Расширенный поиск

Постановление Думы Тульской области от 28.12.1995 № 27/598

                           ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
                                1-го созыва

                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 28.12.95 N 27/598

                              27-е заседание

            О деятельности Тульской областной Думы в 1995 году

     Заслушав доклад  председателя  областной  Думы  В.В. Деревянко "О
деятельности Тульской  областной  Думы  в  1995  году"  (прилагается),
Тульская областная Дума

                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Отметить   системный   подход   комитетов   областной  Думы  к
законотворческой  деятельности  в  Тульской   области   как   субъекте
Российской Федерации.
     2. Комитетам  областной Думы (Азеев Ю.И.,  Зубарев В.Н.,  Никитин
В.И.,  Пухов  А.П.)  продолжить  целенаправленную работу по реализации
Устава (Основного Закона) Тульской области и Декларации  "О  принципах
деятельности   Тульской   областной  Думы  по  реализации  Конституции
Российской Федерации".
     3. Ввести   в   практику  деятельности  Тульской  областной  Думы
постоянный  контроль  за  реализацией  принятых  законов   области   и
утвержденных Думой программ.
     4. Рекомендовать  субъектам   законодательной   инициативы   шире
использовать  предоставленное  им  Уставом (Основным Законом) Тульской
области право законодательной инициативы  в  целях  социальной  защиты
населения области.
     5. Комитетам  областной  Думы  (Азеев Ю.И., Зубарев В.Н., Никитин
В.И.,  Пухов А.П.)  обобщать  опыт  работы  депутатов  в избирательных
округах  в  соответствии  с  Законом  "О  статусе  депутата   Тульской
областной Думы".
     6. Пресс-службе   областной   Думы   (Матушкин В.Н.)   обеспечить
конструктивное   взаимодействие   со  средствами  массовой  информации
области,  полнее освещать работу депутатов  в  избирательных  округах,
законотворческую деятельность комитетов областной Думы.
     7. Опубликовать доклад "О деятельности Тульской областной Думы  в
1995 году" в средствах массовой информации области.
     8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя председателя областной Думы Новикову А.В.


     Председатель
     областной Думы          В.В. Деревянко




                                                            Приложение

                              О деятельности
                    Тульской областной Думы в 1995 году
                         (доклад на 27-м заседании
                     Тульской областной Думы 28.12.95)

                                                       В.В. Деревянко,
                                                          председатель
                                               Тульской областной Думы

                            Уважаемые коллеги,
             уважаемые участники сегодняшнего заседания Думы!

