Расширенный поиск

Постановление Думы Тульской области от 24.03.2005 № 11/411

                           ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 24.03.2005 N 11/411

                  О рекомендациях депутатских слушаний
            "О материально-техническом, финансовом обеспечении,
            санитарно-техническом состоянии общеобразовательных
               учреждений области и путях совершенствования
           законодательного регулирования в области образования"

     Тульская областная Дума 

                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить     рекомендации     депутатских     слушаний     "О
материально-техническом, финансовом обеспечении, санитарно-техническом
состоянии   общеобразовательных    учреждений    области    и    путях
совершенствования    законодательного    регулирования    в    области
образования" (прилагается).
     2. Направить указанные рекомендации губернатору Тульской области,
главам муниципальных образований области и иные органы.
     3. Направить  настоящее  постановление для опубликования в газете
"Тульские известия".
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель областной Думы          О.В. Татаринов





                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                               Тульской областной Думы
                                                от 24.03.2005 N 11/411


                               РЕКОМЕНДАЦИИ
         депутатских слушаний на тему "О материально-техническом,
          финансовом обеспечении, санитарно-техническом состоянии
     общеобразовательных учреждений области и путях совершенствования
           законодательного регулирования в области образования"

     Заслушав доклады  и   выступления   депутатов   областной   Думы,
представителей   органов   исполнительной  власти  области  и  органов
местного самоуправления муниципальных образований области,  директоров
образовательных учреждений,  участники депутатских слушаний единодушно
отмечают  несоответствие  между  реальным  положением  дел  в  системе
образований   области   и  предусмотренными  федеральным  и  областным
законодательством   государственными   гарантиями    по    обеспечению
приоритетности образования.
     Развитие образования   происходит   в   сложной   ситуации.    На
деятельность  образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие
оказывают  социальная  и  экономическая  нестабильность  в   обществе,
дефицит финансовых средств, недостаточность нормативной правовой базы.
     Проведенный анализ   материально-технического   оснащения   школ,
санитарного состояния зданий и финансового обеспечения образовательных
учреждений области показывает,  что назрела  необходимость  скорейшего
совместного   решения   проблем,   стоящих  перед  государственными  и
муниципальными общеобразовательными учреждениями.
     В системе общего образования Тульской области в 2003-2004 учебном
году функционировало 703 учреждения,  в  том  числе  21  гимназия,  10
лицеев,  43  школы  с  углубленным  изучением отдельных предметов,  36
школ-интернатов и детских домов,  2 негосударственных конфессиональных
учреждения.    Контингент   обучающихся   в   данных   образовательных
учреждениях составляет 162897 человек.
     Более половины  школ  области  составляют  сельские муниципальные
образовательные учреждения,  в которых обучаются  около  17  процентов
учащихся.
     Число сельских школ по сравнению с 1999 годом сократилось  на  26
единиц.  Отличительными  особенностями  этих  учебных  заведений,  как
правило,  является  малая  наполняемость  классов,  более  низкий   по
сравнению   с   городом   уровень  квалификации  учителей,  отсутствие
современной  материально-технической  базы,   трудности   с   подвозом
обучающихся.
     Крайне остро стоит  проблема  материально-технического  состояния
общеобразовательных  учреждений,  катастрофического  старения школьных
зданий.  Темпы  износа   зданий   существенно   опережают   темпы   их
реконструкции и нового строительства.
     За последние пять лет введены в действие только 2 образовательных
учреждения.
     Из-за отсутствия средств на строительство законсервировано уже на
протяжении  многих  лет  строительство  школ  в  Чернском,  Дубенском,
Заокском, Ленинском, Ясногорском, Новомосковском районах.
     Так, общеобразовательная   школа   в  селе  Большое  Скуратово  -
строится с 1990 года.  Объект имеет высокую  строительную  готовность:
выполнена   коробка  двухэтажного  здания  с  кровлей  и  остеклением.
Остаточный объем работ составляет около 17 млн. рублей.
