Расширенный поиск

Постановление Администрации Ярославской области от 30.08.2006 № 193-а

                     АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ                 
                                                                      
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ                           

от 30.08.2006 N 193-а
г. Ярославль
                                                                      
    О Концепции развития потребительского рынка Ярославской области на
                         период до 2010 года                          

    (В редакции Постановления Правительства Ярославской области
                     от 18.06.2008 г. N 283-п)


     В целях совершенствования  государственной  политики  Ярославской
области   в   сфере   торговли,   общественного   питания  и  бытового
обслуживания  населения,   удовлетворения   потребительского   спроса,
усиления  координации  и поддержки интересов хозяйствующих субъектов и
потребителей Ярославской области

                    АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:               

     1. Одобрить Концепцию развития потребительского рынка Ярославской
области на период до 2010 года (приложение).
     2.  Контроль   за   исполнением   постановления   возложить   на
заместителя Губернатора области Данилова В.Ю. (В           редакции
Постановления        Правительства        Ярославской       области
от 18.06.2008 г. N 283-п)


     Губернатор области          А.И.Лисицын

                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                 Администрации области
                                                 от 30.08.2006 N 193-а
                                                                      
                                 КОНЦЕПЦИЯ                            
     развития потребительского рынка Ярославской области на период до 
                              2010 года                               

     1. Общая характеристика

     Концепция развития потребительского рынка Ярославской области  на
период  до  2010  года  (далее  -  Концепция)  является  частью  общей
стратегии развития экономики Ярославской области.  Она  направлена  на
создание  условий  для  наиболее полного удовлетворения спроса жителей
Ярославской области на  потребительские  товары,  торговые  и  бытовые
услуги,  услуги  общественного  питания  в  широком  ассортименте,  по
доступным  ценам  и  в  пределах  территориальной   доступности,   при
установленных  государством гарантиях качества и безопасности, решение
имеющих место проблем в области потребительского рынка.
     В результате реформирования экономики за последние десять лет  на
потребительском  рынке  области произошли кардинальные преобразования,
начали формироваться объективные предпосылки  цивилизованных  рыночных
отношений.
     Как ни в одной из других отраслей экономики области,  в  торговле
высока  конкуренция,  предпринимательская и инвестиционная активность,
благодаря  чему  в  этой  сфере  сложился  разнообразный   ассортимент
предлагаемых        товаров        и        услуг,        апробированы
организационно-экономические и нормативно-правовые меры,  направленные
на  согласование  объемов, структуры и качества предлагаемых товаров и
потребительского спроса.
     В  сфере  торговли  под  воздействием  реального  роста  денежных
доходов  населения  произошли  качественные  изменения  в  конъюнктуре
спроса:  усиливаются   позиции   отечественных   товаропроизводителей,
расширяется  ассортимент,  достигнута  насыщенность  рынка по основным
группам  товаров.  Эти  тенденции   явились   стимулирующим   фактором
прогрессивных  изменений в организации торговли, общественного питания
и бытового обслуживания населения.
     1.1. Цель и основные задачи Концепции
     Целью Концепции является разработка комплекса общих и специальных
мер       социального,      экономического,      нормативно-правового,
информационного   и   организационного   характера   для   обеспечения
бесперебойного,  своевременного  доведения  безопасных  и качественных
потребительских  товаров  до  потребителей  в  достаточном  объеме   и
ассортименте,  устойчивого  эффективного  развития  внутреннего  рынка
области и его элементов,  роста  доходной  части  бюджета  Ярославской
области.
     Для  достижения  цели  Концепции  необходимо  решение   следующих
основных задач:
     - обеспечение доступности потребительского рынка,  цивилизованных
форм его организации, безопасности и качества потребительских товаров;
     -  формирование,  совершенствование  и  развитие   инфраструктуры
оптовой   и  розничной  торговли,  общественного  питания  и  бытового
обслуживания населения;
     - развитие нормативно-правовой  базы,  регулирующей  деятельность
потребительского рынка;
     - обеспечение  государственной  поддержки  торговых  организаций,
оказывающих социально значимые услуги;
     - развитие торговой деятельности потребительской кооперации;
     - создание условий для реализации  излишков  сельскохозяйственной
продукции;
     -  создание  экономических  и  правовых  условий   для   развития
интеграционных процессов в торговле, развитие межрегиональных торговых
связей;
     - разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке
и переподготовке работников потребительского рынка;
     - формирование и развитие информационной системы потребительского
рынка;
     -  определение  новых  условий,  направлений  и  путей  повышения
эффективности торговой деятельности.
     Для достижения поставленной цели и решения обозначенных  задач  в
настоящее   время   в  Ярославской  области  имеются  все  необходимые
возможности.
     1.2. Принципы реализации Концепции
     Главным принципом  реализации  Концепции  является  подчиненность
задач  экономического  роста первоочередным целям социального развития
Ярославской области.
     Развитие потребительского  рынка  в  Ярославской  области  должно
основываться на принципах:
     безусловного соблюдения  действующего  законодательства  в  сфере
торговли и потребительского рынка;
     системности в разработке, принятии  и  реализации  управленческих
решений;
     строгого  контроля  безопасности   и   качества   потребительских
товаров;
     рыночного многообразия субъектов торговли, общественного  питания
и бытового обслуживания населения;
     экономической эффективности деятельности торговых организаций.
     1.3. Законодательная, нормативная база  и  информационная  основа
Концепции
     Законодательной   и   нормативной   базой   Концепции    являются
федеральные  законы  и  другие  нормативные  правовые  акты Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области
по  вопросам  формирования  и развития потребительского рынка и защиты
прав потребителей.
     Информационной  основой  Концепции  явились  концепции   развития
потребительского  рынка,  принятые  в  отдельных  субъектах Российской
Федерации,   статистические    материалы    Территориального    органа
Федеральной  службы государственной статистики по Ярославской области,
труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по  проблемам  теории,
методологии, практики и эффективности торговой деятельности.

