Расширенный поиск

Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 08.02.1993 № 4425-I

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


         О записке народных депутатов Российской Федерации
          "О некоторых вопросах, связанных с применением
          бюджетно-налогового законодательства Российской
                 Федерации в Чувашской Республике"

     Президиум    Верховного    Совета     Российской     Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять  к  сведению  записку народных депутатов Российской
Федерации  "О   некоторых   вопросах,   связанных   с   применением
бюджетно-налогового   законодательства   Российской   Федерации   в
Чувашской Республике".
     Направить указанную записку субъектам Российской Федерации.
     2. Одобрить    проект   Соглашения   между   Верховным Советом
Российской  Федерации,  Правительством   Российской   Федерации   и
Верховным Советом Чувашской Республики, Советом Министров Чувашской
Республики  о  порядке  распределения  налогов  и   доходов   между
федеральным бюджетом  Российской  Федерации  и  бюджетом  Чувашской
Республики.
     3. Комиссии  Совета  Республики  Верховного  Совета Российской
Федерации  по  бюджету,  планам,  налогам  и   ценам   с   участием
представителей   Правительства   Российской  Федерации,  Верховного
Совета Чувашской Республики,  Совета Министров Чувашской Республики
завершить  доработку указанного в пункте 2 настоящего постановления
проекта Соглашения для его подписания в марте 1993 года.


     Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации                          Р. И. ХАСБУЛАТОВ

     Москва, Дом Советов России
     8 февраля 1993 года
     N 4425-I
     ___________________



     Президиум Верховного Совета
     Российской Федерации


           О некоторых вопросах, связанных с применением
          бюджетно-налогового законодательства Российской
                 Федерации в Чувашской Республике