     Существующее здание   школы   1775  года  постройки  находится  в
аварийном состоянии,  и обучение в нем опасно  для  жизни  и  здоровья
детей и педагогов.
     В области практически половина школ  (358)  требуют  капитального
ремонта,  20 школ (2,8 процента от общего числа) находятся в аварийном
состоянии.
     Проблема ветхих  зданий  приобретает  все  большую  значимость  и
требует комплексного решения.
     Несмотря на  то  что  на  укрепление материально-технической базы
государственных и муниципальных учреждений общего образования,  в  том
числе на ремонт и приобретения,  в 2003 году из бюджетов всех уровней,
включая спонсорские средства, было направлено 89,8 млн. рублей, далеко
не  все  образовательные  учреждения  имеют  водопровод,  канализацию,
централизованное отопление,  оборудованы  мастерскими,  физкультурными
залами, кабинетами информатики, библиотеками.
     Только 50 процентов школ, расположенных в городах, и 40 процентов
школ  на  селе  имеют  кабинеты  основ  информатики  и  вычислительной
техники.  В школах области один компьютер приходится на 102 учащихся в
городах  и  на  62  учащихся  в  сельской  местности.  В  126 сельских
общеобразовательных  школах  за  счет  средств  федерального   бюджета
установлено спутниковое оборудование.
     Приходит в  негодность  и  устаревает  учебно-материальная   база
образовательных  учреждений.  За  последние  10-15  лет практически не
происходит  обновления  мебели,  учебного  оборудования  и   наглядных
пособий.  Прекратилось  выделение  из  федерального бюджета средств на
обеспечение образовательных учреждений учебными пособиями,  которые  в
настоящее время приобретаются на средства родителей.
     В соответствии  с  пунктом  6.1  статьи  29   Закона   Российской
Федерации  "Об  образовании"  в области необходимо обеспечить для всех
общеобразовательных учреждений  норматив  финансирования  расходов  на
оплату  труда  работников общеобразовательных учреждений,  расходов на
учебные пособия,  технические средства обучения, расходные материалы и
хозяйственные  нужды  (за  исключением расходов на содержание зданий и
коммунальных расходов,  осуществляемых из местных бюджетов) в  расчете
на одного обучающегося по видам образовательных программ.
     При утверждении  норматива   наиболее   остро   встали   проблемы
финансового  обеспечения сельских малокомплектных школ,  инновационных
образовательных учреждений,  таких  как  школа-сад,  гимназия,  лицей,
учебно-производственный комбинат, межшкольный профилакторий.
     В связи  с   многоканальностью   финансирования   образовательных
учреждений  в области не отработан механизм обеспечения детей школьным
питанием.
     Только из  бюджета области выделяются на эти цели 5 рублей в день
на каждого обучающегося начальной школы.
     Немаловажной в     системе    образования    остается    проблема
педагогических кадров.
     Потенциал педагогических   кадров  области  достаточно  высок.  В
общеобразовательных школах работают 63 кандидата  наук,  128  учителей
являются   лауреатами   различных   премий,   353  учителя  имеют  два
педагогических  образования;  25  процентов  педагогов  имеют   высшую
квалификационную  категорию,  33  процента  -  первую,  23  процента -
вторую.  Однако  ежегодно  более  8  процентов  учителей  (около  1000
человек) покидают образовательные учреждения. По итогам комплектования
на 2003-2004 год областным и муниципальным учреждениям требовалось 590
педагогических работников.
     Вызывает тревогу и тот факт, что из 14 тысяч педагогов области 21
процент  -  учителя  пенсионного  возраста,  более  47 процентов имеют
педагогический стаж более 20 лет.  В  2003  году  из  615  выпускников
Тульского    государственного   педагогического   университета   и   3
педагогических   колледжей   области,   направленных   на   работу   в
образовательные учреждения,  только 312 молодых специалистов прибыли к
месту работы.
     Главной причиной  оттока  кадров  из  сферы  образования является
низкий уровень  заработной  платы  и  слабая  социальная  защищенность
педагогов.
     Таким образом,    анализ    состояния     системы     образования
свидетельствует о необходимости ее качественного совершенствования.
     На основании  вышеизложенного  участники   депутатских   слушаний
РЕКОМЕНДУЮТ:
     1. Губернатору Тульской области:
     1.1. При  подготовке  проекта  закона Тульской области о внесении
изменений в бюджет области на 2005 год предусмотреть выделение средств
на     завершение     строительства     Большескуратовской     средней
общеобразовательной школы муниципального образования "Чернский  район"
