Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 17.12.2010 № 951-п

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.12.2010 N 951-п
г. Ярославль

   О Концепции областной целевой программы "Обеспечение доступности
   дошкольного образования в Ярославской области" на 2011-2014 годы

     В целях  реализации  демографической  политики  и  удовлетворения
запроса на дошкольное образование в Ярославской области
     ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить прилагаемую Концепцию  областной  целевой  программы
"Обеспечение  доступности  дошкольного   образования   в   Ярославской
области" на 2011-2014 годы.
     2.  Департаменту  образования  Ярославской  области  сформировать
межфункциональную  рабочую  группу  по  разработке  проекта  областной
целевой программы "Обеспечение доступности дошкольного  образования  в
Ярославской  области"  на  2011-2014  годы  и   представить   его   на
утверждение в срок до 08 декабря 2010 года.
     3. Признать утратившим силу постановление  Правительства  области
от  24.09.2008  N 509-п  "О Концепции  областной   целевой   программы
"Обеспечение  доступности  дошкольного   образования   в   Ярославской
области" на 2009-2010 годы и перспективу до 2012 года.
     4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора области Костина В.Г.
     5. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области          С.А. Вахруков

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        постановлением
                                                 Правительства области
                                                 от 17.12.2010 N 951-п

                              КОНЦЕПЦИЯ
   областной целевой программы "Обеспечение доступности дошкольного
         образования в Ярославской области" на 2011-2014 годы

    I. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
                      ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

