Расширенный поиск
Постановление Правительства Ярославской области от 25.02.2009 № 173-пПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25.02.2009 N 173-п г. Ярославль О Концепции областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы (В редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 11.09.2009 г. N 917-п; от 01.07.2010 г. N 441-п) В целях дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма и повышения роли сферы туризма и отдыха в социально-экономическом развитии области ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы (далее - Концепция). 2. Департаменту экономического развития Ярославской области: (В редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 11.09.2009 г. N 917-п; от 01.07.2010 г. N 441-п) - в срок до 01 июля 2010 года разработать и направить на утверждение проект областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы; - в установленном порядке принять меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы на период до 2014 года. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. N 441-п) 4. Постановление вступает в силу с момента подписания. Губернатор области С.А. Вахруков УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства области от 25.02.2009 N 173-п Концепция областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы (В редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 11.09.2009 г. N 917-п; от 01.07.2010 г. N 441-п) I. Описание проблемы и обоснование целесообразности её решения Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область по туристическому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создаёт условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки. Туризм является одной из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому и туризм, и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии. Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года туризм отнесён к числу приоритетных направлений развития региона. Основной проблемой, которую необходимо решать, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта области. Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 6 лет, начиная с 2002 года, более чем в 2,1 раза увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, в 3,7 раза увеличить объём туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по официальным данным, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2007 году область приняла 1015 тыс. туристов и экскурсантов, в т.ч. более 234 тыс. иностранных граждан. По данным статистики, в 2007 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму более 929 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 1,8 млрд. рублей. При этом, по данным отдела развития туризма департамента экономического развития Ярославской области, поступления от туристской индустрии в бюджеты всех уровней в Ярославской области составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма весьма высока и составляет более 25 рублей на один вложенный рубль. (В редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 11.09.2009 г. N 917-п; от 01.07.2010 г. N 441-п) Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области 2008 года показали, что туристы планируют потратить в нашем регионе почти в два раза больше, чем они потратили на самом деле. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела "Туризм" в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счёте приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию чёткого стратегического видения направлений развития туристской индустрии. В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии. Сегодня область стоит перед серьёзной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объёму туристского потока не только опережает Владимирская область за счёт большого приёма гостей в городах Владимир и Суздаль, но и догоняют Тверская область, которая использует свой потенциал расположения между Москвой и Санкт-Петербургом, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды. В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ (приложение к Концепции), который показал необходимость учитывать сильные и слабые стороны развития туризма в Ярославской области, связанные со следующими основными сферами: - нормативно-правовой базой туризма; - координацией деятельности субъектов туристского бизнеса; - уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха; - эффективностью использования туристско-рекреационных ресурсов; - уровнем туристской известности региона в России и за рубежом; - социально-экономической эффективностью туристской индустрии; - системой качественного информирования туристов; - кадровым потенциалом в сфере туризма. К сильным сторонам, в частности, относятся: - выгодное экономико-географическое положение (близость к Москве, наличие всех видов транспортных магистралей, расположение на пересечении транспортных магистралей, связывающих два крупнейших промышленно-культурных центра России - Москву и Санкт-Петербург); - богатейшее историко-культурное наследие (в том числе связанное с именами таких известных исторических персоналий как Александр Невский, Петр Первый и др.) и высокая концентрация туристских объектов показа; - принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России"; - наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона; - устойчивое