Расширенный поиск
Постановление Правительства Тульской области от 01.10.2012 № 532
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 01.10.2012 № 532 Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Тульской
области на период до 2020 года В целях формирования основных направлений государственной политики в сфере развития туризма в Тульской области на период до 2020 года, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644, на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Стратегию развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года (приложение). 2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации. 3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
СТРАТЕГИЯ развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года Введение
Стратегия развития туризма в Тульской области на период до 2020 года (далее – Стратегия) исходит из перспектив, определенных федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644, Программой социально-экономического развития Тульской области до 2015 года, утвержденной Законом Тульской области от 7 мая 2011 года № 1560-ЗТО и сформирована в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития туризма в Российской Федерации. Под Стратегией развития туризма в Тульской области понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность отдельных проектов и мероприятий организационного, экономического и информационного характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в Тульской области. Основным акцентом региональной политики в области туризма будет являться создание конкурентоспособных туристских кластеров – совокупностей сконцентрированных по географическому принципу взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, объектов инфраструктуры, исследовательских и других организаций, отдельных лиц, а также связей и отношений между ними, ориентированных на формирование конкурентоспособной отрасли туризма и объединяющих воедино интересы трех сторон: бизнеса, общества и государства. Стратегия учитывает современные тенденции в сфере туризма и текущий этап развития туристской индустрии Тульской области. Положения Стратегии должны послужить основой для разработки долгосрочной целевой программы развития туризма в регионе, согласованного развития сопутствующих отраслей и производств, определить направления и уровень государственной поддержки туристской индустрии Тульской области, сформировать единое видение содержания и перспектив развития туристской индустрии органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и обществом. 1. Общемировые тенденции развития туризма Развитие индустрии туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Благодаря его развитию создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, повышается уровень образования, совершенствуется система медицинского обслуживания населения, внедряются новые средства распространения информации и др. Кроме того, развитие туризма оказывает стимулирующее действие на различные секторы экономики (транспорт, связь, торговлю, сельское хозяйство и т.п.), способствует увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации. Туризм сочетает в себе функции рекреации и
культурного развития, а потому присутствует в любом обществе и сопутствует
любой деятельности на определенном этапе ее развития (как потребитель ряда
услуг и продуктов, как сфера, обеспечивающая восстановление трудовых функций работающего
населения и пр.). Индустрия путешествий и туризма является сегодня одним из крупнейших в мире источников обеспечения занятости, доходов от экспорта и ключевым двигателем экономического роста и развития, прямо или косвенно обеспечивая в настоящее время приблизительно 3%-5% мирового ВВП, а также мирового экспорта услуг. Данные анализа Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) в 2011 году показывают, что количество иностранных туристов, побывавших в России в 2011 году на 21% превышает аналогичный показатель 2010 года и составляет 24 миллиона иностранных туристов. В итоге Россия по количеству принятых туристов оказалась на 13 месте в мировом рейтинге. Международный туризм продолжает восстанавливаться после кризиса, в результате которого в 2009 году число туристских прибытий сократилось на 4,2%. В 2011 году число международных туристских прибытий возросло более, чем на 4% и составило 981 миллион по сравнению с 940 миллионами в 2010 году. UNWTO прогнозирует продолжение роста международного туризма в 2012 году, хотя и более медленными темпами. Ожидается, что число прибытий возрастет на 3%-4% и к концу года будет преодолена историческая отметка в один миллиард. Впервые в истории доходы мировой экономики за счет международного туризма в 2011 году перешли рубеж в 1 триллион долларов, превысив на 3,8% показатель 2010 года. Добавив 196 миллиардов долларов, полученных в сфере международных пассажирских перевозок, общая сумма экспортных поступлений от международного туризма в прошлом году составила 1,2 триллиона долларов. Согласно оценкам, общий вклад индустрии путешествий и туризма в обеспечении занятости, включая косвенно поддерживаемые рабочие места, составляет 7-8%. А это означает, что индустрия туризма является важным участником глобальной программы развития и играет уникальную роль в формировании динамичного, устойчивого и сбалансированного