     Статья  43  Конституции  Российской  Федерации  гарантирует  всем
гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного  образования  вне
зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.
     Дошкольное  образование  -  важный  этап  жизни   человека,   его
становления  и  развития.  Оно  является  исходной,   неотъемлемой   и
полноценной  ступенью  образовательной  системы,   где   закладываются
основополагающие    качества    личности,    формируется    интеллект,
способности. Дошкольное образование для  ребенка  выступает  важнейшим
институтом  социализации,  механизмом  дальнейшей   горизонтальной   и
вертикальной мобильности.
     Именно то, что дошкольный  период  является  решающим  для  всего
последующего развития человека, определяет социокультурную  значимость
системы дошкольного образования. Для современного российского общества
доступность дошкольного образования выступает  не  столько  самоцелью,
сколько показателем социальной  стабильности  общественного  развития,
определяющим уровень  социально-экономического  развития.  Возможность
свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное  учреждение
выступает важным фактором при планировании рождения детей. В  Послании
Президента  Российской  Федерации  Федеральному  Собранию   Российской
Федерации   от   10.05.2006   в   связи   с   необходимостью   решения
демографической проблемы  было  указано  на  то,  что  региональные  и
местные власти должны обеспечить потребность населения в детских садах
и ясельных группах. В системе образования области проблема обеспечения
доступности дошкольного образования относится  к  числу  приоритетных,
требующих незамедлительного решения, так как существующая региональная
сеть   дошкольных   образовательных   учреждений   не    удовлетворяет
потребность населения в них.
     На решение обозначенных  проблем  ориентирован  проект  Концепции
областной  целевой  программы  "Обеспечение  доступности   дошкольного
образования  в  Ярославской  области"  на  2011-2014  годы  (далее   -
Программа).
     В Ярославской области  на  01  января  2010  года  действует  478
дошкольных образовательных учреждения (включая 36 учреждений для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, а также 9 негосударственных
дошкольных образовательных учреждений), которые  посещают  более  54,8
тысячи детей. В 106 общеобразовательных учреждениях области дошкольные
группы посещают 2745 детей. Организованным дошкольным  образованием  в
области, по предварительным  данным,  охвачено  73  процента  детей  в
возрасте от 1 до 6  лет,  что  значительно  выше,  чем  в  среднем  по
Российской Федерации (около 59  процента)  и  Центральном  федеральном
округе (60,6 процента).
     В период 1990-2005 годов  в  условиях  демографического  спада  и
сокращения   контингента   воспитанников   201    здание    дошкольных
образовательных учреждений было  выведено  из  системы  образования  и
передано:
     - коммерческим структурам- 21;
     - учреждениям социальной сферы - 49;
     - управленческим структурам - 44;
     - под жилые помещения - 27;
     - негосударственным образовательным учреждениям - 5;
     - не эксплуатируется - 41.
     В связи с тем, что за период 1990-2005 годов в области не  только
не строились новые здания, но  и  выводились  из  системы  образования
здания действующих дошкольных образовательных учреждений,  а  также  в
связи с неуклонным ростом рождаемости, в настоящее  время  наблюдается
устойчивая  тенденция  увеличения   очереди   в   детские   дошкольные
учреждения в большинстве муниципальных образований  области.  Проблема
дефицита мест в детских дошкольных  учреждениях  приводит  к  снижению
доступности дошкольного  образования.  Количество  детских  дошкольных
учреждений в настоящее время является недостаточным для удовлетворения
спроса на получение услуг дошкольного образования.  Количество  детей,
ожидающих места в дошкольном образовательном учреждении, составило  по
области в 2010 году более 25 тыс. человек, из них 17,7 тысячи - дети в
возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет.
     Отсутствие  свободных  площадей  в  муниципальных   образованиях,
которые могут  быть  переданы  коммерческим  структурам,  препятствует
развитию   сети    негосударственных    образовательных    учреждений,
реализующих  общеобразовательные  программы  дошкольного  образования.
Обеспечению условий для  притока  в  систему  дошкольного  образования
разнообразных  негосударственных  финансовых   ресурсов   препятствует
отсутствие   комплекса   мероприятий   по   повышению   инвестиционной
привлекательности сферы дошкольного образования.  На  01  января  2010
года  сеть  негосударственных  дошкольных  образовательных  учреждений
состоит из 9 учреждений. Данное количество за последние  три  года  не
увеличилось.
     Ограничение доступа к дошкольному образованию выступают  фактором
социальной уязвимости как детей, так и родителей. Родители,  чьи  дети
не  посещают  дошкольные  образовательные   учреждения,   не   имеющие
возможности обратиться к их альтернативным формам, зачастую  вынуждены
отказаться от  официальной  занятости,  что  ограничивает  возможности
трудоспособных родителей в социальной мобильности, их профессиональном
и  карьерном  росте.  Отсутствие   свободных   мест   в   учреждениях,
реализующих программы  дошкольного  образования,  обостряет  следующие
социальные проблемы: - невозможность устройства  на  работу  социально
активного населения  -  родителей,  вынужденных  воспитывать  детей  в
домашних условиях, что в свою очередь влияет на уровень  материального
благосостояния  семьи;  -  низкий  уровень  социализации   детей,   не
получающих дошкольного образования, их недостаточная  подготовленность
к  получению  образования  в  школе.  Индивидуальные   предприниматели
сегодня  не  готовы  создавать  условия,  отвечающие   требованиям   к
предоставлению  услуг  дошкольного  образования   в   соответствии   с
действующими санитарно-эпидемиологическими  правилами  и  нормативами,
что препятствует проведению лицензирования данной деятельности.
     Проблема отсутствия свободных мест в  дошкольных  образовательных
учреждениях является актуальной для всех муниципальных образований, но
не все готовы на данном этапе к реализации Программы. Расширение  сети
дошкольных учреждений области в результате строительства новых  зданий
за счет средств  областного,  муниципальных  бюджетов  и  внебюджетных
источников позволит сократить  очередь  на  предоставление  дошкольных
образовательных   услуг   в   муниципальных   образованиях,    которые
подготовили проектно-сметную документацию,  прошедшую  государственную
экспертизу,  и  готовы  участвовать  в  софинансировании  строительных
работ:
     - в Ростовском муниципальном районе  на  01  сентября  2010  года
очередь составляет 2530 человек, в том числе в городе  Ростове  -  812
человек. Из муниципальной системы образования было выведено  8  зданий
дошкольных учреждений;
     - в поселке Красные Ткачи Ярославского  муниципального  района  в
период  демографического  спада  три  из  четырех  зданий   дошкольных
образовательных учреждений  были  закрыты  и  переданы  под  жилье;  в
настоящее время в  очереди  на  получение  дошкольного  образования  в
Красных Ткачах находится 280 детей;
     - в городе Мышкине детский сад расположен в двух ветхих  зданиях.
Одно из них  -  деревянное  здание  XIX  века,  являющееся  памятником
культуры. Здание имеет печное отопление,  отсутствует  канализация.  В
соответствии  с  действующим  законодательством   в   его   помещениях
запрещено осуществлять конструктивные изменения.
     Приведение   в   соответствие   с    нормативными    требованиями
возвращенных  в  систему  образования  зданий  бывших  детских   садов
позволит сэкономить денежные средства на строительстве новых зданий. В
период 2011-2014 годов планируется вернуть в  систему  образования  17
зданий.  В  ряде  муниципальных  образований  области   осуществляется
подготовка проектно-сметной документации для  участия  в  мероприятиях
Программы с 2015 года.
     Отсутствие мероприятий по ремонту и строительству зданий в  целях
открытия дополнительных мест  в  учреждениях  дошкольного  образования
приведет   к   снижению   количества    детей,    получающих    данную
государственную  услугу,   обострению   социальной   напряженности   в
отдельных муниципальных образованиях области. Программно-целевой метод
решения  указанной  проблемы  позволит  в   период   2011-2014   годов
реализовать конкретные проекты.
     Следует выделить также преимущества решения поставленной проблемы
программно-целевым методом, как:
     -  цели,  задачи  и  основные  направления  реализации  Программы
позволяют  учесть  все  аспекты   открытия   дополнительных   мест   в
учреждениях  дошкольного   и   общего   образования,   а   направления
финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий  в
рамках Программы;
     - четкое распределение  полномочий  и  ответственности  в  рамках
Программы между органами исполнительной  власти  и  органами  местного
самоуправления муниципальных  образований  области  позволит  повысить
эффективность выполнения программных мероприятий;
     - эффективное планирование и  мониторинг  результатов  реализации
Программы позволит ежеквартально  оценивать  результаты  осуществления
мероприятий по реализации Программы.
     Социальная  значимость  проблем,  связанных   с   предоставлением
дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях  области,
говорит о необходимости их решения программно-целевым методом.  Анализ
сильных и слабых сторон, возможностей и угроз при реализации программы
приведен в приложении 1 к Концепции.
     Исходя  из  вышеизложенного  предлагается   решать   обозначенные
проблемы программно-целевым  методом,  то  есть  посредством  принятия
областной целевой программы, направленной на  открытие  дополнительных
мест  в  учреждениях  дошкольного   образования,   реализуемой   путем
выделения субсидий из областного бюджета при условии  софинансирования
из  бюджетов  муниципальных  образований.  Именно  областные   целевые
программы являются на сегодняшний день средством привлечения бюджетных
средств (помимо режима текущего  финансирования)  на  решение  проблем
дошкольного образования.
     Регион  в  данном  направлении  уже  имеет  положительный   опыт.
Благодаря реализации областной целевой программы "Развитие дошкольного
образования в Ярославской области" в 2007-2008 годах, удалось  открыть
1865 дополнительных мест в  действующих  образовательных  учреждениях,
вернуть в систему образования 6 дошкольных  учреждений  на  450  мест,
начать строительство и  реконструкцию  6  дошкольных  учреждений  в  5
муниципальных образованиях области.  Предлагаемая  Программа  позволит
обеспечить   финансирование   мероприятий,   обеспечивающих   открытие
дополнительных    групп     в     функционирующих     дошкольных     и
общеобразовательных учреждениях, вернуть здания,  переданные  в  1990-
2005 годах другим ведомствам, в  систему  дошкольного  образования,  а
также  осуществить  строительство  3-х  новых  зданий  под  дошкольные
образовательные учреждения.

