ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10.05.2012 N 401-п
г. Ярославль
Об утверждении региональной программы "Поддержка начинающих фермеров
Ярославской области" на 2012-2014 годы
(В редакции Постановлений Правительства Ярославской области
от 29.12.2012 г. N 1553-п; от 25.03.2013 г. N 282-п;
от 24.07.2013 г. N 914-п; от 24.12.2013 № 1711-п;
от 20.11.2014 № 1194-п)
В соответствии с постановлением Правительства области от
24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом
планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской
области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"
(В редакции Постановления Правительства Ярославской области
от 24.12.2013 № 1711-п)
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Поддержка
начинающих фермеров Ярославской области" на 2012-2014 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на
заместителя Губернатора области Шилова А.Н. (В редакции Постановления
Правительства Ярославской области от 24.12.2013 № 1711-п)
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 10.05.2012 N 401-п
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Поддержка начинающих фермеров Ярославской области"
на 2012-2014 годы
(В редакции Постановлений Правительства Ярославской области
от 29.12.2012 г. N 1553-п; от 25.03.2013 г. N 282-п;
от 24.07.2013 г. N 914-п; от 24.12.2013 № 1711-п)
от 20.11.2014 № 1194-п)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
---------------------------------------------------------------------
|Сроки реализации | |
|региональной | |
|программы | |
|"Поддержка | |
|начинающих | |
|фермеров | |
|Ярославской области"| |
|(далее - Программа) |2012-2014 годы |
|--------------------+----------------------------------------------|
|Куратор Программы |заместитель Губернатора области |
| |Шилов Александр Николаевич, |
| |тел. 78-94-97 |
|--------------------+----------------------------------------------|
|Ответственный |департамент |директор |
|исполнитель |агропромышленного |ДАПКиПР |
|Программы |комплекса и |Кошлаков Александр |
| |потребительского |Николаевич, тел. 78-64-95;|
| |рынка Ярославской |начальник отдела |
| |области (далее - |экономического |
| |ДАПКиПР) |анализа и инвестиций |
| | |ДАПКиПР Соколов Евгений |
| | |Владимирович, тел. 78-64-55|
|--------------------+----------------------------------------------|
|Электронный адрес |http://www. yarregion. ru/depts/dapk/tmpPages/|
|размещения |programs. aspx |
|Программы в | |
|интернете | |
---------------------------------------------------------------------
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования
|
Плановый объем финансирования,
млн. рублей
|
всего
|
2012 год
|
2013 год
|
2014 год
|
Предусмотрено законом об областном
бюджете:
|
|
|
|
|
- областные средства
|
21,70
|
8,00
|
6,50
|
7,20
|
Справочно (за рамками закона об областном бюджете):
|
|
|
|
|
- федеральные средства
|
20,68
|
10,93
|
9,75
|
-
|
- внебюджетные источники
|
4,73
|
2,11
|
1,82
|
0,80
|
Итого по Программе
|
47,11
|
21,04
|
18,07
|
8,00
|
(В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 20.11.2014 № 1194-п
)
*Указаны предполагаемые суммы.
I. Описание текущей ситуации и обоснование
необходимости реализации Программы
1. Основные термины и определения, используемые в Программе:
- начинающий фермер - участник Программы, требования к которой
определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- заявитель - гражданин Российской Федерации, подающий в
конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - участников
Программы (далее - конкурсная комиссия) заявку на участие в конкурсе
по отбору начинающих фермеров - участников Программы (далее -
конкурс);
- грант на создание и развитие крестьянского (фермерского)
хозяйства (далее - грант) - денежные средства, передаваемые из бюджета
области (средства федерального и областного бюджетов) на счет
начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для
софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений
государственной поддержки, в соответствии с Программой в целях
создания и развития на территории сельских поселений области
крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ);
- единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих
фермеров (далее - единовременная помощь) - денежные средства,
передаваемые из бюджета области (средства федерального и областного
бюджетов) на счет начинающего фермера, открытый в кредитной
организации, для софинансирования затрат начинающего фермера.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации
Программы.
