Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ярославской области от 04.06.2001 № 387

                    ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04.06.2001 N 387
г. Ярославль

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской
                        области на 2002 год

     В целях разработки проекта  областного бюджета  на 2002 год,  в
соответствии с положениями статьи  20 Закона Ярославской области  "О
бюджетном устройстве и бюджетном процессе"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить  основные   направления   бюджетной  и   налоговой
политики  Ярославской  области  на  2002  финансовый  год   согласно
приложению.
     2. Администрации  Ярославской  области при  разработке  проекта
областного  бюджета  на  2002  год  обеспечить  соблюдение  основных
направлений бюджетной  и налоговой политики  Ярославской области  на
2002 год, утвержденных настоящим постановлением.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за
собой.
     4. Настоящее   постановления   вступает  в   силу   с   момента
подписания.


     Губернатор области          А.И.Лисицын

                                                          Приложение
                                                     к постановлению
                                                 Губернатора области
                                                 от 04.06.2001 N 387

  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ
                        ОБЛАСТИ НА 2002 год

     Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской
области являются неотъемлемым элементом процедуры подготовки проекта
закона об областном бюджете на очередной финансовый год и составлены
в соответствии  с  требованиями  Бюджетного  и  Налогового  кодексов
Российской  Федерации,  Закона  Ярославской  области  "О   бюджетном
устройстве и  бюджетном  процессе в  Ярославской  области" и  Закона
Ярославской области  "О временных  нормативах минимальной  бюджетной
обеспеченности Ярославской области".
     Целью настоящего документа  является определение приоритетов  и
направлений бюджетной и налоговой политики Администрации Ярославской
области на 2002 год.
     При разработке   данного   документа  были   учтены   положения
следующих документов:
     - проект основных направлений социально-экономической  политики
Правительства Российской  Федерации на  долгосрочную перспективу  (к
стратегии развития государства до 2010 года);
     - ежегодное    Послание   Президента    Российской    Федерации
Правительству Российской Федерации;
     - программа   социально-экономического   развития   Ярославской
области на 2000-2003 годы "От выживания к благополучию";
     - основные   направления   бюджетной   и   налоговой   политики
Ярославской области на 2000 и 2001 годы.

 Анализ исполнения основных направлений бюджетно-налоговой политики
              Ярославской области на 2000 и 2001 годы
     Основными целями бюджетной политики Ярославской области в  2000
году были:  увеличение доходов  бюджета  за счет  мер по  расширению
налогооблагаемой  базы;   погашение   задолженности  и   безусловное
выполнение  бюджетом  текущих  обязательств  по  заработной   плате,
пособиям  и  компенсациям;  реалистичность  и  жесткость  параметров
бюджета.
     В 2000  году  продолжался   экономический  подъем  в   основных
отраслях   экономики   области.  Удалось   закрепить   положительные
результаты и в финансовой сфере: выросла сумма прибыли предприятий и
организаций области,  снизились объемы  взаимной задолженности.  Эти
процессы  позволили  расширить налогооблагаемую  базу  и  достигнуть
достаточно  высоких за  последние  годы  темпов прироста  доходов  в
бюджетную систему области.  В 2000  году в консолидированный  бюджет
области получено доходов на 32%  больше, чем в 1999 году, тогда  как
среднегодовой индекс потребительских цен составил 118,3%. Увеличение
доходов произошло как  по областному бюджету,  так и по  большинству
бюджетов муниципальных образований.
     Кроме того,  успешно  была   проведена  работа  по   ликвидации
задолженности  областного  бюджета по  заработной  плате  работников
бюджетной сферы. К концу года она была полностью погашена. Нельзя не
отметить  и   другие   успехи  бюджетной   политики,  проводимой   в
Ярославской области:
     1. В  бюджете на  2000  и  2001  годы были  заложены  механизмы
налогового   стимулирования  производителей,   наращивающих   объемы
производства и объемы платежей в бюджет.
     2. В  целях  усиления  контроля  за  использованием   бюджетных
средств  проводится  работа по  внедрению  казначейского  исполнения
областного бюджета.  В  начале 2001  года началась  непосредственная
работа по  созданию  областного казначейства  в рамках  департамента
финансов Администрации области.
     3. Доля неденежных  расчетов  с бюджетом  области по  налоговым
платежам  к  концу  2000  года  (бартер,  взаимозачеты)  практически
сведена до нуля.
     4. Одним из направлений экономического роста и роста  бюджетных
доходов в  2000 году  стало развитие  малого предпринимательства.  С
целью создания  условий  для оживления  и  развития малого  бизнеса,
вывода его  из теневой  экономики были  использованы как  упрощенная
система налогообложения, учета и отчетности, так и перевод отдельных
видов деятельности на уплату единого налога на вмененный доход.
     5. Повысилась   эффективность   использования   государственной
собственности - доходы областного бюджета по указанной статье в 2000
году превысили запланированный уровень в 1,5 раза.
     6. Достаточно   жестко   проводилась   политика   в   отношении
предоставления налоговых  льгот предприятиям  и организациям,  общая
сумма  потерь областного  бюджета  от налоговых  льгот  в 2000  году
снизилась по сравнению с предыдущим годом.
     7. Необходимо   также    отметить   работу   по    формированию
благоприятных   условий  для   привлечения   внешних  и   внутренних
инвестиций,  совершенствованию механизмов  поддержки  инвестиционных
проектов.  Итогом  этих  действий  стало  сохранение  экономического
потенциала области, сохранение и увеличение налогооблагаемой базы.
     Однако, несмотря   на   достаточно   серьезные    положительные
достижения, целый  ряд проблем  бюджетно-налоговой политики  остался
нерешенным:
     - не   удалось   найти   действенных  мер   по   сокращению   и
реструктуризации задолженности предприятий области по их платежам  в
бюджет;  в  связи  с  отменой  практики  взаимозачетов  общая  сумма
задолженности в консолидированный бюджет области выросла в 2000 году
почти в 1,5 раза;
     - к сожалению, несмотря  на некоторое сокращение  задолженности
по детским пособиям, до  конца эту проблему  решить не удалось; а  в
муниципальных  образованиях   до  сих   пор  сохраняется   небольшая
задолженность и по  зарплате, хотя к концу  2000 года она  несколько
снизилась;
     - не удалось перевести систему жилищно-коммунального  хозяйства
на федеральные стандарты оплаты услуг населением;
     - проблемы  межбюджетных  отношений  по-прежнему  остаются   не
решенными;
     - несмотря  на  некоторое  сокращение  объема  государственного
долга в  2000 году,  в соответствии с  утвержденным бюджетом,  сумма
государственных заимствований к  концу 2001  года вырастет почти  на
40%.

  Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год
     Ключевыми задачами налоговой и финансово-бюджетной политики  на
2002 год должны стать:
     - снижение долговой нагрузки на бюджет и экономику области;
     - обеспечение устойчивого выполнения органами власти финансовых
обязательств перед организациями и жителями области;
     - создание финансовых  стимулов для  экономического развития  и
роста  поступлений  в  бюджет, а  также  для  развития  собственного
налогового потенциала области;
     - создание эффективной системы межбюджетных отношений.

      Политика в сфере налоговых и неналоговых доходов бюджета
     Основные направления действий в данной сфере:
     1. Обеспечение соответствия  налоговой  политики в  Ярославской
области положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
     2. Обеспечение стабильного роста уровня собираемости  налоговых
доходов и мобилизация имеющихся налоговых резервов.
     3. Развитие собственного налогового потенциала области.
     4. Жесткая и  обоснованная политика налоговых  льгот на  основе
новой редакции  Закона  Ярославской области  "О  порядке и  условиях
предоставления льгот по налогам и сборам".
     Механизмы реализации:
     - совершенствование регионального налогового законодательства в
соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
     - оказание  финансовой  и налоговой  поддержки  производителям,
наращивающим производство  и объемы платежей  в бюджет,  реализующим
проекты  и  программы  развития;  реализация  механизмов  налогового
стимулирования  этих  предприятий  и организаций  (в  виде  снижения
ставок налогов по  мере роста объемов  производства и реализации,  а
также посредством возврата части дополнительных налоговых платежей в
виде субвенций на развитие предприятий);
     - в  поиске  механизмов  снижения  налогового  бремени  следует
исходить из того, что грамотно проведенное снижение налоговых ставок
может  привести  к  увеличению налоговых  поступлений  не  только  в
будущем (за счет наращивания  объемов производства и увеличения  его
эффективности), но и в настоящее время (за счет снижения недоимок  и
общего сокращения неплатежей);
     - продолжение   работы   по   реструктуризации    задолженности
предприятий по платежам в  областной бюджет и бюджеты  муниципальных
образований;    основным    условием   для    осуществления    такой
реструктуризации   должна  быть   своевременная   и  полная   уплата
налогоплательщиком текущих платежей;
     - вывод  доходов из  теневого  оборота  как  на основе  мер  по
укреплению налоговой  дисциплины,  так и  на  основе более  широкого
применения единого налога на вмененный доход для определенных  видов
деятельности;   достижение   оптимального   сочетания    фискальной,
регулирующей и стимулирующей функций в действующем Законе "О  едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
     - сохранение благоприятного инвестиционного климата посредством
эффективной политики налоговых льгот для приоритетных инвестиционных
проектов, направленных на комплексное обновление производственной  и
непроизводственной инфраструктуры  и содействие  научно-техническому
прогрессу, прежде всего, в сферах высоких технологий;
     - поиск механизмов  привлечения финансовых  потоков в  область,
стимулирование развития экономической деятельности и уплаты  налогов
на территории  области,  в т.ч.  посредством  реализации законов  "О
стимулировании  экономического  развития  Ярославской  области",  "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности на  территории
Ярославской  области",  а  также  посредством  реализации  областных
программ   по  государственной   поддержке   деятельности  в   сфере
информационных  технологий,  поддержке  малого  предпринимательства,
развитию туризма и т.д.;
     - повышение     эффективности    управления     государственной
собственностью, государственными пакетами акций и другими активами.

