Расширенный поиск

Постановление Администрации Тульской области от 06.06.2009 № 403

                                АДМИНИСТРАЦИЯ
                             ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 08.06.2009 N 403


            О внесении изменений в постановление администрации
                   Тульской области от 02.04.2009 N 195
               "О разработке долгосрочной целевой программы
         "Государственная поддержка научно-технического потенциала
                    Тульской области в 2009-2011 годах"


     В соответствии со статьей 34 Устава (Основного  Закона)  Тульской
области администрация Тульской области

                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Внести   в   постановление   администрации   Тульской  области
от 02.04.2009  N  195 "О  разработке  долгосрочной  целевой  программы
"Государственная  поддержка  научно-технического  потенциала  Тульской
области в 2009-2011 годах" следующие изменения:
     а) в названии, в пунктах 1 и 2 цифры "2009-2011" заменить цифрами
"2010-2012";
     б) в пункте 2 текст "1 апреля 2009 года" заменить текстом "1 июля
2009 года";
     в) приложение   к   постановлению   изложить   в  новой  редакции
(приложение).
     2. Постановление вступает в силу со дня подписания.


     Губернатор Тульской области          В.Д. Дудка



                                                            Приложение
                                         к постановлению администрации
                                                      Тульской области
                                                   от 08.06.2009 N 403

                                                            Приложение
                                         к постановлению администрации
                                                      Тульской области
                                                   от 02.04.2009 N 195

                                 КОНЦЕПЦИЯ
                      долгосрочной целевой программы
         "Государственная поддержка научно-технического потенциала
                    Тульской области в 2010-2012 годах"

              1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
                        программно-целевым методом