развитие гостиничной инфраструктуры; - богатые традиции гостеприимства, опыт приёма и обслуживания туристов; - наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма; - научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов; - наличие установившегося календаря туристских событий. Среди слабых сторон можно отметить: - недостаточную известность региона в России и за рубежом; - отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма; - отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии; - неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг; - нехватка гостиничных мест эконом-класса и других объектов туристской инфраструктуры; - отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области; - недостаточно эффективное использование ИT-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли; - слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей области; - слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала области; - недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов; - недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях области; - недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области; - территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области; - недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями; - непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма; - отсутствие сильных туристских брендов. Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении. К возможностям следует отнести: - политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне; - перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из внебюджетных источников; - наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия Ярославской области, в том числе обусловленного продвижением г. Ярославля на туристском рынке в связи с празднованием 1000-летия города; - повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма; - восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня); - доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов; - постоянно растущий уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИT- средствам и уровень компьютерной грамотности. Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются: привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года. Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области. Перечень угроз для эффективного развития туризма в области выглядит следующим образом: - усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала; - спад деловой активности в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и в мире; - усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации; - наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма; - недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий; - неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов; - несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности; - отсутствие уверенности предпринимателей и населения в успешности устойчивого развития туризма в целом и его отдельных видов (сельского, экологического, активного и т.д.); - значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сфер туризма. Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия. Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии. Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря одобрению Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым во время визита в Ярославскую область в августе 2008 г. инициативы руководства области по формированию на её территории туристского кластера. Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и выделения туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России" и иными субъектами Российской Федерации. Обеспечение туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим следствием недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии, отставание по сравнению с темпами её развития в соседних регионах. В конечном счёте это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области. Областная целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов. II. Цели, задачи, куратор, исполнители и сроки реализации программы Целью областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы (далее - программа) является повышение уровня конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса, позволяющего увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Ярославской области. Для достижения данной цели необходимо решить задачи: - создания организационных и правовых основ для формирования на территории области туристско-рекреационного кластера; - увеличения количества и разнообразия объектов туристской инфраструктуры путем привлечения инвестиций; - повышения уровня конкурентоспособности совокупного туристского продукта области; - продвижения туристских возможностей области путём участия в выставках, других презентационных, рекламных и имиджевых мероприятиях; - повышения уровня управления развитием туристско-рекреационного комплекса области путём совершенствования кадрового, аналитического и методического обеспечения. Куратор программы - заместитель Губернатора области, курирующий вопросы экономики и развития туризма, ответственный исполнитель - департамент экономического развития Ярославской области. Исполнителями программы будут органы местного самоуправления муниципальных