Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тульской области от 20.01.1999 № 27

                                 ГУБЕРНАТОР
                             ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 20.01.99 N 27

            О Программе энергосбережения в жилищно-коммунальном
                        хозяйстве Тульской области

     Во исполнение  Федерального  закона  от 3 апреля 1996 N 28-ФЗ "Об
энергосбережении", постановлений Правительства Российской Федерации от
8 июля  1997  года  N 832  "О  повышении  эффективности  использования
энергетических   ресурсов   и   воды   предприятиями,учреждениями    и
организациями бюджетной сферы",  от 24 января 1998 N 80 "О федеральной
целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы", Закона
Тульской   области   N 19-ЗТО   "Об   энергосбережении   и   повышении
эффективности   использования   топлива    и    энергии",постановления
губернатора   Тульской   области   от  13.10.97  N  466  "О  программе
реформирования жилищно-коммунального хозяйства  Тульской  области",  в
целях  сокращения  потребления  энергоресурсов  в жилищно-коммунальной
сфере, ПОСТАНОВЛЯЮ :
     1.Одобрить прилагаемую      "Программу     энергосбережения     в
жилищно-коммунальном   хозяйстве   Тульской   области   на   1999-2005
гг." (далее-Программа).
     Внести указанную   Программу,   в   установленном   порядке,   на
рассмотрение в областную Думу.  Назначить представителем администрации
области,  при рассмотрении  Программы  в  областной  Думе,  начальника
Главного   управления   строительства,   стройиндустрии,  дорожного  и
жилищно-коммунального хозяйства Сомова Н.В.
     2.Координацию работы  по  Программе  и контроль за ее реализацией
возложить  на  Главное   управление   строительства,   стройиндустрии,
дорожного и жилищно-коммунального хозяйства (Сомов Н.В.).
     3.Рекомендовать главам муниципальных образований в месячный  срок
завершить разработку и утверждение местных программ энергосбережения в
жилищно-коммунальном хозяйстве,  и представить их в Главное управление
строительства,   стройиндустрии,   дорожного  и  жилищно-коммунального
хозяйства.
     4.Пресс-службе администрации  области (Назаров Е.С.) опубликовать
настоящее постановление в печати и  передать  по  областному  радио  и
телевидению в изложении.
     5.Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить  на
заместителя губернатора области Попова А.И.
     6.Постановление вступает в силу с момента подписания.


     И.о. губернатора
     Тульской области          А.С. Копылов





                                                            Приложение
                                           к постановлению губернатора
                                                      Тульской области
                                                      от 20.01.99 N 27


                                 ПРОГРАММА
                  энергосбережения в жилищно-коммунальном
               хозяйстве Тульской области на 1999-2005 годы


                                1. ПАСПОРТ
             ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ
                ХОЗЯЙСТВЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2005 гг.

Наименование Программы         Программа энергосбережения в
                               жилищно-коммунальном хозяйстве Тульской
                               области на 1999-2005 гг.

Документы, определяющие        Постановление Правительства Российской
необходимость разработки       федерации от 24 января 1998 года N 80
Программы                      "О федеральной целевой программе
                               "Энергосбережение России", Закон
                               Тульской области N 19-ЗТО "Об
                               энергосбережении и повышении
                               эффективности использования топлива и
                               энергии", Постановления губернатора
                               Тульской области от 1.09.97 N 380 "О
                               мерах по ускорению реформирования
                               жилищно-коммунального хозяйства
                               Тульской области", от 13.10.97 N 466 "О
                               Программе реформирования
                               жилищно-коммунального хозяйства
                               Тульской области".

Государственный заказчик       Администрация Тульской области

Основные разработчики          Департамент ЖКХ Главного управления
Программы                      строительства, стройиндустрии,
                               дорожного и жилищно-коммунального
                               хозяйства администрации области,
                               Государственное предприятие Тульский
                               региональный центр "Энергосбережение"

Цель и задачи Программы        Сокращение расходной части бюджета и
                               снижение дотаций на энергообеспечение
                               ЖКХ за счет выявления нерационального
                               использования энергоресурсов и
                               повышения эффективности их
                               использования

Сроки и этапы реализации       1999 - 2005 гг.

Перечень основных              1. Проведение комплексных
мероприятий                    энергетических обследований
                               (энергоаудита) объектов ЖКХ
                               2. Организация приборного учета
                               потребляемых и отпускаемых
                               энергоресурсов
                               3. Реконструкция систем
                               централизованного теплоснабжения
                               4. Внедрение современных систем
                               химводоподготовки и очистки воды
                               5. Внедрение энергосберегающего
                               оборудования и технологий
                               6. Организация работ по увеличению
                               теплозащиты эксплуатируемых жилых
                               зданий

Исполнители Программы и        Муниципальные образования области, ОАО
основных мероприятий           "Жилкомхоз", Областное государственное
                               унитарное предприятие "Тулаинжсервис",
                               Государственное предприятие Тульский
                               региональный центр "Энергосбережение",
                               специализированные субподрядные
                               организации

Объемы  и  источники           1. Объем капитальных затрат по
финансирования                 Программе - 1485 млн руб.
                               2. Источники финансирования:
                               - федеральный бюджет;
                               - областной бюджет;
                               - средства бюджетов муниципальных
                                 образований области;
                               - займы у зарубежных и российских
                                 банков;
                               - областной фонд энергосбережения;
                               - средства населения

Ожидаемые конечные результаты  Ожидаемый экономический эффект от
результаты                     реализации Программы к 2006 году - 2306
                               млн руб.

Система организации            Контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением        осуществляют:
Программы                      - департамент ЖКХ Главного управления
                               строительства, стройиндустрии,
                               дорожного и жилищно-коммунального
                               хозяйства администрации области



