Расширенный поиск
Постановление Администрации Ярославской области от 28.05.2001 № 78-аАДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28.05.2001 N 78-а г. Ярославль О Концепции информатизации Ярославской области в сферах государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, культуры на 2001-2003 годы В соответствии с Федеральным законом от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Законом Ярославской области от 14.07.98 N 15-з "О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области" АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить Концепцию информатизации Ярославской области в сферах государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты на 2001-2003 годы (приложение). 2. Просить Губернатора области утвердить Концепцию информатизации Ярославской области в сферах государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты на 2001-2003 годы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области Бурова С.А. Первый заместитель Губернатора области В.А.Ковалев Приложение к постановлению Администрации Ярославской области от 28.05.2001 N 78-а Концепция информатизации Ярославской области в сферах государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты на 2001-2003 годы 1. Введение В последнее десятилетие XX-го века информационно-коммуникационные технологии стали одними из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несут с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Переход к информационному обществу требует также и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести: - создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах; - становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий и ведущих к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронное правительство и др.); - создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, превращение информации в товар; - повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда; - создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области. Согласно проекту концепции федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года" перед Российским государством стоит важная политическая задача: необходимо создать предпосылки и условия перехода к информационному обществу. Есть три главные составляющие движения к информационному обществу в России, три его базовые предпосылки: 1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем; 2) развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий; 3) развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах. Концепция информатизации Ярославской области в сферах государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, культуры на 2001-2003 годы (далее Концепция) разработана на основании Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Концепции государственной информационной политики, одобренной на заседании комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике и связи 15.10.98, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Закона Ярославской области от 14.07.98 N 15-з "О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области", проекта концепции федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года", проекта федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Концепция распространяется на сферы государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и является продолжением политики информатизации, проводимой Администрацией Ярославской области с 1993 года. На протяжении 1993-2000 годов были осуществлены две программы информатизации Ярославской области: 1993-1995 гг. Программа информатизации системы управления Ярославской области (I и II этапы); 1996-2000 гг. Программа информационного обеспечения органов государственной власти Ярославской области (III этап). За эти годы органам государственной власти Ярославской области удалось значительно продвинуться в сфере информатизации. В настоящее время Ярославская область является одним из ведущих регионов в сфере информатизации, что подтверждается ее участием в многочисленных выставках и конференциях, участием в качестве "опорных зон" в федеральных проектах по информатизации. Среди главных положительных моментов информатизации необходимо отметить: - значительное расширение парка современной компьютерной техники и периферии; - создание региональной компьютерной сети YARNET (далее сеть YARNET), которой придан статус некоммерческой и используемой для решения вопросов управления социально-экономическими процессами на территории Ярославской области и достижения иных общественно-полезных целей; охватывающей структурные подразделения Администрации Ярославской области, учреждения образования, здравоохранения, культуры, структурные подразделения мэрии г. Ярославля, федеральных органов государственной власти, все муниципальные образования Ярославской области, в большинстве которых созданы узлы доступа (УД) различной мощности; - расширение числа пользователей сети YARNET до 2000; - функционирование волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) для привязки к узлам основных операторов связи Ярославской области вследствие чего появляются большие возможности для дальнейшего развития телекоммуникационной среды; - создание инфраструктуры управления сетью YARNET; - нормативное правовое регулирование процессов информационного обеспечения органов государственной власти Ярославской области; - создание новых технологий сбора, хранения, анализа и использования больших массивов управленческой информации, основанных на современной технике и новых методах; - создание основных информационных систем, обеспечивающих поддержку процесса принятия решений на уровне руководства Ярославской области, разработку прикладных систем, переводящих деловые процедуры на базу новых информационных технологий. Кроме того, созданы