Тульской  области  и  корректировку  проектно-сметной  документации на
строительство МОУ "Воскресенская  средняя  общеобразовательная  школа"
муниципального образования "Дубенский район" Тульской области;
     1.2. Предусмотреть в бюджете 2005 года дополнительные средства  в
размере  20  млн.  рублей  на  финансирование  расходов  на реализацию
программ,  превышающих  уровень  государственного   стандарта   общего
образования, для гимназий и лицеев области;
     1.3. Ускорить внесение на  рассмотрение  областной  Думы  проекта
закона  Тульской  области  "Об  областной  целевой  программе развития
общего образования Тульской области на 2006-2008 годы",  включив в  ее
состав    подпрограммы    "Педагогические    кадры";   "Строительство,
реконструкция и капитальный  ремонт  общеобразовательных  учреждений";
"Укрепление  материально-технической  базы  образовательных учреждений
области",   "Безопасность   образовательных   учреждений";   "Школьный
автобус",       "Передвижная       лаборатория";      "Компьютеризация
общеобразовательных учреждений"; "Здоровье детей"; "Одаренные дети".
     2. Администрации Тульской области:
     2.1. Обеспечить финансирование общеобразовательных  учреждений  в
соответствии  с  нормативом  финансирования  расходов  на оплату труда
работников  общеобразовательных  учреждений,   расходов   на   учебные
пособия,   технические   средства   обучения,  расходные  материалы  и
хозяйственные нужды (за исключением расходов на  содержание  зданий  и
коммунальных  расходов,  осуществляемых из местных бюджетов) в расчете
на одного обучающегося по видам образовательных программ;
     2.2. Обеспечить  дополнительное  финансирование гимназий и лицеев
области в части расходов на реализацию программ,  превышающих  уровень
государственного стандарта общего образования;
     2.3. Ускорить разработку  проекта  закона  Тульской  области  "Об
областной  целевой  программе  развития  общего  образования  Тульской
области  на  2006-2008  годы",  включив  в  ее   состав   подпрограммы
"Педагогические  кадры";  "Строительство,  реконструкция и капитальный
ремонт       общеобразовательных       учреждений";        "Укрепление
материально-технической   базы  образовательных  учреждений  области",
"Безопасность   образовательных   учреждений";   "Школьный   автобус",
"Передвижная    лаборатория";   "Компьютеризация   общеобразовательных
учреждений"; "Здоровье детей"; "Одаренные дети".
     3. Тульской областной Думе:
     3.1. Обратиться   в   Правительство   Российской   Федерации    и
Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской Федерации по
вопросу разработки федеральной программы "Школьный автобус";
     3.2. Обратиться    в   Правительство   Российской   Федерации   и
Государственную Думу Федерального  Собрания  Российской  Федерации  по
вопросу внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации,  регулирующие  вопросы  образования  в  части  нормативного
финансирования  из  федерального  бюджета  образовательных  учреждений
инновационного типа (гимназия,  лицей),  а также расходов на  обучение
детей на дому;
     3.3. Обратиться    в    Правительство    Российской    Федерации,
Государственную  Думу  Федерального  Собрания Российской Федерации,  к
депутатам  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федерации   А.В. Коржакову,  Д.В. Савельеву,  А.А. Самошину по вопросу
выделения средств  из  федерального  бюджета  на   строительство   МОУ
"Воскресенская   средняя   общеобразовательная  школа"  муниципального
образования "Дубенский район" Тульской области.
     4. Органам местного самоуправления:
     4.1. Установить    дополнительные    нормативы     финансирования
муниципальных  образовательных  учреждений  за  счет  средств  местных
бюджетов по представлениям органов  управления  образования  с  учетом
приоритетов  развития  муниципальной  системы образования,  уделив при
этом особое внимание таким образовательным учреждениям, как школа-сад,
прогимназия, гимназия, лицей, учебно-производственный комбинат;
     4.2. Создать в муниципальных образовательных учреждениях здоровые
и безопасные условия труда и обучения;
     4.3. Рекомендовать разработать муниципальные программы  поддержки
и развития образовательных учреждений.
     5. Средствам массовой информации:
     5.1. Проинформировать  население  области  об  итогах депутатских
слушаний;
     5.2. Шире освещать в средствах массовой информации факты оказания
помощи    образовательным    учреждениям    предприятиями     области,
предпринимателями и иными юридическими и физическими лицами.

Информация по документу
Читайте также