                                2. ВВЕДЕНИЕ

     Программа энергосбережения   в   жилищно-коммунальном   хозяйстве
Тульской   области  на  1999-2005  годы  (в  дальнейшем  -  Программа)
разработана в соответствии с постановлением  Правительства  Российской
федерации от 24 января 1998 года N 80 "О федеральной целевой программе
"Энергосбережение России",  Законом  Тульской  области  N  19-ЗТО  "Об
энергосбережении  и  повышении  эффективности  использования топлива и
энергии",  постановлениями  губернатора  Тульской  области от  1.09.97
N 380  "  О  мерах  по  ускорению реформирования жилищно-коммунального
хозяйства   Тульской   области",  от  13.10.97  N 466   "О   Программе
реформирования жилищно-коммунального хозяйства Тульской области".
     На долю  жилищно-коммунального  хозяйства   области   приходится,
примерно,  треть   потребления  энергоносителей.  В расчете на 1 кв. м
жилой площади в области потребляется в  2-3  раза  больше  энергии  по
сравнению с западноевропейским уровнем.
     В настоящее время  деятельность  жилищно-коммунального  хозяйства
сопровождается    весьма   большими   потерями   энергоресурсов,   как
потребляемых самими коммунальными предприятиями,  так  и  поставляемых
конечным потребителям.
     Действующий в  отрасли  хозяйственный  механизм  не   стимулирует
снижение   затрат   на  производство  энергии.  Тарифы,  как  правило,
формируются   по   фактической    себестоимости.    При    этом    все
непроизводительные расходы,  связанные с процессом производства услуг,
а   также   потерями   энергоресурсов   при   их   транспортировке   и
распределении, перекладываются на потребителя. В итоге имеет место как
завышение тарифов, так и объемов реализации.
     Низкая эффективность   систем   теплоснабжения   и  недостаточный
государственный контроль за тарифообразованием стали причинами резкого
и  зачастую  необоснованного  роста  цен  и тарифов на энергоснабжение
жилищно-коммунального хозяйства на фоне снижения надежности и качества
предоставляемых услуг.
     Договоры на поставку энергоресурсов  (особенно  это  относится  к
тепловой энергии и воде), фактически навязываемые поставщиком ресурсов
потребителям  на  основе  расчетов  по  нормативам,  отражают   объемы
реализации,  которые  часто  отличаются  от фактического потребления в
ущерб потребителям.
     Население не оснащено приборами учета потребленного тепла, воды и
природного  газа  и  средствами  регулирования  потребления   тепловой
энергии.  Многие  сельские  объекты  не оснащены электросчетчиками,  в
результате  чего  плата  за  электроэнергию  осуществляется   ими   по
расчетным данным электроснабжающей организации,  которые в большинстве
случаев значительно превышают фактическое  потребление  электроэнергии
этими объектами.
     Перенесение бремени платежей за энергоносители на плечи населения
на фоне низкого уровня его благосостояния чревато дальнейшим снижением
уровня жизни населения, ростом неплатежей и социального недовольства.
     Одной из главных экономических проблем области, является проблема
дотирования теплоснабжения жилого  сектора  и  бюджетных  организаций.
Распространенной    практикой    бюджетного    планирования   является
последовательное сокращение размеров дотаций  на  теплоснабжение.  При
этом  формируются  безнадежные  долги местного и областного бюджета за
тепло.  Источники их покрытия  нигде  не  предусмотрены,  и  завышение
договорных объемов на отпуск тепла и тарифов на тепло отчасти является
реакцией теплоснабжающих организаций на такую практику.
     Задолженность бюджетов  всех  уровней является одной из важнейших
причин  обострения  кризиса  неплатежей   в   сфере   производства   и
распределения энергии.
     Существуют огромные проблемы в обеспечении  требуемых  параметров
качества  и  надежности  теплоснабжения.  Во многих котельных работают
изношенные котлы с  невысоким  КПД,  не  проводится,  либо  проводится
некачественно,  водоподготовка.  Более  40%  подземных трубопроводов с
теплоносителем  требуют  замены,  10%  тепловых  сетей   находится   в
аварийном состоянии.

                             3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

     Конечная цель  энергосберегающей  политики в жилищно-коммунальном
хозяйстве  -  сокращение  затрат  на  жилищно-коммунальные  услуги   и
эксплуатацию  жилья  и,  соответственно,  -  смягчение  для  населения
процесса реформирования системы оплаты жилья ЖКХ с помощью  реализации
системы  технических,  экономических,  финансовых,  организационных  и
нормативно-правовых мер.
     Целью данной   Программы   является   сокращение   потребности  в
дотировании энергоснабжения муниципального жилого фонда и объектов ЖКХ
с помощью реализации системы технических,  экономических,  финансовых,
организационных и нормативно-правовых мер.
     Реализация Программы позволит:
     - оздоровить  бюджет  Тульской  области,  бюджеты   муниципальных
образований за счет снижения дотаций на энергоснабжение;
     - высвободить  бюджетные  средства  на  реализацию   приоритетных
социально-экономических программ;
     - повысить    эффективность    производства,     транспортировки,
распределения и потребления энергии при одновременном повышении уровня
комфорта в квартирах и других объектах ЖКХ;
     - повысить    надежность    работы    систем    централизованного
теплоснабжения и качество услуг, оказываемых населению;
     - окупить  вложения  в мероприятия Программы и использовать часть
высвобожденных средств на погашение  привлеченных  для  ее  реализации
финансовых ресурсов;
     - привести размер оплаты тепло-,  водо-,  газо-, электроснабжения
населением в зависимость от уровня потребления;
     - снизить уровень неплатежей, сократить задолженности бюджетов за
энергоносители,  а  энергоснабжающих организаций - за потребляемое ими
топливо.
     Программа охватывает  период 1999-2005 г.г.  Наиболее эффективные
технические   решения,   организационные   и   финансовые   механизмы,
отлаженные  в  первые годы действия Программы,  будут тиражироваться в
последующие годы.

          4. ОБЪЕМЫ РАБОТ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ

     Объем  капитальных  затрат   по   Программе   на   1999-2005 г.г.
составляет 1485 млн руб.
     Основные источники финансирования Программы:
     - средства федерального бюджета;
     - областной бюджет;
     - средства бюджетов муниципальных образований;
     - займы  у  зарубежных  и   российских   банков   (инвестиционные
средства);
     - средства Тульского областного фонда энергосбережения;
     - средства населения на возвратной основе.
     За счет средств федерального бюджета  планируется  финансирование
работ   по  оснащению  потребителей  энергии  федерального  подчинения
приборами учета и регулирования расхода  энергоносителей.  По  данному
направлению в  федеральной целевой программе "Энергосбережение России"
(1999-2005 годы)   в   приложении   2.2.   предусмотрена    реализация
инвестиционных   энергосберегающих   проектов  в  жилищно-коммунальном
хозяйстве Тульской области.
     За счет средств областного бюджета  предусмотрено:
     - реализация на отдельных объектах ЖКХ демонстрационных  проектов
с  проведением  на  них  эффективных  энергосберегающих мероприятий по
различным   направлениям   Программы,   на   основе   которых    будут
отрабатываться  соответствующие технические решения для дальнейшего их
тиражирования;
     - создание  системы  сервисного  обслуживания  энергосберегающего
оборудования и приборов учета энергоресурсов;
     - создание информационной базы энергосбережения;
     - организация      учебно-выставочной       деятельности       по
энергосбережению.
     За счет средств бюджетов  муниципальных  образований  планируется
проведение работ на объектах городского и районного подчинения:
     - по энергоаудиту;
     - по   установке   приборов   учета   и   регулирования   расхода
энергоносителей на источниках энергоснабжения;
     - по созданию распределенных АСУ тепловыми пунктами котельных.
     За счет  инвестиций  планируется  реализация крупнозатратных
проектов по:
     - реконструкции  систем централизованного теплоснабжения;
     - внедрению современных систем химводоподготовки и очистки воды;
     - внедрению энергосберегающего оборудования и технологий;
     - организации   приборного   учета   потребляемых  и  отпускаемых
энергоресурсов у конечных потребителей.
     За счет средств областного фонда энергосбережения планируется:
     - реконструкция  отдельных  наиболее  убыточных  с  точки  зрения
энергопотерь  объектов  ЖКХ Тульской области с последующим возвратом в
фонд в течение определенного времени  вложенных  денежных  средств  от
сэкономленной энергии на этих объектах;
     - участие в долевом финансировании энергосберегающих проектов  за
счет инвестиций под гарантии фонда.
     За счет  средств  населения  на  возвратной  основе   планируется
проведение работ по увеличению теплозащиты эксплуатирумых жилых зданий
и по установке квартирных средств учета энергоносителей.

                5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В
              ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     Программа предполагает  комплексный  подход  к  решению  задач по
энергосбережению  в  ЖКХ  Тульской  области.  Основными  направлениями
Программы являются:
     - проведение технического энергоаудита;
     - организация   приборного   учета   потребляемых  и  отпускаемых
энергоресурсов;
     - создание  системы  сервисного  обслуживания  энергосберегающего
оборудования и приборов учета энергоресурсов;
     - реконструкция систем централизованного теплоснабжения;
     - внедрение современных систем химводоподготовки и очистки воды;
     - внедрение энергосберегающего  оборудования и технологий;
     - создание распределенной АСУ тепловыми пунктами котельных;
     - организация  работ  по  увеличению  теплозащиты эксплуатируемых
жилых зданий;
     - создание  информационной  базы  энергосбережения  ЖКХ  Тульской
области;
     - организация       учебно-выставочной       деятельности      по
энергосбережению;
     - разработка    финансово-экономических   и   нормативно-правовых
механизмов, стимулирующих процесс энергосбережения.

