Расширенный поиск
Закон Ярославской области от 30.09.1996 № 16-зРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Государственная Дума Ярославской области второго созыва ЗАКОН Ярославской области Утратил силу - Закон Ярославской области от 18.10.99 г. N 31-з О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Принят Государственной Думой Ярославской области 18 сентября 1996 года Раздел I. Общие положения Глава 1. Предмет регулирования настоящего закона Статья 1. Настоящим законом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области устанавливаются порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума. Глава 2. Основные термины, используемые в настоящем законе Статья 2. В настоящем законе используются следующие основные термины: местный референдум - голосование избирателей муниципального образования по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и Ярославской области к вопросам местного значения; избиратели муниципального образования - жители муниципального образования, имеющие гражданство Российской Федерации и достигшие восемнадцати лет на день проведения местного референдума; право на участие в референдуме муниципального образования право избирателей муниципального образования на голосование по вопросам местного значения; общественное объединение - местное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное в установленном законом порядке не позднее чем за шесть месяцев до объявления даты проведения местного референдума; местное отделение общефедерального, межрегионального или областного общественного объединения, созданное в установленном законом порядке не позднее чем за шесть месяцев до объявления даты проведения местного референдума, если устав соответствующего общефедерального, межрегионального или областного общественного объединения предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов; блок общественных организаций - добровольное объединение двух или более местных общественных объединений или отделений общефедеральных, межрегиональных или областных общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке, для совместного участия в местном референдуме. Блок общественных организаций обладает правами общественного объединения; избиратели, принявшие участие в местном референдуме, избиратели, получившие бюллетени для голосования на местном референдуме и расписавшиеся в их получении в списках избирателей; комиссия муниципального образования по проведению местного референдума - комиссия по проведению местного референдума, сформированная в соответствии с настоящим законом и действующая в границах муниципального образования; территориальные комиссии по проведению местного референдума - комиссии по проведению местного референдума, сформированные в соответствии с настоящим законом и действующие в границах отдельных территорий муниципальных образований; участковые комиссии по проведению местного референдума комиссии по проведению местного референдума, сформированные в соответствии с настоящим законом и действующие в границах участков для голосования на местном референдуме; день проведения местного референдума - день голосования по вопросу местного значения, вынесенному на местный референдум. Глава 3. Основные принципы проведения местного референдума Статья 3. Жители муниципального образования вправе решать на местном референдуме вопросы местного значения, отнесенные к таковым уставом муниципального образования Ярославской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Ярославской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Ярославской области". Статья 4. На местный референдум не могут выноситься вопросы о бюджете, налогах, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения, о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, о роспуске Собрания представителей муниципального образования, а также вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации и Ярославской области. Статья 5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для выполнения решения по вопросам местного значения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в соответствии с уставом муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено только местным референдумом, если действующим законодательством не установлено иное, либо, если в самом решении, принятом на местном референдуме, не предусмотрен особый порядок его отмены или изменения. Статья 6. Местный референдум проводится на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 7. Участие избирателей муниципального образования в местном референдуме является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принуждения его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Глава 4. Право на участие в местном референдуме Статья 8. Право участвовать в местном референдуме принадлежит избирателям муниципального образования. Статья 9. Не могут участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Раздел II. Финансовое и материально - техническое обеспечение референдума Глава 5. Финансирование местного референдума Статья 10. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением местного референдума, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, а также за счет средств государственного бюджета Российской Федерации и Ярославской области в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ярославской области. Статья 11. В случае совпадения сроков проведения местного референдума и сроков проведения референдума Ярославской области, выборов Губернатора Ярославской области или выборов в Государственную Думу Ярославской области финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением местного референдума, референдума Ярославской области, выборов Губернатора Ярославской области или выборов в Государственную Думу Ярославской области осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Глава 6. Финансовое обеспечение организации и проведения местного референдума Статья 12. Решение о выделении средств из бюджета муниципального образования на организацию и проведение местного референдума принимается в соответствии с уставом муниципального образования. Средства, выделенные из бюджета муниципального образования на организацию и проведение местного референдума, поступают в распоряжение комиссии муниципального образования по проведению местного референдума и распределяются ею между территориальными комиссиями по проведению местного референдума, а в случаях, когда последние не создаются, - между участковыми комиссиями по проведению местного референдума. Статья 13. Порядок и сроки предоставления отчета комиссиями по проведению местного референдума о расходовании средств, выделенных из бюджета муниципального образования на организацию и проведение местного референдума, устанавливаются Собранием представителей муниципального образования или главой муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования. Глава 7. Материально-техническое обеспечение местного референдума Статья 14. Материально-техническое обеспечение местного референдума осуществляется комиссией муниципального образования по проведению местного референдума. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований обязаны оказывать содействие комиссии муниципального образования по проведению местного референдума в обеспечении организации и проведения местного референдума. Собрание представителей муниципального образования или глава муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, устанавливают порядок обеспечения деятельности указанной комиссии. Раздел III. Образование округа по проведению местного референдума Глава 8. Порядок образования округа по проведению местного референдума Статья 15. Для проведения местного референдума образуется единый округ по проведению местного референдума. Граница округа соответствует границам муниципального образования. Статья 16. Число избирателей в округе определяется комиссией муниципального образования по проведению местного референдума и утверждается решением Собрания представителей муниципального образования не позднее чем за 55 дней до дня проведения местного референдума. Раздел IV. Образование участков для голосования по проведению местного референдума Глава 9. Порядок образования участков для голосования по проведению местного референдума Статья 17. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на местном референдуме образуются участки для голосования. Статья 18. Участки для голосования образуются из расчета не более 3000 избирателей на один участок не позднее чем за 55 дней до дня проведения местного референдума главой муниципального образования, а в случае если уставом муниципального образования не предусмотрена должность главы муниципального образования, Собранием представителей муниципального образования. Статья 19. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться участки для голосования в срок, установленный статьей 18 настоящего закона, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня проведения местного референдума. Статья 20. Военнослужащие голосуют на общих участках для голосования, образуемых в порядке, установленном статьей 18 настоящего закона. Статья 21. В воинских частях участки для голосования образуются в случаях, установленных федеральными законами. Статья 22. Перечень участков для голосования с указанием их границ, включая перечень жилых строений, расположенных в границах участков для голосования, а также адреса участковых комиссий должны быть опубликованы комиссией муниципального образования по проведению местного референдума в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. Раздел V. Составление списков избирателей для проведения местного референдума Глава 10. Порядок учета избирателей для проведения местного референдума Статья 23. Учет избирателей, ведение списков избирателей и включение граждан в списки избирателей осуществляются в порядке, определенном законом Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области". Раздел VI. Назначение местного референдума Глава 11. Порядок назначения местного референдума Статья 24. Решение о проведении местного референдума принимает Собрание представителей муниципального образования по собственной инициативе или по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования и настоящим законом. Глава 12. Назначение местного референдума по требованию избирателей муниципального образования. Статья 25. Право инициировать сбор подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума принадлежит каждому избирателю соответствующего муниципального образования. Инициаторами сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума могут также выступать общественные объединения, блоки общественных организаций, группы граждан по месту работы, учебы или жительства. Статья 26. Инициаторы сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума обязаны уведомить о своей инициативе Собрание представителей муниципального образования в письменной форме. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства как минимум одного из инициаторов сбора подписей. К уведомлению должен быть приложен полный текст решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме. В случае если инициатором сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума является общественное объединение, блоки общественных организаций, одновременно с уведомлением Собранию представителей муниципального образования представляется протокол собрания (конференции) общественного объединения или блока общественных организаций, на котором было принято решение о выдвижении инициативы сбора подписей и полный текст решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, подписанный уполномоченным представителем общественного объединения или блока общественных организаций. Уведомление инициаторов сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума должно быть зарегистрировано в день его подачи. Статья 27. Собрание представителей муниципального образования в течение двадцати дней со дня регистрации уведомления инициаторов сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума рассматривает вопрос о соответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования и выносит одно из следующих решений: - о соответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования; - о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования. Статья 28. Вынесенное Собранием представителей муниципального образования решение о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования должно содержать указание на конкретные положения проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования, со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования. Статья 29. В случае вынесения Собранием представителей муниципального образования решения о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования местный референдум по этому проекту решения не назначается. Копия решения о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования направляется Собранием представителей муниципального образования инициаторам выдвижения предложения о проведении местного референдума в трехдневный срок со дня вынесения такого решения. Решение Собрания представителей муниципального образования о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования может быть обжаловано в суде. Статья 30. Собрание представителей муниципального образования одновременно с вынесением решения о соответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования обязано принять одно из следующих решений: - принять проект решения по вопросу местного значения, выносимому на местный референдум, если решение этого вопроса относится к его компетенции в соответствии с уставом муниципального образования, без вынесения его на местный референдум с согласия инициаторов проведения местного референдума, без внесения в проект решения по вопросу местного значения каких-либо поправок, изменений и дополнений; - принять решение о проведении местного референдума (в этом случае назначение местного референдума осуществляется в порядке, предусмотренном главой 13 настоящего закона); - объявить о начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума, о чем уведомить в письменной форме инициаторов проведения местного референдума. Статья 31. В случае если Собрание представителей муниципального образования приняло решение, предусмотренное абзацем 4 статьи 30 настоящего закона, Собрание представителей муниципального образования или глава муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, в тридцатидневный срок со дня вынесения Собранием представителей указанного решения обязаны сформировать комиссию муниципального образования по проведению местного референдума. Статья 32. Сбор подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума может быть начат с момента объявления Собранием представителей муниципального образования о начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума в порядке, предусмотренном абзацем 4 статьи 30 настоящего закона. В случае если Собрание представителей муниципального образования в установленные настоящим законом сроки не совершило действий, предусмотренных статьями 27 и 30 настоящего закона, инициаторы выдвижения предложения о проведении местного референдума могут приступить к сбору подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума. О начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума инициаторы выдвижения предложения о проведении местного референдума обязаны уведомить Собрание представителей муниципального образования. Копия уведомления направляется Губернатору Ярославской области и главе муниципального образования. Собрание представителей муниципального образования или глава муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, обязаны сформировать комиссию муниципального образования по проведению местного референдума в тридцатидневный срок со дня уведомления Собрания представителей муниципального образования инициаторами выдвижения предложения о проведении местного референдума о начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума. Статья 33. В поддержку предложения о проведении местного референдума должны быть собраны подписи избирателей муниципального образования в количестве, определенном уставом муниципального образования. Указанное число подписей должно быть собрано в течение 90 дней со дня объявления Собранием представителей муниципального образования о начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума либо уведомления инициаторами проведения местного референдума Собрания представителей муниципального образования о начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 32 настоящего закона. Статья 34. В случае вынесения на местный референдум нескольких проектов решений по вопросам местного значения, сбор подписей проводится за каждый из предлагаемых проектов отдельно. Статья 35. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства избирателей. Запрещаются любые формы принуждения и подкупа избирателей при сборе подписей. Запрещаются любые формы вознаграждения за осуществление сбора подписей или принуждения к осуществлению сбора подписей. Статья 36. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему закону. При сборе подписей избирателям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с полным текстом проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме. Статья 37. Каждый избиратель вправе ставить подпись в поддержку предложения о проведении местного референдума по одному проекту решения по вопросу местного значения только один раз. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (избиратели в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Статья 38. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием своих фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. Статья 39. Инициаторы выдвижения предложения о проведении местного референдума представляют в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума подписные листы с подписями избирателей в поддержку предложения о проведении местного референдума не позднее чем через 90 дней со дня объявления Собранием представителей муниципального образования о начале сбора подписей избирателей либо уведомления инициаторами выдвижения предложения о проведении местного референдума Собрания представителей муниципального образования о начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума. Статья 40. При приеме подписных листов комиссия муниципального образования по проведению местного референдума заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и подписью одного члена. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума выдает инициаторам сбора подписей письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема, а также числа заявленных подписей. Статья 41. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума в течение двадцати дней со дня принятия документов принимает мотивированное решение о достаточности или недостаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Статья 42. При наличии сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей комиссия муниципального образования по проведению местного референдума организует проверку подписных листов. Статья 43. В случае принятия решения о недостаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования комиссия муниципального образования по проведению местного референдума обязана в день принятия указанного решения выдать инициаторам выдвижения предложения о проведении местного референдума копию решения о недостаточности количества подписей в подписных листах. Статья 44. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума в день принятия решения о недостаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования направляет Собранию представителей муниципального образования и главе муниципального образования письменное уведомление о принятии указанного решения. Статья 45. Решение комиссии муниципального образования по проведению местного референдума о недостаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования является основанием для принятия Собранием представителей муниципального образования решения об отказе в назначении местного референдума. Статья 46. Решение комиссии муниципального образования по проведению местного референдума о достаточности или недостаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может быть обжаловано в суде. Статья 47. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума в день принятия решения о достаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования направляет Собранию представителей и главе муниципального образования письменное уведомление о принятии указанного решения, в котором содержится проект решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме. Статья 48. Собрание представителей муниципального образования обязано в течение 10 дней со дня получения уведомления, указанного в статье 47 настоящего закона, принять решение о назначении местного референдума с указанием дня его проведения, полным текстом проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, а также текстом бюллетеня для голосования на местном референдуме. Статья 49. Собрание представителей муниципального образования вправе не назначать местный референдум в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего закона, с согласия инициаторов проведения местного референдума в случае, если примет проект решения по вопросу местного значения, выносимому на местный референдум, при условии, что решение этого вопроса относится к его компетенции в соответствии с уставом муниципального образования, без внесения в проект решения по вопросу местного значения каких-либо поправок, изменений и дополнений. Статья 50. Период между датой принятия решения о назначении местного референдума и днем проведения местного референдума не может быть менее 70 и более 90 дней. Глава 13. Назначение местного референдума по инициативе Собрания представителей муниципального образования Статья 51. Собрание представителей муниципального образования вправе по собственной инициативе принять решение о назначении местного референдума. Решение Собрания представителей муниципального образования должно содержать полный текст проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме. Собрание представителей муниципального образования или глава муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, обязаны в течение 10 дней со дня принятия Собранием представителей решения о назначении местного референдума сформировать комиссию муниципального образования по проведению местного референдума. Статья 52. Период между датой принятия решения о назначении местного референдума и днем проведения местного референдума не может быть менее 70 и более 90 дней. Раздел VII. Комиссии по проведению местного референдума Глава 14. Система комиссий по проведению местного референдума Статья 53. Подготовку и проведение местного референдума обеспечивают: - комиссия муниципального образования по проведению местного референдума; - территориальные комиссии по проведению местного референдума (если иное не установлено комиссией муниципального образования по проведению местного референдума); - участковые комиссии по проведению местного референдума. Раздел VIII. Статус, полномочия и организация деятельности комиссий по проведению местного референдума Глава 15. Статус комиссий по проведению местного референдума Статья 54. Комиссии по проведению местного референдума обеспечивают реализацию и защиту прав избирателей муниципального образования на участие в местном референдуме. Статья 55. При подготовке и проведении местного референдума комиссии по проведению местного референдума в пределах своей компетенции независимы от органов местного самоуправления. Статья 56. Решения комиссий по проведению местного референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории. Статья 57. Органы местного самоуправления муниципального образования, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению местного референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе по предоставлению необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также сведений и материалов, давать ответы на их обращения в пятидневный срок, а за пять дней до дня проведения местного референдума и в день его проведения - немедленно. Статья 58. Комиссии по проведению местного референдума являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать и штамп. Глава 16. Порядок формирования комиссии муниципального образования по проведению местного референдума Статья 59. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума формируется Собранием представителей муниципального образования или главой муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, в случаях и в сроки, предусмотренные статьями 31,32 и 51 настоящего закона. Статья 60. Порядок формирования комиссии муниципального образования по проведению местного референдума устанавливается в соответствии с действующим законодательством правовыми актами Собрания представителей муниципального образования или главы муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования. При определении кандидатур в состав комиссии муниципального образования по проведению местного референдума учитываются предложения общественных объединений, блоков общественных организаций, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства Статья 61. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии муниципального образования по проведению местного референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа её членов. Председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии муниципального образования по проведению местного референдума должен иметь высшее юридическое образование. Статья 62. Деятельностью комиссии муниципального образования по проведению местного референдума руководит председатель комиссии. Статья 63. Полномочия комиссии муниципального образования по проведению местного референдума истекают через 65 дней после официального опубликования общих итогов местного референдума. В случае принятия Собранием представителей муниципального образования решения об отказе в проведении референдума на основании статьи 45 настоящего закона полномочия комиссии муниципального образования по проведению местного референдума истекают через 10 дней после вступления в силу данного решения. Глава 17. Порядок формирования территориальных комиссий по проведению местного референдума Статья 64. Территориальные комиссии по проведению местного референдума формируются не позднее чем за 50 дней до дня его проведения комиссией муниципального образования в соответствии с правовыми актами Собрания представителей муниципального образования или главы муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования. При определении кандидатур в состав территориальных комиссий по проведению местного референдума учитываются предложения общественных объединений, блоков общественных организаций, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 65. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии по проведению местного референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа её членов. Председатель, заместитель председателя или секретарь территориальной комиссии по проведению местного референдума должен иметь высшее юридическое образование. Статья 66. Деятельностью территориальной комиссии по проведению местного референдума руководит председатель комиссии. Статья 67. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума истекают через 55 дней после официального опубликования общих итогов местного референдума. Глава 18. Порядок формирования участковых комиссий по проведению местного референдума Статья 68. Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется комиссией муниципального образования по проведению местного референдума не позднее чем за 45 дней до дня его проведения в соответствии с правовыми актами Собрания представителей муниципального образования или главы муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования. При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению местного референдума учитываются предложения общественных объединений, блоков общественных организаций, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 69. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии по проведению местного референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа её членов. Статья 70. В день голосования с момента начала работы участковой комиссии по проведению местного референдума и до подписания ее членами протокола об итогах голосования на участках для голосования вправе присутствовать наблюдатели и представители средств массовой информации. Статья 71. Срок полномочий участковых комиссий по проведению местного референдума истекает через 45 дней после официального опубликования общих итогов местного референдума. Глава 19. Полномочия комиссии муниципального образования по проведению местного референдума Статья 72. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума, обеспечивая его организацию и проведение: - принимает мотивированное решение о достаточности или недостаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования; - выдает инициаторам выдвижения предложения о проведении местного референдума копию решения о недостаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования; - направляет Собранию представителей муниципального образования и главе муниципального образования письменное уведомление о принятии решения о достаточности количества подписей в подписных листах для проведения местного референдума по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, в котором содержится проект решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме; - осуществляет координацию деятельности комиссий всех уровней по проведению местного референдума и оказывает им методическую и организационно-техническую помощь; - осуществляет контроль за соблюдением прав избирателей муниципального образования на участие в местном референдуме; - изучает практику проведения референдумов и готовит предложения по совершенствованию действующего законодательства о проведении референдумов; - устанавливает границы территорий, на которых формируются территориальные комиссии по проведению местного референдума; - формирует территориальные и участковые комиссии по проведению местного референдума; - устанавливает порядок тайного голосования по выборам председателя, заместителя председателя и секретаря территориальных и участковых комиссий по проведению местного референдума; - устанавливает единую нумерацию участков для голосования на местном референдуме; - утверждает формы списков избирателей и избирательных документов для проведения голосования на местном референдуме; - распределяет между территориальными комиссиями по проведению местного референдума денежные средства, выделяемые на его подготовку и проведение, обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств, открывает специальные счета территориальных комиссий по проведению местного референдума (в случаях, когда территориальные комиссии по проведению местного референдума не формируются, указанные в настоящем абзаце полномочия осуществляются в отношении участковых комиссий по проведению местного референдума); - получает от территориальных комиссий по проведению местного референдума протоколы о результатах голосования на местном референдуме (в случаях, когда территориальные комиссии по проведению местного референдума не формируются, указанные в настоящем абзаце полномочия осуществляются в отношении участковых комиссий по проведению местного референдума); - устанавливает итоги голосования на местном референдуме; - осуществляет официальное опубликование результатов местного референдума; - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий по проведению местного референдума и принимает по ним мотивированные решения; - утверждает порядок хранения территориальными и участковыми комиссиями по проведению местного референдума документов по голосованию и передачи документации в архив; - осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. Глава 20. Полномочия территориальных комиссий по проведению