основные технологические предпосылки для реализации отдельных элементов "электронного правительства" на региональном уровне: - увеличено количество пользователей глобальной компьютерной сети INTERNET среди учреждений образования, здравоохранения, культуры за счет подключения их к сети YARNET; - функционирует круглосуточный официальный информационный Web-сервер органов государственной власти Ярославской области, в который, в частности, включены: раздел, информирующий граждан о принятых правовых актах органов государственной власти Ярославской области; раздел, содержащий вопросы, адресованные Губернатору Ярославской области, и ответы на них; доступная в режиме on-line база данных Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области, содержащая вакансии и резюме для ищущих работу граждан. В то же время необходимо констатировать, что цель III этапа Программы информационного обеспечения органов государственной власти Ярославской области (1996-2000 гг.) достигнута не полностью. Не удалось в полной мере создать интегрированную технологию управления информационными ресурсами органов государственной власти Ярославской области как части информационного пространства региона, обеспечить средствами вычислительной техники структурные подразделения Администрации Ярославской области, иные органы государственной власти Ярославской области. Невыполнение этих задач связано с отсутствием необходимых нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а также недостатком финансирования мероприятий III этапа Программы информационного обеспечения органов государственной власти Ярославской области. Оценивая в целом ситуацию в сфере действия Концепции, можно отметить, что цель, поставленная на III этапе Программы информационного обеспечения органов государственной власти Ярославской области, остается одной из приоритетных и на обозримую перспективу. 2. Основные цели информатизации Ярославской области Главная цель региональной информатизации - обеспечить повышение качества и уровня жизни населения за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в производстве и социальной жизни области. Основой региональной информатизации (в рамках Концепции) является создание региональной интегрированной информационной среды на базе единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов, обеспечивающих оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей. Одними из целей региональной информатизации также являются установление взаимосвязи власти и общества на основе современных информационных технологий и реализация отдельных элементов "электронного правительства" на региональном уровне. Интегрированная информационная среда рассматривается как комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред, в том числе: - органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области; - сферы образования, здравоохранения, культуры; - социальной и правовой сферы. Интегрированная информационная среда включает в себя следующие главные компоненты: - информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе; - телекоммуникационную среду; - организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды; - систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды. Организационно-технические и технологические аспекты построения интегрированной информационной среды в Ярославской области должны учитывать требования, которые включают необходимость: - обеспечения возможности вертикальной и горизонтальной совместимости имеющихся и вновь создаваемых региональных, корпоративных информационных сред при соблюдении единства организационных, технических и технологических принципов построения информационных систем; - строгого соблюдения стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования сертифицированных программных и аппаратных средств; - обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах; - формирования и использования информационных ресурсов на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем; - учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов. Обязательным фактором устойчивого развития интегрированной информационной среды является нормативная правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации, с учётом локальных и региональных особенностей. С целью повышения эффективности работ по информатизации и развития сферы информационных технологий и услуг как отрасли принят ряд нормативных правовых документов: - постановление Губернатора Ярославской области от 26.01.2001 N 50 "Об областной программе "Государственная поддержка деятельности в сфере информационных технологий на 2001-2003 годы"; - постановление Губернатора Ярославской области от 21.03.2001 N 42 "О создании государственного унитарного предприятия "Ярославский удостоверяющий центр"; - Концепция информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением Губернатора Ярославской области от 23.04.2001 N251; - постановление Губернатора Ярославской области от 24.04.2001 N259 "Об образовании комиссии по созданию и развитию региональной образовательной информационной среды"; - постановление Губернатора Ярославской области от 04.05.2001 N284 "Об образовании комиссии по созданию и развитию информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на территории Ярославской области"; - постановление Губернатора Ярославской области от 14.05.2001 N302 "О статусе и порядке ведения информационного Web-сервера органов государственной власти Ярославской области". 3. Приоритетные задачи информатизации Приоритетными задачами информатизации являются: - переход к открытости, информационной полноте и прозрачности деятельности государственных органов; - развитие информационных, телекоммуникационных технологий; - эффективное формирование и использование информационных ресурсов, обеспечение широкого и свободного доступа к ним; - подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке; - создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества; - создание условий информационной безопасности как важнейшего фактора интеграции корпоративных и отраслевых информационных сред в единое информационное пространство. 