     Согласованное проведение      бюджетно-налоговой      политики
осуществляется  в  соответствии  с  принятыми   Верховным   Советом
Чувашской  Республики  законами "Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса",  "О местном самоуправлении в Чувашской ССР" и
другими на основе соответствующих законов Российской Федерации.
     Местные Советы     самостоятельно      утверждают      бюджеты
соответствующих  территорий  на  основе  нормативов  отчислений  от
общегосударственных  налогов,  устанавливаемых  Верховным   Советом
Республики (для низовых Советов - рай(гор)советы).
     Большинство бюджетов районов и  городов  Чувашской  Республики
дотационны (22 из 26 в 1992 году), хотя доходы им переданы в полном
объеме в пределах остающихся в регионе налогов.
     Формирование бюджетов    Республики    в   1992   году   из-за
нестабильности  в  экономике  осуществлялось  в   течение   первого
полугодия поквартально.
     Постановление Верховного   Совета   Республики   "О   прогнозе
социально-экономического   развития   Республики   в  1992  году  и
финансировании  государственных  расходов  из   бюджета   Чувашской
Республики  в  1  квартале  1992  года" принято на основании Закона
Российской  Федерации  "О бюджетной системе Российской Федерации на
I квартал 1992 года". Объем консолидированного бюджета составил 803
млн. рублей.  Нормативы   отчислений   от    федеральных    налогов
установлены:  по  налогу  на  добавленную  стоимость (НДС) - 27,1%,
налогу на прибыль - 15%,  акцизам от ликеро-водочных изделий - 50%,
остальным  -  100%.  Фактически   бюджет   с  учетом  дополнительно
полученных  дотаций   из  федерального  бюджета  исполнен  в  сумме
1178  млн.  рублей  (104,4%),  по  расходам  -  1107,1  млн. рублей
(97,6%).
     Бюджет Республики  и  нормативы  отчислений  от   регулирующих
доходных  источников  по  местным  бюджетам на II квартал 1992 года
утверждены постановлением Президиума  Верховного  Совета  Чувашской
Республики  "О  финансировании государственных расходов из бюджетов
Чувашской Республики  во  II  квартале  1992  года".  Нормативы  от
федеральных налогов применены в установленных территориям размерах:
по налогу на при6ыль 19%,  НДС - 20%,  акцизам  от  ликеро-водочных
изделий - 50%,  остальным - 100 процентов. Объем консолидированного
бюджета за II квартал 1992  г.  составил  1949  млн.  рублей  (рост
против объема I квартала - 76%).
     Республиканский бюджет утвержден Законом Чувашской  Республики
от  29  июля  1992 г.  "О бюджетной системе Чувашской Республики на
1992 год".  Расходы на народное хозяйство прогнозировались в  общем
объеме расходов 25,7%,  на социально-культурные мероприятия - 49,4%
Бюджет развития составлял 12,9%.
     Исполнение бюджетов  Республики происходило в сложных условиях
продолжающегося   спада   производства,   сокращения    инвестиций,
увеличения   диспаритета   цен  между  промышленностью  и  сельским
хозяйством,  недостаточности бюджетных средств  для  финансирования
государственных   расходов   в   связи   с  либерализацией  цен  на
энергоресурсы.
     После принятия  Верховным  Советом Российской Федерации Закона
"О бюджетной системе  Российской  Федерации  на  1992  год"  доходы
консолидированного   бюджета  Чувашской  Республики  соответственно
увеличены на 2535 млн.  рублей,  с сокращением на эту сумму дотаций
из федерального бюджета.
     В дальнейшем дотации из федерального бюджета увеличены до  5,3
млрд.  рублей против 1,1 млрд. рублей, установленных постановлением
Правительства России от 4  сентября  1992  г.  N  665.  В  связи  с
переоценкой  основных средств,  повышением зарплаты в бюджетной,  в
производственной   сфере   (увеличилась   налогооблагаемая   база),
произведенным  урегулированием  неплатежей  в  народном хозяйстве и
уменьшением  недоимок  увеличились  поступления  налогов.  Все  это
вместе позволило в значительной степени покрыть расходы,  связанные
с дальнейшим повышением цен на энергоносители.
     За 1992  год  консолидированный  бюджет  Республики по доходам
исполнен в сумме 16417,9 млн.  рублей (с учетом полного поступления
дотаций  из  федерального  бюджета),  или  на 108,5%  к уточненному
плану,  по расходам исполнен в сумме 15888,7 млн.  рублей (102,2% к
уточненному плану).  Превышение доходов над расходами составило 529
млн.  рублей (3,3% к объему расходов). Из общей суммы расходов доля
на   народное   хозяйство   составила  37,7%,  социально-культурные
мероприятия - 50%.
     За истекший  год  собрано  налогов  на  24,б млрд.  рублей,  в
бюджеты  Республики  зачислено  11,1   млрд.   рублей   (45%).   Из
перечисленных  в  федеральный  бюджет  налогов  в  сумме 1З,5 млрд.
рублей вернулись в бюджет Чувашской Республики 5,З млрд.  рублей  в
виде дотаций.
     Бюджетное послание Совета Министров  Республики  на  199З  год
представлено  в  Верховный  Совет  Республики  в ноябре 1992 года в
объеме,    предусмотренном    законодательством,     предварительно
обсужденное   в   комиссиях  Верховного  Совета.  Бюджет  утвержден
Верховным Советом Чувашской Республики 25 декабря 1992 г.  в  форме
Закона.  В  настоящее  время местные Советы формируют свои бюджеты.
Консолидированный  бюджет  Чувашской  Республики  спрогнозирован  в
объеме  25,5  млрд.  рублей,  с дефицитом бюджета 1,4 млрд.  рублей
(около 5,5% к общему объему расходов).
     Основными направлениями  бюджетной  политики  на  1993  год  в
Республике   определены:   улучшение   сбора   налогов;   поддержка
жизнеобеспечивающих  отраслей;  усиление  социальной  активности на
