Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 № 481ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 мая 2015 г. N 481 МОСКВА Утратилo силу с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 г. N 1431 О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016-2020 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 г. N 264; от 31.01.2017 г. N 113; от 27.11.2017 г. N 1431) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2016-2020 годы (далее - Программа). 2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2016-2020 годах региональных государственных программ и проектов, направленных на защиту, поддержку и укрепление позиций русского языка, учитывать положения Программы. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 481 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Русский язык" на 2016-2020 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 г. N 264; от 31.01.2017 г. N 113; от 27.11.2017 г. N 1431) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016-2020 годы Дата принятия решения о - распоряжение Правительства разработке Программы, дата Российской Федерации от 20 декабря ее утверждения 2014 г. N 2647-р (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Государственные заказчики - Министерство образования и науки Программы Российской Федерации; Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Государственный заказчик - - Министерство образования и науки координатор Программы Российской Федерации Основные разработчики - Министерство образования и науки Программы Российской Федерации; Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Цель и задачи Программы - целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога. Задачами Программы являются: совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России; обеспечение эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) как родного, как неродного, как иностранного; совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку; совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах Важнейшие целевые - целевыми показателями показатели (индикаторы) (индикаторами) Программы являются: Программы количество доработанных и изданных грамматик, словарей, справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка; количество ресурсов научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации"; доля субъектов Российской Федерации, организующих анализ результатов итогового сочинения в выпускных классах, а также выработку мер по повышению качества обучения по русскому языку совместно с общественными профессиональными организациями, в общем количестве субъектов Российской Федерации; численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации; количество русских школ (классов) за рубежом, которым оказана организационно-методическая поддержка; количество комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; численность участников комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; численность преподавателей русского языка государств - участников Содружества Независимых Государств, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку; численность граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, прошедших тестирование на знание русского языка; общее количество учебников, учебных пособий, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и русские школы (классы) государств - участников Содружества Независимых Государств, в которых ведется обучение на русском языке или изучается русский язык; численность иностранных студентов, в том числе из числа соотечественников, обучающихся в российских образовательных организациях; количество поставленных в российские центры науки и культуры и русские школы (классы) учебников, учебных пособий, справочных изданий по русскому языку, научно-популярной и художественной литературы (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств); количество центров коллективного доступа к российским образовательным и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры в иностранных государствах; количество комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах; численность участников комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах; количество участников партнерской сети "Институт Пушкина"; количество курсов открытого образования на русском языке (программы общего, дополнительного образования); численность детей, обучающихся в онлайн-школе на русском языке; количество мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку); численность иностранных участников мероприятий, популяризирующих русский язык, образование, культуру России Сроки и этапы реализации - Программа осуществляется в Программы 2016-2020 годах в 2 этапа: первый этап - 2016-2018 годы; второй этап - 2019-2020 годы Объем и источники - объем финансирования мероприятий финансирования Программы Программы (в ценах соответствующих лет) составляет 6147,5232 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 5310,5232 млн. рублей, из них субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации - 626,995 млн. рублей, субсидии юридическим лицам (гранты) - 1927,9834 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 637 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 200 млн. рублей. Объем финансирования на первом этапе составляет 3389,7208 млн. рублей, на втором этапе - 2757,8024 млн. рублей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 г. N 1431) Ожидаемые конечные - реализация предусмотренных результаты реализации Программой мероприятий обеспечит Программы и показатели ее достижение следующих социально-экономической социально-экономических эффективности результатов: на всей территории Российской Федерации полноценно функционирует русский язык как государственный язык и как язык межнационального общения народов России; сформирована и эффективно действует справочно-информационная система по русскому языку; формы, методы изучения и преподавания русского языка соответствуют стратегическим приоритетам Российской Федерации, вызовам времени и запросам потребителей; эффективная система изучения русского языка как родного, как неродного, как иностранного доступна для граждан независимо от места их проживания; существенно повышены уровни языковой культуры российских граждан и кадрового потенциала в сфере русского языка; расширено пространство русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах; укреплены позиции русского языка в национальных системах образования государств - участников Содружества Независимых Государств; сформирована и развивается партнерская сеть "Институт Пушкина", обеспечивающая продвижение открытого образования на русском языке; информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" насыщена качественными ресурсами на русском языке; созданная инфраструктура содействует расширению культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества; укреплены связи соотечественников, проживающих за рубежом, с исторической Родиной; в российских и иностранных средствах массовой информации обеспечено информационное освещение деятельности государства по укреплению позиций русского языка. Реализация Программы к концу 2020 года обеспечит увеличение: в 2 раза - численности российских преподавателей русского языка, прошедших повышение квалификации; в 2,5 раза - численности учителей, освоивших новые методики преподавания русского языка, в том числе с использованием информационных технологий; в 1,7 раз - численности учителей, прошедших стажировку в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, показавших высокое качество преподавания и изучения русского языка; в 2,5 раза - численности специалистов в области перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, прошедших профессиональную переподготовку; в 10 раз - количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих гражданам Российской Федерации и других государств изучать русский язык, получать информацию о русском языке, российском образовании, культуре России; в 1,5 раза - доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях, в общем количестве русских школ (классов) за рубежом; в 3,5 раза - численности преподавателей русского языка иностранных государств, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 г. N 264) в 2 раза - количества учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в российские центры русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 г. N 264) в 4 раза - численности иностранных участников олимпиад, конкурсов, фестивалей по русскому языку; в 10 раз - численности участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком и культурой России. I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Укрепление позиций русского языка является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации, определенным в положениях указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года", посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012-2014 годов, государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г. Русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, определяющих его самобытность и жизнеспособность, что обуславливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения. Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он является одним из мировых языков и важнейшим инструментом познания другими народами гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки. Российская Федерация заинтересована в создании эффективной системы привлечения внимания зарубежной общественности к русскому языку, в развитии условий для его изучения. Расширение географии и сфер применения русского языка в мире будет способствовать усилению российского влияния, формированию положительного образа страны за рубежом, повышению ее международного авторитета и в конечном счете защите геополитических интересов России. Значимость задач и стратегический характер работы по укреплению позиций русского языка обуславливают актуальность и необходимость федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы (далее - Программа). С начала XXI века Россия активно осуществляет поддержку русского языка, в том числе в рамках реализации трех федеральных целевых программ "Русский язык". Вместе с тем полученные социальные эффекты и текущая практика не в полной мере обеспечивают решение важнейших задач и не всегда соответствуют стремительно меняющимся реалиям. С конца ХХ века проявились и продолжают сохраняться такие тревожные тенденции, как снижение присутствия русского языка на зарубежном пространстве, в том числе в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, уменьшение числа русских школ за рубежом, их недостаточная оснащенность и поддержка, сокращение в государствах - участниках Содружества Независимых Государств количества преподавателей русского языка, снижение уровня их профессионализма. Существуют и такие проблемы, как недостаточный уровень координации организаций, ресурсов, программ, слабое использование возможностей информационных, электронных, игровых технологий для изучения и продвижения русского языка и осуществления образования на русском языке на фоне глобального доминирования иноязычных зарубежных программ в сфере открытого образования (доступного, бесплатного образования, предоставляемого в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"). Требует внимания ряд проблем современного состояния русского языка, в том числе снижение уровня владения русским языком как государственным языком, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов, невысокие результаты единого государственного экзамена по русскому языку. Программа направлена на комплексное решение имеющихся проблем и создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка, повышения популярности и престижа русского языка и образования на русском языке. Программа призвана обеспечить реализацию системных мер на основе координации и кооперации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, образовательных, научных, культурных, спортивных, неправительственных, общественных организаций и бизнес-структур в сфере поддержки и продвижения русского языка. Сохраняя преемственность с федеральной целевой программой "Русский язык" на 2011-2015 годы, Программа имеет ряд отличительных характеристик и новшеств. Программа ориентирована на прогнозный сценарий и предусматривает: формирование приоритетов и открытие новых векторов укрепления и распространения русского языка, отвечающих требованиям времени; активную наступательную стратегию, максимальное использование всех ресурсов; расширение существующих направлений развития и поддержки русского языка, в том числе формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина", обеспечивающей продвижение русского языка и открытого образования на русском языке; использование потенциала международного сотрудничества для продвижения позиций русского языка в образовательных системах других стран, расширение мер поддержки и стимулирования инициатив соотечественников; тесное сотрудничество со средствами массовой информации, увеличение использования цифровых каналов; мониторинг результатов и эффектов, прозрачность хода выполнения; возможность своевременного реагирования на изменения реалий. Реализация программных мероприятий обеспечит: совершенствование механизмов поддержки, защиты и развития русского языка как государственного языка и языка межнационального общения; развитие кадрового потенциала в сфере русского языка; повышение качества обучения русскому языку и литературе; создание академических словарей русского языка и электронных лингвистических корпусов; расширение зарубежного русскоязычного пространства; создание новых условий для изучения русского языка и получения образования на русском языке, в том числе в формате открытого образования; укрепление позиций русского языка в национальных системах образования иностранных государств; развитие системы тестирования иностранцев на знание русского языка; проведение масштабных мероприятий просветительского и образовательного характера в Российской Федерации и за рубежом. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать ресурсы, обеспечить эффективную реализацию комплекса взаимосвязанных ресурсами и сроками мероприятий, а также мультипликативность результатов. Выбор варианта решения проблемы осуществляется с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы. Возможно 2 варианта решения проблем в сфере укрепления и продвижения русского языка. Первый (оптимистический) вариант основывается на решении поставленных задач с учетом опыта реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы. Он предполагает всестороннее развитие применения, распространения и продвижения русского языка, позволяет рационально подойти к процессу ресурсного обеспечения Программы и в конечном итоге в большем объеме реализовать положения Программы. Второй (базовый) вариант основывается на продолжении мероприятий, выполняемых в рамках федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы, без учета новых направлений. Поэтому объем финансирования по этому сценарию предполагает 75 процентов объема финансирования оптимистического варианта. Этому методу свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов. Осуществление комплекса программных мероприятий сопряжено с финансовыми, экономическими, геополитическими и административными рисками, поэтому Программой предусмотрены меры по предотвращению указанных рисков и минимизации возможных последствий. Финансовые риски с умеренным уровнем вероятности реализации связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов в области русского языка и образования. Также к финансовым рискам следует отнести диспропорции в финансово-экономических возможностях субъектов Российской Федерации и невыполнение ими в полном объеме принятых финансовых обязательств. Кроме того, финансовыми рисками являются риски, связанные с возможным снижением объемов софинансирования из внебюджетных источников, обусловленные нестабильностью финансового состояния хозяйствующих субъектов, участников проектов, реализуемых в рамках Программы. Инструментами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры: ежегодное уточнение и оптимизация объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы; определение приоритетов для первоочередного финансирования; осуществление модернизационных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Макроэкономические риски обусловлены вероятностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, что может привести к недостаточному ресурсному обеспечению запланированных мероприятий. Предполагается средний уровень вероятности реализации указанных рисков. Экономическими рисками с приемлемым уровнем вероятности реализации могут являться повышение стоимости услуг, обусловленное усилением инфляции, возможные конфликты интересов партнерских структур, коррупционные риски (нецелевое использование денежных средств). Геополитические риски с неопределяемым уровнем вероятности реализации связаны преимущественно с изменениями международной ситуации. Усиление восточного вектора политики Российской Федерации расширяет возможности укрепления и продвижения позиций русского языка в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время возрастает риск ослабления позиций русского языка в ряде европейских стран за счет развития антироссийских настроений и недружественных мер. Мерой минимизации указанных рисков является оптимальное распределение программных мероприятий по конкретным странам их реализации с учетом текущей ситуации в русле геостратегических интересов России. Административными рисками являются недостаточность координации и взаимодействия заинтересованных сторон, отсутствие оперативности, гибкости и адаптивности к изменениям внешних условий. Основными условиями минимизации административных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией Программы, продуктивное взаимодействие участников реализации Программы, адекватное распределение полномочий. Предполагается невысокий уровень вероятности реализации указанных рисков. Для обеспечения системного характера управления рисками и минимизации возможных отрицательных последствий предусмотрены привлечение к разработке Программы представителей научного и экспертного сообщества, широкое обсуждение предлагаемых мероприятий, обеспечение мониторинга и информационной прозрачности реализации Программы, что позволит своевременно выявлять возможные сбои, проводить оперативную корректировку конкретных механизмов и обеспечить достижение цели Программы. II. