Расширенный поиск

Постановление Администрации Ярославской области от 24.10.2007 № 484-а

                     АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ                 
                    ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ                 
                                                                      
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ                           

от 24.10.2007 N 484-а
г. Ярославль
                                                                      
     Об утверждении Концепции развития специального (коррекционного)  
                  образования в Ярославской области                   

     В   целях   определения   перспективы    развития    специального
(коррекционного) образования в Ярославской области
                                                                      
                    АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:               
                                                                      
     1.  Утвердить   прилагаемую   Концепцию   развития   специального
(коррекционного)  образования  в Ярославской области на период до 2010
года.
     2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора области Воронина Н.П.


     Губернатор области          А.И. Лисицын

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        постановлением
                                                 Администрации области
                                                 от 24.10.2007 N 484-а
                                                                      
                                КОНЦЕПЦИЯ                             
     развития специального (коррекционного) образования в Ярославской 
                    области на период до 2010 года                    
                                                                      
                                1. Введение                           

     Концепция развития специального  (коррекционного)  образования  в
Ярославской  области  на  период  до  2010  года  (далее  - Концепция)
определяет   общие   подходы    к    совершенствованию    специального
(коррекционного) образования в Ярославской области.
     Специальное  (коррекционное)  образование   рассматривается   как
неотъемлемая  часть  целостной региональной системы образования исходя
из Конституции  Российской  Федерации,  гарантирующей  общедоступность
дошкольного,  начального  общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального и среднего профессионального образования.
     Государство  в  соответствии  с   действующим   законодательством
Российской  Федерации  создает  условия  для  получения  гражданами  с
ограниченными возможностями здоровья образования, коррекции  нарушений
развития  и  социальной адаптации на основе специальных педагогических
подходов.   Органы    государственной    власти,    органы    местного
самоуправления   создают   для  детей  и  подростков  с  ограниченными
возможностями  здоровья  специальные  (коррекционные)  образовательные
учреждения  (классы,  группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и
обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
     Задачи Концепции состоят в следующем:
     - определить цель, принципы региональной образовательной политики
в  сфере  специального  (коррекционного)  образования  и  приоритетные
направления деятельности, опираясь  на  современные  представления  об
образовании и развитии ребенка;
     -  определить  основания  и  направления  взаимодействия  системы
образования  с  другими  социальными  институтами, оказывающими помощь
детям с ограниченными возможностями здоровья, способствовать повышению
эффективности межведомственного взаимодействия.
     Концепция основывается  на  Конституции  Российской  Федерации  и
действующем законодательстве Российской Федерации, Федеральной целевой
программе развития образования  на  2006  -  2010  годы,  утверждённой
постановлением  Правительства  Российской Федерации от 23 декабря 2005
г. N 803 «О Федеральной  целевой  программе  развития  образования  на
2006-2010  годы»,  Областной целевой программе развития образования на
2008-2009 годы, утверждённой постановлением Администрации  области  от
18.07.2007   N   263-а   «Об   Областной  целевой  программе  развития
образования на 2008-2009 годы и о признании утратившими силу отдельных
нормативных  правовых  актов»  (далее  Программа  развития образования
Ярославской области) и других  нормативных  правовых  актах,  которыми
регулируются вопросы образования.

          2. Основное содержание стратегии развития специального      
          (коррекционного) образования в Ярославской области          

     В  соответствии  с   действующим   законодательством   Российской
Федерации,  Программой  развития образования Ярославской области можно
выделить  следующие  направления  стратегии  и  развития  специального
(коррекционного) образования в Ярославской области:
     -   обеспечение   доступности    специального    (коррекционного)
образования;
     - повышение качества специального (коррекционного) образования;
     -   увеличение   эффективности   специального    (коррекционного)
образования.
     Эти  направления  определяют  стратегическую  цель,  принципы   и
содержание  деятельности  по  развитию  специального  (коррекционного)
образования в области.

      2.1. Стратегическая цель развития специального (коррекционного) 
                             образования                              

     Обеспечение  максимально  возможного  качества  жизни   детей   с
ограниченными   возможностями   здоровья   и  развитие  их  адаптивных
возможностей  является  стратегической  целью  развития   специального
(коррекционного)   образования,   наиболее  соответствующей  интересам
развития общества и отдельной личности.
     В   соответствии    с    определением    Всемирной    организации
здравоохранения  качество  жизни в Концепции понимается как восприятие
людьми своего положения в жизни в контексте  культурных  и  ценностных
ориентаций  и  в  соответствии  с  их собственными целями, ожиданиями,
критериями и  заботами.  Качество  жизни  предполагает  предоставление
доступного    качественного    образования   детям   с   ограниченными
возможностями здоровья, включающего:
     -  квалифицированную  комплексную  диагностику   возможностей   и
особенностей развития ребёнка начиная с раннего возраста;
     -  предоставление  обучения,  соответствующего   возможностям   и
особенностям развития ребенка;
     -  обеспечение   психологической   и   физической   безопасности,
педагогической поддержки и содействия ребёнку в проблемных ситуациях;
     - реализацию программ развития социальных навыков, способности  к
адаптации и интеграции в общество.
     Качество жизни как стратегическая цель  позволяет  координировать
взаимодействие  системы образования с другими социальными институтами:
учреждениями здравоохранения,  социальной  защиты  населения,  службой
занятости населения и др.

