Расширенный поиск

Постановление Думы Тульской области от 10.11.2005 № 24/920

                           ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
                                4-го созыва
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 10.11.2005 N 24/920

                              24-е заседание

                   Об обращении Тульской областной Думы
           к Губернатору Тульской области и главам муниципальных
     образований области по итогам проведения круглого стола на тему:
        "Лицом к миру: перспективы аутичных детей в нашем обществе"

     Тульская областная Дума
                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     
     1. Принять  обращение  Тульской  областной  Думы  к   Губернатору
Тульской  области и главам муниципальных образований области по итогам
проведения круглого стола на тему: "Лицом к миру: перспективы аутичных
детей в нашем обществе" (прилагается).
     2. Направить  настоящее  постановление для опубликования в газете
"Тульские известия".
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
     
     
     Председатель областной Думы          О.В. Татаринов





                                                            Приложение
                                              к постановлению Тульской
                                                        областной Думы
                                                от 10.11.2005 N 24/920

                                 ОБРАЩЕНИЕ
          Тульской областной Думы к Губернатору Тульской области
           и главам муниципальных образований области по итогам
             проведения круглого стола на тему: "Лицом к миру:
               перспективы аутичных детей в нашем обществе"
     
     Одной из актуальных социальных проблем начала XXI-го  века  стало
создание  системы  адекватной помощи детям со специфическим нарушением
развития - синдромом раннего детского аутизма (РДА).
     Необходимость ее создания  обусловлена  высокой  частотой  данной
патологии   (на   10  тысяч  детского  населения  в  развитых  странах
выявляется 21-26 случаев синдрома РДА и сходных с  ним  состояний),  а
также   осознанием  обществом  потребности  помощи  аутичным  детям  в
получении  образовательных,  социальных,  медицинских,  культурных   и
других видов услуг.
     Сегодня природа  и  обусловленность   аутизма   окончательно   не
выявлены,   но   общепризнанно,   что  аутизм  не  связан  напрямую  с
интеллектуальными возможностями ребенка и может  осложнять  жизнь  как
детей с задержкой развития, так и самых одаренных детей и подростков.
     Аутичные дети воспринимают мир иначе,  чем другие:  у них  особые
способы  саморегуляции  и  взаимоотношения  с  окружающей средой.  Они
чувствуют и понимают гораздо  больше,  чем  могут  выразить.  Основные
проблемы  аутичных  детей  -  установление контактов с другими людьми,
управление своими эмоциями.  Они не приспособлены к жизни  в  социуме,
учебе в массовой школе, поездкам в общественном транспорте, посещениям
детских поликлиник и тому подобное. Большинство детей, страдающих РДА,
- это дети-инвалиды.
     Вместе с тем аутизм  нередко  скрывает  и  сдерживает  необычные,
яркие    способности    ребенка:    вычислительные,   лингвистические,
музыкальные,   художественные   и   другие.   Аутичные   дети   весьма
чувствительны   и   по-особому  восприимчивы  к  искусству,  культуре,
природной среде.  Как  показывает  мировой  опыт,  в  случае  успешной
адаптации  к  социуму  они добиваются существенных достижений в науке,
искусстве, философии, бизнесе.
     Большого внимания  и  помощи требуют семьи,  имеющие детей с РДА.
Воспитание аутичного ребенка драматично и  требует  больших  усилий  и
терпения.  Поэтому имеющие таких детей семьи нередко распадаются,  что
усложняет ситуацию развития аутичного ребенка,  создает дополнительное
напряжение.
     В связи  с  этим  эффективная  коррекция  аутизма и сходных с ним
расстройств, успешная адаптация аутичных детей к социуму, раскрытие их
индивидуальности   невозможны   без   особых,  специфических  для  РДА
подходов, форм и методов лечения, обучения, социальной поддержки.
     Однако система  специализированной  помощи аутичным детям в нашей
стране развивается крайне  медленно.  Обеспокоенность  ее  состоянием,
нормативным,     методическим,    кадровым,    материально-техническим
обеспечением выражена в  письме  Министерства  образования  Российской
