Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ярославской области от 30.07.2004 № 554

 

                  ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30.07.2004 N 554
г. Ярославль

      Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики
                  Ярославской области на 2005 год

     В  целях  разработки проекта областного бюджета на 2005 год, в
соответствии  с положениями статьи 20 Закона Ярославской области от
23.04.2001  N  19-з  "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в
Ярославской области"

     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить  прилагаемые  Основные  направления  бюджетной  и
налоговой политики Ярославской области на 2005 год.
     2. Администрации  Ярославской  области  при разработке проекта
областного  бюджета  на  2005  год  обеспечить  соблюдение Основных
направлений  бюджетной  и налоговой политики Ярославской области на
2005 год, утвержденных настоящим постановлением.
     3. Контроль  за  исполнением настоящего постановления оставляю
за собой.
     4. Настоящее   постановление   вступает   в   силу  с  момента
подписания.


     Губернатор области          А.И.Лисицын

                                                         Утверждены
                                                     постановлением
                                                Губернатора области
                                               от 30.07.2004 N 554

  Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской
                        области на 2005 год

     Настоящие  Основные  направления подготовлены в соответствии с
требованиями   Бюджетного   кодекса  Российской  Федерации,  Закона
Ярославской  области от 23.04.2001 N 19-з "О бюджетном устройстве и
бюджетном  процессе  в Ярославской области", а также в соответствии
с  требованиями  программных  документов Президента и Правительства
Российской  Федерации.  Кроме  того,  в тексте Основных направлений
учтены  положения  Федерального  закона  от  04.07.2003  N 95-ФЗ "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон "Об общих
принципах    организации   законодательных   (представительных)   и
исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"  и  положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"Об   общих   принципах   организации   местного  самоуправления  в
Российской  Федерации",  а также положения Концепции реформирования
бюджетного  процесса  в  Российской  Федерации  в  2004-2006  годах
(одобрена  постановлением  Правительства Российской Федерации от 22
мая  2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных
расходов").
     Формирование   и  исполнение  бюджета  Ярославской  области  в
последние   годы   проходит   в   условиях  реализации  федеральной
налоговой   реформы   и   совершенствования   системы  межбюджетных
отношений.
     В  частности,  в 2003 году были отменены налоги, поступающие в
дорожный   фонд   (налог  на  пользователей  автодорог  и  налог  с
владельцев   автотранспортных   средств).  Кроме  того,  акцизы  на
табачные  изделия  переданы  в  федеральный бюджет. Одновременно на
региональный  уровень  были  переданы  дополнительные доходы (часть
акцизов  на  нефтепродукты, транспортный налог, налог на прибыль по
ставке  1,5%,  дотация  на возмещение потерь от передачи акцизов на
табачные  изделия  в  федеральный  бюджет).  В целом рост налоговых
доходов  консолидированного  бюджета в 2003 году к уровню 2002 года
составил 105,2%.
     В  2004 году также произошел ряд изменений в структуре доходов
консолидированного  бюджета. В частности, отменен налог с продаж, а
также  изменен  порядок  уплаты  акцизов на нефтепродукты (50% этих
акцизов    зачисляется   в   федеральный   фонд   для   дальнейшего
перераспределения  по  утвержденным коэффициентам). Дополнительно в
бюджеты  субъектов  Российской  Федерации переданы: 30% федеральной
доли   по   налоговым  поступлениям  от  использования  специальных
режимов   налогообложения,   федеральная  доля  налога  на  игорный
бизнес,  1%  федеральной ставки налога на прибыль, федеральная доля
акцизов на водку и ликеро-водочные изделия.
     Основной  целью  бюджетной  и  налоговой  политики Ярославской
области   в   2005   году  остается  содействие  устойчивому  росту
экономики  и  росту  благосостояния  населения  области. Она должна
способствовать  повышению качества и доступности предоставляемых за
счет   бюджетных   средств   услуг   населению.  Главными  задачами
бюджетно-налоговой политики в 2005 году должны стать:
     подготовка  к  реализации положений административной реформы и
реформы местного самоуправления;
     развитие  собственной  налоговой базы и мобилизация внутренних
налоговых резервов;
     сдерживание  роста  расходов  и  организационные  меры  по  их
оптимизации.
     Для   реализации  этих  задач  требуется  провести  целый  ряд
мероприятий  по  трем  основным  направлениям:  налоговая политика,
бюджетная политика, политика в области межбюджетных отношений.