 II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КУРАТОР, ИСПОЛНИТЕЛИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Целью  Программы  является  открытие  дополнительных   мест   для
получения услуг дошкольного образования.
     Задачи Программы:
     -  проведение  ремонтных  работ  на  высвобожденных  площадях   в
функционирующих учреждениях дошкольного и общего образования;
     - проведение  капитального  ремонта  в  зданиях,  возвращенных  в
систему дошкольного образования;
     -  строительство  новых   зданий   под   учреждения   дошкольного
образования.
     Куратор Программы - заместитель Губернатора  области,  курирующий
вопросы общего образования, - содействует  ответственному  исполнителю
Программы  в  решении  вопросов   межфункционального   взаимодействия,
привлечения ресурсов, организации работы исполнителей и прочих.
     Ответственный исполнитель - департамент  образования  Ярославской
области.
     Исполнители Программы:
     -  органы  местного  самоуправления   муниципальных   образований
Ярославской области;
     - департамент строительства Ярославской области.
     Предполагаемые сроки реализации Программы - 2011-2014 годы.

            III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

     Мероприятия  Программы  планируется  реализовывать  совместно   с
органами местного самоуправления  муниципальных  районов  и  городских
округов  Ярославской  области,  осуществляющих  управление   в   сфере
образования, при поддержке инвесторов.
     Программой предусматривается привлечение средств местных бюджетов
на условиях софинансирования, а также привлечение внебюджетных средств
предполагаемых    инвесторов:    открытого    акционерного    общества
"Нефтегазовая  компания  "Славнефть"   и   всероссийской   прмышленно-
финансовой корпорации "Ташир" для строительства зданий детских садов в
пос. Красные Ткачи Ярославского муниципального района и в г. Ростове.
     Средства  областного  бюджета  планируется  направлять  в   форме
субсидий на:
     -  ремонт  помещений  в  зданиях  функционирующих  дошкольных   и
общеобразовательных учреждений  -  в  Большесельском,  Борисоглебском,
Брейтовском,  Даниловском,  Любимском,   Некрасовском,   Переславском,
Первомайском,   Пошехонском,   Ростовском,   Рыбинском,    Тутаевском,
Ярославском муниципальных районах, городских  округах  г.  Переславль-
Залесский, г. Рыбинск, г. Ярославль;
     -  капитальный  ремонт  в   зданиях,   возвращенных   в   систему
дошкольного  образования,  -  в  Даниловском,  Ростовском,  Тутаевском
муниципальных районах, в городских округах г. Переславль-Залесский, г.
Рыбинск, г. Ярославль;
     - строительство  дошкольного  образовательного  учреждения  в  г.
Мышкин.

           IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

                                                          (млн. руб.)
---------------------------------------------------------------------
|  Источники финансирования,  |2011 г.|2012 г.|2013 г.|2014 г.|ИТОГО|
|         исполнитель         |       |       |       |       |     |
|-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-----|
|Всего                        | 268,1 | 177,6 | 100,4 | 81,7  |627,8|
|-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-----|
|Областной бюджет:            |       |       |       |       |     |
|                             |       |       |       |       |     |
|-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-----|
|- департамент образования    | 72,6  | 72,6  | 38,2  | 66,5  |249,9|
|Ярославской области;         |       |       |       |       |     |
|                             |       |       |       |       |     |
|-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-----|
|- департамент строительства  | 76,0  |   -   |   -   |   -   |76,0 |
|Ярославской области          |       |       |       |       |     |
|-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-----|
|Бюджеты муниципальных районов| 52,5  | 42,0  | 32,0  | 15,2  |141,7|
|-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-----|
|Внебюджетные источники       | 67,0  | 63,0  | 30,2  |   -   |160,2|
---------------------------------------------------------------------

             V. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

     В результате реализации Программы предполагается:
     - открыть 3257  дополнительных  мест  для  получения  дошкольного
образования в учреждениях дошкольного  и  общего  образования,  в  том
числе   в   результате   строительства   зданий    новых    дошкольных
образовательных   учреждений   планируется   открыть:   в   Ростовском
муниципальном районе - 120 мест, в Ярославском муниципальном районе  -
140 мест, в Мышкинском муниципальном районе - 110 мест;
     - сохранить охват детей  дошкольным  образованием  на  уровне  73
процентов.

                                                            Приложение
                                                           к Концепции

    Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз открытия
                         дополнительных мест
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                   Сильные стороны (S)                   |                       Слабые стороны (W)                        |
|---------------------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------|
|- охват детей услугами дошкольного образования в регионе |- в период 1990-2005 годов в условиях демографического спада и   |
|составляет 73 процента, что значительно выше, чем в      |сокращения контингента воспитанников, 201 здание дошкольных      |
|среднем по Российской Федерации;                         |образовательных учреждений было выведено из системы образования  |
|- опыт реализации областных целевых программ "Развитие   |и передано под другие цели; многие из них не подлежат возврату в |
|доступности дошкольного образования в Ярославской        |связи с тем, что используются как жилые помещения либо являются  |
|области" на 2007-2008 годы и "Обеспечение доступности    |собственностью коммерческих структур; в конструкции указанных    |
|дошкольного образования в Ярославской области" на 2009-  |зданиях внесены значительные изменения;                          |
|2010 годы                                                |- 41 здание, где оказываются услуги дошкольного образования,     |
|                                                         |является ветхим и не подлежит ремонту;                           |
|                                                         |- количество дошкольных учреждений и мест в них недостаточно для |
|                                                         |удовлетворения спроса на получение услуг дошкольного образования,|
|                                                         |требуется открыть дополнительно 17,7 тыс. мест;                  |
|                                                         |- отсутствие работающих механизмов льготного налогообложения для |
|                                                         |частных инвесторов;                                              |
|                                                         |- отсутствие свободных площадей в муниципальных образованиях,    |
|                                                         |которые могут быть переданы коммерческим структурам в целях      |
|                                                         |реализации программ дошкольного образования;                     |
|---------------------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------|
|                     Возможности (О)                     |                           Угрозы (Т)                            |
|---------------------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------|
|- привлечение внебюджетных средств;                      |- недостаточное финансирование отрасли для ее развития;          |
|- привлечение средств бюджетов муниципальных             |- территориальная удаленность в отдельных муниципальных          |
|образований;                                             |образованиях от получателя услуг дошкольного образования;        |
|- эффективное использование высвободившихся помещений в  |- отсутствие возможности софинансирования программы в отдельных  |
|функционирующих образовательных учреждениях и открытие   |муниципальных районах области;                                   |
|на данных площадях мест для обеспечения услугами         |- отказ инвесторов от участия в программе;                       |
|дошкольного образования;                                 |- ценовые риски                                                  |
|- возврат в систему дошкольного образования зданий, ранее|                                                                 |
|переданных под другие цели                               |                                                                 |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Информация по документу
Читайте также