Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 30.05.2014 № 531-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 30.05.2014 N 531-п

г. Ярославль

 

Об утверждении государственной программы Ярославской области «Развитие лесного хозяйства Ярославской области» на 2014 – 2020 годы

 

(В редакции Постановлений Правительства Ярославской области

от 03.12.2014 № 1247-п;  от 06.03.2015 № 240-п; от 09.09.2014 № 877-п;

от 01.09.2015 № 960-п; от 01.12.2015 № 1303-п; от 31.03.2016 № 350-п;

от 28.03.2017 № 233-п)

 

В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п «Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области «Развитие лесного хозяйства Ярославской области» на 2014 – 2020 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы имущества и природопользования. (В редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 01.12.2015 № 1303-п; от 28.03.2017 № 233-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Губернатор области                                                              С.Н. Ястребов

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 30.05.2014 N 531-п

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Развитие лесного хозяйства Ярославской области» на 2014 – 2020 годы

 

(В редакции Постановлений Правительства Ярославской области

от 03.12.2014 № 1247-п;  от 06.03.2015 № 240-п; от 09.09.2014 № 877-п;

от 01.09.2015 № 960-п; от 01.12.2015 № 1303-п; от 31.03.2016 № 350-п;

от 28.03.2017 № 233-п)

 

Паспорт Государственной программы

 

Ответственный исполнитель Государственной

программы

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области – главный государственный лесной инспектор Ярославской области Савельев Николай Александрович, тел. 24-36-89

Куратор Государственной программы

заместитель Председателя Правительства области Колесов Роман Андреевич, тел. 40-14-91

Сроки реализации Государственной программы

2014 – 2020 годы

Цель Государственной

программы

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и функций лесов

Объем финансирования Государственной программы за счёт всех источников

всего по Государственной программе –

1371,5 млн. рублей, в том числе:

2014 год – 199,3 млн. рублей;

2015 год – 187,0 млн. рублей;

2016 год – 198,4 млн. рублей;

2017 год – 191,0 млн. рублей;

2018 год – 193,6 млн. рублей;

2019 год – 196,8 млн. рублей;

2020 год – 205,4 млн. рублей

Перечень подпрограмм и основных мероприятий, входящих в состав Государственной программы:

Региональная программа «Развитие материально-технической базы учреждений лесного хозяйства Ярославской области»

департамент лесного хозяйства Ярославской области, заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Черепанова

Марина Алексеевна, тел. 24-19-66

Ведомственная целевая программа департамента лесного хозяйства Ярославской области

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области – главный государственный лесной инспектор Ярославской области Савельев Николай Александрович, тел. 24-36-89

Проведение лесоустроительных работ

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области – главный государственный лесной инспектор Ярославской области Захаров Анатолий Сергеевич, тел. 24-36-89;

заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Черепанова Марина Алексеевна, тел. 24-19-66

Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области – главный государственный лесной инспектор Ярославской области Савельев Николай Александрович, тел. 24-36-89;

заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Черепанова Марина Алексеевна, тел. 24-19-66

Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.yarregion.ru/depts/dlh/tmpPages/programs.

aspx

 

 

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы

 

Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы», распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р и постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п «Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области».

Леса занимают почти половину территории Ярославской области, являются возобновляемым природным ресурсом и отличаются значительным природным разнообразием. Леса относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития, выполняют многочисленные средообразующие функции, обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды и повышение благосостояния граждан, а также обладают особой культурной и эстетической ценностью.

За многовековую историю России в стране накоплен богатый опыт и выработаны самобытные подходы к управлению лесами при существовании различных форм собственности на леса и при различных формах социально-экономических отношений. Вместе с тем в новых социально-экономических условиях, а также в связи с увеличением рисков природных и техногенных катастроф существующие подходы к лесоуправлению требуют изменения.

Современное управление лесами, уровень охраны, защиты и воспроизводства лесов должны соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость в повышении эффективности использования лесов, снижении уровня повреждения лесов вследствие действия неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижении требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижении объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется создание унифицированных подходов к организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведения государственного лесного реестра.

Требуется дальнейшее совершенствование лесного законодательства, особенно в отношении лесоуправления, уточнения перечня видов и режимов использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает роль лесов в улучшении качества жизни граждан.

Длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.

Расширились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов.

Освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах.

В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.

Ущерб от лесных пожаров, вредителей и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

При сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и площадь лесов, пройденная ими, на период до 2020 года останутся на прежнем уровне.

Расширению площадей очагов вредителей и болезней способствует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативно-технической базы. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредителей, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Такое состояние лесозащиты по причине несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (короеда-типографа и др.) и оценки их последствий может привести к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.

Плановые значения целевых показателей Государственной программы характеризуют прогресс в достижении целей и решении задач. Вместе с тем по показателям «Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток со дня обнаружения (по количеству случаев), в общем объеме лесных пожаров», «Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров» и «Отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов» наблюдается ухудшение по отношению не только к базовому значению 2013 года, но и среднестатистическим значениям показателей за 2009 – 2013 годы, так как  в прогнозных значениях указанных показателей учтена вероятность возникновения экстремальных природных явлений (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов в результате развития опасных метеорологических процессов). (Абзац дополнен - Постановление Правительства Ярославской области от 01.12.2015 № 1303-п)

Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. До настоящего времени не удалось сформировать законодательную базу, определяющую государственную защиту и социальные гарантии должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их численность, достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.

Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного) и, особенно, его качества является реальной угрозой продукционному потенциалу лесов, восстановлению экологической обстановки, значительно ухудшаются возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата. Вместе с тем тенденции последних двух десятилетий показывают, что площади лесовосстановления  сокращаются. Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является более чем трехкратное снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет наблюдается снижение объема рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка).

Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных (за редким исключением) в 60-х – 70-х годах XX века. Их использование не может обеспечить эффективного воспроизводства лесов, кроме того, серийное производство   машин и механизмов для  лесного хозяйства прекратилось в 80-х годах прошлого века. Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция к дальнейшему ухудшению качества воспроизводимых лесов усилится.

К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.

В последние 15 – 20 лет российское лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время 64 процента лесов имеют давность   лесоустройства более 10 лет. На землях лесного фонда требуется проведение мероприятий лесоустройства, а также модернизация технологий лесоучетных работ на основе использования современных дистанционных методов зондирования поверхности Земли, а также инновационных разработок по актуализации таксационных и картографических баз данных.

Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления научного и кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, остается низким уровень производительности труда, что обусловлено слабым развитием социального партнерства, невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в области профессиональной и квалификационной подготовки специалистов.

Решение указанных проблем требует проведения в рамках Государственной программы скоординированных мероприятий по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства.

 

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

Государственной программы и ожидаемые конечные результаты

её реализации

 

Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов   Российской Федерации на период до 2030 года утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р.

Государственная политика в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является основой для разработки и совершенствования лесного и смежного законодательства, нормативно-правовой базы, стратегий, программ и планов развития лесного сектора.

Реализация Государственной программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений:

- повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, от незаконных рубок, а также воспроизводства лесов;

- повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;

- сохранение экологического потенциала лесов.



3. Цель и целевые показатели Государственной программы

 

(В редакции Постановлений Правительства Ярославской области

 от 31.03.2016 № 350-п; от 28.03.2017 № 233-п)

 

Цель Государственной программы – повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и функций лесов.


N

п/п

Наименование

показателя

Единица измерения

Плановое значение показателя

базовое, 2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.     Государственная программа

1.1.

Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредителей, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

процентов

0,205

0,241

0,238

0,234

0,23

0,227

0,224

0,22

1.2.

Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины

процентов

26,6

38

40,3

41,4

42,2

43,1

43,9

44,7

1.3.

Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда

руб. на га

63,7

62,4

64,3

66,2

68,2

70,2

72,4

74,5

2.     Региональная программа «Развитие материально-технической базы учреждения лесного хозяйства Ярославской

области»

2.1.

Величина ущерба, причиненного лесным насаждениям на землях лесного фонда, расположенных на территории Ярославской области, от лесных пожаров

тыс. руб.

10,3

49,6

2.2.

Средняя площадь, пройденная лесными пожарами

га

0,76

0,4

2.3.

Среднее время, занимаемое от обнаружения до начала тушения лесного пожара

час.

0,46

0,3

2.4.

Закупка специализированной лесопожарной техники и оборудования

ед.

-

15

3.     Ведомственная целевая программа департамента лесного хозяйства Ярославской области

3.1.

Лесистость территории Ярославской области

процентов

44,2

44,2

45,1

45,1

45,1

45,1

45,1

3.2.

Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

процентов

70,87

70,87

70,0

70,0

70,0

70,0

70,0

3.3.

Доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров

процентов

100

86,8

85,3

85,3

85,3

85,3

3.4.

Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток со дня обнаружения (по количеству случаев), в общем объеме лесных пожаров

процентов

100

76,9

77,7

78,5

79,3

80,1

3.5.

Доля крупных лесных пожаров (площадью более 25 га в зоне наземной охраны лесов и более 200 га в зоне авиационной охраны лесов) в общем количестве лесных пожаров

процентов

0

1,5

1,4

1,4

1,3

1,3

3.6.

Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной раститель-ностью, погибшей от пожаров

процентов

0,0001

0,00004

0,0004

3.7.

Отношение площади проведенных санитарно-оздорови-тельных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов

процентов

68,6

11,7

12,4

13,0

13,6

14,3

3.8.

Доля площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда

процентов

72,9

71,3

71,6

71,9

72,1

72,4

3.9.

Доля объема заготовки древесины выборочными рубками в общем объеме заготовки древесины

процентов

12,1

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

3.10.

Объём рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

куб. м/ га

0,94

0,94

1,1

3.11.

Отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства

процентов

41

49,5

52,2

53,5

54,5

55,6

3.12.

Отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законода-тельства

процентов

0,8

6,7

7,7

8,7

9,7

10,7

3.13.

Отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок

процентов

54,8

66,7

67,0

67,3

67,6

67,9

68,2

4.     Проведение лесоустроительных работ

Площадь лесных участков, на которых проведено лесоустройство

га

0

16748

11987,7479

5.     Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования

Закупка специализированной лесопожарной техники и оборудования

ед.

0

0

0

8


Информация по документу
Читайте также