Расширенный поиск
Постановление Губернатора Ярославской области от 04.04.2000 № 230АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ от 04.04.2000 N 230 г. Ярославль Утратил силу - Постановление Губернатора Ярославской области от 28.05.2007 г. N 465 О Концепции научной и научно-технической политики Ярославской области на 2000-2004 годы ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию научной и научно-технической политики Ярославской области на 2000-2001 годы. 2. Постановление вступает в силу с момента подписания. Губернатор области А.И.Лисицын УТВЕРЖДЕНА постановлением Губернатора области от 04.04.2000 N 230 КОНЦЕПЦИЯ научной и научно-технической политики Ярославской области на 2000-2004 годы Введение Концепция научно-технической политики Ярославской области (далее Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 года N 453 "О Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов" и Законом Ярославской области "О научно-технической политике Ярославской области". Научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики Ярославской области, выражающей отношение органов государственной власти к научной и научно-технической деятельности. Концепция определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти, предприятий и организаций, научных учреждений Ярославской области в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники. Концепция ставит своей целью создание условий для сохранения и развития научного потенциала, его эффективного использования для подъема экономики, повышения уровня и улучшения качества жизни населения области. Основными целями научно-технической политики Ярославской области являются: - развитие, рациональное размещение и повышение эффективности использования научно-технического потенциала; - увеличение вклада науки и техники в экономику, реализацию важнейших социальных задач; - обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями Ярославской области; - улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов Ярославской области; - содействие укреплению обороноспособности государства, национальной безопасности и безопасности личности; - упрочение взаимосвязи науки и образования. Научно-техническая политика Ярославской области базируется на следующих основных принципах: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Ярославской области; гласность и использование различных форм общественного обсуждения и выявления общественного мнения при выборе приоритетных направлений развития науки и техники, и экспертизе научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов; гарантия приоритетного развития прикладных и поддержка фундаментальных научных исследований; интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие международного научного и научно-технического сотрудничества. Концепция включает в себя перечень приоритетных направлений научно-технической политики Ярославской области. Она не подменяет собой конкретные научно-технические программы, а определяет стратегию реализации Закона Ярославской области "О научно-технической политике". 1. Состояние научно-технического потенциала Ярославской области Ярославская область обладает значительным научно-техническим потенциалом, представляющим во многих случаях научные школы не только общероссийского, но и международного уровня. В число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, входят 6 высших учебных заведений, 3 института Российской Академии наук, Центр научно-технической информации, 11 отраслевых научно-исследовательских институтов, около двух десятков промышленных предприятий и их подразделений. По данным Ярославского областного комитета государственной статистики численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила в 1998 году 8843 человека (для сравнения: в 1997 году этот показатель составлял 10037 человек). Ассигнования на науку из средств федерального бюджета составили в 1998 году 25 млн. 205 тыс. рублей (в 1997 году - 21 млн. 44 тыс. рублей). Инвестиции в отрасль "Наука и научное обслуживание" - 6 млн. 204 тыс. рублей (в 1997 году - 7 млн. 529 тыс. рублей). Средняя заработная плата работников отрасли равнялась в 1998 году 799 рублям (в 1997 году - 801 рубль). Общий объем научно-технических работ составил в 1998 году 219 млн. рублей. Большая часть научных кадров сосредоточена в высших учебных заведениях. Общая численность профессорско-преподавательского состава составила на 1 сентября 1999 года 2309 человек. Из них 1225 человек имеют ученую степень кандидата наук, 298 человек - доктора наук. Высшими учебными заведениями Ярославской области ведется подготовка специалистов по большинству отраслей наук. В перечне направлений и специальностей государственного университета им.П.Г.