     Научно-технический потенциал  составляет  основу  деятельности  в
области  исследований  и разработок.  От результатов этой деятельности
зависят темпы технического прогресса  и  модернизация  всей  экономики
Тульской  области,  ее адаптация к изменениям мировой экономики и сама
возможность получения устойчивого экономического роста.
     Процессы, происходившие   в   последние   десять  лет  в  области
исследований  и   разработок,   привели   к   значительному   снижению
эффективности этого вида экономической деятельности Тульской области.
     В настоящее время  инновационная  активность  сконцентрирована  в
узком   числе  секторов,  а  технологическое  обновление  производства
опирается преимущественно на импорт технологий,  а  не  на  российские
разработки.
     Происходит постепенная  утрата  созданных   в   предыдущие   годы
заделов,  старение  кадров,  имеет место снижение уровня исследований,
слабая интеграция в  мировую  науку  и  мировой  рынок  и  отсутствует
ориентация на потребности экономики.
     Одним из важнейших результатов научных исследований и  разработок
является создание передовых производственных технологий.
     В сравнении с 2000 годом,  когда в Тульской области было  создано
16 передовых производственных технологий,  из них 14 являлись новыми в
Российской Федерации,  а 2 -  принципиально  новыми,  в  2007  году  в
области  было  создано только 6 передовых производственных технологий,
из которых 4 являются новыми в стране, а 1 - принципиально новой.
     Кроме того,  удельный  вес  затрат на технологические инновации в
общем объеме отгруженной продукции в 2007 году составил всего 2,5% (по
России   -   5,5%),  что  явно  недостаточно  для  расширения  спектра
принципиально новой конкурентоспособной продукции.
     По данным     территориального    органа    Федеральной    службы
государственной  статистики  по  Тульской  области   300   организаций
Тульской   области,   не   осуществлявших  инновационную  деятельность
в  2007  году,   определили   основными  и  значительными   факторами,
препятствующими инновациям,  недостаток  собственных денежных средств,
181  организация  -  недостаток   финансовой  поддержки   со   стороны
государства,   210  организаций  -  высокую   стоимость  нововведений,
156  организаций  -  высокий  экономический  риск,  152  организации -
низкий  инновационный  потенциал,  92  организации  -  недостаточность
законодательных  и  нормативных  правовых  документов, регулирующих  и
стимулирующих инновационную деятельность.
     Важнейшим условием  успешной  конкурентоспособности  организаций,
обеспечения   высокого   экономического   роста,   повышения  качества
продукции является эффективное использование  научных  исследований  и
разработок в реальном секторе экономики.
     Масштаб накопившихся   диспропорций   и    высокая    конкуренция
иностранной продукции препятствуют развитию промышленности и экономики
в целом.
     Одной из  основных  причин  указанных  выше  негативных процессов
является недостаточная государственная поддержка научно-технической  и
инновационной деятельности.
     В настоящее время  инновационный  проект  не  имеет  по  существу
никаких  значимых  преимуществ  по  сравнению с обычным инвестиционным
проектом.
     Из-за повышенных  рисков  при  реализации  инновационных проектов
нельзя ожидать  значительных  инвестиций  в  эти  проекты  от  частных
предпринимателей без получения ими от государства поддержки.
     В этих  условиях  все  большее  значение   приобретает   развитие
научно-технического потенциала.
     Так, в   Послании   Президента   Российской   Федерации   Дмитрия
Анатольевича  Медведева  Федеральному  Собранию  Российской  Федерации
от 05.11.2008  определяются   действия   в  экономике,  которые  будут
базироваться  на  концепции  инновации.  При этом приоритетом является
производство (в перспективе - и экспорт) знаний,  новых технологий,  а
значит - достижение лидирующих позиций в науке.
     В соответствии с Основами политики Российской Федерации в области
развития  науки  и  технологий  на  период  до  2010 года и дальнейшую
перспективу от 30  марта  2002  года  N  Пр-576  одними  из  важнейших
направлений  государственной  политики  в  области  развития  науки  и
технологий являются развитие  прикладных  исследований  и  разработок,
совершенствование  государственного  регулирования  в области развития
науки и технологий,  формирование национальной инновационной  системы.
Этим      документом      определяется     необходимость     поддержки
научно-технического   потенциала.   При   этом   одним   из    методов
совершенствования  государственного  регулирования  в области развития
науки и  технологий  является  программно-целевой  метод  планирования
развития   науки,   технологий   и   техники,  в  первую  очередь,  на
среднесрочный период.
     Согласно Концепции     долгосрочного     социально-экономического
развития Российской Федерации на период  до  2020  года,  утвержденной
распоряжением   Правительства   Российской  Федерации   от  17  ноября
2008 года N 1662-р, отставание  в развитии новых технологий последнего
поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики,  а
также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего  геополитического
соперничества.   Одним  из  целевых  ориентиров  российской  экономики
является структурная диверсификация экономики на основе инновационного
технологического   развития,   в   том   числе:  формирование  мощного
научно-технологического  комплекса,   обеспечивающего   достижение   и
поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях.
     Целью создания  национальной  системы   поддержки   инноваций   и
технологического    развития   является   масштабное   технологическое
обновление производства на основе передовых  разработок,  формирование
конкурентоспособного  национального сектора исследований и разработок,
обеспечивающего переход  экономики  на  инновационный  путь  развития,
поддержка  процессов  создания  и  распространения  инноваций  во всех
отраслях экономики.
     Таким образом,  решение  перечисленных проблем программно-целевым
методом   обусловлено   необходимостью    координации    разноплановых
мероприятий   организационного,   методического,   технологического  и
научно-исследовательского характера.
     Ориентировочный размер   целевой   группы,   который  планируется
охватить  для  участия  в  открытых  конкурсах  на  право   заключения
государственных  контрактов  на выполнение работ в рамках долгосрочной
целевой  программы,  составляет  не  менее  60  процентов   от   числа
юридических   лиц,   физических   лиц,   в  том  числе  индивидуальных
предпринимателей,   осуществляющих   деятельность   по    приоритетным
направлениям развития промышленности Тульской области.