Бурный рост числа крестьянских КФХ в начале 90-х годов прошлого
столетия привел к тому, что к 1995 году их численность в области
составила более 2 тысяч. По данным Росстата, общая численность КФХ по
состоянию на 01.01.2011 составила 2239 единиц. Реально работают, то
есть осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, около
10 процентов.
Сектор малых форм хозяйствования в совокупности производит 45
процентов общего объема валовой продукции сельского хозяйства: 76
процентов картофеля, около 90 процентов овощей, 18 процентов молока и
24 процента мяса, - и обладает определенным потенциалом для
дальнейшего развития. Удельный вес КФХ в общем объеме производства
сельскохозяйственной продукции составляет 1,6 процента, в том числе
продукции растениеводства - 1,8 процента, животноводства - 1,5
процента, при наличии 39 процентов сельскохозяйственных угодий. Личные
подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) производят 37,5 процента объема
производства продукции сельского хозяйства. Есть ЛПХ, размер которых
превосходит многие КФХ. Их вклад в обеспечение продовольственной
безопасности региона велик. В качестве государственной поддержки ЛПХ
предусмотрено только возмещение процентной ставки по кредитам и
займам, в то время как КФХ могут воспользоваться еще и компенсациями
части затрат на приобретенную сельскохозяйственную технику и
технологическое оборудование, на приобретение минеральных удобрений и
средств защиты растений, на строительство подъездных путей к
животноводческим объектам, частичное погашение лизинговых платежей, на
возмещение части затрат, связанных с государственной регистрацией прав
на недвижимое имущество, земельные доли и сделок с ними. Кроме того,
поддерживается развитие животноводства, элитного семеноводства,
страхование урожая.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в регионах
созданы мобильные бригады по распространению информации о
государственной поддержке малых форм хозяйствования. В начале 2012
года такая мобильная бригада в области была создана при участии
ДАПКиПР и областного союза сельской молодежи. За 2 месяца проведены
совещания во всех муниципальных районах области и учебных заведениях с
представителями муниципальных образований области, руководителями
сельскохозяйственных предприятий, малых форм хозяйствования, сельской
молодежи. Всего в совещаниях приняли участие более 1000 человек. Тема
вызвала большой интерес сельских жителей.
В результате проведенных мероприятий желание участвовать в
Программе изъявили более 50 человек. Часть из них занимаются
подготовкой документов. Около 10 человек уже подготовили пакет
документов для участия в конкурсе в 2012 году. Люди планируют
заниматься разведением крупного и мелкого рогатого скота, кроликов,
гусей, уток, пчел, выращиванием лука и других видов растениеводческой
продукции. Но для расширения производства необходимо применять
средства механизации и автоматизации, нужны дополнительные денежные
средства.
Программа предполагает использование механизмов государственной
поддержки с целью создания эффективно функционирующих КФХ и
использования потенциала области для обеспечения роста экономики
сельских территорий и решения существующих социальных проблем.
Начинающие КФХ и ЛПХ, занимающиеся сельскохозяйственным
производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том
числе связанных с недостатком первоначального капитала. Возникают
ситуации, когда создание нового КФХ связано с необходимостью бытового
обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных
средств. Формирование нового КФХ также требует значительных затрат на
проектирование хозяйственных построек, подключение к инженерным сетям,
выплату первоначального взноса по лизинговым платежам. Без решения
всех перечисленных проблем начинающие КФХ не смогут быть
конкурентоспособными и в большинстве своем не смогут вести
деятельность. Программа призвана помочь начинающим фермерам в создании
КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны.
В рамках Программы предусматриваются разработка и реализация
комплекса мероприятий, направленных на модернизацию производства
сельскохозяйственной товарной продукции КФХ и ЛПХ, основанного на
потребностях рынка, с учетом стандартов производства, переработки и
реализации данной продукции, а также построение системы
гарантированной продажи выращенной продукции; развитие не только
производственной базы, но и перерабатывающих мощностей, а также
развитие системы сбыта. Необходимо решать проблему перестройки
сознания сельского жителя и ориентировать его на производство
конкурентоспособной ликвидной товарной продукции.