глобального роста. По информации Федерального агентства по туризму, на основе данных РОССТАТа, внутренний турпоток в России в 2011 году составил 33,3 млн. человек. По экспертной оценке в 2012 году внутренний турпоток возрастет на 4% и составит порядка 34,6 млн. человек. Динамика въездного туристского потока (с учетом бизнес-туризма) свидетельствует по предварительной оценке о его росте в 2011 году на 10% по сравнению с 2010 годом. Однако число поездок иностранных туристов в нашу страну с целью туризма пока невелико и составила в 2011 году только 2,3 миллиона поездок. Выезд российских граждан с целью туризма в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 11% и составил 14 миллионов человек. По данным РОССТАТа от 1 июня сего года: количество российских граждан, выехавших за рубеж в 1 квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилось на 12%. Сегодня можно отметить следующие тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации: активное развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма; развитие наиболее перспективных видов туризма; усиление роли туризма на федеральном и региональном уровне; активизация продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках. Рассматривая структуру внутреннего российского турпотока, отчетливо видно, что наибольшей популярностью среди наших граждан пользуется пляжный отдых (38%). Поездки с культурно-познавательными целями выбирают 20% туристов. В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций. Статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка. Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. Эти тенденции учтены при формировании Стратегии. 2. Современное состояние сферы туризма в Тульской области Тульская область, благодаря особому географическому расположению (в центре России, вблизи Москвы, на линиях важнейших российских коммуникаций) и универсальному комплексу культурно-исторических и природных достопримечательностей, представляет значительный интерес для туристских посещений российских и иностранных граждан. Ясная Поляна, Куликово поле, Поленово, Тульский кремль, музеи оружия, самоваров и пряников, Засечная черта, городища вятичей, литературно-исторические места Красивомечья и Чернского района, памятники старины Белева, Крапивны, Лихвина, Богородицка, Алексина, Одоева, Приокская рекреационная зона всегда привлекали и продолжают привлекать большое количество туристов с разных концов земного шара. Достаточно благоприятны для развития туризма и отдыха климатические условия области. Зима умеренно холодная (средняя температура января около -10°С) с устойчивым снежным покровом. Лето теплое при средней температуре июля +20°С. На севере и северо-западе области расположены достаточно обширные участки смешанных лесов. Неповторимы по красоте знаменитые тульские засеки – полосы широколиственного леса, пересекающие территорию области с запада на восток. Наиболее живописными ландшафтами являются долины рек: это верховья Оки с притоками (Упа, Осетр, Зуша) и верховья Дона с его притоками Непрядва и Красивая Меча. Природные курортные ресурсы представлены главным образом минеральными водами и лечебными торфами. Наиболее ценные месторождения минеральных вод и пресноводного торфа, пригодного для грязелечения, расположены в Суворовском районе (курорт «Краинка»). В единый Государственный реестр объектов культурного наследия включено свыше 1100 объектов, расположенных на территории Тульской области, многие из них носят уникальный характер. В Тульской области действуют 55 музеев и их филиалов, в том числе 4 музея федерального значения (Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульский государственный музей оружия), 2 из которых (Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и музей-заповедник «Куликово поле») - особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации. Наряду с большим количеством туристско-экскурсионных объектов и достопримечательностей, Тульская область широко известна своими санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями. В настоящее время в области функционируют 24 здравницы санаторно-курортного типа с общим коечным фондом свыше 5 тысяч мест. Санаторное лечение носит комплексный характер и включает в себя внутреннее и наружнее применение 4 типов уникальной минеральной воды «Краинская», грязелечение, физиотерапию, климатотерапию, лечебное питание, лечебную физкультуру и т.д. Помимо организаций санаторно-курортного профиля, в Тульской области расположено большое количество пансионатов, профилакториев и баз отдыха, готовых в любое время года принять на отдых и оздоровление всех желающих. Для туристов и отдыхающих, посещающих Тульскую землю, большой интерес представляют местные промыслы – художественная отделка охотничьего оружия, самоварное и гармонное производства, изготовление филимоновской игрушки и тульских пряников. По итогам 2011 года общее количество посетителей Тульской области составило около 1,5 миллионов человек, что более, чем на 6% превысило аналогичный показатель предыдущего года. Общий объем турпотока в регионе в 2011 году составил свыше 391 тысячи чел. (2010 год – 309,7 тысяч человек). В настоящее время на территории Тульской области действуют более 300 туристических фирм, 27 из которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (в том числе в следующих сферах туроператорской деятельности: внутренний туризм – 19 операторов, внутренний и международный выездной туризм – 7 операторов и 1 туроператор - внутренний и международный въездной туризм). На территории региона 93 коллективных средства размещения, из них: 54 коллективных средства размещения общего назначения, в том числе 43 гостиницы, 3 пансионата, 1 мотель и 39 коллективных средства размещения специального назначения. В последние годы введены в эксплуатацию 4 новых объекта туристской инфраструктуры (номерной фонд коллективных средств размещения при этом увеличился на 98 номеров (202 места). В условиях растущего рынка туризм в Тульской области претендует на самостоятельную перспективную отрасль экономики региона. 