Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20.05.2015 № 186-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                 Об итогах парламентских слушаний
      "Политико-правовые аспекты противодействия реабилитации
   нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников:
             сравнительный анализ и уроки на будущее"

     Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по международным
делам  о   парламентских   слушаниях   "Политико-правовые   аспекты
противодействия   реабилитации   нацизма,   героизации   нацистских
преступников и их  пособников:  сравнительный  анализ  и  уроки  на
будущее",  состоявшихся  23 апреля   2015 года,   Совет   Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить     рекомендации      парламентских      слушаний
"Политико-правовые аспекты  противодействия  реабилитации  нацизма,
героизации нацистских преступников и их  пособников:  сравнительный
анализ и уроки на будущее" (прилагаются).
     2. Направить  указанные  рекомендации  Президенту   Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания  Российской
Федерации,   Правительство   Российской   Федерации,    Генеральную
прокуратуру Российской Федерации, Следственный  комитет  Российской
Федерации,  Общественную  палату   Российской   Федерации,   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     3. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     20 мая 2015 года
     N 186-СФ
     ________________


                                                   Приложение
                                                 к постановлению
                                                Совета Федерации
                                              Федерального Собрания
                                              Российской Федерации
                                               от 20 мая 2015 года
                                                    N 186-СФ


                           РЕКОМЕНДАЦИИ
         парламентских слушаний "Политико-правовые аспекты
         противодействия реабилитации нацизма, героизации
             нацистских преступников и их пособников:
             сравнительный анализ и уроки на будущее"

     23 апреля 2015 года                               город Москва

     В  2015 году  человечество  отмечает   70-летие   победы   над
германским   нацизмом,   вовлекшим   мир   в   самую   жестокую   и
кровопролитную войну из всех войн в истории.
     В соответствии с приговором Международного военного  трибунала
в Нюрнберге были осуждены главные военные  преступники  европейских
стран, виновные в  совершении  военных  преступлений,  преступлений
против мира и человечности. Таким образом был делегитимизирован сам
нацистский  режим,  что  явилось  юридическим  закреплением  итогов
Второй  мировой  войны.  Принципы  Устава  Международного  военного
трибунала, нашедшие выражение в приговоре  Международного  военного
трибунала, стали общепризнанными принципами международного права  и
получили  свое  развитие  в  многочисленных  международных   актах,
принятых, в частности, Организацией Объединенных Наций, созданной в
результате взаимодействия держав-победительниц.
     Однако  на  протяжении  всех  семи  десятилетий,  прошедших  с
окончания Второй мировой войны, не прекращаются  попытки  отрицания
фактов  исторических  событий  наперекор  приговору  Международного
военного трибунала даже в  тех  странах,  народы  которых  пережили
фашизм как собственную историю и которые не имели шанса  не  только
на развитие, но и на само существование в случае его победы.
     Современный   ревизионизм    проявляется    в    приравнивании
нацистского режима, поставленного вне закона  в  Нюрнберге,  к  тем
политическим явлениям (в частности, к сталинизму в  СССР),  которые
не были предметом рассмотрения Международного  военного  трибунала.
При этом игнорируется тот  факт,  что  СССР  был  основной  жертвой
агрессии германского нацизма и в дальнейшем  одним  из  учредителей
Международного военного трибунала и Организации Объединенных Наций.
Принимаются  различного  рода  заявления,  резолюции  и  законы,  в
которых вместо однозначного осуждения германского нацизма говорится
о неких "преступлениях тоталитарных режимов".
     Статья 6   Устава    Международного     военного     трибунала
предусматривает,  что   ответственность   за   совершение   военных
преступлений против мира и  человечности  должны  нести  не  только
непосредственные  исполнители  преступлений,  но  и  "руководители,
организаторы,  подстрекатели  и  пособники".   Несмотря   на   это,
пособники нацистских  преступников  представляются  как  "участники
национально-освободительного движения", "повстанцы", "борцы  против
советской оккупации" и тому подобное.