местного референдума Статья 73. Территориальная комиссия по проведению местного референдума: - осуществляет контроль за организацией подготовки и проведением местного референдума на соответствующей территории муниципального образования; - координирует деятельность участковых комиссий по проведению местного референдума, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения; - наблюдает за составлением списков избирателей; - обеспечивает досрочное голосование в помещении комиссии; - устанавливает результаты голосования на местном референдуме на соответствующей территории и передает их избирательной комиссии муниципального образования; - осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. Глава 21. Полномочия участковых комиссий по проведению местного референдума Статья 74. Участковая комиссия по проведению местного референдума: - оповещает население о месте нахождения участковой комиссии по проведению местного референдума (адрес и номер телефона), времени ее работы, а также о дне, месте и времени голосования; - составляет список избирателей по участку для голосования; - проводит ознакомление избирателей со списками избирателей; - рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений; - обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; - контролирует соблюдение на территории участка для голосования правил размещения агитационных материалов; - организует на участке голосование в день проведения местного референдума, а также досрочное голосование; - производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке и передает их в территориальную комиссию по проведению местного референдума (в случаях, когда территориальные комиссии по проведению местного референдума не формируются, указанные в настоящем абзаце полномочия осуществляются в отношении комиссии муниципального образования по проведению местного референдума); - рассматривает жалобы (заявления) на нарушения действующего законодательства о референдуме и принимает по ним мотивированные решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. Глава 22. Организация деятельности комиссий по проведению местного референдума Статья 75. Деятельность комиссий по проведению местного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Статья 76. Деятельность комиссий по проведению местного референдума осуществляется гласно и открыто. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители общественных объединений и блоков общественных организаций, а так же избиратели муниципального образования, выступившие с инициативой проведения местного референдума. Статья 77. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа членов комиссии. Статья 78. Заседания комиссий по проведению местного референдума созываются в соответствии с планом работы комиссий, а также по инициативе председателя, заместителя председателя либо не менее трети от установленного числа членов комиссии. Статья 79. Заседания комиссии проводит председатель, заместитель председателя или один из членов комиссии. Статья 80. На заседаниях комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заинтересованные стороны или их представители. Статья 81. На каждом заседании комиссии ведется протокол. Протокол подписывает председательствующий на заседании и секретарь комиссии. В протоколе комиссии должны быть указаны присутствовавшие на заседании члены комиссии и результаты голосования комиссии по обсуждавшимся вопросам. Статья 82. При принятии решений комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Статья 83. Решения комиссий принимаются только на заседаниях комиссий. Решения комиссии подписывает председатель комиссии. Статья 84. Решения комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об установлении итогов голосования, о признании местного референдума несостоявшимся принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии. Решения комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Статья 85. Члены комиссии по проведению местного референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания и должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума немедленно. Статья 86. Решение комиссии, противоречащее федеральным и областным законам либо принятое комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. Статья 87. Председатель комиссии: - выступает инициатором проведения заседаний комиссии, председательствует на них; - распределяет обязанности между членами комиссии для организации работы по исполнению ее решений, дает отдельные поручения членам комиссии; - приглашает для участия в заседаниях комиссии представителей органов местного самоуправления и иных лиц; - представляет комиссию в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, избирателями, а также в судебных органах; - является распорядителем кредитов; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством. Статья 88. Заместитель председателя комиссии оказывает содействие председателю комиссии в осуществлении возложенных на него полномочий, выполняет его поручения, а в отсутствие председателя выполняет его функции. Статья 89. Секретарь комиссии: - осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний комиссии; - оформляет принятые решения, протоколы заседаний комиссии и другие акты; - организует ведение делопроизводства; - обеспечивает сохранность документов комиссии и передачу их в архив; - выполняет другие поручения председателя комиссии. Статья 90. Члены комиссий выполняют поручения председателя комиссии по вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, участвуют в голосовании при принятии решений. Раздел IX. Агитация по поводу местного референдума Глава 23. Проведение агитации по поводу местного референдума Статья 91. Жители муниципального образования, общественные объединения, блоки общественных организаций, юридические лица вправе беспрепятственно агитировать "за" или "против" участия в местном референдуме, "за" или "против" проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме соответствующего муниципального образования. Для ведения агитации указанные лица и организации могут использовать собственные средства. Статья 92. Запрещается проводить агитацию по поводу местного референдума, распространять любые агитационные материалы органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципального образования, комиссиям по проведению местного референдума, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей. Статья 93. Собрание представителей муниципального образования или глава муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, вправе опубликовать официальную точку зрения, исключающую агитацию, по поводу проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме. Официальная точка зрения может быть опубликована не менее чем за 14 дней до дня проведения местного референдума. Статья 94. За сутки до начала голосования и в день проведения местного референдума агитация по поводу местного референдума запрещается. Статья 95. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению местного референдума, в день голосования сохраняются на прежних местах. Статья 96. В течение трех дней до дня проведения местного референдума, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов местного референдума и иных исследований, связанных с местным референдумом, не допускается. Статья 97. Агитация может проводиться: - через средства массовой информации; - путем проведения публичных агитационных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий); - путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Глава 24. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации Статья 98. При проведении агитации по поводу местного референдума не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывов к захвату власти, насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганду войны. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Запрещается распространение информации, унижающей честь и достоинство других лиц. Статья 99. При проведении агитации по поводу местного референдума запрещается: - вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности; - проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов; - воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Статья 100. Комиссии по проведению местного референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации по поводу местного референдума. Статья 101. Комиссии, поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности. Глава 25. Агитация по поводу местного референдума через средства массовой информации. Статья 102. Агитация по поводу местного референдума через средства массовой информации осуществляется в виде публичных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. Статья 103. Запрещается прерывать теле - и радиопрограммы, содержащие агитацию по поводу местного референдума, рекламой товаров, работ и услуг. Статья 104. Теле - и радиопрограммы, содержащие агитацию по поводу местного референдума, выпускаются в эфир с параллельной видео - и аудиозаписью, которая хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Статья 105. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для агитации по поводу местного референдума на каналах телерадиокомпаний издается комиссией муниципального образования по проведению местного референдума при обязательном рассмотрении предложений инициаторов проведения местного референдума. Глава 26. Агитация по поводу местного референдума путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов Статья 106. Жители муниципального образования, общественные объединения, блоки общественных организаций и юридические лица вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. Статья 107. Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов. Статья 108. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. Статья 109. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению местного референдума и в помещении для голосования. Статья 110. Не позднее чем за 25 дней до дня проведения местного референдума Собрание представителей муниципального образования или глава муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, обязаны выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого участка для голосования. Статья 111. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности. Раздел X. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, определение результатов местного референдума Глава 27. Порядок голосования Статья 112. Голосование проводится в день проведения местного референдума с 8 до 22 часов. Статья 113. О времени и месте голосования участковые комиссии по проведению местного референдума обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. При проведении голосования должна быть обеспечена возможность ознакомления избирателей с полным текстом проекта решения по вопросам местного значения, выносимого на местный референдум. Статья 114. Избиратель, который в течение 15 дней до дня проведения местного референдума включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования на местном референдуме в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня проведения местного референдума) или участковой (за 3 - 1 день до дня проведения местного референдума) комиссии по проведению местного референдума, так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если территориальные комиссии по проведению местного референдума не создаются, досрочное голосование за 15 - 4 дня до дня проведения местного референдума проводится в помещении комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Статья 115. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума вправе разрешить провести голосование избирателей на участках для голосования в отдаленных местностях, расположенных на территории муниципального образования досрочно, но не ранее чем за 5 дней до дня проведения местного референдума. Статья 116. Если избиратель голосует досрочно, то на выдаваемом ему бюллетене для голосования ставится печать соответствующей комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает члену соответствующей комиссии по проведению местного референдума. На месте склейки на конверте ставится печать комиссии по проведению местного референдума либо подписи двух её членов. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума или территориальные комиссии по проведению местного референдума передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию по проведению местного референдума. Статья 117. После получения участковой комиссией по проведению местного референдума от территориальной комиссии по проведению местного референдума списков избирателей, проголосовавших досрочно, секретарь участковой комиссии по проведению местного референдума, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "Досрочное голосование" и расписывается. Статья 118. В 8 часов утра в день проведения местного референдума председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет участок для голосования открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются, после чего приглашает избирателей получить бюллетени для голосования на местном референдуме и приступить к голосованию. Статья 119. При получении бюллетеней для голосования на местном референдуме избиратель проставляет (или проверяет) в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей (или проверены) членом участковой комиссии по проведению местного референдума. Избиратель проверяет правильность записи в списках избирателей и расписывается. Статья 120. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой комиссии по проведению местного референдума. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе: "Подпись избирателя о получении бюллетеней". Статья 121. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Каждому избирателю должна быть предоставлена возможность заполнить бюллетень для голосования на местном референдуме в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было без согласия голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на местном референдуме, вправе пригласить для этого в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена комиссии по проведению местного референдума или наблюдателя. Статья 122. В бюллетене для голосования на местном референдуме избиратель ставит отметку установленной комиссией муниципального образования по проведению местного референдума формы, которая позволяет определить его волеизъявление. Заполненные бюллетени избиратель опускает в ящик для голосования. Статья 123. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению местного референдума и наблюдателей. Член участковой комиссии по проведению местного референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель или представитель средств массовой информации удаляется из помещения участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимает председатель участковой комиссии по проведению местного референдума. Статья 124. Председатель участковой комиссии по проведению местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения, отданные председателем участковой комиссии по проведению местного референдума в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих. Статья 125. В день проведения местного референдума в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на местном референдуме участковыми комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициаторами внесения предложения о проведении местного референдума, общественными объединениями, иностранные наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Порядок аккредитации журналистов и удостоверения полномочий наблюдателей определяется комиссией муниципального образования по проведению местного референдума не позднее чем за 15 дней до дня проведения местного референдума. Наблюдатели и представители средств массовой информации вправе: - знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; - присутствовать при голосовании граждан на участках для голосования, а также при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка местного референдума; - присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования; - обращаться