Расширенный поиск

Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 23.07.1993 № 5515-I

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


         О практике работы Чистопольского Совета народных
        депутатов Республики Татарстан в условиях перехода
                       к рыночной экономике

     Отмечая позитивную  работу  Чистопольского   Совета   народных
депутатов  в новых экономических условиях,  важность проводимого им
совместно  с  администрацией  поиска  эффективных  форм  и  методов
самоуправления,  Президиум  Верховного  Совета Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Направить  записку "О практике работы Чистопольского Совета
народных депутатов  Республики  Татарстан  в  условиях  перехода  к
рыночной  экономике"  в  высшие  органы  государственной  власти  и
управления республик  в  составе  Российской  Федерации,  в  органы
государственной  власти  и управления краев,  областей,  автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
     2. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по вопросам
работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления:
     при подготовке   проекта   Основ  законодательства  Российской
Федерации о местном самоуправлении учитывать  опыт  работы  местных
Советов народных депутатов, позитивную практику самоуправления;
     совместно с  Организационным  отделом,  Отделом  по   вопросам
социально-экономического   развития  Верховного  Совета  Российской
Федерации и  Верховным  Советом  Республики  Татарстан  рассмотреть
вопрос  о  проведении  в  городе  Чистополе  и Чистопольском районе
семинара руководителей представительных  и  исполнительных  органов
власти  городов  Российской  Федерации  по вопросам практики работы
органов местного  самоуправления,  координации  их  деятельности  в
условии перехода к рыночной экономике.


     Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации                          Р. И. Хасбулатов

     Москва, Дом Советов России
     23 июля 1993 года
     N 5515-I
     __________________________



     Президиум Верховного Совета
     Российской Федерации


    О практике работы Чистопольского Совета народных депутатов
            Республики Татарстан в условиях перехода к
                        рыночной экономике