     2. Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли

     Анализ  современного  состояния  оптовой  торговли  показал,  что
достигнутый уровень её организационно-технического развития, складская
инфраструктура,  формы  и  методы  обслуживания  клиентов,  технология
доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и
не могут обеспечить в полном объеме  решения  перспективных  задач  по
увеличению   розничного  товарооборота  и  количества  соответствующих
товарных предложений.
     В  настоящее  время  сложилась  и  действует   многоканальная   и
многозвеньевая  система  товароснабжения розничной торговли, в которой
преобладают мелкие  фирмы-посредники,  что  ведет  к  некомплектным  и
нерегулярным  поставкам  товаров,  завышению  издержек  обращения и, в
конечном счете,  к  необоснованному  росту  цен.  В  2005  году  объем
оптового  оборота  составил 145 млрд.рублей, что выше уровня 2004 года
на 9,2 процента (в сопоставимых ценах). Ожидается, что к 2010 году его
уровень увеличится на 70 процентов.
     Несмотря на рост оптового оборота, значение  оптового  звена  как
основного  регулятора  рынка  во  многом  утрачено,  что проявляется в
снижении  значимости  оптовых  организаций  в  формировании   товарных
ресурсов  для рынка, организации поставок в розничную торговлю и сбыта
продукции товаропроизводителей области.
     Потребности   регионального    рынка    должны    удовлетворяться
предприятиями  различного  типа:  оптовыми предприятиями регионального
масштаба, средними и мелкими оптовыми  предприятиями,  осуществляющими
свою  деятельность  через  оптовые  продовольственные  рынки, торговые
дома, распределительные центры, мелкооптовые магазины.
     Цели развития оптового звена:
     - создание  эффективной  системы  товародвижения  с  минимальными
транспортными и трансакционными издержками;
     -  поддержание  благоприятных  условий  для   работы   на   рынке
предприятий промышленности области;
     - формирование резервных источников товаров первой необходимости;
     - предоставление предприятиям розничной сети широкого круга услуг
(обеспечение    информацией,    складскими    площадями,    проведение
погрузо-разгрузочных    работ,    лизинга    оборудования,    оказание
транспортно-экспедиционных услуг).
     Задачи развития оптового звена:
     - создание системы товародвижения,  благоприятствующего  развитию
промышленных   предприятий   области  и  способствующего  оптимальному
соотношению товаров местного производства и завезенных из-за  пределов
области;
     - использование бывших оптовых баз для  создания  мелкооптовых  и
оптовых рынков, проведение их реконструкции;
     - восстановление  и  развитие  областных  оптовых  предприятий  с
полным   комплексом   процесса   товародвижения  от  производителя  до
потребителя. С решением этого вопроса будет  предотвращено  заполнение
товарного   рынка  низкокачественной  импортной  продукцией,  снижение
конкурентоспособности местных товаропроизводителей,  повышение  затрат
на  закупку  товаров розничными торговыми предприятиями, искусственное
удорожание товаров за счет увеличения числа посредников;
     -   создание   развитой   структуры    каналов    товародвижения,
поддерживающей необходимую интенсивность товаропотоков в области;
     -  развитие  посреднических  оптовых  структур   (дистрибьюторов,
торговых   агентов,   комиссионеров   и   т.п.),   основным  предметом
деятельности которых должно стать обеспечение покупателей  информацией
о товарах, объемах выпуска, ценах, условиях поставки и т.п.;
     -   развитие    организаторов    оптового    оборота    (ярмарок,
выставок-ярмарок,   оптовых  рынков),  не  работающих  с  товаром,  но
оказывающих услуги  по  организации  оптового  оборота,  стимулирующих
расширение потребительского рынка.

