Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 22.09.2009 № 939-п

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22.09.2009 N 939-п
г. Ярославль

   Об утверждении Концепции областной целевой программы "Повышение
  энергоэффективности топливно-энергетического комплекса Ярославской
области на базе развития когенерационной энергетики" на 2010-2015 годы
               и об образовании координационного совета

     В целях выполнения  поручений  Президента  Российской  Федерации,
данных на расширенном  заседании  президиума  Государственного  совета
Российской Федерации 02 июля 2009 года,
     ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить предлагаемую Концепцию областной  целевой  программы
"Повышение  энергоэффективности   топливно-энергетического   комплекса
Ярославской области на базе развития  когенерационной  энергетики"  на
2010-2015 годы.
     2. Образовать координационный совет по  разработке  и  реализации
областной целевой программы "Повышение  энергоэффективности  топливно-
энергетического  комплекса  Ярославской  области  на   базе   развития
когенерационной энергетики" на 2010-2015 годы и утвердить  его  состав
(прилагается).
     3. Утвердить план-график первоочередных мероприятий по разработке
и    реализации     областной     целевой     программы     "Повышение
энергоэффективности  топливно-энергетического  комплекса   Ярославской
области на базе развития когенерационной энергетики" на 2010-2015 годы
(приложение).
     4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
     5. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области          С.А. Вахруков

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        постановлением
                                                 Правительства области
                                                 от 22.09.2009 N 939-п

 Концепция областной целевой программы "Повышение энергоэффективности
    топливно-энергетического комплекса Ярославской области на базе
        развития когенерационной энергетики" на 2010-2015 годы

