Расширенный поиск

Постановление Губератора - главы администрации Тульской области от 22.05.1995 № 261

ГУБЕРНАТОР-ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

     от 22.05.1995 N 261

 

 

                      О мерах по реализации программы
                        развития автоматизированной
                     информационно-управляющей системы
                по чрезвычайным ситуациям Тульской области

 

 

     В соответствии   с   постановлением   Правительства    Российской
Федерации  от 18 апреля 1992 года N 261 "О создании Российской системы
предупреждения  и   действий   в   чрезвычайных   ситуациях",   п.   3
постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 года
N 190 "Об организации обмена информацией о чрезвычайных  ситуациях"  в
1993-1994 годах в Тульской области на технических средствах областного
комитета по  ГО,  ЧС  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий,
информационно-аналитического   управления  администрации  области,  АО
"Электросвязь"             создавалась              автоматизированная
информационно-управляющая   система   по  чрезвычайным  ситуациям.  Ее
создание  позволило  улучшить  качество   прохождения   информации   о
чрезвычайных ситуациях, повысить надежность оповещения территориальных
органов власти и управления, населения.
     В марте 1994 года на базе центра управления комитета по ГО,  ЧС и
ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  оборудован  ситуационный
центр комиссии администрации области по чрезвычайным ситуациям.  В мае
1994 года в штате  информационно-аналитического  управления  образован
вычислительный   центр   автоматизированной  системы  по  чрезвычайным
ситуациям.
     Вместе с          тем         развитие         автоматизированной
информационно-управляющей   системы    по    чрезвычайным    ситуациям
осуществляется   на   сегодняшний   день  не  комплексно,  отсутствуют
организационно-технические  возможности  оперативного   оповещения   и
информирования  руководящего состава администрации области в нерабочее
время,  остались серьезные недостатки в оперативном обмене информацией
о  чрезвычайных  ситуациях  по линии аварийно-диспетчерских и дежурных
служб.
     В целях  устранения  перечисленных недостатков на основании моего
постановления от 28 апреля 1994 года N 190 была разработана  программа
развития   автоматизированной   информационно-управляющей  системы  по
чрезвычайным ситуациям Тульской области.
     Во исполнение  Указа Президента Российской Федерации от 20 января
1994 года  N  170  "Об  основах  государственной  политики  в  области
информатизации"

 

                               ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

     1. Программу              развития             автоматизированной
информационно-управляющей   системы    по    чрезвычайным    ситуациям
(приложение 1) утвердить.
     Комитету по делам  ГО,  ЧС  и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий    (Н.В. Бегунов),  информационно-аналитическому   управлению
администрации  области  (С.В. Штарков) совместно  с  заинтересованными
областными   организациями,  учреждениями  и  предприятиями,  органами
исполнительной власти городов и районов области обеспечить  реализацию
названной программы в течение 1995-1997 годов.
     2. Установить,  что  в  1995  году   финансирование   мероприятий
указанной в п. 1 настоящего постановления программы, осуществляется за
счет  средств,  выделяемых  комитету  по  делам  ГО,ЧС  и   ликвидации
последствий    стихийных   бедствий   и   информационно-аналитическому
управлению.
     Областному финансовому   управлению  (А.А. Погудин)  совместно  с
комитетом по делам ГО,  ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
(Н.В. Бегунов), департаментом транспорта,  связи,  дорожного хозяйства
(В.Д. Ростиславов),      информационно-аналитическим       управлением
(С.В. Штарков)   при   разработке   проекта   бюджета   на   1996  год
предусмотреть ассигнования,  необходимые для финансирования  указанной
программы.
     3. Предложить АО "Электросвязь"  (Ю.Н.  Лепихов)  в  трехмесячный
срок  согласовать  с  комитетом  по  ГО,  ЧС  и ликвидации последствий
стихийных   бедствий   (Н.В.   Бегунов),   информационно-аналитическим
управлением (С.В.  Штарков) порядок создания и внедрения на территории
Тульской области систем пейджинговой и других видов оперативной связи,
имея    в   виду   приоритетное   решение   задач   автоматизированной
информационно-управляющей  системы   по   чрезвычайным   ситуациям   и
обеспечение деятельности аварийно-диспетчерских и дежурных служб.
     4. Комитету по делам ГО,  ЧС и ликвидации  последствий  стихийных
бедствий    (Н.В. Бегунов),  информационно-аналитическому   управлению
(С.В. Штарков)  совместно   с   областным    управлением    статистики
(А.А. Тимошкин) и  другими заинтересованными организациями до 1 ноября
1995 года разработать положение о  взаимодействии  при  информационном
обмене по вопросам чрезвычайных ситуаций.
     5. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  с   момента   его
подписания.
     6. Контроль за  выполнением  данного  постановления  возлагаю  на
вице-губернатора,  первого  заместителя  главы  администрации  области
Попова Н.К.

 

 

     Губернатор
     области - глава администрации          Н.В. Севрюгин

 

 

 

 

                                                          Приложение 1
                                           к постановлению губернатора
                                Тульской области - главы администрации
                                                  от  22.05.1995 N 261

 

                            Программа развития
               автоматизированной информационно-управляющей
                     системы по чрезвычайным ситуациям
                             Тульской области

 

                                  г. Тула

 

                                  1995 г.

 

                                  Паспорт
              целевой программы создания и развития областной
           автоматизированной информационно-управляющей системы
                        по чрезвычайным ситуациям.