3. Современное состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации и на территории Тульской области В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 30.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» создание благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставили полномочия по созданию условий для развития туризма органам местного самоуправления муниципальных образований. Настоятельная необходимость законодательной и нормотворческой деятельности в области туризма на региональном уровне признается всеми субъектами Российской Федерации. Законы и другие нормативно-правовые акты в области туристской деятельности приняты в большинстве субъектов России. В ряде субъектов Российской Федерации приняты Стратегии, Концепции и Комплексные целевые программы развития туризма. Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности на территории Тульской области, как составляющей единого туристского пространства Российской Федерации, в настоящее время определяется следующими основными актами: Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644; Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года № 51; постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»; Законом Тульской области от 21 марта 2001 года № 238-ЗТО «О туристской деятельности на территории Тульской области». 4. Основные цели и задачи региональной политики в сфере туризма Тульской области Основной целью региональной политики в сфере туризма является формирование в Тульской области современного высокоэффективного конкурентоспособного туристского пространства, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей и гостей региона в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения. Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих основных задач: а) разработка концепции долгосрочной целевой программы развития туризма в Тульской области, долгосрочной целевой программы развития туризма в Тульской области. Разработка и осуществление мер государственного регулирования устойчивого развития туристской деятельности в Тульской области, основанного на комплексном программно-целевом кластерном подходе в определенных Стратегией туристских комплексах, организация взаимодействия различных отраслей Тульской области, сопутствующих туристской деятельности и обеспечивающих комплексное развитие туристской индустрии как крупного межотраслевого кластера, совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма; б) организация межрегионального взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах организации туристской деятельности, согласования мероприятий по развитию туризма в Тульской области; в) развитие туристской индустрии Тульской области путем дальнейшего развития специализированной инфраструктуры. Совершенствование материальной базы туристской деятельности путем стимулирования развития специализированной инфраструктуры: создание сети отелей и конгресс-центров, приспособленных для проведения форумов, конгрессов, съездов, конференций, слетов и иных мероприятий (в городской агломерации качественный номерной фонд должен быть увеличен минимум в 3 раза); г) трансформация потенциала культурно-исторического наследия Тульской области в общероссийский и мировой центр русского языка и культуры. Комплексный подход к сохранению и воссозданию культурно-исторического и природного наследия Тульской области, использование гуманитарных ресурсов территории в качестве основного фактора регионального развития будет способствовать не только сохранению культурного наследия, но и его вовлечению в экономику региона. Комплексность предполагает развитие различных видов деятельности, обеспечивающих взаимное усиление и взаимосвязь туризма, культуры, образования; д) уникализация туристического продукта Тульской области и капитализация культурного наследия (в том числе создание тематических парков, являющихся востребованными элементами туристической инфраструктуры); е) развитие исторических городов, реконструкция культурных, историко-архитектурных и прочих памятников и формирование на их основе туристических маршрутов; ж) расширение номенклатуры услуг по существующим туристским программам и маршрутам, организация новых видов туристических услуг (в рамках развития туризма выходного дня, оздоровительного, социального, молодежного, образовательного, спортивного, событийного, конгресс-туризма, экологического и агротуризма), дополняющих основной туристический продукт; з) увеличение доли событийных мероприятий российского масштаба, проведение в Тульской области публичных мероприятий международного уровня; и) реализация маркетинговой стратегии туристского потенциала Тульской области, осуществление активной имиджевой политики, продвижение Тульской области на российском и международном рынках туристических услуг как региона, благоприятного для туристской деятельности и инвестиций в сферу туризма, региона, обладающего уникальными туристскими продуктами. 5. Перспективы развития туризма в Тульской