    I. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения

     Наличие и доступность топливно-энергетических  ресурсов  являются
важными факторами развития региональной экономики.
     Эффективное   использование   топливно-энергетических   ресурсов,
правильное определение приоритетов и параметров развития регионального
энергетического комплекса  являются  необходимым  условием  для  роста
экономики и повышения качества жизни населения региона.
     В   настоящее    время    энергосистема    Ярославской    области
характеризуется следующими показателями.
     Поставки электрической энергии (мощности)  конечным  потребителям
на территории области  осуществляют  гарантирующие  поставщики  и  ряд
независимых сбытовых организаций. В качестве гарантирующих поставщиков
электрической  энергии  населению  выступают  две  компании:  открытое
акционерное общество "Ярославская  сбытовая  компания"  и  общество  с
ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт".
     Основной   задачей   сбытовых   организаций   является    покупка
электрической энергии и мощности на оптовом рынке и трансляция  ее  на
розничный  рынок  электроэнергии  Ярославской  области   до   конечных
потребителей.  При  этом  под  трансляцией  понимается  не  физическая
передача электроэнергии, а процесс ее перепродажи в рамках и условиях,
определенных  федеральным  законодательством  об  электроэнергетике  и
договорными взаимоотношениями между субъектами оптового  и  розничного
рынка.
     Услуги  по  передаче  электрической   энергии   по   региональным
электрическим сетям до конечных  потребителей  оказывает  региональная
сетевая компания "Ярэнерго" - филиал открытого  акционерного  общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра",  а  также
ряд территориальных сетевых организаций. Свыше 70 предприятий  области
оказывают услуги по передаче электрической энергии по своим сетям.
     Производство  (генерацию)  электрической  энергии  в  Ярославской
энергосистеме осуществляют:
     - открытое  акционерное  общество  "Территориальная  генерирующая
компания N 2";
     -  филиал  открытого  акционерного  общества  "РусГидро"  "Каскад
Верхневолжских ГЭС";
     - ряд блок-станций и энергоустановок, находящихся в собственности
промышленных предприятий.
     При   этом   открытое   акционерное   общество   "Территориальная
генерирующая компания N 2" и филиал  открытого  акционерного  общества
"РусГидро" "Каскад Верхневолжских ГЭС",  являясь  субъектами  оптового
рынка, не имеют прямых договоров на поставку электрической энергии  на
розничный рынок Ярославской области.
     Блок-станции и энергоустановки промышленных предприятий  работают
в основном для покрытия собственной потребности в электроэнергии.
     Генерирующие    мощности    открытого    акционерного    общества
"Территориальная генерирующая компания N 2" на территории  Ярославской
области представлены тремя тепловыми электростанциями,  работающими  в
режиме комбинированной выработки  электрической  и  тепловой  энергии,
общей установленной мощностью 801 МВт, в том числе:  Ярославская  ТЭЦ-
1-131 МВт, Ярославская ТЭЦ-2-325 МВт, Ярославская ТЭЦ-3-345 МВт.
     Мощности  филиала  открытого  акционерного  общества   "РусГидро"
"Каскад  Верхневолжских  ГЭС"  на   территории   Ярославской   области
представлены двумя гидроэлектростанциями общей установленной мощностью
на расчетный пропуск воды 456,4 МВт, в том числе: Угличская ГЭС -  110
МВт, Рыбинская ГЭС - 346,4 МВт.
     Электроэнергетическая   отрасль   региона   представляет    собой
сравнительно     развитый,      высокоавтоматизированный      комплекс
электростанций,  электрических  сетей   и   объектов   электросетевого
хозяйства,    объединенных    единым    технологическим    циклом    и
централизованным оперативно-диспетчерским управлением.
     Объекты коммунальной теплоэнергетики, включающие в себя котельные
и тепловые сети,  в  основном  осуществляют  производство  и  передачу
тепловой энергии в  условиях  неэффективного  использования  первичных
топливно-энергетических  ресурсов  (коэффициент   полезного   действия
отдельных тепловых источников, в том  числе  работающих  на  природном
газе, ниже 90 процентов) и имеют высокую степень  износа  оборудования
(до 80 процентов).
     Кроме  перечисленных,  в  работе  регионального   энергетического
комплекса Ярославской области имеются следующие проблемы:
     - значительные потери тепловой и  электрической  энергии  при  их
производстве и передаче (до 40-50%);
     -  энергодефицитность  региона  (производство  электроэнергии   в
Ярославской области составляет 4454 млн. кВт ч при потреблении в  8345
млн. кВт ч в балансе  2008  года),  что  отрицательно  сказывается  на
надежности и  бесперебойности  энергоснабжения  существующих  объектов
промышленности,  сельского  хозяйства,  жилищной  сферы,  а  также  на
возможности ввода новых  объектов  и  привлечении  в  область  крупных
инвесторов;
     -  высокая  себестоимость  производства   тепловой   энергии   на
большинстве котельных и соответствующие тарифы на тепловую энергию;
     -  отсутствие  резервов  электрической  и  тепловой  мощности  на
отдельных площадках  и  в  муниципальных  образованиях,  что  тормозит
привлечение  стратегических   инвесторов   и   социально-экономическое
развитие региона в целом.
     Положение  усугубляется  в   результате   воздействия   следующих
неблагоприятных факторов:
     - отсутствие необходимых инвестиций в отрасль  и  малоэффективное
использование выделяемых средств;
     - отсутствие современных систем учета используемых и производимых
ресурсов;
     -  высокий  уровень  потерь  в  электрических  и  тепловых  сетях
муниципальных  образований,  достигающий  в   отдельных   случаях   50
процентов;
     -  недостаточная  компетентность  менеджмента,  прежде  всего   в
муниципальных энергоснабжающих организациях.
     Решением  указанных   проблем   в   электро-   и   теплоснабжении
Ярославской  области  может   стать   реализация   проектов   развития
когенерации на базе существующих тепловых  мощностей  в  муниципальных
образованиях.
     Когенерация  -  это  энергетическая   система   с   одновременным