 

     Наименование          Создание и развитие областной
     программы             автоматизированой информационно-
                           управляющей системы предупреждения и
                           действий в чрезвычайных ситуациях в
                           Тульской области.
     Основание для         Постановление Правительства
     разработки            Российской Федерации от 18 апреля 1992
                           года N 261, постановление главы
                           администрации Тульской области от
                           28 апреля 1994 года N 190.
     Разработчики          Комитет по делам ГО, ЧС и ликвидации
     программы             последствий  стихийных бедствий
                           Тульской области;
                           информационно-аналитическое управление
                           администрации области.
     Этапы и сроки         1 этап (1993-1994 годы)
     реализации            Созданы:
     программы             ситуационный центр комиссии
                           администрации области по чрезвычайным
                           ситуациям на базе центра управления
                           областного комитета по ГО, ЧС и
                           ликвидации последствий стихийных
                           бедствий;
                           вычислительный центр областной АИУС
                           ЧС;
                           оборудованы автоматизированные
                           рабочие места специалистов и дежурной
                           службы областного комитета по ГО и ЧС;
                           2 этап (1995 год)
                           переоборудование и ввод в эксплуатацию:
                           четырех автоматизированных рабочих
                           мест центра управления областного
                           комитета по ГО и ЧС;
                           восьми автоматизированных рабочих
                           мест в отделах областного комитета
                           по ГО и ЧС;
                           создание и ввод:
                           шести абонентских пунктов региональной
                           компьютерной сети в штабах по делам ГО
                           и ЧС категорированных городов;
                           локальной вычислительной сети АИУС ЧС;
                           модемной связи с областными
                           учреждениями и организациями сети
                           представления информации о ЧС и сети
                           наблюдения и лабораторного контроля;
                           рабочей станции с базой данных о ЧС
                           на базе вычислительного центра;
                           девятнадцати абонентских пунктов
                           региональной компьютерной сети штабов
                           по делам ГО и ЧС некатегорированных
                           городов и сельских районов области;
                           системы оперативного  оповещения по
                           радиоканалам (пейнджиговая связь);
                           разработка проекта реконструкции
                           системы централизованного оповещения
                           населения области в рамках АИУС ЧС.
     Ожидаемые             Создание областной автоматизированной
     результаты            информационно-управляющей системы по ЧС,
                           охватывающей все территориальные
                           вертикальные и горизонтальные звенья
                           управления.
     Объемы
     финансирования
     в ценах декабря
     1994 года

 

     из средств областного
     бюджета                               250 млн. руб.

 

     из средств местных                    150 млн. руб.
     бюджетов городов и
     районов

 

     Создание системы
     связи на базе
     цифровой наложенной
     сети

 

     доля администрации                    2,5 млрд. руб.
     области

 

     за счет других                        5,0 млрд. руб.
     источников

 

     Контроль за           Председатель комиссии администрации
     выполнением           области по чрезвычайным ситуациям -
                           первый заместитель главы
                           администрации области,
                           областной комитет по делам ГО, ЧС и
                           ликвидации последствий стихийных
                           бедствий.

 

                                 Введение.

 

     При возникновении  технологических,   природных   и   техногенных
катастроф  с  региональными  и  глобальными  последствиями обостряются
последствия,  связанные с обеспечением безопасности населения,  защиты
окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
     Обеспечение безопасной  деятельности  человека  требует  создания
надежных  средств  контроля  состояния природной среды и особо опасных
объектов,  средств  оперативного   сбора   данных   и   своевременного
проведения   мероприятий   и  работ  по  предотвращению  и  ликвидации
последствий ЧС.
     Информационная и  интеллектуальная  поддержка главы администрации
области и комиссии администрации  области  по  чрезвычанйым  ситуациям
обеспечивается  созданием автоматизированной информацоинно-управляющей
системы  предупреждения  и  действий  в   чрезвычайных   ситуациях   и
информационно-управляющего   центра,  являющегося  одним  из  основных
элементов этой системы.
     В основу  концепции  создания  информационно-управляющего  центра
положены  предварительные  исследования,   проводимые   по   следующим
направлениям:
     исследование состава и содержания управленческих функций комиссии
администрации области по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
     анализ наличия  существующих  систем,  средств  автоматизации   и
систем  связи  и  передачи  данных  в  области,  которые можно было бы
использовать при создании информационно-управляющего центра;
     анализ технических требований, предъявляемых к автоматизированной
информационно-управляющей   системе   в   целом,   в   том   числе   к
информационно-управляющему центру;
     анализ наличия в области средств автоматизации  функциональных  и
ведомственных   подсистем  по  чрезвычайным  ситуациям  и  возможности
сопряжения с ними;
     исследование структуры    органов   управления   и   формирований
гражданской  обороны  в  области  и  их  возможности   по   выполнению
определенных функций в интересах информационно-управляющего центра,  в
частности для оповещения органов управления,  объектов и населения  об
угрозе    или    возникновении    чрезвычайной   ситуации,   а   также
целесообразность использования штабов гражданской обороны  в  качестве
рабочих   органов   региональных   и   территориальных   комиссий   по
чрезвычайным ситуациям.
     Программа развития          областной          автоматизированной
информационно-управляющей системы по  чрезвычайным  ситуациям  исходит
из:
     анализа имеющейся  системы  управления,   связи,   оповещения   и
информационного  обеспечения  деятельности по предупреждению вероятных
чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий;
     определения наиболее   эффективных   направлений  и  способов  ее
дальнейшего развития и автоматизации.
     Реализация программы направлена направлена на завершение создания
в Тульской  области  территориальных  и  местных  звеньев  АИУС  ЧС  в
горизонтальном и вертикальном плане.

 

                        I. Цели и задачи программы.

 

                            1. Общие положения.

 