     3. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли

     В настоящее время рыночная инфраструктура торговли в  Ярославской
области   представлена   достаточно   разветвленной   сетью   торговых
организаций. В Ярославской  области  функционируют  почти  8,5  тысячи
стационарных  торговых  точек  торговой площадью 600 тысяч кв.м, в том
числе 24 торговых дома, 55 торговых центров и 106 торговых комплексов,
74 рынка на 18 тысяч торговых мест.
     В  розничной  торговле  занято  около  60  тысяч   человек,   что
составляет   около   5  процентов  от  средней  списочной  численности
работающих по области.
     В области создан благоприятный инвестиционный  климат.  Только  в
2005  году  было  открыто  и  реконструировано  более  260 предприятий
розничной торговли, прирост торговых площадей составил 83 тысячи кв.м,
что позволило создать дополнительно 3 тысячи рабочих мест.
     Значительно  изменилась  и   динамика   развития   инфраструктуры
розничной  торговли.  Так,  за 4 года на тысячу увеличилось количество
магазинов общей торговой площадью 100 тысяч кв. метров.
     Розничная торговля является важным источником пополнения бюджетов
всех  уровней.  Так,  в  2005  году  в  бюджетную  систему  по отрасли
«торговля  и  общественное  питание»  поступило  около  3  млрд.рублей
налогов  и сборов, что составило около 9 процентов от общих налогов по
всем отраслям экономики области. Доля налогов по отрасли  «торговля  и
общественное  питание» постоянно растет, и за последних четыре года ее
рост составил 63 процента.
     Современная  инфраструктура  торговли  сложилась   под   влиянием
проводимых   экономических   реформ,   процессов   коммерциализации  и
приватизации. Оборот розничной торговли в  2005  году  составил  39012
млн.рублей  и  на  81  процент формировался торгующими организациями и
индивидуальными  предпринимателями,  осуществлявшими  деятельность   в
стационарной торговой сети. Доля продажи товаров на рынках снизилась и
составила 18,6 процента.
     По прогнозным оценкам, в 2006-2010 годах положительная  тенденция
изменения  реального  объема оборота розничной торговли сохранится и к
2010 году рост оборота  розничной  торговли  ожидается  на  уровне  75
процентов.
     Цели  розничной  торговли  -  доведение  до  покупателя   товара,
отвечающего   требованиям   безопасности  и  качества,  удовлетворение
потребительского спроса,  насыщение  рынка  товарами.  Для  выполнения
поставленных целей необходимы:
     разработка  и  утверждение  в  каждом  муниципальном  образовании
перспективного плана развития и размещения стационарной торговой сети,
мелкорозничной торговли, включающей в себя придорожную торговлю;
     развитие       специализированных       продовольственных       и
непродовольственных    магазинов    в    центрах    жилой    застройки
(микрорайонах);
     формирование сети  торговых  центров,  универсальных  комплексов,
мелкооптовых  складов-магазинов,  торговых  домов  на базе магазинов с
торговой площадью более 400 кв.м;
     развитие  сети  магазинов,  расположенных  в  радиусе  пешеходной
доступности  и  торгующих  продовольственными  и  непродовольственными
товарами в широком ассортименте;
     развитие сети  магазинов,  обслуживающих  социально  незащищенные
слои населения;
     возобновление   работы   комиссионных    магазинов,    магазинов,
работающих  по методу самообслуживания и магазинов, реализующих товары
в кредит;
     формирование и  развитие  фирменной  торговой  сети  промышленных
предприятий  области, а также оптовых организаций, отвечающих основным
функциональным  требованиям  по  изучению  покупательского  спроса   и
конъюнктуры рынка;
     размещение мест мелкорозничной торговой сети в городах и  районах
области  на  конкурсной  основе с учетом месторасположения предприятий
стационарной торговли;
     выделение  специальных  зон  для  организации  ярмарок,  сезонных
распродаж, реализации изделий кустарных промыслов.
     Мировая  торговая  практика  показывает,   что   даже   в   самых
высокоорганизованных   системах  торгового  обслуживания  имеют  место
рыночная и уличная торговля.
     Рынки  как  структура  потребительского  сектора  выполняют   ряд
функций:
     -  решают  вопросы  социального  плана,  благодаря   установлению
относительно  низких  цен,  достаточному ассортименту, территориальной
доступности (по  данным  Территориального  органа  Федеральной  службы
государственной   статистики   по   Ярославской   области,  на  рынках
формируется около 18 процентов всего розничного товарооборота);
     - обеспечивают занятость населения, предоставляя рабочие места  в
сфере    непосредственной    торговой   деятельности,   управления   и
обслуживания рынков;
     - играют важную роль в развитии свободной конкуренции  как  между
собой, так и с розничными торговыми предприятиями;
     - являются устойчивым источником прямых и  косвенных  доходов  за
счет арендных платежей и уплачиваемых налогов.
     Учитывая  социально-экономическую   роль   рынков,   их   следует
рассматривать  не  как  временный, а как развивающийся объект, имеющий
долгосрочную  перспективу.  Перспективная  цель  развития   рынков   -
превратить  их  в  более цивилизованные формы торговли, открыть доступ
для   реализации    продукции    местных    сельхозпроизводителей    и
товаропроизводителей.