     Город Чистополь и  пригородный  Чистопольский  район  является
типичным  регионом Республики Татарстан,  да и всей Волжско-Камской
экономической зоны.
     В городе  проживает  66,6  тыс.   населения,   в   том   числе
65 процентов русских и 30 процентов татар; в районе - 22  тысячи, в
том числе 36 процентов русских и 50 процентов татар.  Имеется более
100 предприятий,  организаций и учреждений, в том числе предприятия
приборо-  и  судостроения,  металлообработки,  легкой,  мебельной и
пищевой промышленности,   производства   стройматериалов.  В районе
15 колхозов, 14 совхозов,  в  основном  многоотраслевые  хозяйства.
Город и район имеют исторические традиции  совместного   общежития,
взаимообусловленную     экономическую    структуру,    органическое
переплетение производственных,  социальных,  культурных, семейных и
иных   связей  населения.  Функционирует  единая  сеть  медицинских
учреждений,  предприятий соцкультбыта, правоохранительных органов и
суда.
     Новизна и  масштаб  политических  и  экономических  процессов,
развернувшихся  в  Российской  Федерации,  в  Республике Татарстан,
обострили  многие  социально-экономические  проблемы.  Обозначилась
тенденция  к ослаблению хозяйственных связей,  разбалансированности
ранее  единого  комплекса  экономики  города  и  района,   снижению
жизненного уровня населения.
     Депутатский корпус города и района совместно с  хозяйственными
руководителями,   опираясь   на  наказы  избирателей,  своевременно
поставили  перед  собой   задачу   политической   и   экономической
стабилизации,  и прежде всего были выделены социально-экономические
ориентиры: приостановление падения производства там, где наметилась
эта  тенденция;  увеличение  производства  потребительских товаров;
сохранение   потенциала   предприятий,   производящих   современную
конкурентоспособную   продукцию;  уточнение  конкретных  социальных
приоритетов.
     С учетом объективных потребностей развития города и района как
единого  экономического  организма,  восстановления   хозяйственных
связей,  развития  трудовой самодеятельности городского и сельского
населения   был   реализован   комплекс   мер,   предусматривающий:
совершенствование     единого     механизма     местных     органов
представительной    и     исполнительной     власти;     укрепление
непосредственных контактов депутатов всех уровней с избирателями на
основе депутатской ответственности за решение конкретных  вопросов;
социальное   ориентирование   экономического  развития  территории,
обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан.
     В сентябре  1990  года,  опираясь  на  Конституцию  Республики
Татарстан,  совместная  сессия  городского  и   районного   Советов
народных  депутатов приняла решение об объединении данных Советов и
образовании Чистопольского Совета народных депутатов.  Были созданы
две  палаты:  палата  депутатов города (101 депутат,  12 постоянных
комиссий) и палата депутатов района  (58  депутатов,  8  постоянных
комиссий).  В  соответствии с Конституцией Республики Татарстан был
избран президиум объединенного Совета в  количестве  32  депутатов,
при этом представительство палат является равным.
     Распоряжением Президента Республики Татарстан  от  27  февраля
1992  года  была утверждена структура единой администрации города и
района.  По согласованию с Чистопольским Советом народных депутатов
главой единой администрации был назначен председатель объединенного
Совета Хайруллин А. Х.  - народный  депутат  Республики  Татарстан,
имеющий большой опыт хозяйственной и государственной работы.
     Таким образом,  на  правовой  основе  Конституции   Республики
Татарстан  сложился  единый  механизм  органов  представительной  и
исполнительной  власти.  Его  функционирование  строится  с  учетом
положения  Конституции  Республики  Татарстан  о  том,  что местное
самоуправление  осуществляется  на  основе  разделения   полномочий
Советов народных депутатов,  местной администрации, а также органов
территориального управления. Чистопольский Совет народных депутатов
работает   по   утвержденному   им  регламенту,  предусматривающему
раздельную и  совместную  деятельность  постоянных  комиссий  палат
города и района,  раздельные и совместные заседания палат, выездные
заседания президиума, взаимосвязь депутатских групп города и района
в  решении  общих  вопросов.  Единая  администрация города и района
работает  на  основе  специального  положения  об  аппарате   главы
администрации.  Как исполнительно-распорядительный орган Совета она
обеспечивает соблюдение прав и свобод,  законные интересы  граждан,
комплексное  экономическое  и  социальное развитие подведомственной
территории.  Координационную  роль  играет   регламент   проведения
основных  мероприятий по городу и району - местный нормативный акт,
помогающий   преодолевать   факты   возможного    дублирования    и
рассогласованности  в  действиях  представительной и исполнительной
власти.
     Во всей   своей   работе   объединенный   Совет  опирается  на
деятельность депутатского корпуса,  повседневное  участие  народных
депутатов в решении вопросов местного значения,  выполнении решений
вышестоящих органов государственной власти.
     Коренные вопросы   экономической  реформы  -  бюджет,  местные
налоги,  программа  приватизации  -  рассматриваются  на   сессиях,
вопросы тактики и экономического маневра - на заседаниях президиума
Совета;  вопросы  повседневной  реализации  реформы  на   отдельных
предприятиях   и  социальных  объектах  -  на  выездных  заседаниях
президиума,  постоянных комиссий.  Возросла активность  депутатских
групп,  особенно  на  судоремонтном и часовом заводах,  мебельной и
кондитерской фабриках, в малых населенных пунктах.
     Достаточно эффективен  широкий  содержательный контакт Совета,