     Десять дней тому назад состоялись  выборы  в  VI  Государственную
Думу  Федерального Собрания РФ,  которые прошли при высокой активности
избирателей.  В  этом  безусловная  заслуга  работников  администраций
области,  городов  и  районов,  и,  особенно,  комитета  по  работе  с
территориями.  Есть  в  этом  и  вклад   депутатов   областной   Думы,
баллотировавшихся  в Государственную Думу и проводивших многочисленные
встречи с избирателями.  Нам приятно,  что один из депутатов областной
Думы повысил свой статус, став депутатом 6-ой Государственной Думы. Мы
поздравляем Николая Васильевича Панарина с победой на выборах и желаем
ему,  чтобы  опыт  законотворчества,  наработанный  в  областной Думе,
успешно использовался им на более высоком  уровне.  Мы  присоединяемся
также  к  мнению  избирателей г. Тулы, которые не захотели отпускать в
Госдуму своего мэра Николая Егоровича Тягливого,  уверенные в том, что
он больше нужен здесь и может сделать еще много добрых дел для жителей
Тулы.
     Переходя непосредственно  к деятельности Тульской областной Думы,
хочу сказать,  что исполнилось ровно два года  как  население  области
выбрало  депутатов  Тульской  областной Думы.  Стало правилом - каждые
полгода обсуждать результаты нашей работы и,  тем не менее,  сегодня я
считаю  необходимым  обозначить  общие  итоги  деятельности областного
законодательного органа государственной власти и основные  направления
его дальнейшей деятельности.
     При всем критическом отношении к делам областной Думы  нельзя  не
отметить  главный положительный итог прошедших лет,  который состоит в
том,  что  реально  заработал  законотворческий  механизм  на   уровне
Тульской  области  как  субъекта  Федерации.  Разработаны,  обсуждены,
приняты и действуют 22  закона  Тульской  области,  16  законопроектов
находятся  в  работе  в  комитетах Думы,  а некоторые - на всенародном
обсуждении.  И в этом огромная  заслуга  наших  депутатов,  работников
аппарата Думы и администрации области.
     Оценивая ситуацию,  думаю нужно отталкиваться  от  реального:  от
сопоставления  того,  что  мы  имели  и  что мы сегодня имеем.  Раньше
законодательного органа в области не было,  сегодня он есть. И вся его
деятельность позволяет с уверенностью сказать,  что депутаты ни на шаг
не отступили от принятой  ими  Декларации  "О  принципах  деятельности
Тульской   областной   Думы   по   реализации  Конституции  Российской
Федерации",  в которой определена в качестве главной задача: принимать
такие  правовые  акты,  которые  способствовали  бы  созданию условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
     За два  года  было  принято  около  шестисот постановлений,  один
статутный закон - Устав (Основной Закон) Тульской области,  более  150
документов  в  области  государственного  права,  свыше  80  в области
социального и более 160  -  в  области  экономического  и  финансового
законодательства.  Как  видите,  формируется  постепенно правовая база
внутренней самоорганизации  области,  создается  необходимое  правовое
поле    для    созидательной   деятельности   исполнительных   органов
государственной власти в осуществлении экономических реформ. При этом,
ориентация идет на социальную защиту населения.
     Особо хочу остановиться на  принятии  Устава  (Основного  Закона)
Тульской  области.  Работа над ним продолжалась почти полтора года.  К
подготовке этого законопроекта отнеслись с чрезвычайной  тщательностью
и  депутаты,  и  аппарат  Думы,  и специалисты администрации области и
юрист аппарата полномочного представителя Президента  РФ  по  Тульской
области.  Тем не менее, отдельные его положения вызвали разногласия, в
процессе  урегулирования  которых  сыграла  свою  роль  согласительная
комиссия. Ее работа позволила выработать компромиссные решения по всем
спорным вопросам,  за  исключением  статьи  Устава,  предусматривающей
согласование с Думой ведущих кадровых назначений, что явилось причиной
неподписания   Устава   главой   администрации    области.    Практика
цивилизованных  стран  показывает,  что с парламентами согласовываются
кандидатуры  практически  на  все   ключевые   должности   в   органах
исполнительной власти.  В итоге областная Дума, следуя правовым нормам
действующего законодательства,  преодолела вето главы администрации, и
Устав - Конституция Тульской области вступил с ноября в законную силу.
     Принимая Устав и вводя его в действие, Тульская областная Дума не
нарушила   ни  одной  статьи  Конституции  РФ,  что  в  полном  объеме
подтвердило Правовое Управление  Аппарата  Совета  Федерации.  Цитирую
ответ   отдела   по   правовым  вопросам  федерализма  и  национальных
отношений:  "Конституция  России  и  федеральное  законодательство  не
запрещает  субъектам  РФ принимать свои конституции и уставы.  Система
госвласти,  закрепленная в Уставе Тульской области,  является типичной
для  областей в составе Российской Федерации и не противоречит основам
конституционного строя,  что является главным  условием  действенности
положений Устава...  То,  что тульские законодатели смогли за два года
разработать, обсудить и принять этот самый важный для области правовой
акт   -   можно   расценивать   как   большой  успех.  Далеко  не  все
законодательные  органы  субъектов  Федерации  смогли  даже  выйти  на
законченный проект основного учредительного документа".
     Депутаты областной Думы убеждены в том,  что  Устав  области  как
правовая  основа  её жизнеобеспечения и акт конституционного характера
не  должен  зависеть  от  сиюминутных  политических  пристрастий   или
амбиций.  Это  документ  имеет  в  области высшую юридическую силу,  а
поэтому ему должны соответствовать и  законы  области,  и  нормативные
правовые акты областной администрации, и акты местного самоуправления.
Необходимо  обеспечить  государственную  защиту  Устава  и  тем  самым
политическую  и  социально-экономическую стабильность в нашей области.
Логическим  завершением  этой  работы  должно  стать  принятие   всего
комплекса законов,  обозначенных в тексте Устава, а также приведение в
