Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Ярославской области от 27.09.2005 № 213

 

             Государственная Дума Ярославской области
                         четвертого созыва

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27.09.2005 N 213
г. Ярославль

                                   Утратилo силу - Постановление
                                  Государственной Думы Ярославской
                                   области от 04.10.2005 г. N 221

     Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации

     Государственная Дума Ярославской области ПОСТАНОВИЛА:

     1. Обратиться  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации с
запросом  о толковании части 2 статьи 11, статей 71, 72, 73 и части
2 статьи 77 Конституции Российской Федерации.
     2. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


     Председатель
     Государственной Думы
     Ярославской области          А.Г.Крутиков



                                              В Конституционный Суд
                                              Российской Федерации

                               (103012, Москва, ул. Ильинка, д. 21)

                              ЗАПРОС
 о толковании части 2 статьи 11, статей 71, 72,73 и части 2 статьи
                77 Конституции Российской Федерации

     Заявитель: Государственная Дума Ярославской области.
     Адрес заявителя: 150000, г. Ярославль, Советская пл., д. 5.

     Представителем  заявителя по должности в соответствии с частью
2    статьи    53    Федерального    конституционного   закона   "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации" является председатель
Государственной    Думы   Ярославской   области   Крутиков   Андрей
Геннадьевич   -   с   правом   заключения   соглашения  или  выдачи
доверенности представителю, с правом замены представителя.
     Толкованию  подлежат  положения  части 2 статьи 11, статей 71,
72,  73  и  части  2  статьи  77  Конституции Российской Федерации,
принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
     Право  на обращение заявителя в Конституционный Суд Российской
Федерации  предусмотрено положениями части 5 статьи 125 Конституции
Российской  Федерации,  пункта 4 статьи 3 и статьи 105 Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации",    предоставляющими   органу   законодательной   власти
субъекта  Российской Федерации право на обращение в Конституционный
Суд  Российской  Федерации  с  запросом  о  толковании  Конституции
Российской Федерации.
     Основанием  к  рассмотрению  Конституционным  Судом Российской
Федерации  настоящего обращения в соответствии с частью 2 статьи 36
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской  Федерации"  является  обнаружившаяся неопределенность в
понимании  положений части 2 статьи 11, статей 71, 72, 73 и части 2
статьи  77  Конституции  Российской  Федерации  в  части  отнесения
полномочий   по  участию  в  формировании  органов  государственной
власти  субъектов Российской Федерации, предложению кандидатуры для
избрания     руководителем     высшего    исполнительного    органа
государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации  (высшим
должностным  лицом  субъекта  Российской  Федерации),  а  также  по
роспуску       законодательных      (представительных)      органов
государственной  власти  субъектов Российской Федерации и отрешению
от    должности   руководителя   высшего   исполнительного   органа
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  (высшего
должностного   лица  субъекта  Российской  Федерации)  к  предметам
ведения   Российской   Федерации,   предметам  совместного  ведения
Российской   Федерации   и   субъектов  Российской  Федерации  либо
предметам ведения субъектов Российской Федерации.
     Позиция заявителя и ее правовое обоснование.
     В      Российской      Федерации      закреплены      основные
конституционно-правовые   принципы   народовластия  и  федерализма:
народ  осуществляет  свою  власть  непосредственно,  а  также через
органы  государственной  власти  и  органы  местного самоуправления
(часть   2  статьи  3  Конституции  Российской  Федерации);  высшим
непосредственным  выражением  власти  народа  являются референдум и
свободные   выборы   (часть   3  статьи  3  Конституции  Российской
Федерации);  граждане  Российской  Федерации имеют право избирать и
быть  избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32
Конституции    Российской   Федерации);   федеративное   устройство
Российской  Федерации основано на разграничении предметов ведения и
полномочий   между   органами   государственной  власти  Российской
Федерации  и  органами  государственной власти субъектов Российской
Федерации  (часть  3  статьи  5  Конституции Российской Федерации);
разграничение   предметов   ведения  и  полномочий  между  органами
государственной    власти    Российской    Федерации   и   органами
государственной     власти     субъектов    Российской    Федерации
осуществляется  Конституцией  Российской  Федерации (часть 3 статьи
11 Конституции Российской Федерации).
     В  развитие приведенных выше конституционно-правовых принципов
статьи  71,  72  и 73 Конституции Российской Федерации осуществляют
конституционно-правовое   регулирование   разграничения   предметов
ведения  и  полномочий  между  Российской  Федерацией  и субъектами
Российской  Федерации.  При  этом  статья 71 Конституции Российской
Федерации  определяют  пределы ведения Российской Федерации, статья
72  Конституции  Российской Федерации - пределы совместного ведения
Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации, а статья 73
Конституции  Российской  Федерации  устанавливает, что вне пределов