селе  и  поддержка  сельских  товаропроизводителей;  стимулирование
предпринимательской  деятельности;  комплексный  подход  к  решению
проблем социальной защиты населения,  включая постепенный переход к
адресной помощи малоимущим.
     В бюджете не отражены  расходы  по  введению  Единой  тарифной
сетки и дополнительно передаваемые расходы из федерального бюджета.
Советом  Министров   Республики   ведется   работа   по   уточнению
показателей бюджетной системы.  Предварительно согласована передача
из федерального бюджета расходов в бюджет Чувашской  Республики  по
агропромышленному   комплексу,   на  содержание  профтехучилищ,  на
введение Единой тарифной сетки.  С учетом  этого  на  1993  год  по
расходной  части  бюджета  Чувашской Республики прогноз по расходам
составит 45,7 млрд. рублей. Доходная часть бюджета по действующим в
1992 году нормативам отчислений составит 25,7 млрд. рублей. Разница
в 20 млрд. рублей должна передаваться  из федерального  бюджета,  в
виде  дотаций,  а в федеральный бюджет должно быть передано налогов
26,8 млрд. рублей.
     Структура доходной  части  бюджета  на  1993  год  практически
остается  прежней.  В  расходной  части  появились  новые   расходы
(указано выше).
     Бюджеты всех  районов,  а  также  г.г.   Алатырь   и   Шумерля
дотационны (из 26 бюджетов 23).  В доходах местных бюджетов дотации
занимают 38.З%,  а по 21 сельскому району - от 36 до 84% (без учета
передачи  расходов  и доходов по дополнительному согласованию).  Из
общей суммы  расходов  консолидированного  бюджета  66,5%  занимают
расходы местных бюджетов, республиканского - 33,5 процента. С этого
года местным бюджетам  переданы  капитальные  вложения  по  лимитам
местных  Советов  (на  уровне Республики будут финансироваться лишь
стройки республиканского значения).  В связи с  этим  доля  местных
бюджетов  увеличивается на 4 пункта в сравнении с 1992 годом.  Доля
финансирования из местных бюджетов хозяйства Республики  составляет
54%,  социально-культурных  мероприятий  - 78,5%,  централизованных
капитальных вложений - 66,3%.
     В целях  укрепления  доходов  местных  бюджетов им на 1993 год
полностью переданы налоги,  взимаемые на их территории, в том числе
и    федеральные,    по   нормативам,   установленным   Республике.
Регулирующими для трех городов, у которых доходы превышают расходы,
определены  налог на добавленную стоимость (от 8 до 13%) и налог на
прибыль (от 5 до 11%).  Местные налоги не учтены  при  установлении
нормативов  отчислений  и  дотаций и полностью (100%) зачисляются в
соответствующие бюджеты.
     При условии ликвидации дотаций из федерального бюджета за счет
увеличения  нормативов  отчислений  от  федеральных   налогов   эти
нормативы (как вариант) составят:  по налогу на прибыль 28%;  НДС -
86%; по акцизам - 50% (прежний); остальные налоги 100% (прежние).
     По состоянию   на   начало   января   199З   года  подлежащими
согласованию остались вопросы: дополнительно необходимые дотации на
животноводческую продукцию,  расходы по принятию на бюджет объектов
социально-культурной     сферы     конверсируемых      предприятий,
ведомственного  жилого  фонда  (в  связи  с  возникающими вопросами
увеличения квартирной платы в этих домах), передаче ассигнований из
бюджета  по  предприятиям,  переданным  в  собственность Республики
решением Правительства России.
     Контроль за  исполнением  бюджета  в  Республике  проводится в
форме  ревизий  составления  и  исполнения   местных   бюджетов   с
периодичностью  один  раз в 2-3 года (поскольку большинство местных
бюджетов дотационны, требуется контроль за использованием дотаций),
проверок  целевого  использования  бюджетных ассигнований,  ревизий
учреждений и предприятий,  состоящих  на  республиканском  бюджете.
Ежеквартально  итоги  исполнения  бюджета  рассматриваются  Советом
Министров Чувашской Республики.
     Следует отметить как положительный факт разработку,  начиная с
1989  года,  в  Республике  сводного  территориального  финансового
баланса,  наиболее полно отражающего состояние финансовых ресурсов,
взаимоотношения с федеральным бюджетом,  объемы взаимных финансовых
потоков.  За  1991  год  сводный  финансовый  баланс  этого региона
сложился с  отрицательным  сальдо  на  933  млн.  рублей  с  учетом
внебюджетных  фондов.  По  оценке  за 1992 год отрицательное сальдо
составит около 3,5 млрд. рублей.
     Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике за
1992 год обеспечила  поступление  в  бюджетную  систему  налогов  и
платежей  24,6  млрд. рублей, в  том числе в IV квартале - около 13
млрд. рублей. Налог  на  прибыль  составляет  34,7:,  НДС-46,4%   в
поступлениях.
     За 1992 год проверен каждый учтенный на 01.01.92 г. плательщик
по  НДС  и  85%  предприятий  по  налогу  на прибыль.  В результате
налоговыми  органами  дополнительно  начислено  платежей   на   921
млн. рублей (в 17,6 раза больше,  чем за 1991 год).  Возросли суммы
финансовых санкций, предъявленных налоговыми органами к нарушителям
налогового  законодательства.  За  1992  год  они  составили  498,4
млн. рублей (в 56 раз больше, чем в 1991 году). Из 3830 проверенных
предприятий  и  организаций  на  1813 из них установлены нарушения.
Взыскано  неудержаного налога  4  млн. рублей.  За  несвоевременное
перечисление   налога   в   бюджет  начислено  пеней  в  сумме  8,8
млн. рублей. За нарушения налогового законодательства привлечено  к
административной ответственности 1302 должностных лица.
     В 1992 году  4687  человек  получили  свидетельство  на  право
