Расширенный поиск
Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 24.05.1993 № 5008-IП О С Т А Н О В Л Е Н И Е Президиума Верховного Совета Российской Федерации О деятельности Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстата России) в 1992-1993 годах Рассмотрев отчет о деятельности Госкомстата России в 1992-1993 годах, представленный в соответствии с Положением о комитете, Президиум Верховного Совета Российской Федерации отмечает, что органы государственной статистики в основном обеспечивали в указанный период представление органам законодательной и исполнительной власти необходимой экономико-статистической информации. В соответствии с утвержденной 23 октября 1992 года Верховным Советом Российской Федерации Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, в соответствии с требованиями развития рыночной экономики принимаются меры по приведению действующей в Российской Федерации системы сбора, обработки и анализа статистической информации к мировым стандартам. Разработана интегрированная система статистических показателей, позволяющая оценить ход экономических преобразований в стране, в том числе в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Впервые произведены расчеты (за ряд лет) объемов производства и использования валового внутреннего продукта. Ведутся расчеты индексов потребительских и оптовых цен. Составлен платежный баланс России со странами дальнего зарубежья. Введена в действие первая очередь Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности. Начата разработка общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Осуществляются меры по реформированию системы первичного и бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов, созданию исходной информационной базы для построения показателей рыночной экономики. План статистических работ на 1993 год предусматривает введение в практику проведения ряда новых наблюдений за изменением потребительского рынка, доходов населения в условиях инфляции, прожиточного минимума, уровня жизни и состояния здоровья людей в современных условиях. Внедряется научно обоснованная методология исчисления объемов производства в отраслях народного хозяйства и их изменения в условиях кризисной ситуации. Развертывается работа по реализации принятого Верховным Советом Российской Федерации в декабре 1992 года решения о проведении в 1994 году силами Госкомстата России и подведомственных ему органов микропереписи населения. Вместе с тем органы государственной статистики не проявляют должной оперативности в решении проблем сбора и обработки информации, характеризующей процессы становления многоукладной экономики, функционирования негосударственного сектора экономики. Не всегда обеспечиваются надлежащие полнота и качество статистической информации о новых явлениях и процессах экономической реформы, деятельности коммерческих банков, фондовом и валютном рынках, обращении денежного капитала, предпринимательской деятельности. С нарушением сроков осуществляется выполнение отдельных работ по указанной программе. Не решены вопросы получения в полном объеме необходимых данных от Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и некоторых других. Требует совершенствования методология определения показателей рыночной экономики на уровне субъектов Российской Федерации. Нуждается в укреплении материально-техническая база органов государственной статистики, особенно в районном звене, в связи с резко увеличивающимися объемами разрабатываемой информации. Президиум Верховного Совета Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Принять к сведению отчет о деятельности Госкомстата России в 1992-1993 годах. Поручить Госкомстату России рассмотреть предложения и замечания постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации по данному вопросу и принять меры по их реализации (прилагаются). 2. Госкомстату России: неукоснительно руководствоваться принципом независимости статистики от давления органов государственной власти и местнического влияния, а также научными подходами и профессиональной этикой в оценке ситуации и опровергать ошибочную интерпритацию официальных данных государственной статистики; провести изучение особенностей проведения экономической реформы в отраслях народного хозяйства, секторах экономики, на предприятиях различных организационно-правовых форм, в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ее социальных последствий; обеспечить систематическое представление органам власти информации о качественных показателях функционирования экономики, производительности труда, процессов конверсии, предпринимательской деятельности, фондовом и валютном рынках, денежном обращении, работе коммерческих банков и негосударственных структур, приватизированных предприятий и организаций; повысить информированность общественности по этим вопросам; совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации разработать и ввести в действие систему учета и отчетности состояния расчетных отношений в народном хозяйстве; совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации сосредоточить усилия на реализации в полном объеме и в установленные сроки мероприятий Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, обеспечить при этом в необходимых случаях сопоставимость показателей в длительной динамике; усилить контроль за выполнением Закона Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", особенно негосударственными предприятиями и организациями; в месячный срок подготовить для представления в установленном порядке в Верховный Совет Российской Федерации предложения о внесении в Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другие законодательные акты необходимых изменений по вопросам учета и отчетности. 