области Используя для развития туризма в Тульской области имеющийся потенциал, необходимо отметить ряд его отличительных преимуществ: международная известность тульских брендов (Лев Толстой, Ясная Поляна, тульское оружие, тульский пряник, тульский самовар); общероссийская известность и значимость тульских брендов (Куликово поле, Поленово, Тульский кремль); богатство и разнообразие культурного и природного наследия (исторические города и поселения – Одоев, Алексин, Венев, Епифань, Крапивна, Плавск, Богородицк, Чекалин (Лихвин), храмы, музеи и т.д.); рекреационный потенциал биокомплексов среднерусской возвышенности; близость к Москве, на линиях важнейших российских коммуникаций (две федеральные автодороги и железная дорога «Москва – Юг»), близость к международным аэропортам; положительная динамика развития Тульской области; инвестиционная привлекательность Тульской области. На основе анализа характера туристских ресурсов Тульской области, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта приоритетными видами туризма в Тульской области на ближайшую перспективу станут: культурно-исторический, познавательный, рекреационно-оздоровительный, а также специализированный (деловой, событийный и др.). Наиболее эффективным методом решения задач, связанных с формированием благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для развития туризма, является использование программно-целевого, кластерного подхода. Под туристско-рекреационным кластером в данной Стратегии понимается группа территориально соседствующих и взаимодействующих организаций и связанных с ними органов государственной власти, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующих культурно-исторический и рекреационный потенциал и ресурсы региона. В состав туристско-рекреационного кластера «Тульский край» входят 7 туристских комплексов. Ядром кластера станет туристско-рекреационный комплекс «Центральный», включающий город Тулу (важнейшие аттракторы – музей оружия, Тульский кремль) и объекты, прилегающие к музею-заповеднику «Ясная Поляна», в том числе и бывший уездный город Крапивна. Проектируемые комплексы увязаны между собой системой туристской инфраструктуры, коммуникациями, туристскими маршрутами и туристскими проектами. Специализация каждого из выделяемых комплексов складывается на основе уникального сочетания туристско-рекреационных ресурсов и факторов, характеризующих особенности территории. В качестве основных туристско-рекреационных комплексов кластера «Тульский край» определены: 1. «Северо-западный» – побережье р. Оки и объекты, прилегающие к музею-заповеднику «Поленово» (на территории Алексинского и Заокского районов). 2. «Юго-восточный» – объекты, прилегающие к музею-заповеднику «Куликово поле» (на территории Богородицкого, Куркинского и Кимовского районов). 3. «Южный» – объекты туристской инфраструктуры на территории Чернского и Ефремовского районов. В качестве вспомогательных (локальных) комплексов: 1. «Дубенско-Лихвинский» – территории Дубенского и Суворовского районов (в т.ч. курорт Краинка, г. Чекалин). 2. «Белевско-Одоевский» – территория Белевского и Одоевского районов. 3. «Веневский» – территория Веневского района. Развитие выбранных группирований (основных и вспомогательных комплексов), необходимость увязки программ социально-экономического развития территорий требует комплексного, программно-целевого подхода. В целях оказания организационно-методического содействия органам местного самоуправления в рамках реализации имеющихся полномочий возникает необходимость разработки методических рекомендаций подготовки и принятия муниципальных программ, концепций, стратегий и планов развития в сфере туризма. Дополнительный импульс развитию туризма даст географическая информационная система (ГИС) Тульской области. Её внедрение значительно расширит возможности консолидации информации по отраслям социально-экономического развития в единой базе данных, объективного и независимого мониторинга состояния объектов и территорий, сократит время, затрачиваемое на поиск и обработку информации, повысит эффективность государственного регулирования территориального и отраслевого развития. Существенное значение для обеспечения безопасности туристов на территории Тульской области окажет региональная программа использования результатов космической деятельности, предусматривающая внедрение спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС (оборудование спутниковой навигацией транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, скорой медицинской помощи, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и других, формирование единой системы «Умный город»). Планируемая организациями сферы культуры Тульской области работа по переводу наиболее ценных музейных коллекций в электронный вид позволит более широкой аудитории получить доступ к сокровищам литературы и искусства, будет содействовать популяризации объектов культурного