занятия    предпринимательской    деятельностью   без   образования
юридического лица.  По результатам проверок у 1247 из них  выявлены
нарушения и дополнительно начислено налога в сумме 2,8 млн. рублей.
     Контрольную работу обеспечивают 724 работника,  на  содержание
которых  в 1992 году израсходовано 21,7 млн. рублей. Таким образом,
на  1  рубль  расходов  на   содержание   налоговых   органов   ими
мобилизовано  в бюджет более 1 тыс. рублей и дополнительно взыскано
40 рублей сокрытых налогов.
     Работа налоговых  органов  проводилась в условиях их создания.
За  1992  год  было  принято  в  госналогинспекции  42%  их   общей
численности   (в   основном   лиц,   ранее   налоговой  работой  не
занимавшихся).  Однако  вакансии  составляют  около  20  процентов.
Основными  причинами неукомплектованности кадров являются сложность
их  подбора  и  отсутствие  в  необходимых  объемах   помещений   и
материально-технических средств. Так, налоговые органы в Республике
обеспечены средствами вычислительной техники немногим более 10%  от
потребности.  В  результате  сдерживается  работа  по автоматизации
учета налогоплательщиков, в том числе физических лиц.
     Принятие в   1992   году   федеральными  органами  решений  по
вопросам,  связанным с налогообложением  с  применением  к  прошлым
отчетным  периодам,  осложнило ведение предприятиями бухгалтерского
учета,  что  приводило  к  искажению  отчетности  и  соответственно
создавало дополнительные трудности в работе налоговых инспекций.
     В результате обсуждения итогов  работы  депутатской  группы  с
Председателем    Верховного    Совета     Чувашской      Республики
Кубаревым Э. А.  и   Председателем   Совета   Министров   Чувашской
Республики Викторовым В. Н.  предлагается  в целях улучшения в 1993
году состояния дел в бюджетно-налоговой сфере Российской  Федерации
решить  следующие основные вопросы:
     нестабильные нормативы и  постоянные  корректировки  бюджетных
взаимоотношений не позволили проявить в 1992 году мобилизующую роль
бюджета  в  решении   местными   органами   социально-экономических
проблем;
     перечисление одного и того же вида  налога  в  бюджеты  разных
уровней,  изменение  в  течение  года  нормативов  этих  отчислений
значительно   осложняет    расчеты,    затрудняет    контроль    за
своевременностью  их  перечисления.  Необходимо определить механизм
зачисления налогов  в  соответствующие  уровни  бюджетной  системы,
например,   рассмотрев  вопрос  о  восстановлении  выполнения  этой
функции банками;
     бюджетный процесс    и    взаимоотношения    федерального    и
территориальных    бюджетов    строить    на    основе     усиления
заинтересованности    и   ответственности   субъектов   России   за
социально-экономическое развитие территорий, осуществив максимально
возможную  передачу  в территориальные бюджеты расходов,  установив
дифференцированные стабильные нормативы отчислений  от  федеральных
налогов,  исключающие  встречные  финансовые  потоки  и позволяющие
практически  без  дотаций  и  субвенций  из  федерального   бюджета
финансировать закрепленные за территориями расходы;
     соответствующие решения  представительной   и   исполнительной
федеральных    властей    должны    одновременно    гарантироваться
своевременными и полными финансовыми ресурсами субъектам Российской
Федерации;
     необходима разработка механизма выравнивания развития регионов
России,  порядка определения минимальной бюджетной обеспеченности и
ежегодное формирование за счет  федерального  бюджета  специального
фонда   субвенций   для   передачи   средств  территориям,  имеющим
показатели социальной обустроенности ниже среднероссийского уровня,
а также для выполнения неотложных региональных программ;
     целесообразно разработать   и   утвердить   единую    методику
составления  сводных  территориальных  финансовых балансов регионов
России,   порядок   ведения   и    представления    отчетности    в
соответствующие органы по указанному вопросу;
     с целью   увеличения   уровня   взимания    налогов    принять
дополнительные   меры   по   укреплению  Государственной  налоговой
инспекции  по  Чувашской  Республике  квалифицированными   кадрами,
созданию для них надлежащих социально-бытовых условий и обеспечению
их работы необходимыми материально-техническими средствами;
     в целях дальнейшего развития положений Федеративного договора,
Соглашения  по  экономическим   вопросам   считать   целесообразным
продолжить совместную проработку разработанного представительными и
исполнительными органами Чувашской Республики проекта (прилагается)
межпарламентского    и   межправительственного   Соглашения   между
Российской   Федерацией   и   Чувашской   Республикой   о   порядке
распределения   налогов   и   доходов  между  федеральным  бюджетом
Российской   Федерации   и   республиканским   бюджетом   Чувашской
Республики.  Оно  предусматривает отчисления от федеральных налогов
для   финансирования   государственных   расходов   в   республике,
разграниченных  по  взаимной договоренности Правительств Российской
Федерации и Чувашской Республики,  по согласованным  долговременным
нормативам,        обеспечивающим        выравнивание        уровня
социально-экономического развития  Чувашской  Республики,  передачу
объектов  социально-культурной  сферы приватизируемых предприятий и
организаций,  а также профсоюзов на бюджет и  сведение  к  минимуму
встречных  финансовых  потоков между федеральным и республиканскими
бюджетами.