его  президиума,  постоянных   комиссий   депутатов   с   трудовыми
коллективами,  с  жилыми  микрорайонами,  с  малыми  и  отдаленными
населенными  пунктами.  Проверки  по  осуществлению   антикризисных
мероприятий,  отчеты депутатов на местах,  информация о принимаемых
решениях и ходе их выполнения ставятся в прямую  связь  с  наказами
избирателей.   По   инициативе   депутатов   на   ряде  предприятий
складывается своя,  внутренняя система информации  и  гласности.  К
примеру,  на часовом заводе своя радиостанция,  телестудия,  введен
периодический информационный час.
     Таким образом  решаются  не просто задачи передачи информации;
осуществляется непрерывный позитивный диалог народных  депутатов  и
избирателей, представителей органов власти и граждан, руководителей
и рабочих.  Именно такой  каждодневной  работой  удается  добиться,
чтобы в обстановке социальной напряженности не было чувства паники,
социальной  безысходности,   озлобленности   и   агрессивности.   В
известной  степени  этим  определяется и явно усиливающееся чувство
солидарной ответственности  граждан  за  положение  дел  в  городе,
особенно   в   сфере   образования,   медицины,   торговли,  охраны
общественного порядка. Неслучайно, что даже по такой острой статье,
как преступность, динамика показателей относительно стабильна (если
в 1991 году общий рост преступности составлял 23,8 процентов,  то в
1992 году 10,5 процента, а за 4 месяца 1993 года общая преступность
по  сравнению  с  тем  же  периодом прошлого  года  сократилась  на
3,6 процента).
     Цементирующей основой  всех  мероприятий  по  политической   и
экономической  стабилизации  является  проводимая  Советом и единой
администрацией  линия  на  обеспечение  социальной   направленности
реформ  и социальной защищенности граждан.  Прежде всего этим целям
служит  бюджетная  и   налоговая   политика,   реализация   местных
социальных программ.
     В течение  трех  лет  в  соответствии  с  Законом   Республики
Татарстан  "О  бюджетной  системе  Республики  Татарстан"  городу и
району передаются следующие виды налогов и  поступлений:  налог  на
прибыль (32%),  подоходный налог с физических лиц (100%),  налог на
имущество  предприятий  (100%).  Несмотря  на  это,  бюджет  города
утверждается с дефицитом до 15%, а бюджет района дотируется до 90%.
В  целях   мобилизации   дополнительных   источников   Совет   стал
практиковать  введение  местных  налогов (по прогнозу сумма местных
налогов и сборов в 1993 году должна составить около 45  млн. руб.).
Имеется внебюджетный фонд.
     Бюджет   города   на   1992   год  составил по доходам в сумме
191087,3 тыс.  рублей,  по расходам в сумме  245227,1 тыс.  рублей.
Фактически    доходная    часть    бюджета    выполнена   в   сумме
537602,9 тыс.  рублей  или на 281,3%.
     За счет средств городского бюджета дополнительно направлено на
капитальное   строительство   55841   тыс.   рублей,  в  том  числе
реконструкция   электросетей,   реконструкция   старого   жилфонда,
строительство  пожарного депо,  строительство жилья,  реконструкция
водопроводно-канализационной системы. Перевыполнение доходной части
бюджета   позволило   увеличить  средства  против  плана:  народное
образование  -  186619  тыс.   рублей   (более   200%   к   плану),
здравоохранение  -  69077  тыс.  рублей  (168%  к  плану).  За счет
дополнительных  средств  бюджета  производится  капитальный  ремонт
детского  санатория,  ремонт  и  благоустройство  родильного  дома,
стоматологической поликлиники,  приобретены автомобили для  станции
скорой  помощи,  выплачены  компенсации  детям в размере 40814 тыс.
рублей.  За счет средств внебюджетного фонда оказывается  серьезная
финансовая  поддержка  учреждениям культуры,  обществам инвалидов и
слепых, правоохранительным органам, средствам массовой информации.
     Постоянное внимание  уделяется развитию социальной сферы села.
Введены в эксплуатацию 25858 кв. м жилья, 2 детских сада, 3 средних
школы,  2  дома  культуры.  За  последние  три  года возросли темпы
газификации на селе.  Газифицированы села Четыре Двора,  Адельшино,
Нарат Елга,  Тат. Багана, Чуплан,  Иванаево,  Кубассы, Байтиряково.
Построено  более 100  км  внутрихозяйственных  дорог.  Продолжается
планомерная   работа   по   реконструкции  и  новому  строительству
автомобильных мостов и пешеходных переходов (за период с 1991  года
по  1992  год введены в эксплуатацию 2 автомобильных и 1 пешеходный
мосты).  Не снижается уровень торгового,  бытового  и  медицинского
обслуживания.
     Органичное переплетение     мер      по      совершенствованию
взаимодействия  структур представительной и исполнительной власти и
усилению их социальной ориентации  вызывает  доверие  граждан.  Как
показали  данные социологического опроса (было опрошено 44 депутата
Совета и  461  избиратель),  два  фактора  способствуют  достижению
положительного   результата   в  работе  Совета:  его  объединение,
совмещение постов  в  руководстве  и  сильная  социальная  политика
Совета.  В  свою очередь,  Совет,  опираясь на широкую общественную
поддержку,  стабилизирует ситуацию в сложных  условиях  переходного
периода. Что особенно рельефно?
     Положительная  динамика социально-экономических показателей. В
первом квартале 1993 года по сравнению с первым кварталом 1992 года
объем  промышленной  продукции  составил 99 процентов, производство
товаров  народного  потребления  -  107  процентов, ввод в действие
основных  фондов - 92 процента, капитальные вложения - 101 процент.
Прослеживается  линия  на  стабилизацию:  в  1991 году производство
промышленной  продукции  составило  101 процент к 1990 году, в 1992
году  -  96  процентов  к 1991 году. На 1993 год объем промышленной
продукции  ожидается на уровне 97 процентов к 1992 году.
     Со второго полугодия намечается небольшой подъем.