образований области, а участниками - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и основные субъекты туристской деятельности на территории области (туроператорские организации, средства размещения, объекты туристского показа, а также другие предприятия и организации сферы услуг). Предполагаемые сроки реализации программы - 2011-2014 годы. (Раздел в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. N 441-п) III. Механизм реализации мероприятий программы Департамент экономического развития Ярославской области будет осуществлять организацию, координацию и контроль за выполнением мероприятий программы, вносить в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учётом складывающейся социально-экономической ситуации. (В редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 11.09.2009 г. N 917-п; от 01.07.2010 г. N 441-п) Предполагается использование инструментов государственного воздействия и стимулирования в целях развития туристской индустрии области с учётом государственных, муниципальных, отраслевых интересов, совместно с участниками программы - основными субъектами туристской деятельности на территории области, участвующими в выполнении программы. В ходе реализации программы помимо традиционной деятельности планируется осуществление проектного подхода. Предполагается реализация ряда значимых для туристской индустрии области проектов. Организация сети туристско-информационных центров, для чего предусматривается поддержка функционирования областного туристско-информационного центра, обеспечивающего важной информацией потенциальных туристов и гостей области. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. N 441-п) Проведение туристско-рекреационного зонирования области и выделение туристско-рекреационных территорий приоритетного развития туризма и отдыха. Для реализации этих мероприятий предусматриваются выделение средств на проектные работы из областного бюджета. Создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, основанного на предложении вариантов конкретных площадок и предоставлении спектра возможных объектов. Повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области путем осуществления рекламно-информационной деятельности и проведения рекламных кампаний, организации стендов области на крупнейших международных туристских выставках, проведения других мероприятий. Усиление межрегиональной координации с областями региона "Золотое кольцо России" и иными субъектами Российской Федерации в рамках организации совместных туристских программ и маршрутов, реализации совместных проектов. С целью межведомственной координации работ по реализации программы ключевые вопросы будут выноситься на рассмотрение Координационного совета по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области, в состав которого войдут представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, крупнейших туристских и гостиничных предприятий, вузов и общественных организаций. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. N 441-п) Проекты, которые намечено реализовать в рамках программы, потребуют участия структурных подразделений аппарата Правительства области и иных органов исполнительной власти Ярославской области: департамента строительства Ярославской области, департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области, департамента культуры Ярославской области, департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, а также управления коммуникаций и общественных связей Правительства области и других. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. N 441-п) С участниками Программы планируется заключение соглашений о сотрудничестве при реализации программных мероприятий. Также планируется заключение соглашений о совместной деятельности по обмену информацией с центрами занятости, федеральными органами исполнительной власти, налоговыми органами, кредитными организациями. IV. Объёмы и источники финансирования программы Потребность в ресурсах для реализации программы определена на основе подсчёта ресурсов, требуемых для осуществления значимых для туристской индустрии области проектов. Учтены предполагаемые затраты областного бюджета на поддержку областного туристско-информационного центра, организацию проектных работ, основных мероприятий по рекламно-информационному продвижению туристских возможностей области, осуществлению исследовательских проектов, в том числе социологических. Программой предусматривается привлечение средств внебюджетных источников и местных бюджетов на условиях софинансирования. Общая потребность в ресурсах |—————————————————————————|—————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| | Наименование ресурсов | Единица | Потребность | | | измерения | | |—————————————————————————|—————————————|———————————|——————————————————————————————————————————————| | | | всего | в том числе по годам | |—————————————————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|——————————| | | | | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |—————————————————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|——————————| | Финансовые | тыс. руб. | 106900 | 26600 | 24500 | 27000 | 28800 | | ресурсы: | | | | | | | |—————————————————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|——————————| | - областной бюджет | тыс. руб. | 