                       5.1. ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭНЕРГОАУДИТ

     Существенную помощь в осуществлении Программы окажет  технический
энергоаудит   различных  объектов  ЖКХ,  который  проводится  с  целью
выявления  нерационального  использования  энергоресурсов   и   выдачи
рекомендаций по внедрению энергосберегающих мероприятий.
     В качестве  примера  можно   привести   результаты   технического
(инструментального)     энергоаудита     Тульского    государственного
педагогического  университета (ТГПУ) им. Л.Н. Толстого, выполненного в
1998 году.  Они позволили наметить энергосберегающие мероприятия,  при
внедрении которых показатели энергосбережения ТГПУ составят:
     - по электроснабжению:
     а) экономия электроэнергии      -    118 тыс. кВт-час/год;
     б) экономия финансовых средств  -     35,4 тыс. руб./год;
     - по системе теплоснабжения:
     а) экономия тепловой энергии    -   7607 ГКал/год;
     б) экономия финансовых средств  -   1095 тыс.руб./год;
     - по системе холодного водоснабжения:
     а) экономия холодной воды       -  12290 куб. м/год;
     б) экономия финансовых средств  -     18,5 тыс. руб./год.

             5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРИБОРНОГО  УЧЕТА  ПОТРЕБЛЯЕМЫХ
                       И ОТПУСКАЕМЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

     Необходимое количество   приборов   учета   энергоресурсов    для
оснащения  жилого  фонда  и  объектов  коммунального хозяйства области
составляет почти 1189 тыс. штук (таблица 1), из них для учета тепловой
и  электрической  энергии  -  почти  14 тыс.  штук,  для учета расхода
горячей и холодной воды - 770 тыс.  штук,  для учета  расхода  газа  -
более 400 тыс. штук.
     В этих условиях первостепенное значение имеет выбор  приоритетных
объектов   для   установки   приборов   учета  энергоресурсов,  дающих
наибольший эффект.
     В первую очередь необходимо установить стационарные теплосчетчики
на границе раздела  балансовой  принадлежности  тепловых  сетей  между
крупными  ведомственными котельными и объектами ЖКХ,  потребляющими от
них тепло и горячую воду.  Далее теплосчетчики должны  устанавливаться
сначала  на  крупных,  а  затем  на более мелких потребителях тепловой
энергии из числа объектов ЖКХ.
     В соответствии  с  Программой  необходима  установка промышленных
счетчиков холодной воды в тех муниципальных  котельных,  в  которых  в
настоящее время водосчетчики не установлены или не работают по причине
выхода из строя,  а также постепенное оснащение жилых  домов  домовыми
счетчиками холодной воды.
     Программой предусмотрены работы по установке квартирных счетчиков
холодной  и  горячей  воды,  а  также  газа.  В  1999 году должна быть
выполнена опытная эксплуатация установленных  приборов,  на  основании
которой  будут  выбраны  приборы,  показавшие  себя с лучшей стороны с
точки  зрения  надежности  и  безотказности  в   работе,   с   лучшими
метрологическими характеристиками,  большим межповерочным интервалом и
т.д.  Начиная с 1999 года,  должна  быть  начата  работа  по  массовой
установке  квартирных  средств  учета  энергоресурсов по всей Тульской
области в постоянно увеличивающихся объемах.
     В соответствии   с   Программой   должна  выполняться  работа  по
установке электросчетчиков для учета электрической энергии на сельских
объектах ЖКХ Тульской области.

                Объемы работ по Программе энергосбережения
             в жилищно-коммунальном хозяйстве Тульской области
                             на 1999-2005 г.г.
                                                                                                           Таблица 1
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование муниципального             ¦ Теплосчетчики и  ¦ Домовые   ¦ Счетчики   ¦ Квартирные ¦ Бытовые   ¦ Всего,  ¦
¦ образования (МО) Тульской области       ¦ электросчетчики, ¦ счетчики  ¦ холодной   ¦ счетчики   ¦ газовые   ¦ штук    ¦
¦                                         ¦ штук             ¦ холодной  ¦ воды в     ¦ холодной   ¦ счетчики, ¦         ¦
¦                                         ¦                  ¦ воды,     ¦ котельных, ¦ и горячей  ¦ штук      ¦         ¦
¦                                         ¦                  ¦ штук      ¦ штук       ¦ воды, штук ¦           ¦         ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦                  1                      ¦        2         ¦    3      ¦     4      ¦     5      ¦   6       ¦    7    ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  1. "Город Тула"                        ¦     2600         ¦   2450    ¦    110     ¦  231000    ¦  227000   ¦  440160 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  2. "Город Алексин и Алексинский район, ¦      310         ¦    260    ¦     20     ¦   29600    ¦   21000   ¦   44890 ¦
¦  включая "Поселок Новогуровский"        ¦                  ¦           ¦            ¦            ¦           ¦         ¦
¦  Алексинского района                    ¦                  ¦           ¦            ¦            ¦           ¦         ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  3. "Арсеньевский район"                ¦      140         ¦    120    ¦     40     ¦    7400    ¦    2520   ¦    9800 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  4. "Белевский район"                   ¦      295         ¦    270    ¦     50     ¦   17250    ¦    3800   ¦   20965 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  5. "Город Богородицк и Богородицкий    ¦      890         ¦    840    ¦     38     ¦   29600    ¦    8400   ¦   38168 ¦
¦  район"                                 ¦                  ¦           ¦            ¦            ¦           ¦         ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  6. "Веневский район Тульской области"  ¦      120         ¦     80    ¦     42     ¦    9850    ¦    2500   ¦   12092 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  7. "Воловский район Тульской области"  ¦      260         ¦    230    ¦     35     ¦    8620    ¦    2550   ¦   11185 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  8. "Донское муниципальное образование  ¦     1160         ¦   1050    ¦     35     ¦   33880    ¦   12600   ¦   46225 ¦
¦  Тульской области"                      ¦                  ¦           ¦            ¦            ¦           ¦         ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦  9. "Дубенский район"                   ¦      180         ¦    140    ¦     15     ¦    7400    ¦    1700   ¦    9135 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 10. "Город Ефремов и Ефремовский район  ¦      630         ¦    570    ¦     60     ¦   35100    ¦   25200   ¦   53560 ¦
¦ Тульской области"                       ¦                  ¦           ¦            ¦            ¦           ¦         ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 11. "Заокский район"                    ¦      175         ¦    140    ¦     25     ¦    9850    ¦    3800   ¦   13090 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 12. "Каменский район"                   ¦      155         ¦    130    ¦     30     ¦    9800    ¦    1700   ¦   11465 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 13. "Город Кимовск и Кимовский район"   ¦      655         ¦    580    ¦     30     ¦   32650    ¦    7560   ¦   39935 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 14. "Киреевский район"                  ¦      790         ¦    695    ¦     45     ¦   29600    ¦    7550   ¦   37180 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 15. "Куркинский район Тульской области" ¦      340         ¦    280    ¦     30     ¦   11100    ¦    5040   ¦   15790 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 16. "Ленинский район"                   ¦      730         ¦    620    ¦     36     ¦    9850    ¦    3780   ¦   14286 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 17. "Город Новомосковск и               ¦     1090         ¦    960    ¦     44     ¦   77000    ¦   75600   ¦  127294 ¦
¦ Новомосковский район"                   ¦                  ¦           ¦            ¦            ¦           ¦         ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 18. "Одоевский район"                   ¦      220         ¦    180    ¦     20     ¦   11700    ¦   10100   ¦   20220 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 19. "Плавский район"                    ¦      220         ¦    170    ¦     22     ¦   13550    ¦    7550   ¦   20012 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 20. "Суворовский район"                 ¦      250         ¦    205    ¦     45     ¦   15400    ¦    7550   ¦   21900 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 21. "Тепло-Огаревский район"            ¦      230         ¦    185    ¦     16     ¦    6780    ¦    3800   ¦   10311 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 22. "Город Узловая и Узловский район"   ¦     1040         ¦    860    ¦     42     ¦   45580    ¦   12600   ¦   56322 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 23. "Чернский район"                    ¦      190         ¦    150    ¦     34     ¦    8630    ¦    5000   ¦   13104 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 24. "Г. Щекино и Щекинский район"       ¦     1030         ¦    870    ¦     76     ¦   56670    ¦   37800   ¦   85146 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ 25. "Ясногорский район"                 ¦      215         ¦    175    ¦     25     ¦    8640    ¦   10050   ¦   16655 ¦
+-----------------------------------------+------------------+-----------+------------+------------+-----------+---------¦
¦ ВСЕГО ПО ОБЛАСТИ:                       ¦    13915         ¦  12210    ¦     965    ¦  756500    ¦   40530   ¦ 1188890 ¦
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+