         2.2. Принципы региональной политики в сфере специального     
                     (коррекционного) образования                     

     Достижение стратегической цели  Концепции  основывается  на  ряде
принципов:
     - развитие социальной активности самого ребенка,  нуждающегося  в
специальном (коррекционном) образовании;
     -  сотрудничество  с  родителями  (законными  представителями)  и
ближайшим социальным окружением ребенка;
     - взаимодействие со  структурами,  оказывающими  помощь  детям  с
ограниченными   возможностями  здоровья  (учреждения  здравоохранения,
социальной  защиты,  культуры,  службы  занятости,  правоохранительные
органы, общественные организации);
     - непрерывность и преемственность  специального  (коррекционного)
образования  на  всех  возрастных  этапах:  раннее детство, дошкольный
возраст,  периоды  начального  общего  образования,  основного  общего
образования,  среднего (полного) общего образования, профессионального
образования;
     - приоритет социальной адаптации и личностного развития ребенка с
ограниченными   возможностями  здоровья  перед  достижением  заданного
уровня образовательных результатов;
     -  вариативность  форм  получения  специального  (коррекционного)
образования;
     -  научная  обоснованность  деятельности  в  сфере   специального
(коррекционного) образования;
     - объективная и обоснованная оценка развития ребёнка,  мониторинг
развития.

      2.3. Приоритетные направления деятельности в сфере специального 
                     (коррекционного) образования                     

     2.3.1.  Обеспечение  доступности  специального   (коррекционного)
образования:
     -  открытие  специальных  (коррекционных)  групп   в   дошкольных
образовательных  учреждениях,  в  том  числе  групп для детей, имеющих
сложные дефекты;
     -    открытие    специальных    (коррекционных)     классов     в
общеобразовательных   учреждениях,   в   том   числе   разновозрастных
классов-комплектов, специальных (коррекционных)  классов  (групп)  для
детей со сложными дефектами;
     -    реструктуризация    сети     специальных     (коррекционных)
образовательных учреждений;
     -  создание  условий  для  профессионального  образования  детей,
нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании;
     -   использование   возможностей    учреждений    дополнительного
образования   детей   для   оказания   помощи  детям  с  ограниченными
возможностями здоровья.
     2.3.2.   Повышение   качества    специального    (коррекционного)
образования,    создание    условий    для    полного   удовлетворения
образовательных  потребностей  детей  с  ограниченными   возможностями
здоровья:
     - повышение квалификации педагогов образовательных учреждений  по
вопросам специального (коррекционного) образования;
     -  совершенствование   нормативно-правовой   базы   по   вопросам
специального  коррекционного образования и организационных форм работы
с детьми, нуждающимися в специальном (коррекционном) образовании;
     -   создание   условий   для    удовлетворения    образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
     -  психолого-педагогическое  и  медико-социальное   сопровождение
детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании;
     - разработка  и  распространение  программ,  методик,  технологий
индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
     2.3.3.  Увеличение  эффективности  специального  (коррекционного)
образования   путем   развития   межведомственного   взаимодействия  и
преемственности в работе:
     - создание  региональной  нормативно-правовой  базы  по  вопросам
межведомственного  взаимодействия  при работе с детьми, нуждающимися в
специальном (коррекционном) образовании;
     - разработка  и  апробация  межведомственных  программ  поддержки
детей данной категории;
     - развитие системы раннего  выявления  отклонений  в  развитии  и
ранней  помощи  детям  с ограниченными возможностями здоровья в рамках
межведомственных программ;
     - поддержка деятельности общественных организаций  (в  том  числе
родительских объединений, клубов и др.), занимающихся оказанием помощи
и  защитой  прав  детей,  нуждающихся  в  специальном  (коррекционном)
образовании;
     - создание комплексной региональной программы поддержки  детей  с
ограниченными   возможностями   здоровья   и  выпускников  специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп).

                               3. Заключение                          

     Развитие специального (коррекционного) образования в  Ярославской
области  через  реализацию  приоритетных  направлений  деятельности, в
соответствии   со   стратегической   целью   и   принципами,    должно
осуществляться на различных уровнях:
     - на уровне Ярославской области;
     - на уровне муниципальных образований;
     - на уровне образовательных учреждений.
     Специальное (коррекционное) образование  как  неотъемлемая  часть
региональной  системы  образования  обеспечивает детям с ограниченными
возможностями здоровья получение  образования,  способствует  созданию
благоприятных  условий  для  их  социальной  адаптации  и интеграции в
общество.
     Развитие специального (коррекционного) образования в  Ярославской
области позволит обеспечить:
     - доступность образования для всех детей, независимо от характера
нарушений в развитии;
     -  открытость  и  преемственность  разных  уровней   специального
(коррекционного) образования;
     - повышение  качества  образования  в  целом  благодаря  широкому
освоению методик и форм работы с детьми различного уровня развития;
     - формирование толерантного отношения  к  людям  с  ограниченными
возможностями   здоровья,  расширение  возможностей  их  интеграции  в
общество.

Информация по документу
Читайте также