При инерционном сценарии развития фермерский сектор не получит
дополнительных источников для прорыва в своем развитии, а истощенные
внутренние резервы не обеспечат функцию воспроизводства сельского
хозяйства, село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине
продовольственной безопасности Российской Федерации.
Реализация Программы будет способствовать достижению
стратегических целей в области сельского хозяйства: наращиванию
объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и
повышению ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни
сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
3. Основанием для разработки Программы является ведомственная
целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014
годов", утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации от 06.03.2012 N 172 "Об утверждении программы по
поддержке начинающих фермеров", и постановление Правительства
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении
Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически
значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов
Российской Федерации".
II. Цель Программы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование | Показатель |
| цели |---------------------------------------------------------------------------------------|
| | наименование | единица |базовое | плановое значение |
| | |измерения|значение|--------------------------|
| | | | |2012 год|2013 год|2014 год|
|--------------+-----------------------------------------+---------+--------+--------+--------+--------|
|Стимулирование|количество КФХ, приступивших к | | | | | |
|развития КФХ |реализации проектов создания и развития с| | | | | |
| |помощью государственной поддержки | единиц | 0 | 13 | 14 | 5 |
| | | | | | | |
| |количество созданных рабочих мест | единиц | 0 | 13 | 13 | 20 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
(В редакции Постановления Правительства Ярославской области
от 20.11.2014 № 1194-п)
III. Задачи Программы
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N | Наименование задачи | Результат |
|п/п| |-----------------------------------------------------------------------|
| | | наименование | единица |2012 год|2013 год|2014 год|
| | | | измерения | | | |
|---+-------------------------------+--------------------------------+-----------+--------+--------+--------|
|1. |Обеспечение условий для |объем производства сельскохозяй-| | | | |
| |создания, расширения и |ственной продукции, производимой| | | | |
| |модернизации производствен- |начинающими фермерами: | | | | |
| |ной базы начинающих |- всего |млн. рублей| 10 | 10 | 50 |
| |фермерских хозяйств |- к предыдущему году | % | - | 100,0 | 500,0 |
|---+-------------------------------+--------------------------------+-----------+--------+--------+--------|
|2. |Создание условий для КФХ по |объем субсидированных кредитов и|млн. рублей| 4,0 | 1,0 | 0 |
| |доступности финансовых ресурсов|займов, предоставленных фермерам| | | | |
|---+-------------------------------+--------------------------------+-----------+--------+--------+--------|
|3. |Стимулирование создания КФХ |создано дополнительно рабочих | | | | |
| |гражданами, в том числе |мест: | | | | |
| |гражданами, занимающимися |- всего | человек | 13 | 13 | 20 |
| |ведением ЛПХ |- к предыдущему году | % | - | 100,0 | 153,9 |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(В редакции Постановления Правительства Ярославской области
от 20.11.2014 № 1194-п)
IV. Механизмы реализации Программы
Программа разработана в соответствии с рекомендациями
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы
осуществляет заказчик Программы - Правительство Ярославской области.
Реализация Программы осуществляется: ответственным исполнителем
Программы - ДАПКиПР; исполнителями Программы - органами местного
самоуправления муниципальных районов области; участниками Программы -
КФХ.
Ответственный исполнитель Программы:
- проводит согласование с Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации, департаментом финансов Ярославской области
возможных сроков выполнения мероприятий Программы, предложений по
объемам и источникам их финансирования и подготовку соответствующих
проектов соглашений по контролируемым им направлениям;
- несет ответственность за своевременную и качественную
разработку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное
использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методические
рекомендации по реализации Программы в случае отсутствия правовой базы
в части мероприятий, по которым наделен полномочиями главного
распорядителя бюджетных средств;
- участвует в организации финансирования мероприятий Программы,
по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных
средств;
- в соответствии с установленным порядком разрабатывает
предложения по внесению изменений в Программу, в том числе в части
содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников
финансирования Программы;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной
работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- обобщает и анализирует ход реализации мероприятий Программы,
использование бюджетных средств на основе данных службы статистики,
годовых и квартальных отчетов КФХ и соответствующих сводных отчетов
исполнителей Программы в целом по области;
- представляет отчеты о реализации Программы в Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Ярославской
области.