соответствие с ним всех ранее принятых  правовых  актов  области.  Как
видите,  в  осуществлении  этих задач предстоит большая работа как для
Думы, так и для администрации области.
     Продолжая разговор  о  деятельности  областной  Думы,  считаю что
своевременным  и  положительным  было  принятие  Закона  "Об   органах
государственной  власти  в  Тульской  области",  в  котором определены
организационно-правовые    основы    организации    системы    органов
государственной  власти  в  области  и  взаимоотношения  между ними на
основе четкого разграничения предметов их ведения.  Депутаты  исходили
из   положений   ст.10   Конституции  РФ,  в  которой  четко  сказано:
"Государственная  власть  в  Российской  Федерации  осуществляется  на
основе  разделения  на  законодательную,  исполнительную  и  судебную.
Органы   законодательной,    исполнительной    и    судебной    власти
самостоятельны."   Это  значит,  что  взаимоотношения  между  органами
государственной власти должны осуществляться  не  в  порядке  каких-то
личностных  договоренностей  руководителей,  а  на  серьезной правовой
основе.
     Следует сказать,    что    в   целом   взаимоотношения   Думы   с
администрацией области нормальные.  Депутаты  приветствуют  встречи  с
главой  администрации Н.В. Севрюгиным. Деловой диалог позволяет каждой
стороне сверить свою  работу  с  теми  задачами,  которые  решаются  в
области.  Хотелось  бы  подчеркнуть,  что и в целом в законотворческой
деятельности взаимные консультации,  тщательное обсуждение предложений
и пожеланий, исходящих от депутатов и сотрудников администрации, стали
делом привычным, обыденным, закономерным. И это положительно.
     Все проекты  нормативных  актов,  поступающие  в  областную Думу,
независимо от того,  кто  был  субъектом  законодательной  инициативы,
прорабатываются    с   обязательным   участием   работников   юстиции,
прокуратуры и специалистов администрации.  Эта работа идет в комитетах
Думы до тех пор,  пока не будет найден вариант, отвечающий требованиям
действующего законодательства и  реальной  жизни.  Подобная  процедура
позволяет  основательно  отработать  документ  еще до его вынесения на
рассмотрение  Думы,  избавляет  обсуждение  от   излишних   дискуссий,
конфронтации и взаимных претензий.
     В качестве примера можно  сослаться  на  работу,  которая  сейчас
проводится по проекту закона об областном бюджете на 1996 год.
     Обсуждение представленного администрацией области проекта бюджета
проходит более детально и глубже, чем в предыдущие годы. По сути дела,
обсуждение с первых шагов приняло форму диалога между депутатами  Думы
и   специалистами   администрации.   Это  позволяет  депутатам  глубже
проникнуть в суть  как  доходной,  так  и  расходной  частей  бюджета,
детально  проанализировать  каждую его статью.  Разнообразными стали и
формы встреч с разработчиками проекта областного бюджета на 1996 год -
здесь  и встреча "за круглым столом",  и пленарное заседание комитетов
Думы,  и раздельные заседания комитетов. Причем на встречи и к диалогу
приглашаются не только первые лица, пояснения и ответы на вопросы дают
непосредственные  разработчики  тех   или   иных   статей   и   блоков
законопроекта.  В  свою  очередь специалисты аппарата Думы представили
депутатам  по  нему  заключение,  в  котором  обозначены  решенные   и
нерешенные  вопросы.  Все это вселяет уверенность в то,  что областной
бюджет на предстоящий год будет проработан более квалифицировано,  что
в нем будут учтены дополнительные источники пополнения бюджета за счет
увеличения поступлений от налога  на  прибыль,  транспортного  налога,
подоходного налога с физических лиц, акцизов.
     Прикидочный расчет  только  по  указанным  позициям  позволил  бы
увеличить сумму доходов более чем на 130 млрд. рублей.
     Считаем также целесообразным учитывать в доходной  части  бюджета
такой  источник внешнего финансирования как трансферты,  выделяемые из
федерального фонда финансовой поддержки регионов.
     Останавливаясь на  перспективных потребностях развития областного
законодательства, я повторюсь, но и Вы, наверное, согласитесь со мной,
что    задача    законодателя    -    выработать    четкую   стратегию
законотворчества, а не исходить из сиюминутных идей.
     И практика  двух  лет  показала,  что  с  самого  начала депутаты
выбрали правильные подходы в своей законодательной деятельности.
     Во-первых, законотворчество  определяется перспективным и текущим
планированием.
     Во-вторых, разрабатываются фундаментальные законы области (Устав,
о бюджетном процессе,  о библиотечном деле,  о местном самоуправлении,
об административно-территориальном устройстве,  об энергосбережении, о
налоговой  системе  и  т.д.),  перечень  которых   в   будущем   будет
дополняться новыми законами.
     В-третьих, более   четко    определяются    в    законодательстве
приоритеты,  очень  важно  в текущей работе придерживаться именно этих
приоритетов.
     Следует и  в дальнейшем сохранить такой,  я бы сказал,  системный
подход в законотворчестве.  В настоящее  время  проводится  работа  по
формированию плана законотворческой деятельности на 1996 год.  И нужно
серьезно определиться с жизненно необходимыми законами, чтобы потом не
исключать их из плана, не переносить сроки их разработки и принятия до
бесконечности.  При этом считаю  совершенно  несостоятельным  бытующее
подчас  мнение,  согласно  которому  по  предметам совместного ведения
между  Российской  Федерацией  и  субъектом  РФ  закон  области  может
приниматься лишь в том случае, если принят соответствующий федеральный
закон.  Конечно некоторым удобно ссылаться на отсутствие  федерального
законодательства   дабы  не  разрабатывать  свое.  Однако  надо  четко
следовать в этом  п.4  статьи  76  Конституции  Российской  Федерации,
которая гласит о том,  что вне пределов ведения Российской Федерации и
совместного ведения РФ и субъектов  области  осуществляют  собственное
правовое  регулирование,  включая  принятие законов и иных нормативных