                                                                                                      Таблица 1 (продолжение)
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование муниципального             ¦ Замена          ¦ Автономные ¦ Перевод котлов   ¦ Системы         ¦ Увеличение    ¦
¦ образования (МО) Тульской области       ¦ изношенных      ¦ модульные  ¦ на работу на     ¦ водоподготовки  ¦ теплозащиты   ¦
¦                                         ¦ малоэффективных ¦ котельные, ¦ газовом и жидком ¦ и очистки воды, ¦ жилых зданий, ¦
¦                                         ¦ котлов, штук    ¦ штук       ¦ топливе, штук    ¦ штук            ¦ штук          ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦                   1                     ¦       2         ¦     3      ¦        4         ¦        5        ¦       6       ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  1. "Город Тула"                        ¦      152        ¦     4      ¦        1         ¦        8        ¦      700      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  2. "Город Алексин и Алексинский район, ¦        2        ¦            ¦        6         ¦        2        ¦      120      ¦
¦  включая "Поселок Новогуровский"        ¦                 ¦            ¦                  ¦                 ¦               ¦
¦  Алексинского района                    ¦                 ¦            ¦                  ¦                 ¦               ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  3. "Арсеньевский район"                ¦        2        ¦     2      ¦       14         ¦        3        ¦       40      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  4. "Белевский район"                   ¦        6        ¦     2      ¦       32         ¦        4        ¦       80      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  5. "Город Богородицк и Богородицкий    ¦        4        ¦     3      ¦       19         ¦        3        ¦      150      ¦
¦  район"                                 ¦                 ¦            ¦                  ¦                 ¦               ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  6. "Веневский район Тульской области"  ¦        5        ¦            ¦       11         ¦        3        ¦       65      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  7. "Воловский район Тульской области"  ¦        6        ¦            ¦       21         ¦        3        ¦       40      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  8. "Донское муниципальное образование  ¦       56        ¦     4      ¦        9         ¦        3        ¦      215      ¦
¦  Тульской области"                      ¦                 ¦            ¦                  ¦                 ¦               ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦  9. "Дубенский район"                   ¦        4        ¦            ¦        2         ¦        1        ¦       40      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 10. "Город Ефремов и Ефремовский район  ¦        5        ¦     1      ¦        7         ¦        5        ¦      140      ¦
¦ Тульской области"                       ¦                 ¦            ¦                  ¦                 ¦               ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 11. "Заокский район"                    ¦       12        ¦            ¦        3         ¦        2        ¦       40      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 12. "Каменский район"                   ¦        2        ¦     4      ¦                  ¦        3        ¦       40      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 13. "город Кимовск и Кимовский район"   ¦       12        ¦     1      ¦       18         ¦        3        ¦      120      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 14. "Киреевский район"                  ¦       44        ¦     2      ¦       15         ¦        4        ¦      150      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 15. "Куркинский район Тульской области" ¦        4        ¦     1      ¦       11         ¦        3        ¦       70      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 16. "Ленинский район"                   ¦       13        ¦     1      ¦        6         ¦        3        ¦      140      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 17. "Город Новомосковск и               ¦       12        ¦     2      ¦        3         ¦        4        ¦      350      ¦
¦ Новомосковский район"                   ¦                 ¦            ¦                  ¦                 ¦               ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 18. "Одоевский район"                   ¦        6        ¦     1      ¦        9         ¦        2        ¦       50      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 19. "Плавский район"                    ¦        6        ¦            ¦        4         ¦        2        ¦       40      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 20. "Суворовский район"                 ¦        8        ¦     1      ¦       19         ¦        4        ¦       50      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 21. "Тепло-Огаревский район"            ¦        4        ¦     3      ¦        1         ¦        1        ¦       45      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 22. "город Узловая и Узловский район"   ¦       62        ¦     4      ¦        2         ¦        4        ¦      220      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 23. "Чернский район"                    ¦        8        ¦            ¦       10         ¦        2        ¦       30      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 24. "Город Щекино и Щекинский район"    ¦       88        ¦     4      ¦       18         ¦        6        ¦      270      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ 25. "Ясногорский район"                 ¦        6        ¦     2      ¦        5         ¦        2        ¦       25      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+------------+------------------+-----------------+---------------¦
¦ ИТОГО ПО ОБЛАСТИ:                       ¦      529        ¦    42      ¦      246         ¦       80        ¦     3230      ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+