Демидова есть математика, физика, информатика, биология, экономика, юриспруденция, история. Педагогический университет ведет подготовку по специальностям: география, филология, культурология, иностранные языки, психология. Технический университет готовит специалистов в области химических технологий, машиностроения, промышленного и гражданского строительства. Среди специальностей Рыбинской авиационной технологической академии - авиационные двигатели, радиоэлектроника, литейное производство, обработка металлов давлением, сварочное производство, экономика, программное обеспечение электронно-вычислительных систем, управление качеством, технология машиностроения. Медицинская академия выпускает врачей по специальностям: лечебное дело, педиатрия, фармация. Сельскохозяйственная академия ведет подготовку по специальностям агрономия, зоотехния, механизация сельского хозяйства, экономика. С каждым годом в высших учебных заведениях области расширяется подготовка научных работников высшей квалификации. В вузах работают аспирантуры и докторантуры, советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. На 1 сентября 1999 года общая численность аспирантов очной формы обучения и молодых преподавателей составила 836 человек. Имеющийся научный потенциал может и должен быть более эффективно использован в решении региональных социально-экономических задач, в частности, в реализации промышленной политики. Промышленность области представляют в основном предприятия обрабатывающих отраслей - машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности. Топливно-энергетический комплекс составляют электро - и теплоэнергетика и нефтепереработка. Добывающие отрасли практически отсутствуют. На формирование такой структуры повлияли следующие факторы: отсутствие природных ресурсов, удобное транспортное расположение области, наличие квалифицированной рабочей силы. Научные разработки для промышленных предприятий выполняются рядом отраслевых институтов и охватывают проблематику, связанную с оборудованием для шинной промышленности, асбесто-техническими изделиями, промышленной очисткой газов, техническим углеродом, лаками и красками, техническими тканями и так далее. В 1998 году инновационной деятельностью занималось 18 промышленных предприятий области (для сравнения в 1997 году их было 23), из них 7 предприятий химической и нефтехимической промышленности, 5 машиностроительных предприятий, по 2 предприятия лесной и пищевой промышленности, по одному - топливной и легкой промышленности. Мощным научным потенциалом обладает аграрный сектор. В области имеется два научно-исследовательских института, занимающихся сельскохозяйственной тематикой, и одно высшее учебное заведение. Научные и образовательные учреждения АПК располагают современными лабораториями, опытными полями и фермами. В сельскохозяйственной науке работает 20 докторов наук и 154 кандидата наук. В отраслевых институтах и организациях Российской Академии наук численность работников, выполнявших научно-исследовательские разработки в 1998 году, составила около 2,5 тысяч человек, из них 311 кандидатов наук, 38 докторов наук. Общий объем затрат на науку превысил в них 57 млн. руб., из которых около 16 млн. руб. - средства федерального бюджета. Неотъемлемой частью научно-технического потенциала области стали общественные академии. Более 20 из них имеют ярославские филиалы (технологическая, транспортная, инженерная, энергетическая, академия проблем качества и др.). В области - более 100 академиков и членов-корреспондентов этих академий. Промышленные предприятия области аккумулируют значительный научный и научно-технический потенциал, главным образом сосредоточенный в конструкторских бюро и конструкторских отделах предприятий, представляющих собой существенную часть научной инфраструктуры области. Главными направлениями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуемых при участии промышленных предприятий, являются: проектирование, разработка и научно-техническое сопровождение производства сложной машиностроительной продукции в авиационном и автомобильном двигателестроении, судостроении, среднем машиностроении, приборостроении и производстве систем управления, машиностроении для химической и нефтехимической промышленности; исследования и разработки в области энергетики, электрификации и энергосбережения; исследования и разработки в области синтеза органических соединений. Научная и научно-техническая деятельность предприятий осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и областных программ, и в инициативном порядке. 