правовых актов, а поэтому никто не вправе запретить субъекту Федерации
принимать  законы  по  предметам совместного ведения.  Иначе полностью
теряется смысл понятия "предметов совместного ведения",  уступая место
понятию "остаточная компетенция".
     Поскольку законотворчество   -    основа    жизнеобеспечения    и
государственно-правового  строительства  области,  думаю,  что следует
обсудить вопрос о планировании законодательной работы  на  предстоящие
два  года  и  на  1996  год  конкретно.  В  этой программе должно быть
обозначено участие всех субъектов законодательной  инициативы,  причем
под реальные задачи,  которые предстоит решить области.  Эта программа
не должна быть простым перечнем законопроектов с указанием сроков. Она
должна   быть   жестко   увязана   с   целевыми   уже   принятыми  или
разрабатываемыми программами,  но самое главное - законы  должны  быть
финансово обеспечены.
     Решающей предпосылкой  концептуально  осмысленной  и  эффективной
законодательной  деятельности  является отлаженное взаимодействие всех
субъектов  законодательной  инициативы.   Вряд   ли   можно   признать
нормальным  положение,  когда на долю администрации области приходится
менее трети от общего числа принятых законов.
     Право законодательной инициативы,  закрепленное за администрацией
области в лице её главы  1-го  заместителя  должно  реализовываться  в
полной мере.  И говорю я это не для того,  чтобы как-то принизить роль
администрации,  а  для   пользы   дела,   так   как   от   эффективной
законотворческой  деятельности  в целях создания от грамотной правовой
базы зависит успех развития народно-хозяйственного комплекса области и
создания нормальных условий жизнедеятельности населения.
     Не менее важным направлением в деятельности Думы является  работа
с федеральным законодательством.
     Следует самокритично   признать,   что   право    законодательной
инициативы,    предоставленное   Конституцией   РФ,   областная   Дума
использует,  однако,  не в полной мере.  Недостаток,  на  мой  взгляд,
состоит  в том,  что законопроекты,  предлагаемые нами Государственной
Думе,  не носили целостного характера,  а являли собой лишь дополнения
или  изменения  в  действующее  законодательство.  Хотя  и в этом есть
положительные  и  реальные  результаты.   Так   наша   законодательные
инициативы,  касающиеся  выплаты  пенсий  за  выслугу лет,  работающим
медицинским работникам, проживающим в сельской местности; о начислении
пенсий отцам детей-инвалидов или лицам,  их заменяющим,  реализованы в
федеральных законах, принятых Госдумой.
     Значительную работу проделали депутаты,  аппарат Думы по проектам
федеральных законов.  Только в этом году в областную Думу их поступило
более  180.  За  два  года в Комитеты Федерального Собрания направлено
более  полутора  тысяч  замечаний,  предложений.  Благодаря   депутату
Госдумы  от  Тульской  области  Лозинской  Жанне  Михайловне  мы имели
возможность знать,  какие наши поправки приняты при доработке законов.
Думаю,  что  такое  взаимодействие  с  вновь  избранными депутатами от
Тульской  области  позволит  нам  и  в  будущем  не   только   активно
участвовать  в  федеральном  законотворческом  процессе,  но и реально
влиять на него.  К сожалению не отработанный Госдумой  механизм  учета
мнений  субъектов  Федерации в отношении законов приводит к тому,  что
поправки к федеральным законопроектам незаслуженно игнорируются,  хотя
они и отражают реалии жизни.
                    Уважаемые участники заседания Думы!
     Хотелось бы  несколько подробнее остановиться на работе комитетов
Думы.
     Напомню Вам,  что Комитет по бюджету,  финансово-экономическому и
налоговому законодательству возглавляют Никитин В.И. и Пухов А.П., и в
состав его входят 10 депутатов.  Это умелые организаторы промышленного
и    сельскохозяйственного    производства,    высококвалифицированные
специалисты,  руководители предприятий разных форм собственности. Двое
имеют степени кандидатов наук, некоторые и ранее избирались депутатами
разных   уровней,  однако  глубоко  вникать  в  суть  экономических  и
финансовых   вопросов,   сверять   свои   позиции   с   ситуацией    в
финансово-экономической  жизни  России большинство из них стало лишь в
составе областной Думы.  Отрадно отметить и их рост как  разработчиков
законов,  определяющих  и  регламентирующих  материальную основу жизни
области - экономику,  бюджет, налоговую политику, а в конечном итоге -
ход  экономических  реформ.  Только  в  этом  году депутатами комитета
подготовлены,  детально отработаны,  согласованы во всех инстанциях  и
финансовых  органах  шесть  проектов  законов Тульской области и среди
них:  "О бюджетном процессе в Тульской области", "Об областном бюджете
на  1995  год",  "О льготах по налогу на приобретение автотранспортных
средств"  и  т.д.  По  инициативе  комитета  все  эти  законы  приняты
областной  Думой,  действуют на территории области и составляют основу
нормативно-правовой базы в  сфере  экономики,  финансового  обращения,
налоговой политики и бюджетного процесса.
     К разработке  законов  комитет  всегда  привлекает   специалистов
администрации  области,  финансовых  органов  и банковских учреждений,
управления   юстиции,   практических   работников   -    руководителей
предприятий и организаций Тулы,  представителей союза промышленников и
директоров  области.  Кроме  того,  проекты  законов,   как   правило,
публикуются  в  средствах  массовой информации,  так что каждый житель
области получает возможность познакомиться с ними,  проработать все их
положения  и  высказать свое мнение - либо через депутата Думы или его
помощника,  либо лично  -  письменно  или  устно.  Надо  сказать,  что
предложения  и  замечания  граждан  существенно  дополняют и обогащают
разрабатываемый документ, а иногда и предотвращают ошибочные решения.
     Для комитета  по  бюджету,  финансово-экономическому и налоговому
законодательству это особенно важно.  Рассматриваемые им вопросы прямо