4. Формирование телекоммуникационной среды Телекоммуникационная среда Ярославской области представляет собой совокупность сетей, служб и оконечного оборудования связи, расположенных и функционирующих на территории Ярославской области, а также правил их функционирования. Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к информационным ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между субъектами информационных процессов. Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должно осуществляться на основе следующих принципов: - соблюдение адекватности уровня развития технических средств поставленным задачам; - обеспечение сопрягаемости сетей (обеспечение предрасположенности к интеграции); - обеспечение управляемости сетей; - обеспечение безопасности на основе применения комплекса специальных мер и средств (криптографических, организационных, программно-технических и т.д.). Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей сотовой связи существующих и разрабатываемых стандартов, сочетающих возможности цифровых станций с предоставлением этих услуг подвижным абонентам. Расширение сфер действия систем персонального радиовызова позволит расширить возможности существующих телефонных сетей и информационно-справочных служб. Необходимо также развивать мобильные системы связи, такие как пейджерные и транкинговые. Важнейшей задачей процесса интеграции информационного пространства является создание взаимоувязанной коммуникационной инфраструктуры внутри Ярославской области (для областного, городского и районного уровней), имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуникационные и информационные системы и обеспечивающей для абонентов по всей территории Ярославской области полный набор коммуникационных услуг и сервисов. Первоочередными работами по развитию телекоммуникационной среды являются: - налаживание (усовершенствование) методов эксплуатации техники; - плановая замена выработавшей свой срок и морально устаревшей техники (компьютеры, серверы, маршрутизаторы, коммутационная техника, системы передачи, аппаратура электропитания и т.п.); - модернизация локальной вычислительной сети в здании Администрации Ярославской области; - создание во всех муниципальных образованиях Ярославской области узлов доступа с возможностью включения в них пользователей локальных сетей: структур органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, образования, здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса и т.д.; - решение проблемы комплектования специалистами узлов доступа в каждом муниципальном образовании Ярославской области; - развитие телекоммуникационных сетей с целью увеличения емкостных и скоростных показателей: за счет замены модемов на аналоговых каналах; за счет перевода аналоговых каналов ТЧ на цифровые со скоростью 64 кб/с; путем применения волоконно-оптических кабелей и оборудования; путем применения радиомодемов; - развитие и освоение мультимедийной связи в рамках общероссийской программы "Создание мультимедиа связи для органов государственной власти"; - развитие мультимедийной связи и сети передачи данных в интересах: здравоохранения области в соответствии с Концепцией информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования, разработанной департаментом здравоохранения и фармации Администрации области; развития информационной сети по программе департамента образования Администрации области; сохранения историко-культурного наследия и развития туризма по программе департамента культуры и туризма Администрации области; повышения качества, эффективности и оперативности деятельности органов социальной защиты населения по программе департамента социального обеспечения; развития информационной сети по программе совершенствования земельного кадастра и агропромышленного комплекса; - развитие цифровой телефонии, в том числе IP-телефонии, с установкой цифровых учрежденческих АТС, что позволит максимально экономно и выгодно использовать средства связи; - создание подвижной лаборатории, оборудованной средствами мобильной связи для оперативного обслуживания технических средств телекоммуникационной сети и проведения исследовательских работ. Концептуальное развитие телекоммуникационной среды должно строиться с учетом положений, изложенных в Федеральной целевой программе создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2000 N 835-63. 5. Информационные ресурсы и системы Одним из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу является степень использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества. Именно по показателю доступности ресурсов потребителям Россия отстает от развитых стран мира. Причины этого весьма разнообразны: - коммерческие ресурсы слишком дороги для массового пользования; - многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации; - части электронных информационных ресурсов представлены в несовместимых оболочках; - многие владельцы ресурсов не имеют возможностей для придания своим ресурсам формы, удобной для пользователя. Исходя из возрастающей роли информационных ресурсов в развитии региона, основная цель информационной политики по отношению к информационным ресурсам может быть сформулирована как создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности. Основными направлениями информационной политики в этой области должны быть: - разработка и совершенствование нормативного правового обеспечения системы управления информационными ресурсами и механизмов реализации имеющихся