2. Приоритетные направления научной и научно-технической политики Ярославской области Правительством Российской Федерации определены основные приоритетные направления фундаментальных исследований, развития техники и технологии. В данной главе зафиксирована важнейшая для Ярославской области проблематика в рамках этих приоритетных направлений. В рамках фундаментальных исследований по направлению "Гуманитарные и общественные науки": совершенствование методологии анализа и прогнозирования уровня качества жизни населения области. В рамках направления "Информационные технологии и электроника": - программно-информационный комплекс для разработки стратегии устойчивого развития региона; - создание единого информационного пространства по земле и недвижимости; - развитие средств электронного обмена информацией. В рамках направления "Производственные технологии": - перенесение высоких технологий ВПК в производство изделий двойного и гражданского назначения; - снижение энерго -, материало - и трудоемкости производства промышленной продукции, повышение ее конкурентоспособности, организация импортозаменяющих производств; - технологии производства автомобильных и авиационных двигателей, разработки в области судостроения; - разработка электронных блоков систем оборонного назначения и космической техники; - выпуск конкурентоспособной продукции высоких технологий и потребительских качеств, обеспечивающих наполнение внутреннего и восполнение внешнего рынков; - прекращение спада и переход к устойчивому росту объемов промышленного производства за счет комплекса мер по реформированию предприятий; - оснащение технологических процессов и производств автоматизированными системами на базе микропроцессорной и вычислительной техники. В рамках направления "Новые материалы и химические продукты": - экологически безопасные материалы, технологии и изделия; - разработка технологии и организация производства долговечных дорожных покрытий, в т.ч. асфальтобетонных, для условий Ярославской области. В рамках направления "Технологии живых систем": разработка и изготовление медицинской техники. В рамках направления "Транспорт": создание, оптимизация и внедрение новых интегрированных технологий изготовления высоконагруженных узлов и деталей авиационной техники. В рамках направления "Топливо и энергетика": энергосберегающие технологии. В рамках направления "Экологии и рациональное природопользование": - утилизация промышленных отходов; - обеспечение экологической безопасности региона; - производство оборудования, предназначенного для улучшения экологической обстановки. 3. Основные формы реализации научной и научно-технической политики Ярославской области Разработка приоритетов научно-технической политики базируется на целях социально-экономического развития региона с учетом структуры его хозяйственного комплекса, историко-культурных и научных традиций. При этом особое внимание уделяется согласованности концепций научно-технической и промышленной политики в рамках планов социально-экономического развития области. Одно из перспективных направлений научно-технической политики - формирование государственного заказа науке. При этом основным механизмом становится конкурсный отбор предложений ученых, товаропроизводителей и потребителей продукции. Конкурсный отбор производится открыто, на основе научной экспертизы, определяющей обоснованность предложений и их соответствие следующим критериям: перспективность исследований, эффективность использования бюджетных ассигнований, потребности рынка и т.п. В области прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ основным является принцип межотраслевого решения задач в рамках проектов, ориентированных на использование результатов исследований в экономике. Администрация Ярославской области привлекает научные коллективы и отдельных ученых к разработке и реализации стратегии социально-экономического развития области. Особое внимание уделяется созданию моделей и программно-информационных комплексов для разработки стратегии устойчивого развития региона. Следует повысить роль экспертных советов, созданных при Администрации области, а также межрегиональных и межотраслевых координационных советов и фондов в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития области. Сохраняется и подлежит дальнейшему совершенствованию процедура научной экспертизы в случаях: - выбора приоритетных направлений научно-технической политики Ярославской области, развития науки, техники и реализации достижений науки и техники; - формирования научных и научно-технических программ и проектов; - проведения конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах; - в иных случаях. Порядок проведения экспертизы в сфере научной и научно-технической деятельности в Ярославской области, порядок формирования и деятельности экспертных советов при Губернаторе Ярославской области определяется положением, утверждаемым постановлением Губернатора Ярославской области. В рамках реализации государственных целевых программ Администрация области последовательно стимулирует заинтересованность промышленных предприятий в целевом финансировании научных разработок, направленных на создание конкурентоспособной продукции, повышение ее качества, модернизацию и расширение ассортимента, выход на новые рынки сбыта. Учитывая значение фундаментальной науки как базиса для прикладных разработок. Администрация области способствует сохранению институтов Российской Академии наук, являющейся общепризнанным лидером в проведении фундаментальных исследований. Администрация области привлекает специалистов институтов РАН, находящихся на