Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров СССР от 12.07.1991 № 472КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 12 июля 1991 г. N 472 Москва, Кремль Об организации работы по выполнению Программы совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку В связи с согласованием республиками и утверждением Президентом СССР Программы совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку Кабинет Министров СССР п о с т а н о в л я е т: 1. Министерствам и другим центральным органам государственного управления СССР, государственным концернам, ассоциациям, организациям и предприятиям принять Программу и План организации работ по ее выполнению к руководству и исполнению (прилагаются). Персональную ответственность за выполнение предусмотренных в Плане мероприятий возложить на руководителей соответствующих органов государственного управления. Разработку мер, вытекающих из Программы, осуществлять в тесном взаимодействии с соответствующими органами управления республик, а также с участием общественных союзов и объединений. 2. Рассматривать ход выполнения Плана ежеквартально на расширенном заседании Кабинета Министров СССР, имея в виду, что координация работы и подготовка материалов о ходе выполнения Плана возлагаются на Министерство экономики и прогнозирования СССР и Государственный совет СССР по экономической реформе. 3. В целях обеспечения правительств СССР и суверенных республик системной информацией о ходе реализации Плана: Государственному информационно-вычислительному центру при Государственной комиссии Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям ежемесячно представлять правительствам суверенных республик, министерствам и другим центральным органам государственного управления СССР информацию о ходе выполнения Плана; министерствам и другим центральным органам государственного управления СССР по запросам Государственного информационно-вычислительного центра представлять необходимые для этого данные. 4. Рекомендовать правительствам республик сосредоточить работу республиканских органов управления на своевременном выполнении Программы и установить контроль за ходом осуществления предусмотренных в ней мероприятий. 5. Пресс-службе Премьер-министра СССР организовать в июле - августе 1991 г. систему регулярных пресс-конференций и брифингов, выступлений в печати, по телевидению и радио членов Кабинета Министров СССР, руководителей правительств суверенных республик, центральных экономических ведомств, ученых и специалистов народного хозяйства с целью разъяснения основных положений Программы совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку. Премьер-министр СССР В. ПАВЛОВ Управляющий Делами Кабинета Министров СССР И. ПРОСТЯКОВ _______________________ УТВЕРЖДАЮ Президент Союза Советских Социалистических Республик М. ГОРБАЧЕВ 5 июля 1991 г. П Р О Г Р А М М А СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВ СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК ПО ВЫВОДУ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ИЗ КРИЗИСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ Социально-экономическое положение в стране крайне обострилось. Спад производства охватил практически все отрасли народного хозяйства. В кризисном состоянии находится финансово-кредитная система. Сокращаются экспортные поставки и валютные доходы. Дезорганизован потребительский рынок, повсеместно ощущается нехватка продовольствия, значительно ухудшились условия жизни населения. Попытки решить эти проблемы центром, республиками и регионами разобщенно не принесли желаемых результатов и привели к дроблению единого экономического пространства. Тяжесть экономического положения все в большей степени усугубляется нестабильностью политической ситуации, кризисом власти, а также конфронтацией различных общественных движений, межнациональными конфликтами, забастовками. Сложившаяся обстановка требует принятия неотложных антикризисных мер и решительных действий по переходу к рынку. Принятое 23 апреля с. г. совместное заявление Президента СССР и руководителей высших государственных органов союзных республик о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса позволило выработать единую программу совместных действий правительств Союза ССР и суверенных союзных республик. Настоящая Программа рассматривается как основа для координации совместных действий суверенных республик и Союза ССР на 1991-1992 годы, создает условия, позволяющие каждой республике разработать и осуществлять собственную программу выхода из кризиса и перехода на рыночные отношения. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ Стратегические цели совместных действий заключаются в глубокой структурной перестройке экономики на нужды человека, построении социально ориентированного рыночного хозяйства в рамках единого общесоюзного экономического пространства. Кризисная обстановка требует принятия экстренных мер с тем, чтобы в течение года добиться: восстановления среднесуточных объемов производства в отраслях жизнеобеспечения населения и базовых отраслях народного хозяйства и предотвращения разрушения народного хозяйства страны; обуздания неуправляемой инфляции, стабилизации денежного обращения и покупательной способности населения; нормализации снабжения населения основными видами продовольствия, медикаментами, товарами первой необходимости. Правительства Союза ССР и суверенных республик реализуют по каждому из этих направлений комплекс целенаправленных мер, с тем чтобы на их основе остановить падение жизненного уровня народа и стабилизировать экономику страны. Программа исходит из того, что решить эти задачи возможно только на основе: достижения общественного согласия в стране; сохранения единого экономического пространства в органическом сочетании с укреплением суверенитета республик; решительного перехода к рыночным отношениям с обеспечением социальной защиты населения с учетом особенностей суверенных республик, проведения разгосударствления и приватизации, раскрепощения товаропроизводителей, стимулирования трудовой и деловой активности, поддержки и защиты предпринимательства; укрепления финансов, денежного обращения и советского рубля как единого платежного средства и обеспечения его внутренней конвертируемости; бесперебойной работы базовых отраслей народного хозяйства, финансовой, материальной и технической поддержки предприятий, производящих продовольствие и товары первой необходимости; создания условий для привлечения в широких масштабах иностранного капитала, технологий и опыта в приоритетные сферы экономики; четкого разграничения компетенции и функций по управлению экономикой между центром и суверенными республиками и повышения ответственности за выполнение возложенных задач. II. СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОЮЗНЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ - ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Правительства Союза ССР и суверенных республик договорились о необходимости принятия согласованных мер по объединению усилий органов исполнительной власти и управления всех уровней в решении кардинальных вопросов стабилизации экономики и продвижения к рынку, наведении порядка и повышении дисциплины исходя из: единства денежного обращения, валюты, таможенных тарифов и правил, системы учета и статистики; согласованной финансовой, кредитно-денежной, ценовой, внешнеэкономической политики, а также системы минимальных социальных гарантий и занятости населения. В этих целях необходимо: провести целенаправленную работу по формированию до 1 января 1992 г. правовой основы и механизма хозяйствования в общесоюзном экономическом пространстве, обеспечивающего свободу самостоятельным товаропроизводителям, беспрепятственное перемещение рабочей силы, товаров и денежных средств под юрисдикцией соответствующей республики и Союза ССР в рамках делегированных ему полномочий; создавать условия и оказывать поддержку формированию и развитию горизонтальных связей предприятий, установлению непосредственного взаимодействия между товаропроизводителями; установить, что: планы производства продукции (работ, услуг) на 1992 год формируются предприятиями самостоятельно; поставки продукции для общесоюзных, межреспубликанских и республиканских потребностей размещаются на контрактной основе республиканскими органами, а по перечню продукции оборонного и иного специального назначения, определяемому Кабинетом Министров СССР по согласованию с правительствами суверенных республик, - через уполномоченные им органы с учетом республиканских потребностей. Создать союзно-республиканскую межправительственную комиссию для подготовки предложений по согласованию хозяйственного законодательства для реализации курса на сохранение и развитие общесоюзного экономического пространства. Внести указанные предложения на рассмотрение Совета Федерации не позднее июля 1991 г. и принять решение о переводе предприятий в III квартале текущего года под юрисдикцию соответствующих республик и Союза ССР (в рамках делегированных ему полномочий). Подписать во II квартале текущего года союзно-республиканское соглашение о принципах разграничения государственной собственности и функций по ее разгосударствлению и приватизации. Разработать и осуществить соответствующие программы. Подготовить во II квартале текущего года законодательный акт, регламентирующий взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих органов исполнительной власти. Правительства Союза ССР и суверенных республик считают необходимым строить торгово-экономические взаимоотношения с республиками, не подписавшими Союзный договор, в соответствии с общепризнанными международными нормами и правилами, включая перевод торговли на мировые цены, взаиморасчеты в согласованной валюте, введение экспортно-импортных налогов и таможенных сборов. Новый режим взаимоотношений с республиками, не подписавшими Союзный договор, вступает в силу с момента подписания Союзного договора. III. НОРМАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Для стабилизации производственных процессов и нормализации