                                                                                                                  Таблица 1 (продолжение)
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦        Наименование муниципального      ¦ Пластинчатые    ¦ Индивидуальные ¦ Трубы с        ¦ Регулируемый   ¦ Автоматы    ¦ АСУ ЦТП    ¦
¦        образования (МО) Тульской        ¦ теплообменники, ¦ тепловые       ¦ предизоляцией, ¦ электропривод, ¦ управления  ¦ и ИТП      ¦
¦                 области                 ¦ штук            ¦ пункты, штук   ¦ штук           ¦ штук           ¦ освещением, ¦ котельных, ¦
¦                                         ¦                 ¦                ¦                ¦                ¦ штук        ¦ штук       ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦                   1                     ¦       2         ¦       3        ¦       4        ¦       5        ¦      6      ¦     7      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  1. "Город Тула"                        ¦      75         ¦      73        ¦     130        ¦      78        ¦    2750     ¦     1      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  2. "Город Алексин и Алексинский район, ¦      26         ¦       8        ¦       4        ¦      10        ¦     350     ¦     1      ¦
¦  включая "Поселок Новогуровский"        ¦                 ¦                ¦                ¦                ¦             ¦            ¦
¦  Алексинского района                    ¦                 ¦                ¦                ¦                ¦             ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  3. "Арсеньевский район"                ¦       3         ¦       2        ¦       1        ¦       5        ¦      36     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  4. "Белевский район"                   ¦       4         ¦       4        ¦       1        ¦       5        ¦      64     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  5. "Город Богородицк и Богородицкий    ¦       6         ¦       6        ¦       5        ¦       7        ¦     120     ¦            ¦
¦  район"                                 ¦                 ¦                ¦                ¦                ¦             ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  6. "Веневский район Тульской области"  ¦       3         ¦       2        ¦       1        ¦       8        ¦      36     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  7. "Воловский район Тульской области"  ¦       3         ¦       2        ¦       1        ¦       5        ¦      36     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  8. "Донское муниципальное образование  ¦                 ¦                ¦                ¦                ¦             ¦            ¦
¦  Тульской области"                      ¦       8         ¦       6        ¦       4        ¦      10        ¦     160     ¦     1      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦  9. "Дубенский район"                   ¦       2         ¦       2        ¦       1        ¦       5        ¦      36     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 10. "Город Ефремов и Ефремовский район  ¦       4         ¦       5        ¦       8        ¦      12        ¦     450     ¦     1      ¦
¦ Тульской области"                       ¦                 ¦                ¦                ¦                ¦             ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 11. "Заокский район"                    ¦       2         ¦       2        ¦       1        ¦       5        ¦      36     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 12. "Каменский район"                   ¦       4         ¦       3        ¦       0,5      ¦       5        ¦      36     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 13. "Город Кимовск и Кимовский район"   ¦       4         ¦       3        ¦       2        ¦       5        ¦      64     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 14. "Киреевский район"                  ¦       4         ¦       3        ¦       2        ¦       6        ¦      80     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 15. "Куркинский район Тульской области" ¦       3         ¦       2        ¦       1        ¦       5        ¦      36     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 16. "Ленинский район"                   ¦       3         ¦       2        ¦       0,5      ¦       5        ¦      40     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 17. "Город Новомосковск и               ¦       6         ¦      16        ¦      12        ¦      27        ¦     800     ¦     1      ¦
¦ Новомосковский район"                   ¦                 ¦                ¦                ¦                ¦             ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 18. "Одоевский район"                   ¦       4         ¦       4        ¦       3        ¦      12        ¦     120     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 19. "Плавский район"                    ¦       3         ¦       3        ¦       2        ¦       5        ¦      80     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 20. "Суворовский район"                 ¦       6         ¦       4        ¦       2        ¦       6        ¦      60     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 21. "Тепло-Огаревский район"            ¦       2         ¦       1        ¦       0,5      ¦       4        ¦      24     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 22. "Город Узловая и Узловский район"   ¦       6         ¦       8        ¦       9        ¦      15        ¦     400     ¦     1      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 23. "Чернский район"                    ¦       3         ¦       2        ¦       1,5      ¦       5        ¦      36     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 24. "Город Щекино и Щекинский район"    ¦       8         ¦      12        ¦      15        ¦      20        ¦     600     ¦     1      ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ 25. "Ясногорский район"                 ¦       3         ¦       5        ¦       2        ¦       5        ¦     100     ¦            ¦
+-----------------------------------------+-----------------+----------------+----------------+----------------+-------------+------------¦
¦ ВСЕГО ПО ОБЛАСТИ                        ¦     195         ¦     180        ¦     210        ¦     275        ¦    6550     ¦     7      ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

     Организацию учета  необходимо  рассматривать лишь как первый этап
работы по снижению расхода энергоресурсов.  Только  имея  учет,  можно
заниматься внедрением эффективных методов энергосбережения.  Внедрение
приборов  учета  в  совокупности  с   дальнейшими   энергосберегающими
мероприятиями, связанными с регулированием систем отопления и горячего
водоснабжения,   позволит   обеспечить   примерно   30%-ную   экономию
энергоресурсов,  что  в  денежном  выражении составит к 2006 году 1405
млн руб.
     Практические результаты   установки  приборов  учета  в  Тульской
области в подавляющем большинстве случаев подтверждают вышеприведенные
статистические  данные по экономии энергоресурсов.  Вот лишь несколько
примеров. Установка водосчетчиков в котельных "Киреевского предприятия
жилищно-коммунального  хозяйства"  привела  к  5-ти  кратному снижению
платы за потребленную  холодную  воду,  по  муниципальному  унитарному
предприятию  жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" это снижение
составило 3 раза,  по Богородицкому  муниципальному  производственному
предприятию  коммунального  хозяйства  -  2,5  раза.  После  установки
теплосчетчика  в системе отопления корпуса N 4  и  столовой  ожидаемое
снижение   потребления   тепловой   энергии  Тульским  государственным
педагогическим   университетом   составит  не   менее   2000 ГКал/год.
Аналогичная  картина  наблюдается  в Доме Культуры "Тульский оружейный
завод",  где  снижение в наиболее  холодные  месяцы  года  составит  с
350 ГКал/месяц  до  180  ГКал/месяц.  Установка  газового  счетчика на
объекте Тульского государственного  университета  привела  к  снижению
платы за  природный  газ  на  35%  при  сроке  окупаемости  затрат  на
установку счетчика менее года.

     5.3. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО
               ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИБОРОВ УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

     Для проведения  обслуживания,  поверки и ремонта устанавливаемого
энергосберегающего  оборудования  и  приборов   учета   энергоресурсов
Программой    предусматривается   организация   на   базе   Областного
государственного  унитарного  предприятия  "Тулаинжсервис",  Тульского
центра  метрологии  и  стандартизации  региональной  сервисной службы,
оснащенной необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом, в
т.ч.  проливочной установкой для поверки теплосчетчиков и расходомеров
холодной воды.

        5.4. РЕКОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

     В Тульской области в настоящее  время  насчитывается  более  1000
котельных,  в  большей части которых работают низкоэффективные котлы с
просроченным сроком эксплуатации,  в  т.ч.  на  низкокалорийном  угле.
Замена  низкоэффективных  котлоагрегатов на современные с КПД не менее
0,9 даст экономию энергоресурсов на 20-30%.
     В Тульской области функционирует в настоящее время 246 котельных,
работающих на твердом топливе.  Реконструкция  одной  такой  котельной
мощностью до 3 ГКал/час с ее переводом на работу на газовом или жидком
топливе  даст  экономический эффект от 0,7 до 2,0  млн руб.  в  год  в
зависимости от конкретных условий реконструкции.
     Часто потребитель  тепловой  энергии  находится   на   расстоянии
нескольких километров от источника тепла и потери тепла по теплотрассе
составляют  до  30%.   Для   примера   можно   привести   ситуацию   в
пос. Лазарево,  муниципальное  образование  "Город  Щекино и Щекинский
район"  Тульской  области,  жилой  комплекс  которого  снабжается   от
котельной  свинокомплекса  "Лазаревский",  расположенной  в  2,5 км от
поселка. Замеры показали, что потери тепла по теплотрассе составляют в
денежном   выражении   более   1  млн руб.  в  год.  В  таких  случаях
целесообразна   установка    автономной    модульной    котельной    в
непосредственной   близости   от   потребителя   тепла,   затраты   на
строительство которой быстро окупаются.
     Похожая ситуация  сложилась  в  пос.  Товарковский  муниципальное
образование "Город Богородицк и Богородицкий район" Тульской  области.
Микрорайон  "Энергетик"  поселка в настоящее время снабжается теплом и
горячей водой от котельной закрывающегося завода по выпуску автобусов.
Производительность  котельной  составляет 95,1 ГКал/час.  Подключенная
нагрузка на котельную с учетом потерь на собственные нужды  составляет
около 6 ГКал/час или 6,3% от установленной мощности.
     Эксплуатация мощной  котельной  с  незначительным   коэффициентом
загрузки  приводит   к   высокой   стоимости   1 ГКал,  которая  равна
544,8 руб.,  тогда как в среднем по области  она  равна  150-160  руб.
     Проработки различных    вариантов    теплоснабжения   микрорайона
"Энергетик"   показали   целесообразность   строительства   автономной
модульной котельной, что позволит:
     - снизить стоимость 1 ГКал до 116 руб;
     - уменьшить  эксплуатационные  расходы из-за исключения затрат на
       содержание теплосетей протяженностью 1,6 км.
     В соответствии с Программой планируется проведение работ по:
     а) замене низкоэффективных котлов на котлоагрегаты с КПД не менее
90% - 529 котлов на 115 объектах;
     б) установке автономных модульных котельных - 42 котельные;
     в) переводу  котлов  на  работу  с твердого на газовое или жидкое
топливо - 246 котельных.
     Объемы работ  по  данному  направлению  Программы  представлены в
таблице 2.
     Ожидаемый  суммарный  экономический  эффект  составит к 2006 году
448 млн руб.