3. Госкомстату России совместно с Контрольно-бюджетным комитетом при Верховном Совете Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и соответствующими научными организациями в двухмесячный срок рассмотреть вопросы методологии исчисления объемов производства в народном хозяйстве Российской Федерации и темпов их роста (снижения). 4. Рекомендовать Совету Министров - Правительству Российской Федерации; принять меры по укреплению государственной дисциплины министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам учета и отчетности, обеспечению представления ими органам государственной статистики отчетных данных, необходимых для формирования информационной базы, имеющей общегосударственное значение; изыскать возможность выделения капитальных вложений на строительство инженерно-лабораторного корпуса Главного информационно-аналитического центра в городе Москве в 1994-1995 годах по 500 млн. рублей в год и ассигнований на капитальный ремонт здания Госкомстата России по Мясницкой ул., д. 39, в этот же период по 90 млн. рублей в год (в ценах первого полугодия 1993 года); рассмотреть вопрос укрепления материально-технической базы районных органов государственной статистики и увеличения их численности на 11800 человек (из расчета в среднем по пять человек на каждый район) в связи с резким увеличением объема статистических работ. 5. Возложить на Отдел по вопросам социально-экономического развития Верховного Совета Российской Федерации (Исаев Б. М.) координацию и контроль оперативной деятельности Госкомстата России. Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации Ю. М. ВОРОНИН Москва, Дом Советов России 24 мая 1993 года N 5008-I ________________ Приложение к постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 24 мая 1993 г. N 5008-I П Е Р Е Ч Е Н Ь предложений и замечаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации, подлежащих последующему рассмотрению Госкомстатом России NN Содержание предложений и замечаний Кем вносится пп 1. В условиях перехода к рыночной эко- Комитет по вопросам номике важным этапом законодательного межреспубликанских обеспечения сбора статистической ин- отношений , регио- формации от хозяйственных субъектов нальной политики и всех форм собственности должен стать сотрудничеству закон о статистике. Соответствующие (Дмитриев М. Э.) законы действуют практически во всех развитых странах. В начале 1992 года подобный закон был принят в Казахста- не. Однако до сих пор соответствующий проект не внесен на рассмотрение Вер- ховного Совета Российской Федерации. Отсутствие законодательной базы для деятельности статистических служб страны в значительной степени ослабля- ет возможности самого Госкомстата Рос- сии, не способствует деловому сотруд- ничеству статистических служб с хо- зяйственными субъектами. Как показал ход экономической ре- формы, быстро меняющаяся ситуация как никогда требует крайне оперативного получения той или иной информации. Особенно это касается вопросов финан- совой статистики. Обеспечение оперативности требует изменения организации статистического наблюдения, перейти от метода сплошно- го учета как преобладающего метода ра- боты к массовым выборочным обследова- ниям. В октябре 1992 года Верховный Совет России утвердил государственную прог- рамму перехода Российской Федерации на принятую в международной практике сис- тему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной эко- номики. В первую очередь эта программа нацелена на получение статистической информации на макроэкономическом уров- не в рамках системы национальных сче- тов. Получение соответствующей инфор- мации не только способствовало бы бо- лее глубокому пониманию происходящих изменений в экономике России, о и яв- ляется элементом определенных обяза- тельств России перед международными экономическими организациями. Однако реализация Программы сталки- вается со многими трудностями объек- тивного и субъективного характера, что вызывает не всегда удовлетворительное решение информационного обеспечения хода реформ на макроэкономическом уровне. По-видимому, вопрос о ходе ре- ализации Программы, работе Госкомстата РФ в этом направлении, возможной помо- щи со стороны федеральных органов власти органам статистики для решения этих задач требует особого внимания и специального рассмотрения. Учитывая высокую степень интеграции экономики Российской