правовых положений; - разработка и реализация организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования государственных информационных ресурсов Ярославской области; - интеграция информационных ресурсов различных сфер деятельности государства и общества, органов государственной власти Ярославской области и реализация равного доступа к ним; - обеспечение совместимости, взаимодействия ведомственных и территориальных информационных систем (на всех уровнях управления) на базе современных информационных технологий; - создание необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений по стратегическим и оперативным задачам социального и экономического развития области; - обеспечение применения эффективных средств и методов защиты информации в едином информационном пространстве, обеспечивающих национальную информационную безопасность, а также защиту права юридических и физических лиц на информацию; - создание системы мониторинга состояния информационных ресурсов; - обеспечение повышения деловой активности граждан и развития малого предпринимательства путем предоставления равной возможности пользования социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер науки, образования, культуры и т.д.; - разработка и реализация региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование различных категорий информационных ресурсов, в том числе научно-технической информации, информации библиотек, архивов и др.; - развитие механизма предоставления информационных услуг и рынка информационных продуктов. Одним из ключевых направлений развития систем информационной поддержки Администрации Ярославской области и иных органов государственной власти Ярославской области следует рассматривать геоинформационные технологии (ГИС-технологии) и создаваемый на их основе региональный многоцелевой кадастр (земельный, экологический, социальный, водный, лесной, транспортный, геологический, природноресурсный и т.д.). Первоочередные работы по ГИС-технологиям: - создание единой топографической основы на всю территорию области; - переход ГИС "TERRA" на новую топографическую основу; - развитие навигационных функций; - развитие и разработка расчетных задач - моделирование последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - разработка возможностей трехмерного моделирования; - продолжение работ по обработке аэрокосмических фотоснимков; - развитие Internet-версии ГИС "TERRA". При создании единого информационного пространства, включающего в себя статистическую, банковскую, финансовую, таможенную и другие виды экономической статистики, необходимо предусмотреть внедрение государственных статистических стандартов и классификаторов. Одним из центров информационных систем являются государственные реестры (регистры) населения, налогоплательщиков, недропользователей, недвижимости и пр. Одним из важнейших приоритетов программы информатизации является создание интегрированной информационно-аналитической системы органов государственной власти Ярославской области. Решение этой проблемы позволит повысить качество и эффективность государственного управления. Наибольшие усилия следует приложить к созданию условий для проведения аналитической работы в органах государственной власти Ярославской области с привлечением современных методов и средств, базирующихся на использовании компьютерных технологий. Конечно, интегрированная информационно-аналитическая система органов государственной власти Ярославской области не может быть оторванной от муниципальных образований Ярославской области. Поэтому необходимо в программе по реализации настоящей Концепции предусмотреть решение проблемы создания соответствующей информационной инфраструктуры в районах. Начаты работы по созданию ядра системы информационно-аналитического обеспечения в Администрации Ярославской области. В основу этой системы положены современные OLAP-технологии, что даст возможность решать аналитические задачи в очень удобном и наглядном виде. Первоочередными задачами по формированию и развитию информационных систем и информационных ресурсов являются: - создание государственного регистра населения Ярославской области (Ярославская область включена в качестве "опорной зоны" в Федеральную целевую подпрограмму создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения" на 2002-2005 годы, которая по решению Правительства Российской Федерации будет включена в Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)"); - создание единого государственного реестра юридических лиц Ярославской области (в качестве необходимого условия требуется принятие федерального закона о регистрации юридических лиц); - создание единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в рамках участия в Жилищном проекте Российской Федерации, финансируемом из средств займа Всемирного банка реконструкции и развития); - разработка информационной системы "Задолженность налогоплательщиков" согласно постановлению Губернатора Ярославской области от 21.03.2001 N 180 "О создании системы урегулирования задолженности предприятий и организаций области на базе многосторонних взаимных расчетов"; - создание необходимых условий для организации электронной торговли в Ярославской области (участие Ярославской области как "опорной зоны" в Федеральной целевой программе "Программа развития электронной торговли в России на 2002-2005 годы"); - создание единой статистической информационной системы Ярославской области (ЕСИС ЯО): реформирование региональной и муниципальной статистики; создание баз данных первичной статистической информации; модернизация интерфейса работы с данными (технологии OLAP, Data mining и др.); - система прогнозирования на основе моделирования социально-экономических процессов, протекающих в Ярославской области: построение моделей социально-экономической