     Областная АИУС   ЧС   разрабатывается  и  сдается  во  исполнение
Постановления   Правительства   Российской   Федерации  от  18  апреля
1992 года  N  261 и постановления главы администрации Тульской области
от 28 апреля 1994 года N 190 и в соответствии с  Временным  положением
об  АИУС  ЧС РФ,  введенным в действие приказом ГК ЧС России от 4 июня
1993 года,  в качестве территориального звена АИУС Российской  системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
     Целью разработки  и  реализации  целевой  программы  создания   и
развития  областной АИУС ЧС является повышение эффективности областной
системы предупреждения и действий в  чрезвычайных  ситуациях  за  счет
интеграции  информационных  ресурсов  областной,  городских и районных
комиссий по чрезвычайным ситуациям и соответствующих функциональных  и
ведомственных  звеньев  управления  гражданской обороны и чрезвычайных
ситуаций,  комплексной автоматизации сбора и обработки данных,  обмена
информацией  между  взаимодействующими органами управления гражданской
обороны и чрезвычайных ситуаций.
     Целевая программа   создания   и   развития   областной  АИУС  ЧС
предназначена   для   формирования   комплекса    организационных    и
научно-технических  мероприятий  по  завершению  разработки  и ввода в
действие  АИУС  ЧС  на  областном  и  местном   уровнях,   определения
ответственных   за   их   реализацию,   сроков  выполнения  и  порядка
финансирования с целью планирования соответствующих работ.
     Задачами целевой программы создания областной АИУС ЧС является:
     разработка организационной,    проектной    и    эксплуатационной
документации,  определяющей требования,  технические решения и порядок
создания,  построения,  функционирования, совершенствования АИУС ЧС на
областном и местном уровнях;
     разработка функциональных задач областных и местных звеньев  АИУС
ЧС   в   их   взаимосвязи   с   соответствующими   функциональными   и
ведомственными звеньями для  обеспечения  процессов  принятия  решений
соответствующимилицами  комиссий  по  чрезвычайным ситуациям и органов
управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
     создание информационного  обеспечения  АИУС  ЧС  на  областном  и
местном уровных;
     оснащение территориальных  органов управления гражданской обороны
и  чрезвычайных  ситуаций  комплексами  средств  автоматизации  и   их
сопряжение  с абонентскими пунктами органов управления подчиненных сил
и средств;
     программно-техническое сопряжение территориальных звеньев АИУС ЧС
друг с другом,  с соответствующими  функциональными  и  ведомственными
звеньями,    с    региональным    информационно-управляющим    центром
Центрального   регионального   центра   по   гражданской   обороне   и
чрезвычайным   ситуациям   и   ситуационным  центром  Министерства  по
чрезвычайным ситуациям Российской Федерации;
     обучение должностных лиц органов управления гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций работе с комплексом технических средств.
     Эффект от  создания  областной  АИУС  ЧС  определяется улучшением
качества  управления  мероприятиями  по  предотвращению  и  ликвидации
последствий  чрезвычайных  ситуаций  на  областном и местном уровнях и
заключается в следующем:
     повышение оперативности решения управленческих задач,  сокращение
времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации для принятия
решений;
     повышение достоверности  и  полноты   циркулирующей   информации,
упорядоченности   потоков   информации   и  возможности  многократного
использования первичных данных;
     выработка оптимальных  решений  по  предупреждению  и  ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение высокой   готовности  регионального,  территориальных
органов  управления,  систем  связи  и  оповещения,  сил   и   средств
гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     ускорение развертывания сил и  средств  гражданской  обороны  для
оказания   всесторонней   помощи  населению  в  условиях  чрезвычайных
ситуаций;
     повышение эффективности   использования   чрезвычайных  резервных
фондов     финансовых,      продовольственных,      медицинских      и
материально-технических ресурсов.
     Реализацию настоящей программы планируется завершить в 1995 году.

 

     2. Задачи информационного обеспечения комиссии администрации
        области по чрезвычайным ситуациям и роль автоматизированной
        информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям
        в этом.

 