                        Налоговая политика

     В  настоящее  время  экономический  рост несколько замедлился,
ряд  ведущих  предприятий региональной экономики выходит на уровень
национальных  и транснациональных корпораций и холдингов, перемещая
свои  финансовые  и  налоговые потоки из области в столицу, прибыль
предприятий    сокращается   ввиду   увеличения   перечня   затрат,
включаемых   в   себестоимость,  и  снижения  конкурентоспособности
российских товаров на фоне импорта.
     В  этих  условиях особую важность приобретает целенаправленная
и  последовательная  работа  региональных  властей  по  мобилизации
собственных  налоговых  возможностей.  С  этой целью предполагается
реализация следующих ключевых направлений налоговой политики:
     -  расширение  налогооблагаемой  базы  по  налогу на прибыль и
акцизам   за   счет   совершенствования  механизмов  стимулирования
экономического    развития    предприятий   и   привлечения   новых
перспективных    налогоплательщиков   на   территорию   Ярославской
области;
     -   совершенствование   региональной   налоговой   системы   и
индексация  ставок  региональных  налогов  в  пределах  имеющихся у
области  прав  (это  касается  налога на имущество юридических лиц,
транспортного  налога,  единого  налога на вмененный доход и налога
на игорный бизнес);
     -  учитывая,  что  налог  на  доходы  физических  лиц занимает
ведущее   место  в  составе  налоговых  доходов  консолидированного
бюджета,  необходимо  принять  меры  по  выведению  из тени доходов
физических  лиц,  легализации  заработной  платы наемных работников
предприятий  и  доходов индивидуальных предпринимателей; необходимо
также   стимулировать   рост   существующих   официальных   доходов
населения,   занятого   в  экономике,  при  одновременном  снижении
налоговой   нагрузки   на   бизнес   (чему   должно  способствовать
предполагаемое  понижение  в  2005  году ставки единого социального
налога);
     -  особое  внимание  следует  уделить  стимулированию развития
налоговой   базы,  формируемой  малым  бизнесом  и  индивидуальными
предпринимателями,  роль  которых  в  формировании  доходной  части
консолидированного    бюджета    области    в    настоящее    время
незначительна;
     необходимо    также    продолжить    работу    по   сокращению
неэффективных  налоговых  льгот  (с  возможной  заменой  их другими
формами  помощи), учитывая, что условия налогообложения должны быть
равными для предприятий, работающих в одной сфере;
     -  с  целью обеспечения роста неналоговых доходов немаловажное
значение    имеет    также   дальнейшее   повышение   эффективности
использования     государственной     собственности     (проведение
инвентаризации   государственного   имущества   и  земли,  усиление
контроля  за  полнотой  и  своевременностью  перечисления  в бюджет
доходов  от  использования  госсобственности, осуществление продажи
государственного  имущества  с  максимальной  выгодой,  недопущение
фактов  сдачи объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня
рыночных  цен,  максимальное  сокращение  льгот  при  использовании
имущества).