Федерации и быв- ших союзных республик СССР, следует поддерживать согласование новых задач и методов их решения со статистически- ми службами государств СНГ. Требуется принципиально новый под- ход к методологической работе на уров- не субъектов Федерации. В соответствие с практикой статис- тических служб стран с рыночной эконо- микой необходимо наладить обеспечение оперативной статистической информацией по макроэкономическим показателям и отдельным важнейшим сферам экономики. В связи с образованием на террито- Комитет по вопросам рии Российской Федерации восьми регио- межреспубликанских нальных Ассоциаций экономического вза- отношений , регио- имодействия представляется целесооб- нальной политики и разным вести учет показателей не толь- сотрудничеству ко по каждому субъекту Федерации, вхо- (Подопригора В. Н.) дящему в ту или иную Ассоциацию, но и по каждой Ассоциации суммарно, взамен произвольной группировки по регионам не отражающей реальных взаимосвязей в рамках этих регионов. 2. По мнению Юридического отдела, Гос- Юридический отдел комстату России необходимо наряду с аппарата Верховного оперативными информационными бюллете- Совета Российской нями организовать издание ежегодника Федерации "Россия в цифрах", который содержал бы (Цивилев Р. М.) самые разнообразные данные не только социально-экономического, но и демог- рафического характера. Аналогом мог бы служить сборник, издававшийся Госкомс- татом СССР. В этот сборник должны быть включены статистические данные о раз- витии новых форм хозяйствования, их доли в общественном производстве, дан- ные о приватизации и процессах с ней связанных. 3. Более всесторонне и полно отражать Комиссия Совета На- ситуацию в субъектах Российской Феде- циональностей по рации, в частности в краях, областях, национально-государ- автономной областях и автономных окру- ственному устройству гах. и межнациональным отношениям (Ген Н. Л.) 4. В связи с тем, что автономная об- Комиссия по вопросам ласть и автономные округа являются са- социального и эконо- мостоятельными субъектами Российской мического развития Федерации Комиссия вносит предложение, республик в составе в статистические сборники, выпускае- Российской Федерации, мые Госкомстатом России, включать ин- автономной области, формационные данные об автономной об- автономных округов и ласти и автономных округах по аналогии малочисленных народов с республиками, краями и областями (Корнилова З. А.) Российской Федерации. Данные сведения необходимы для раз- работок законодательных актов по воп- росам социально-экономического разви- тия автономных округов и малочисленных народов, принятия постановлений Вер- ховного Совета Российской Федерации, а также проведения соответствующего ана- лиза. 5. Просим предусмотреть возможность Комитет по вопросам направления в Комитет статистических обороны и безопас- данных, касающихся Вооруженных Сил, ности Министерства Безопасности, Службы (Степашин С. В.) внешней разведки, Федерального агенс- тва правительственной связи и информа- ции. 6. С целью совершенствования деятель- Комитет по науке и ности органов статистики Комитет счи- народному образова- тает целесообразным осуществить следу- нию ющие мероприятия: (Шорин В. П.) 1. В области образования: привести понятийный аппарат статис- тики в соответствие с Законом Российс- кой Федерации "Об образовании"; ввести статистический анализ выпол- нения Федеральной программы развития образования; статистические данные по системе образования давать отдельно по госу- дарственным, муниципальным и негосу- дарственным образовательным учреждени- ям, в том числе имеющим государствен- ную аккредитацию, а также по формам получения образования; ввести в статистическую информацию выполнение государственных нормативов финансирования образовательных учреж- дений; в статистических данных по подго- товке рабочих кадров дать четкое раз- деление по уровням подготовки (началь- ное профессиональное образование и профессиональная подготовка); два раза в пять лет осуществлять единовременный учет по использованию специалистов. 2. В области науки давать информа- цию по следующим вопросам: число небюджетных научно-исследова- тельских опытно-конструкторских форми- рований (учреждений); текучесть кадров в научных бюджет- ных учреждениях, в том числе за счет выезда за рубеж; численность безработных в сфере на- уки, рездельно в системе Российской академии наук и отраслевых научных уч- реждениях; федеральные научно-исследователь- ские программы: - общее число программ; - объем бюджетного финансирования; - головной заказчик программы; - головной исполнитель программы. Кроме того, в деятельности органов статистики следует предусмотреть цент- рализованное финансирование работ бюд- жетных организаций (министерств, ве- домств) по сбору и обобществлению ста- тистических данных по заявкам Госкомс- тата России, а также возложить ответс- твенность за информацию, поступающую в международные организации, на Госкомс- тат России. 