106900 | 26600 | 24500 | 27000 | 28800 | |—————————————————————————|—————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|——————————| Предполагается также привлечение внебюджетных источников к реализации программы в размере 4-6 млрд. рублей ежегодно, а также средств из местных бюджетов порядка 14-18 млн. рублей ежегодно. V. Перечень муниципальных образований Ярославской области, на территории которых предполагается реализовывать мероприятия программы Программные мероприятия предполагается реализовывать на территории всех городских округов и муниципальных районов Ярославской области. VI. Предварительная оценка ожидаемой результативности программы В результате реализации программы в 2011-2014 годах предполагается обеспечить: - увеличение ежегодного объёма туристских и гостиничных услуг - до 3500 млн. рублей; - повышение места Ярославской области в Центральном федеральном округе по ежегодному объёму туристских и гостиничных услуг - до 4 места; - увеличение доли доходов от туризма в общем объёме валового регионального продукта области - до 2,5 процента; - увеличение количества ежегодно проводимых организационных мероприятий с целью развития туристско-рекреационного кластера - до 7 единиц; - увеличение количества туристско-рекреационных территорий, обеспеченных необходимой документацией для их развития, - до 9 единиц; - увеличение количества мест в коллективных средствах размещения туристов - до 13000 единиц; - повышение места Ярославской области в Центральном федеральном округе по числу мест в коллективных средствах размещения туристов - до 4 места; - увеличение ежегодного количества туристов и экскурсантов, принимаемых областью, - до 2350 тыс. человек; - повышение качества услуг, предоставляемых туристской отраслью области (по результатам социологических исследований), - на 15-20 процентов; - увеличение ежегодного количества выставок, других презентационных и имиджевых мероприятий, на которых представлена презентационная продукция области, - до 23 единиц; - увеличение количества новых информационных ресурсов по туризму - на 100-150 процентов; - рост числа занятых в сфере туризма области - до 13350 человек; - увеличение числа ежегодно проводимых научных и социологических исследований в сфере туризма - в 3 раза. (Раздел в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. N 441-п) Приложение к Концепции SWOT-анализ рынка въездного и внутреннего туризма в Ярославской области Таблица 1 |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————————| | СИЛЬНЫЕ/СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————————| | | 1. Политическая, организационная | 1. Усиление конкуренции со | | | и методическая поддержка | стороны других регионов в | | | развития внутреннего и въездного | связи с более эффективным | | | туризма на федеральном уровне | использованием | | | 2. Перспективы привлечения на | туристско-рекреационного | | | развитие туристской индустрии, | потенциала | | | реализацию значимых мероприятий | 2. Спад деловой активности в | | | и проектов дополнительных | связи с ухудшением | | | средств в рамках федеральных | экономической ситуации в | | | целевых программ и внебюджетных | стране и в мире | | | источников | 3. Усиление конкуренции в | | | 3. Наличие устойчивого спроса на | соперничестве за | | | посещение объектов исторического | инвестиционные ресурсы со | | | и культурного наследия | стороны других субъектов | | | Ярославской области, в том числе | Российской Федерации | | | обусловленного продвижением г. | 4. Наличие альтернативных | | | Ярославля на туристском рынке в | способов использования | | | связи с празднованием 1000-летия | территорий, пригодных для | | | города | развития туризма | | | 4.Повышение спроса на услуги | 5. Недостаточное количество | | | делового и конгресс-туризма, а | долгосрочных вложений в | | | также водного, сельского, | туристскую инфраструктуру и | | | активного, экологического и | благоустройство территорий | | | лечебно-оздоровительного туризма | 6. Неустойчивость спроса на | | | 5. Восстановление российского | рынке туристских услуг в | | | рынка краткосрочных поездок | результате влияния сезонности | | | (туров выходного дня) | и других факторов | | | 6. Доступность для изучения и | 7. Несовершенство | | | адаптации лучших практик в | законодательства по вопросам | | | российском и зарубежном опыте по | регулирования туристской | | | организации системы | деятельности | | | качественного информирования | 8. Отсутствие уверенности | | | туристов | предпринимателей и населения в | | | 7. Постоянно растущий уровень | успешности устойчивого | | | доступа потенциальных | развития туризма в целом и его | | | потребителей туристских услуг к | отдельных видов (сельского, | | | ИT-средствам и уровень | экологического, активного и | | | компьютерной грамотности | т.