(комбинированным) производством электрической и  тепловой  энергии  от
единого источника энергии. Когенерационные установки  вырабатывают  до
37 процентов электрической и  до  50  процентов  тепловой  энергии  от
установленной  мощности  теплового  двигателя.  Они  имеют   наивысшие
экономические показатели при постоянной нагрузке и  работают  на  газе
или жидком топливе.
     Развитие когенерации с увеличением  доли  установок  региональной
энергетики средней и  малой  мощности,  работающих  в  комбинированном
цикле, позволяет на региональном и муниципальном уровне оптимизировать
выработку тепла и электроэнергии, одновременно  повышая  эффективность
использования топливно-энергетических ресурсов.
     Данное  направление  соответствует  целям  и  задачам   повышения
энергоэффективности национальной экономики,  определенным  Президентом
Российской Федерации и Правительством Российской  Федерации,  а  также
совпадает  с  современной  мировой  тенденцией  развития  "большой"  и
"малой" энергетики.
     Решениями  расширенного  заседания  президиума   Государственного
совета Российской Федерации по вопросам энергосбережения  от  02  июля
2009 года  предусмотрена  разработка  комплекса  мер  по  модернизации
мощностей тепловой энергетики, в том числе путем перевода их  в  режим
когенерации  тепловой  и  электрической  энергии.  При  этом  основной
национальной целью по повышению энергоэффективности является  снижение
к  2020 г.  энергоемкости  валового  внутреннего  продукта  Российской
Федерации на 40 процентов.
     В  России  в  настоящее  время  в  когенерационном   производстве
электроэнергии   и   тепла   задействованы    в    основном    крупные
теплоэлектроцентрали,   включенные    в    централизованную    систему
теплоэнергоснабжения    населенных    пунктов.    Доля    когенерации,
сформированная исключительно за  счет  крупных  теплоэлектроцентралей,
составляет 31 процент и  имеет  тенденцию  к  снижению.  Эффективность
использования энергии в России сейчас в 2,5 раза  ниже  среднемирового
уровня.
     Показатели Ярославской области близки к общероссийским.
     Строительство новых, реконструкция и замена действующих  тепловых
и  электрических  мощностей  на  основе  применения  энергоэффективных
когенерационных  энергетических  станций  средней  и  малой   мощности
позволит снизить потери на транспорт и распределение  электрической  и
тепловой   энергии,   а   также   увеличить   коэффициент    полезного
использования первичного энергоносителя,  которым  чаще  всего  бывает
природный газ.
     Это  дает  дополнительные  преимущества  с  точки  зрения  охраны
окружающей среды благодаря повышению коэффициента полезного действия и
сокращению эмиссии вредных и  парниковых  газов.  Наличие  собственных
теплоэнергетических  объектов  повышает  надежность  теплоснабжения  и
электроснабжения  потребителей  и  снижает  зависимость   от   внешних
источников, что  особенно  важно  для  общественных  зданий,  объектов
образования и здравоохранения.
     При строительстве новых и реконструкции  действующих  тепловых  и
электрических   мощностей   на   основе   применения   когенерационных
энергетических      станций      предусматривается       использование
технологического оборудования, производимого на территории Ярославской
области, что даст дополнительные налоговые  поступления  в  местный  и
региональный бюджеты, а также позволит улучшить социальную  обстановку
на территории региона.
     В  Ярославской  области  находится  один  из  ведущих  российских
производителей  газотурбинного  оборудования  -  открытое  акционерное
общество "НПО Сатурн" и его дочернее  предприятие  "Сатурн  -  газовые
турбины".  Предприятия  моторостроения,  расположенные  на  территории
области, производят  двигатели,  на  базе  которых  возможно  создание
газопоршневых когенерационных установок.
     В  рамках  реализации  программных   мероприятий   предполагается
обеспечить такими установками  большинство  муниципальных  образований
области. Проектируемая установленная  мощность  станций  составит  259
МВт.
     Для определения  основных  направлений  развития  энергетического
комплекса  Ярославской  области  проведен  SWOT-анализ  (приложение  к
Концепции).
     По итогам анализа сильных и  слабых  сторон  теплоэнергетического
комплекса Ярославской области, возможностей и угроз со стороны внешних
факторов можно сделать следующие выводы.
     К сильным сторонам относятся:
     - значительный потенциал повышения энергетической,  экологической
и экономической эффективности, связанный с  возможностью  модернизации
объектов и оптимизации систем и схем теплоснабжения;
     -  наличие  рыночных  преимуществ,   связанных   с   естественно-
монопольным характером рынка тепловой энергии;
     - наличие стабильного и относительно платежеспособного спроса  на
тепловую и электрическую энергию (мощность);
     - наличие достаточно развитой системы инженерных  коммуникаций  в
виде газовых, тепловых, электрических, водопроводных сетей;
     -  существующий  потенциал   увеличения   объемов   и   повышения
надежности и качества услуг по энергоснабжению потребителей;
     - многолетний опыт организации работы по развитию и  модернизации
объектов энергообеспечения;
     - как правило, незначительная удаленность  существующих  объектов
теплоснабжения от потребителей.
     Среди слабых сторон можно отметить:
     -  ограниченность  собственных  финансовых  и  кадровых  ресурсов
теплоснабжающих предприятий области, необходимых для  крупномасштабной
модернизации отрасли;
     - разнообразие организационно-правовых форм и форм  собственности
на объекты тепловой генерации и связанное с  этим  отсутствие  единого
центра  принятия  решений  по  реализации  инвестиционных  проектов  в
отрасли;
     -  высокий  уровень  износа   действующего   теплоэнергетического
оборудования;
     - отсутствие необходимых механизмов и достаточного опыта  решения
проблемы   реализации   электроэнергии   (мощности),   полученной   от
когенерационных установок, на рынках электроэнергии (мощности);
     - действующие ограничения по получению лимитного природного газа,