касаются жизни предприятий,  а поэтому не до конца продуманное решение
в отношении того или другого из них может иногда  не  только  ухудшить
финансовое  положение,  но  и  привести  к  экономической  катастрофе,
учитывая,  что большинство предприятий переживает, как известно, и без
того не лучшие времена.
     Характерен в этом отношении процесс разработки и принятия проекта
закона  области  "О  бюджете  территориального дорожного фонда на 1996
год".  Авторы его заложили такую норму:  взимать налог с пользователей
автомобильных  дорог  в  1996 году в размере трех процентов от выручки
(валового дохода) от реализации (работ,  услуг).  Конечно  же,  не  от
хорошей   жизни  они  предложили  увеличить  размер  налога  вдвое  по
сравнению с 1995 годом. Дорожному фонду и без того не хватает средств,
а  тут  ПРСО  "Тулавтодор" начало принимать на свой баланс (а значит и
содержание) дороги местного значения. В этих условиях о новом дорожном
строительстве,  обновлении парка машин ПРСО "Тулавтодор" не могло быть
и речи, если не увеличить ставку налога.
     Это хорошо  понимали  все,  в  том  числе и "пользователи дорог",
которым,  как и всем,  бездорожье достается недешево. Но они не только
понимали всю пагубность повышения ставки и всей душой чувствовали, что
кое-кому после этого не выжить, и страдать от этого придется не только
производителю, но и дорогам. С карандашом в руках, опираясь на расчеты
экономистов,  они доказывали,  что такое им не вынести.  И доказали. В
принятом  законе  значится:  утвердить  ставку налога в размере двух с
половиной  процентов  выручки.  Подобный  подход  к  решению   сложных
вопросов случался в комитете не раз.
     Одним из первых в этом году комитетом был подготовлен  проект,  а
Думой  принят  закон  "О  бюджетном процессе в Тульской области".  Как
сказано в преамбуле к нему,  этот закон определяет  основные  понятия,
содержание  и  механизм  осуществления бюджетного процесса,  бюджетные
права органов государственной власти и,  что особенно  важно,  органов
местного   самоуправления   на   территории  области.  Он  прописывает
взаимодействие  между  федеральным   бюджетом   области   и   местными
бюджетами,   а   также   взаимоотношения   бюджетов  с  предприятиями,
организациями  и  учреждениями  как  самостоятельными   хозяйствующими
субъектами с целью сочетания их экономических интересов в соответствии
с бюджетно-финансовой политикой нашей области.  Таким образом,  работа
органов   государственной   власти   и   местного   самоуправления  по
составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов и контролю
за их исполнением в области регламентируются законом,  что делает этот
процесс   обязательным   к   исполнению   и    исключает    какие-либо
недоразумения.
     Уже в развитии этого закона  и  в  ходе  рассмотрения  областного
бюджета  возникла необходимость принятия ряда Положений,  определяющих
порядок направления средств  областного  бюджета.  Одно  из  них  -  о
предоставлении  бюджетных ссуд уже разработано и принято.  Находится в
работе и второе Положение о порядке и условиях использования бюджетных
средств  в  качестве  инвестиций  и государственных взносов в уставные
фонды юридических лиц.
     В настоящее   время   депутаты   комитета   все  больше  осознают
необходимость разработки законодательных актов,  касающихся  областной
собственности,  бюджетных  и  внебюджетных  фондов  и других вопросов.
Точнее говоря,  эта работа уже началась.  Если  ранее  областная  Дума
ежегодно утверждала ставки налогов в территориальный дорожный фонд, то
в этом  году  ПРСО  "Тулавтодор",  как  уже  упоминалось,  разработало
законопроекты  "О территориальном дорожном фонде области" и "О бюджете
территориального  дорожного   фонда",   которые,   несомненно,   будут
способствовать     более     рациональному     расходованию    средств
налогоплательщиков.
     Большая группа вопросов, находящихся в центре внимания комитета -
это предоставление налоговых льгот.  С первых шагов комитет  стремился
придать этой работе системный характер,  определить в ней приоритетные
направления. Опыт прошлых лет навел депутатов на мысль о необходимости
разработки    закона    "О   льготах   по   налогу   на   приобретение
автотранспортных средств".  Дума приняла этот закон,  а в этом году по
рекомендации    комитета    внесла   в   него   изменения,   определив
дополнительные  категории  налогоплательщиков,  которые  будут   также
освобождаться от уплаты данного налога.
     Параллельно с  вопросами   бюджетного   регулирования   комитетом
поднимаются  и  другие  не  менее важные проблемы,  решение которых не
терпит  промедления.  Так   появился   проект   закона   области   "Об
энергосбережении  и  повышении  эффективности  использования топлива и
энергии".  Дума приняла этот закон,  который  по  мнению  депутатов  и
специалистов   позволит   создать  в  области  условия,  стимулирующие
проведение    энергосберегающих    мероприятий,    а    это    большое
народно-хозяйственное дело.
     Или очередной очень сложный и неоднозначный проект закона области
"О  земле".  Дума  приняла  его  за основу,  тем не менее уже сейчас в
комитете накопилось значительное количество  отзывов  и  дополнений  в
этот документ.  Причем, предложения касаются не редакционных правок, а
основы основ - содержания закона.  В  настоящее  время  они  тщательно
систематизируются, внимательно изучаются и обобщаются.
     Такова причастность комитета  к  региональному  законотворчеству.
Депутаты,  как уже говорилось ранее, рассматривают проекты федеральных
законов,  свои  замечания  и  предложения  от  имени  областной   Думы
направляют в Государственную Думу.  Кроме того, складываются ситуации,
когда депутаты обращаются в разные инстанции по поводу  несовершенства
некоторых   существующих   законодательных   и  подзаконных  актов  на
федеральном  уровне.  Так  в  феврале  этого  года  Правительство   РФ
принятием  своего постановления поставило ПО "Алексинский химкомбинат"
в сложнейшую ситуацию,  установив лицензионный сбор  на  производство,