д.) | | | | 9. Значительные трудности | | | | привлечения квалифицированных | | | | специалистов и персонала в | | | | сферу туризма | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————————| | СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | Появляется возможность в | С целью создания благоприятных | | 1. Выгодное | ближайшее время придать | условий для опережающего | | экономико-географическое | существенный импульс развитию | развития туристского комплекса | | положение (близость к Москве, | внутреннего туризма. Одним из | в регионе должна быть | | наличие всех видов транспортных | действенных способов его | разработана система | | магистралей, расположение на | поддержки может стать разработка | стратегического управления | | Волге) | федеральной целевой программы по | развитием туризма на основе | | 2. Богатейшее | развитию туристской | программно-целевого метода, | | историко-культурное наследие, | инфраструктуры городов "Золотого | принципов индикативного | | высокая концентрация туристских | кольца России". | планирования и более четкого | | объектов показа | Разработка и принятие на | определения полномочий органов | | 3. Принадлежность к туристскому | федеральном уровне | исполнительной власти | | маршруту "Золотое кольцо | дополнительных мер по повышению | субъектов Российской Федерации | | России" | доступности внутреннего туризма | в сфере туризма. Разработка и | | 4. Наличие концептуальной | (в т.ч. для школьников, | принятие областного закона о | | основы для развития туристской | студентов, пожилых граждан) | туризме станут серьёзным шагом | | индустрии региона | позволит повысить спрос на | к поиску адекватных мер | | 5. Устойчивое развитие | различные виды туризма, | государственной поддержки | | гостиничной инфраструктуры | восстановить российский рынок | развития туристской индустрии | | 6. Богатые традиции | краткосрочных поездок. | и усиления влияния | | гостеприимства, опыт в приеме и | | межотраслевого туристского | | обслуживании туристов | | комплекса на развитие региона. | | 7. Наличие благоприятных | | Выделение | | условий для развития различных | | туристско-рекреационных | | видов туризма | | территорий, наличие | | 8. Научный и образовательный | | планировочных документов | | потенциал для подготовки | | позволит зарезервировать | | достаточного количества | | территории, приоритетные для | | специалистов | | развития туризма и отдыха, | | 9. Наличие установившегося | | выделить территории | | календаря туристских событий | | опережающего экономического | | | | роста туризма. | | | | Активная поддержка | | | | перспективных видов туризма: | | | | делового, конгресс-туризма, | | | | рекреационно-оздоровительного, | | | | экологического и активного | | | | туризма будет способствовать | | | | не просто созданию | | | | дополнительного количества | | | | конкурентоспособных на | | | | российском рынке туристских | | | | продуктов области, но и | | | | нивелированию фактора | | | | сезонности спроса. | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————————| | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | Необходимо максимально полно | Повышение качества | | 1. Недостаточная известность | использовать возможность | предоставления туристских | | региона в России и слабая | изучения и адаптации передового | услуг требует государственной | | известность за рубежом | российского и зарубежного опыта | поддержки и стимулирования | | 2. Отсутствие нормативной | по организации системы | туристских организаций. | | правовой базы, регулирующей | качественного информирования | Точечная поддержка повышения | | туристскую деятельность на | туристов. Система мер по | квалификации кадров в | | территории области и | созданию полноценной сети | соответствии с высокими | | ограниченные возможности | туристских информационных | международными стандартами | | государственного стимулирования | центров, единого туристского | туризма позволит обеспечивать | | развития индустрии туризма | портала региона, установке | повышение качества | | 3. Отсутствие механизмов | указателей к туристским объектам | предоставляемых услуг. | | координации развития субъектов | на трассах и в туристских | Недостатки в функционировании | | туристской индустрии | центрах области в едином стиле | информационной туристской | | 4. Неоптимальное соотношение | позволит повысить уровень | инфраструктуры могут в | | цена/качества туристских услуг | известности области, а также | значительной степени | | 5. Нехватка гостиничных мест | уровень качества обслуживания | препятствовать эффективному | | эконом - класса и других | приезжающих туристов. | обеспечению потенциальных | | объектов туристской | Меры по поддержке развития | туристов достоверной | | инфраструктуры (досуга и | туризма, в том числе организация | информацией о возможностях | | отдыха) | сети туристско-информационных | региона. | | 6. Отсутствие системы | центров и других механизмов | Необходимо введение стандартов | | качественного информирования | координации и осуществления | государственных услуг в сфере | | туристов на территории области | частно-государственного | туризма для обеспечения | | 7. Недостаточно эффективное | партнерства даст возможность | должного уровня | | использование ИT-технологий в | более эффективно | информирования потенциальных | | вопросах развития и | использовать существующий | туристов о возможностях | | регулирования туристской | туристский потенциал. | региона. | | отрасли | В целях поддержания устойчивого | Для эффективного | | 8. Слабая ориентация на | спроса к историческому и | функционирования всего | | достижение конечного результата | культурному наследию Ярославской | туристско-рекреационного | | при осуществлении регионального | области необходимы постоянные | комплекса региона требуется | | маркетингового планирования по | активные действия со стороны | должный уровень | | продвижению туристских | органов государственной власти, | межведомственной интеграции, | | возможностей области | направленные на создание условий | обеспечение взаимодействия | | 9. Слабое использование | для достижения приемлемого | федеральных, региональных | | значительного | соотношения цены и качества | органов государственной власти | | туристско-рекреационного | туристских продуктов, входящих в | и органов местного | | потенциала области | совокупный туристский продукт | самоуправления. | | 10.