пропускной    способности    газопроводов     и     производительности
газораспределительного оборудования;
     -    отсутствие    механизмов    координации    деятельности    с
электросетевыми организациями, существующие технические ограничения по
приему  (выдаче)  электрической  энергии  (мощности)  и  необходимость
внесения изменений в инвестиционные программы развития электросетевого
комплекса;
     - отсутствие в муниципальных образованиях  проработанных  схем  и
программ развития тепловых и электрических сетей;
     - низкий  уровень  оснащенности  отрасли  современными  системами
учета ресурсов, высокие показатели  потерь  тепловой  энергии  при  ее
производстве и передаче;
     -  неоптимальный  характер  загрузки  оборудования,  значительное
падение или полное  отсутствие  тепловой  нагрузки  в  межотопительный
период;
     - низкий уровень технологической и исполнительской дисциплины  на
значительной части теплоснабжающих предприятий;
     - невысокая надежность и качество  энергоснабжения  теплосетевыми
организациями в значительной части муниципальных образований.
     Для реализации намеченных мероприятий в регионе имеются следующие
возможности:
     - желание и готовность органов государственной власти  и  органов
местного  самоуправления  муниципальных  образований  области   решать
существующие проблемы;
     -  поддержка  программы  на  федеральном  уровне  и   возможность
включения ее проектов в программные мероприятия, реализуемые на уровне
Российской Федерации;
     -  возможность  привлечения  частных  инвесторов   к   реализации
проектов  в  рамках  программы  на  принципах  государственно-частного
партнерства;
     -  наличие  в  регионе  целой  группы  предприятий,  производящих
установки и оборудование,  необходимые  для  реализации  программы,  и
реальная   перспектива   организации    кластера    по    производству
энергетических установок средней и  малой  мощности  для  региональных
коммунальных комплексов;
     -  прорывной  для  российской  региональной  энергетики  характер
программы и возможность получения дополнительной поддержки проектов  в
рамках  программы  со  стороны  государственных  и   негосударственных
организаций;
     -   реализация   потенциала   использования   возобновляемых    и
альтернативных топливных ресурсов, в  том  числе  биогаза,  и  наличие
спроса на автономные источники электрической энергии;
     -  ужесточение  нормативных   требований   к   энергетической   и
экологической  эффективности   использования   топливно-энергетических
ресурсов;
     -  рост  стоимости  (до  уровня  мировых  цен)  на  основные  для
Ярославской  области  первичные  топливно-энергетические   ресурсы   и
соответствующее повышение тарифов на тепловую и электрическую  энергию
для потребителей на территории области;
     - действующий в настоящее  время  в  рамках  Киотского  протокола
механизм  компенсации   части   затрат   на   реализацию   программных
мероприятий;
     -  растущие  требования  к  надежности  и  качеству   обеспечения
тепловой и электрической энергией со стороны потребителей;
     -  завершение  формирования  на  федеральном  уровне  нормативной
правовой   базы,   определяющей   условия   и    порядок    реализации
инвестиционных программ в энергетике.
     Среди основных угроз необходимо выделить следующие:
     -  нестабильная  финансово-экономическая  ситуация  в  стране   и
ухудшающаяся конъюнктура рынков электрической энергии (мощности);
     -  отсутствие  необходимого  опыта  и  кадров,   организационных,
проектных и технических решений, необходимых для реализации программы;
     - отсутствие альтернативных  источников  финансирования,  высокие
процентные ставки за кредитные ресурсы;
     - несовершенство нормативной базы, регулирующей  функционирование
рынков электрической энергии (мощности);
     - отсутствие у  большинства  муниципальных  образований  программ
развития коммунальной инфраструктуры и связанные с этим риски;
     -   риск   отказа   потребителей    от    использования    систем
централизованного теплоснабжения и связанное с этим снижение спроса на
тепловую энергию;
     - рост стоимости запасных  частей,  технического  обслуживания  и
других затрат на эксплуатацию энергетического оборудования;
     - влияние  на  финансовое  состояние  участников  программы  иных
внешних факторов, ставящих  под  сомнение  их  возможность  продолжать
участие в программе;
     -  необходимость  решения  проблемы   наличия   и   использования
резервного топлива при возникновении перерывов в  поставке  природного
газа.
     Целесообразность  решения  проблемы   развития   когенерации   на
территории   Ярославской    области    программно-целевыми    методами
обусловлена   комплексным    характером    проблемы,    необходимостью
координации межотраслевого и межмуниципального взаимодействия  при  ее
решении.
     При реализации  мероприятий  по  развитию  когенерации  требуется
координация действий поставщиков и  потребителей  ресурсов,  выработка
общей   технической   политики,   согласование   договорных   условий,
сохранение баланса и  устойчивой  работы  технических  систем  и  т.п.
Интересы  участников  рыночных  отношений  при  этом  не   только   не
совпадают, но  часто  прямо  противоположны,  что  требует  участия  в
процессе  третьей  стороны  в  лице  органов  государственной  власти,
имеющих  полномочия  в   сфере   регулирования   электроэнергетики   и
коммунальных услуг.
     В силу преимущественно монопольного  характера  рынка  энергии  и
других коммунальных  ресурсов,  без  участия  органов  государственной
власти и органов  местного  самоуправления  муниципальных  образований
области баланс в отношениях поставщиков и потребителей  энергетических
ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
     Для органов  местного  самоуправления  муниципальных  образований
области  серьезной  проблемой  являются  ограниченные  возможности  по
созданию  условий  для  привлечения  инвестиций  в  проекты   развития
энергетической инфраструктуры, в том числе в указанном направлении.
     В  связи  с  этим  решение  указанных  вопросов  без   применения
программно-целевого метода не представляется возможным.