                        Бюджетная политика

     При  планировании  бюджетной  политики  Администрация  области
исходит   из  необходимости  обеспечения  финансовой  и  социальной
стабильности  в  обеспечении  бюджетной сферы. Приоритетной задачей
бюджетной   политики   в  2005  году  станет  недопущение  снижения
реальных   доходов   работников  бюджетной  сферы  и  своевременная
выплата  им заработной платы. Совершенствование бюджетного процесса
должно   проходить   в   соответствии   с  требованиями  "Концепции
реформирования   бюджетного   процесса  в  Российской  Федерации  в
2004-2006 годах".
     Для  реализации  этих  направлений предстоит решить ряд важных
задач:
     -  гарантированное  обеспечение  в  полном  объеме действующих
обязательств  в  соответствии  с  целями  и ожидаемыми результатами
региональной    политики.    Выделение    ассигнований   на   новые
обязательства  может  и  должно  осуществляться только в случае и в
пределах   превышения   прогнозируемых   бюджетных   ресурсов   над
расчетным объемом действующих обязательств;
     -   создание   прозрачного  механизма  расходования  бюджетных
средств   на   основе   полного   перехода  в  2004-2005  годах  на
казначейское   исполнение   бюджета,  внедрения  автоматизированной
системы    управления    бюджетным    процессом    и    оптимизации
взаимодействия всех участников бюджетного процесса;
     -   организация   и   осуществление   контроля  через  систему
казначейства  за  расходованием  бюджетными  учреждениями  средств,
полученных   от   предпринимательской   и   иной  приносящей  доход
деятельности,  (самостоятельность бюджетополучателей в распоряжении
средствами  должна сопровождаться их ответственностью за результаты
работы);
     -  упорядочение  расходов областного бюджета на предоставление
финансовой помощи местным бюджетам;
     -  перевод  в  установленном  порядке  на казначейскую систему
исполнения   бюджетов  тех  муниципальных  образований  области,  в
бюджетах  которых  доля  финансовой  помощи  из  областного бюджета
превышает 50% всех доходов;
     -  проведение  мероприятий  по стимулированию органов местного
самоуправления  повышать собственные доходы (в т.ч. за счет доходов
от  использования  муниципального  имущества),  снижать собственные
расходы  (в  т.ч.  на  ЖКХ  за счет продолжения реформы) и улучшать
качество разработки проектов местных бюджетов;
     -   развитие   и   совершенствование   системы   закупок   для
государственных  нужд  на  конкурсной  основе  с  учетом требований
федерального и регионального законодательства;
     -  поддержание  сбалансированности бюджета и сдерживание роста
государственного долга области;
     -   плавный   переход   преимущественно  к  программно-целевым
методам  бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь
между   распределением   бюджетных   ресурсов  и  фактическими  или
планируемыми   результатами   их   использования   в   соответствии
установленными приоритетами региональной политики.

