Расширенный поиск
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.12.1991 № 2009-IП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР О проекте основ законодательства РСФСР и субъектов Российской Федерации о культуре Президиум Верховного Совета РСФСР п о с т а н о в л я е т: 1. Направить проект основ законодательства РСФСР и субъектов Российской Федерации о культуре комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР на рассмотрение в течение месяца. 2. Комиссии Совета Республики по культуре в срок до 15 февраля 1992 г. доработать законопроект с учетом замечаний и предложений комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР и внести его в установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета РСФСР. Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР С. А. ФИЛАТОВ Москва, Дом Советов РСФСР 9 декабря 1991 года N 2009-I ________________________ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РСФСР И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ Пояснительная записка к проекту Основ законодательства РСФСР и субъектов Российской Федерации о культуре Кризисное состояние культуры России достаточно полно осознано, аргументировано и разносторонне освещено в массовой печати. Общественностью, наукой, депутатским корпусом и исполнительными властями РСФСР широко обсуждаются пути культурного возрождения России, конкретные меры защиты культуры в тяжелый переходный период. К весьма важным из числа таких мер несомненно относится разработка законодательных и иных нормативных актов о культуре и различных областях культурной деятельности. Такая необходимость вытекает из почти абсолютно правового вакуума, в котором находится культура, из невозможности, как показывает опыт, в достаточной мере учитывать специфику культуры в законах общеотраслевого характера (о собственности, о местном самоуправлении, о налогах и т.п.). Вопрос о законодательном обеспечении сферы культуры в последние 2-3 года остро ставится в печати, на сессиях Советов разных уровней. Учитывая обширный опыт касающегося вопросов культуры законотворчества в зарубежных странах и развитое международное право о культуре, используя опыт разработки проекта "Основ законодательства СССР и союзных республик" в 1990-1991 гг., "Закона Белорусской ССР о культуре" (принят в мае 1991 г.), проектов законов о культуре на Украине, в Казахстане и некоторых других суверенных государствах "бывшего СССР", Комиссией Совета Республики по культуре совместно с рабочей экспертной группой были проработаны вопросы: о предмете первоочередных законодательных актов РСФСР о культуре, о "жанрах" и статусе таких актов, о состоянии законов о культуре с иными законодательными актами РСФСР как общеотраслевого, так и отраслевого характера. Различные области культуры (охрана и использование культурно-исторического наследия, разнородные виды искусства, библиотечное, музейное, архивное дело, международные обмены, выявление и профессиональная подготовка талантливой творческой молодежи, народные художественные промыслы, фольклор, топонимика и т. д.) предъявляют существенно разные требования к правовому регулированию. При все неотложности многих сегодняшних проблем этих областей культуры представляется целесообразным первоначально принять закон о культуре в целом, который, во-первых, стал бы правовым фундаментом для конкретных законов о различных областях культуры и тем самым обеспечил бы их концептуальную непротиворечивость, а во-вторых, создал бы правовую основу для конкретного обновления всей культурной политики в России, изменения функций государства и негосударственных структур в культуре, перераспределение роли РСФСР, республик в составе РСФСР, краев и областей, органов местного самоуправления в этой области, расширение и выравнивание прав различных субъектов культурной деятельности (граждан, объединений граждан, учреждений и т. д.). Таким образом, предлагается обсудить и принять законодательный акт о культуре в целом (своего рода "конституцию культуры") и на его базе организовать разработку законопроектов по конкретным вопросам культуры. Учитывая как вышеизложенные обстоятельства, так и особую чувствительность народов и этнических групп населения РСФСР к вопросам своего культурного суверенитета и культурно-национальной автономии, целесообразно, чтобы закон РСФСР о культуре имел статус и жанр Основ законодательства РСФСР и субъектов Российской Федерации. Во-первых, это позволило бы согласовать общие подходы и интересы РСФСР и субъектов Российской Федерации в области культуры, распределение компетенции между ними, открыть возможность национально-государственным образованиям в составе России разработать собственные законодательные и иные нормативные акты, учитывающие свою культурно-национальную самобытность и вместе с тем не противоречащие идее культурной целостности России. Во-вторых, именно жанр "основ законодательства" по определению есть правовой акт, который устанавливает "совокупность принципов и важнейших норм, в соответствии с которыми строится законодательство по определенной отрасли права". Довольно широко распространена точка зрения, согласно которой культура не является областью, нуждающейся в "собственных" правовых нормах - все ее потребности могут реализоваться в "общих" законах: к примеру, о творческих союзах - в законе об общественных организациях, о пенсионном обеспечении творческих работников - в законе о пенсиях и т.д. Учитывая международное право (в частности, "Рекомендацию о положении творческих работников", принятую сессией ЮНЕСКО в Белграде в 1980 году, Всемирную и Бернскую конвенции по охране произведений литературы и искусства и прав исполнителей, ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда и др.), законодательный опыт целого ряда стран Европы и США, наконец - явные и неотложные потребности практики в РСФСР, целесообразно, чтобы такие специфические и острые для культуры вопросы, как распределение компетенции в области культуры между РСФСР, республиками в составе РСФСР, краями и областями, органами местного самоуправления; порядок финансирования сферы культуры, особенности разгосударствления и приватизации, налоговая политика, социальная защита работников культуры, международные обмены, функции творческих союзов и иных аналогичных организаций были решены именно в Основах законодательства РСФСР и субъектов Российской Федерации о культуре и других законодательных актах о культуре. Проект Основ законодательства РСФСР и субъектов Российской Федерации о культуре разработан во исполнение постановления I Съезда народных депутатов РСФСР, рабочей экспертной группой, образованной распоряжением Р. И. Хасбулатова от 17 мая 1991 г. N 1250-I. Концепция и проект основ были широко обсуждены в территориях Российской Федерации, министерствах и ведомствах РСФСР, творческих союзах и обществах. По данному проекту получено 106 отзывов, в т. ч. 82 - положительные, 8 - отрицательные, 16 - без определенной оценки с замечаниями и предложениями. 13-14 ноября т. г. Комиссия по культуре провела в г. Москве Всероссийское совещание представителей местных Советов народных депутатов, деятелей культуры и искусства по обсуждению проекта Основ законодательства РСФСР и субъектов Российской Федерации о культуре, в которой участвовало около 350 человек. Список ведомств, организаций и отдельных лиц, представивших Комиссии по культуре замечания и предложения по проекту, а также копии некоторых отзывов прилагаются. ___________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|