           5.5. ВНЕДРЕНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ХИМВОДОПОДГОТОВКИ
                              И ОЧИСТКИ ВОДЫ

     Внедрение в  котельных  современных  систем  химводоподготовки  и
очистки  воды  позволит  увеличить  срок   службы   котлоагрегатов   и
предотвратить перерасход топлива, вызываемый образованием накипи.
     Примерами эффективных способов химводоподготовки и  очистки  воды
являются:
     - метод, разработанный фирмой "Hydro-X", Дания, согласно которому
в   воду   добавляется   дозированное   количество  реагента  Hydro-X,
содержащего 8 органических и неорганических  компонентов.  В  Тульской
области   данный  метод  с  1997  года  успешно  внедрен  в  котельной
пос. Головеньковский муниципальное образование "Г.  Щекино и Щекинский
район" Тульской области;
     - установки   умягчения   воды   "Water   King",   которые    без
использования поваренной соли и химических добавок устраняют отложения
старой накипи и предотвращают образование новой,  неся с  собой  массу
преимуществ умягченной воды.
     Основываясь на   положительном   опыте    использования    данных
технологий водоподготовки, до 2006 года предусматривается их внедрение
на 80 коммунальных котельных Тульской области (см. таблицу 1).
     Ожидаемый экономический   эффект   составит  к  2006  году  более
34 млн руб.

        5.6. ВНЕДРЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ

     Программой предусматривается   внедрение   в   Тульском   регионе
перспективного энергосберегающего оборудования и технологий:
     - современных высокоэффективных водоподогревателей;
     - индивидуальных тепловых пунктов;
     - труб с предизоляцией для безканальной прокладки теплотрасс;
     - регулируемого электропривода;
     - автоматов управления освещением.
     Объемы работ  по  данному  направлению  Программы  представлены в
таблице 2.
     5.6.1. В     качестве     высокоэффективных    водоподогревателей
предполагается массовое внедрение  пластинчатых  теплообменников  фирм
"Альфа Лаваль", APV или их аналогов, имеющих коэффициент теплопередачи
в 2-2,5 раза выше по сравнению с кожухотрубными теплообменниками.
     Наиболее эффективным   является   применение   теплообменников  в
комплексе  с  современной  химводоподготовкой  в  независимых   схемах
подключения систем теплоснабжения объектов, при которых теплоноситель,
вырабатываемый   в   котельной,    проходит    через    теплообменник,
установленный  в  котельной,  где  нагревает  вторичный теплоноситель,
используемый в системе теплопотребления объектов. Расчеты, выполненные
для  центральной  котельной пос. Одоев  при ее работе по вышеуказанной
схеме, дали следующие результаты:
     - экономия по природному газу  -  357,6 тыс. куб. м/год;
     - экономия финансовых средств  -   94,5 тыс. руб./год;
     - срок  окупаемости капитальных затрат на реконструкцию котельной
- 2,4 года.
     В соответствии с Программой на различных объектах ЖКХ планируется
внедрить 195 современных теплообменников.
     Ожидаемый   экономический   эффект  достигнет  к  2006 году почти
70 млн руб.
     5.6.2. Программой предусматривается проведение работ по установке
индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) для теплоснабжения жилых  зданий
и  других  объектов  ЖКХ.  Установка  ИТП позволит снизить затраты при
строительстве и эксплуатации  объектов.  С  применением  ИТП  отпадает
необходимость  строительства  центральных  тепловых  пунктов  (ЦТП)  и
сложных коммуникаций (четырехтрубной подводки к зданию).  Кроме  того,
значительно    повышается    качество    теплоснабжения   и   отпадает
необходимость регулярного ремонта сетей горячего водоснабжения  (ГВС),
решается  вопрос  преждевременного  начала  и  окончания отопительного
сезона для соответствующих объектов.
     В соответствии  с  Программой  в жилых домах и на других объектах
ЖКХ Тульской области в течение 1999-2005 г.г.  планируется  установить
180 индивидуальных тепловых пунктов.
     Ожидаемый   экономический   эффект  достигнет к 2006  году  почти
65 млн.руб.
     5.6.3. Программой предусматриваются работы по  внедрению  труб  с
предизоляцией.  Себестоимость  работ  по безканальной прокладке труб с
предизоляцией (включая их стоимость) соизмерима с себестоимостью работ
по прокладке металлических труб в подземных каналах (также с учетом их
стоимости).
     Программой предусмотрено   обучение   производственных  бригад  и
персонала Заказчиков работам по прокладке труб с предизоляцией.
     В  настоящее  время  в  г. Туле  персоналом  ЗАО  "Тулатеплосеть"
проложено  около  600  м  труб  с  предизоляцией  для   теплоснабжения
готовящегося  к  сдаче жилого дома на ул.  Гоголевская.  При прокладке
использовались трубы, поставленные Датской фирмой "АББ Моллер".
     Общее количество  подлежащих замене труб по всей Тульской области
в течение 1999-2005 г.г. составляет 210 км.
     Ожидаемый экономический  эффект  за  счет  снижения теплопотерь в
теплотрассах  и  увеличения  срока  службы труб  с  предизоляцией, (до
40 лет вместо 8-10 лет для металлических труб),  достигнет к 2006 году
55 млн руб.
     5.6.4. Использование  регулируемого  электропривода  для  насосов
городских систем холодного  и  горячего  водоснабжения,  а  также  для
канализационных насосных  станций позволит на 40-50%  сократить расход
электроэнергии,  на 20% воды и тепла, а также исключить гидравлические
удары  в  системах  водоснабжения  и,  таким  образом,  избавиться  от
аварийных разрывов трубопроводов.
     В г. Туле уже в течение 3-х лет в ЦТП на ул. Маргелова установлен
регулируемый электропривод  Датской  фирмы  "Данфосс"  для  управления
насосами  мощностью  37  кВт  в  системе горячего водоснабжения жилого
микрорайона в Платоновском  лесу.  Экономия  электроэнергии,  питающей
насосы, составляет не менее 35%.
     Программа предусматривает осуществить отбор на конкурсной  основе
предлагаемых  отечественными  и зарубежными производителями разработок
регулируемого  привода  электродвигателями   насосов,   и   реализацию
демонстрационного   проекта   на   нескольких  объектах  ЖКХ  с  целью
последующего массового внедрения вышеуказанного оборудования.
     В соответствии  с  Программой планируется установка регулируемого
электропривода на 275 объектах ЖКХ.
     Ожидаемый  экономический  эффект  достигнет  к  2006  году  почти
80 млн руб.
     5.6.5. Внедрение  автоматов  управления  освещением  - устройств,
автоматически  включающих   освещение   при   появлении   человека   и
выключающих  его  при  отсутствии  последнего  -  позволит  не  только
улучшить социальные условия жизни жильцов,  но и  достигнуть  экономии
электроэнергии  до  90-95%  (вместо  постоянно  горящих  в подъездах и
подвалах ламп напряжением 220 В будут  устанавливаться  кратковременно
работающие,  и только в присутствии человека,  светильники напряжением
127 и 36 В).
     С 1999 года автоматы управления освещением должны устанавливаться
в жилых домах муниципальных образований Тульской области.
     Программой предусмотрено также внедрение аппаратуры регулирования
уличного освещения населенных пунктов:
     - установок телемеханического управления (УТУ) уличного освещения
в 2-х режимном варианте: вечерний и ночной;
     - фотореле;
     - реле времени с зашитым в память алгоритмом работы.
     Вышеперечисленные  устройства    позволят    сэкономить   до  50%
электроэнергии, требуемой для освещения улиц в населенных пунктах.
     Одно реле  времени " Ритм-202 ",  установленное в настоящее время
на подстанции в пос.  Одоев,  обслуживает 60 уличных светильников.  За
месяц  работы  одного  реле экономия электроэнергии составила 700 руб.
При стоимости реле 1100 руб. прибор окупается в течение 2-х месяцев. С
увеличением  количества  обслуживаемых  одним  реле  светильников срок
окупаемости снижается.
     Количество планируемых к внедрению устройств в рамках Программы:
     - УТУ - 12 шт.;
     - фотореле или реле времени - 270 шт.
     Ожидаемый  экономический  эффект  достигнет  к  2006  году  более
5 млн руб.
     Суммарный экономический эффект  от  внедрения  энергосберегающего
оборудования и технологий составит к 2006 году 273 млн руб.