     Развитие рыночной        инфраструктуры       и       создание
конкурентоспособной    среды.   Активно   идет   процесс    большой
приватизации.   Из   53   промышленных   предприятий  акционировано
крупнейшее   предприятие   города   -   часовой   завод   "Восток",
деревообрабатывающий   комбинат,   на   23   предприятиях  работают
приватизационные  комиссии.  На   1   июня   1993   года   в   счет
первоначального  взноса  за  выкупаемое  имущество акционированными
предприятиями перечислено в республиканский фонд приватизации более
275   млн.  рублей.  Поступившие  средства  распределены  следующим
образом: республиканскому бюджету - 63 процента, местному бюджету -
27 процентов.
     Практикуется передача нежилых помещений под фирменные магазины
промышленных  предприятий,  что  создает  условия   для   улучшения
снабжения  населения.  На 1 июня 1993 года имели фирменные магазины
за пределами  предприятий:  мясокомбинат,  рыбозавод,  кондитерская
фабрика, швейная фабрика, мебельная фабрика.
     Решаются вопросы  передачи  нежилых  помещений  под  фирменные
магазины    иногородним   предприятиям   (республиканское   обувное
объединение "Спартак", альметьевская носочно-чулочная фабрика).
     В целях  улучшения снабжения населения хлебом и хлебобулочными
изделиями в виде эксперимента специализированные  хлебные  магазины
города  переданы  в  аренду  хлебозаводу,  что  позволило  улучшить
контроль за ассортиментом и графиком завоза хлебобулочных изделий.
     Продолжается работа   по   созданию   акционерных,   малых   и
кооперативных предприятий. На сегодня на территории Совета работают
более  170 новых хозяйственных формирований,  из которых около 50 -
товарищества  с   ограниченной   ответственностью,   49   -   малые
предприятия,  28 - кооперативы.  Появляются ассоциации крестьянских
хозяйств.
     Реализация поддержки     сельскохозяйственного      комплекса.
Социально   ориентированными   становятся   связи  города  и  села.
Объединенный Совет проводит эту работу по  следующим  направлениям:
составление  договоров-сотрудничеств между городскими предприятиями
и  хозяйствами  района,  включающими   вопросы   ремонта   техники,
подготовки   зернотоков  и  других  объектов  к  весенне-полевым  и
уборочным работам; помощь людскими ресурсами, в частности на уборке
1992   года  работало  горожан - 160 трактористов,  193 комбайнера,
420 разнорабочих;  помощь материальными ресурсами,  в  частности  в
1992 году выделено 10  млн.  рублей  для  завершения  строительства
зернотоков,  мостов  и  подъездных  путей,  18,5  млн.  рублей  для
приобретения  10  комбайнов  и запчастей к ним,  10 млн.  рублей на
ремонт  межхозяйственного  парома;  внедрение  новых  технологий  в
растениеводстве   и   животноводстве.   В   целях   организованного
проведения  посевных  и  уборочных   кампаний   Советом   создаются
оперативные  депутатские  группы  по  контролю  за  уборкой урожая,
заготовкой овощей и картофеля, по строительству и другие.
     Вместе с  тем  нельзя не учитывать,  что экономическая реформа
вступает в  более  радикальную  фазу  и  что  "вал"  общероссийских
проблем  не  может  не  задеть ни Республику Татарстан в целом,  ни
Чистополь и Чистопольский район в отдельности.  По мере  усложнения
общей  социально-экономической ситуации потребуются дополнительные,
адекватные  меры  по  укреплению   политической   и   экономической
стабилизации.
     Прежде всего требуется дальнейшее расширение  социальной  базы
экономической реформы,  развитие конкретной деловой активности всех
социальных групп,  включение жителей города и района в формирование
и  укрепление новых производственных отношений.  Неслучайно - и это
требует   дальнейшего    изучения при    проведении    специального
социологического   опроса   около  трети  опрошенных  оказались  не
информированными о работе Совета или дали его деятельности в  сфере
экономики отрицательную оценку.
     На более высокий аналитический  уровень  следует  поднять  все
подходы  к  социально-экономическим  прогнозам.  Более  глубокими и
тщательными  должны  быть  все  расчеты   по   динамике   занятости
населения,  созданию  новых  рабочих  мест,  переподготовке кадров,
предотвращению      искусственных      банкротств,      взаимосвязи
социально-экономических  и  демографических  показателей.  В  сфере
экономического и социального  анализа  реальных  процессов  следует
искать пути преодоления противоречий,  в частности имеющего место в
городе  и  районе  противоречия  между  линией  на  стабилизацию  и
обозначившейся тенденцией естественной убыли населения (с 1992 года
в городе число умерших превышает число родившихся,  что имеет место
впервые за послевоенные годы).
     Нельзя не отметить,  что в организации  работы  Чистопольского
Совета   народных   депутатов  имеются  расхождения  с  положениями
Конституции  Российской  Федерации,  в  том  числе  о  праве  главы
администрации  быть  депутатом соответствующего совета,  о создании
президиума Совета и другие.  Это обусловлено прежде всего разностью
подходов  к  этим  вопросам  в  Конституции  России и в Конституции
Республики  Татарстан,   что   может   быть   преодолено   в   ходе
конституционного   процесса  и  подготовки  Основ  законодательства
Российской Федерации о местном самоуправлении.
     Вместе с тем практика Чистопольского Совета народных депутатов
по укреплению политической и экономической стабилизации заслуживает
внимания  и  поддержки как содержательный опыт становления местного
самоуправления и поиска оптимальных  форм  его  функционирования  в
условиях перехода к рыночной экономике.


     Народные депутаты                                Б. М. Исаев
     Российской Федерации                             К. А. Морозов

Информация по документу
Читайте также