  Политика в области расходов бюджета, дефицита и государственного
                               долга
     В качестве  основных  направлений  деятельности  в  2002   году
предполагается:
     1. Обеспечение соответствия  бюджетной  политики в  Ярославской
области принципам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
     2. Выполнение   текущих   обязательств   бюджета   по   выплате
заработной платы работникам  бюджетной сферы и поэтапное  сокращение
задолженности по детским пособиям.
     3. Сокращение  неэффективных  расходов  областного  и   местных
бюджетов.
     Механизмы реализации:
     - совершенствование регионального бюджетного законодательства;
     - внедрение   практики   ежегодной   инвентаризации   бюджетных
расходов и обязательств с оценкой их эффективности;
     - совершенствование законодательной базы нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности и их уточнение;
     - усиление   контроля   за  расходованием   бюджетных   средств
посредством  развития  казначейской  системы  исполнения  областного
бюджета, а также всесторонняя помощь муниципальным органам власти  в
процессе   перевода  местных   бюджетов   на  казначейскую   систему
исполнения;
     - сокращение    расходов     бюджетов    всех    уровней     на
жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт, перевод указанных сфер в
режим   самоокупаемости    (поэтапное    приближение   тарифов    на
жилищно-коммунальные услуги к федеральным стандартам);
     - основным приоритетом бюджетных расходов останутся расходы  на
социальную  сферу,   систему  социальной  защиты   и  инвестиции   в
человеческий капитал:
     а) существенное   повышение  уровня   социальной   защищенности
населения за счет обеспечения необходимой адресной социальной помощи
и жилищных субсидий;
     б) повышение реальной  заработной  платы учителей  и врачей,  а
также  техническое   переоснащение  образовательных  и   медицинских
учреждений;
     в) обеспечение   текущих   материальных   расходов    бюджетных
организаций в соответствии с установленными нормативами;
     г) необходимые государственные инвестиции в социальную сферу;
     формирование комплексной  системы  управления  государственными
закупками Ярославской области, включающей в себя:
     а) определение  государственных  потребностей  и   формирование
объемов закупок на очередной финансовый год;
     б) обеспечение выбора поставщиков на конкурсной основе;
     в) ведение реестров закупок;
     г) контроль ценовых параметров закупок;
     д) анализ выполнения расходной части бюджета области;
     е) использование    электронных   информационных    систем    и
интернет-технологий в процессе государственных закупок;
     сокращение дефицита  областного  и  консолидированного  бюджета
посредством  реализации вышеуказанных  мер  по повышению  доходов  и
сокращению расходов бюджетов;
     сокращение размера государственного долга Ярославской области в
2002 году,  осуществление  долгосрочной  программы  реструктуризации
государственного  долга,  принятие  и  реализация  положений  Закона
Ярославской области  "О  государственных заимствованиях  Ярославской
области".

          Совершенствование системы межбюджетных отношений
     В сфере межбюджетных отношений необходимо перейти, наконец,  от
слов к делу.
     Необходимо законодательно  закрепить  в новой  редакции  Закона
Ярославской  области  "О   межбюджетных  отношениях  в   Ярославской
области" следующие аспекты:
     - разграничение предметов ведения и расходных полномочий  между
областными и местными властями;
     - параметры и механизмы  разграничения налоговых доходов  между
областным  бюджетом и  местными  бюджетами (распределение  налоговых
доходов должно производиться на долговременной основе и обеспечивать
заинтересованность  субъектов  межбюджетных отношений  в  увеличении
своего налогового потенциала, сокращать встречные финансовые  потоки
между бюджетами);
     - формы и методы предоставления финансовой помощи муниципальным
бюджетам из областного бюджета,  прозрачные и объективные  процедуры
распределения  финансовой  поддержки  местных  бюджетов  (при   этом
целесообразно  использовать методические  рекомендации  Министерства
финансов Российской Федерации).
     2. Требует  пересмотра   и  политика   Ярославской  области   в
межбюджетных  отношениях  с федеральным  центром.  Необходимо  более
четко и  последовательно  защищать интересы  области на  федеральном
уровне,  обеспечивать  всестороннюю и  полную  компенсацию  расходов
регионального бюджета и местных бюджетов по реализации  "федеральных
мандатов" - расходов, установленных федеральным законодательством.

     Реализация вышеуказанных   мер   в   сфере   бюджетно-налоговой
политики  Ярославской   области  должна  способствовать   достижению
сбалансированности бюджета, обеспечению приемлемых как для  области,
так   и    для   предприятий-налогоплательщиков   региона    условий
экономического развития,  полному выполнению бюджетных  обязательств
перед жителями.





Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской
области на 2002 год
Постановление Губернатора Ярославской области от 4.6.01 N 387

Губернатор Ярославской области

Действующий
Дата начала действия: 4.6.01

Опубликован: Официальная рассылка
Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"






Информация по документу
Читайте также