                     5.7. СОЗДАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ АСУ
                       ТЕПЛОВЫМИ ПУНКТАМИ КОТЕЛЬНЫХ

     АСУ предназначена      для      централизованного      управления
технологическими  процессами  центральных  и  индивидуальных  тепловых
пунктов (ЦТП и ИТП) котельных.
     Возможности АСУ:
     - все автоматические функции (защиты, регулирование, АВР насосов,
программно-логическое    управление    группы   насосов)   реализуются
контроллерами, размещенными в ЦТП и ИТП;
     - контроль  за функционированием технологического оборудования на
любом  из  тепловых  пунктов,  управляемым  системой,   осуществляется
дистанционно   с  рабочего  места  оператора  котельной  на  основании
информации,  поступающей от  контроллеров  на  его  автоматизированное
рабочее место (АРМ-Д).  С помощью функциональной клавиатуры оператор с
АРМ-Д может осуществлять дистанционное управление любым подключенным к
системе оборудованием, изменять параметры настройки и программы работы
этого оборудования.
     В г. Туле  в  данном  направлении  ведется работа  на Зареченской
районной котельной (ЗРК) ЗАО "Тулатеплосеть".
     Количество котельных,   на   которых   Программой   предусмотрено
проведение работ  по  созданию  АСУ  тепловыми  пунктами,   составляет
7 единиц (см. таблицу 2).
     Ожидаемый экономический эффект составит к 2006 году 16 млн руб.

             5.8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ТЕПЛОЗАЩИТЫ
                       ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

     В настоящее    время    имеется   "Методика   проведения   зимних
инструментальных  теплотехнических  исследований  зданий",  с  помощью
которой  при  наличии  соответствующего  оборудования можно определять
фактические  теплозащитные  показатели  по  конструктивным   элементам
зданий  и  необходимые  ремонтные  работы  в этих зданиях для снижения
энергозатрат.
     По  вышеуказанной  методике  в  г. Туле  к  1998  году  проведено
обследование 2-х жилых домов, 1-ой школы и 1-ого детского сада.
     Проведенные исследования      показали,     что     теплозащитные
характеристики  наружных  ограждающих  конструкций  большинства  жилых
домов   постройки    70-80 г.г.  составляют,  примерно,  половину   от
нормируемой величины,  что обуславливается недостатками проектирования
и большим сроком эксплуатации зданий.
     Программа предусматривает  проведение  в  жилых  домах  следующих
относительно низкозатратных работ по увеличению теплозащиты зданий:
     а) замена спаренных оконных переплетов раздельными или с  тройным
остеклением;
     б) установка  теплоотражающей  пленки  ("тепловое   зеркало")   в
межрамном пространстве существующих оконных проемов;
     в) установка теплоотражающих панелей за радиаторами отопления;
     г) наладка систем отопления в жилых зданиях и т.д.
     В соответствии с  Программой  работы  по  увеличению  теплозащиты
эксплуатируемых   зданий  должны   быть  проведены  на  3230  объектах
(см. таблицу 1).
     Ожидаемый экономический эффект составит к 2006 году 132 млн руб.

                    5.9. СОЗДАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННОЙ  БАЗЫ
                   ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ЖКХ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     Программа предусматривает создание  и  постоянное  обновление  на
базе Тульского регионального центра "Энергосбережение":
     - компьютерной базы  данных  об  обеспеченности  объектов  ЖКХ  в
Тульской области приборами учета энергоресурсов;
     - компьютерной  базы  данных   энергоэффективного   оборудования,
материалов и конструкций.
     Реализация указанных  мероприятий  позволит  получить  полную   и
оперативную   информацию   по   использованию  топливно-энергетических
ресурсов и определить перечень объектов для внедрения на них комплекса
энергосберегающих мероприятий.

            5.10. ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕБНО-ВЫСТАВОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                            ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

     Для изучения   передового   опыта    в    области    эффективного
использования топлива и энергии Программой предусматривается:
     - организация   курсов   повышения   квалификации    в    области
энергосбережения (на базе Тульского государственного университета);
     - организация постоянно действующей  выставки  энергоэффективного
оборудования    и    энергосберегающих   материалов   и   конструкций,
рекомендованных для их внедрения  в  Тульской  области,  с  постоянным
обновлением   демонстрируемых  образцов  (на  базе  организованного  в
г. Туле     учебно-выставочного      салона      "Комфорт,      тепло,
энергосбережение");
     - регулярное  проведение  российских  и  международных семинаров,
конференций и  симпозиумов  по  энергосбережению  (на  базе  Тульского
регионального  центра  "Энергосбережение"  и муниципального учреждения
"Международный инновационно-образовательный центр энергосберегающего и
природоохранного оборудования").

      5.11. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
            МЕХАНИЗМОВ, СТИМУЛИРУЮЩИХ ПРОЦЕСС ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

     Для привлечения  инвестиционных  средств  в  1999  г.  Программой
предусматривается    разработка   финансово-экономических   механизмов
реализации        крупнозатратных          проектов.  К      возможным
финансово-экономическим механизмам относятся:
     - использование бюджетных средств на возвратной основе;
     - привлечение  льготных кредитов коммерческих банков под гарантии
областного бюджета и юридических лиц;
     - лизинг энергосберегающего оборудования;
     - создание областного фонда энергосбережения.
     Для успешной  реализации Программы наряду с экономическими мерами
должны   быть   разработаны   и   приняты   на   федеральном    уровне
нормативно-правовые документы:
     а) о сохранении  за  субъектами  Федерации  и  органами  местного
самоуправления   100   процентов   экономии   средств,   связанных   с
приобретением топливо-энергетических  ресурсов,  достигнутых  за  счет
реализации   энергосберегающих   мероприятий  при  условии  наличия  и
выполнения региональных программ энергосбережения и  использования  их
энергосберегающего потенциала;
     б) об отсрочке налога  на  имущество  в  части  энергосберегающих
материалов и ресурсов;
     в) о мерах по таможенной поддержке энергоресурсосбережения;
     г) о  поступлении  средств,  полученных от внедрения предприятием
ЖКХ ресурсосберегающих технологий,  в распоряжение этих предприятий  с
аккредитацией  их  на  отдельном  счете  без  изымания  в  бюджет и их
использовании по целевому назначению на развитие производственной базы
ЖКХ;
     д) о  сокращении  сроков   амортизации   для   энергосберегающего
оборудования (введении ускоренной амортизации);
     ж) методика выявления,  учета и использования экономии ресурсов в
ЖКХ;
     з) методические  рекомендации  по  установке  приборов  учета   и
регулирования  потребления  энергии  и  воды  в  жилищном секторе и на
объектах бюджетной сферы.
     На уровне  субъектов  Федерации и органов местного самоуправления
необходимо:
     а) принять   решения   в  пределах  сумм,  зачисляемых  в  бюджет
субъектов Федерации, по льготному налогообложению в части НДС, налогов
на   прибыль  и  имущество,  стимулирующие  инвестиции  предприятий  в
энергоресурсосбережение;
     б) установить  порядок  предъявления  населению  размеров  оплаты
коммунальных  услуг  в  зависимости  от  фактического  потребления  по
приборам учета;
     в) установить  порядок  обязательного   проведения   технического
энергоаудита;
     г) разработать нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
     д) разработать правила оценки физического износа жилых зданий;
     ж) разработать  требования  к  проектно-сметной  документации  на
ремонт и реконструкцию (с учетом энергоресурсосбережения);
     з) разработать  положение  по  техническому  обследованию   жилых
зданий  (перед  реконструкцией,  капитальным  ремонтом  и  в  процессе
эксплуатации).