             Политика в сфере межбюджетных отношений

     Ключевым     и     наиболее     ответственным     направлением
бюджетно-налоговой  политики Ярославской области в 2005 году станет
политика  в  сфере межбюджетных отношений. В настоящее время Россия
находится   на  завершающем  этапе  реализации  Программы  развития
бюджетного  федерализма.  В  соответствии  с  основными положениями
Программы  к  2005  году в России должны быть упорядочено бюджетное
устройство  вплоть до местного уровня, четко разграничены расходные
полномочия   бюджетов   различных   уровней   власти  и  определены
соответствующие им источники доходов.
     Кроме  того,  в  ближайшее  время основные усилия всех органов
власти  будут направлены на эффективную реализацию административной
реформы  в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих
принципах   организации   местного   самоуправления   в  Российской
Федерации"  и  Федерального  закона "Об общих принципах организации
законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"  в новой
редакции,   а   также   целого  ряда  других  федеральных  законов,
принимаемых в связи с административной и бюджетной реформой.
     Административная  реформа  и  реформа  местного самоуправления
неизбежно  влечет  за  собой  и перестройку межбюджетных отношений:
вместо   19  действующих  сейчас  органов  местного  самоуправления
предполагается    формирование   порядка   150   органов   местного
самоуправления  и  местных  бюджетов  различных типов. В этой связи
политика  в  сфере  межбюджетных  отношений в 2005 году должна быть
направлена    на   подготовку   органов   местного   самоуправления
муниципальных  образований  области  к  этой  реформе и вхождение в
новые  условия с наименьшими затратами и негативными последствиями.
Отличительной   особенностью  2005  года  должна  стать  тщательная
проработка следующих трех вопросов:
     -  четкое  законодательное  разграничение расходных полномочий
между  областью  и  муниципальными  образованиями,  а  также  между
муниципальными образованиями различных уровней;
     -  пересмотр  принципов  и  пропорций  разграничения  доходных
источников  между  областным  бюджетом  и  бюджетами  муниципальных
образований  в соответствии с распределением расходных полномочий и
их законодательное утверждение на долгосрочной основе;
     -   определение  и  законодательное  закрепление  принципов  и
методов  распределения  финансовой  помощи  из  областного  бюджета
местным бюджетам.
     Для  реализации  этих  трех  направлений в 2005 году предстоит
решить целый ряд важнейших задач:
     1. В  соответствии  с Федеральным законом от 04.07.2003 года N
95-ФЗ  "О  внесении  изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
общих  принципах  организации  законодательных (представительных) и
исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"  до 1 января 2005 года региональные органы власти должны
самостоятельно,   в  законодательном  порядке  установить  перечень
своих  собственных  полномочий,  которые  будут  финансироваться из
регионального  бюджета.  Структуру  и  полномочия  органов местного
самоуправления   муниципальных  образований  области,  принципы  их
финансового    обеспечения,   новую   территориальную   организацию
местного  самоуправления  устанавливает  Федеральный закон N 131-ФЗ
от    06.10.2003   "Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления    в    Российской    Федерации".    В    дальнейшем
принципиальным  условием  разграничения расходных полномочий должно
стать   следующее:   тот   орган   власти,  за  которым  закреплено
обязательство,  и  должен  обеспечить  его  финансирование в полном
объеме,  даже  если  непосредственное  исполнение  функций передано
нижестоящему  уровню.  Поэтому  значительный  объем государственных
полномочий,    который   фактически   исполняют   органы   местного
самоуправления,    предполагается   законодательно   закрепить   за
региональными  органами власти (это касается и жилищных субсидий, и
финансового  обеспечения  учебного процесса в школах, и ряда других
вопросов).  Однако  исполнение  таких  полномочий  будет фактически
делегировано  на  местный  уровень  с  одновременным  выделением из
областного  бюджета  на  реализацию  делегированных государственных
полномочий целевых финансовых средств.
     2. В  связи  с  переводом  на региональный уровень с 2005 года
значительного  объема  расходов  по  финансированию государственных
полномочий  предстоит  пересмотреть  нормативы отчислений в местные
бюджеты  по  ключевым  налогам, приведя их в строгое соответствие с
требованиями  новых  редакций Бюджетного и Налогового кодексов. При
этом  для  реализации  местных  полномочий муниципалитетам придется
рассчитывать  только  на  собственные  налоговые  доходы, только на
собственное  умение  грамотно  работать.  Однако  очевидно, что при
всем   желании   налоговый   потенциал  целого  ряда  муниципальных
образований   не   позволит   им  достойно  финансировать  принятые
обязательства  перед  населением.  В  этом  случае необходимо будет
предоставление  финансовой  помощи  из областного бюджета на основе
единых четких утвержденных правил.
     3. Уже  в 2005 году, до начала разработки бюджета на 2006 год,
предстоит   провести   работу   по  пересмотру  и  законодательному
разграничению  на долгосрочной основе (в Законе Ярославской области
"О   межбюджетных  отношениях  в  Ярославской  области")  налоговых
доходов   между   областным   бюджетом  и  бюджетами  муниципальных
образований   области,   а   также  между  бюджетами  муниципальных
образований  разных  уровней. При этом, в соответствии с концепцией
реформы,    предполагается    закрепить    за   органами   местного
самоуправления    муниципальных    образований   области   наименее
мобильные  налоги,  на  собираемость  которых  местные власти могут
оказывать наибольшее влияние.
     4. Учитывая,  что ряд функций, закрепленных за областью, будет
передан  для  исполнения органам местного самоуправления, областной
бюджет  обязан  будет  предоставить субвенции на их выполнение. Для
этого  необходимо  разработать  и  утвердить единые формализованные
методы    расчета   и   распределения   субвенций   на   реализацию
госполномочий.    Кроме    того,    предстоит    формализовать    и
законодательно   закрепить   методы  распределения  и  других  форм
финансовой   помощи  местным  бюджетам,  что  позволит  упорядочить
отношения  с  муниципальными  образованиями  и  усилить контроль за
расходованием средств областного бюджета.

     Эти  и  другие  мероприятия  по  совершенствованию  управления
региональными  и  муниципальными финансами позволят в итоге сделать
более  эффективным  выполнение  органами  государственной  власти и
местного  самоуправления своих функций, возрастет самостоятельность
всех   органов  при  проведении  бюджетной  политики,  усилится  их
ответственность  за ее результаты, повысится качество и доступность
бюджетных услуг.


Информация по документу
Читайте также