Исполнители Программы:
- представляют предложения по внесению изменений в Программу;
- осуществляют координацию деятельности участников Программы по
контролируемым ими направлениям;
- осуществляют организацию информационной и разъяснительной
работы, направленной на освещение цели и задач Программы.
Участники Программы несут ответственность за своевременную и
качественную реализацию порученных им мероприятий Программы.
КФХ, участвующие в реализации мероприятий Программы,
ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным,
представляют в уполномоченный орган информацию о ходе реализации
соответствующих мероприятий Программы. (В редакции Постановления
Правительства Ярославской области от 24.12.2013 № 1711-п)
Государственную поддержку за счет средств федерального и
областного бюджетов в рамках Программы предусматривается осуществлять
в течение 2012-2014 годов на основании закона Ярославской области об
областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В
пределах этих лимитов ответственный исполнитель Программы начисляет и
выплачивает гранты и единовременную помощь в соответствии с
утвержденными порядками, за исключением оказания поддержки подотрасли
свиноводства. (В редакции Постановления Правительства Ярославской
области от 24.07.2013 г. N 914-п)
Привлечение средств из федерального бюджета осуществляется на
основе федеральных нормативных правовых актов при выполнении
софинансирования за счет средств областного бюджета, а также
внебюджетных источников. Внебюджетные источники формируются из заемных
(кредиты банков и прочие) и собственных средств КФХ.
Контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств
осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 26
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Внесение изменений в Программу осуществляется на условиях и в
порядке, предусмотренном для рассмотрения, согласования и утверждения
Программы.
V. Результаты реализации Программы и целевые индикаторы
В результате реализации Программы к концу срока реализации
проектов создания и развития КФХ с помощью государственной поддержки
созданными КФХ будет произведено сельскохозяйственной продукции на
сумму более 140 млн. рублей. В дальнейшем объем производства продукции
будет увеличиваться.
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий Программы и
показатели социально-экономической эффективности:
- 32 начинающих фермера смогут с участием государственной
поддержки осуществить проекты создания и развития своих КФХ;
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов
составит не менее 10 млн. рублей.
Реализация Программы также позволит достичь следующих
результатов:
- создание не менее 85 рабочих мест;
- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в
снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских
территорий, а также сохранения существующей системы расселения в
сельской местности;
- получение социального эффекта в виде поддержки семейного
бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской
местности.
Целевой индикатор – коэффициент увеличения числа хозяйствующих
КФХ по отношению к уровню 2010 года – 1,14.
Целевые показатели:
- количество КФХ, осуществляющих проекты создания и развития с
помощью государственной поддержки, – 32, в том числе:
в 2012 году – 13;
в 2013 году – 14;
в 2014 году – 5;
- количество созданных рабочих мест – 85.
Значение индикатора – увеличение числа хозяйствующих КФХ по
отношению к уровню 2010 года.
Расчет целевого индикатора (К) производился по следующей формуле:
S
К = _____________,
SZ
где:
S – число хозяйствующих КФХ к концу реализации Программы;
SZ – число хозяйствующих КФХ на начало реализации Программы.
(Раздел в редакции Постановления Правительства Ярославской
области от 20.11.2014 № 1194-п)
VI. Перечень и описание основных мероприятий Программы
1. Основными мероприятиями Программы являются предоставление
начинающим фермерам грантов и единовременной помощи.
абзац. (Исключен - Постановление Правительства Ярославской
области от 20.11.2014 № 1194-п)
2. Грант может быть использован на:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного
назначения;
- разработку проектно-сметной документации для строительства
(реконструкции) производственных и складских зданий, помещений,
предназначенных для производства, хранения и переработки
сельскохозяйственной продукции;
- покупку, строительство, ремонт и переустройство
производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных
сетей, заграждений, сооружений, необходимых для производства, хранения
и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
- строительство дорог и подъездов к производственным и складским
объектам, необходимым для производства, хранения и переработки
сельскохозяйственной продукции;
- подключение производственных и складских зданий, помещений,
пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и
переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям -
электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной
инфраструктуре;
- покупку сельскохозяйственных животных;
- покупку сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового
автотранспорта, оборудования для производства и переработки
сельскохозяйственной продукции;
- покупку семян и посадочного материала для закладки многолетних
насаждений;
- приобретение удобрений и ядохимикатов.