сферы Ярославской области; система анализа вариантов управленческих решений "What If?" (Что если?); - создание полнотекстной базы данных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области; - организация электронных библиотек и обучающих средств; - создание единого информационного портала учреждений культуры Ярославской области; - создания областного центра телемедицины; - создание информационной системы об учреждениях, организациях, предприятиях, занимающихся реабилитацией и обучением инвалидов, а также общественных объединений инвалидов; - создание базы данных по всем категориям семей с несовершеннолетними детьми, с целью учета и прогнозирования потребности в различных видах социальной помощи, а также с целью максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения; - создание комплексной системы информационной поддержки малого предпринимательства. Помимо создания автоматизированных информационных ресурсов коллективного пользования будут продолжены работы по созданию информационных систем и АРМ локального применения. Работы этого направления: - системы для информационного обеспечения высших органов государственной власти Ярославской области (Губернатор Ярославской области и его заместители, Государственная Дума, Администрация Ярославской области); - системы автоматизации деловых процедур отдельных структурных подразделений Администрации Ярославской области и иных органов государственной власти Ярославской области с переходом на безбумажный электронный документооборот. 6. Информационные технологии и развитие кадрового потенциала Формирование информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения. Условно будем называть этот комплекс технологиями информатизации и связи (ТИС) как совокупность программных, технических и организационно-экономических средств, объединенных структурно и функционально для решения той или иной задачи, для повышения эффективности функционирования социально-экономических объектов или структур, будь то производство, система государственного управления или рынок. ТИС являются системообразующим элементом информационного пространства, определяющим уровень реального использования информации в качестве ресурса. При рассмотрении перспектив развития технологического компонента информационного пространства необходимо учитывать следующее: - срок замены существующих технологий на новые, более эффективные, постоянно сокращается и составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3 лет; - ТИС являются наиболее динамично развивающимся компонентом информационного пространства; - преимущественными темпами в мире развиваются различные сетевые технологии, т.е. ориентированные на постоянное использование и работу пользователя в компьютерных сетях, и технологии интеграции отдельных устройств и процессов в единый функциональный комплекс (технологии открытых систем); - российский рынок ТИС ориентирован исключительно на технические средства зарубежного производства, что приводит к снижению общей доли отечественных разработок информационных технологий по отношению к количеству адаптируемых зарубежных. Основными направлениями информационной политики в этой области должны быть: - селективная государственная поддержка приоритетных отечественных ТИС; - открытое конкурсное размещение государственных заказов на новые ТИС при гарантиях государственных закупок и открытый конкурсный отбор ТИС при реализации государственных проектов информатизации; - поддержка перспективных научных исследований по разработке отечественных ТИС; - стимулирование использования ТИС отечественной разработки при их конкурентоспособности в различных финансируемых из областного бюджета проектах и программах информатизации государственных объектов; - подготовка специалистов в области использования информационных и информационно-аналитических технологий; - широкое использование передового опыта зарубежных ТИС. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют исполнителей с обширными коммуникативными умениями и навыками. Доля информационных технологий в международной структуре занятости растет опережающими темпами. При этом на потребности экономики, которые заявят себя в через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас. Информатизация образования означает не просто использование программно-технических средств. Она ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Формируется система непрерывного, дистанционного и открытого образования, базирующаяся на соединении сетевых компьютерных и коммуникационных технологий, позволяющих приблизить процесс обучения к научному поиску и достичь главной цели современного образования - сформировать профессионально компетентную, творческую личность. Это требует: - обеспечения условий для развития научных школ в сфере информационных технологий; - обеспечение высокого качества и опережающего характера образовательных программ в сфере информационных технологий, формирование новых профессий и специализаций профессиональной подготовки; - повышение качества профессионального образования в сфере информационных технологий и их использования, формирование новых квалификаций и профессий в этой области; - повышение информационной культуры всего населения и обеспечение переподготовки широкого круга работников государственного управления, бюджетных организаций. Основными направлениями действий в этой сфере является: - создание современной методической и материально-технической базы в ведущих вузах; - формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической базы в учебных заведениях начального профессионального образования; - создание нормативной правовой базы информатизации образования и развития форм дистанционного образования, в первую очередь урегулирование вопросов использования объектов интеллектуальной собственности; - развитие внутренней информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; - разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников бюджетных организаций, а также переподготовки безработных в рамках мероприятий служб занятости и отраслевых программ структурной перестройки. 