II. Цели и задачи реализации программы "Повышение энергоэффективности
    топливно-энергетического комплекса Ярославской области на базе
        развития когенерационной энергетики" на 2010-2015 годы

     Основными   целями   программы   "Повышение   энергоэффективности
топливно-энергетического  комплекса  Ярославской   области   на   базе
развития  когенерационной  энергетики"  на  2010-2015  годы  (далее  -
Программа) станут:
     - повышение эффективности  использования  топливно-энергетических
ресурсов в энергетическом комплексе Ярославской области к 2012 году на
18 процентов, к 2015 году - на 40 процентов;
     - снижение  к  2015  году  энергодефицитности  региона  вдвое  по
сравнению с 2008 годом, в том числе к 2012 году на 40 процентов;
     -  повышение  надежности  и  доступности  снабжения  потребителей
электрической и тепловой энергией путем развития когенерации  на  базе
установок средней и малой мощности отечественного производства;
     - повышение экологической эффективности  топливно-энергетического
комплекса.
     Реализация указанных целей предполагает решение следующих задач:
     -  модернизация  коммунального  комплекса  на  основе   внедрения
инновационных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
     -   создание   условий   для   более    широкого    использования
когенерационных установок средней и малой  мощности  и  возобновляемых
видов топливно-энергетических ресурсов;
     -  развитие  механизмов  государственно-частного  партнерства   в
коммунальном комплексе области;
     -   повышение   привлекательности   топливно-энергетического    и
коммунального  комплексов  области  для   инвесторов   и   привлечение
инвестиций в отрасль.
     Куратором Программы является заместитель Губернатора  области  по
вопросам   развития   топливно-энергетического   комплекса    области,
ответственным исполнителем Программы - департамент топлива, энергетики
и регулирования тарифов Ярославской области.
     Участниками  Программы  являются  энергоснабжающие   организации,
промышленные    предприятия,    финансовые     организации,     органы
исполнительной   власти   Ярославской   области,    органы    местного
самоуправления муниципальных образований области.
     Срок реализации Программы - 2010-2015 годы.
     Программа реализуется в два этапа:
     - первый этап - 2010-2012 годы;
     - второй этап - 2013-2015 годы.
     На первом этапе предусматривается строительство  в  течение  трех
лет девяти когенерационных установок  общей  мощностью  196  МВт  в  8
крупных населенных пунктах области: Ярославле,  Рыбинске,  Переславле-
Залесском, Ростове, Данилове, Угличе, Тутаеве, Гаврилов-Яме.
     На втором этапе планируется  оснастить  аналогичными  установками
энергетические объекты еще в  8  муниципальных  образованиях  области:
Любимском,   Мышкинском,   Некоузском,   Некрасовском,   Первомайском,
Пошехонском, Рыбинском, Ярославском муниципальных районах.
     Конкретный  перечень  объектов   будет   сформирован   в   рамках
разработки Программы по результатам технико-экономических обоснований,
выполненных по каждому проекту. Расчетный период окупаемости  объектов
должен составить 5-10 лет.

       III. Основные механизмы реализации мероприятий Программы

     Реализация  Программы  будет  направлена  в  первую  очередь   на
модернизацию  энергетических  объектов,  расположенных  на  территории
Ярославской  области.  Исполнение  Программы  будет  осуществляться  в
соответствии с  разработанными  мероприятиями,  на  основе  реализации
принципов государственно-частного партнерства.
     Планируется   учреждение   компании-оператора   или    нескольких
компаний-операторов для реализации проектов.
     Финансирование   Программы   осуществляется   за   счет   средств
областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, в том числе  с
привлечением кредита Внешэкономбанка. Объемы  и  сроки  финансирования
Программы определяются программными мероприятиями.
     В 2010 году средства областного бюджета планируется направить  на
учреждение компании-оператора по реализации пилотных проектов.
     Механизм финансирования,  в  зависимости  от  того,  какие  будут
достигнуты соглашения с Внешэкономбанком,  может  быть  как  проектным
(через кредитование  компании-оператора),  так  и  пообъектным  (через
кредитование  участников  Программы).  При  пообъектном   кредитовании
компания-оператор  является  координатором   реализации   проекта   на
конкретном объекте.
     Координация деятельности исполнителей и участников осуществляется
под руководством ответственного исполнителя Программы  -  департамента
топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
     Управление Программой осуществляется через  координацию  действий
всех ее участников, мониторинг выполнения  программных  мероприятий  с
анализом динамики ключевых показателей и корректировки  мероприятий  и
методов управления Программой.
     По итогам  года  проводится  анализ  эффективности  Программы  на
основе целевых индикаторов и показателей.

           IV. Объемы и источники финансирования Программы


----------------------------------------------------
| Наименование |2010|2011|2012|2013|2014|2015|Итого|
|  источника   |год |год |год |год |год |год |     |
|--------------+----+----+----+----+----+----+-----|
|Инвестиции    |2995|3435|3570|1250|1130|1070|13450|
|(в млн. руб.),|    |    |    |    |    |    |     |
|в том числе:  |    |    |    |    |    |    |     |
|              |    |    |    |    |    |    |     |
|--------------+----+----+----+----+----+----+-----|
|из областного | 20 | -  | -  | -  | -  | -  | 20  |
|бюджета       |    |    |    |    |    |    |     |
|--------------+----+----+----+----+----+----+-----|
|из            |2975|3435|3570|1250|1130|1070|13430|
|внебюджетных  |    |    |    |    |    |    |     |
|источников    |    |    |    |    |    |    |     |
----------------------------------------------------

    V. Перечень муниципальных образований Ярославской области, на
            территории которых будет реализована Программа

     На I этапе Программа  будет  реализована  на  территории  городов
Ярославль,  Рыбинск,  Переславль-Залесский,  Ростов,  Данилов,  Углич,
Тутаев, Гаврилов-Ям с привлечением органов местного самоуправления.
     На II этапе Программа будет реализована на территории Любимского,
Мышкинского, Некоузского, Некрасовского, Первомайского,  Пошехонского,
Рыбинского, Ярославского муниципальных районов с привлечением  органов
местного самоуправления.

        VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

     Основными ожидаемыми конечными результатами реализации  Программы
должны стать:
     1. Ввод в эксплуатацию к 2016 году 27  когенерационных  установок
общей установленной электрической мощностью 259 Мвт в 16 муниципальных
образованиях области.
     2. Повышение эффективности использования  топливно-энергетических
ресурсов  в  энергетическом  комплексе  Ярославской  области   на   40
процентов.
     3.  Повышение  экологической   эффективности,   снижение   уровня
выбросов  угарного  газа  и  парниковых   газов   на   модернизируемых
энергетических объектах на 30 процентов.
     4. Уменьшение тарифов для  потребителей,  получающих  энергию  от
когенерационных установок, которое может достигать  в  зависимости  от
условий реализации проекта до 30 процентов на электрическую энергию  и
до 20 процентов на тепловую энергию.
     5. Снижение энергодефицитности региона по установленной  мощности
генерирующих установок на 50 процентов.
     6. Отработка механизма  государственно-частного  партнерства  при
реализации    программы    развития    региональной     энергетической
инфраструктуры.
     7.   Повышение    надежности    электроснабжения    потребителей,
расположенных  на  территории  Ярославской   области,   и   ликвидация
"проблемных" мест ярославской энергосистемы.
     8. Увеличение валового регионального продукта на 1,5 процента.
     9. Снижение темпов роста  тарифов  на  тепловую  и  электрическую
энергию для потребителей.
     10. Организация не менее 600 новых рабочих мест.
     11. Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней в
течение периода  окупаемости  программных  проектов  до  29550,0  млн.
рублей.

                                                            Приложение
                                                           к Концепции

 SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны
       внешних факторов областной целевой программы "Повышение
  энергоэффективности топливно-энергетического комплекса Ярославской
области на базе развития когенерационной энергетики" на 2010-2015 годы


-------------------------------------------------------------------------
|         Сильные стороны          |           Слабые стороны           |
|----------------------------------+------------------------------------|
|- значительный потенциал          |- ограниченность собственных        |
|повышения энергетической,         |финансовых и кадровых ресурсов      |
|экологической и экономической     |теплоснабжающих предприятий         |
|эффективности, связанный с        |области, необходимых для            |
|возможностью модернизации         |крупномасштабной модернизации       |
|объектов и оптимизации систем и   |отрасли;                            |
|схем теплоснабжения;              |- разнообразие организационно-      |
|- наличие рыночных преимуществ,   |правовых форм и форм собственности  |
|связанных с естественно-          |на объекты тепловой генерации и     |
|монопольным характером рынка      |связанное с этим отсутствие единого |
|тепловой энергии;                 |центра принятия решений по          |
|- наличие стабильного и           |реализации инвестиционных проектов  |
|относительно платежеспособного    |в отрасли;                          |
|спроса на тепловую и электрическую|- высокий уровень износа            |
|энергию (мощность);               |действующего теплоэнергетического   |
|- наличие достаточно развитой     |оборудования;                       |
|системы инженерных коммуникаций   |- отсутствие необходимых            |
|в виде газовых, тепловых,         |механизмов и достаточного опыта     |
|электрических, водопроводных      |решения проблемы реализации         |
|сетей;                            |электроэнергии (мощности),          |
|- существующий потенциал          |полученной от когенерационных       |
|увеличения объемов и повышения    |установок, на рынках электроэнергии |
|надежности и качества услуг по    |(мощности);                         |
|энергоснабжению потребителей;     |- действующие ограничения по        |
|- многолетний опыт организации    |получению лимитного природного      |
|работы по развитию и модернизации |газа, пропускной способности        |
|объектов энергообеспечения;       |газопроводов и производительности   |
|- как правило, незначительная     |газораспределительного              |
|удаленность существующих          |оборудования;                       |
|объектов теплоснабжения от        |- отсутствие механизмов координации |
|потребителей                      |деятельности с электросетевыми      |
|                                  |организациями, существующие         |
|                                  |технические ограничения по приему   |
|                                  |(выдаче) электрической энергии      |
|                                  |(мощности) и необходимость          |
|                                  |внесения изменений в                |
|                                  |инвестиционные программы развития   |
|                                  |электросетевого комплекса;          |
|                                  |- отсутствие в муниципальных        |
|                                  |образованиях проработанных схем и   |
|                                  |программ развития тепловых и        |
|                                  |электрических сетей;                |
|                                  |- низкий уровень оснащенности       |
|                                  |отрасли современными системами      |
|                                  |учета ресурсов, высокие показатели  |
|                                  |потерь тепловой энергии при ее      |
|                                  |производстве и передаче;            |
|                                  |- неоптимальный характер загрузки   |
|                                  |оборудования, значительное падение  |
|                                  |или полное отсутствие тепловой      |
|                                  |нагрузки в межотопительный период;  |
|                                  |- низкий уровень технологической и  |
|                                  |исполнительской дисциплины на       |
|                                  |значительной части                  |
|                                  |теплоснабжающих предприятий;        |
|                                  |- невысокая надежность и качество   |
|                                  |энергоснабжения теплосетевыми       |
|                                  |организациями в значительной части  |
|                                  |муниципальных образований           |
|----------------------------------+------------------------------------|
|                                  |               Угрозы               |
|                                  |                                    |
|----------------------------------+------------------------------------|
|- желание и готовность органов    |- нестабильная финансово-           |
|государственной власти и органов  |экономическая ситуация в стране и   |
|местного самоуправления           |ухудшающаяся конъюнктура рынков     |
|муниципальных образований         |электрической энергии (мощности);   |
|области решать существующие       |- отсутствие необходимого опыта и   |
|проблемы;                         |кадров, организационных, проектных  |
|- поддержка программы на          |и технических решений, необходимых  |
|федеральном уровне и возможность  |для реализации программы;           |
|включения ее проектов в           |- отсутствие альтернативных         |
|программные мероприятия,          |источников финансирования, высокие  |
|реализуемые на уровне Российской  |процентные ставки за кредитные      |
|Федерации;                        |ресурсы;                            |
|- возможность привлечения частных |- несовершенство нормативной базы,  |
|инвесторов к реализации проектов в|регулирующей функционирование       |
|рамках программы на принципах     |рынков электрической энергии        |
|государственно-частного           |(мощности);                         |
|партнерства;                      |- отсутствие у большинства          |
|- наличие в регионе целой группы  |муниципальных образований           |
|предприятий, производящих         |программ развития коммунальной      |
|установки и оборудование,         |инфраструктуры и связанные с этим   |
|необходимые для реализации        |риски;                              |
|программы, и реальная перспектива |- риск отказа потребителей от       |
|организации кластера по           |использования систем                |
|производству энергетических       |централизованного теплоснабжения и  |
|установок средней и малой         |связанное с этим снижение спроса на |
|мощности для региональных         |тепловую энергию;                   |
|коммунальных комплексов;          |- рост стоимости запасных частей,   |
|- прорывной для российской        |технического обслуживания и других  |
|региональной энергетики характер  |затрат на эксплуатацию              |
|программы и возможность           |энергетического оборудования;       |
|получения дополнительной          |- влияние на финансовое состояние   |
|поддержки проектов в рамках       |участников программы иных внешних   |
|программы со стороны              |факторов, ставящих под сомнение их  |
|государственных и                 |возможность продолжать участие в    |
|негосударственных организаций;    |программе;                          |
|- реализация потенциала           |- необходимость решения проблемы    |
|использования возобновляемых и    |наличия и использования резервного  |
|альтернативных топливных          |топлива при возникновении           |
|ресурсов, в том числе биогаза, и  |перерывов в поставке природного газа|
|наличие спроса на автономные      |                                    |
|источники электрической энергии;  |                                    |
|- ужесточение нормативных         |                                    |
|требований к энергетической и     |                                    |
|экологической эффективности       |                                    |
|использования топливно-           |                                    |
|энергетических ресурсов;          |                                    |
|- рост стоимости (до уровня       |                                    |
|мировых цен) на основные для      |                                    |
|Ярославской области первичные     |                                    |
|топливно-энергетические ресурсы и |                                    |
|соответствующее повышение         |                                    |
|тарифов на тепловую и             |                                    |
|электрическую энергию для         |                                    |
|потребителей на территории        |                                    |
|области;                          |                                    |
|- действующий в настоящее время в |                                    |
|рамках Киотского протокола        |                                    |
|механизм компенсации части затрат |                                    |
|на реализацию программных         |                                    |
|мероприятий;                      |                                    |
|- растущие требования к надежности|                                    |
|и качеству обеспечения тепловой и |                                    |
|электрической энергией со стороны |                                    |
|потребителей;                     |                                    |
|- завершение формирования на      |                                    |
|федеральном уровне нормативной    |                                    |
|правовой базы, определяющей       |                                    |
|условия и порядок реализации      |                                    |
|инвестиционных программ в         |                                    |
|энергетике                        |                                    |
-------------------------------------------------------------------------