     4. Развитие и совершенствование потребительской кооперации

     Важную  роль  в  формировании  розничного  товарооборота  области
занимает  потребительская  кооперация.  Доля ее в общем обороте в 2005
году составила 4,5 процента.
     Существенным      негативным      фактором,      влияющим      на
социально-экономическое   положение  на  селе,  является  безработица.
Потребительская кооперация играет важную роль в решении этой проблемы.
Несмотря  на  некомпенсированные  расходы,  потребительская кооперация
создает и предоставляет  населению  рабочие  места,  выполняет  важную
социальную  миссию:  с  одной стороны, дает людям заработок, с другой,
увеличивая объемы деятельности и развивая новые направления, укрепляет
позиции в конкурентной борьбе на рынке.
     Розничные   торговые   организации   потребительской   кооперации
выступают  в  качестве  субъектов  рынка районов Ярославской области и
удовлетворяют в основном платежеспособный спрос сельских жителей.
     Основными путями развития организаций потребительской  кооперации
Ярославской области являются:
     - увеличение степени  охвата  розничным  оборотом  (не  менее  50
процентов)  денежных  доходов  сельского  населения,  направляемых  на
покупку потребительских товаров в сельской местности;
     -  формирование  спроса  сельского  населения,  увеличение   доли
продукции собственного производства в розничном обороте;
     -  расконсервация  и  включение  в  активную  деятельность  ранее
закрытых организаций розничной торговли;
     -  рациональное  использование  имеющихся  площадей   организаций
розничной   торговли   (в   малых   населенных   пунктах)   на  основе
преобразования  их  в   магазины   -   приемозаготовительные   пункты,
занимающиеся     наряду     с     торговлей    продовольственными    и
непродовольственными потребительскими товарами продажей  лекарственных
средств,  приемом  заказов  на  бытовые  услуги,  закупкой у населения
сельскохозяйственной   продукции,   лекарственно-технического   сырья,
дикорастущих  плодов,  ягод,  грибов,  изделий  народных  промыслов  и
другое;
     -  реконструкция   и   техническое   перевооружение   организаций
розничной  торговли  с  целью создания условий для приема от населения
области  сельскохозяйственных  продуктов,  первичной  их  переработки,
реализации   продукции  предприятий  общественного  питания,  аптечной
торговли,  оказания  населению  парикмахерских,  ремонтных  и   других
бытовых услуг;
     - установление удобных для покупателей  режимов  работы  торговых
организаций потребительской кооперации.
     Формирование и размещение розничной торговой сети потребительской
кооперации    направлено    на    создание    полноценной    социально
ориентированной  рыночной  среды.  Каждый  житель   любого   сельского
населенного  пункта должен иметь возможность совершить покупку товаров
первой необходимости (основных продовольственных и непродовольственных
товаров  повседневного  спроса) в пределах пешеходной доступности и по
приемлемым ценам.
     Одна из важнейших целей  деятельности  организаций  общественного
питания  потребительской  кооперации  -  увеличение  выпуска продукции
собственного производства  и  ее  дальнейшая  реализация  в  розничной
торговой  сети  потребительских  обществ за счет продукции, выращенной
сельским населением. Это позволит повысить эффективность использования
производственных   мощностей,   качество   выпускаемой   продукции   и
оказываемых услуг.

     5.  Развитие  инфраструктуры  и   совершенствование   предприятий
общественного питания