хозяйственных связей союзным, республиканским и местным исполнительным органам: обеспечить выполнение обязательств, закрепленных в экономических соглашениях на 1991 год и межреспубликанских соглашениях. Образовать во II квартале текущего года межправительственные комиссии по контролю за ходом выполнения экономических соглашений, наделяемые соответствующими полномочиями с правом принятия необходимых решений; ввести с 1 июля текущего года дополнительные стимулы, в том числе налоговые льготы, повысить экономическую и административную ответственность за безусловное выполнение государственного заказа; создать в соответствии с Указом Президента СССР от 16 мая 1991 г. условия для бесперебойной работы базовых отраслей промышленности, систем энергетики, связи и транспорта; с 1 июля 1991 г. отменить административные решения, препятствующие в ряде регионов и республик продвижению товаров; принять неотложные меры по решению острейших экологических проблем, с тем чтобы в возможно короткие сроки возобновить работу остановленных по экологическим и другим причинам важнейших предприятий и производств. Принять до 1 июля 1991 г. согласованные решения для безусловного выполнения необходимых природоохранных и иных мероприятий; начиная с III квартала 1991 г. последовательно переводить на новую экономическую основу кооперационные связи, сложившиеся у советских предприятий с восточно-европейскими партнерами, имея в виду перейти от межправительственного регулирования этих отношений к прямым связям и созданию широкой сети совместных предприятий, производств, акционерных компаний, торговых домов, фирм и ассоциаций, которые решают все проблемы загрузки собственного потенциала самостоятельно. Разработать для этих целей систему клиринга с последующей конверсией, расчетов в национальной либо свободно конвертируемой валюте; создать условия для организации негосударственных оптово-посреднических предприятий, лизинговых фирм, товарных бирж. Отделить в течение III квартала т. г. коммерческие торгово-посреднические предприятия от государственных органов материально-технического снабжения, организовав их деятельность в соответствии с законодательством республик. В увязке с проведением мер антимонопольного характера последовательно повышать долю продовольственных, товарных и материальных ресурсов всех видов, реализуемых посредством свободной торговли, в максимальной степени используя балансирующие возможности рыночных отношений. Правоохранительным органам выработать согласованную политику и меры по борьбе с экономической преступностью, обеспечивающие защиту экономических отношений от преступных и иных противоправных посягательств, усилить контроль в этой сфере. IV. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА И СТАБИЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В целях выхода из продовольственного кризиса союзные и республиканские органы исполнительной власти обеспечат полное и своевременное выполнение принятых Союзом ССР и республиками экономических соглашений на 1991 год по вопросам поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Межправительственной комиссии по продовольствию представить Совету Федерации предложения о введении с 1 июля 1991 г. строгого режима распределения основных видов продовольствия общесоюзного фонда, в том числе из государственных резервов. Обеспечить безусловное выполнение поставки материально-технических ресурсов агропромышленному комплексу в оставшийся период года в объемах не ниже уровня 1990 года. Для этого: существенно усилить стимулирование предприятий всех отраслей за выполнение договорных обязательств перед этим комплексом. При увеличении объемов поставок по сравнению с фактическим уровнем 1990 года применять с 1 июля 1991 г. льготный (с повышающим коэффициентом) порядок формирования средств, направляемых на потребление; расширить практику встречной продажи сельскохозяйственным предприятиям, кооперативам и гражданам материально-технических ресурсов и дефицитных товаров народного потребления в обмен на сельскохозяйственную продукцию. Межправительственной комиссии по продовольствию в июле 1991 г. определить порядок, условия, сроки формирования и использования специального фонда таких ресурсов и товаров, имея в виду широко использовать эту меру при закупке урожая текущего года; правительства Союза ССР и суверенных республик в дополнение к принятым решениям о привлечении в 1991 году на сельскохозяйственные работы техники и работников из городов организуют заблаговременное направление транспортных и других средств, а также личного состава вооруженных сил страны для участия в уборочных работах, заготовке и транспортировке сельскохозяйственной продукции и сырья. В целях формирования многоукладного агропромышленного производства, более полного включения личных подворий, трудовых крестьянских хозяйств, жителей городов и рабочих поселков в производство продовольствия обеспечить безусловное выполнение Указа Президента СССР от 5 января 1991 г. "О первоочередных задачах по реализации земельной реформы", прежде всего в части выделения 5 млн. га земель населению, а также республиканских программ по земельной реформе и возрождению деревни. Увеличить на второе полугодие 1991 г. рыночные фонды на строительные материалы для обустройства крестьянских хозяйств, возведения жилых домов и хозяйственных построек, а также кормов для личных подворий. В дополнение к уже осуществляемым мерам по оздоровлению финансового состояния сельскохозяйственных предприятий: последовательно увеличивать долю сельскохозяйственной продукции, реализуемой по договорным и свободным ценам; осуществлять в рамках антимонопольных мер жесткий контроль за обоснованностью установления цен предприятиями-монополистами, поставляющими ресурсы агропромышленному комплексу; завершить в течение II квартала 1991 г. разработку решений, обеспечивающих эквивалентность отношений агропромышленного комплекса с другими отраслями народного хозяйства. Использовать бюджетные дотации прежде всего для закупки техники, запасных частей, удобрений, комбикормов, а также развития социальной инфраструктуры села; усовершенствовать кредитование сельскохозяйственного производства, установив со второго полугодия 1991 г. порядок, при котором централизованные кредитные ресурсы используются главным образом для поддержки сельскохозяйственного производства. В целях выхода из кризиса на потребительском рынке в дополнение к ранее намеченным мерам: перераспределить валютные ресурсы для обеспечения более полного удовлетворения производств, связанных с выпуском товаров народного потребления и медикаментов, в ресурсах сырья и материалах, закупаемых по импорту; направить в приоритетном порядке материалы и комплектующие изделия на производство товаров народного потребления; установить с 1 июля 1991 г. льготы по уплате налога на прибыль вплоть до полного освобождения от него в части, образуемой за счет повышения физических объемов производства товаров народного потребления, продуктов питания и медикаментов против соответствующего периода прошлого года; ввести с 1 июля 1991 г. для строительных организаций льготы по уплате налога на прибыль вплоть до полного освобождения от налога при сооружении ими в нормативные сроки объектов производственного назначения и социальной сферы в отраслях агропромышленного комплекса, а также предназначенных для производства товаров народного потребления и медикаментов. При несоблюдении нормативных сроков строительства ужесточить санкции, размер которых определяется республиками; установить с 1 июля 1991 г. предприятиям, использующим заработанные валютные средства на приобретение технологического оборудования для производства продовольствия, медикаментов, товаров народного потребления, хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, а также закупки продуктов питания, медикаментов и других товаров, входящих в набор минимальной "потребительской корзины", льготы на экспортно-импортные операции, упорядочив эти закупки; ввести с 1 января 1992 г. порядок, согласно которому предприятия, осуществляющие экспорт продукции сверх поставок по договорам, могут полностью использовать заработанные валютные средства для закупки продовольствия, медикаментов и других товаров, входящих в набор минимальной "потребительской корзины", а также технологического оборудования для их производства; установить не позднее июня т. г. решениями республиканских органов жесткие сроки задействования неустановленного оборудования, закупленного в счет централизованных капитальных вложений для предприятий легкой, пищевой, мясо-молочной, рыбной, местной промышленности, бытового обслуживания, государственной торговли. При отсутствии гарантий выполнения сроков ввода в действие объектов такое оборудование изымать в принудительном порядке для продажи на аукционах, товарных биржах под обязательства покупателя о незамедлительном монтаже и вводе его в эксплуатацию; организовать с июля т. г. привлечение специализированных подразделений предприятий машиностроительного и оборонного комплексов на строительно-монтажных работах и отладке оборудования на предприятиях, производящих продукты питания и товары народного потребления, на взаимовыгодных условиях, имея в виду в кратчайшие сроки ввести большинство незавершенных строительством объектов. V. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ Правительства Союза ССР и суверенных республик будут твердо проводить финансовую и денежно-кредитную политику, направленную на сокращение бюджетного дефицита, кредитной эмиссии, а также стимулирование деловой активности и товарное наполнение рубля. В этих целях: ввести с 1 июля 1991 г. жесткий режим финансирования расходов бюджета по сниженным нормам, за исключением расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений, выплату пенсий, пособий, стипендий, а также на содержание граждан в медицинских и других социальных учреждениях; представить предложения Совету Федерации о разделении в июне 1991 г. внутреннего и внешнего долга СССР и долгов Союзу ССР со стороны зарубежных стран между Союзом ССР и суверенными республиками. Одновременно решить вопрос о создании в суверенных республиках золотого и алмазного фондов, а также валютных резервов. Проработать вопросы бюджетного устройства и налоговой системы на 1992 и последующие годы, имея, в частности, в виду, что союзный бюджет финансируется в части постоянных расходов - на основе федерального налога, устанавливаемого Верховным Советом СССР по представлению Совета Федерации с учетом потребностей в средствах на выравнивание в течение трех-четырех лет неоправданных различий в стартовых условиях*, а по программам развития и внебюджетным фондам - на основе долевого участия заинтересованных республик в абсолютных суммах по договоренности. Работу завершить не позднее 1 июля текущего года; обеспечить неукоснительное выполнение решений, закрепленных экономическими соглашениями Союза и республик, в области формирования бюджетов Союза ССР и республик, пенсионного фонда, фондов занятости, социального страхования, стабилизации экономики, а также межреспубликанского фонда социальной защиты населения; проанализировать выполнение программ и ввести мораторий на принятие и исполнение новых программ, увеличивающих расходы бюджетов; проинвентаризировать до 1 июля 1991 г. все строящиеся за счет бюджета и внебюджетных фондов объекты производственного назначения и перераспределить финансирование и материально-технические ресурсы в пользу тех, которые относятся к отраслям жизнеобеспечения экономики и населения, имеют высокую степень готовности и дают значительный экономический и социальный эффект. Осуществлять широкую распродажу незавершенных строительством производственных объектов советским и иностранным юридическим лицам и гражданам под обязательства ускоренного их ввода. Во всей инвестиционной политике твердо проводить линию на замену безвозвратного финансирования хозяйства за счет централизованных источников кредитами коммерческих банков и возвратным финансированием из внебюджетных фондов; предусмотреть формирование и расходование союзно-республиканского дотационного фонда на взаимно согласованной между суверенными республиками основе; внести в июне текущего года в Верховные Советы СССР и суверенных республик предложения об установлении по представлению Центрального совета банков и центральных банков республик предельных размеров (лимитов) кредитования бюджетных расходов Союза ССР и суверенных республик на 1991 год и обеспечить их неукоснительное исполнение. ____________ * Для выполнения Центром делегированных ему Союзным договором функций РСФСР и Украинская ССР будут вносить в союзный бюджет только фиксированные суммы в согласованных между Кабинетом Министров СССР и республиками размерах. Украинская ССР предлагает действие настоящей программы распространить на 1991 год. Временно, на период реализации антикризисной программы, приостановить действие Закона СССР "О предприятиях в СССР" в части календарной очередности платежей, установив первоочередной (после выплаты зарплаты) и при необходимости принудительный порядок взыскания платежей в бюджет. Принять не позднее июня 1991 г. во всех органах отраслевого и территориального управления планы завершения работы по ликвидации убыточности, предусматривающие по каждому конкретному предприятию меры экономического и административного характера, включая временное взятие под контроль управления предприятием, смену руководства, перепрофилирование, реорганизацию или принудительную приватизацию. Дотации из фондов стабилизации экономики предоставлять только ограниченному кругу предприятий по перечням, утверждаемым правительствами Союза ССР и республик по сферам их ведения. Внести в Верховный Совет СССР во II квартале текущего года проекты законодательных актов о банкротстве и о залоговом праве на имущество. С 1992 года осуществить реформу налога с оборота, отменить налог с продаж и перейти к налогу на добавленную стоимость и систему акцизов. Совместно с Госбанком СССР и центральными банками республик принять незамедлительные меры по улучшению платежно-расчетной дисциплины в народном хозяйстве, расширению практики коммерческого кредитования, использованию векселей, залога имущества предприятий всех форм собственности. Завершить до 1 июля 1991 г. формирование резервной системы Союза ССР и банковской системы на двухуровневой основе. Сформировать не позднее июня 1991 г. Центральный совет банков в составе председателей центральных банков суверенных республик и Союза ССР и утвердить до 1 июля 1991 г. на Совете Федерации его устав. Внести соответствующие изменения в Закон СССР "О Государственном банке СССР". Центральному совету банков: в мае - июне текущего года разработать проект Директив денежно-кредитной политики в условиях кризиса в экономике, имея в виду повысить учетную ставку и нормы обязательного депонирования ресурсов коммерческих банков, а также проценты за кредит до уровня, обеспечивающего ограничение инфляции; обеспечивать строгое соблюдение законодательства о независимости кредитных учреждений от исполнительной власти всех уровней. Банкам не принимать к исполнению решения и просьбы органов исполнительной власти о выдаче кредитов как на собственные нужды, так и подведомственным предприятиям сверх установленных предельных сумм кредитования; проводить активную политику поощрения всех форм сбережений населения, устанавливать проценты по вкладам с учетом темпов инфляции. Последовательно развивать финансовый рынок, всемерно поощрять формирование его инфраструктуры: фондовых бирж, страховых, брокерских и аудиторских компаний, а также соответствующих контрольных учреждений. Завершить до 1 ноября 1991 г. формирование необходимой законодательной базы рынка ценных бумаг, обеспечивающего их свободную куплю-продажу юридическими лицами и гражданами. Во II квартале 1991 г. подготовить и подписать межправительственное соглашение о проведении согласованной политики ценообразования, предусматривающей: оптимальное сочетание свободных, регулируемых и фиксированных цен с последовательным переходом к мировым ценам; осуществление поэтапного сокращения сферы административного регулирования оптовых, закупочных и розничных цен в сочетании с мерами по социальной защите населения; четкое определение ограниченного перечня продукции, реализуемой по фиксированным государственным ценам; введение специального механизма регулирования и ограничения цен на продукцию товаропроизводителей-монополистов. Придать целенаправленный активный характер работе по укреплению правопорядка и борьбе с теневой экономикой, имея в виду прежде всего пресечение действий по созданию искусственного дефицита, укрытию доходов и уклонению от уплаты налогов. Осуществлять эту работу в тесном взаимодействии с Комитетом по координации работы правоохранительных органов, Советом безопасности. Создать в течение III квартала т. г. специальную федеральную службу по борьбе с теневой экономикой. Ввести административную, материальную и уголовную ответственность в отношении должностных лиц и граждан, укрывающих доходы и уклоняющихся от уплаты налогов. Соответствующий законопроект представить в Верховный Совет СССР во II квартале 1991 г. VI. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С целью быстрейшего включения механизмов рыночного регулирования, усиления мотивации к труду и формирования реальных хозяев в экономике правительства Союза ССР и суверенных республик предусматривают проведение активной политики по разгосударствлению и демонополизации экономики, развитию предпринимательства. В области разгосударствления и приватизации: сформировать в III квартале 1991 г. и приступить к реализации специальных союзной и республиканских программ разгосударствления и приватизации, имея в виду в первоочередном порядке приватизировать предприятия и организации, обслуживающие население, выпускающие товары народного потребления, производящие продовольствие и перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, небольшие предприятия промышленности, строительства, транспорта; обеспечить принятие во II квартале 1991 г. нормативных документов, регулирующих согласованный с республиками процесс разгосударствления и приватизации, уточнить порядок оценки и выкупа имущества членами трудовых коллективов, другими гражданами, юридическими лицами, предусмотрев возможность широкого использования в этих целях заработанных предприятиями средств, а также частичную безвозмездную передачу имущества предприятий; последовательно уменьшать долю акций (паев), остающихся в собственности государства; пересмотреть до 1 июля т. г. с целью существенного сокращения перечни предприятий и производств, не подлежащих сдаче в аренду. Утвердить на союзном и республиканских уровнях перечни видов производств и предприятий, не подлежащих приватизации в связи с их оборонной и иной особой значимостью. При разгосударствлении и приватизации приоритет отдавать созданию акционерных обществ, товариществ, коллективных (народных) и арендных с правом выкупа предприятий. Проводить линию на развитие коллективной собственности с персонификацией вкладов, акций, паев граждан. Создать льготные условия для перехода государственной собственности в виде акций, паев членам трудовых коллективов. В целях ускорения приватизации практиковать продажу имущества в рассрочку, устанавливать налоговые льготы, оказывать гражданам кредитную помощь. В целях демонополизации экономики и создания конкурентной среды: внести в Верховный Совет СССР во II квартале 1991 г. проект Основ антимонопольного законодательства, определяющих правила деятельности участников хозяйственного оборота на общесоюзном рынке; оказывать содействие развитию малого и среднего бизнеса, созданию альтернативных производств, в том числе с привлечением иностранного капитала, стимулировать экономическими методами разукрупнение, где это целесообразно, монопольных участников хозяйственного оборота, последовательно выводить основную массу предприятий из-под прямого управления государственными органами. Ускорить осуществление мер по демонополизации в сфере материально-технического снабжения и торговли. Сформировать и