         2. Цель, задачи, основные мероприятия и сроки реализации
                      долгосрочной целевой программы

     Целью долгосрочной целевой программы  "Государственная  поддержка
научно-технического  потенциала  Тульской  области  в 2010-2012 годах"
(далее    -    Программа)     является     стимулирование     развития
научно-технического  потенциала  Тульской области (развитие потенциала
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
     Цель    Программы       отвечает       приоритетным       задачам
социально-экономического  развития  Тульской   области   -   внедрение
современных   технологий,   повышение   доли   высокотехнологичных   и
наукоемких   производств,   повышение   инновационной   активности   в
высокотехнологичных   сферах   промышленности,  содействие  интеграции
научного потенциала  разработчиков  вооружения  и  военной  техники  и
промышленных  предприятий  с  целью  внедрения  научных  разработок  в
различных отраслях экономики области.
     Задачей Программы  является  оказание государственной поддержки в
выполнении научно-технических работ.
     Основным    мероприятием     Программы     является    выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по  разработке
новой  продукции  и  созданию  новых  технологий в рамках приоритетных
направлений развития промышленности Тульской области:
     производство  электрооборудования,  электронного   и  оптического
оборудования;
     химическое производство;
     производство машин и оборудования;
     текстильное и швейное производство;
     производство пищевых продуктов;
     производство строительных материалов.
     Достижение цели и решение задач  Программы  осуществляются  путем
скоординированного  выполнения  комплекса  взаимоувязанных  по срокам,
ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
     Общий срок реализации Программы: 2010-2012 годы.
     Программа реализуется в один этап - 2010-2012 годы.
     Начало реализации мероприятий Программы - III квартал 2010 года.
     Целевым    показателем     Программы     является      выполнение
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  (НИОКР) по
двум научно-техническим работам:
     разработка одной новой технологии;
     разработка одного вида новой продукции.
     Конечным показателем   является   выполнение   объема   НИОКР  по
разработке новых технологий и новых видов продукции.

              3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
                      долгосрочной целевой программой

     Государственный заказчик  Программы  -  департамент  промышленной
политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области.
     Основной исполнитель   Программы   -   департамент   промышленной
политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области.
     Финансирование Программы  осуществляется  за счет средств бюджета
Тульской области.
     Объем  финансирования  Программы  на  2010-2012  годы  составляет
17,5 млн. руб., в том числе:
     на 2010 год - 6,0 млн. руб.;
     на 2011 год - 6,0 млн. руб.;
     на 2012 год - 5,5 млн. руб.
     Общий контроль за выполнением Программы осуществляет  департамент
промышленной  политики,  науки  и  топливно-энергетического  комплекса
Тульской  области.  Ход  выполнения  мероприятий  Программы  регулярно
рассматривается  на  совещаниях  департамента  промышленной  политики,
науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области.
     Контроль за   целевым   и   эффективным   использованием  средств
осуществляется департаментом финансов Тульской области и департаментом
промышленной  политики,  науки  и  топливно-энергетического  комплекса
Тульской области.
     Оценка результативности  и эффективности Программы осуществляется
департаментом экономического развития Тульской области и департаментом
промышленной  политики,  науки  и  топливно-энергетического  комплекса
Тульской области по результатам  проводимого  мониторинга.  Мониторинг
показателя  осуществляется  согласно этапам календарного плана работ и
перечню  выполненных   работ.   В   соответствии   с   представленными
исполнителями   актами  сдачи-приемки  выполненных  работ  департамент
экономического развития Тульской области  и  департамент  промышленной
политики,  науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области
определяют объем (%) выполнения  соответствующих  этапов  календарного
плана   работ  и  сверяют  его  с  плановыми  показателями.  Плановыми
показателями  являются  объемы  выполнения  НИОКР  на  день  окончания
текущего   года   и,   соответственно,   на  день  окончания  действия
долгосрочной целевой программы.
     В рамках  мониторинга департамент промышленной политики,  науки и
топливно-энергетического  комплекса  Тульской   области   осуществляет
следующий комплекс мероприятий:
     производит сбор  данных  для  определения  фактических   значений
показателей   непосредственного   и   конечного   результата,   оценки
результативности и  эффективности  долгосрочной  целевой  программы  и
обеспечивает надлежащий уровень качества собираемых данных;
     составляет и представляет для оценки результативности  реализации
Программы полугодовые отчеты о ходе реализации Программы;
     составляет и   представляет   для   оценки   результативности   и
эффективности Программы ежегодные отчеты о ходе реализации Программы;
     производит оценку рисков  реализации  Программы  и  разрабатывает
решения по минимизации рисков;
     организует обработку   и   хранение   полученных   в   результате
мониторинга данных.
     По результатам  проводимого  мониторинга   реализации   Программы
департамент  промышленной  политики,  науки и топливно-энергетического
комплекса  Тульской  области  представляет  на  оценку  в  департамент
экономического   развития  Тульской  области  отчеты  за  1  полугодие
текущего года и за отчетный год.
     Перечень научной,  технической  и  прочей  документации и данных,
подлежащих оформлению и сдаче исполнителем Программы  государственному
заказчику   на  этапах  выполнения  по  действующему  государственному
контракту,  определяется  актами  сдачи-приемки   выполненных   работ,
техническим заданием и календарным планом работ.