Недостаток событийных | Ярославской области, и на | | | проектов, способных привлечь | эффективное продвижение данного | | | различные категории туристов | туристского продукта на | | | 11. Недостаточное использование | туристском рынке. | | | современных методов | | | | обслуживания туристов на | | | | туристских предприятиях области | | | | 12. Недостаточное | | | | финансирование мероприятий по | | | | реставрации и содержанию | | | | объектов туристского показа, а | | | | также благоустройству | | | | территорий и мест отдыха | | | | туристов и жителей области | | | | 13. Территориальные | | | | диспропорции в развитии | | | | туристской индустрии области | | | | 14. Недостаточно высокий | | | | уровень ориентации на | | | | потребности пользователей | | | | туристских услуг, отсутствие | | | | эффективной связи с субъектами | | | | туристской отрасли и | | | | непосредственными потребителями | | | | 15. Непонимание со стороны | | | | населения своей роли в | | | | повышении качества обслуживания | | | | туристов и значимости развития | | | | туризма | | | | 16. Отсутствие сильных | | | | туристских брендов | | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————————| Таблица 2 |————————————————————————————————|———————————————————————————————————|———————————————————————————————| | СИЛЬНЫЕ/СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |————————————————————————————————|———————————————————————————————————|———————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | |————————————————————————————————|———————————————————————————————————|———————————————————————————————| | | 1. Политическая, организационная | 1. Усиление конкуренции со | | | и методическая поддержка развития | стороны других регионов в | | | внутреннего и въездного туризма | связи с более эффективным | | | на федеральном уровне | использованием | | | 2. Перспективы привлечения на | туристско-рекреационного | | | развитие туристской индустрии, | потенциала | | | реализацию значимых мероприятий и | 2. Спад деловой активности в | | | проектов дополнительных средств в | связи с ухудшением | | | рамках федеральных целевых | экономической ситуации в | | | программ и внебюджетных | стране и в мире | | | источников | 3. Усиление конкуренции в | | | 3. Наличие устойчивого спроса на | соперничестве за | | | посещение объектов исторического | инвестиционные ресурсы со | | | и культурного наследия | стороны других субъектов | | | Ярославской области, в том числе | Российской Федерации | | | обусловленного продвижением г. | 4. Наличие альтернативных | | | Ярославля на туристском рынке в | способов использования | | | связи с празднованием 1000-летия | территорий, пригодных для | | | города | развития туризма | | | 4. Повышение спроса на услуги | 5. Недостаточное количество | | | делового и конгресс-туризма, а | долгосрочных вложений в | | | также водного, сельского, | туристскую инфраструктуру и | | | активного, экологического и | благоустройство территорий | | | лечебно-оздоровительного туризма | 6. Неустойчивость спроса на | | | 5. Восстановление российского | рынке туристских услуг в | | | рынка краткосрочных поездок | результате влияния сезонности | | | (туров выходного дня) | и других факторов | | | 6. Доступность для изучения и | 7. Несовершенство | | | адаптации лучших практик в | законодательства по вопросам | | | российском и зарубежном опыте по | регулирования туристской | | | организации системы качественного | деятельности | | | информирования туристов | 8. Отсутствие уверенности | | | 7. Постоянно растущие уровень | предпринимателей и населения | | | доступа потенциальных | в успешности устойчивого | | | потребителей туристских услуг к | развития туризма в целом и | | | ИT-средствам и уровень | его отдельных видов | | | компьютерной грамотности | (сельского, экологического, | | | | активного и т.