территории области, к разработке и реализации областных целевых программ. Инструментом реализации приоритетов научно-технического развития является программно-целевой метод. Его основу составляют работы, выполняемые в рамках областных программ. Администрация области совместно с Министерством науки и технологий Российской Федерации способствует концентрации средств, выделяемых федеральным бюджетом, на наиболее актуальных для региона темах, осуществляет обмен информацией, чтобы исключить дублирование проектов, поддерживаемых научными фондами. Важной составной частью научно-технической политики является содействие процессу интеграции науки и образования, превращению вузов в интеграционные научно-образовательные комплексы, научно-инновационные центры. Входит в практику участие сотрудников научно-исследовательских институтов в подготовке научных кадров, работа преподавателей и студентов над современными научными проблемами. В рамках реализации областных программ Администрация области направляет их усилия на решение актуальных для региона задач. В условиях резкого сокращения оборонного заказа Администрация области уделяет особое внимание поддержке научных организаций военно-промышленного комплекса, оказывает максимальную поддержку процессам интеграции гражданской и военной науки в области разработки перспективных технологий, в том числе двойного применения. Реализация и корректировка научно-технической политики проводится с участием всех заинтересованных сторон - государственных структур, промышленных предприятий, научных организаций, различных слоев общества. Научные организации при содействии Администрации области популяризируют свои достижения в средствах массовой информации, показывая населению эффективность проведенных научных исследований и соответствующих затрат, а также те выгоды, которые общество получит при реализации результатов этих исследований. Эффективным инструментом научно-технической политики, проводимой Правительством Российской Федерации, призвана стать государственная аккредитация, предоставляющая научным организациям установленные законодательством льготы и проводимая на добровольной основе. Администрация Ярославской области оказывает необходимое содействие проведению государственной аккредитации научных организаций независимо от их формы собственности. Наблюдающийся в последние годы отток молодежи из научной сферы серьезно повлиял на кадровый состав научных организаций, привел к его заметному старению. Необходимым условием улучшения кадровой ситуации является восстановление в обществе престижности научного труда. Данная проблема может быть в целом решена только на федеральном уровне. Однако в рамках реализации областной научно-технической политики представляется возможным предпринять ряд мер, способных смягчить кадровые проблемы научных организаций. К ним относятся, в частности, продолжение практики проведения ежегодных конкурсов на лучшую научную работу среди студентов и аспирантов, более активное вовлечение молодых ученых в конкурс на соискание грантов Губернатора области в сфере науки и техники, конкурсы грантов, проводимые Администрацией области совместно с федеральными фондами. В этих же целях Администрация области содействует активизации процесса интеграции вузов и организаций академической и прикладной науки. В рамках сотрудничества вузов, промышленных предприятий, научных организаций и органов государственной власти Ярославской области система подготовки научных кадров согласуется с потребностями и приоритетами промышленной и научно-технической политики. Особого внимания требует подготовка научных кадров высшей квалификации в аспирантурах и докторантурах высшей школы. Предстоит дальнейшая работа по расширению подготовки специалистов, владеющих новыми социальными и экономическими технологиями. Необходимой составляющей научно-технической политики является систематическая работа со школьниками в целях выявления и подготовки к творческой работе одаренных подростков. Органы государственной власти Ярославской области продолжают практику создания профильных школ, научных объединений учащихся, разветвленной системы конкурсов научных проектов, олимпиад всех уровней. Администрация Ярославской области сознает важность поддержки сформировавшихся в регионе научных школ. Такая поддержка должна включать в себя помощь в издании научных монографий, в организации научных конференций, а также в пропаганде достижений ярославских ученых среди широких слоев населения области. Следует уделять больше внимания деятельности научных фондов, ассоциаций и других некоммерческих организаций, привлекающих внебюджетные средства" для поддержки науки. Финансирование научной и научно-технической деятельности из бюджета Ярославской области осуществляется в порядке, предусмотренном главой 4 Закона Ярославской области "О научно-технической политике Ярославской области", а также за счет средств иных источников. Кроме того, органы государственной власти области: - оказывают поддержку научным организациям области в получении финансирования на федеральном уровне; - содействуют участию научных организаций области в выполнении международных программ и проектов; - содействуют предоставлению организациям научной и научно-технической сферы льготных условий оплаты электрической и тепловой энергии, коммунальных услуг. По мере стабилизации экономической ситуации в стране и регионе объем средств, выделяемых для поддержки научных организаций области и реализации научно-технической политики, должен постепенно увеличиваться. Следует разработать и внедрить в практику механизмы финансирования прикладных исследований на возвратной основе. Администрация области содействует целенаправленному формированию отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Всестороннего развития и поддержки требует конкурсная система финансирования научных проектов. Решению региональных проблем способствует проведения конкурсов совместно с Российским фондом фундаментальных исследований. Российским гуманитарным научным фондом, другими специализированными фондами. Следует обеспечить максимальную объективность при проведении конкурсных отборов проектов путем анонимного рассмотрения проектов, привлечения независимых экспертов, их периодической ротации, совершенствования методики экспертизы. Наряду с прямой государственной поддержкой науки реализуется комплекс косвенных методов стимулирования, включающих налоговые льготы, льготные тарифы и т.д. Принимаемые меры должны способствовать углублению взаимодействия науки с частным сектором, росту финансовых поступлений в науку за счет оплаты исследований и разработок коммерческими структурами. В рамках реализации наиболее важных направлений промышленной политики осуществляется совместное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государственным бюджетом области и негосударственным сектором экономики, позволяющее объединять государственные приоритеты с предпринимательской инициативой. Учитывая современные тенденции научно-технического прогресса и возросшую роль малых фирм в разработке наукоемкой конкурентоспособной продукции, Администрация Ярославской области содействует формированию благоприятной организационно-экономической среды для их деятельности на территории области посредством: - разработки льготных налоговых режимов для научных и технологических парков, а также инновационно-технологических центров; - стимулирования притока частных инвестиций в инновационную сферу малого бизнеса; - координации деятельности организаций, осуществляющих поддержку малого инновационного предпринимательства в области. Эффективность научной деятельности в решающей степени определяется возможностью доступа к научно-технической информации. Администрация Ярославской области содействует формированию и размещению на территории области государственных ресурсов научно-технической информации, созданию и развитию автоматизированной системы, обработки и передачи этой информации, обеспечению информационного обслуживания научных работников. Администрация области содействует обеспечению высших учебных заведений отечественными и зарубежными научными изданиями, поддерживает новые формы научной деятельности, предусматривающие использование современных информационных технологий, организует конкурсы и поддерживает издательские проекты. Администрация области способствует развитию электронных средств коммуникации в вузах (электронная почта, телефонная и факсимильная связь, ИНТЕРНЕТ), участвует в финансировании научных контактов (командировки, конференции и т.п.). Администрация определяет направления деятельности в области международного научно-технического сотрудничества в соответствии с региональными приоритетами. В целях организации более эффективного коммерческого использования достижений научно-технического прогресса Администрация области инициирует подготовку в вузах области специалистов по технологическому менеджменту и маркетингу. Администрация области считает необходимым элементом научно-технической политики создание эффективной системы управления интеллектуальной собственностью. Процесс формирования такой системы требует разрешения вопросов защиты прав владельцев интеллектуальных продуктов, определения порядка финансирования научно-технической деятельности, создания механизма закрепления права собственности на результаты научно-технической деятельности за Ярославской областью как субъектом гражданского права. Функционирование системы управления интеллектуальной собственностью должно обеспечить получение соответствующих доходов от реализации интеллектуальных продуктов, по мере того, как таковые будут создаваться на средства областного бюджета. Перечисленные формы реализации научной и научно-технической политики являются наиболее существенными. Их реализация способна усилить роль науки в решении социально-экономических задач, стоящих перед руководством Ярославской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|