7. Информационный сервис и услуги Услуги информационного транзита в телекоммуникационной сети и услуги пользования информационными ресурсами на основе возможностей, предоставляемых информационными системами, составляют основу обслуживания пользователей информации. Оно может быть организовано в форме обмена информацией и оказания информационных услуг. Пользователи - граждане, органы государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов. Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законом. Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно. Отношения, связанные с правом собственности на информацию, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию. Гарантии и права граждан и организаций на предоставление доступа к информации, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов, защита информации и права потребителей определяются действующим законодательством. Органы государственной власти Ярославской области несут обязанность по обеспечению возможности каждого гражданина ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В качестве одного из механизмов реализации конституционного права граждан на информацию, в том числе о деятельности органов государственной власти Ярославской области, может выступать официальный информационный Web-сервер органов государственной власти Ярославской области посредством предоставления в установленном порядке неопределенному кругу пользователей сети INTERNET равного бесплатного и неограниченного доступа к информации, размещенной на сервере. Для укрепления взаимодействия государственного аппарата с населением должна быть также налажена и обратная связь. Граждане должны иметь возможность не только лично, но и с помощью информационных технологий обратиться в органы государственной власти с предложениями, заявлениями, жалобами. В частности, следует расширять практику ответов на индивидуальные вопросы граждан через официальный информационный Web-сервер органов государственной власти Ярославской области. 8. Информационная безопасность и защита информации Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство. Методы обеспечения информационной безопасности подразделяются на: - правовые; - программно-технические; - организационно-экономические. К правовым методам обеспечения информационной безопасности относится разработка комплекса нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативно-методических документов по обеспечению информационной безопасности. Программно-технические методы включают: - защиту информации от несанкционированного доступа средствами проверки полномочий пользователей и обслуживающего персонала на использование информационных ресурсов; - аутентификацию сторон, производящих обмен информацией (подтверждение подлинности отправителя и получателя); - разграничение прав пользователей и обслуживающего персонала при доступе к информационным ресурсам, а также при хранении и предоставлении информации с ограниченным доступом; - возможность доказательства неправомерности действий пользователей и обслуживающего персонала; - защиту информации от случайных разрушений; - защиту от внедрения "вирусов" в программные продукты; - защиту баз данных различного уровня; - выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем; - применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, - подтверждение авторства сообщений с использованием электронной цифровой подписи информации. Организационно-экономические методы предусматривают: - распределение информации по степеням защищенности и по категориям доступа; - организацию работ по защите информации; - выполнение положений государственной системы защиты информации (ГСЗИ); - сертификацию технических и программных средств; - лицензирование информационной деятельности; - страхование информационных рисков; - контроль за выполнением требований по защите информации. Выбор средств защиты информации должен основываться на указанных выше требованиях к системе защиты информации и на анализе существующих средств защиты в стране. Эти средства должны быть, по возможности, отечественными и иметь сертификат в системе сертификации средств защиты. Важнейшим критерием выбора средств защиты информации является анализ практики применения этих средств. Отдельно следует отметить задачи обеспечения безопасности разрабатываемых и модифицируемых систем в интегрированной информационной среде, т.к. в процессе модификации неизбежно возникновение дополнительных ситуаций незащищенности системы. Для решения данной проблемы наряду с общими методами и технологиями следует отметить введение ряда требований к разработчикам, создания регламентов внесения изменений в системы. В целях обеспечения защиты информации в качестве первоочередного мероприятия ставится разработка Концепции информационной безопасности в региональной компьютерной сети YARNET (далее - Концепция безопасности). Для реализации Концепции безопасности будет разработан План мероприятий по защите информации, который включает все перечисленные выше методы защиты информации. 