Расширенный поиск
Постановление Правительства Тульской области от 04.04.2013 № 145ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 04.04.2013 № 145 О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Тульской области от 28.07.2010 № 677 «Об утверждении программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Тульской области на 2010-2020 годы» В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет: 1. Внести в постановление администрации Тульской области от 28.07.2010 № 677 «Об утверждении программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Тульской области на 2010-2020 годы» следующие изменения и дополнения: а) паспорт программы приложения к постановлению изложить в новой редакции (приложение № 1); б) разделы 3, 5 приложения к постановлению исключить, изменив соответственно нумерацию разделов; в) разделы 1-4 приложения к постановлению изложить в новой редакции (приложение № 2); г) приложение к постановлению дополнить разделами 5, 6 (приложение № 3), изменив соответственно нумерацию разделов; д) раздел 7 приложения к постановлению изложить в новой редакции (приложение № 4); е) приложение к постановлению дополнить разделом 9 (приложение № 5). 2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации. 3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом 18 июня 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был озвучен перечень приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России. В качестве одного из них была названа энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива. В свою очередь, ещё почти за год до этого, 4 июня 2008 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (далее – указ Президента № 889), в соответствии с которым Правительству РФ требовалось принять меры по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации не менее, чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Причиной принятия такой стратегии стало усиление экономического кризиса в России в 2008 году. Основным её назначением было послужить механизмом антикризисного управления. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности воспринимались в качестве способа снижения себестоимости производимой продукции или оказанных услуг за счёт уменьшения в общей их стоимости доли затрат на энергоресурсы (то есть снижение энергоёмкости ВВП). К тому же потенциал снижения действительно существовал, разрыв по данному показателю со среднеевропейским уровнем составлял в среднем 200-300%. Энергоемкость ВВП России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% котельных, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. В промышленности эксплуатируется 15% полностью изношенных основных фондов. В 1993 году после перехода с плановой экономики на рыночную товары и услуги в России приобрели свою действительную рыночную стоимость. В связи с высокими издержками в части топливной составляющей себестоимость товаров и услуг была выше, что обуславливало низкую конкурентоспособность по сравнению с западными товарами. Разрыв производственных цепочек, передел собственности и множество других проблем вызвали спад производства в промышленности и иных сферах экономики и, соответственно, снижение потребления электрической и тепловой энергии. При этом 3 апреля 1996 года вышел первый закон об энергосбережении – Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении», который носил в большей степени декларативный характер, так как практически не предусматривал ответственности за нарушение его положений. В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) российские предприятия попадают в условия жесткой глобальной конкуренции, поэтому они остро ощущают необходимость снижения энергоемкости выпускаемой продукции, что позволит им частично повысить свою конкурентоспособность. Выбор у них невелик: либо наши предприятия сумеют очень быстро перестроиться, либо они обанкротятся, либо будут поглощены. Поэтому политика энергосбережения сегодня направлена, в первую очередь, не на коммерческие предприятия, для которых энергосбережение стало экономически обусловленной необходимостью, а на бюджетную и коммунальную сферу, где мотивация к энергосбережению пока не просматривается в явном виде и требует участия государства. В результате исполнения указа Президента № 889 и принятия мер по реализации по снижению к 2020 году энергоемкости ВВП РФ не менее чем на 40% был принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ), а также принята 27 декабря 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 2446-р Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (далее – Федеральная программа энергосбережения до 2020 года). Тем самым правовой основой для проведения госполитики энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен был стать Закон № 261-ФЗ и иные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с его исполнением, а практической составляющей – Федеральная программа энергосбережения до 2020 года. Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. В перспективе на первый план выдвигается технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи России пока недостаточны. В 2000- 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость ВВП снижалась в среднем только на 1% в год, или примерно также, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий. Формирование в России энергоэффективного общества – это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов. Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах – 420 млн. тонн условного топлива. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку: затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов; требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан; требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы; требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования. Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе. Региональная программа энергосбережения Тульской области, как составляющая часть федеральной программы, направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Тульской области, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта региона до 33,3 кг.у.т/тыс. руб., что составляет более 40% по отношению к базисному уровню 2009 года. Реализация мероприятий программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Тульской области. Энергосистема Тульской области характеризуется следующими показателями. Установленная мощность электростанций Тульской энергосистемы на 1 января 2010 года составила 2444,5 МВт, в том числе: 5 электростанций Тульской региональной генерации – ТГК-4 общей мощностью 1028,0 МВт, в том числе: Щекинская ГРЭС – 400,0 МВт; Новомосковская ГРЭС – 261,0 МВт; Алексинская ТЭЦ – 102,0 МВт; Первомайская ТЭЦ – 105,0 МВт; Ефремовская ТЭЦ – 160,0 МВт; 1 электростанция ОГК-3 – Черепетская ГРЭС – 1285,0 МВт; 3 электростанции промышленных предприятий общей установленной мощностью 131,5 МВт, в том числе: ОАО «Тулачермет» – 101,5 МВт; ОАО «Косогорский металлургический завод» – 24,0 МВт; ОАО «Щекиноазот» – 6,0 МВт. Объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы обеспечиваются теплом от более чем 700 источников теплоснабжения, многие из них находятся в изношенном состоянии. Коэффициент полезного действия некоторых котельных ниже 70%, из 1601 километра тепловых сетей в аварийном состоянии находятся более 30%. Общее число ресурсоснабжающих предприятий на территории Тульской области составляет более 240 шт., из них: предприятия, вырабатывающие и отпускающие потребителям тепловую энергию – 110 шт.; предприятия, осуществляющие производство воды для потребителей – 117 шт. Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия программы охватывают все отрасли экономики Тульской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Тульской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. Для решения проблемы энергоэффективности Тульской области (и России в целом) необходимо провести множество мероприятий, мы перечислим лишь некоторые из них: 1. Необходимо привести потребителей энергии к пониманию проблемы энергосбережения. Достичь этого можно с помощью информационной поддержки, методом пропаганды, обучением энергосбережению со школьной скамьи. Внедрить в Тульской области поведенческое энергосбережение, то есть удовлетворение своих потребностей при меньших затратах энергии. Опыт других стран показывает, что такая экономия энергии может достигать до 10-12% от всего потенциала повышения энергоэффективности. 2. Повышение энергоэффективности для потребителей должно стать эффективным и доступным способом снижения расходов, а для организаций, которые профессионально занимаются энергосбережением, и для инвесторов энергосбережение должно быть выгодным бизнесом. В рыночной экономике спрос рождает предложение, производят те товары и предоставляют те услуги, которые будут покупаться, именно поэтому необходимо создать рынок энергоэффективности, конечно через создание потребности в энергоэффективности, в товарах и услугах энергосбережения. Потребность появится в случае проведения определенных мероприятий – тарифное регулирование, экологические ограничения, ограничения использования топлива, требования к энергоэффективности вновь строящихся зданий и т.д. Вместе с этими мероприятиями начнет развитие и рынок энергоэффективности. Энергоэффективность предприятия и коммунального хозяйства во многом зависит от эффективного функционирования системы теплоснабжения. Опыт многих российских регионов, в которых уже несколько лет постоянно растет количество автономных котельных, показывает, что эффективность такого метода теплоснабжения может на 1/3 превышать эффективность централизованной системы теплоснабжения. Качественное надежное оборудование, сокращение промежуточных звеньев системы теплоснабжения, уменьшение издержек в процессе выработки, распределения и транспортировки тепла говорит о том, что автономные котельные – достойная альтернатива централизованному теплоснабжению. Немаловажное место в энергосбережении занимает энергоэффективность в строительстве, а также энергоэффективность жилых домов. В последние десятилетия эти сферы стали одними из основных направлений как развития энергосбережения в целом, так и строительной индустрии. За рубежом мощный толчок к разработке и внедрению решений по улучшению теплозащиты эксплуатируемых зданий дал энергетический кризис 70-х годов. Уже с 1976 года во многих зарубежных странах величины нормирования теплозащиты конструкций увеличились почти в 3-3,5 раза. И сейчас этот процесс не останавливается, требования к применяемым материалам теплоизоляции постоянно повышаются, ужесточаются нормативы строящихся зданий и сооружений в целом. Качественная теплоизоляция зданий – это не только повышение энергоэффективности, но и повышение уровня комфорта, звукоизоляция. При эксплуатации стандартного жилого здания теряется 40% тепла, из них 18% уходит через окна. Решение этой проблемы постоянно совершенствуется, на данный момент наиболее эффективным считается использование трехслойных стеклопакетов с низкой теплопроводностью. Еще 18% тепла уходит через крышу и 7% через подвал – в этом случае применяется теплоизоляция, 3% –через входную дверь и 14% – через вентиляцию. На каждый из этих пунктов разработано множество решений для повышения энергоэффективности, рационального использования энергии. Успехи строительства энергоэффективных зданий в странах Западной Европы поражают, эффект экономии тепла этих зданий составляет 50-70%. 2. Цели и задачи Программы Целями Программы являются: создание экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на объектах всех форм собственности и населением, обеспечивающих динамику снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта и достижение величины этого показателя 33,3 кг.у.т/тыс. руб.; формирование в Тульской области энергоэффективного общества. Достижение поставленных целей осуществляется на основе решения следующих задач: 1. Организация учета и контроля всех получаемых, производимых, транспортируемых и потребляемых энергоресурсов. 2. Оптимизация системы управления процессом повышения энергоэффективности экономики Тульской области, обеспечивающая эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Тульской области, хозяйствующих субъектов и населения. 3. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов и сокращение потерь при их передаче в системах коммунальной инфраструктуры. 4. Разработка и принятие нормативных правовых актов, определяющих механизмы регулирования и стимулирования повышения энергоэффективности и энергосбережения. 5. Развитие системы научно-технического и информационного обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех секторах экономики. 6. Создание региональной информационной системы в области энергосбережения. 7. Реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности в учреждениях бюджетной сферы, позволяющих снизить долю расходов на коммунальные услуги в общих расходах бюджета области. 8. Проведение экспертизы технических показателей, учитываемых при установлении тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения. 9. Формирование новых стереотипов поведения и мотивации, нацеленных на рациональное использование энергетических ресурсов, у всех слоев населения. 10. Экспертиза инвестиционных программ электросетевых компаний и проверка их исполнения. Государственный заказчик Программы – министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в рамках положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 07.10.2011 № 29 осуществляет координацию деятельности по реализации Программы. Основным исполнителем программных мероприятий является ГУП ТО «ТРЦ «Энергосбережение». Эта деятельность осуществляется им в соответствии с уставом предприятия № б/н от 24.07.2012. Программа реализуется в два этапа: первый этап: 2010-2015 годы; второй этап: 2016-2020 годы. 3. Перечень показателей результативности и эффективности Программы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|