               4. Социально-экономический эффект реализации
                      долгосрочной целевой программы

     Реализация Программы позволит стимулировать создание новых  видов
продукции и разработать новые технологии.
     Дополнительно к  основным  эффектам  реализации  Программы  будет
обеспечено  увеличение внутренних затрат на исследования и разработки.
Кроме того, в период выполнения мероприятий Программы будут поддержаны
и  созданы  25  рабочих  мест,  на которых будут задействованы ученые,
конструкторы,   специалисты   и   рабочие   исполнителей   мероприятий
Программы.
     В результате реализации Программы  будет  стимулировано  развитие
научно-технического     потенциала     Тульской    области,    оказана
государственная     поддержка      организациям      в      выполнении
научно-исследовательских и опытно-констукторских работ.
     Полученные в   результате   выполнения   мероприятий    Программы
результаты   позволят   в   дальнейшем  внедрить  новые  технологии  и
организовать производство новых видов продукции,  что в  свою  очередь
будет  способствовать  пополнению  бюджета Тульской области и развитию
экспортного потенциала.
     Количественная оценка социально-экономического эффекта выражается
в  количестве  созданных  в  результате  реализации  Программы   новых
технологий и новых видов продукции.
     Качественная    оценка   эффекта   выражается   в     возможности
импортозамещения зарубежных технологий и продукции.
     Указанные оценки  будут  произведены  по  результатам  выполнения
мероприятий Программы.

                   Перечень показателей результативности
                   и эффективности реализации Программы
|—————————————————|——————————————————|————————————————|————————————————————|——————————————|
|  Цели и задачи  |     Перечень     | Фактическое    |      Изменение     |   Плановое   |
|  долгосрочной   | непосредственных | значение       | значений по годам  |   значение   |
|    целевой      |    и конечных    | на момент      |    реализации      |   на день    |
|   программы     |   показателей    | разработки     |——————|——————|——————|  окончания   |
|                 |                  | долгосрочной   | 2010 | 2011 | 2012 |   действия   |
|                 |                  | целевой        | (%)  | (%)  | (%)  | долгосрочной |
|                 |                  | программы      |      |      |      |   целевой    |
|                 |                  | (базисное      |      |      |      |  программы   |
|                 |                  | значение) (%)  |      |      |      |              |
|—————————————————|——————————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————————————|
| Цель            |                  |                |      |      |      |              |
| "Стимулирование |                  |                |      |      |      |              |
| развития        |                  |                |      |      |      |              |
| научно-         |                  |                |      |      |      |              |
| технического    |                  |                |      |      |      |              |
| потенциала      |                  |                |      |      |      |              |
| Тульской        |                  |                |      |      |      |              |
| области"        |                  |                |      |      |      |              |
|—————————————————|——————————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————————————|
| Задача          | Выполнение       |       -        | 34,3 | 34,3 | 31,4 |  100% объема |
| "Оказание       | НИОКР 2          |                |      |      |      |  НИОКР       |
| государственной | научно-          |                |      |      |      |              |
| поддержки в     | технических      |                |      |      |      |              |
| выполнении      | работ            |                |      |      |      |              |
| научно-         |                  |                |      |      |      |              |
| технических     |                  |                |      |      |      |              |
| работ"          |                  |                |      |      |      |              |
|—————————————————|——————————————————|————————————————|——————|——————|——————|——————————————|

Информация по документу
Читайте также