     Система общественного питания  претерпела  наиболее  существенные
изменения  в  ходе  реформирования  экономики, значительную деформацию
приобрела система  горячего  питания  при  промышленных  предприятиях,
высших, средних специальных учебных заведениях. Практически прекращена
организация лечебно-профилактического питания.
     В настоящее время в области функционирует 60  ресторанов  на  4,6
тысячи  посадочных  мест,  около 400 кафе на 15 тысяч посадочных мест,
более 100 баров на 2,9 тысячи посадочных мест, 520 закусочных  на  7,7
тысячи   посадочных  мест,  более  400  столовых  при  образовательных
учреждениях на 40 тысяч посадочных мест,  около  260  столовых  на  21
тысячу  посадочных  мест при промышленных предприятиях и организациях.
За последние три года  количество  предприятий  общественного  питания
увеличилось  на  20  процентов. Общая численность работающих в отрасли
общественного питания составляет 17,5 тысячи человек  и  за  три  года
увеличилась на 40 процентов.
     В  ближайшие  два  года  предусматривается  открытие  200   новых
предприятий   общественного   питания,   а   также   реконструкция   и
модернизация 100 предприятий, рассчитанных на 6 тысяч посадочных мест.
     В 2005 году оборот общественного питания составил свыше  2  млрд.
рублей  и,  по  прогнозным  данным,  увеличится  к  2010  году  на  90
процентов.    Основными   направлениями   региональной   политики   по
преодолению    негативных    последствий    реформирования   индустрии
общественного питания, восстановления  и  развития  многообразия  этой
отрасли в Ярославской области могут быть:
     - восстановление  и  расширение  сети  социально  ориентированных
организаций   и   предприятий  общественного  питания,  обеспечивающих
питанием рабочих, служащих, учащихся  высших,  средних  специальных  и
общеобразовательных учебных заведений;
     - приоритетное развитие общедоступной сети общественного питания,
в   том  числе  развитие  сети  общественного  питания,  обслуживающей
туристов на автотрассах Москва - Холмогоры, Ярославль-Кострома и др.;
     - стимулирование развития сети организаций общественного питания,
применяющих  индустриальные  методы  приготовления пищи и доставляющих
её по заказам потребителей;
     -  развитие  сети  общественного  питания  в  зонах  комплексного
торгового,   гостиничного   обслуживания,   на  вокзалах,  заправочных
станциях и т.д.
     Перспективным направлением развития общественного  питания  может
стать  выпуск  соответствующей  продукции  для детей, открытие детских
предприятий общественного питания, наибольший охват  горячим  питанием
учащихся   школ,  гимназий,  лицеев,  колледжей,  средних  специальных
учебных заведений.
     Восстановление и расширение организации общественного  питания  в
высших,  средних  специальных и общеобразовательных учебных заведениях
Ярославской области должно осуществляться на основе специализированных
производственных  комплексов.  Основными  элементами  таких комплексов
могут  стать  комбинаты  питания,  фабрики  заготовочные,  столовые  в
качестве    доготовочных    и    раздаточных    объектов.   Необходимо
переоборудование студенческих, школьных столовых современной мебелью и
современным  торгово-технологическим  и холодильным оборудованием, что
позволит  расширить   ассортимент   реализуемой   продукции,   создать
дополнительные   рабочие  места,  увеличить  степень  охвата  учащихся
питанием.
     Целесообразно  поддерживать  связь  с   научно-исследовательскими
учреждениями  для  реализации  новых  технологий  приготовления  пищи,
научных разработок в системе организации  питания,  а  также  с  целью
разработки программ маркетинга.
     Для совершенствования организации питания, развития  и  повышения
престижа предприятий и организаций общественного питания, демонстрации
профессионального мастерства большую  роль  должно  играть  проведение
учебы, семинаров, стажировки с выездом специалистов в наиболее крупные
города  Российской  Федерации  и  за  рубеж,  участие   в   конкурсах,
выставках и др.
     С    учетом    географического     расположения,     особенностей
экономического  развития  (туризм,  курорты,  промышленность, миграции
населения) в каждом муниципальном образовании должен быть найден  свой
подход  к  дальнейшему  развитию  отрасли  общественного питания, свои
перспективные направления: развитие предприятий быстрого  обслуживания
(«Быстрые  пельмени»,  «Котлетная»,  «Блинная» и т.д.) или предприятий
повышенной комфортности (рестораны, бары и т.д.) или каких-либо других
направлений.   В   то  же  время  приоритетным  направлением  остается
организация питания населения по месту учебы и работы.

     6.   Развитие   инфраструктуры   и   совершенствование   бытового
обслуживания населения