организовать в III квартале текущего года работу Антимонопольного комитета; использовать для борьбы с монополизмом внешнеэкономические факторы, в том числе привлечение на союзный рынок зарубежных фирм. В целях активного развития предпринимательства: сформировать в III квартале 1991 г. союзно-республиканскую программу поддержки предпринимательства, всемерно содействовать расширению сети кооперативных, семейных и иных негосударственных субъектов хозяйствования, малых предприятий. Ускорить создание Комитета содействия малым предприятиям и предпринимательству; проводить налоговую политику, направленную на стимулирование деловой активности. Установить с 1 июля 1991 г. льготы по налогообложению прибыли предприятий всех форм собственности, направляемой на цели производственного развития, а также доходов предприятий и граждан, используемых ими для выкупа имущества государственных предприятий и приобретения акций; упростить с 1 июля 1991 г. порядок регистрации индивидуальных предпринимателей, способствовать организации информационных, консультационных и учебных центров, инновационных и страховых фондов; внести предложения о законодательной отмене во II квартале 1991 г. общесоюзного ограничения на деятельность торгово-закупочных кооперативов, имея в виду сохранить запрет в части операций с группой товаров и изделий, являющихся монополией государства (золото и драгоценности, алкогольные напитки, табак, бензин) или общественно опасных (оружие, отравляющие вещества и т. п.). Республики самостоятельно регулируют деятельность торгово-закупочных кооперативов; расширить права предприятий в определении режимов труда и фонда рабочего времени. Снять в установленном порядке с 1 июля 1991 г. централизованные ограничения на сверхурочные работы и другие формы трудовой активности людей, имея в виду решать эти вопросы в соответствующих коллективных договорах и соглашениях; до конца 1991 года в основном завершить перевод руководителей государственных предприятий на работу по контрактам. VII. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Правительства Союза ССР и суверенных республик намерены последовательно проводить в жизнь стратегическую линию на обеспечение открытости советской экономики, активное включение всех звеньев народного хозяйства и субъектов собственности в международное разделение труда и мирохозяйственные связи. Суверенные республики с 1 июля 1991 г. самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Необходимая координация действий в этой сфере осуществляется Союзно-республиканским валютным комитетом. Определить, что: получение новых займов и их последующее использование, предоставление иностранным государствам кредитов и экономической помощи, а также заключение соглашений на получение такой помощи из иностранных источников производится республиками и Союзом ССР самостоятельно под их ответственность; распределение предоставленной СССР квоты на экспорт различных видов товаров и сырьевых ресурсов между республиками осуществляется Союзно-республиканским валютным комитетом. Сохранить за Союзом ССР квотирование экспорта на продукцию по ограниченной номенклатуре по согласованному с суверенными республиками перечню, а также лицензирование в рамках его собственной квоты. Лицензирование всей продукции, в том числе основных природных ресурсов: нефть, газ, уголь (кроме оборонной и иной особой значимости), с 1 июля т. г. полностью передать в ведение суверенных республик. Выданные республиками лицензии обязательны для исполнения всеми таможенными службами. Таможенные пошлины устанавливаются по согласованию с республиками. В соответствии с решением Союзно-республиканского валютного комитета суверенные республики самостоятельно производят бартерные операции. Повысить материальную и административную ответственность за бартерные операции, преследующие своей целью приобретение за рубежом предметов роскоши и других товаров, не ориентированных на массовый спрос. Продолжить децентрализацию внешнеэкономической деятельности в целях дальнейшего расширения самостоятельности предприятий, регионов и республик, до конца текущего года устранить монополизм внешнеэкономических структур. Разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию деловой активности предприятий во внешнеэкономической деятельности, и в частности: подготовить и внести в III квартале 1991 г. в Совет Федерации СССР проект Закона СССР о налогообложении валютных доходов, репатриации прибыли и валюты; Союзно-республиканскому валютному комитету подготовить для внесения в Совет Федерации СССР в июне т. г. вопрос об изменении действующего порядка использования валютных ресурсов, имея в виду, что вопросы погашения внешнего долга после его разделения между Союзом ССР и суверенными республиками будут решаться республиками и Союзом ССР самостоятельно; ввести в действие с III квартала 1991 г. систему страхования экспорта. Ускорить реализацию программы перехода к конвертируемости рубля, имея в виду обеспечить внутреннюю конвертируемость с 1 января 1992 г. В этих целях осуществить: поэтапный перевод на режим обратимости рубля в конкретных видах расчетов и операций; развить сеть валютных бирж и аукционов, а также банков, уполномоченных проводить внешнеэкономические операции, в том числе с валютой; переход к внутренней конвертируемости рубля с одновременным прекращением использования иностранной валюты в расчетах между предприятиями внутри страны; привести в соответствие с реальными валютными ресурсами страны и возможностями привлечения иностранных кредитов программу импорта на 1991 год. Реализовать комплекс мер по развитию импортозамещающих производств и технологий. Не позднее сентября 1991 г. разработать целевую союзно-республиканскую программу по привлечению иностранного капитала, предусматривающую создание уже в текущем году благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в страну, в первую очередь в отрасли и сферы приоритетного развития. Скоординировать при этом порядок привлечения иностранных инвестиций, обеспечивая их гарантиями, принятыми в мировой практике. Подготовить для рассмотрения на Совете Федерации в III квартале 1991 г. согласованные предложения о предоставлении концессий зарубежным странам и компаниям. Расширить и углубить организационно-правовые основы сотрудничества с крупнейшими экономическими группировками, и прежде всего со странами Европейского сообщества и Азиатско-Тихоокеанского региона, семеркой ведущих промышленно развитых стран. Продолжить линию на сотрудничество с ведущими международными торговыми и финансовыми организациями, и прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Генеральным соглашением по торговле и тарифам и другими. VIII. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ Первоочередные меры по социальной защите и поддержке населения нацелить на: поддержание покупательной способности населения; обеспечение занятости и предотвращение массовой безработицы; защиту нетрудоспособных граждан и социально уязвимых слоев населения; укрепление системы здравоохранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы. В этих целях: осуществить до конца 1991 года переход к системе оплаты труда, адекватной рыночным отношениям, основанной на системе тарифных соглашений и государственных гарантий минимальных размеров оплаты труда основных профессиональных и квалификационных групп работников. Снять административные ограничения с индивидуальных заработков, создать правовые, экономические и социальные условия, позволяющие гражданам собственным трудом зарабатывать себе на достойную жизнь. Во II квартале текущего года законодательно оформить механизм трехстороннего социального партнерства, основанный на заключении соглашений между государственными органами, представителями собственников (союзами и ассоциациями предпринимателей) и профсоюзами. Регулирование роста оплаты труда и других социальных вопросов развития трудовых коллективов в 1992 году осуществлять на основе трехсторонних коллективных трудовых (тарифных) соглашений; снизить уровень максимальной ставки налогообложения доходов граждан и повысить минимальный размер доходов, не облагаемых налогом; целенаправленно использовать общественные фонды потребления прежде всего для материальной поддержки инвалидов, пенсионеров, детей, других нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения; создать систему минимальных общесоюзных социальных гарантий, реализуемую республиками самостоятельно в рамках согласованной социальной политики. Наряду с реализацией принятых на текущий год социальных программ, межреспубликанских соглашений и соглашений с профсоюзами реализовать дополнительный комплекс мер, и в частности: завершить в течение II-III кварталов 1991 г. формирование системы минимальных потребительских бюджетов, осуществлять поэтапное увеличение минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом размеров этих бюджетов, а также экономических возможностей республик и страны. Принять не позднее июня т. г. Указ Президента СССР об общих принципах формирования минимального потребительского бюджета; внести на рассмотрение Совета Федерации в III квартале т. г. предложения о порядке создания и использования союзно-республиканского фонда социальных программ с учетом введения минимальных потребительских бюджетов; внести не позднее мая текущего года на рассмотрение Верховного Совета СССР проект Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об индексации доходов населения. Предусмотреть, что за счет бюджетов и внебюджетных фондов индексируются доходы наиболее уязвимых слоев населения - пенсионеров, инвалидов, учащейся молодежи, а также размеры социальных пособий. Индексировать расходы на содержание учреждений бюджетной сферы, включая заработную плату. Для остальной части работников, занятых в народном хозяйстве, вопросы увеличения их доходов в связи с ростом цен решать в коллективных договорах; отменить взимание налога с продаж по социально значимым товарам повседневного спроса и услугам населению. Кабинету Министров СССР в мае 1991 г. утвердить перечень таких товаров. Правительства