           6. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Итогом реализации  Программы  является  экономия  энергоресурсов.
Масштабы   ожидаемой   экономии  в  денежном  выражении,  разбитые  по
направлениям Программы, в сопоставлении с капитальными затратами на их
реализацию показаны в таблице 2.
     Экономический эффект от реализации  Программы  достигнет  к  2006
году 2308 млн руб.
     Уже в  начале  2002  года  экономический  эффект  от   реализации
Программы превысит капитальные затраты на реализацию Программы.

             7. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
                    ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

     За счет средств областного бюджета  предусмотрена  реализация  на
отдельных  объектах ЖКХ демонстрационных проектов с проведением на них
эффективных энергосберегающих мероприятий  по  различным  направлениям
Программы.    На   основе   этих   демонстрационных   проектов   будут
отрабатываться соответствующие технические решения для дальнейшего  их
тиражирования.
     Областная программа является основой для разработки и  реализации
местных программ энергосбережения ЖКХ.
     В процессе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и
дополнения.

                                                             Таблица 2

            Капитальные затраты на реализацию Программы по всем
            источникам финансирования и ожидаемый экономический
          эффект от реализации Программы на период 1999-2005 г.г.

+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ Мероприятия Программы         ¦ Затраты и             ¦  1999  ¦ 2000   ¦ 2001   ¦ 2002   ¦ 2003    ¦ 2004    ¦ 2005    ¦  Итого   ¦
¦                               ¦ ожидаемый эффект      ¦        ¦        ¦        ¦        ¦         ¦         ¦         ¦          ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦             1                 ¦         2             ¦   3    ¦    4   ¦   5    ¦    6   ¦    7    ¦    8    ¦    9    ¦       10 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Энергоаудит                   ¦ Затраты, тысяч рублей ¦    700 ¦   1050 ¦ 1050   ¦   1150 ¦    1150 ¦   -     ¦   -     ¦     5100 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Организация учета отпускаемых ¦ Затраты, тысяч рублей ¦ 123000 ¦ 152000 ¦152000  ¦ 152000 ¦  152000 ¦  157000 ¦  154000 ¦  1042000 ¦
¦ и потребляемых                +-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ энергоресурсов                ¦ Эффект, тысяч рублей  ¦ 127000 ¦ 262000 ¦417000  ¦ 617000 ¦  842000 ¦ 1065000 ¦ 1406500 ¦  1405000 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Создание системы сервисного   ¦                       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦         ¦         ¦         ¦          ¦
¦ обслуживания                  ¦ Затраты, тысяч рублей ¦    900 ¦    800 ¦  700   ¦    700 ¦   -     ¦   -     ¦   -     ¦     3100 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Реконструкция систем          ¦ Затраты, тысяч рублей ¦  27000 ¦  27000 ¦ 28000  ¦  29000 ¦   29000 ¦   25000 ¦   25000 ¦   190000 ¦
¦ централизованного             +-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ теплоснабжения                ¦ Эффект, тысяч рублей  ¦  37000 ¦  61000 ¦104000  ¦ 155000 ¦  225000 ¦  315700 ¦  448000 ¦   448000 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Внедрение современных систем  ¦ Затраты, тысяч рублей ¦   1800 ¦   1800 ¦  1800  ¦   1800 ¦    1800 ¦    1700 ¦    1670 ¦    12270 ¦
¦ химводоподготовки и очистки   +-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ воды                          ¦ Эффект, тысяч рублей  ¦   1935 ¦   3670 ¦  6305  ¦  10340 ¦   15500 ¦   22930 ¦   34340 ¦    34340 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Внедрение энергосберегающего  ¦ Затраты, тысяч рублей ¦  16900 ¦  17300 ¦ 18300  ¦  20400 ¦   20100 ¦   17600 ¦   16400 ¦   127000 ¦
¦ оборудования и технологий     +-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦                               ¦ Эффект, тысяч рублей  ¦  16500 ¦  35370 ¦ 62000  ¦ 100370 ¦  147430 ¦  206090 ¦  273350 ¦   273350 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Создание распределенной АСУ   ¦ Затраты, тысяч рублей ¦   1200 ¦   1200 ¦  1200  ¦   1200 ¦    1200 ¦    1200 ¦    1200 ¦     8400 ¦
¦ тепловыми пунктами котельных  +-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦                               ¦ Эффект, тысяч рублей  ¦    500 ¦   1600 ¦  3300  ¦   5500 ¦    8300 ¦   11900 ¦   15800 ¦    15800 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Работы по увеличению          ¦ Затраты, тысяч рублей ¦  12100 ¦  13100 ¦ 13100  ¦  13100 ¦   13100 ¦   13100 ¦   13000 ¦    96000 ¦
¦ теплозащиты эксплуатируемых   +-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ зданий                        ¦ Эффект, тысяч рублей  ¦   8000 ¦  17200 ¦ 30800  ¦  50100 ¦   68100 ¦   95600 ¦  132000 ¦   132000 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Создание информационной базы  ¦                       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦         ¦         ¦         ¦          ¦
¦ энергосбережения ЖКХ          ¦ Затраты, тысяч рублей ¦   -    ¦   -    ¦   -    ¦    150 ¦     150 ¦     150 ¦     150 ¦      600 ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Учебно-выставочная            ¦                       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦         ¦         ¦         ¦          ¦
¦ деятельность                  ¦ Затраты, тысяч рублей ¦    120 ¦    140 ¦  140   ¦    100 ¦     100 ¦     100 ¦     100 ¦      800 ¦
¦ по энергосбережению           ¦                       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦         ¦         ¦         ¦          ¦
+-------------------------------+-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦ Итого по Программе            ¦ Затраты, тысяч рублей ¦ 183720 ¦ 214390 ¦ 216290 ¦ 219600 ¦  218600 ¦  215850 ¦ 2115520 ¦  1485270 ¦
¦                               +-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+---------+----------¦
¦                               ¦ Эффект, тысяч рублей  ¦ 190935 ¦ 370840 ¦ 623405 ¦ 938310 ¦ 1306330 ¦ 1718720 ¦ 2308490 ¦ 2308490  ¦
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

     Примечание. Экономический эффект по годам по каждому  направлению
                 Программы   и   в   целом   по   Программе  рассчитан
                 нарастающим итогом и включает экономический эффект от
                 предыдущего года.


                          Опубликовано в газетах
                 "Тульские известия" N 28-29 от 10.02.99,
              "Тула  вечерняя" N 7 от 26.01.99 (в изложении)


Информация по документу
Читайте также