     Бытовое  обслуживание  населения  как  отрасль  в  числе   первых
подверглась  реформированию  в  период  перехода к рынку и в настоящее
время несет большую социальную нагрузку.
     За последние 4 года количество предприятий бытового  обслуживания
населения увеличилось на 360 единиц.
     Численность работающих в  отрасли  из  года  в  год  растет  и  в
настоящее  время составляет около 7 тысяч человек. Объем бытовых услуг
в 2006 году по предварительным данным  составит  1,7  млрд.рублей.  По
прогнозным данным ежегодный рост объема бытовых услуг составит около 5
процентов.
     Сфера  бытового  обслуживания  имеет  социальную   значимость   в
обеспечении  жизнедеятельности  населения.  Большая  доля  заказов  на
предприятиях бытового обслуживания  поступает  со  стороны  населения,
имеющего   низкие   денежные   доходы.   Основная  часть  потребителей
обращается на предприятия  бытового  обслуживания  с  целью  получения
услуг   по   ремонту   (одежды,   обуви,  бытовой  техники,  радио-  и
телеаппаратуры).
     Количество предприятий бытового обслуживания в городах и сельских
районах  неодинаково.  Это  связано  с  концентрацией денежной массы в
городах.  Большинство   же   сельских   жителей   лишены   возможности
пользоваться социально значимыми услугами по месту жительства.
     Наиболее активно в настоящее  время  развиваются  следующие  виды
бытовых     услуг:     парикмахерские,     техническое    обслуживание
автотранспортных  средств,   ремонт   бытовой   техники,   фотоуслуги.
Индивидуальными   предпринимателями   оказываются  новые  виды  услуг:
обслуживание и прокат компьютерной техники, прокат свадебных платьев и
аксессуаров,   вечерней  одежды,  установка  пластиковых  труб,  окон,
дверей, жалюзи, дизайнерские услуги, уборка помещений с использованием
новейших технологий.
     Предприятия     бытового      обслуживания      имеют      слабую
материально-техническую  базу,  что  связано с высокой степенью износа
базового технического оснащения, отсутствием современного оборудования
и   передовых   технологий.   Новое  строительство  не  ведется  и  не
запланировано на ближайшие  годы.  Для  дальнейшего  развития  отрасли
необходимо    привлечение    инвестиций,    однако,   низкий   уровень
рентабельности предприятий, длительные сроки окупаемости,  убыточность
большинства   предприятий  являются  вескими  причинами  отсутствия  у
потенциальных инвесторов заинтересованности во вложении капитала.
     Экономическая ситуация вынуждает предприятия сферы бытовых  услуг
закрываться  или  перепрофилироваться,  или  дополнительно  заниматься
торговлей  продукцией,  зачастую  не  имеющей  отношения   к   профилю
деятельности.
     Среди  других  наиболее   актуальных   проблем   сферы   бытового
обслуживания населения можно выделить:
     отсутствие отраслевой нормативно - правовой базы;
     отсутствие     кредитно-финансовой     поддержки      предприятий
(недостаточность финансовых ресурсов, высокие кредитные ставки, что не
позволяет развивать и обновлять производственную базу);
     наличие «теневого» сектора экономики на рынке бытовых услуг,  что
приводит  к  отсутствию  учета  объемов  выполненных  услуг и созданию
недобросовестной конкуренции;
     недостаток  квалифицированных   кадров,   особенно   в   сельской
местности;
     несовершенство статистического учета оказываемых населению услуг,
невозможность  в  связи  с  этим  получить  достоверную  информацию  о
существующем положении дел в сфере бытовых услуг в области.
     Успешное развитие бытового обслуживания населения  возможно  лишь
при наличии благоприятных экономических, правовых и других условий.
     Основной  целью  политики  Администрации  Ярославской  области  в
развитии   бытового  обслуживания  населения  является  удовлетворение
спроса  на   бытовые   услуги.   Для   этого   необходимо   укрепление
материально-технической    базы   сферы   бытовых   услуг,   повышение
эффективности производства, дальнейшее  развитие  предпринимательства,
создание  условий  для  увеличения  количества рабочих мест. Указанные
меры могут быть реализованы путем:
     - развития предпринимательской  инициативы  предприятий  бытового
обслуживания населения;
     - повышения эффективности работы действующих предприятий;
     -  финансово-экономической  поддержки  в  установленном   порядке
предприятий, оказывающих социально значимые услуги населению;
     - создания новых рабочих мест, увеличения занятости населения;
     - расширения ассортимента предоставляемых  услуг,  видов  и  форм
бытового обслуживания;
     - развития конкуренции между хозяйствующими субъектами;
     - подготовки квалифицированных кадров.
     Благоприятные условия  должны  быть  созданы  для  более  полного
использования  сохранившейся сети предприятий бытового обслуживания, а
также  развития  предпринимательства  и  прежде  всего  индивидуальной
трудовой деятельности в сфере услуг.

     7. Развитие малого предпринимательства на  потребительском  рынке
Ярославской области

     Малое   предпринимательство   как   субъект   экономики   области
обеспечивает  около  75  процентов  розничного  товарооборота и объема
бытовых  услуг  области.  Развитие  малого  бизнеса  в   сфере   услуг
способствует формированию рациональной структуры, повышению гибкости и
адаптивности  экономики,  созданию  среднего  класса  среди  населения
уменьшению  безработицы,  повышению  его  доли  во  внутренний валовой
продукт и вклада в бюджеты всех уровней.
     Целью развития малого  предпринимательства  является  обеспечение
благоприятных   условий  для  организации  и  устойчивой  деятельности
субъектов  малого  предпринимательства,  повышение   экономической   и
социальной  эффективности  их  деятельности, дальнейшее развитие сферы
производства  товаров  и  услуг,   стабилизация   и   рост   налоговых
поступлений  в  бюджеты всех уровней, рост численности занятых в сфере
малого предпринимательства, создание новых рабочих мест.
     Основными  задачами  развития   малого   предпринимательства   на
потребительском рынке являются:
     - активизация предпринимательской  деятельности,  создание  новых
рабочих  мест  в  сфере  торговли,  общественного  питания  и бытового
обслуживания,     повышение     благосостояния      вовлеченных      в
предпринимательство     широких     слоев    населения    на    основе
совершенствования  правовой,  налоговой   и   административной   базы,
регулирующей  предпринимательскую  деятельность  и  ее государственную
поддержку;
     -   дальнейшее   развитие   инфраструктуры    поддержки    малого
предпринимательства;
     - совершенствование  правовых,  экономических  и  организационных
условий для развития малого предпринимательства;
     -   формирование   и   реализация    механизма    взаимовыгодного
сотрудничества  торговых  предпринимательских структур с предприятиями
пищевой и перерабатывающей промышленности области;
     -   содействие   выставочно-ярмарочной   деятельности   в   целях
продвижения     продукции     местных    товаропроизводителей    через
товаропроводящую  систему  субъектов  малого  предпринимательства   на
региональных и межрегиональных рынках;
     - укрепление и развитие  системы  подготовки  кадров  для  малого
предпринимательства,  проведение  семинаров-совещаний  по  обобщению и
распространению  положительного  опыта  работы  объектов  торговли   и
бытового  обслуживания,  повышению  уровня  подготовки руководителей и
специалистов этой отрасли экономики.