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                        постановлением
                                                 Правительства области
                                                 от 22.09.2009 N 939-п

                                Состав
 координационного совета по разработке и реализации областной целевой
  программы "Повышение энергоэффективности топливно-энергетического
    комплекса Ярославской области на базе развития когенерационной
                    энергетики" на 2010-2015 годы


                                                                   
 Вахруков             - Губернатор Ярославской области,            
 Сергей Алексеевич      председатель координационного совета       
                                                                   
 Ковальчук            - первый заместитель Губернатора области,    
 Владимир Николаевич    заместитель председателя координационного  
                        совета                                     
                                                                   
 Епанешников          - заместитель Губернатора области,           
 Андрей Васильевич      заместитель председателя координационного  
                        совета                                     
                                                                   
 Юдин                 - генеральный директор открытого             
 Игорь Дмитриевич       акционерного общества "Сатурн - газовые    
                        турбины", заместитель председателя         
                        координационного совета (по согласованию)  
                                                                   
 Брагин               - генеральный директор открытого             
 Валентин Борисович     акционерного общества "Территориальная     
                        генерирующая компания N 2" (по             
                        согласованию)                              
                                                                   
 Волончунас           - мэр города Ярославля (по согласованию)     
 Виктор Владимирович                                               
                                                                   
 Данилов              - заместитель Губернатора области            
 Василий Юрьевич                                                   
                                                                   
                                                                   
 Касиванов            - генеральный директор открытого             
 Виктор Владленович     акционерного общества "Ярославская         
                        сбытовая компания" (по согласованию)       
                                                                   
 Кругликов            - первый заместитель коммерческого           
 Николай Валентинович   директора по энергетическим программам     
                        открытого акционерного общества "Сатурн -  
                        газовые турбины" (по согласованию)         
                                                                   
 Лебедев              - директор департамента жилищно-             
 Александр Николаевич   коммунального хозяйства и инфраструктуры   
                        Ярославской области                        
                                                                   