7. В статистических сборниках жела- Управление кадров тельно регулярно приводить данные по аппарата Верховного категории "Госслужащие" с анализом Совета Российской данных работников по образованию, ста- Федерации жу работы, ученым званиям и научным (Окрут В. Д.) степеням, а также знанию иностранных языков и т. п. В связи с переходом на единую та- рифную сетку по оплате труда полагаем, что в разделе "Социальная сфера" долж- ны публиковаться сведения об аттеста- ции кадров, о формах овладения работ- никами новыми знаниями в различных учебных заведениях и центрах подготов- ки, переподготовки и повышения квали- фикации кадров. В связи с расширением и обогащением разнообразных внешних связей в статс- борниках и иных материалах в тех же разделах "Социальная сфера" считали бы чрезвычайно полезным ведение рубрик и подборок типа "Технология прорыва" с публикациями о передовом опыте управ- ления, о применении новых технологий в областях промышленности и сельского хозяйства, науки и образования и т. п. 8. Динамика хода экономических реформ Отдел информационно- в стране, имеющих неоднозначные ре- го обеспечения Вер- зультаты, с одной стороны вызывает ховного Совета Рос- увеличение потока запросов на информа- сийской Федерации цию от депутатского корпуса, с другой (Каменир А. Я.) - требует адекватного отображения со- циально-экономических процессов в но- вых формах и показателях статистики. Однако, представляемые Госкомстатом РФ данные носят порой не комплексный, а фрагментарный характер, имеют тен- денцию запаздывания, что осложняет проведение качественного анализа и оп- ределение складывающихся тенденций развития экономических процессов. Совершенствование взаимодействия Отдела информационного обеспечения с Госкомстатом РФ в русле комплексной автоматизации информационного обслужи- вания, на наш взгляд, видится по сле- дующим направлениям: 1. Необходимо пересмотреть подходы к структуре и составу показателей опе- ративной (ежемесячной) отчетности, представляемой в Верховный Совет РФ в разрезах: - по регионам России; - по отраслям народного хозяйства; - по реформам собственности. Обеспечение стабильности представ- ления информации и исключение ее дуб- лирования с учетом привязки к различ- ным программным продуктам. 2. Актуальное развитие работ по формированию "краткого" паспорта тер- риторий России на основании показате- лей статотчетности с квартальной или месячной периодичностью ее представле- ния и актуализации. Желательно также включение в него кратких справочных разделов историко-географического и социально-экономического характера. 3. Целесообразно решить вопрос о предоставлении в адрес Верховного Со- вета Российской Федерации общесоюзных классификаторов и их актуализации: - Общесоюзный классификатор предп- риятий и организаций (ОКПО). - Общесоюзный классификатор отрас- лей народного хозяйства (ОКОНХ). - Общесоюзный классификатор органов государственного управления (СООГУ). - Общесоюзный классификатор техни- ко-экономических и социальных показа- телей (ОКТЭСП) и других по согласован- ному перечню. 4. Помимо показателей сводной ста- Отдел информационно- тистики все более серьезного внимания го обеспечения Вер- требуют работы по формированию и веде- ховного Совета Рос- нию баз данных объектового характера, сийской Федерации комплексно отражающих различные пока- (Каменир А. Я.) затели отдельных объектов хозяйствова- ния: - регистр промышленных предприятий; - регистр предприятий-монополистов; - регистр строек; - единый регистр предприятий и ор- ганизаций; - регистр колхозов, совхозов, агро- объединений; - финансовое состояние предприятий и организаций и др. 5. Целесообразно расширение перечня представляемой информации, отражающей ход развития новых экономических про- цессов: - о ходе приватизации госсобствен- ности в отраслях народного хозяйства; - о ходе конверсии военного произ- водства, а также расширение состава информа- ции о формировании и деятельности но- вых экономических структур различных форм собственности, в частности: - о деятельности коммерческих бан- ков; - о деятельности совместных предп- риятий; - о развитии фермерских хозяйств; - о развитии свободных экономичес- ких зон и т. д. 6. Значительного развития требует вопросы анализа хода экономической ре- формы и прогнозирования тенденций раз- вития экономических процессов и их оперативного представления в Верховный Совет Российской Федерации, акцентируя особое внимание на социально-экономи- ческих проблемах регионов. 7. Требует своего решения вопрос о выборе и типовой ориентации программ- но-инструментальных средств по ведению баз данных статистической информации на ПЭВМ. 8. Представляется целесообразным считать плановыми работы по целенап- равленному информационному обслужива- нию Верховного Совета РФ информацион- ными и аналитическими материалами с использованием современных каналов связи, на магнитных и бумажных носите- лях. 9. Поддерживать постоянное взаимодейс- твие с Управлением методологии статис- тики Госкомстата РФ с целью регулярно- го информирования и консультирования специалистов аппарата ВС РФ о дополне- ниях, изменениях и введении новых форм и показателей и перспектив их включе- ния в автоматизированные банки данных. 