     8. Контроль за качеством и  безопасностью  товаров,  защита  прав
потребителей

     Серьезной проблемой остается обеспечение качества и  безопасности
товаров,  поступающих  на потребительский рынок области. По материалам
проверок   управления   внутренних   дел   Ярославской    области    и
Территориального  управления  Федеральной  службы  по  надзору в сфере
защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  по  Ярославской
области  на каждом втором проверенном предприятии выявляются нарушения
требований, предъявляемых к качеству товаров и  услуг.  Всего  в  2005
году было проверено более трех тысяч предприятий.
     Очевидна   необходимость   создания   в    Ярославской    области
действенного    механизма    предотвращения   поступления   на   рынок
некачественной  продукции,  вызванной  недостоверностью  информации  о
потребительских  свойствах  товаров,  а  также  нарушениями  различных
нормативных документов.
     Основными задачами реализации обеспечения контроля за качеством и
безопасностью товаров являются:
     обеспечение  безопасности   товаров   и   услуг   через   систему
сертификации и разработку системы качества;
     повышение эффективности работы органов сертификации;
     усиление контроля за  достоверностью  информации  о  продукции  в
соответствии  с  Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N
2300-I «О защите прав потребителей» и другими нормативными актами;
     повышение эффективности государственного контроля;
     разработка   областной   программы   обеспечения    качества    и
безопасности товаров и услуг.
     В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря  2002  года  N
184-ФЗ  «О  техническом  регулировании»  ответственность  за  качество
продукции ложится на производителя и продавца с применением механизмов
саморегулирования  рынка.  В  этих  условиях особенное внимание должно
уделяться развитию системы добровольной сертификации услуг торговли.
     Формирование эффективной системы  контроля  должно  опираться  на
признание  того  факта,  что  безопасность  и качество товаров следует
гарантировать на всех этапах товародвижения. При этом на каждом  этапе
должен   быть   задействован  свой  собственный  механизм  обеспечения
безопасности и качества.
     На  этапе  создания  продукции   главную   роль   в   обеспечении
безопасности  и  качества  играют соблюдение технологий производства и
хранения, которые достигаются созданием систем  управления  качеством,
сертификация  готовой  продукции  с  последующим  контролем  состояния
производства.
     На дорыночном этапе должен быть  обеспечен  действенный  контроль
соответствия  выпущенной  продукции  предъявляемым  к ней требованиям,
чтобы потребитель имел гарантию того, что на пути  движения  продукции
от  производителя  к  продавцу  она  не  утратила  своего  качества  и
безопасности.
     На этапе рыночного взаимодействия продавца и  потребителя  должен
быть  обеспечен  эффективный контроль допуска хозяйственных структур к
оказанию рыночных услуг (услуг реализации).
     Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992  года  N  2300-I  «О
защите  прав  потребителей»  закрепил  право  граждан на просвещение в
области защиты прав потребителей и определил механизм  его  реализации
через  систему  образовательных  учреждений  и  систему информирования
потребителей.
     В связи с этим информирование и  просвещение  граждан  становится
одним  из  важнейших  направлений деятельности органов, обеспечивающих
реализацию государственной  потребительской  политики.  В  этих  целях
должны широко использоваться средства массовой информации: областные и
местные газеты, телевидение, где должны постоянно вестись  рубрики  по
защите прав потребителей.