Федерации   N   29/2141-6  (Д)  от  24  мая  2002  года  "Методические
рекомендации по организации работы центров  помощи  детям  с  РДА",  в
котором подчеркивается также,  что первостепенного внимания и активной
поддержки требуют те регионы,  где специальные учреждения  для  лиц  с
аутизмом и соответствующие общественные объединения уже существуют.
     В  г. Туле  и  Тульской  области  диагноз "ранний детский аутизм"
стали устанавливать с начала 90-х годов.
     Только в Туле проживает около 150 детей  и  подростков  с  РДА  и
сходными состояниями, большинство из которых - инвалиды.
     За 15 лет диагностическая и лечебно-профилактическая помощь детям
с  синдромом  раннего  детского  аутизма  в   регионе   изменилась   и
качественно,  и  количественно.  Сегодня  детские психиатры г.  Тулы и
области уделяют большое внимание  раннему  выявлению  и  лечению  РДА,
применению   современных   методов   фармакотерапии,  помощи  семье  в
определении адекватных синдрому способов воспитания аутичного ребенка.
     Некоммерческим Партнерством   "Тульское   областное   объединение
"Тулапрофкурорт" в  области  создается  сеть  лечебно-профилактических
учреждений для реабилитации и оздоровления детей-инвалидов,  в которых
проходят оздоровление и аутичные дети с родителями.
     Разнообразную помощь   семьям,   воспитывающим   детей   с   РДА:
материальную,  диагностическую, консультативную, медико-педагогическую
и   другую   оказывают   учреждения  социальной  защиты,  образования,
культуры, психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).
     Целенаправленно, последовательно  и эффективно работа по созданию
системы помощи аутичным детям осуществляется в  г.  Туле:  развивается
сеть  образовательных  услуг  для  детей с РДА и сходными состояниями,
включающая     коррекционные     группы     дошкольных     учреждений,
специализированные    (коррекционные)    школы    и   школы-интернаты,
индивидуально-ориентированное  обучение  детей  с   тяжелыми   формами
аутизма,  индивидуальное  обучение  таких  детей в общеобразовательных
школах   с   обеспечением   психолого-педагогического   сопровождения,
диагностические  услуги  в  городской  и  районных  ПМПК,  развивающие
образовательные услуги в учреждениях дополнительного  образования,  на
базе Центра психологической профилактики и реабилитации "Валеоцентр".
     За последние семь лет в Валеоцентр обратились за помощью 86 семей
из г. Тулы и области, воспитывающих детей с синдромом раннего детского
аутизма и сходными  состояниями.  Большая  часть  этих  детей  (52)  в
настоящее  время  является воспитанниками отделения,  то есть проходят
длительные курсы реабилитации,  остальные -  получают  диагностические
услуги и консультации.
     Главное в    работе    отделения    -     социализация     детей:
коррекционно-развивающие  занятия с аутичными детьми,  направленные на
развитие  социально-бытовых  навыков  и  способности  к  адаптации   в
окружающей  среде,  восприятия,  речи,  навыков учебной деятельности и
навыков  взаимодействия  с  другими   людьми,   способов   эффективной
саморегуляции,  творческих  и  продуктивных способностей,  непрерывное
сопровождение обучения детей с РДА в  образовательных  учреждениях,  в
том  числе детей и подростков с тяжелейшими формами интеллектуальных и
эмоциональных нарушений.
     В настоящее   время   только  3  из  23  воспитанников  отделения
школьного возраста не обучаются в школах,  тогда как  в  2002  году  9
детей школьного возраста не имели возможности учиться.
     В отделении начата  работа  по  организации  предпрофессиональной
подготовки   детей   и   подростков   с   РДА   на   базе  собственной
миниполиграфической мастерской при благотворительной  поддержке  фирмы
"Борус".
     Большое внимание     уделяется     культурно-образовательным    и
культурно-реабилитационным программам, осуществляемым "Валеоцентром" в
содружестве   с   ГУК  ТО  "Тульский  областной  экзотариум",  ГУК  ТО
Объединением    "Тульский     музей     изобразительных     искусств",
Государственным   мемориальным   историко-художественным  и  природным
музеем-заповедником В.Д. Поленова и другими.
     Благодаря поддержке департамента  социального  развития  Тульской
области  Валеоцентром  была  организована  работа  летнего профильного
оздоровительно-развивающего  лагеря  "Лицом  к  миру"  для   детей   с
синдромом РДА и их родителей на базе санатория "Велегож".