     Сложившаяся система     управления,     оповещения,    связи    и
информацонного обеспечения  областной  подсистемы  Российской  системы
предупреждения  и  действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) включает в
себя соответствующие органы управления, силы и средства.
     Управление мероприятиями   областной  подсистемы  РСЧС  в  режиме
повседневной  деятельности  осуществляются  комиссиями   администрации
области по чрезвычайным ситуациям через комитет по ГО, ЧС и ликвидации
последствий стихийных бедствий,  соответствующие областные  службы  ГО
ЧС, организации и предприятия.
     В период повседневной деятельности основной работой  элементов  и
звеньев  областной  системы  предупреждения  и действий в чрезвычайных
ситуациях является планирование и контроль за выполнением  мероприятий
по  предупреждению  и  снижений  негативных  последствий  чрезвычайных
ситуаций.
     Мероприятия классифицируются следующим образом:
     мероприятия по  уменьшению  возможных  последствий  при   крупных
производственных авариях и катастрофах;
     мероприятия по   уменьшению   последствий   стихийных   природных
явлений;
     мероприятия по  повышению  противопожарной  устойчивости   лесов,
профилактике лесных и торфяных пожаров;
     профилактические противоэпидемические,  противоэпизоотические   и
противоэпифитические мероприятия.
     При угрозе возникновения и  возникновении  чрезвычайной  ситуации
председатель   комиссии   организует  управление  с  места  постоянной
дислокации из развертываемого областным комитетом ГО,  ЧС и ликвидации
последствий   стихийных   бедствий  центра  управления  (к.  353  Дома
Советов),  а также при помощи мобильных оперативных групп,  высылаемых
непосредственно  в  район  чрезвычайной  ситуации.  Центр управления и
мобильные оперативные группы комплектуются за счет должностных лиц  из
состава  комиссии  администрации  области  по  ЧС  и из формируемых ею
оперативных групп по видам аварий,  из личного состава комитета  и  из
привлеченных специалистов (экспертов).
     При этом комиссия администрации области по чрезвычайным ситуациям
и  ее  основной  рабочий  орган  -  комитет  по  ГО,  ЧС  и ликвидации
последствий стихийных бедствий решают следующие задачи:
     руководство деятельностью   областной  системы  предупреждения  и
действий в чрезвычайных ситуациях;
     участие в   подготовке   и   осуществлении  областных  целевых  и
научно-технических программ по проблемам предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     разработка и   осуществление   мероприятий   по    предотвращению
чрезвычайных   ситуаций,  уменьшению  ущерба  от  последствий  аварий,
катастроф,  стихийных  бедствий  и  воздействию  современных   средств
поражения  противника,  по  обеспечению надежности работы потенциально
опасных  производств  и  объектов  народного  хозяйства   в   условиях
чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение постоянной  готовности  органов  управления,  сил   и
средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     организация и координация постоянного наблюдения  и  контроля  за
состоянием  природной среды и потенциально опасных объектов,  оценка и
прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
     накопление запаса  необходимых  продовольственных,  медицинских и
материально-технических ресурсов,  используемых для покрытия  расходов
на    профилактические    мероприятия,    содержание   и   обеспечение
аварийно-спасательных   и   аварийновосстановительных    формирований,
ликвидацию  ЧС  и оказание помощи пострадавшим,  определение порядка и
источников финансирования этих мероприятий,  а также порядка получения
и использования государственных резервов;
     координация деятельности комиссий по  чрезвычайным  ситуациям  на
территории области по вопросам предотвращения и ликвидации ЧС;
     организация взаимодействия с комиссиями по ЧС соседних  областей,
военным  командованием и общественными организациями по вопросам сбора
и  обмена  информацией  о   чрезвычайных   ситуациях,   а   в   случае
необходимости- направление сил и средств для их ликвидации;
     руководство обучением и подготовкой населения к действиям  в  ЧС,
подготовкой  и  повышением квалификации специалистов областной системы
предупреждения и действий в ЧС,  а так же аттестование должностных лиц
высшего звена ее руководящего состава;
     участие в   организуемом   областными   органами    международном
сотрудничестве  в  области  проблем,  связанных  с  предупреждением  и
ликвидацией  ЧС,  организация  и   осуществление   сотрудничества   на
территориальном уровне, непосредственное распределение и использование
международной помощи в случае возникновения ЧС на территории области.
     При угрозе   возникновения   чрезвычайной   ситуации   в   режиме
повышенной готовности осуществляются следующие мероприятия:
     комиссия по  ЧС  принимает  на  себя непосредственное руководство
деятельностью подсистемы, формирует необходимые оперативные группы для
выявления   причин   ухудшения  обстановки  непосредственно  в  районе
возможного бедствия, вырабатывает предложения по ее нормализации;
     усиление дежурно-диспетчерской службы;
     усиление наблюдения и контроля  за  состоянием  природной  среды,
обстановкой   на   потенциально   опасных   объектах,   прилегающих  и
прилегающих   к   ним   территориям,    прогнозирование    возможности
возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
     принятие мер по защите населения,  природной  среды  и  повышение
устойчивости объектов народного хозяйства;
     повышение готовности   сил   и   средств,   предназначенных   для
ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций,  уточнение планов действий
их действий и выдвижение  при  необходимости  в  район  предполагаемых
действий.
     В чрезвычайном режиме осуществляется:
     организация защиты населения;
     выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных  ситуаций  для
непосредственного руководства работами;
     выдвижение сил и  средств  в  районы  чрезвычайных  ситуаций  для
непосредственного выполнения работ;
     организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
     организация работ  по  обеспечению  устойчивости функционирования
отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению населения;
     осуществление постоянного   усиленного   контроля  за  состоянием
природной  среды  в  районах  чрезвычайных  ситуаций,  обстановкой  на
аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
     Информационное обеспечение функционированием областной подсистемы
РСЧС   осуществляется   информацонно-управляющей   системой,   которая
включает в себя:
     информационно-управляющий центр комиссии администрации области по
чрезвычайным ситуациям;
     вычислительный центр автоматизированной информационно-управляющей
системы по чрезвычайным ситуациям;
     автоматизированные рабочие  места  членов  комиссии администрации
области по чрезвычайным ситуациям и специалистов  областного  комитета
по ГО и ЧС;
     информационные пункты региональной компьютерной сети  районных  и
городских администраций;
     оборудованные средствами связи,  контроля обстановки, компютерной
и    оргтехникой    пункты    дежурства    областных    аварийных    и
аварийно-диспетчерских  служб   надзорных   органов,   рабочие   места
соответствующих  должностных  лиц  городских и районных администраций,
областных служб ГО, ЧС, организаций и предприятий;
     подвижные пункты  управления  комиссии  администрации  области по
чрезвычайным ситуациям,  подготовленные на базе областного комитета по
ГО,  ЧС,  городских  и  районных  комиссий  по чрезвычайным ситуациям,
организаций,   предприятий,    привлекаемых    воинских    частей    и
профессиональных    формирований;вычислительные    центры    обработки
информации автоматизированных систем областных служб ГО, ЧС;
     государственные и   ведомственные   средства   связи  и  передачи
информации, расположенные на территории области.
     Разрабатываемая автоматизированная      информационно-управляющая
система по чрезвычайным ситуациям должна обеспечить  сбор  оперативной
информации  о  состоянии  потенциально  опасных  объектов  и природной
среды,  об  экологической  обстановке,  о  состоянии  сил  и   средств
областной  системы  предупреждения  и  действий  в ЧС,  обработку этой
информации,    моделирование    развития    чрезвычайной     ситуации,
представление  этой  информации  комиссиям  по чрезвычайным ситуациям,
передачу необходимых указаний  абонентам  системы;  сбор  и  обработку
плановой   и   отчетной  информации  о  состоянии  отраслей  народного
хозяйства в Тульской области.
     Система разрабатывается для информационного обеспечения задач:
     сбора и обработки показателей (выявление  отклонений)  от  постов
контроля качества продуктов питания и питьевой воды;
     сбора и   обработки   информации   с   постов    наблюдения    за
поверхностными и подземными водами;
     обработки данных и выбросах промышленных предприятий и выполнении
ими планов работ по снижению техногенной нагрузки;
     сбора и обработки информации с постов  наблюдения  за  карстовыми
явлениями, свалками, отстойниками, накопителями;
     составления моделей состояния природной среды  по  разделам  лес,
вода, животные, растения, рыбы, трава;
     создания и  ведения  базы  нормативной  информации  о   предельно
допустимым нормах концентрациях вредных и ядовитых веществ;
     анализа тенденций изменения санитарно-демографических показателей
области в различных разрезах;
     выбора приоритетных  направлений  работ  по  результатам  анализа
тенденций изменения санитарно-демографических показателей;
     обработки информации  службы  космического   контроля   состояния
природной среды по Тульской области;
     сбора и   комплексной    обработки    данных,    полученных    от
информационных подсистем, в том числе оповещение о фактах чрезвычайных
ситуаций, их селекция и распределение между абонентами;
     сбор и обработка информации от абонентов;
     обеспечение информационного обмена между подсистемами и звеньями,
комиссиями   по   чрезвычайным   ситуаций   разных  уровней,  пунктами
управления силами и  средствами  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций;
     информационная поддержка  и   автоматизация   процесса   принятия
решений.

 

       II. Основные направления и этапы создания областной АИУС ЧС.

 

          1. Общие принципы создания и развития областной АИУС ЧС
                           на современном этапе.

