99,09  | 99,14  |   99,04    |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Инфляция (рост потребительских  | 133,1  |  124   | 107,2  |   114,8    |
|цен) декабрь к декабрю, в % к   |        |        |        |            |
|предыдущему году                |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в среднем за год, в % к         |  176   | 119,9  | 115,3  |   119,5    |
|предыдущему году                |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Продукция промышленности -      | 33849  | 53586  | 66000  |   66787    |
|всего, млн. рублей              |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году в        | 125,7  | 115,3  | 105,1  |   103,7    |
|сопоставимых ценах              |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|индекс-дефлятор, в % к          | 160,6  | 137,3  | 117,2  |   120,2    |
|предыдущему году                |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Продукция сельского хозяйства   |10036,6 |13026,3 |15058,2 |  15371,1   |
|во всех категориях хозяйств,    |        |        |        |            |
|млн. рублей                     |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году в        | 118,6  | 102,6  | 101,6  |    100     |
|сопоставимых ценах              |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|индекс-дефлятор, в % к          | 270,4  | 126,5  | 113,7  |    118     |
|предыдущему году                |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Инвестиции в основной капитал   |6026,6  |9449,7  |13377,9 |  13347,6   |
|за счет всех источников         |        |        |        |            |
|финансирования, млн. рублей     |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году в        | 117,2  | 112,0  | 117,0  |   113,0    |
|сопоставимых ценах              |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|индекс-дефлятор, в % к          | 194,4  | 140,0  | 121,0  |   125,0    |
|предыдущему году                |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Розничный товарооборот, млн.    |11828,6 |14516,1 |17059,3 |  17568,1   |
|рублей                          |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году в        | 83,9   | 104,0  | 104,0  |   103,0    |
|сопоставимых ценах              |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|индекс цен, в % к предыдущему   | 186,0  | 118,0  | 113,0  |   117,5    |
|году                            |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Объем платных услуг населению,  |2849,6  |3720,3  |4725,1  |  4777,1    |
|млн. рублей                     |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году в        | 100,8  | 103,2  | 101,6  |   100,6    |
|сопоставимых ценах              |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|индекс цен, в % к предыдущему   | 125,6  | 126,5  | 125,0  |   127,6    |
|году                            |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Прибыль по всем видам           |4796,9  |6139,6  |7111,6  |  7180,3    |
|деятельности, млн. рублей       |        |        |        |            |
|(сальдо)                        |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году          | 745,3  | 128,0  | 115,8  |   117,0    |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Фонд заработной платы, млн.     |8233,0  |12720,0 |14793,3 |  14984,1   |
|рублей                          |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году          | 139,9  | 154,5  | 116,3  |   117,8    |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Уровень официальной безработицы | 2,04   | 2,11   | 2,11   |   2,12     |
|в % к экономически активному    |        |        |        |            |
|населению                       |        |        |        |            |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Экспорт - всего, млн. долл. США | 407,3  | 439,8  | 450,8  |   445,4    |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году          | 108,0  | 108,0  | 102,5  |   101,3    |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|Импорт - всего, млн. долл. США  | 295,4  | 298,5  | 309,0  |   304,5    |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
|в % к предыдущему году          | 164,0  | 101,0  | 103,5  |   102,0    |
+--------------------------------+--------+--------+--------+------------+
  





Информация по документу
Читайте также