розлив,  хранение,  оптовую  продажу  алкогольной  продукции и сбор на
обследование  организаций  с   этим   профилем.   По   поводу   отмены
Постановления  Правительства  РФ  Комитет  Думы подготовил обращения к
Президенту РФ, в Правительство, Конституционный суд и Совет Федерации,
а  также  в  некоторые  законодательные  органы государственной власти
субъектов Федерации.  Правительство  учло  эти  предложения  и  внесло
изменения в ранее принятое постановление.
     В 1995  году  комитет  по  бюджету,  финансово-экономическому   и
налоговому  законодательству  рассмотрел на своих заседаниях более 130
вопросов,  по большинству из них Дума приняла постановления. В среднем
на каждое заседание Думы комитет готовит и вносит 8-9 вопросов.
     Комитет по  социально-культурному  законодательству   возглавляет
Зубарев В.Н..  Заседания комитета проводятся ежемесячно и отрадно, что
получает  свое  логическое  завершение  большая   работа,   проводимая
депутатами  этого  комитета  совместно  со специалистами администрации
области по разработке проекта областного закона "Об охране  окружающей
среды Тульской области и экологически чистом природопользовании".  Как
Вы помните,  на 25-ом заседании Думы приняты многочисленные поправки к
этому закону.
     В этом году был разработан и принят Думой в первом  чтении  Закон
области "О льготах бывшим воспитанникам детских домов военного времени
1941-1945 годов".  В окончательном варианте  приняты  также  областные
Законы "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов",
по предложению председателя комитета депутата Зубарева В.Н. был внесен
и  принят  Закон  "О  внесении изменений и дополнений в Закон Тульской
области "Об областном бюджете на 1995  год",  касающийся  перечисления
средств на геолого-разведочные работы.
     По представлению   служб    администрации    области    комитетом
рассмотрены  и  внесены на Думу 3 программы:  "Вакцинопрофилактика" на
1995-1997 годы,  по профилактике  и  предупреждению  правонарушений  и
безнадзорности  несовершеннолетних,  защите их прав на 1995-1996 годы,
"Комплексные меры противодействия  злоупотреблению  наркотиками  и  их
незаконному обороту на 1996-1997 годы".
     Депутатами комитета,  особенно в последнее время,  много внимания
уделяется слабозащищенным слоям населения.  Было проведено совещание с
комитетом  солдатских  матерей,  а  затем  встреча  с   родственниками
погибших  воинов,  в  результате чего принято постановление "Об итогах
встречи депутатов Тульской областной Думы с родителями военнослужащих,
погибших  в  Чечне".  Депутаты послали Президенту Российской Федерации
Ельцину Б.Н. обращение по данному вопросу и наметили на уровне области
конкретные   меры   социальной  поддержки  семей  погибших  защитников
Отечества.
     Одним из   направлений   комитета  является  контроль  выполнения
решений Думы  по  социально-значимым  вопросам.  Дважды  на  заседание
комитета выносился вопрос о ходе реконструкции и финансирования центра
социальной  реабилитации  Зареченского  района  г. Тулы,   подготовлен
вопрос  о проведении эксперимента по доставке пенсий через ТАСК-банк в
трех районах города Тулы,  причем ранее этот вопрос уже рассматривался
в  связи с обращением работников почтовой связи Веневского района.  По
инициативе депутата Костикова А.А.  разработаны концепция и  программа
социальной и медицинской реабилитации воинов-интернационалистов, семей
военнослужащих, погибших при защите Отечества.
     Во исполнение  статьи  35  вступившего  в  силу Устава (Основного
Закона) Тульской области комитетом внесено,  а областной Думой принято
постановление   "О  наградах,  почетных  званиях  и  премиях  Тульской
области", что позволит проводить в области единую наградную политику.
     По инициативе депутата Летохо Ж.Г.  были подготовлены и проведены
депутатские слушания по теме: "Развитие негосударственного пенсионного
обеспечения  в  Тульской области",  в которых приняло участие более 60
человек,  представителей  практически  всех   заинтересованных   служб
администрации   и   территорий   области.  В  принятом  заключении  по
результатам депутатских слушаний рекомендовано Тульскому региональному
негосударственному  пенсионному  фонду  внести  проект закона Тульской
области "О негосударственном пенсионном фонде в  Тульской  области"  в
Тульскую  областную  Думу  в  установленном  законодательством области
порядке.  Хотелось бы подчеркнуть, что депутатские слушания проводятся
практически    только    по    инициативе    депутатов   комитета   по
социально-культурному  законодательству.  ими  проведены   депутатские
слушания по коммунальным услугам и порядке их оплаты,  по внебюджетным
фондам, по занятости населения.
     Необходимо подчеркнуть,   что   депутаты   комитета  и  работники
аппарата  много  внимания  уделяли  работе  над  вопросами,  основными
разработчиками  которых  являются  другие  комитеты Думы.  Это вопросы
бюджета, экономики, налогообложения, выборов органов власти и местного
самоуправления,      административно-территориального      устройства,
управления собственностью,  управления Тульской областью  и  структуры
администрации области и другие.
     Однако приоритетными   в   работе   комитета   остаются   вопросы
социальной поддержки.
     В 1995  году  комитет  работал  по  своим  квартальным  планам  и
перспективному плану работы областной Думы. В основном все выполнялось
в намеченные сроки.  Однако имели место и переносы  сроков.  Например,
проекты  законов  "О  торговле",  "О  молодежи",  вопрос  о выполнении
социальных программ и другие отложены в связи с их неподготовленностью
депутатами  или  непредставлением  материалов  в  срок  администрацией
области.
     Строительство российской  государственности  в  нынешних условиях
проходит не только "по указке сверху". Впервые, по Конституции РФ 1993
года,   субъекты   Федерации   получили   возможность   самостоятельно
определять  систему   государственной   власти.   Отработка   вопросов
территориального    устройства,   правового   регулирования   властных