 

     Исходя из задач,  стоящих перед областной АИУС ЧС,  ее назначение
реализуется путем выполнения следующих функций:
     сбор, обработка и  доведение  до  органов  управления  данных  об
авариях,  катастрофах,  стихийных бедствиях,  сложившейся обстановке и
действиях сил и средств гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
     подготовка исходных  данных  для  принятия  решения на проведение
мероприятий  по  ликвидации  последствий  чрезвычайной   ситуации,   о
планировании их выполнения;
     передача приказов  и  распоряжений,  контроль  их   доведения   и
исполнения;
     накопление и выдача данных о  крупных  производственных  авариях,
катастрофах   и   стихийных   бедствиях   на  территории  области,  их
экологической опасности,  особо опасных  предприятиях  и  объектах,  о
силах,  средствах,  ресурсах  и  способах  предотвращения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
     прогнозирование последствий аварий и катастроф;
     интеллектуальная поддержка принимаемых решений по  предупреждению
и действиям в чрезвычайных ситуациях;
     При этом   областная   АИУС   ЧС   строится   как   двухуровневая
территориальная  автоматизированная  система информационно-управляющая
система,  опирающаяся на совокупность абонентских пунктов  районных  и
городских  комиссий  по чрезвычайным ситуациям,штабов по делам ГО и ЧС
категорированных городов, объединенных сетью связи и передачи данных с
областным информационно-управляющим центром, включающим ситуационный и
вычислительный  центры,  автоматизированные  рабочие  места   дежурной
службы областного комитета по ГО и ЧС, специалистов комитета по ГО, ЧС
и специалистов других подразделений администрации области .
     Путем сопряжения  с областным информационно-управляющим центром в
состав областной АИУС ЧС включены имеющиеся на областном уровне звенья
функциональных    и   ведомственных   подсистем   РСЧС:   УВД,   центр
Госсанэпиднадзора,  комитета   по   здравоохранению,   Гидрометцентра,
комитета охраны природы и т.д.
     При реализации задачи  создания  и  развития  областной  АИУС  ЧС
учитывается,  что  ее  выполнение  основывается  на  уже сложившейся к
настоящему времени системе управления,  оповещения и связи и проведены
работы  по  созданию  и оснащению необходимыми программно-техническими
средствами  региональной  компьютерной  сети  администрации   Тульской
области,   центра   управления   и   автоматизированных  рабочих  мест
областного комитета по делам ГО и ЧС,  вычислительного центра АИУС ЧС.
По  этим  причинам требуется обстоятельный анализ существующей АИУС ЧС
для определения путей ее дальнейшего совершенствования и развития.

 

                 2. Анализ существующей автоматизированной
       информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям,
                          ее структуры и состава.

 

     Общая структура и состав АИУС ЧС приведен на схеме  в  приложении
1.1,  в  приложении  1.2  приводится  схема  внутренних связей органов
управления  АИУС  ЧС,  в  приложении  1.3   -   схема   информационной
межмашинной  связи  системы,  в  приложении  1.4  -  схема  внутренней
межмашинной связи системы в режиме повседневной деятельности.

 

     2.1. Описание схемы внутренних связей органов управления АИУС ЧС.

 

     Организационной основой АИУС ЧС являются:
     вычислительный центр АИУС информационно-аналитического управления
администрации области;
     информационно-управляющий центр по ГО и ЧС.

 

     ВЦ АИУС  ЧС  ОУ  информационно-аналитического  управления призван
обеспечить    функционирование    программно-технического    комплекса
информационно-управляющего  центра,  обеспечивает  работу  АИУС  ЧС  в
режиме повседневной деятельности.
     Информационно-управляющий центр является непосредственным рабочим
органом   комиссии   администрации   области   по   ЧС,   обеспечивает
непосредственное   функционирование   АИУС   ЧС  в  режиме  повышенной
готовности и в чрезвычайной ситуации,  непосредственно взаимодействует
с  другим  рабочим  органом  комиссии  администрации  области  по ЧС -
комитетом по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
     На автоматизированных  рабочих  местах центра работают сотрудники
соответствующих подразделений комитета по делам ГО,  ЧС  и  ликвидации
последствий стихийных бедствий.
     Программно-технической базой   для   осуществления   межмашинного
обмена  данными для ВЦ АИУС ЧС и для информационно-управляющего центра
является региональная компьютерная сеть Тульской области  и  локальная
вычислительная сеть администрации области.

 

     2.2. Описание схемы информационной межмашинной связи АИУС ЧС ОУ.
     В режиме повседневного  функционирования  ВЦ  АИУС  ЧС  выполняет
функции информационно-управляющего центра.
     В этом  режиме  осуществляется  наполнение  и  актуализация   баз
данных, разработка программных средств для автоматизированнных рабочих
мест комитета по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
     Используя программно-техническую  базу  региональной компьютерной
сети и  локальной  вычислительной  сети  администрации  вычислительный
центр   осуществляет   межмашинный   об   мен   данными  с  абонентами
региональной сети.
     В состав вычислительного центра организационно входит центральный
абонентский пункт региональной компьютерной сети области.

 

         2.3. Структура АИУС ЧС в режиме повышенной готовности и в
                           чрезвычайном режиме.
                   |————————————————|
                   | Дежурный       |   |————————|
                   | информационно- |———| Модем  |
                   | управляющего   |   |————————|
                   |    центра      |
                   |    AT-286      |
                   |————————————————|
                |———————————————————————————————|
    Общая база  |  |———————————|  |————————————|| |————————————|
    данных      |  |Файл-сервер|  |   Дубль    || |Проекционное|
                |  |  AT-486   |——|файл-сервера||—| устройство |
                |  |———————————|  |   AT-386   || |————————————|
                |Аппаратная       |————————————||
                |———————————————————————————————|
        ________________________________________________
  |————————————|         |————————————|          |————————————|
  |            |         |            |          |            |
  |   AT-286   |   ...   |   AT-286   |   ...    |   AT-286   |
  |            |         |            |          |            |
  |————————————|         |————————————|          |————————————|
    |————————|             |————————|              |————————|
    | Модем  |             | Модем  |              | Модем  |
    |————————|             |————————|              |————————|
 _______________________________________________________________
                            АРМы специалистов,
        привлеченных для работ в режиме повышенной готовности и ЧС.