9. Организационное обеспечение Организационной основой реализации настоящей Концепции является ежегодный План мероприятий информатизации Ярославской области (далее План). План служит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм, отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории Ярославской области. Он призван мобилизовать внутренние ресурсы Ярославской области и объединить их с внешними. Его составными частями будут все программные документы, принятые и принимаемые к реализации на территории Ярославской области. Реализация отдельных мероприятий Плана должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы федеральных и отраслевых программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в План со своим бюджетом, а при необходимости рассматривается вопрос о дополнительной финансовой поддержке за счет областного бюджета. В Плане должны быть выделены первоочередные проекты, "опорные зоны" и "опорные объекты", играющие определяющую роль в решении проблем информатизации Ярославской области. Условием успешной реализации планов информатизации является развитая, надёжно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Все проблемы информатизации Ярославской области и создания информационной индустрии не могут быть решены путем реализации нескольких крупномасштабных акций или какой-либо одной программы. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающих как государственные интересы, так и интересы населения Ярославской области. Механизм управления Плана должен иметь эффективную систему информационной поддержки процессов формирования и мониторинга её реализации. 10. Нормативная правовая база Информатизация Ярославской области должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области. Действующие Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и Закон Ярославской области от 14.07.98 N 15-з "О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области" заложили основы правового регулирования информационных отношений, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений. Эти законы являются базовыми для принятия на их основе других нормативных правовых актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений. Можно утверждать, что собственно правовая компонента информационной политики должна предусматривать, прежде всего, формирование правового статуса всех субъектов в системе информационных отношений, пользователей информационных и телекоммуникационных систем (граждане, социальные институты, общественно-политические организации, органы государственной власти и управления) и определение их ответственности за обеспечение конституционного права на свободу информации. Реализация правовой компоненты информационной политики может осуществляться по следующим основным направлениям: - разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере; - разработка подзаконных правовых актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства. Наибольшую актуальность имеет разработка нормативных правовых документов: - о владении, пользовании и распоряжении информационными ресурсами, в первую очередь, государственной и муниципальной информацией; - порядок ведения реестра государственных информационных ресурсов Ярославской области; - порядок включения информационных ресурсов в состав государственных информационных ресурсов Ярославской области; - определение режима защиты государственных информационных ресурсов Ярославской области, содержащих конфиденциальную информацию; - перечень обязательно представляемой документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов Ярославской области; - порядок использования государственных информационных ресурсов Ярославской области; - порядок информационного обеспечения Губернатора Ярославской области и его заместителей, структурных подразделений Администрации Ярославской области, иных органов государственной власти Ярославской области; - о проведении мониторинга предприятий сферы информационных услуг как отрасли экономики области. Для организации единого информационного пространства Ярославской области большое значение имеет разработка пакета нормативных документов, регламентирующих функционирование региональной системы классификаторов экономической и статистической информации, включающих порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов, их увязку и перекодирование, а также порядок создания и ведения областных классификаторов, реестров, регистров и справочников. Другой важной составляющей нормативной правовой базы является пакет нормативно-технических документов, предусматривающих стандартизацию и унификацию процедур информационного обмена между федеральными, региональными и ведомственными информационными системами; внедрение концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков данных; организацию распределенной обработки информации на прикладном уровне. 11. Финансовое обеспечение Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию региональных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов муниципальных образований Ярославской области финансируется из федерального бюджета и бюджета Ярославской области по статье расходов "Информатика (информационное обеспечение)", бюджетов муниципальных образований Ярославской области. Немаловажным фактором в деле привлечения финансовых средств является участие Ярославской области в качестве "пилотных проектов" при реализации федеральных целевых программ, таких как создание государственного регистра населения, развитие единой образовательной информационной среды и т.д. Ключевым аспектом информатизации являются инвестиции. Для ускорения информатизации и создания информационной индустрии целесообразно нормативными правовыми актами создавать благоприятные условия и способствовать привлечению инвестиций по созданию информационной инфраструктуры. Примером может служить внесение изменений и дополнений в Закон Ярославской области от 21.02.2001 N 7-з "О налоговых льготах на 2001 год", освобождающий от уплаты налогов на имущество, на прибыль, земельного налога в части, поступающей в областной бюджет, организации, оказывающие услуги в сфере информационных технологий, которые в объеме реализации составляют не менее 75 процентов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|