     Отчасти это связано с  тем,  что  уходит  из  жизни  поколение
непосредственных свидетелей  той  трагедии,  а  массив  литературы,
посвященной рассмотрению и оценке нацистского оккупационного режима
и коллаборационизма в европейских странах,  неоднороден.  Налицо  и
осознанная политика по избирательному подбору и последующей вольной
интерпретации исторических фактов, действительно имевших  место,  а
также по  откровенной  фальсификации  событий  предвоенной  истории
Европы и последовавшего затем мирового военного конфликта  с  целью
размыть итоги  Второй  мировой  войны  и  заменить  выстраданную  и
апробированную   конструкцию   послевоенного   мироустройства    на
несправедливую и неустойчивую модель однополярного мира.
     Очевидно, что приговор Международного  военного  трибунала,  а
также позиция международного сообщества, выраженная, в частности, в
резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, не
могут    пересматриваться    или    корректироваться     отдельными
государствами.
     При этом не может не  вызывать  озабоченности  тот  факт,  что
именно в Европе, где в свое время возник нацизм и пришли  к  власти
его приверженцы, сегодня не дается жесткий отпор попыткам возродить
и оправдать это явление,  четко  прослеживается  тенденция  подмены
итогов   Второй   мировой   войны   итогами    "холодной    войны",
интерпретируемыми в духе  актуальной  политической  конъюнктуры.  В
декабре 2014 года  на  пленарном  заседании  Генеральной  Ассамблеи
Организации Объединенных Наций при голосовании по резолюции "Борьба
с героизацией  нацизма,  неонацизмом  и  другими  видами  практики,
которые способствуют эскалации современных  форм  расизма,  расовой
дискриминации, ксенофобии и связанной с ними  нетерпимости"  четыре
страны - США, Канада, Украина и Палау - высказались  "против".  При
этом 51 государство воздержалось.
     Фактически   в   единую   кампанию   слились   антироссийские,
русофобские и антисоветские выступления и акции на  национальном  и
межнациональном уровнях, что делает возможным не только оправдание,
но и героизацию пособников нацистов. Так,  9 апреля  2015 года  это
произошло на Украине, когда Верховная Рада поспешно приняла законы,
вызвавшие протесты в сопредельных государствах,  жители  которых  в
военные годы стали жертвами украинских  националистов.  По-прежнему
отсутствует внятная и недвусмысленная реакция Европейского союза на
практику реабилитации нацистских преступников и  их  пособников  на
его собственной территории - в  Латвии  и  Эстонии,  где  регулярно
проходят шествия легионеров "Ваффен-СС" и иных  коллаборационистов,
их потомков и сторонников.
     Участники парламентских слушаний отмечают следующее.
     Изуверская и ксенофобская идеология,  основанная  на  идеях  о
расовом превосходстве и лежащая в  основе  такого  беспрецедентного
явления, как нацизм, не может быть приравнена к любым другим  идеям
и  практикам  (что  само  по  себе  являлось  бы  ее   определенной
реабилитацией) и подлежит осуждению в любых проявлениях. Все  акции
бывших нацистов и их пособников, как и мероприятия в их поддержку и
оправдание, должны быть  объявлены  государствами,  в  которых  они
планируются или проводятся, вне закона.  Никакие  доводы  в  пользу
нацистских преступников  и  их  пособников,  а  также  произвольные
интерпретации начала, событий и итогов Второй мировой войны, ссылки
на  факты  послевоенной  истории  и  на  политизированные  решения,
принятые некоторыми государствами, не могут приниматься во внимание
при  осуждении  нацистских  практик  и  участия  в  них  пособников
нацистских преступников.
     Совместную победу в борьбе  за  освобождение  человечества  от
нацистского порабощения ценой огромных жертв и тяжелейших испытаний
одержали народы  государств  антигитлеровской  коалиции.  При  этом
решающий вклад сделал многонациональный народ  СССР,  для  которого
эта война стала поистине Великой Отечественной  и  Священной.  Люди
шли воевать, не разделяя  друг  друга  по  национальному  признаку,
каждый  воевал  за  свой  народ,  за  свою  страну  против   общего
смертельного врага.