 Михеев               - начальник государственно-правового         
 Сергей Александрович   управления Правительства области           
                                                                   
 Солоников            - заместитель генерального директора         
 Игорь Витальевич       открытого акционерного общества            
                        "Межрегиональная распределительная         
                        сетевая компания Центра" - управляющий     
                        директор открытого акционерного общества   
                        "Ярэнерго" (по согласованию)               
                                                                   
 Федоров              - заместитель Губернатора области - директор 
 Анатолий Павлович      департамента финансов Ярославской области  
                                                                   
 Хмелев               - исполняющий обязанности главы городского   
 Владимир Юрьевич       округа города Рыбинска (по согласованию)   
                                                                   
 Шарошихин            - директор департамента топлива, энергетики  
 Игорь Павлович         и регулирования тарифов Ярославской        
                        области                                    
                                                                   

                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                 Правительства области
                                                 от 22.09.2009 N 939-п

  План-график первоочередных мероприятий по разработке и реализации
 областной целевой программы "Повышение энергоэффективности топливно-
    энергетического комплекса Ярославской области на базе развития
            когенерационной энергетики" на 2010-2015 годы


----------------------------------------------------------------------
|N  |         Наименование мероприятия         |   Срок   |Исполнител|
|п/п|                                          |выполнени |    и     |
|   |                                          |    я     |          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
| 1 |                    2                     |    3     |    4     |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|1. |Разработка и утверждение областной        |    до    | ДТЭ и РТ |
|   |целевой программы "Повышение              |11.11.2009|          |
|   |энергоэффективности топливно-             |          |          |
|   |энергетического комплекса Ярославской     |          |          |
|   |области на базе развития когенерационной  |          |          |
|   |энергетики" на 2010-2015 годы (далее -    |          |          |
|   |Программа)                                |          |          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|2. |Учреждение компании-оператора по          |    до    | ДТЭ и РТ |
|   |реализации Программы на принципах         |21.12.2009|   ДУГИ   |
|   |государственно-частного партнерства (далее|          |          |
|   |- компания-оператор)                      |          |          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|3. |Разработка и утверждение технических      |    до    |   ОМСУ   |
|   |заданий на разработку и реализацию        |28.12.2009|          |
|   |инвестиционных программ по строительству  |          |          |
|   |объектов когенерации                      |          |          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|4. |Разработка инвестиционных программ по     |    до    |компания- |
|   |строительству объектов когенерации        |18.02.2010| оператор |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|5. |Утверждение инвестиционных программ по    |    до    |   ОМСУ   |
|   |строительству объектов когенерации        |11.03.2010|          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|6. |Заключение соглашений по                  |    до    |компания- |
|   |финансированию мероприятий Программы      |18.03.2010| оператор |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|7. |Разработка и утверждение проектно-        |    до    |компания- |
|   |сметной документации                      |18.03.2010| оператор |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|8. |Разработка технико-экономического         |    до    |компания- |
|   |обоснования реализации проектов в рамках  |15.04.2010| оператор |
|   |Программы                                 |          |          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|9. |Заказ оборудования для объектов           |    с     |компания- |
|   |когенерации                               |22.04.2010| оператор |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|10.|Заключение соглашений по реализации       |    до    |компания- |
|   |Программы с ЭСО                           |29.04.2010|оператор, |
|   |                                          |          |   ЭСО    |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|11.|Определение подрядчика по строительству   |    с     |компания- |
|   |объектов когенерации                      |20.05.2010| оператор |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|12.|Заключение договоров на строительство     |    с     |компания- |
|   |объектов в рамках Программы               |27.05.2010| оператор |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|13.|Получение технических условий на          |    до    |компания- |
|   |проектирование, строительство и           |23.05.2010|оператор, |
|   |технологическое присоединение объектов к  |          |   ОМСУ   |
|   |сетям инженерной инфраструктуры           |          |          |
|   |муниципальных образований                 |          |          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|14.|Проведение государственной экспертизы     |    до    |компания- |
|   |проектной документации и получение        |15.07.2010| оператор |
|   |необходимых разрешений и согласований, в  |          |          |
|   |том числе разрешения на строительство в   |          |          |
|   |соответствии с законодательством          |          |          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|15.|Строительство объектов I этапа реализации |    с     |подрядные |
|   |Программы                                 |15.07.2010|организаци|
|   |                                          |          |    и     |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|16.|Заключение договоров на сбыт тепловой и   |    до    |   ЭСО    |
|   |электрической энергии                     |01.05.2011|          |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|17.|Подготовка и принятие тарифных решений    |    до    |   ЭСО,   |
|   |                                          |23.09.2011| ДТЭ и РТ |
|---+------------------------------------------+----------+----------|
|18.|Ввод объектов I этапа в эксплуатацию      |23.09.2011|компания- |
|   |                                          |          |оператор, |
|   |                                          |          |   ЭСО    |
----------------------------------------------------------------------

     Список использованных сокращений:
     ДТЭиРТ - департамент топлива, энергетики и регулирования  тарифов
Ярославской области
     ДУГИ  -  департамент  по  управлению  государственным  имуществом
Ярославской области
     ОМСУ - органы местного самоуправления
     ЭСО - энергоснабжающие организации

Информация по документу
Читайте также