 

     Для специалистов,       привлекаемых       к       работе       в
информационно-управляющем  центре,   за   счет   технических   средств
областного  комитета  по  ГО,  ЧС  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий,  части  средств   информациоонно-аналитического   управления
администрации области развертываются автоматизированные рабочие места.
Состав  технических  средств,   их   специализация   и   специализация
программного  обеспечения  определяются  видом и масштабами конкретной
чрезвычайной ситуации.
     Автоматизированные рабочие    места    объединены   в   локальную
вычислительную сеть и имеют выход  в  региональную  компьютерную  сеть
администрации области.

 

            3. Направления совершенствования автоматизированной
             информационно-управляющей системы по чрезвычайным
                        ситуациям Тульской области.

 

     3.1. Связь.
     3.1.1. Система оперативного оповещения ответственных работников
     по каналам радиосвязи.

 

     С целью   совершенствования   существующей  системы  оперативного
оповещения в области предлагается внедрить систему пейджинговой связи.
Система состоит из двух частей:
     передающая;
     принимающая.
     Для передачи сообщений используется пульт управления, передатчик,
радиальная антенна.
     Для приема   сообщений   используется   специальный   миниатюрный
радиоприемник (пейджер), связанный по радиоканалу с базовой станцией.
     Каждому абоненту этой системы может быть передана  индивидуальная
информация,  можно  группе  абонентов  передать одинаковую информацию.
Адрес абонента и текст задает оператор пункта управления.
     Переданная абоненту        информация       отображается       на
жидкокристаллическом экране пейджера и записывается в его памяти.
     Приемное устройство  оповещает  владельца  о  получении сообщения
звуковым сигналом.
     В зависимости  от типа приемного устройства ему можно передать от
нескольких строк до нескольких страниц текста.
     Предлагаемая к   внедрению  система  предусматривает  возможность
подключения компьютера к пульту  управления.  В  этом  случае  процесс
передачи  оперативных  сообщений  абонентам  системы  достаточно легко
автоматизируется.
     Радиус действия системы до 80 километров от передающей антенны.
     В качестве абонентов системы могут выступать:
     ответственные работники администрации области;
     мобильные пункты управления  комиссии  администрации  области  по
чрезвычайным ситуациям;
     оперативные группы, действующие в зоне чрезвычайной ситуации;
     главы администраций городов и районов области.
     Система может использоваться не только для передачи  сообщений  в
режиме  чрезвычайной ситуации,  но для передачи оперативной информации
(например  телефонограмм)   ответственным   работников   администрации
области, включая глав администраций городов и районов области.

 

           3.1.2. Развитие сети абонентских пунктов региональной
                            компьютерной сети.

 

     В настоящее  время  абонентами  региональной  компьютерной   сети
администрации области являются администрации городов и районов области
и ряд подразделений администрации области.
     Предлагается:
     в районных  узлах  связи  организовать  дополнительные   почтамты
региональной сети;
     абонентские пункты сети организовать в населенных пунктах пунктах
района, на предприятиях и в организациях района.
     Количество абонентов региональной компьютерной сети в этом случае
возрастет в десятки раз.
     При этом связь между центральным абонентским пунктом (центральным
почтамтом региональной компьютерной сети) и дополнительными почтамтами
в  городах  и  районах  области  будет  осуществляться  по  выделенным
телефонным  каналам  (соответствующее  соглашение  с АО "Электросвязь"
достигнуто), а между дополнительными почтамтами и абонентами в районах
области - по коммутируемым телефонным каналам районной сети.

 

        3.1.3. Развитие системы межмашинной связи по радиоканалам.

 

     Использование радиоканалов  обуславливается отсутствием развитием
сети телефонной связи, особенно в районах области.
     Для организации  межмашинной  связи  по  радиоканалам  необходимо
оснастить   компьютеры   соответствующими   модемами   и   программным
обеспечением.   В   качестве   средств   передачи  данных  могут  быть
использованы специальные программные радиостанции.
     Использование этого  типа  связи  в  настоящее  время  может быть
рациональным в условиях "прямой видимости" между абонентами.

 

        3.1.4. Внедрение системы документальной межмашинной связи.

 

     В настоящее   время    информационно-аналитическим    управлением
администрации области разработан опытный образец системы.
     Внедрение системы  в  эксплуатацию  не  связано  с   капитальными
затратами.
     Преимущества от  использования  системы  состоят   в   том,   что
информация,  поступающая  по  каналам  межмашинной  связи,  заверяется
электронной подписью соответствующего должностного лица.
     Система предусматривает использование как организационных,  так и
технических средств защиты информации от несанкционированного доступа.
     Обмен информацией   о   чрезвычайных   ситуациях  предусматривает
обязательное предоставление подписанного должностным лицом  документа.
Без  использования системы документальной межмашинной связи невозможно
применять межмашинную связь для обмена данными в  режиме  чрезвычайной
ситуации.

 

        3.1.5. Внедрение системы межмашинной связи на базе цифровой
                             наложенной сети.

 

     В настоящее время немецкой фирмой "Алкатель РФТ СЭЛ"  завершается
разработка  предложений  по организации цифровой наложенной сети связи
для Тульского региона, упрощенная схема которой показана на рис. N1.
     Как видно  из  рисунка,  благодаря  транспортной  системе  связи,
абонентские пункты региональной компьютерной сети  могут  осуществлять
межмашинный  обмен,  как  при нахождении в г.Туле,  так и в райцентрах
области.  Эти соединения могут быть  постоянными  и  временными,  т.е.
коммутируемыми через выделенную АТС.
     Таким образом, наложенная цифровая сеть состоит из 2-х подсистем:
     1. Цифровой АТС емкостью 1000 номеров.
     2. Транспортной сети состоящей из:
     а) уже   существующих  цифровых  трактов  на  Тульской  ГТС  и  к
райцентрам области (рис. N1);
     б) кольцевой электронной сети связи в г.Туле;
     в) существующих телефонных кабелей абонентской сети ГТС. При этом
потребители  могут для подключения своих терминалов арендовать обычные
медные пары,  либо использовать для одновременной передачи данных  уже
принадлежащую  им  телефонную линию (два канала по 64 Кбит/с и один на
16 Кбит/с).
     Благодаря тому,  что  протяженность абонентской линии при ISDH )*
может  достигать  6  км,  обеспечивается  обширный  охват  территории,
высокие скорости обмена информацией и с высоким качеством.
     Скелетная схема наложенной цифровой сети представлена на рис. N2.
     Для включения  в  цифровую  сеть  штабов ГОЧС г.Тулы и ее районов
необходимо от устройств доступа в синхронную сеть до мест расположения
штабов   ГОЧС  предусмотреть  прокладку  кабельной  сети,  уплотненную
цифровыми системами.