республик самостоятельно дополняют перечень этих товаров и услуг; организовать индивидуальный учет обязательных страховых взносов, поступающих от работающих граждан в пенсионный фонд в размере 1 процента, зачислять их, включая суммы, уплаченные в 1991 году, на личные лицевые счета с целью увеличения назначаемых им пенсий за счет внесенных средств; подготовить и представить в Верховные Советы СССР и суверенных республик во II квартале 1991 г. проекты Основ законодательства Союза ССР и республик о труде и об охране труда. В области обеспечения занятости: завершить в основном в III квартале 1991 г. формирование сети государственной службы занятости, фондов содействия занятости; в III квартале 1991 г. завершить разработку общесоюзной, республиканских и региональных программ занятости, предусматривающих эффективные меры по предотвращению массовой безработицы, созданию дополнительных рабочих мест, прежде всего за счет развития предпринимательства, малых предприятий и кооперативного сектора. Ввести в практику проведение оплачиваемых общественных работ; до конца текущего года закончить в основном формирование системы профессиональной ориентации и переподготовки незанятого населения, развернуть массовое обучение работников с учетом требований рыночной экономики. Осуществлять меры по созданию системы социальных гарантий для военнослужащих и лиц, увольняемых из армии. В качестве неотложных мер в этом направлении предусмотреть: последовательное улучшение материального и культурно-бытового обеспечения военнослужащих за счет сокращения расходов на закупку вооружений и военное строительство, а также реализации устаревшего и излишнего имущества вооруженных сил; осуществление комплекса мер по созданию необходимых жилищно-бытовых условий, прежде всего для сокращаемого и выводимого из зарубежных стран контингента военнослужащих. На основе целевых республиканских программ приступить к осуществлению жилищной реформы и приватизации жилья. Повысить эффективность работы правоохранительных органов, обеспечить личную безопасность граждан, их собственности, гражданских прав. IX. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРИОРИТЕТЫ В СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ЭКОНОМИКИ В качестве стратегических задач в этой сфере выдвигаются: создание развитого индустриального потребительского сектора экономики; развитие рыночных механизмов в научно-технической сфере, формирование инфраструктуры рынка инновационной продукции и интеллектуальной собственности. В этих целях предусматривается: начать структурную перестройку базовых отраслей промышленности, стимулировать перепрофилирование машиностроения в направлении обеспечения потребностей индустриального потребительского комплекса; представить в III квартале 1991 г. на рассмотрение Совета Федерации программу конверсии, предусмотрев в ней радикальные меры по сокращению затрат на производство военной техники и использованию потенциала оборонно-промышленного комплекса для увеличения производства товаров народного потребления, технической реконструкции народного хозяйства и укрепления экспортного потенциала страны; расширить источники финансирования целевых общесоюзных, межреспубликанских и республиканских программ, имея в виду привлечение наряду со средствами бюджетов всех уровней внебюджетных фондов, кредитов банков, ресурсов заинтересованных предприятий, организаций и иностранных инвесторов; завершить в 1991 году создание союзно-республиканского фонда фундаментальных исследований. * * * Неотъемлемой частью Программы является план организации работы по ее реализации, в котором определены согласованные меры, порядок, сроки и ответственные за их осуществление (прилагается). Указанный план является обязательным для органов государственного управления всех уровней. Персональную ответственность за его выполнение возложить на руководителей этих органов. Правительства суверенных республик считают необходимым возложить общую координацию работы по реализации программы совместных действий на Кабинет Министров СССР. Ход реализации Программы рассматривается ежеквартально на совместных заседаниях Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик. Правительства Союза ССР и суверенных республик обращаются к народу, всем общественным организациям и движениям с призывом сплотить ряды, консолидировать силы для вывода страны из кризиса и нормализации жизни людей. Премьер-министр СССР В. ПАВЛОВ Председатель Совета Министров РСФСР И. СИЛАЕВ* за Премьер-министра Украинской ССР А. ТАРУШКИН* Председатель Совета Министров Белорусской ССР В. КЕБИЧ Вице-президент Узбекской ССР Ш. МИРСАИДОВ Премьер-министр Казахской ССР У. КАРАМАНОВ Премьер-министр Азербайджанской ССР Г. ГАСАНОВ Премьер-министр Республики Кыргызстан Н. ИСАНОВ Вице-президент Таджикской ССР И. ХАЕЕВ Председатель Совета Министров Республики Армения В. МАНУКЯН Премьер-министр Туркменской ССР Х. АХМЕДОВ ____________ * С замечанием на странице 10. ____________ П Л А Н организации работ по выполнению Программы совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ¦ ¦ Ответственные Содержание мер ¦ Срок ¦ за подготовку и порядок реализации ¦ ¦ и осуществление ------------------------------------------------------------------------------------------------------ I. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ СОЮЗНЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ Образовать союзно-республиканскую межправи- июнь - Правительства Союза ССР и респуб- тельственную комиссию для подготовки предло- июль лик, Минюст СССР жений по согласованию хозяйственного законо- дательства, а также формированию правовой ос- новы и механизма хозяйствования в общесоюзном экономическом пространстве. Внести указанные предложения на рассмотре- июль Союзно-республиканская межправи- ние Совета Федерации. тельственная комиссия по хозяйс- твенному законодательству Подготовить проекты союзно-республикан- июнь - Правительства Союза ССР ских экономических соглашений по вопросам июль и республик, соответствующие проведения согласованной политики в об- межправительственные комис- ласти: сии, Госсовет СССР по экономи- ческой реформе финансов, кредита и денежного обращения; Министерства финансов Союза ССР и республик, Центральный совет банков валюты, таможенных тарифов и правил; Союзно-республиканский ва- лютный комитет, МВЭС СССР, Таможенный комитет СССР ценообразования; Минэкономики СССР и соответ- ствующие республиканские ор- ганы системы минимальных социальных гарантий Минтруд СССР и соответству- и занятости. ющие республиканские органы с участием ВКП СССР Подготовить согласованные проекты законода- июнь - Правительства Союза ССР тельных актов Союза ССР и республик, регла- июль и республик, Минюст СССР ментирующие взаимоотношения нижестоящих и вы- шестоящих органов исполнительной власти. Определить принципы и механизм новых торго- июль Минэкономики СССР, Минфин во-экономических отношений с республиками, не СССР, МВЭС СССР, Таможен- подписавшими Союзный договор. ный комитет СССР, правитель- ства республик Образовать межправительственные комиссии по июнь - Правительства Союза ССР контролю за ходом выполнения союзно-республи- июль и республик канских экономических соглашений. II. НОРМАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Обеспечить стабильную работу базовых отраслей май - Правительства Союза ССР народного хозяйства в соответствии с мерами, декабрь и республик предусмотренными Указом Президента СССР от 16 мая 1991 г. Подготовить решение о порядке формирования и июнь Минэкономики СССР, Мин- размещения государственных заказов на 1992 ресурсов СССР, соответству- год, имея в виду ввести единый для предприя- ющие республиканские органы тий заказ на контрактной основе по обеспече- нию общесоюзных, межреспубликанских и респуб- ликанских потребностей. Принять совместные решения правительств Союза июнь - Правительства Союза ССР ССР и республик о введении дополнительных июль и республик, Минэкономики стимулов и повышении ответственности за вы- СССР, Минфин СССР, Высший полнение государственных заказов. арбитражный суд СССР Отменить административные решения, препятс- июнь - Правительства республик твующие в ряде регионов и республик продвиже- июль нию товаров. Осуществить неотложные меры по решению ост- май - Правительства республик, Гос- рейших экологических проблем, с тем чтобы в декабрь комиссия СССР по чрезвычай- возможно короткие сроки возобновить работу ным ситуациям, Минэкономики остановленных по экологическим и другим при- СССР, Минресурсов СССР, чинам важнейших предприятий и производств. Минприроды СССР, министер- ства и ведомства Принять согласованные решения для выполнения июнь - необходимых природоохранных и иных мероприя- июль тий. Сформировать организационно-правовые условия июнь - Правительства республик, Мин- для развития предприятий рыночной инфраструк- сентябрь ресурсов СССР туры (оптово-посреднических предприятий, ком- мерческо-информационных центров, лизинговых фирм, товарных бирж). III. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА И СТАБИЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Подготовить и внести в Совет Федерации пред- июнь - Межправительственная комис- ложения об особом порядке распределения в июль сия по продовольствию 1991 году основных видов продовольствия обще- союзного фонда, в том числе из государствен- ных резервов. Перераспределить материалы и комплектующие июнь - Минэкономики СССР, Мин- изделия для обеспечения производства товаров июль ресурсов СССР, правительства народного потребления. республик Ввести дополнительные санкции за невыполнение июнь - Минресурсов СССР, правитель- договоров поставок агропромышленному комплек- июль ства республик, Высший арбит- су. ражный суд СССР Расширить практику встречной продажи сельско- май - Правительства республик, Гос- хозяйственным предприятиям, кооперативам и декабрь компрод СССР, Минэкономики гражданам материально-технических ресурсов и СССР, Минторг СССР, Центро- дефицитных товаров народного потребления в союз обмен на сельскохозяйственную продукцию. Определить порядок, условия, сроки формирова- июль Межправительственная комис- ния и использования специального фонда таких сия по продовольствию ресурсов и товаров. Подготовить и принять решения о направлении май - Минобороны СССР, Минсель- на сельхозработы 1991 года необходимой техни- июнь хоз СССР, правительства рес- ки и личного состава вооруженных сил по сог- публик ласованным с республиками графикам. Разработать систему мер по привлечению в тру- июнь - Правительства республик, Мин- донедостаточные сельскохозяйственные районы июль труд СССР, Минресурсов СССР работников и их семей, а также увольняемых военнослужащих, пенсионеров на основе наделе- ния участками земли, оказания помощи в строи- тельстве жилья, приобретении дефицитных това- ров, материалов, расширения натуральной опла- ты труда и т. п. Выделить населению не менее 5 млн. га земель май - Правительства республик, ис- для широкого включения граждан в производство июль полкомы местных Советов на- продовольствия. Увеличить на второе полугодие родных депутатов рыночные фонды на строительные материалы для обустройства крестьянских хозяйств, возведе- ния жилых домов и хозяйственных построек, а также кормов для личных подворий. Перераспределить валютные ресурсы для обеспе- май - Союзно-республиканский ва- чения производства товаров народного потреб- июль лютный комитет ления и медикаментов сырьем и материалами, закупаемыми по импорту. Принять решение о порядке использования июнь - Госбанк СССР централизованных кредитных ресурсов, имея июль в виду направлять их главным образом для поддержки сельскохозяйственного производ- ства. Ввести льготный порядок налогообложения прибыли: предприятий в части, образуемой за счет июнь - Кабинет Министров СССР, пра- повышения физических объемов производ- июль вительства республик, Минфин ства товаров народного потребления, про- СССР дуктов питания и медикаментов против со- ответствующего периода прошлого года; строительных организаций при сооружении июнь - Кабинет Министров СССР, пра- ими в нормативные сроки объектов произ- июль вительства республик, Минфин водственного назначения и социальной сфе- СССР ры в отраслях агропромышленного комп- лекса, а также предназначенных для произ- водства продуктов питания и товаров ши- рокого потребления. Установить льготы на экспортно-импортные июнь - Минфин СССР, Таможенный ко- операции предприятиям, закупающим за счет июль митет СССР с принятием реше- собственных валютных средств оборудование ния на Союзно-республикан- для производства продовольствия, хранения ском валютном комитете и переработки сельскохозяйственного сырья, а также товары, входящие в набор минималь- ной "потребительской корзины", и медика- менты. Принять решение о предоставлении предпри- июнь - Минфин СССР, Таможенный ко- ятиям, поставляющим продукцию на экспорт июль митет СССР с принятием реше- сверх поставок по договорам, права исполь- ния на Союзно-республикан- зовать все заработанные валютные средства ском валютном комитете на закупку продовольствия и товаров, входя- щих в набор минимальной "потребительской корзины", а также оборудования для их про- изводства. Определить жесткие сроки задействования не- июнь - Правительства республик установленного оборудования, закупленного август за счет централизованных капитальных вло- жений для предприятий легкой, пищевой, мя- со-молочной, рыбной, местной промышлен- ности, бытового обслуживания, государст- венной торговли. При отсутствии гарантий выполнения сроков ввода объектов такое оборудование изымать в принудительном по- рядке для продажи на аукционах и товарных биржах. Принять решение о порядке привлечения спе- июнь - Государственная военно-про- циализированных подразделений предприя- июль мышленная комиссия Кабинета тий машиностроительного и оборонного Министров СССР, Госкоммаш комплексов на строительно-монтажных рабо- СССР, правительства респуб- тах и отладке оборудования на предприятиях, лик, министерства и другие ор- производящих продукты питания и товары ганы государственного управле- народного потребления. ния Разработать предложения, обеспечивающие июнь - Правительства республик, Мин- эквивалентность отношений агропромышлен- июль фин СССР, Минэкономики ного комплекса с другими отраслями народ- СССР, Минсельхоз СССР, Цент- ного хозяйства, используя в этих целях выде- росоюз ляемые из бюджета дотации для закупки тех- ники и материалов, а также развития соци- альной инфраструктуры села. IV. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ Принять решение о введении жесткого режи- июнь - Правительства Союза ССР ма финансирования расходов бюджета по июль и республик, министерства фи- сниженным нормам, за исключением расхо- нансов Союза ССР и республик дов на заработную плату работникам бюд- жетных учреждений, выплату пенсий, посо- бий, стипендий, а также на содержание граж- дан в медицинских и других социальных учреждениях. Подготовить для рассмотрения на Совете Феде- июль Союзно-республиканская согла- рации предложения о принципах разделения меж- сительная комиссия по бюджет- ду Союзом ССР и суверенными республиками ному устройству внутреннего и внешнего долга СССР и долгов со стороны зарубежных стран Союзу ССР, а также о создании в суверенных республиках золотого и алмазного фондов, валютных резервов. Образовать с этой целью Союзно-республиканс- июнь - Правительства Союза ССР кую согласительную комиссию по бюджетному июль и республик устройству. Проинвентаризировать все строящиеся за счет июнь - Правительства Союза ССР бюджета и внебюджетных фондов объекты произ- июль и республик, Минэкономики водственного назначения, приняв решения о пе- СССР, Минфин СССР, мини- рераспределении финансирования и материаль- стерства и другие органы госу- но-технических ресурсов в пользу тех, которые дарственного управления относятся к отраслям жизнеобеспечения эконо- мики и населения. Проинвентаризировать и осуществить распродажу июнь - Правительства Союза ССР незаконченных строительством производственных декабрь и республик, Госстрой СССР, объектов советским и иностранным юридическим Союзгосфонд, Минэкономики лицам и гражданам под обязательства ускорен- СССР, Минресурсов СССР ного их ввода, а также неиспользуемых ресур- сов и неустановленного оборудования. Подготовить проект союзно-республиканского июнь - Правительства Союза ССР соглашения о введении моратория на принятие и июль и республик, Минфин СССР, за- исполнение новых программ, увеличивающих рас- интересованные министерства ходы бюджетов. и другие органы государствен- ного управления Внести в Верховные Советы Союза ССР и суве- июнь - Госбанк СССР, Минфин СССР, ренных республик предложения об установлении июль правительства Союза ССР и рес- предельных размеров (лимитов) кредитования публик бюджетных расходов Союза ССР и республик на 1991 год. Подготовить предложения по совершенствованию август Союзно-республиканская согла- начиная с 1992 года налоговой системы, пре- сительная комиссия по бюджет- дусматривающие: ному устройству введение федерального налога и системы долевого участия республик в финансиро- вании расходов союзного бюджета; реформу налога с оборота, отмену налога с продаж и переход к налогу на добавлен- ную стоимость и систему акцизов. Предусмотреть при формировании проектов бюд- в сроки, Правительства Союза ССР жетов на 1992 год необходимые меры по замене установ- и республик, Минфин СССР, безвозвратного финансирования за счет центра- ленные Госбанк СССР, Минэкономики лизованных источников кредитами коммерческих для под- СССР банков и возвратным финансированием. готовки бюджетов на 1992 год Подготовить предложения о формировании и по- июнь - Союзно-республиканская согла- рядке использования союзно-республиканского июль сительная комиссия по бюджет- дотационного фонда. ному устройству Уточнить перечни предприятий, которым предос- июнь - Правительства Союза ССР тавляются дотации из фондов стабилизации эко- июль и республик, Минфин СССР, номики. Обеспечить незамедлительное утвержде- Минэкономики СССР, мини- ние планов завершения работы по ликвидации стерства и другие органы госу- убыточности предприятий, предусматривающих дарственного управления меры экономического и организационного харак- тера по каждому предприятию. Подготовить для внесения в Верховный Совет июнь Минэкономики СССР, Минфин СССР проект законодательного акта о банкротс- СССР, Минюст СССР тве. Подготовить проект Указа Президента СССР о июнь Минфин СССР, Госбанк СССР, временном приостановлении действия Закона правительства республик СССР "О предприятиях в СССР" в части кален- дарной очередности платежей, установив перво- очередной (после выплаты заработной платы) и при необходимости принудительный порядок взыскания платежей в бюджет. Подготовить для внесения в Верховный Совет июнь Минюст СССР, Минфин СССР, СССР проект законодательного акта о залоговом Госбанк СССР, правительства праве на имущество. республик Принять меры по улучшению платежно-расчетной июнь Госбанк СССР, центральные дисциплины в народном хозяйстве, расширению банки республик, Минфин СССР практики коммерческого кредитования, исполь- зованию векселей, залога имущества предприя- тий всех форм собственности. Разработать и представить в Верховный Совет июнь Минюст СССР, Минфин СССР, СССР проекты законодательных актов о введении правительства республик административной, материальной и уголовной ответственности в отношении должностных лиц и граждан, укрывающих доходы и уклоняющихся от уплаты налогов. Приостановить действия решений, препятст- июнь - Правительства республик, Цент- вующих работе банков на принципах резерв- июль ральный совет банков ной системы. Подготовить и представить в Верховный Совет июнь Госбанк СССР СССР законопроект о внесении изменений в За- кон СССР "О Государственном банке СССР". Завершить формирование Центрального совета июнь - Госбанк СССР, центральные банков. июль банки республик Разработать и внести в Совет Федерации проект июль Госбанк СССР устава Госбанка СССР. Разработать проект Директив денежно-кредитной июнь Центральный совет банков, политики на второе полугодие 1991 г. Минфин СССР Подготовить для представления в Верховный Со- июнь Минфин СССР, Минюст СССР, вет СССР проект Закона о ценных бумагах и Центральный совет банков фондовой бирже. Осуществить комплекс мер по формированию инф- июль - Министерства финансов Союза раструктуры финансового рынка. декабрь ССР и республик, Союзгосфонд, Центральный совет банков Разработать и ввести специальный механизм ре- июнь - Минэкономики СССР, прави- гулирования цен на продукцию товаропроизводи- июль тельства республик телей-монополистов. Подготовить предложения по взаимодействию август МВД СССР, КГБ СССР, Проку- правительств Союза ССР и республик с Комите- ратура СССР, Минфин СССР, том по координации работы правоохранительных правительства республик органов и Советом безопасности при проведении работы по укреплению правопорядка и борьбе с теневой экономикой для рассмотрения на Совете Федерации. Создать федеральную службу по борьбе с тене- август Правительства СССР и респуб- вой экономикой. лик, правоохранительные орга- ны Союза ССР и республик V. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Подготовить для рассмотрения на Совете Феде- июль Союзно-республиканская меж- рации предложения о переводе предприятий под правительственная комиссия по юрисдикцию республик и Союза ССР. хозяйственному законодательст- ву Заключить соглашение между Союзом ССР и рес- публиками о принципах разграничения государс- июнь - Союзгосфонд, Минэкономики твенной собственности и функциях по ее разго- июль СССР, соответствующие респуб- сударствлению и приватизации. ликанские органы, Госсовет СССР по экономической рефор- ме Обеспечить формирование нормативно-правовой базы разгосударствления и приватизации: завершить подготовку проектов союзного июнь Правительства Союза ССР и и республиканских законодательных актов республик, Союзгосфонд, Госсо- по разгосударствлению и приватизации; вет СССР по экономической ре- форме разработать и утвердить методику оценки июль Союзгосфонд, Минфин СССР, стоимости имущества государственных Минэкономики СССР, соответ- предприятий, подлежащих разгосударст- ствующие республиканские ор- влению и приватизации, положение о пре- ганы, Госсовет СССР по эконо- образовании государственного предприя- мической реформе тия в акционерное общество, хозяйственное общество (товарищество), коллективное предприятие, положение о продаже госу- дарственных предприятий по конкурсу и на аукционе, другие нормативные и методи- ческие документы, регулирующие разгосу- дарствление и приватизацию. Разработать территориальные, республиканские июнь - Республиканские органы, Союз- и союзную программы разгосударствления и при- сентябрь госфонд, Минэкономики СССР ватизации на 1991 год. Приступить к последовательному разгосударс- июнь - Республиканские органы, Союз- твлению и приватизации предприятий с учетом декабрь госфонд, Госсовет СССР по эко- особенностей республик, регионов и отраслей, номической реформе уменьшая долю акций (паев), остающихся в собственности государства. Создать льготные условия для перехода госу- июнь - Союзгосфонд, Минфин СССР, дарственной собственности в собственность июль соответствующие республикан- членов трудовых коллективов в виде акций (па- ские органы ев), принадлежащих работникам, в том числе путем продажи по льготным ценам. Ввести в практику продажу имущества в расс- июнь - Союзгосфонд, Минфин СССР, рочку, установление налоговых льгот, оказание июль Госбанк СССР, соответствую- гражданам кредитной помощи. щие республиканские органы Определить перечень предприятий, не подлежа- июнь Союзгосфонд, Минэкономики щих приватизации. СССР, заинтересованные мини- стерства и ведомства СССР, со- ответствующие органы респуб- лик Пересмотреть перечни предприятий и произ- июнь Союзгосфонд, Минэкономики водств, не подлежащих сдаче в аренду. СССР, заинтересованные мини- стерства и ведомства СССР, со- ответствующие органы респуб- лик Сформировать и приступить к реализации союз- октябрь Комитет содействия малым но-республиканской программы поддержки и за- предприятиям и предпринима- щиты предпринимательства. тельству, Минэкономики СССР, правительства республик, Госсо- вет СССР по экономической ре- форме Подготовить проект законодательного акта об июнь Минюст СССР, Минэкономики отмене общесоюзных ограничений деятельности СССР торгово-закупочных кооперативов. Подготовить предложения об установлении льгот июнь - Министерства финансов Союза по налогообложению прибыли предприятий всех июль ССР и республик форм собственности, направляемой на цели про- изводственного развития, а также доходам предприятий и граждан, используемым ими для выкупа имущества государственных предприятий и приобретения акций. Упростить порядок регистрации индивидуальных июнь - Правительства республик предпринимателей, способствовать организации июль информационных, консультационных и учебных центров, инновационных и страховых фондов. Подготовить предложения о снятии установлен- август Минтруд СССР, Минюст СССР ных в централизованном порядке ограничений на с участием ВКП СССР сверхурочные работы и другие формы трудовой активности людей, имея в виду решать эти воп- росы в соответствующих коллективных договорах и соглашениях. Завершить перевод руководителей государствен- май - Министерства и другие органы ных предприятий на работу по контрактам. декабрь государственного управления Подготовить основы антимонопольного законода- май - Кабинет Министров СССР сов- тельства для представления в Верховный Совет июнь местно с правительствами рес- СССР. публик Сформировать Антимонопольный комитет СССР. июль " Разработать программу демонополизации эконо- июль - Антимонопольный комитет мики, имея в виду создание альтернативных август СССР, соответствующие респуб- производств, разукрупнение монопольных струк- ликанские органы, министерства тур, широкое привлечение на союзный рынок и другие органы государствен- иностранного капитала и зарубежных фирм. ного управления, Союзгосфонд, МВЭС СССР Образовать в отраслях материального произ- июнь - Правительства Союза ССР и водства конкурирующие организационные струк- декабрь республик, Госсовет СССР по туры нового типа - акционерные общества (кор- экономической реформе, Мин- порации), концерны, холдинговые компании - юст СССР держатели акций. Подготовить предложения о необходимых изменениях в законодательстве. VI. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ввести в действие союзно-республиканский режим квотирования и лицензирования во внешнеэкономических связях, имея в виду: распределить между республиками предо- июль Союзно-республиканский ва- ставленные СССР квоты на экспорт; лютный комитет определить согласованный с республиками июль Союзно-республиканский ва- перечень товаров, квотирование экспорта лютный комитет, Минэкономи- которых осуществляется Союзом ССР; ки СССР, МВЭС СССР передать в ведение суверенных республик июль Союзно-республиканский ва- лицензирование всей продукции, в том чис- лютный комитет ле основных природных ресурсов: нефть, газ, уголь (кроме оборонной и иной особой значимости). Подготовить и внести в Совет Федерации проект август Союзно-республиканский ва- Закона СССР о налогообложении валютных дохо- лютный комитет, Минфин дов, репатриации прибыли и валюты. СССР, Госбанк СССР Подготовить для внесения в Совет Федерации июль - Союзно-республиканский ва- предложения об изменении действующего порядка август лютный комитет использования валютных ресурсов, имея в виду, что вопросы погашения внешнего долга после его разделения между Союзом ССР и суверенными республиками будут решаться ими самостоятель- но. Подготовить и внести в Верховный Совет СССР август Кабинет Министров СССР, проект Закона о государственном страховании Минфин СССР, Минюст СССР коммерческих, инвестиционных и валютных рис- по согласованию с правительст- ков предприятий, а также о создании государс- вами республик твенного союзно-республиканского страхового фонда. Реализовать комплекс согласованных с респуб- июнь - Союзно-республиканский ва- ликами мер, обеспечивающих переход с января декабрь лютный комитет, Минфин 1992 г. к внутренней конвертируемости рубля. СССР, Госбанк СССР, прави- Принять решение о запрещении использования тельства республик иностранной валюты в расчетах между предприя- тиями. Осуществить меры по подготовке к свободной июнь - Союзно-республиканский ва- купле-продаже иностранной валюты на всей тер- декабрь лютный комитет, Центральный ритории страны. совет банков Поэтапно вводить режим обратимости рубля в июль Центральный совет банков, конкретных видах расчетов и операций, связан- Внешэкономбанк СССР ных с внешнеэкономической деятельностью. Развить сеть валютных бирж и аукционов, а июнь - Центральный совет банков, также расширить рамки их участников. август Минфин СССР, Внешэконом- банк СССР Пересмотреть программу импорта на 1991 год с в течение Минэкономики СССР, МВЭС учетом реальных валютных ресурсов страны и второго СССР, Внешэкономбанк СССР, возможностей привлечения иностранных креди- полугодия правительства республик тов. Реализовать комплекс мер по развитию импорто- июнь - Минэкономики СССР, прави- заменяющих производств и технологий. декабрь тельства республик,министерст- ва и другие органы государст- венного управления Упростить процедуру заключения бартерных сде- июль Союзно-республиканский ва- лок, связанных с импортом продовольствия и лютный комитет, МВЭС СССР, медикаментов, передав решение этих вопросов Минюст СССР, правительства суверенным республикам. Повысить материальную республик и административную ответственность за бартер- ные операции, преследующие своей целью приоб- ретение за рубежом предметов роскоши и других товаров, не ориентированных на массовый спрос. Создать благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в страну: разработать целевую союзно-республи- август Союзно-республиканский ва- канскую программу по привлечению ино- лютный комитет, Минэкономи- странного капитала; ки СССР, Минфин СССР, МВЭС СССР, Союзгосфонд, правительства республик скоординировать процессы привлечения июль Минэкономики СССР, Минфин иностранных инвестиций, обеспечив их га- СССР, Союзгосфонд, прави- рантиями, принятыми в мировой практике. тельства республик Завершить в этих целях работу над проек- том Закона СССР об иностранных инвести- циях; подготовить для рассмотрения на Совете август Минэкономики СССР, Союзгос- Федерации предложения правительств Со- фонд, правительства республик юза ССР и республик о принципах пре- доставления концессий иностранным ком- паниям. Перевести на новую экономическую основу коо- июль - Минэкономики СССР, МВЭС перационные связи, сложившиеся у советских декабрь СССР, соответствующие органы предприятий с восточно-европейскими партнера- республик ми. Разработать систему клиринговых расчетов для июль Центральный совет банков, обслуживания кооперационных связей советских Внешэкономбанк СССР, Мин- предприятий. фин СССР Осуществить процесс демонополизации и децент- июнь - МВЭС СССР, Союзгосфонд, рализации внешнеэкономической деятельности в декабрь правительства республик целях укрепления экономического суверенитета республик. VII. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ* Осуществить меры по подготовке и переходу к 1991 год Минтруд СССР, ВКП СССР, новой системе оплаты труда, основанной на правительства республик, Науч- трехсторонних коллективных трудовых (тариф- но-промышленный союз, Ассо- ных) соглашениях между государственными орга- циация руководителей предпри- нами, представителями собственников (союзами ятий СССР и другие организа- и ассоциациями предпринимателей) и профсоюза- ции предпринимателей, мини- ми: стерства и соответствующие республиканские органы подготовить соответствующий законода- июль тельный акт; заключить соглашение по базовым отрас- июль лям; заключить соглашение по другим отрас- август лям. Подготовить и внести на рассмотрение Совета сентябрь Правительства Союза ССР Федерации предложения о порядке и использова- и республик, Минтруд СССР, нии союзно-республиканского фонда социальных Минфин СССР, Минэкономики программ. СССР Подготовить проекты законодательных актов май - Правительства Союза ССР высших органов власти республик о введении июль и республик, Минтруд СССР, системы минимальных потребительских бюджетов, Госкомстат СССР используемых при определении минимальных раз- меров заработной платы, пенсий, пособий, сти- пендий и других социальных выплат. Осуществлять поэтапное увеличение минимальной 1991-1992 Правительства Союза ССР заработной платы, пенсий, пособий, стипендий годы и республик, Минтруд СССР, и других социальных выплат с учетом размеров Минфин СССР, Минэкономики минимальных потребительских бюджетов и эконо- СССР мических возможностей республик и страны. Завершить работу над проектом Основ законода- май - Правительства Союза ССР тельства Союза ССР и союзных республик об ин- июнь и республик, Минтруд СССР, дексации доходов населения. Минфин СССР, Госкомстат СССР Реализовать специальную программу мер по сти- 1991 год Центральный совет банков, мулированию всех форм сбережений населения с Минфин СССР учетом темпов инфляции. Подготовить законодательные акты Союза ССР и май - Минфин СССР, правительства республик, предусматривающие повышение необ- июнь республик лагаемого подоходным налогом минимума зара- ботной платы и снижение максимальной ставки подоходного налога. Разработать проект Закона СССР о правовом июль Минфин СССР, Минюст СССР, статусе и экономических гарантиях для неком- Минтруд СССР, правительства мерческих организаций и бюджетных учреждений республик, министерства и дру- с целью их защиты в условиях рыночной эконо- гие органы государственного мики. управления Подготовить для представления в Верховный Со- июнь Минтруд СССР, Минфин СССР, вет СССР проекты Основ законодательства Союза Минюст СССР, правительства ССР и республик о труде и об охране труда. республик Подготовить предложения о введении системы ноябрь Минтруд СССР, Минфин СССР, обязательного личного социального страхования правительства республик, Пен- граждан. Разработать систему учета обязатель- сионный фонд СССР ных индивидуальных страховых взносов, посту- пающих в Пенсионный фонд СССР. Подготовить и подписать соглашения Союза ССР и республик: о взаимных обязательствах в области ре- июль - Правительства Союза ССР ализации социальных программ и обеспече- август и республик, Минтруд СССР, ния минимальных социальных гарантий ВКП СССР граждан СССР; об обеспечении пенсионных гарантий граж- июнь - Правительства Союза ССР дан СССР и формировании Пенсионного июль и республик, Минтруд СССР, фонда СССР; Пенсионный фонд СССР об обеспечении формирования Фонда со- май - Правительства Союза ССР циального страхования СССР; июль и республик, Минфин СССР, Минтруд СССР о формировании Фонда содействия занято- июнь Правительства Союза ССР сти населения СССР, обеспечивающего воз- и республик, Минтруд СССР, можности функционирования служб заня- Минфин СССР тости, переподготовку и повышение квали- фикации незанятого населения, выплату по- собия по безработице. Завершить разработку общесоюзной, республи- август Минтруд СССР, правительства канских и региональных программ занятости. республик Ввести в практику проведение оплачиваемых об- щественных работ. Сформировать сеть государственной службы за- июнь- Правительства республик, Мин- нятости, разработать государственные програм- сентябрь труд СССР мы занятости населения. Сформировать систему профессиональной ориен- июнь - Правительства республик, Мин- тации и переподготовки незанятого населения, декабрь труд СССР, Госкомобразование организации обучения работников с учетом тре- СССР бований рыночной экономики. Осуществить комплекс мер по созданию необхо- июнь - Правительства Союза ССР димых жилищно-бытовых условий для сокращаемо- декабрь и республик, Минобороны го и выводимого из-за границы контингента во- СССР, Минтруд СССР, Минфин оруженных сил. СССР Направить средства, получаемые за счет сокра- май - Минфин СССР, Минобороны щения расходов на закупку вооружений и воен- декабрь СССР, Минтруд СССР, Минре- ное строительство, а также от реализации ус- сурсов СССР, Союзгосфонд, таревшего и излишнего военного имущества, на правительства республик решение социальных вопросов военнослужащих Приступить к осуществлению жилищной ре- 1991 год Правительства республик, ис- формы и приватизации жилья. полкомы местных Советов на- родных депутатов Принять правительственные постановления: май - Правительства Союза ССР и июнь республик, Минтруд СССР, Минфин СССР о дополнительных мерах по усилению со- циальной защиты населения в связи с ре- формой розничных цен; о дополнительных мерах по материально- му обеспечению детей и отдельных катего- рий учащихся в связи с реформой рознич- ных цен; об отмене налога с продаж по социально значимым товарам повседневного спроса и услугам населению. ____________ * Меры осуществляются совместно с ВКП СССР. VIII. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРИОРИТЕТЫ В СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ЭКОНОМИКИ Разработать и утвердить Программу структурной сентябрь Минэкономики СССР, ГКНТ перестройки базовых отраслей промышленности и СССР, Госкоммаш СССР, Мин- перепрофилирования машиностроения на основе фин СССР, Госстрой СССР, НТП в направлении ускоренного удовлетворения правительства республик, мини- потребностей рынка потребительских товаров. стерства и другие органы госу- дарственного управления Разработать и внести на рассмотрение Совета июнь - Государственная военно-про- Федерации программу радикального сокращения июль мышленная комиссия, Минэко- затрат на производство военной техники и кон- номики СССР, Минфин СССР версии производства. Подготовить предложения об источниках финан- июнь ГКНТ СССР, Минфин СССР, сирования целевых общесоюзной, межреспубли- правительства республик канских и республиканских программ, имея в виду широкое привлечение средств внебюджетных фондов, кредитов банков, ресурсов заинтересо- ванных предприятий, организаций и иностранных инвесторов. Подготовить проекты законодательных актов, июнь - ГКНТ СССР, Госпатент СССР, регламентирующих деятельность в вопросах ин- август Минюст СССР теллектуальной собственности, работы научных организаций в условиях рынка. Завершить создание союзно-республиканского июнь - ГКНТ СССР, Минфин СССР, фонда фундаментальных исследований. декабрь АН СССР IX. ИНФОРМАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Разработать союзно-республиканскую программу июль Академия народного хозяйства развития и эффективного использования управ- при Кабинете Министров СССР, ленческого персонала в условиях перехода к правительства республик рынку. Организовать разъяснение населению основных 1991 г. Мининформ СССР, централь- положений антикризисной программы, хода ее ные экономические органы реализации. СССР, соответствующие респуб- ликанские органы Организовать мониторинг среди населения по 1991 г. Всесоюзный центр изучения об- изучению общественного мнения о ходе реализа- щественного мнения, Советская ции программы. Проводить социологическую экс- социологическая ассоциация, со- пертизу важнейших решений, принимаемых в со- циологические центры и инсти- ответствии с программой. туты в республиках Провести обучение работников министерств, ве- май - Академия народного хозяйства домств, хозяйственных руководителей по проб- декабрь при Кабинете Министров СССР, лемам антикризисной программы и деятельности консорциум "Персонал управле- в этих условиях органов государственного уп- ния", Институт экономики АН равления. СССР Организовать систему регулярных пресс-конфе- май - Пресс-службы правительств ренций, информационных встреч членов Кабинета декабрь Союза ССР и республик, мини- Министров СССР и правительств республик, ру- стерства и другие органы госу- ководителей центральных экономических ве- дарственного управления, об- домств, союзов, ассоциаций, других обществен- щественные союзы и ассоциации ных объединений с советскими и зарубежными журналистами по основным направлениям прог- раммы и механизму ее реализации. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|