     Благодаря настойчивой и творческой  работе  специалистов  центра,
активной поддержке семей, 4 воспитанника отделения лечебной педагогики
стали  победителями  различных   творческих   конкурсов,   состязаний,
выставок.
     Создана и    работает   региональная   общественная   организация
родителей  детей-инвалидов  с  ранним  детским   аутизмом   "Маленькая
страна".
     Таким образом,  Тула и Тульская область имеют определенный опыт и
наработки  в  создании  системы  помощи  детям  с   РДА   и   сходными
состояниями.
     Но развитие социально значимой системы помощи  аутичным  детям  в
области сдерживается следующими факторами:
     слабая материально-техническая  база   учреждений,   занимающихся
проблемами аутичных детей и их семей;
     недостаточная региональная поддержка этих учреждений;
     отсутствие налаженной и финансируемой  системы  переподготовки  и
повышения  квалификации  кадров,  специалистов  по  работе  с  детьми,
имеющими сложные,  специфические дефекты,  в том числе синдром раннего
детского аутизма;
     отсутствие единых подходов к организации обучения аутичных  детей
в  образовательных  учреждениях по индивидуальным программам и планам,
адекватным специфике РДА и особенностям ребенка;
     отсутствие региональной    концепции   поддержки,   оздоровления,
обучения и социализации аутичных детей.
     Принимая во внимание значимость проблемы, депутаты областной Думы
предлагают   объединить   усилия   органов   государственной   власти,
учреждений образования,  культуры,  социальной защиты,  общественных и
религиозных  организаций  по развитию толерантного отношения к людям с
ограниченными возможностями и считают целесообразным:
     1. Просить Губернатора области:
     привлечь внимание органов исполнительной власти области к  нуждам
и проблемам развития, обучения, социализации, принятия обществом детей
с      ранним      детским      аутизмом,      проблемам      развития
реабилитационно-образовательных  услуг  для  данной  категории детей в
Тульской области;
     разработать совместно   с   депутатами  Тульской  областной  Думы
концепцию  коррекционного  образования  для  детей   с   ограниченными
возможностями здоровья;
     создать кабинет  аутичного  ребенка  на  базе  детской  областной
больницы, предусмотрев дополнительно ставку нейропсихолога;
     изыскать возможность  при  реализации   мероприятий   комплексной
областной  целевой  программы  по улучшению положения детей в Тульской
области  на  2003-2006  годы,  предусмотреть  в  ней  мероприятия   по
информационному,   кадровому,   материально-техническому   обеспечению
учреждений  здравоохранения,  образования,  культуры,   осуществляющих
работу с детьми, страдающими ранним детским аутизмом;
     включить в  Областную  целевую  программу  по   решению   проблем
инвалидности  и  инвалидов Тульской области на 2006-2010 годы комплекс
мероприятий по сохранению,  укреплению и развитию  отделения  лечебной
педагогики  и  реабилитации  аутичных детей МОУ Центра психологической
профилактики и  реабилитации  "Валеоцентр",  а  также  мероприятия  по
развитию службы социального такси;
     изыскать возможность    учредить    гранты    для     учреждений,
осуществляющих работу с данной категорией детей;
     поручить департаменту   образования   Тульской  области  провести
эксперимент по обучению  детей,  страдающих  ранним  детским  аутизмом
разной  степени тяжести,  в образовательных учреждениях с обеспечением
нормативных, материально-технических, кадровых условий;
     поручить департаменту  культуры   Тульской   области   продолжить
проведение   культурно-образовательных  и  реабилитационно-развивающих
программ на базе музеев Тульской области;
     2. Просить органы местного самоуправления:
     обратить внимание  на  нужды  и  проблемы   развития,   обучения,
социализации,  принятия  обществом  детей  с  ранним детским аутизмом,
организовав    для    них     специализированное     медицинское     и
психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях;
     оказывать содействие   в   обеспечении  доступности  медицинских,
реабилитационных и образовательных услуг данной категории детей;
     оказывать помощь учреждениям,  работающим с аутичными детьми и их
родителями,  направленную  на  укрепление материально-технической базы
таких   учреждений   и   реализацию    реабилитационно-образовательных
программ.

Информация по документу
Читайте также