     Современное  искажение  истории   Второй   мировой   войны   и
оправдание германского нацизма и его сравнение с другими режимами и
идеологиями имеют практическую  цель -  переложить  на  современную
Россию ответственность как за мнимые и реальные ошибки  и  просчеты
советского руководства, так  и  за  действия  других  государств  и
политиков в предвоенный, военный и послевоенный периоды,  столкнуть
страны,  являющиеся  наследниками  героической  истории  государств
антигитлеровской  коалиции,  в  исторически   бессмысленном   и   с
моральной  точки  зрения  кощунственном  споре  о  так   называемом
национальном вкладе в общую победу.  Все  это  представляет  прямую
угрозу не только национальной безопасности Российской Федерации, но
и европейскому сотрудничеству и международной стабильности.
     Особое  значение  в  противодействии  указанным  деструктивным
факторам приобретает  внешнеполитическая  деятельность  федеральных
органов исполнительной  власти.  Участники  парламентских  слушаний
считают важным положительно оценить работу Министерства иностранных
дел Российской  Федерации,  в  том  числе  в  рамках  международных
организаций,  направленную  на  сохранение   исторической   памяти,
противодействие фальсификации истории  и  реабилитации  германского
нацизма.
     По   итогам   дискуссии   участники   парламентских   слушаний
р е к о м е н д у ю т:
     1. Министерству   иностранных   дел   Российской    Федерации,
Министерству   культуры    Российской    Федерации,    Министерству
образования и науки Российской Федерации, Федеральному агентству по
делам  Содружества   Независимых   Государств,   соотечественников,
проживающих  за  рубежом,   и   по   международному   гуманитарному
сотрудничеству во взаимодействии с палатами  Федерального  Собрания
Российской Федерации, Российской академией наук, Военной  академией
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Российским
военно-историческим обществом, Российским  историческим  обществом,
другими общественными объединениями разработать и  реализовать  при
информационном сопровождении средств массовой  информации  комплекс
дополнительных мер, предусматривающих:
     активное противодействие попыткам ряда политических структур и
исследовательских центров в  Западной  Европе  и  США  повлиять  на
общественное мнение в целях пересмотра Ялтинско-Потсдамской системы
международных отношений и установления нового мирового  порядка  по
схемам и в интересах государств, заявляющих о  своей  претензии  на
глобальное лидерство и пытающихся обосновать эту  претензию  в  том
числе через фальсификацию истории человечества;
     продолжение привлечения внимания  к  вопросу  о  роли  СССР  в
разгроме  фашистской  Германии,  учитывая  приближающееся  70-летие
Международного военного трибунала в Нюрнберге;
     широкое   привлечение   российской   и   иностранной   научной
общественности к разработке совместных актуальных работ, касающихся
не только проблемных исторических вопросов, но и совместной  борьбы
народов в годы Второй мировой войны;
     разработку программ  в  области  международного  гуманитарного
сотрудничества,  направленных  на  противодействие  антироссийской,
русофобской и  антисоветской  пропаганде,  включая  противодействие
распространению  антироссийских  концепций,  связанных  с   итогами
Второй мировой войны;
     продолжение разработки и издание  учебно-методических  пособий
по   истории,   в   которых   объективно   отражалась    бы    роль
многонационального народа СССР в освобождении народов стран  Европы
от германского нацизма, издание на русском языке  в  полном  объеме
документов  и  материалов  Международного  военного   трибунала   в
Нюрнберге, переиздание книг, посвященных его проведению и итогам, в
том числе книги А.И.Полторака "Нюрнбергский эпилог";
     поддержку общественных инициатив в  иностранных  государствах,
направленных  на  объективное   информирование   общественности   о
современных    процессах    героизации    пособников     нацистских
преступников;