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога. Достижение цели Программы предполагает решение следующих задач: совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России; обеспечение эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) как родного, как неродного, как иностранного; совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку; совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах. Решение указанных задач осуществляется по следующим направлениям: совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России; совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах; развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку; проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы. В рамках каждого из направлений выделяются целевые показатели (индикаторы), которые являются инструментом объективной оценки достижения цели, выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы. Целевые показатели и индикаторы Программы сформированы с учетом показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в рамках стратегических и программных документов. Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы по направлениям приведен в приложении N 1. Программу предлагается реализовать в 2016-2020 годах в 2 этапа. На первом этапе (2016-2018 годы) планируется реализовать следующие приоритетные мероприятия, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленной цели: проведение комплекса научно-исследовательских работ в области функционирования, развития и изучения русского языка; формирование аналитического и организационно-нормативного обеспечения функционирования и изучения русского языка; доработка и издание комплекса грамматик и словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка; техническое, учебно-методическое обеспечение единого электронного образовательного пространства, объединяющего ресурсы для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки; формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина"; подготовка, переподготовка, повышение квалификации преподавателей русского языка; организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и других иностранных государствах; поставка учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре в иностранные государства (в российские центры науки и культуры, русские школы (классы); создание полноценных условий для обучения иностранных граждан русскому языку в объемах, необходимых для их трудовой деятельности в России; создание центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры, образовательных организаций в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и других иностранных государствах; проведение комплекса мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на укрепление и продвижение позиций русского языка, российской культуры, науки и образования в Российской Федерации, государствах - участниках Содружества Независимых Государств и других иностранных государствах. На втором этапе (2019-2020 годы) планируется проведение следующих приоритетных мероприятий: завершение запланированных научно-исследовательских работ; развитие кадрового потенциала в сфере русского языка; завершение формирования инфраструктуры системы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку; развитие онлайн-школы на русском языке (форма обучения через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в асинхронном формате и с синхронным участием педагогов); обеспечение широкой вариативности программ обучения русскому языку с использованием дистанционных технологий образования; расширение присутствия русского языка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; развитие партнерской сети "Институт Пушкина"; обеспечение системной поддержки, оказываемой зарубежным структурам в укреплении позиций русского языка; проведение мероприятий, направленных на повышение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке. Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке, а также по причине иных факторов, связанных с невозможностью достижения цели и задач Программы. Методика сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении N 2. III. Мероприятия Программы Решение задач Программы обеспечивается путем проведения 44 мероприятий по 5 направлениям. В целях совершенствования норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России предусматривается реализация следующих мероприятий: разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового и научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации". В рамках этого мероприятия будут проведены научно-исследовательские работы, включающие разработку ресурсов научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", создание специального научно-информационного ресурса, ориентированного на фиксацию норм современного русского литературного языка, и мультимедийного справочно-информационного ресурса по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации; формирование и развитие базы данных, структурированной по ключевым позициям, отражающим потребности и возможности в сфере функционирования, изучения и преподавания русского языка. В рамках этого мероприятия будут проведены сбор, систематизация и анализ по сопоставимым показателям статистической и социологической информации о численности владеющих русским языком, обучающихся на русском языке и изучающих русский язык как учебный предмет, а также обеспечено обновление и функционирование базы данных, распространение (размещение) данных, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, будут проведены научно-исследовательские работы по определению ключевых позиций, разработке структуры, требований к содержательному наполнению базы данных, разработке программ и инструментария исследований, подготовке и проведению собственно исследований по вопросам изучения, преподавания и функционирования русского языка; развитие механизмов сетевого взаимодействия организаций, призванных укреплять и продвигать русский язык, совершенствование образовательных технологий и методик обучения русскому языку. В рамках этого мероприятия будет оказана поддержка деятельности образовательных организаций разных уровней образования по защите, сохранению и развитию русского языка, развитию современных методик и технологий преподавания русского языка, будет создан единый банк методик и лучших практик преподавания русского языка и литературы, в том числе с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры, а также проведено повышение квалификации педагогических работников для обеспечения качества преподавания русского языка, в том числе с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры; анализ практики внедрения существующих грамматик, справочников, словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации, их доработка, экспертиза и распространение. В рамках этого мероприятия предполагается провести научно-исследовательские работы по анализу практики внедрения существующих грамматик, справочно-информационных ресурсов, различных словарей, оценке потребности в них, а также по актуализации действующих справочников и словарей, разработке и внедрению новых справочников и словарей; разработка, внедрение и научно-методическое обеспечение учебно-методического комплекса нового поколения по обучению русскому языку с использованием информационных технологий. В рамках этого мероприятия предполагается внедрить в образовательную деятельность всех уровней справочно-информационный ресурс, содержащий словари