10. Госкомстату Российской Федерации Организационный от- незамедлительно разработать систему дел Верховного Сове- показателей (совместно с заинтересо- та РФ ванными министерствами и ведомствами) (Пушков В. Н.) по закрытым административно-территори- альным образованиям в соответствии с Законом Российской Федерации "О закры- том административно-территориальном образовании". 11. Комиссия по культуре Совета Респуб- лики обращает внимание на необходи- мость приведения статистической отчет- ности в области культуры и кинематог- рафии в соответствие со структурными изменениями, произошедшими в этих от- раслях, возникновением и функциониро- ванием учреждений и организаций куль- туры и кинематографии различных форм собственности. В этих целях Комиссия по культуре предлагает: Для обеспечения представления ста- Комиссия по культу- тистической отчетности по установлен- ре ным формам всеми организациями, осу- (Поленов Ф. Д.) ществляющими культурное обслуживание населения, прокат и показ киновидео- фильмов, независимо от форм собствен- ности и, учитывая требования Основ за- конодательства Российской Федерации о культуре (ст. 36), возложить на органы статистики Российской Федерации всех уровней централизованный сбор статис- тической информации о деятельности не- государственных организаций, связанных с прокатом и показом киновидеофильмов. Обеспечить своевременность предс- тавления статинформации по действующей системе статотчетности. Усилить от- ветственность органов статистики всех уровней за своевременное и качествен- ное представление статистики данных. Возложить на Госкомстат России и его местные органы обязанность прове- дения по заказу министерств и ведомств выборочных статистических обследований с целью выявления тенденций развития отдельных направлений в области куль- туры и кинематографии, с подготовкой соответствующих статистических обзо- ров. 12. "...В существующей статотчетности Комиссия по вопро- мы не находим, например социально-эко- сам социального и номические показатели, особенно по экономического раз- уровню жизни населения, по автономным вития республик в округам и автономной области. составе Российской "...существующая отчетность по ма- Федерации, автоном- лочисленным народам ведется по адми- ной области, авто- нистративным регионам. Это не харак- номных округов и терно. Например, в Якутии есть золо- малочисленных наро- тинка - малочисленные народы (700 че- дов. ловек), а их показывают по показателям (Корнилова З. А.) Нюренгринского угольного разреза. Зарплата, доходы и так далее в целом по региону никак не будут показывать состояние у малочисленных народов. Поэтому мы просили, чтобы эти пока- затели показывали не в целом по адми- нистративному региону, а по населенным пунктам компактного проживания, тогда можно получить объективную характерис- тику. Это не такой большой объем рабо- ты. Кроме того, есть специальная прог- рамма по малочисленным народам N 145. Как раз необходим контроль, поскольку такого официального контроля нет, де- путаты выезжают на места и обнаружива- ются, что инвестиции, которые выделя- ются для малочисленных народов, заст- ревают в краевых, областных или окруж- ных центрах, а до малочисленных не до- ходят. И последнее. Мы очень много работа- ем по завозу товаров и выделению кре- дитов. Но второй год практически выде- ление кредитов остается безконтроль- ным. До кого доходит, в какой сумме, вследствие возвратности кредита нет. Хотелось бы, чтобы руководство по- думало над этими нашими предложениями и как-то решило, достаточно времени мы просим вас. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что Госкомстату надо под- держать укрепление материально-техни- ческой базы, она очень слабая, особен- но укрепление материально-технической базы в регионах..." 13. "...Первое. Мы очень часто говорим Комитет по науке и о том, что у нас отсутствуют механизмы народному образова- реализации законов. Госкомстат - это нию один из инструментов, с помощью кото- (Шорин В. П.) рого можно запускать этот механизм контроля. Второе. К сожалению принимаемые на- ши законы не увязываются или с Гос- комстатом, с показателями одновременно не отрабатываются для контроля их ис- полнения. Здесь много было пожеланий со стороны разных комитетов и комиссий о том, чтобы тот или иной показатель ввести в статистическую отчетность или наоборот исключить, но все это субъек- тивные взгляды. Хотелось бы предложить Госкомстату создать некую аналитичес- кую группу, которая бы прорабатывала наши законы в соответствии с принимае- мыми законами, сразу же прикидывали возможности статистики по данным зако- нам. Второе. Все-таки анализировали как-то ситуацию в целом, исходя из анализа в целом, системного анализа. Тут надо связаться с научными подраз- делениями, разработать какуюто единую систему статистических показателей, потому что у нас очень много субъекти- визма в этом вопросе..." _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|