     9. Кадровое обеспечение потребительского рынка

     Развитие торговли, общественного питания и бытового  обслуживания
населения   в   Ярославской  области  во  многом  зависит  от  наличия
подготовленных  кадров,  способных  эффективно  работать  в   условиях
рыночной   экономики,   принимать   организационные  и  управленческие
решения,   знающих   основы    управления,    финансово-экономического
планирования,  бухгалтерского дела, маркетинга и менеджмента. Одним из
средств реализации государственной кадровой политики является  система
подготовки  и  повышения  квалификации  кадров,  а  также  организация
конкурсов и других мероприятий, способствующих повышению  престижности
и   эффективности   труда   работников,   занятых  в  сфере  торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения.
     Из  года  в  год  количество   работающих   в   сфере   торговли,
общественного  питания  и  бытового  обслуживания  населения постоянно
растет.  Так,  общая  численность  работающих  в  данных  отраслях  по
предварительным  данным муниципальных образований в 2006 году составит
85 тысяч человек.  По  прогнозным  данным,  к  2010  году  численность
населения, занятого в данных отраслях, составит 130 тысяч человек.
     Основными  направлениями  совершенствования  этой  работы  должны
стать:
     - дальнейшее  укрепление  сотрудничества  с  отраслевыми  вузами,
средними  специальными  учебными заведениями и учреждениями начального
профессионального  образования  для   подготовки,   переподготовки   и
повышения квалификации работников отрасли;
     -  создание  условий  для  повышения   квалификации   работников,
применение условий оплаты труда, учитывающих квалификацию и конкретный
вклад в работу предприятия каждого работника;
     -  определение  профессионально-квалификационных   требований   к
основным  функционально-должностным  категориям  работников  торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения;
     -  утверждение  учебных   планов   и   программ   образовательных
учреждений,  разработанных  для подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров;
     -  проведение  аттестаций  работников  торговли  и  общественного
питания с целью выявления уровня их подготовки;
     -  организация  конкурсов,  фестивалей  и   других   мероприятий,
способствующих развитию и повышению престижности и эффективности труда
работников торговли, общественного  питания  и  бытового  обслуживания
населения, пропаганде их достижений и передового опыта;
     - организация семинаров и совещаний;
     -  осуществление  регулярных   исследований   проблем   торговли,
использование   их  результатов  в  торговой  практике,  популяризация
результатов исследований;
     - разработка системы мер ответственности управленческих кадров, в
том    числе    и    работодателей,   за   своевременную   подготовку,
переподготовку и повышение квалификации торговых работников.

     10. Информационное обеспечение торговли

     Развитие рыночных отношений в торговле  резко  очертило  одну  из
приоритетных  проблем  -  информационное  обеспечение.  Информационная
необеспеченность может стать основной причиной  нарушения  или  потери
координации рыночных процессов. Единая информационная система торговли
Ярославской области должна стать действенным  средством  регулирования
торговой  деятельности  на  всех  уровнях  управления.  Информационная
система должна функционировать открыто  во  всех  структурах  торговли
области  и  органах  государственной  власти,  быть доступной для всех
участников потребительского рынка благодаря конкретному  отработанному
механизму  доступа  к  отдельным  ее  информационным блокам, что будет
служить залогом  ее  эффективного  функционирования.  Ее  деятельность
целесообразно основывать на работе информационно-аналитической службы,
осуществляющей     периодические      мониторинговые      исследования
эффективности торговли.
     Основным целевым назначением информационной системы должно  стать
получение полноценной информации о состоянии сферы торговли в области,
отдельных товарных рынков и представление ее  органам  государственной
власти  и  рыночным  структурам  для  выработки и принятия эффективных
управленческих решений по регулированию их развития.
     Формирование  системы  информационного  обеспечения  в   торговле
должно  опираться  на  уже существующие элементы локальных систем, баз
данных и возможность  ее  сопряжения  с  любой  другой  информационной
системой регионального рынка.
     Ключевыми элементами данных информационной системы  должны  стать
торговые   корреспонденты,   мониторинг   услуг,  а  также  информация
специалистов оптовой,  розничной  торговли  и  общественного  питания,
потребителей.
     Структура  информационной  системы  должна   представлять   собой
программно-информационную      целостность,     которая     объединяет
информационные потоки, содержащие как  уже  существующую  в  локальных
сетях  информацию,  так  и  новые  источники  информации  о  состоянии
региональной торговой системы и отдельных товарных рынков.
     Содержательное    наполнение    системы     должен     составлять
скоординированный   с   ее  методическим  и  техническим  обеспечением
комплекс показателей, данных и материалов, удовлетворяющий потребности
действующих  на  потребительском  рынке  операторов  электронной сети,
муниципальных   и   областных    органов    регулирования    торговли,
потенциальных инвесторов.
     Техническое  обеспечение  системы  должно  выражаться  в  наличии
комплекса  технических  средств, предназначенных для сбора, обработки,
хранения и передачи информации,  реализации  алгоритмов  подготовки  и
обоснования управленческих решений.
     Пользователями  этой  системы  могут   быть   органы   управления
торговлей,  импортеры,  субъекты торгового оборота, перерабатывающие и
заготовительные организации, товаропроизводители  и  другие  участники
рынка.
     Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи
в  Ярославской  области  создает  основу  для  расширения  таких  форм
торговли, при которых торговые организации и потребители знакомятся  с
ассортиментом,  выбирают  нужные товары, делают соответствующие заказы
при помощи информационно - телекоммуникационных технологий.
     Исходя  из  этого,  в  Ярославской  области   на   первом   этапе
формирования  и  развития  электронной коммерции может быть определена
торговля между бизнес-партнерами.
     Целенаправленное      и       последовательное       формирование
информационно-технологического  и организационно-правового обеспечения
этого направления позволит расширить возможности электронной  торговли
коммерческих предприятий с потребителями.
     Развитие электронной коммерции  обеспечит  внедрение  Ярославской
области  в межрегиональное, федеральное и международное информационно-
экономическое   пространство,   обеспечит   прозрачность,    «чистоту»
коммерческих сделок, снизит объемы вывоза капитала за пределы области.

Информация по документу
Читайте также