 

         3.1.6. Реконструкция системы централизованного оповещения
                    населения в чрезвычайных ситуациях.

 

     Проведение этих   работ   предусматривается  программой  развития
гражданской обороны Тульской области  и  включает  в  себя  проведение
следующих работ:
     развитие сети уличной звукофикации в городах и  районах  области,
включая рабочие поселки и сельские населенные пункты;
     замена образцов аппаратуры типа  АДУ-ЦВ  в  сельских  районах  на
аппаратуру П-164;
     установка в рабочих поселках и сельских населенных пунктах блоков
низового  оповещения  П-164Н  и  оконечных средств оповещения (П-164А,
электросирены С-40);
 _____________________________________________________________
     )* - ISDH - цифровая сеть с интеграцией услуг
     для населения,  проживающего  в  населенных  пунктах численностью
менее  1000   человек,   приобрести   малогабаритные   трехпрограммные
приемники типа "Маяк-201";
     установка в штабах по делам  гражданской  обороны  и  чрезвычаных
ситуаций  городов и административных районов областиавтоматизированных
средств управления системой оповещения типа АСО-8-1.
     Для осуществления реконструкции необходимо:
     в соответствии с техническим заданием областного комитета по  ГО,
ЧС  и  АО  "Электросвязь"  разработать  проект  реконструкции  системы
централизованного оповещения (2 очередь);
     в соответствии  с подготовленной спецификацией закупить кабельную
продукцию, материалы и изделия;
     приобрести:
     передатчик П-164Д                         - 18 комплектов
     приемник П-164П                           - 18 комплектов
     стойка электросиренная на 20 абонен. б/пр - 18 комплектов
     стойка циркулярного вызова П-164Ц на 40 абон.б/пр - 18 к.
     пульт управления выносной  П-164У         - 18 комплектов
     оконечное устройство П-164А               - 90 штук
     оконечный блок ОБ-5 (П--164-Б)            - 15 штук
     табло отображения  П-164Т                 - 18 штук
     электросирена типа С-40                   - 90 штук
     блок низового звена оповещения П-164Н     - 216 штук
     Реконструкция системы централизованного  оповещения  населения  в
чрезвычайных ситуациях позволит:
     увеличить процент  охвата  населения   области   централизованным
оповещением по сигналу "Внимание всем" до 95%;
     главам администраций городов и районов (штабам по делам ГО и  ЧС)
автономно,   без  использования  областной  системы  централизованного
оповещения  производить  оповещение  и   информировать   население   о
чрезвычайной  ситуации,  ее последствиях и правилах поведения в районе
чрезвычайной ситуации;
     сократить сроки  доведения до каждого жителя области информации о
чрезвычайной ситуации до 1-2 минут.

 

         3.2. Развитие программного обеспечения автоматизированных
                   подсистем, входящих в состав АИУС ЧС.

 

         3.2.1. Создание автоматизированной системы экологического
           мониторинга состояния природной среды и потенциально
                         опасных объектов области.

 

     Создание этой   системы  предусмотрено  "Программой  оздоровления
экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской  области
на 1993-1998 годы".
     Система предусматривает  организацию   пунктов   сбора   исходной
информации,  создание системы передачи информации, организацию системы
обработки информации.
     На первом   этапе   создания   системы   автоматические   датчики
устанавливаются в районе музея-усадьбы "Ясная Поляна".
     Для передачи  информации используется система межмашинного обмена
данными,  работающая  в  круглосуточном  режиме.  При  обмене  данными
используются как радиоканалы,  так и ресурсы региональной компьютерной
сети.  Для передачи информации  о  чрезвычайной  ситуации  в  соседние
регионы   региональная   компьютерная   сеть   использует  возможности
Федерального  агентства  правительственной  связи  и  информации   при
Президенте Российской Федерации.
     Обработкой информации     занимаются     специально     созданный
соответствующим    постановлением    главы    администрации    области
эколого-экономический центр,  а также информационно-управляющий  центр
комиссии администрации области по чрезвычайным ситуациям.

 

          3.2.2. Внедрение компьютерных геоинформационных систем.

 

     Компьютерные геоинформацонные системы отличаются интуитивно более
понятным  для  пользователя   представлением   результатов   обработки
информации,  чем это есть в системах управления базами данных, которые
используются в настоящее время.
     В основу  системы положена цифровая карта объекта (в нашем случае
это карта Тульской области). Обязательными элементами системы являются
средства   для  редактирования  картографических  данных  и  средства,
поддерживающие работу с базами данных.
     С помощью  названных  средств  к  объектам  изображенным на карте
привязывается информация,  хранящаяся в базах данных и  относящаяся  к
этим объектам.
     Результат обработки информации  отображается  непосредственно  на
карте или на фоне карты.
     Оперативное обновление  информации  в   базах   данных   позволит
оперативно и в высшей степени наглядно отображать результаты обработки
информации.
     Системы не  накладывают  ограничений на характер информации.  Это
могут быть  экологические,  экономические,  демографические  и  другие
данные.

 

      3.2.3. Разработка автоматизированной системы учета, аттестациии
    и обучения специалистов действиям в условиях чрезвычайных ситуаций

 

     Функции учета,  аттестации и обучения  специалистов  действиям  в
условиях  чрезвычайной  ситуации  возложены  на  Тульский объединенный
учебно-методический  центр.  Компьютерное   оснащение   этого   центра
позволяет  успешно  решать  вопросы автоматизации.  Автоматизированные
системы учета специалистов относятся к классу систем учета документов,
являются хорошо проработанными и недорогими.
     Автоматизированные системы  аттестации  и  обучения  специалистов
действиям  в  условиях  чрезвычайной ситуации целесообразно строить на
основе программ,  моделирующих развитие чрезвычайной ситуации.  В этом
случае   специалисты  получат  возможность  на  практических  примерах
закрепить  полученные  знания,  что   существенно   повысит   качество
обучения.