ведения  Российской  Федерации и полномочий Российской Федерации по
предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
Российской  Федерации  субъекты  Российской Федерации обладают всей
полнотой государственной власти.
     В  соответствии  с  частью  2 статьи 11 Конституции Российской
Федерации:   "Государственную   власть   в   субъектах   Российской
Федерации   осуществляют   образуемые  ими  органы  государственной
власти".
     В  статье  71  Конституции  Российской  Федерации,  содержащей
перечень  предметов  исключительного  ведения Российской Федерации,
отсутствует  такие  полномочия  Российской Федерации, как участие в
формировании  органов  государственной  власти субъектов Российской
Федерации,   предложение  кандидатуры  для  избрания  руководителем
высшего  исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации (высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации),  а также отсутствуют полномочия Российской Федерации по
роспуску       законодательных      (представительных)      органов
государственной  власти  субъектов Российской Федерации и отрешения
от    должности   руководителя   высшего   исполнительного   органа
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  (высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации).
     Перечисленные  выше  полномочия  отсутствуют также в статье 72
Конституции  Российской  Федерации,  содержащей  перечень предметов
совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов Российской
Федерации.
     Обнаружившаяся  неопределенность в понимании положений части 2
статьи  11,  статей  71,  72,  73  и  части 2 статьи 77 Конституции
Российской   Федерации   заключается  в  том,  что  при  буквальном
толковании  части  2  статьи 11 во взаимосвязи с положениями статей
71,   72,   73   Конституции  Российской  Федерации  полномочия  по
формированию  органов  государственной  власти субъектов Российской
Федерации,   предложению   кандидатур  для  избрания  руководителем
высшего  исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации (высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации),   роспуск  законодательных  (представительных)  органов
государственной  власти  субъектов Российской Федерации и отрешение
от    должности   руководителя   высшего   исполнительного   органа
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  (высшего
должностного  лица субъекта Российской Федерации) следует отнести к
исключительной  компетенции  субъектов Российской Федерации. Однако
в  части  2 статьи 77 Конституции Российской Федерации указано, что
в  пределах  ведения  Российской  Федерации и полномочий Российской
Федерации  по  предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов  Российской  Федерации  федеральные органы исполнительной
власти   и   органы   исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации   образуют   единую   систему   исполнительной  власти  в
Российской Федерации.
     Правовая  позиция  заявителя  сводится  к следующему. Предметы
ведения   Российской   Федерации  и  предметы  совместного  ведения
Российской   Федерации   и   ее   субъектов  исчерпывающим  образом
определены  в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации. При
этом     формирование,    в    частности,    федеральных    органов
государственной  власти  отнесено  к  предметам  ведения Российской
Федерации  (пункт  "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации),
а   установление   общих   принципов  организации  системы  органов
государственной  власти  и  местного  самоуправления  - к предметам
совместного  ведения  (пункт  "н"  части  1  статьи  72 Конституции
Российской  Федерации).  При  этом  в  соответствии  со  статьей 73
Конституции  Российской  Федерации  вне пределов ведения Российской
Федерации   и   ее  полномочий  по  предметам  совместного  ведения
Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации субъекты
Российской   Федерации   обладают   всей  полнотой  государственной
власти.  Собственно  формирование  органов  государственной  власти
субъектов   Российской  Федерации,  включая  исполнительные  органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  а также
роспуск  законодательных (представительных) органов государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации  и  отрешение от должности
руководителя  высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта  Российской  Федерации (высшего должностного лица субъекта
Российской   Федерации)   не   отнесено   Конституцией   Российской
Федерации  ни  к  предметам  ведения  Российской  Федерации,  ни  к
предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
Российской    Федерации.    Следовательно,   указанные   полномочия
находятся   в   исключительной   компетенции  субъектов  Российской
Федерации,   а  потому  вмешательство  в  них  федеральных  органов
государственной власти недопустимо.
     При  этом полагаем необходимым учитывать, что в соответствии с
частью  2  статьи  77  Конституции Российской Федерации федеральные
органы   исполнительной   власти  и  органы  исполнительной  власти
субъектов    Российской    Федерации    образуют   единую   систему
исполнительной  власти  в  Российской  Федерации  именно в пределах
ведения  Российской  Федерации и полномочий Российской Федерации по
предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
Российской    Федерации.   Таким   образом,   упомянутое   единство
исполнительной   власти   обеспечивается   в   рамках,   очерченных
пределами  ведения  Российской  Федерации  и  полномочий Российской
Федерации  по  предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов  Российской  Федерации. Это означает, что при обеспечении