отношений, взаимодействия органов госвласти и местного самоуправления,
реализации   конституционных   прав   населением  области  -  одна  из
законотворческих задач.
     Этими вопросами    занимается    комитет    областной   Думы   по
государственно-правовому  строительству,  председатель   Азеев   Ю.И..
Несмотря на то,  что в его составе всего 7 депутатов, основная тяжесть
выполнения программы законотворческой деятельности Думы  легла  именно
на  этот  комитет.  "Из-под  пера"  депутатов  этого  комитета вышло 9
законов,  5 законопроектов  находятся  в  работе.  В  настоящее  время
ведется   работа   с  законопроектами,  позволяющими  жителям  области
реализовать свое избирательное право по  выборам  депутатов  областной
Думы,   губернатора   области,  органов  и  должностных  лиц  местного
самоуправления, по организации местного самоуправления. Депутаты этого
комитета  были  активными  участниками  разработки  Устава  (Основного
Закона) области, который по праву называют Конституцией области.
     Комитетом по государственно-правовому строительству подготовлены,
а областной Думой утверждены нормативные правовые  акты,  регулирующие
организацию  нашей внутренней жизни.  Это Регламент Тульской областной
Думы, Законы "О статусе депутата" и "О законах области". Отличительной
чертой  работы  комитета  является постоянный поиск новых форм работы,
которые  подсказывает  жизнь  или  опыт  других  субъектов  Российской
Федерации.  По  инициативе  депутатов этого комитета развивается такая
форма как выездные заседания комитетов,  о чем  имеется  информация  в
Вестнике  областной  Думы.  Опыт работы глав администраций - депутатов
этого комитета Пименова М.С., Цыбрина Н.М., Гречишнева М.И. помогает в
отработке  моделей  правового  регулирования вопросов государственного
строительства,  а   депутатов  Сывороткиной  Л.М.  и  Богатова В.И.  в
вопросах защиты прав и свобод граждан.
     Характерным в  работе  комитета  является   тесный   контакт   со
специалистами органов исполнительной власти, что успешно реализуется в
постоянно действующей рабочей группе,  утвержденной  областной  Думой,
для  разработки  блока законов,  касающихся вопросов власти и местного
самоуправления.  Депутаты  других  комитетов,  проявляющие  интерес  к
вопросам  государственного строительства,  также подключаются к работе
этой группы.
     Вопросы состояния преступности в области волнуют каждого депутата
Думы   и   находятся   в   постоянном   поле   зрения   комитета    по
государственно-правовому  строительству.  Его  депутаты  Азеев Ю.И.  и
Панарин Н.В.  явились организаторами депутатских слушаний по  проблеме
усиления борьбы с преступностью в области, по результатам которых была
принята областная программа.
     Деловой особенностью   этого   комитета   в   отработке  проектов
федерального  законодательства   (а   это,   как   правило,   объемные
законопроекты - Гражданский и Уголовный кодексы, законы о прокуратуре,
арбитражном суде,  о борьбе с организованной  преступностью)  является
коллективное обсуждение с привлечением специалистов правоохранительных
органов.
     При формировании  программы законотворческих деятельности комитет
ставит перед  собой  на  перспективу  задачу  по  формированию  полной
правовой  базы  для  становления и эффективного осуществления местного
самоуправления,  а  также  регулирование  вопросов  государственной  и
муниципальной службы в области.
     Важной формой деятельности комитетов  Думы  являются  депутатские
слушания,  которых  в  1994-1995  годах  было  проведено  5.  Все  они
посвящались  анализу  ситуаций  в  той  или  иной  сфере  и  выработке
стратегии  их  совершенствования  и  дальнейшего  развития.  Однако  в
практике депутатских слушаний в недостаточной мере отразились  вопросы
законодательства.  В связи с этим необходимо повысить роль депутатских
слушаний в подготовке  и  разработке  наиболее  важных  законопроектов
области.
     С работой  депутатских  комитетов  неразрывно  связана  и  работа
аппарата  Думы.  Уверен,  Вы  согласитесь  со  мной,  что  структурные
изменения  в  аппарате,  связанные  с  улучшением  обеспечения  работы
каждого депутатского комитета,  дает свои положительные результаты,  в
чем большая заслуга руководства аппарата и  руководителей  структурных
подразделений. Всего год работает контрольная комиссия областной Думы.
Тем  не  менее,  анализ  бюджетного  финансирования  и,  в  частности,
состояния  финансирования  отрасли  здравоохранения,  изучение вопроса
использования средств,  полученных  предприятиями  и  организациями  в
результате  налоговых  льгот  в  1994  году и в I полугодии 1995 года,
подготовленные комиссией  заключения  по  различным  вопросам  оказали
депутатам неоценимую помощь в принятии правильных решений.
     В канцелярию Думы поступило более 5 тысяч единиц корреспонденции.
И  с  каждым  документом  аппарат  Думы  работал.  На  прием по личным
вопросам обратилось почти  200  граждан,  еще  столько  же  обратились
письменно.  В  абсолютном  большинстве  им  или  дано объяснение,  или
помогли в решении их проблем.
     Еще на  одном  вопросе  деятельности  Думы  и  её  аппарата  хочу
остановиться  подробнее:  на  правовой  и  лингвистической  экспертизе
законопроектов,  которые  остаются,  как  говорят,  за  кадром.  Когда
комитет-разработчик законопроекта или  рабочая  группа  определится  с
проектом  закона,он  обычно проходит правовую экспертизу в комитете по
правовому обеспечению деятельности  Думы.  Это  дает  нам  возможность
обеспечить   единую  законодательную  технику,  выверить  правильность
названий,  источники  опубликования  законодательных  актов,  единство
возложения  правовых  норм,  что  имеет важное значение для дальнейшей
реализации принятых законов.
     Однако практика  работы  с убедительностью доказала,  что сегодня
необходима  и  лингвистическая  экспертиза   законопроектов   и   иных
нормативных правовых актов, принимаемых Думой. Это позволит обеспечить
в законодательной  деятельности  единство  терминологии,  правильность