и другое мультимедийное наполнение, разработать учебно-методический комплекс нового поколения по обучению русскому языку с использованием информационных технологий, провести повышение квалификации педагогических работников; развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. В рамках этого мероприятия предполагается путем предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации создать во всех федеральных округах стажировочные площадки, организовать и провести мероприятия по поддержке изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в образовательных организациях Российской Федерации, выявить специфические проблемы в ходе преподавания русского языка на всех уровнях общего образования, реализовать дополнительные профессиональные программы для специалистов, учителей и преподавателей, в том числе работающих в полиэтнических регионах страны, реализовать (внедрить) концепцию школьного филологического образования, оказать государственную поддержку реализации региональных программ развития образования в части мероприятий, направленных на совершенствование преподавания и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Также в рамках этого мероприятия предполагается выявить и проанализировать методические, технологические и иные особенности преподавания русского языка как неродного и русского языка как иностранного на всех уровнях общего образования, в том числе реализовать дополнительные профессиональные программы для специалистов, преподавателей и учителей по проблемам преподавания русского языка как неродного и русского языка как иностранного с учетом методической и технологической специфики их изучения и преподавания; организация и проведение мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в области литературного перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации. В рамках этого мероприятия предполагается проведение специализированных комплексов мероприятий по изучению, анализу и систематизации особенностей литературного перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, по реализации дополнительных профессиональных программ для специалистов, преподавателей и учителей по вопросам, связанным с обеспечением качества переводимых на русский язык литературных произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, а также направленных на повышение уровня подготовки специалистов в области литературного перевода таких произведений; проведение научно-исследовательских работ в области функционирования, изучения и преподавания русского языка, в том числе исследование языковой культуры различных слоев российского общества. В рамках этого мероприятия будут проведены научные аналитические и мониторинговые исследования по актуальным проблемам функционирования, изучения и преподавания русского языка в Российской Федерации, разработаны предложения по совершенствованию и моделированию современной системы подготовки преподавателей русского языка, ведущих обучение на русском языке, а также будут проведены исследования по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры общения на русском языке различных слоев российского общества; аналитическое сопровождение итогового сочинения в выпускных классах. В рамках этого мероприятия планируется проведение комплекса работ, направленных на обеспечение объективности результатов выпускного сочинения, использование результатов анализа выпускных сочинений для совершенствования технологий и методик преподавания русского языка в образовательных организациях, формирование направлений повышения квалификации преподавателей и методистов по русскому языку. Кроме того, будет осуществлена организационно-методическая работа, направленная на формирование тематик сочинений и развитие подходов к их оцениванию; формирование банка оценочных средств по русскому языку. В рамках этого мероприятия предполагается создание банка качественных измерительных материалов по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования, который доступен учителям и обучающимся в каждой образовательной организации на различных уровнях системы общего образования для использования в образовательном процессе, а также ежегодное проведение не менее 2 диагностических тестирований с использованием заданий по русскому языку из формируемого банка. В целях совершенствования условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств будут реализованы следующие мероприятия: продвижение, поддержка и укрепление позиций русского языка, а также популяризация российской науки, культуры и образования в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. В рамках мероприятия будут организованы и проведены комплексные как традиционные, так и новые мероприятия просветительского, образовательного и научно-методического характера, обеспечивающие расширение географии и сфер применения русского языка, поддержку и укрепление позиций русского языка, популяризацию российской науки, культуры и образования в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. В рамках мероприятия планируется реализация дополнительных профессиональных программ для педагогических работников образовательных организаций с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Финансирование этого мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; организация подписки для государств - участников Содружества Независимых Государств на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России, в том числе в электронной форме. В рамках мероприятия будут проведены работы по подключению и обеспечению доступа к электронным версиям российских периодических изданий, техническому сопровождению обеспечения доступа к электронным версиям российских периодических изданий, а также по оформлению подписки на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Республике Южная Осетия и Республике Абхазия; организация поставок в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и русские школы (классы) в государствах - участниках Содружества Независимых Государств учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России. В рамках мероприятия будет осуществляться поставка учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Республику Южная Осетия и Республику Абхазия; создание, поддержка и дооснащение центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных учреждений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. В рамках мероприятия будут внедрены комплексы программно-методического обеспечения с использованием электронной базы материалов и тестов в представительствах Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также на базе российских центров науки и культуры и образовательных учреждений в зарубежных странах, оказана учебно-методическая, техническая и информационная поддержка деятельности по укреплению позиции русского языка в мире, проведены мероприятия по обучению и повышению квалификации специалистов в сфере русского языка; проведение аналитических и мониторинговых исследований, направленных на изучение положения русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. В рамках мероприятия будут организованы научно-исследовательские работы по проведению аналитических и мониторинговых исследований с предварительной разработкой концепций, структуры и инструментария мониторингов, а также подготовка и тиражирование методических рекомендаций по результатам проведенных исследований; организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. В рамках мероприятия предусматривается разработка концепций, планов, программ, организационно-методическое сопровождение и проведение мероприятий в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Финансирование этого мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации и разрешения на работу в Российской Федерации для различных категорий граждан в государствах - участниках Содружества Независимых Государств на базе российских центров науки и культуры за рубежом. В рамках мероприятия предусматриваются оказание организационно-методической помощи при проведении тестирования по русскому языку для получения российского гражданства или проведении комплексного экзамена для получения разрешения на работу в Российской Федерации для различных категорий иностранных граждан, организация и проведение тематических семинаров для российских авторов и разработчиков тестовых материалов, тестирование, сбор, обработка и анализ данных по результатам проведения тестирования мигрантов по русскому языку как иностранному в России (в 9 федеральных округах). Финансирование этого мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе. В целях совершенствования условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах предусматривается проведение следующих мероприятий: подготовка и проведение в странах дальнего зарубежья комплексных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в мире. Мероприятие направлено на укрепление и поддержку статуса русского языка как конкурентоспособного международного инструмента общения в сфере науки и образования, на укрепление существующих и развитие новых двусторонних и многосторонних форм сотрудничества с иностранными государствами, способствующих распространению русского языка в мире и одновременно не препятствующих использованию и популяризации других языков. Финансирование этого мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в зарубежных странах. Мероприятие направлено на повышение квалификации и переподготовку кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в странах дальнего зарубежья. Финансирование этого мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; организация подписки для стран дальнего зарубежья на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России, в том числе в электронной форме. В рамках мероприятия будут проведены работы по подключению и обеспечению доступа к электронным версиям российских периодических изданий, техническому сопровождению обеспечения доступа к электронным версиям российских периодических изданий, а также по оформлению подписки на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России (электронная версия) в странах дальнего зарубежья; организация поставок в российские центры науки и культуры и русские школы (классы) в странах дальнего зарубежья учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России. В рамках мероприятия будет осуществлена поставка учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России в российские центры науки и культуры и представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в странах дальнего зарубежья; создание, поддержка и дооснащение центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных учреждений в странах дальнего зарубежья. В рамках мероприятия будут внедрены комплексы программно-методического обеспечения с использованием электронной базы материалов и тестов в представительствах Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и российских центрах науки и культуры в странах дальнего зарубежья, а также осуществлена их учебно-методическая, техническая и информационная поддержка, будут организованы и проведены мероприятия по обучению и повышению квалификации специалистов на базе представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и российских центров науки и культуры в странах дальнего зарубежья; проведение аналитических и мониторинговых исследований, направленных на изучение положения русского языка в странах дальнего зарубежья. В рамках мероприятия будут проведены научно-исследовательские работы по разработке концепций, структуры, инструментария аналитических и мониторинговых исследований, проведение мониторинга в странах дальнего зарубежья, подготовка и тиражирование сборника материалов по результатам проведенных исследований; организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в странах дальнего зарубежья. Мероприятие предусматривает проведение в странах дальнего зарубежья выставок, закупку учебно-методических пособий российских издательств, российской научной, учебной и методической литературы в целях формирования раздаточных комплектов для участников мероприятий и передачи их в дар русским школам в странах дальнего зарубежья. Финансирование этого мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку как иностранному для различных категорий граждан в странах дальнего зарубежья на базе российских центров науки и культуры за рубежом. В рамках мероприятия будет оказана организационно-методическая помощь при проведении тестирования по русскому языку как иностранному для различных категорий граждан в созданных центрах тестирования, будут организованы и проведены тематические семинары для тьюторов, организованы тестирование, сбор, обработка и анализ данных по результатам проведения тестирования. Финансирование этого мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе. В целях развития открытого образования на русском языке и обучения русскому языку предусматривается проведение следующих мероприятий, финансирование которых будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе: формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина". В рамках мероприятия предусматривается изучение и использование опыта зарубежных институтов в распространении языков, формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина"; формирование и развитие необходимой и достаточной учебно-методической базы, современной технологической инфраструктуры партнерской сети "Институт Пушкина". В рамках мероприятия будет осуществлено материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательных центров и организаций - участников партнерской сети "Институт Пушкина"; разработка силами образовательных и научных организаций Российской Федерации единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки. В результате осуществления технического, учебно-методического и контентного обеспечения единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки, ожидается увеличение числа людей, использующих дистанционные технологии изучения русского языка и сетевые ресурсы, обеспечивающие популяризацию русского языка за рубежом, а также создание курсов открытого образования на русском языке (программы общего, дополнительного образования); развитие онлайн-школы на русском языке. Мероприятие направлено на организацию и расширение деятельности онлайн-школы на русском языке для увеличения охвата обучающихся и проведение аттестации обучающихся; обеспечение обучающихся на русском языке комплексной технической, консультационной, тьюторской поддержкой, в том числе с использованием возможностей голосового перевода в режиме реального времени. Мероприятие направлено на реализацию тьюторского и технического сопровождения реализации разработанных в рамках Программы курсов открытого образования на русском языке; развитие системы использования специальных дистанционных технологий в повышении квалификации преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах. В рамках мероприятия будет осуществлено техническое, учебно-методическое и контентное обеспечение единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации повышения квалификации преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах; внедрение игр с русским образовательным содержанием в глобальных интернет-сообществах. Мероприятие предусматривает разработку, доработку контентного наполнения, модернизацию и внедрение программного обеспечения (игровых приложений) с русским образовательным содержанием в глобальных интернет-сообществах; активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В рамках мероприятия будет разработано содержательное обеспечение теле-, радиопередач, созданы публикации для средств массовой информации, реализованы меры по активной информационной поддержке проводимых в рамках направления мероприятий в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также проведены специальные мероприятия (пресс-конференции, круглые столы, вебинары) с целью информационно-методического сопровождения реализации Программы в целом. Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы предусматривает проведение следующих мероприятий: проведение в Российской Федерации и за рубежом комплексных мероприятий просветительского и образовательного характера. В рамках мероприятия будут реализованы меры, направленные на сохранение, поддержку и продвижение русского языка, образования на русском языке, а также на популяризацию российской культуры, науки и образования. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; проведение международных форумов и конференций, в том числе форума выпускников российских (советских) вузов. В рамках мероприятия планируется ежегодное проведение различных масштабных мероприятий в формате форумов и конференций, направленных на решение проблем получения образования на русском языке, включая проблемы трудоустройства выпускников российских вузов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах дальнего зарубежья. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; ежегодное проведение Международного педагогического форума с участием преподавателей русского языка как родного и как иностранного. В рамках указанного форума будут организованы распространение и внедрение новых достижений в методике преподавания русского языка, результатов апробированных новых образовательных технологий и иных наработок в сфере обучения русскому языку, а также обмен опытом преподавания русского языка как родного и как иностранного. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; проведение конгрессно-выставочных мероприятий, презентационной деятельности, направленной на распространение русского языка, образования, науки, истории и культуры России. В рамках мероприятия будет обеспечено ежегодное проведение мероприятий конгрессно-выставочного характера и участие в них образовательных организаций, а также будут реализованы меры по продвижению и широкой презентации образовательных услуг в обучении русскому языку, образования на русском языке, науки, истории и культуры России на различных выставочно-образовательных и культурно-экспозиционных площадках. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; расширение спектра и увеличение количества различных конкурсов, олимпиад по русскому языку и литературе, в том числе с участием представителей регионов России, государств - участников Содружества Независимых Государств и других иностранных государств. В рамках мероприятия будут проведены различные конкурсы, олимпиады по русскому языку и литературе, в том числе с участием представителей регионов России, стран Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; ежегодное проведение Международной олимпиады по русскому языку в дистанционном формате. В рамках мероприятия будет обеспечено участие детей и молодежи из Российской Федерации и зарубежных стран, интересующихся русским языком и литературой, самостоятельно изучающих русский язык для повышения своего уровня владения русским языком, в Международной олимпиаде по русскому языку в дистанционном формате, а также выполнены работы организационно-методического характера, обеспечивающие качество организации и проведения этой олимпиады и ежегодное увеличение количества ее участников. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; формирование и поддержка добровольческого (волонтерского) движения по продвижению русского языка и образования на русском языке. Мероприятие нацелено на развитие добровольческого (волонтерского) движения, разработку, апробацию и внедрение эффективных механизмов использования волонтерских форм и вовлечение детей и молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность по продвижению русского языка и образования на русском языке. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; проведение комплекса аналитических и мониторинговых исследований по вопросам функционирования русского языка в Российской Федерации и в мире, а также результативности Программы. В рамках мероприятия будут разработаны концепции, структуры, инструментарий изучения ситуации с русским языком в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах, влияния реализуемых мер, в том числе в рамках Программы, на укрепление позиций и расширение использования русского языка в мире, будут проведены мониторинговые исследования и анализ результатов исследований, подготовлены и тиражированы методические рекомендации по результатам проведенных мониторингов. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; масштабное информационное и пропагандистское обеспечение деятельности по поддержке и продвижению русского языка, образования на русском языке, российской культуры, науки в глобальном информационном пространстве. В рамках мероприятия планируется поддержка и развитие спутникового образовательного телеканала, предоставление программного времени на других теле- и радиоканалах, размещение публикаций в печатных средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальных сетях для обеспечения возможности изучения русского языка и получения российского образования гражданами России, государств - участников Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. Финансирование мероприятия будет осуществляться посредством предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, определенным на конкурсной основе; обеспечение управления реализацией Программы. В рамках мероприятия будет обеспечено проведение заседаний научно-координационного совета, ежегодное проведение мониторинга реализации проектов Программы, включая ведение системы мониторинга, экспертизу результатов выполнения заключенных в рамках Программы государственных контрактов, экспертную оценку отчетности о ходе реализации Программы, оказание консультационной и методической поддержки государственным заказчикам и представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - соисполнителям мероприятий Программы. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется на основе государственного финансирования, интеграции ресурсов партнерской сети и механизмов коммерческой поддержки, включая бюджетные субсидии, гранты, привлеченные инвестиции, спонсорские средства, доходы от образовательной деятельности. Прогнозный объем финансового обеспечения Программы определен в ценах соответствующих лет. Общий объем финансирования составляет 6147,5232 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 г. N 1431) за счет средств федерального бюджета - 5310,5232 млн. рублей, в том числе по направлениям бюджетных ассигнований: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 г. N 1431) прикладные научно-исследовательские и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 81,3255 млн. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 г. N 1431) прочие нужды - 5229,1977 млн. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 г. N 1431) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 637 млн. рублей, том числе прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 0,8 млн. рублей, прочие нужды - 636,2 млн. рублей; за счет внебюджетных средств - 200 млн. рублей по направлению расходов "прочие нужды". Объемы и источники финансового обеспечения Программы представлены в приложении N 3. Перечень мероприятий Программы по направлениям представлен в приложении N 4. В качестве внебюджетных источников для выполнения цели Программы планируется привлекать финансовые средства коммерческих и некоммерческих организаций, фондов, поддерживающих культурные и образовательные проекты, и иную спонсорскую помощь. Кроме того, будет активно использоваться материально-техническая база представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом для реализации конкретных проектов. V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы. До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее: порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы; механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы; процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации, государственными заказчиками Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор в ходе выполнения Программы: несет ответственность за подготовку и своевременную и качественную реализацию Программы в целом; осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы; осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по эффективной реализации участниками Программы ее мероприятий, обеспечивающих достижение показателей Программы, а также анализ использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников; подготавливает при необходимости проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Программу, продлении срока реализации Программы либо о досрочном ее прекращении, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации; вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и другие необходимые для выполнения Программы документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации; разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы; составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы; подготавливает с учетом реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год; подготавливает (при необходимости) ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по реализации мероприятий Программы, а также механизм ее реализации; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы; представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы; представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклады о выполнении работ, предусмотренных Программой, достигнутых результатах и эффективности использования бюджетных средств; инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы; организует размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Министерства образования и науки Российской Федерации информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсных процедур по реализации мероприятий Программы, а также о порядке участия в ней инвесторов. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки как государственные заказчики Программы в ходе ее выполнения: вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию программных мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы; представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана мероприятий Программы; обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы; представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации соответствующих мероприятий Программы, доклады (по установленной форме) о ходе выполнения работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности использования бюджетных средств, а также предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы; согласовывают с государственным заказчиком - координатором Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование работ, предусмотренных Программой, разрабатывают в установленные сроки дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, и при необходимости предложения по их корректировке; осуществляют мониторинг реализации мероприятий Программы и ведение ежеквартальной отчетности о ходе реализации соответствующих мероприятий Программы; организуют при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы; осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения соответствующих мероприятий Программы; осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям Программы, а также заключают государственные контракты (договоры); организуют проведение специализированной экспертизы проектов Программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляют их доработку; уточняют ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты, механизм реализации Программы и состав исполнителей; организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы; организуют применение информационных технологий в целях управления реализацией соответствующих мероприятий Программы и контроля за ходом их выполнения; обеспечивают размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой. В целях эффективного управления Программой государственным заказчиком - координатором Программы создается научно-координационный совет Программы. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации как государственным заказчиком - координатором Программы по согласованию с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки как государственными заказчиками Программы. Состав научно-координационного совета формируется из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, образовательных организаций высшего образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационный совет осуществляется на общественных началах. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации. Заместителями председателя научно-координационного совета являются руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Основными задачами научно-координационного совета являются: рассмотрение тематики программных мероприятий и выработка конкретных предложений по их реализации, предложений по реализации конкретных проектов, объемам финансового обеспечения услуг по их выполнению; контроль соответствия проектов, предлагаемых для реализации в рамках Программы, формальным требованиям к методологии и содержанию мероприятий Программы; рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы и выработка соответствующих рекомендаций по решению выявленных технических и организационных проблем; выработка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации; рассмотрение итогов реализации Программы. Отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением мероприятий, по которым предусматривается предоставление субсидий субъектам Российской Федерации и грантов юридическим лицам. Предоставление из федерального бюджета грантов предусмотрено в форме субсидий юридическим лицам. Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации Программы представлены в приложении N 5. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Программы представлены в приложении N 6. Программа предусматривает взаимодействие Министерства образования и науки Российской Федерации с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К выполнению мероприятий по реализации Программы планируется привлечение фонда "Русский мир" и других фондов, российских образовательных организаций, общественных организаций и объединений, бизнес-структур, некоммерческих организаций. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Эффективность реализации Программы будет достигнута за счет системных мер по координации и кооперации федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательных, научных, культурных, спортивных, неправительственных, общественных организаций и бизнес-структур в сфере поддержки и продвижения русского языка, а также за счет синергетического эффекта от внедрения новых подходов, методик и технологий по всестороннему применению и распространению русского языка, проведения научно-исследовательских работ, реализации комплексных проектов и эффективного международного диалога. Реализация предусмотренных Программой мероприятий к концу 2020 года обеспечит достижение следующих значимых социально-экономических эффектов: на всей территории Российской Федерации будет полноценно функционировать русский язык как государственный язык и как язык межнационального общения народов России; будет эффективно действовать справочно-информационная система по русскому языку; формы, методы изучения и преподавания русского языка будут соответствовать стратегическим приоритетам Российской Федерации и запросам потребителей; эффективные системы изучения русского языка как родного, как неродного, как иностранного будут доступны для граждан независимо от места их проживания; будут существенно повышены уровни кадрового потенциала сферы русского языка и языковой культуры российских граждан; будет расширено пространство русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах; будут укреплены позиции русского языка в национальных системах образования государств - участников Содружества Независимых Государств; будет развиваться партнерская сеть "Институт Пушкина", обеспечивающая продвижение открытого образования на русском языке; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будут размещены качественные образовательные ресурсы на русском языке; созданная инфраструктура будет содействовать расширению культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества; будут укреплены связи соотечественников, проживающих за рубежом, с исторической Родиной; в российских и иностранных средствах массовой информации будет обеспечено информационное освещение деятельности государства по укреплению позиций русского языка. Реализация Программы к концу 2020 года обеспечит увеличение: численности российских преподавателей русского языка, прошедших повышение квалификации, - в 2 раза; численности учителей, освоивших новые методики преподавания русского языка, в том числе с использованием информационных технологий, - в 2,5 раза; численности учителей, прошедших стажировку в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, показавших высокое качество преподавания и изучения русского языка, - в 1,7 раза; численности специалистов, прошедших профессиональную переподготовку, по вопросам перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, - в 2,5 раза; количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих гражданам Российской Федерации и других государств изучать русский язык, получать информацию о русском языке, российском образовании, культуре России, - в 10 раз; доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях, в общем количестве русских школ (классов) за рубежом - в 1,5 раза; численности преподавателей русского языка иностранных государств, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку, - в 3,5 раза; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 г. N 264) количества учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в российские центры русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, - в 2 раза; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 г. N 264) численности иностранных участников олимпиад, конкурсов, фестивалей по русскому языку - в 4 раза; численности участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком и культурой России, - в 10 раз. Методика оценки социально-экономической эффективности реализации Программы приведена в приложении N 7. ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1431) ПЕРЕЧЕНЬ целевых показателей (индикаторов) реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы по направлениям ---------------------------------------------------|----------|---------|------------------------------------- Наименование | Единица |2015 год | Значение целевого показателя целевого показателя | изме- |(базовое | (индикатора) (нарастающим итогом) (индикатора) | рения |значение)|------|-------|------|-------|------- | | | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | | | год | год | год | год | год ---------------------------------------------------|----------|---------|------|-------|------|-------|------- I. Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России 1. Количество доработанных и изданных грамматик, единиц 29 30 32 35 38 42 словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка 2. Количество ресурсов научно-информационного единиц 13 14 15 16 16 16 обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" 3. Доля субъектов Российской Федерации, процентов 10 22 36 50 62 100 организующих анализ результатов итогового сочинения в выпускных классах, а также выработку мер по повышению качества обучения русскому языку совместно с общественными профессиональными организациями, в общем количестве субъектов Российской Федерации 4. Численность педагогических работников, человек - 18000 34000 50000 65000 83000 прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации II. Совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках СНГ 5. Количество русских школ (классов), которым единиц 250 268 283 290 295 315 оказана организационно-методическая поддержка 6. Количество комплексных мероприятий, единиц 159 176 192 206 212 240 направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках СНГ 7. Численность участников единиц 6000 6840 7630 8350 8940 9960 комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках СНГ 8. Число преподавателей русского языка человек 3000 4275 5825 8000 10000 12650 государств - участников СНГ, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку 9. Численность граждан государств - участников человек 14000 39000 65600 87600 107600 134500 СНГ, прошедших тестирование на знание русского языка 10. Общее количество комплектов учебников, учебных тыс. 200 215 239,8 257,8 268,8 291,8 пособий, научно-популярной и художественной единиц литературы, поставленных в образовательные организации и центры государств - участников СНГ, в которых ведется обучение на русском языке или изучается русский язык III. Совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах 11. Численность иностранных студентов, в том числе тыс. 118 121 122,75 124,3 125,7 127,8 из числа соотечественников, обучающихся в человек российских образовательных организациях 12. Количество поставленных в российские центры тыс. 30 35 39,4 43,3 46 50 науки и культуры и русские школы (классы) единиц учебников, учебных пособий, справочных изданий по русскому языку, научно-популярной и художественной литературы (без учета данных в отношении государств - участников СНГ) 13. Количество центров коллективного доступа к единиц 20 22 24 28 31 36 российским образовательным и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры в иностранных государствах 14. Количество комплексных мероприятий, единиц 151 181 205 227 248 278 направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах 15. Численность участников человек 6000 7100 8000 8800 9650 10750 комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах IV. Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку 16. Численность участников партнерской сети единиц - 6 10 16 23 33 "Институт Пушкина" 17. Количество курсов открытого образования на единиц 80 160 223 328 607 1007 русском языке (программы общего, дополнительного образования) 18. Число детей, обучающихся в онлайн-школе на человек 1000 1500 1848 4283 5466 8266 русском языке V. Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы 19. Количество мероприятий просветительского, единиц 159 190 235 309 383 583 образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку) 20. Численность иностранных участников человек 7000 17000 25346 34388 44125 58125 мероприятий, популяризирующих русский язык, образование, культуру России ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016-2020 годы МЕТОДИКА сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы I. Общие положения 1. Настоящая методика разработана в целях определения источников получения сведений и подходов для расчета целевых показателей (индикаторов) федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы (далее - Программа). 2. Настоящая методика устанавливает порядок сбора информации и определения значений целевых показателей (индикаторов). Предусмотренные настоящей методикой механизмы оценки целевых показателей (индикаторов) позволяют отслеживать деятельность по реализации Программы и сопоставлять ее результаты с задачами Программы, а также ежеквартально и ежегодно оценивать эффективность Программы в целом и отдельных ее проектов, мероприятий и задач. 3. Настоящая методика предполагает работу с данными как в рамках системы образования, так и вне ее, используя экспертную экстраполяцию результатов оценки сведений о привлечении дополнительных ресурсов в сферу образования. В связи с этим на федеральном уровне реализуются механизмы сбора данных (в том числе путем реализации проектов по экспертно-аналитическому и научно-методологическому сопровождению Программы). II. Механизм сбора исходной информации для определения значений целевых показателей (индикаторов) Программы 4. В связи с отсутствием единого источника данных для определения результатов реализации различных мероприятий по поддержке русского языка целый ряд значений целевых показателей (индикаторов) Программы может быть достигнут за счет прямого и косвенного влияния на достижение количественных значений целевых показателей (индикаторов) различных проектов, реализуемых в рамках Программы. В этом случае, а также для более точной оценки хода реализации Программы (с разбивкой по годам) необходимо проводить дополнительную экспертную оценку и корректировку достигнутых значений целевых показателей (индикаторов), содержащихся в отчетных материалах исполнителей государственных контрактов и соглашений, заключенных в рамках Программы. Дополнительная оценка проводится путем анализа и учета статистических данных на федеральном уровне и результатов проектов, реализуемых в рамках Программы, способных оказывать или оказывающих косвенное влияние на количественные значения целевых показателей (индикаторов). Это позволит представлять ежегодную отчетность на основании верифицированных обобщенных данных, получение которых не будет зависеть исключительно от внешних источников и возможных искажений вследствие несопоставимости форматов данных или различий в них. 5. Масштабы реализуемых мероприятий Программы и их влияние на функционирование русского языка в Российской Федерации и во всем мире обусловливают необходимость систематизации данных в отношении субъектов Российской Федерации, государств - участников СНГ и стран дальнего зарубежья в разрезе задач, направлений и мероприятий Программы. Для количественной оценки результатов продвижения русского языка в мире установлена экспертная система оценок с созданием федеральной группы экспертов, чье мнение будет учитываться при формировании оценок для ряда наиболее значимых проектов, касающихся ключевых направлений поддержки и продвижения русского языка в Российской Федерации и за ее пределами. III. Оценка значений целевых показателей (индикаторов) Программы 6. При оценке базовых значений целевых показателей (индикаторов) используются доступные данные прошлых лет (количественные), которые при помощи экспертных оценок уточняются для получения итоговых значений показателей (индикаторов). При этом в отношении некоторых целевых показателей (индикаторов), по которым отсутствует какая-либо информация, для определения базовых значений из-за новизны указанных показателей и новизны тех масштабных проектов, эффективность реализации которых эти показатели отражают, значения формируются на основании экспертной оценки. 7. Количественные оценки базовых значений целевых показателей (индикаторов) (значений показателей на начало реализации Программы) в основном необходимо формировать исходя из таких основных источников информации, как сведения о результатах реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы, данные Федеральной службы государственной статистики, а также сведения о количественных оценках, проведенных на основании запросов (в том числе по линии Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства иностранных дел Российской Федерации). В тех случаях, когда возможно использование нескольких источников информации для косвенной проверки значений, верификация и соотнесение информации проводятся экспертным путем и дополняются качественной информацией, поскольку каждый из указанных источников имеет свои особенности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|