 

         3.2.4. Создание автоматизированных  систем  моделирования
                          чрезвычайных ситуаций.

 

     Моделирование чрезвычайных  ситуаций  с  наглядным   отображением
результатов   моделирования  -  одна  из  важнейших  составных  частей
автоматизированной информацонно-управляющей  системы  по  чрезвычайным
ситуациям.   В  настоящее  время  существуют  формализованные  правила
расчета последствий многих типов чрезвычайных ситуаций.  Это  является
важнейшей предпосылкой, позволяющей моделировать развитие чрезвычайной
ситуации.  Технические  и  технологические   трудности,   сдерживающие
процесс  разработки компьютерных моделей,  могут быть решены за вполне
приемлемый срок.
     Система моделей  найдет  широкое  применение  в процессе обучения
действиям в условиях чрезвычайной ситуации и в условиях ликвидации  ее
последствий.

 

         3.2.5. Разработка автоматизированной системы контроля  за
              выполнением планов мероприятий, направленных на
           предотвращение и уменьшение последствий чрезвычайных
                                 ситуаций.

 

     В подразделениях  администрации   области   внедрено   достаточно
большое  количество  задач такого класса.  Их внедрение качественно не
меняет  положения,  однако  при  соблюдении  известных  правил  делает
систему  контроля  значительно  эффективнее.  Разработка  задач такого
класса достаточно проста и требует весьма малых затрат.
     Существенным недостатком таких систем является то, что невозможно
с  помощью  формальных  методов  проверить  эффективность   выполнения
запланированных   мероприятий.  Эффективность  выполнения  мероприятий
может оценить только эксперт-специалист.

 

            3.2.6. Создание автоматизированной системы ведения
         паспортов особо опасных производств, химически-, взрыво-,
         пожароопасных объектов и административно-территориальных
                                  единиц.

 

     Областной комитет  по  ГО,  ЧС и ликвидации последствий стихийных
бедствий  имеет  в  своем  распоряжении  паспорта   на   химически   и
взрывоопасные   предприятия   области.   В   этих   условиях  создание
автоматизированной  системы  ведения   этих   паспортов   не   вызовет
затруднений.
     В условиях отсутствия межмашинной сети, включающей в состав своих
абонентов  все химически и взрывоопасные предприятия области,  система
не будет предусматривать автоматическое внесение изменений в  паспорта
непосредственно предприятиями.

 

         3.2.7. Разработка автоматизированной системы пользования
            страховым фондом аварийных комплектов документации
                             на микрофильмах.

 

     Научно -  исследовательским  институтом репрографии создан первый
вариант этой системы, включающий в себя:
     хранилища для микрофильмов;
     компьютер с  соответствующим  программным  аппаратом  для  поиска
адреса нужного микрофильма;
     портативное устройство для просмотра микрофильма.
     Разработанная система  предусматривает  развитие  по  всем  своим
составляющим.

 

          3.3. Создание системы территориально-распределенных баз
                              данных (ТРСБД).

 

     Здесь под  территориально-распределенной  базой данных понимается
совокупность баз данных различных областных служб,  объединенные между
собой с помощью средств телекоммуникации.
     Для создания ТРСБД необходимо:
     создать метабазу т.е.  базу о базах. В ней хранится перечень всех
файлов, их адреса, владельцы, перечень реквизитов каждого файла;
     разработать и внедрить систему ведения метабазы.  Для того, чтобы
метабаза была актуальной необходим администратор этой базы, отвечающий
за оперативность и достоверность информации в ней,  необходима система
ответственности  и  контроля  за   достоверность   и   своевременность
представления владельцами баз информации об изменениях в их базах;
     разработать и внедрить правила доступа к  данным.  Для  получения
абонентом  какой-либо  информации  из базы данных другого пользователя
необходимо  соблюдать  определенные,  заранее  установленные   правила
составления  запроса,  правила  обработки этого запроса и формирования
ответа на него, установить и контролировать ответственность сторон;
     разработать и  внедрить систему прав доступа.  Как в любой сети в
этой надо определить для каждого пользователя какие показатели в каких
базах  в каком режиме доступа (просмотр или просмотр и редактирование)
доступны ему,  обеспечить техническую  реализацию  установленных  прав
доступа;
     обеспечить работу  системы   телекоммуникационной   связи   между
владельцами баз данных.

 

      3.4. Совершенствование средств доступа и обработки информации,
             обучение сотрудников органов управления работе с
                    автоматизированными банками данных.

 

     Существующие информационные  и справочные системы разрабатываются
для  эксплуатации  их  неподготовленными  пользователями.  Имея   свои
преимущества,   это   связано   с  целом  рядом  принципиально  важных
недостатков.  Самым  существенным   недостатком   является   то,   что
существующие  системы  ориентированы  на  конечное,  заранее  заданное
количество задач и алгоритмов их решения.  Для множества  чрезвычайных
ситуаций  необходимо  получать ответы на непредвиденные ранее вопросы.
Наиболее эффективным решением этой проблемы является  непосредственная
работа с системой управления базами данных. В этом случае пользователь
имеет прямой доступ ко всем файлам базы данных и имеет  возможность  с
помощью  языка  управления  базой  данных сформулировать любой вопрос.
Если вопросы повторяются нет никаких проблем с сохранением вопроса.
     Существенным недостатком  этого подхода является то,  что для его
реализации надо,  чтобы пользователь владел  языком  управления  базой
данных.  Обучение  неспециалиста  основным  правилам  работы  с языком
управления базой данных займет не менее  трех  месяцев.  Для  верхнего
уровня  областной  системы  такой проблемы не существует,  так как для
работы на  информационо-упрваляющем  центре  привлекаются  специалисты
вычислительного центра АИУС ЧС, владеющие нужными знаниями.

 

       3.5. Развитие и совершенствование информационно-управляющего


Информация по документу
Читайте также