единства  системы исполнительной власти федеральные государственные
органы  не  могут  выходить  за пределы своих полномочий и не могут
нарушать  предусмотренные  Конституцией  Российской Федерации права
субъектов Российской Федерации.
     Пункт  "н"  части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации
указывает,  что  установление  общих  принципов организации системы
органов  государственной власти и местного самоуправления относится
к  предметам  совместного  ведения Российской Федерации и субъектов
Российской      Федерации,      не      раскрывая      при     этом
конституционно-правовое    содержание   понятия   "общие   принципы
организации  системы  органов  государственной  власти".  Однако  в
своем  Постановлении  от  18 января 1996 года N 2-П Конституционный
Суд  Российской Федерации указал: "Конституционный принцип единства
государственной   власти   требует,   чтобы   субъекты   Российской
Федерации  в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений
исполнительной   и   законодательной   власти.  Поскольку  согласно
Конституции  Российской  Федерации законодательная и исполнительная
ветви  власти  являются  самостоятельными,  недопустимо,  выходя за
пределы,   предусмотренные   Конституцией   Российской   Федерации,
закреплять+  нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по
отношению  к  представительному органу положение+Народ осуществляет
свою  власть  непосредственно, а также через органы государственной
власти.  Из  смысла  этой  статьи  в  ее  взаимосвязи со статьей 32
Конституции   Российской   Федерации,  закрепляющей  право  граждан
избирать   органы  государственной  власти,  вытекает,  что  высшее
должностное   лицо,   формирующее   орган   исполнительной  власти,
получает   свой  мандат  непосредственно  от  народа  и  перед  ним
ответственно.    Поскольку   федеративное   устройство   Российской
Федерации  основано  на  единстве  системы  государственной  власти
(статья  5,  часть  3,  Конституции  Российской  Федерации), органы
государственной    власти    в   субъектах   Российской   Федерации
формируются на тех же принципах, что и федеральные".
     Таким   образом,   в  соответствии  с  конституционно-правовой
позицией    Конституционного    Суда   Российской   Федерации   под
установлением   общих   принципов   организации   системы   органов
государственной  власти  следует  понимать  именно  установление на
уровне  субъекта  Российской  Федерации схемы взаимоотношений между
исполнительной  и  законодательной властью, аналогичной федеральной
и   исключающей  подчиненное  положение  исполнительной  власти  по
отношению  к  региональному  представительному  органу (в том числе
путем     формирования     исполнительной    власти    региональным
представительным  органом)  на  основании  конституционно-правового
принципа  разделения  ветвей власти, а также обязательное получение
высшим   должностным   лицом   исполнительной   власти  в  субъекте
Российской   Федерации   мандата   непосредственно   от  народа  на
основании   конституционно-правовых   принципов   народовластия   и
избираемости  органов  государственной власти. Полагаем, что именно
эти  конституционные  положения,  указанные  Конституционным  Судом
Российской  Федерации  в  своем  постановлении, и следует отнести к
упомянутым  в  пункте  "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации    общим    принципам    организации    системы   органов
государственной власти.
     Требование,   обращенное   в  связи  с  настоящим  запросом  к
Конституционному Суду Российской Федерации.
     На   основании   вышеизложенного  просим  Конституционный  Суд
Российской  Федерации дать толкование части 2 статьи 11, статей 71,
72,  73  и  части  2  статьи  77 Конституции Российской Федерации в
части  отнесения  полномочий  по  участию  в  формировании  органов
государственной  власти субъектов Российской Федерации, предложению
кандидатуры  для  избрания  руководителем  высшего  исполнительного
органа   государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации
(высшим  должностным  лицом субъекта Российской Федерации), а также
по     роспуску    законодательных    (представительных)    органов
государственной  власти  субъектов Российской Федерации и отрешению
от    должности   руководителя   высшего   исполнительного   органа
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  (высшего
должностного   лица  субъекта  Российской  Федерации)  к  предметам
ведения субъектов Российской Федерации.
     Запрос   о   толковании  Конституции  Российской  Федерации  в
соответствии   с   положением   части   3  статьи  39  Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации" государственной пошлиной не оплачивается.

     Приложение.
     В  соответствии  со  статьей  38 Федерального конституционного
закона  "О  Конституционном Суде Российской Федерации" к настоящему
запросу прилагаются:
     1. Текст  части  2  статьи  11,  статей  71,  72, 73 и части 2
статьи  77  Конституции Российской Федерации, подлежащих толкованию
- в 30 экземплярах.
     2. Копия  настоящего  запроса в Конституционный Суд Российской
Федерации - в 30 экземплярах.
     3. Постановление  Государственной  Думы Ярославской области об
обращении  в  Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о
толковании  положений  Конституции  Российской  Федерации  -  в  30
экземплярах.
     4. Постановление  Государственной  Думы Ярославской области от
09.04.2004   N   42   об   избрании  Крутикова  А.Г.  Председателем
Государственной Думы Ярославской области - в 30 экземплярах.


Председатель
Государственной Думы
Ярославской области А.Г. Крутиков


Информация по документу
Читайте также