написания  и толкования сложных терминов,  редакторский анализ языка и
стиля; устранить дублирование в наименованиях.
    Практика законодательной деятельности показала, что для разработки
законопроектов  необходимо  привлекать  и  научные  силы.   Слабо   мы
используем  пока  научный  потенциал  Тульского факультета юридической
школы     МВД     РФ,      университетов      г. Тулы,      Российских
научно-исследовательских институтов.
     Необходимо также выработать  стратегию  информационной  поддержки
каждого законопроекта на всех стадиях законодательного процесса. Это -
предоставление информационных обзоров  по  законодательству  субъектов
Российской  Федерации,  зарубежному опыту,  необходимых статистических
материалов,   результатов   социологических   исследований   и    т.п.
Законопроект не должен появляться как "голый", ничем не мотивированный
текст.  Здесь большое поле деятельности для аппарата и всех депутатов,
особенно  работающих на штатной основе.  Что же касается очень важного
вопроса -  контроля  за  ходом  реализации  принятых  областной  Думой
законов,   то   эту  работу,  я  думаю,  могли  обеспечить  не  только
комитеты-разработчики законопроектов, но и помощники депутатов Думы, а
также специалисты администрации.
     Хотелось бы  еще  остановиться  на  очень  важном  вопросе,   без
которого  вряд  ли  будет  эффективной  работа  областной Думы.  Это -
взаимодействие   ветвей   власти.   По-моему   убеждению    нормальное
взаимодействие  играет  решающую  роль  в  поддержании  стабильности и
управляемости в  области.  Для  этого  нужно  просто  иметь  искреннее
желание   к   такому   взаимодействию  и  облекать  его  в  конкретные
практические действия, стремиться совместно искать и находить разумное
решение   стоящих   перед   областью  проблем.  А  проблем  в  области
достаточно.  Например,  Думу очень беспокоит,  что в текущем году спад
промышленного  производства  продолжается,  и  не надо себя убаюкивать
стабилизацией,  ведь спад этого года сравнивается с "обвалом"  в  1994
году. Сократили объем производства 65 % предприятий.
     Уменьшился выпуск    основных    продуктов     питания:     мяса,
цельномолочных продуктов,  масла,  колбасных изделий,  а также товаров
легкой промышленности, товаров для детей.
     По вводу  жилья  область  значительно отстает от среднероссийских
показателей и соседних областей.
     Тревожным остается  положение  в  сельском хозяйстве,  особенно в
животноводстве. В течение года не обновлялась техника, строительство в
селе практически не ведется, развитие фермерского движения по существу
прекратилось. Неблагополучной остается демографическая обстановка.
     Положение дел  с  финансами  Вы  знаете  из информации начальника
финансового управления администрации области А.А. Погудина.
     Особенно тяжело,   что   снижаются   реальные   денежные   доходы
населения.  62 % населения имели денежные доходы ниже среднеобластного
уровня, более 23 % - ниже прожиточного минимума.
     Так что поле деятельности  обеим  ветвям  власти  сверх  широкое.
Совместная   целенаправленная   деятельность   на   основе   принципов
толерантности (терпимости),  взаимопонимания и  согласия  не  является
признаком  слабости,  напротив  она  способна  дать  только позитивные
результаты.
     В этой  связи  вполне  понятно  и  удивление  многих депутатов по
поводу массированной обработки населения в пользу одной ветви власти с
помощью  определенным  образом настроенных средств массовой информации
как в  области,  так  и  в  районах.  Цель  в  данном  случае  одна  -
дискредитировать  законодательный  орган государственной власти,  т.е.
областную Думу  путем  замалчивания  её  работы,  а  если  материал  и
печатается,  то  преподносится  зачастую  в  искаженном  виде  в угоду
чьим-то амбициям.
     Известное выражение  гласит:  всякая власть разлагает,  но и сама
склонна  к  загниванию.  Если  считать  средства  массовой  информации
властью   общественных   настроений,   то   элементы   ее   загнивания
обнаруживаются в пренебрежительно неуважительном отношении к людям.
     В этих  условиях  мы  видим  точки  соприкосновения  в  том,  что
депутаты Думы  будут  эффективнее  работать,  если  средства  массовой
информации  проникнутся  важностью  проводимой  ими  работы  и проблем
органа  законодательной  власти   области,   если   смогут   пробудить
стремление  каждого  отдельного  человека  нашей области участвовать в
законотворческом процессе.  Мы хотели бы видеть  прессу,  телевидение,
вообще  средства  массовой  информации  как  связывающее  звено  между
деятельностью властных структур и жизнью населения области. Что мешает
этому?   Ангажированность?  Неумение  быть  действительно  свободными?
Совершенно непонятно,  почему руководители отдельных изданий  нарушают
международные нормы права человека:
     - направлять и получать информацию;
     - говорить и быть услышанным;
     - отвечать и быть услышанным;
     - видеть и быть увиденным и т.д.?
     Хочется надеяться,  что ставшие регулярными встречи руководителей
Думы, депутатов с журналистами послужат тесному сотрудничеству с одной
целью - улучшить финансово-экономическую ситуацию в области и на  этой
основе улучшить жизнь населения.
     В заключение  хочу  сказать,  уважаемые  коллеги,  что   Тульская
областная  Дума  как  орган законодательной государственной власти еще
молодой,  но  живой,  работоспособный  организм,  процесс  становления
которого был порой очень сложным.  В будущем трудностей у нас будет не
меньше,  если учесть,  что интенсивность законотворческой работы будет
возрастать как на областном,  так и на федеральном уровнях, а характер
законов  будет  усложняться.  Вот  почему  в  этих  условиях  особенно
необходимы  слаженность  в  работе,  терпимость  друг к другу,  четкое
согласованное  взаимодействие  со  всеми,  кто   причастен   к   этому
серьезному,   но  благородному  делу,  что  в  итоге  безусловно  даст
положительные результаты.

     Спасибо за внимание!


Информация по документу
Читайте также