     внесение  в  2015 году  на  рассмотрение  сессии   Генеральной
Ассамблеи Организации Объединенных Наций проекта резолюции  "Борьба
с героизацией  нацизма,  неонацизмом  и  другими  видами  практики,
которые способствуют эскалации современных  форм  расизма,  расовой
дискриминации,  ксенофобии  и  связанной  с   ними   нетерпимости",
продолжение практики публикации  регулярных  докладов,  посвященных
ситуации с  правами  человека  в  мире,  проблемам  распространения
неонацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;
     противодействие любым попыткам оправдания нацизма,  героизации
нацистских преступников и их пособников,  в  том  числе  в  странах
Прибалтики и на Украине, постоянное взаимодействие с  партнерами  в
Европейском союзе, Совете Европы,  ОБСЕ  и  на  иных  международных
площадках по этой проблеме;
     разработку  практических  мер  против  отдельных   иностранных
государств, в которых на официальном  уровне  реализуется  политика
реабилитации нацизма и  героизации  нацистских  преступников  и  их
пособников, включающих как персональные санкции, так  и  санкции  в
области торгово-экономического сотрудничества;
     анализ передовых мировых практик и распространение российского
опыта законодательного регулирования  противодействия  реабилитации
нацизма и героизации нацистских преступников  и  их  пособников  за
рубежом.
     2. Государственной  Думе  Федерального   Собрания   Российской
Федерации:
     ускорить рассмотрение проекта федерального  закона  N 504872-6
"О противодействии  реабилитации  нацизма,  героизации   нацистских
преступников и их пособников";
     продолжить работу  по  совершенствованию  законодательства  по
вопросам  противодействия   пропаганде   нацизма,   распространению
нацистских материалов,  символики,  включая  усиление  уголовной  и
административной  ответственности  за  совершение   соответствующих
деяний.
     3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному
комитету  Российской   Федерации,   Министерству   внутренних   дел
Российской Федерации:
     осуществлять  уголовное  и  административное  преследование  в
отношении лиц,  причастных  к  пропаганде  нацизма,  отрицания  его
преступлений, участию в неонацистских и им  подобных  организациях,
таких как  украинские  "Правый  сектор",  "Украинская  национальная
ассамблея -  Украинская   народная   самооборона"   (УНА -   УНСО),
"Украинская   повстанческая   армия"  (УПА),  "Тризуб   им. Степана
Бандеры",   "Братство",  признанных  Верховным   Судом   Российской
Федерации экстремистскими и запрещенными на  территории  Российской
Федерации;
     продолжить  работу   по   подготовке   предложений   в   целях
совершенствования  законодательства   в   области   противодействия
реабилитации  нацизма,  героизации  нацистских  преступников  и  их
пособников.
     4. Международному информационному агентству "Россия  сегодня",
Информационному   телеграфному   агентству    России   (ИТАР-ТАСС),
автономной некоммерческой организации "ТВ-Новости":
     пропагандировать вклад всех народов и республик бывшего СССР в
общую  победу  в  Великой  Отечественной   войне   и   послевоенное
восстановление народного хозяйства;
     активнее                 использовать                  ресурсы
информационно-телекоммуникационной сети  "Интернет",  в  том  числе
социальных сетей,  а  также  другие  информационно-коммуникационные
ресурсы  для  распространения   исторической   правды   о   Великой
Отечественной войне, о роли народов СССР  в  разгроме  гитлеровской
Германии, о нацистских преступниках и их пособниках.
     5. Делегациям Федерального  Собрания  Российской  Федерации  в
межпарламентских организациях  активно  развивать  межпарламентское
сотрудничество в сфере поддержания мира, безопасности, защиты  прав
человека,  в  том  числе  по  таким  вопросам,  как  недопустимость
противоправного  применения  силы  в  международных  отношениях   и
вмешательства во внутренние дела суверенных  государств,  борьба  с
международным терроризмом и экстремизмом.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также