Размер гранта определяется конкурсной комиссией с учетом
собственных средств начинающего фермера, бизнес-плана и плана расходов
в пределах лимита бюджетных средств, предусмотренных законом о бюджете
на очередной финансовый год.
Положение о конкурсной комиссии и ее состав утверждаются приказом
ДАПКиПР.
Информация о сроках подачи документов и условия проведения
конкурса размещаются на странице ДАПКиПР на официальном портале
органов государственной власти Ярославской области. Для участия в
мероприятиях Программы начинающий фермер должен подать в конкурсную
комиссию заявку на участие в конкурсе с приложением пакета документов.
Условия проведения конкурса, предоставления грантов и единовременной
помощи, направления их расходования, механизмы контроля и
ответственность за целевое и эффективное расходование бюджетных
средств определяются Правилами предоставления грантов на создание
и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной
помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (приложение 2 к
Программе). (В редакции Постановления Правительства Ярославской
области от 24.12.2013 № 1711-п)
Все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть
зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его КФХ на
территории Ярославской области. Семена и посадочный материал,
приобретенные за счет средств гранта, должны использоваться только в
КФХ начинающего фермера.
Грант выделяется главе КФХ только один раз.
3. Единовременная помощь может быть использована на:
- приобретение, строительство и ремонт собственного жилья, в том
числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам
(ипотеке), привлеченным для его приобретения;
- покупку одного грузопассажирского автомобиля;
- приобретение и доставку предметов домашней мебели, бытовой
техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит,
инженерного оборудования;
- приобретение установок для фильтрации воды, бытовых водо-,
тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и
водоотведения;
- подключение жилья к газовым и электрическим сетям, сетям связи,
интернету, водопроводу и канализации.
Сумма единовременной помощи, предоставляемая начинающему фермеру,
определяется конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых
условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана в
пределах лимита бюджетных средств, предусмотренных законом о бюджете
на очередной финансовый год.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь только
один раз.
4. Конкурсная комиссия на основании представленных документов
принимает решение о предоставлении начинающему фермеру: (В редакции
Постановления Правительства Ярославской области
от 24.12.2013 № 1711-п)
- и гранта, и единовременной помощи одновременно;
- только гранта или только единовременной помощи.
Начинающим фермерам - победителям конкурса выдается сертификат об
участии в Программе по форме согласно приложению 3 к Программе.
5. Начинающий фермер может также участвовать в других
подпрограммах государственной программы Ярославской области «Развитие
сельского хозяйства в Ярославской области» на 2014 – 2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства области от 23.06.2014 N
592-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области
«Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» на 2014 – 2020
годы» (в пределах лимита бюджетных ассигнований по мероприятиям,
предусмотренным законом о бюджете на очередной финансовый год), не
допуская двойного финансирования одних и тех же затрат за счет
бюджетов разного уровня: (В редакции Постановления Правительства
Ярославской области от 20.11.2014 № 1194-п)
- возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и
инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных
организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных
потребительских кооперативах начинающими фермерами;
- предоставление консультационной помощи гражданам, желающим
создать и развивать КФХ, в том числе желающим переехать для этого в
сельскую местность из городов, других регионов и из-за рубежа; (В
редакции Постановления Правительства Ярославской области
от 24.12.2013 № 1711-п)
- предоставление субсидий на частичное погашение лизинговых
платежей;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат на
приобретенную сельскохозяйственную технику и технологическое
оборудование;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат на
строительство подъездных путей к животноводческим объектам и
обустройство территорий вокруг животноводческих объектов;
- выплата субсидий на племенное животноводство;
- компенсация части затрат на проведение противоэпизоотических