в участковую комиссию по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями; - обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению местного референдума в территориальной комиссии по проведению местного референдума. Предложения и замечания наблюдателей и представителей средств массовой информации рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии по проведению местного референдума. Вмешательство наблюдателей и представителей средств массовой информации в действия комиссии по проведению местного референдума не допускается. Статья 126. Участковая комиссия по проведению местного референдума обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии по проведению местного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования, которое определяется решением избирательной комиссии муниципального образования. Статья 127. Избиратель, не имеющий возможности прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам, вправе лично или через других лиц обратиться в участковую комиссию по проведению местного референдума с письменным или устным заявлением о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Устное заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Члены участковой комиссии по проведению местного референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени для голосования на местном референдуме в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на местном референдуме отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. Статья 128. Учет заявлений и выданных бюллетеней для голосования на местном референдуме при голосовании вне помещения для голосования ведется отдельно по каждому переносному ящику для голосования. Глава 28. Подсчет голосов избирателей на участке для голосования Статья 129. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет голосование оконченным. На участках для голосования, образованных в воинских частях, в отдаленных районах, местах временного пребывания избирателей, участковая комиссия по проведению местного референдума может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. Статья 130. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии по проведению местного референдума, а также наблюдатели и представители средств массовой информации. Статья 131. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой комиссии по проведению местного референдума. Статья 132. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии по проведению местного референдума в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на местном референдуме. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии по проведению местного референдума проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Статья 133. Вначале производится вскрытие и подсчет бюллетеней для голосования на местном референдуме, находящихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне участка для голосования. Статья 134. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению местного референдума. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Статья 135. Председатель участковой комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные избирателями, проголосовавшими досрочно, и объявляет о количестве этих бюллетеней. Статья 136. После подсчета бюллетеней в переносных ящиках для голосования и бюллетеней избирателей, проголосовавших досрочно, вскрываются стационарные ящики для голосования. Статья 137. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются недействительные бюллетени, которыми признаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также бюллетени не установленной формы, не изготовленные официально, не заверенные соответствующей комиссией по проведению местного референдума. Статья 138. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия по проведению местного референдума указывает на его оборотной стороне причины признания его недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Статья 139. Бюллетени для голосования на местном референдуме, признанные недействительными, исключаются из подсчета голосов избирателей. Статья 140. После подсчета голосов избирателей участковая комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования в двух экземплярах. В протокол вносятся следующие данные: - общее число избирателей, определяемое как число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией по проведению местного референдума; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям на участке в день голосования; - число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в ящиках для голосования; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных действительными; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных недействительными; - полный текст проекта решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - число голосов, поданных за проект решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - число голосов, поданных против проекта решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения. Статья 141. Протокол подписывается всеми членами комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Статья 142. По требованию любого члена участковой комиссии по проведению местного референдума, наблюдателя или представителя средств массовой информации участковая комиссия по проведению местного референдума обязана представлять им заверенную в комиссии копию протокола о результатах голосования. Статья 143. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в участковую комиссию по проведению местного референдума в день голосования, а также принятые по ним решения. Статья 144. Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению местного референдума, а в случаях, когда последняя не создается - в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума. Статья 145. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на местном референдуме, списками членов комиссии, наблюдателей от общественных объединений, блоков общественных организаций, представителей средств массовой информации, присутствовавших при голосовании, подсчете голосов или составлении протокола, хранится у секретаря участковой комиссии по проведению местного референдума. Статья 146. Документация по местному референдуму, включая бюллетени для голосования, передается в территориальные комиссии по проведению местного референдума в течение десяти дней после официального объявления итогов голосования, а в случаях, когда последние не создавались - в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума. Глава 29. Определение результатов голосования и установление итогов местного референдума Статья 147. Территориальные комиссии по проведению местного референдума при получении протоколов всех участковых комиссий соответствующей территории производят подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. Статья 148. Члены территориальной комиссии по проведению местного референдума в течение 24 часов после завершения голосования устанавливают результаты голосования на местном референдуме на соответствующей территории, о чем составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. Члены территориальной комиссии по проведению местного референдума, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Статья 149. В протоколе территориальной комиссии по проведению местного референдума указываются: - общее число избирателей, определяемое как число зарегистрированных на территории избирателей, и число избирателей, дополнительно внесенных в список; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных территориальной комиссией по проведению местного референдума; - число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям на участках в день голосования; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в ящиках для голосования; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных действительными; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных недействительными; - полный текст проекта решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - число голосов, поданных за проект решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - число голосов, поданных против проекта решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения. Статья 150. Протокол составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума. Порядок и сроки хранения другого экземпляра протокола, а также иной документации по проведению местного референдума устанавливает комиссия муниципального образования по проведению местного референдума с соблюдением статьи 156 настоящего закона. Статья 151. На основании протоколов территориальных комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования, а в случаях, когда последние не создавались участковых комиссий по проведению местного референдума, путем суммирования содержащихся в них данных комиссия муниципального образования по проведению местного референдума в течение 5 дней со дня его проведения устанавливает результаты местного референдума, о чем составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Члены комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Статья 152. В протоколе комиссии муниципального образования по проведению местного референдума указываются: - общее число избирателей муниципального образования, определяемое как число зарегистрированных избирателей муниципального образования и число избирателей, дополнительно внесенных в список; - число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в избирательных ящиках; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных действительными; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных недействительными; - полный текст проекта решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - число голосов, поданных за проект решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - число голосов, поданных против проекта решения по вопросу местного значения, по которому проводилось голосование на местном референдуме; - поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения. Статья 153. В протоколе комиссии муниципального образования по проведению местного референдума отражается одно из следующих решений: - признание решения по вопросу местного значения, вынесенному на местный референдум, принятым, если за его принятие проголосовало более половины от числа избирателей, принявших в нем участие; - признание решения по вопросу местного значения, вынесенному на местный референдум, непринятым, если за его принятие проголосовало менее половины от числа избирателей, принявших в нем участие; - признание местного референдума несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины от общего числа избирателей муниципального образования. Статья 154. В случае если местный референдум не состоялся или решение по вопросу местного значения, вынесенному на местный референдум, не принято, повторно на местный референдум никакие проекты решений по тому же вопросу не могут выноситься ранее, чем через два года. Статья 155. По требованию любого члена комиссии муниципального образования по проведению местного референдума, наблюдателя или представителя средств массовой информации комиссия муниципального образования по проведению местного референдума обязана представлять им заверенную ею копию протокола о результатах голосования. Статья 156. Все документы комиссии муниципального образования по проведению местного референдума, территориальных и участковых комиссий хранятся 6 месяцев. Бюллетени для голосования и протоколы территориальных и участковых комиссий по проведению местного референдума хранятся 1 год. Протокол комиссии муниципального образования по проведению местного референдума подлежит вечному хранению. Глава 30. Опубликование результатов голосования и итогов местного референдума Статья 157. Итоги голосования по каждому участку для голосования в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии, должны предоставляться для ознакомления избирателю, общественному объединению или блоку общественных организаций по их письменному заявлению. Статья 158. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума направляет в местные средства массовой информации данные о результатах голосования и итогах местного референдума в установленном законодательством порядке не позднее трех дней после подведения его общих итогов. Статья 159. В случае принятия на местном референдуме решения по вопросу местного значения комиссия муниципального образования по проведению местного референдума одновременно с данными о результатах голосования и итогах местного референдума направляет в средства массовой информации в установленном законодательством порядке полный текст принятого на местном референдуме решения по вопросу местного значения для официального опубликования. Статья 160. Решения по вопросам местного значения, принятые на местном референдуме, вступают в действие в порядке и в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Раздел XI. Порядок обжалования нарушений и ответственность за нарушения избирательных прав граждан Глава 31. Порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан при проведении местного референдума Статья 161. Решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, блоков общественных организаций и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан при проведении местного референдума, могут быть обжалованы в суде. Статья 162. Решения, действия или бездействие комиссий по проведению местного референдума и их должностных лиц, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящей комиссии по проведению местного референдума или в суде. Предварительное обращение в вышестоящие комиссии по проведению референдума не является условием для обращения в суд. Статья 163. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки к местному референдуму, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня проведения местного референдума, а в день проведения местного референдума - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая комиссия по проведению местного референдума вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. Раздел XII. Заключительные положения Статья 164. Единообразное применение федеральных законов и законов Ярославской области, регламентирующих проведение местного референдума, обеспечивается избирательной комиссией Ярославской области. Губернатор Ярославской области А.И.Лисицын 30 сентября 1996 г. N 16-з Приложение к закону Ярославской области "О местном референдуме" ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем вынесение на референдум ________________________________________________________________ проекта решения по вопросу местного значения ___________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ (полный текст проекта решения по вопросу местного значения) +------------------------------------------------------------------+ |NN|Фамилия, |Год |Адрес места| Серия и | Дата | |пп|имя, отчество|рождения |жительства | номер |подписания| | | |(в возрасте 18| | паспорта | Подпись | | | |лет число, | | или | | | | |месяц и год | |заменяющего| | | | |рождения) | | его | | | | | | | документа | | | | | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |1.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |2.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |3.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |4.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |5.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |6.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |7.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |8.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |9.| | | | | | +--+-------------+--------------+-----------+-----------+----------| |10| | | | | | +------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю: _______________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, _______________________________________________________________ серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, ______________________ собиравшего подписи) ________________________ (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|