     Председатель депутатской группы,
     народный депутат Российской Федерации           А. М. Леонтьев

     Народный депутат
     Российской Федерации                               Б. М. Исаев

     Народный депутат
     Российской Федерации                             А. П. Починок

     (Председатель Совета Министров
     Чувашской Республики - В. Н. Викторов)


                           ____________



                        С О Г Л А Ш Е Н И Е
           между Верховным Советом Российской Федерации,
          Правительством Российской Федерации и Верховным
          Советом Чувашской Республики, Советом Министров
           Чувашской Республики о порядке распределения
         налогов и доходов между республиканским бюджетом
          Российской Федерации и республиканским бюджетом
                       Чувашской Республики

     _______________ 1993 г.                              г. Москва

     Верховный Совет Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации  и Верховный Совет Чувашской Республики,  Совет Министров
Чувашской Республики,  именуемые далее  "Стороны",  основываясь  на
Федеративном Договоре (Договоре о разграничении предметов ведения и
полномочий  между  федеральными  органами  государственной   власти
республик  в  составе  Российской  Федерации),  подписали настоящее
Соглашение о нижеследующем:
     Стороны в   соответствии   с   действующим   законодательством
самостоятельно формируют свои бюджеты,  проводят  единую  налоговую
политику  с  максимальным  расширением  сферы  компенсации  местных
органов власти.
     Порядок распределения  формирующихся  на  территории Чувашской
Республики доходов между бюджетной системой Чувашской Республики  и
федеральным    бюджетом    Российской   Федерации   предусматривает
отчисления   в   виде   федеральных   органов   по    согласованным
долговременным   нормативам,   для  финансирования  государственных
расходов,  разграниченных  по   взаимной   договоренности   сторон,
обеспечивающим  выравнивание  уровня социального развития Чувашской
Республики в сравнении с другими  регионами  Российской  Федерации,
сведение  к минимуму встречных финансовых потоков между федеральным
и республиканским бюджетами,  передачу по  взаимной  договоренности
сторон   и   объектов   социальной  инфраструктуры  приватизируемых
предприятий и организаций,  а также профсоюзов  на  республиканский
бюджет.
     В случае  изменения  Верховным  Советом  Российской  Федерации
действующего  законодательства и принятия Правительством Российской
Федерации дополнительных решений,  приведших к  потерям  доходов  и
увеличению расходов,  указанные расходы безвозмездно и своевременно
компенсируются бюджетами Чувашской Республики за счет  федерального
бюджета.


     Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации                             Р. Хасбулатов

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                            В. Черномырдин

     Председатель Верховного Совета
     Чувашской Республики                                Э. Кубарев

     Председатель Совета Министров
     Чувашской Республики                               В. Викторов


                           ____________

Информация по документу
Читайте также