д.) | | | | 9. Значительные трудности | | | | привлечения квалифицированных | | | | специалистов и персонала в | | | | сферу туризма | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————||———————————————|———————————————| | СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | Сильные | Возможности | Сильные | Угрозы | | 1. Выгодное | стороны | | стороны | | | экономико-географическое | | | | | | положение (близость к Москве, | | | | | | наличие всех видов | | | | | | транспортных магистралей, | | | | | | расположение на Волге) | | | | | | 2. Богатейшее | | | | | | историко-культурное наследие, | | | | | | высокая концентрация | | | | | | туристских объектов показа | | | | | | 3. Принадлежность к | | | | | | туристскому маршруту "Золотое | | | | | | кольцо России" | | | | | | 4. Наличие концептуальной | | | | | | основы для развития туристской | | | | | | индустрии региона | | | | | | 5. Устойчивое развитие | | | | | | гостиничной инфраструктуры | | | | | | 6. Богатые традиции | | | | | | гостеприимства, опыт в приеме | | | | | | и обслуживании туристов | | | | | | 7. Наличие благоприятных | | | | | | условий для развития различных | | | | | | видов туризма | | | | | | 8. Научный и образовательный | | | | | | потенциал для подготовки | | | | | | достаточного количества | | | | | | специалистов | | | | | | 9. Наличие установившегося | | | | | | календаря туристских событий | | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 2, 3, 5, 6, | 1 | 4, 5, 7, 9 | 1 | | | 7 | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 3, 1, 4 | 2 | 4, 5, 7 | 2 | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 2, 6 | 3 | 4, 7, 1 | 3 | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 5, 1, 7, 9, | 4 | 7, 1, 4 | 4 | | | 4 | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 1, 2, 5, 6, | 5 | 5, 7, 4 | 5 | | | 7, 9, 4 | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 8 | 6 | 5, 7, 9 | 6 | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 8, 4 | 7 | 4 | 7 | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | | | 7, 9 | 8 | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | | | 5, 6, 7, 9 | 9 | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | Слабые | Возможности | Слабые стороны | Угрозы | | 1. Недостаточная известность | стороны | | | | | региона в России и слабая | | | | | | известность за рубежом | | | | | | 2. Отсутствие нормативной | | | | | | правовой базы, регулирующей | | | | | | туристскую деятельность на | | | | | | территории области и | | | | | | ограниченные возможности | | | | | | государственного | | | | | | стимулирования развития | | | | | | индустрии туризма | | | | | | 3. Отсутствие механизмов | | | | | | координации развития субъектов | | | | | | туристской индустрии | | | | | | 4. Неоптимальное соотношение | | | | | | цена/качества туристских услуг | | | | | | 5. Нехватка гостиничных мест | | | | | | эконом - класса и других | | | | | | объектов туристской | | | | | | инфраструктуры (досуга и | | | | | | отдыха) | | | | | | 6. Отсутствие системы | | | | | | качественного информирования | | | | | | туристов на территории области | | | | | | 7. Недостаточно эффективное | | | | | | использование ИT-технологий в | | | | | | вопросах развития и | | | | | | регулирования туристской | | | | | | отрасли | | | | | | 8. Слабая ориентация на | | | | | | достижение конечного | | | | | | результата при осуществлении | | | | | | регионального маркетингового | | | | | | планирования по продвижению | | | | | | туристских возможностей | | | | | | области | | | | | | 9. Слабое использование | | | | | | значительного | | | | | | туристско-рекреационного | | | | | | потенциала области | | | | | | 10. Недостаток событийных | | | | | | проектов, способных привлечь | | | | | | различные категории туристов | | | | | | 11. Недостаточное | | | | | | использование современных | | | | | | методов обслуживания туристов | | | | | | на туристских предприятиях | | | | | | области | | | | | | 12. Недостаточное | | | | | | финансирование мероприятий по | | | | | | реставрации и содержанию | | | | | | объектов туристского показа, а | | | | | | также благоустройству | | | | | | территорий и мест отдыха | | | | | | туристов и жителей области | | | | | | 13. Территориальные | | | | | | диспропорции в развитии | | | | | | туристской индустрии области | | | | | | 14. Недостаточно высокий | | | | | | уровень ориентации на | | | | | | потребности пользователей | | | | | | туристских услуг, отсутствие | | | | | | эффективной обратной связи с | | | | | | субъектами туристской отрасли | | | | | | и непосредственными | | | | | | потребителями | | | | | | 15. Непонимание со стороны | | | | | | населения своей роли в | | | | | | повышении качества | | | | | | обслуживания туристов и | | | | | | значимости развития туризма | | | | | | 16. Отсутствие сильных | | | | | | туристских брендов | | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 2, 12, 8, 9, | 1 | 1, 9, 2, 3, 4, | 1 | | | 1 | | 16, 5, 6, 10, | | | | | | 11 | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 6, 7, 9, 10, | 2 | 4, 5, 8, 9, 12 | 2 | | | 12, 13, 16 | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 1, 12, 14, 7 | 3 | 5, 7, 9, 12 | 3 | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 1, 4, 6, 7, | 4 | 9, 2, 3, 13 | 4 | | | 8, 9, 10, | | | | | | 13, 14, 16 | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 3, 4, 5, 6, | 5 | 5, 9, 12, 3 | 5 | | | 7, 10, 14 | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 6, 7, 14, 11 | 6 | 1, 4, 6, 10, | 6 | | | | | 5, 7, 8, 11, | | | | | | 14 | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | 1, 7, 8 | 7 | 2, 3, 9, 12, | 7 | | | | | 13 | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | | | 2, 3, 1, 13, | 8 | | | | | 16, 8, 14, 15 | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | | | 4, 11, 14 | 9 | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| | | | | | | |————————————————————————————————|——————————————|———————————————————|————————————————|———————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|