туризма региона. Существенным стимулом для повышения туристической привлекательности Тульской области стал ввод в эксплуатацию нового здания Тульского государственного музея оружия. Весомый вклад в увеличение туристического потока в Тульскую область позволят внести массовые мероприятия, приуроченные к празднованию юбилейных дат, как, например 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (2014 год). Недостаточная поддержка социального туризма требует создания полноценных условий (в том числе, соответствующей туристской инфраструктуры), обеспечивающих потребности в туризме и отдыхе ветеранов, инвалидов и малоимущего населения региона, что в среднесрочной перспективе должно являться одной из основных целей, стоящих перед сферой туризма Тульской области. Большую работу предстоит осуществить в Тульской области по классификации объектов туристской индустрии в порядке, утвержденном Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 25 января 2011 года № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи». На территории области должны функционировать эффективные механизмы помощи предприятиям туристской сферы в организации качественного обслуживания жителей Тульской области и гостей региона, а также единые стандарты, которые смогут гарантировать соответствующий уровень обслуживания. Это становится особенно актуальным с учетом предстоящего проведения в нашей стране Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Придавая огромное значение развитию культурно-исторического, познавательного туризма на территории Тульской области, существенное значение приобретает подготовка правил, методических рекомендаций по разработке туристских маршрутов и деятельности экскурсоводов, повышение профессионализма в изучении и подаче экскурсионного продукта. 6. Система подготовки и повышения квалификации кадров Системная целенаправленная подготовка и повышение уровня профессиональных кадров, специально ориентированных на приоритетные направления и виды туристской деятельности на территории области является одним из основных направлений действий по решению задач региональной политики в сфере туризма. Высокий уровень квалификации и профессиональной подготовки работников туристской сферы играет ключевую роль в качественном обслуживании в сфере туризма и является стимулом для ее совершенствования. Подготовкой кадров для туристической отрасли в Тульской области занимаются: Тульский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого, филиал Российской Международной академии туризма с колледжем для учащихся 10-11 классов и Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса для учащихся 9-11 классов. Активную роль в подготовке кадровых ресурсов играют федеральные музеи-заповедники, непосредственно вовлеченные в экскурсионно-туристический процесс. «Ясная Поляна», «Куликово поле», Ассоциация музеев России, ресурсный центр которой, находится в Туле, ежегодно проводят десятки обучающих семинаров и тренингов, в том числе с участием ведущих специалистов и экспертов. Необходимо отметить, тем не менее, что система подготовки кадров туристской отрасли в Тульской области, в первую очередь, направлена на подготовку «офис-менеджеров» турпредприятий, в то время как необходимо создание системы сквозной специализированной подготовки кадров от школы до вузовского образования для целей развития туристской индустрии, работы непосредственно в сфере туризма. Намечаемые темпы развития отрасли потребуют значительного увеличения профессионально подготовленных кадров, как непосредственно работающих в туристических компаниях, так и занятых обслуживанием туристских потоков в смежных с туризмом сферах деятельности (гостиничный бизнес, общественное питание, пассажирский транспорт, объекты досуга и т.д.). Для успешной работы туристического комплекса региона необходимы профессионально подготовленные экскурсоводы, гиды-переводчики, владеющие иностранными языками, всем разнообразием материала, представляющего интерес для туристов и способные квалифицировано вести туристов по маршруту. Важнейшим принципом подготовки кадров для туристской индустрии в силу ее межотраслевого характера является создание индустрии гостеприимства. Под этим, кроме общепринятых принципов толерантности и доброго отношения к гостю, понимается воспитание общей культуры приема туристов и сервиса, охватывающее все участвующие в туристическом процессе сферы деятельности, обустройство мест пребывания туристов по нормам, правилам и традициям, принятым в цивилизованном туристическом мире. Должное внимание подготовке кадровых ресурсов для всех типов туристических и смежных инфраструктур послужит итоговой эффективности предлагаемой кластерной инициативы и реализации поставленных перед сферой туризма задач. 7. Продвижение регионального туристского продукта Тульской области на внутреннем и международном туристских рынках Международная практика показывает, что
повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом
рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных
средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на
внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не заинтересован проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию региона, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания туристически привлекательного образа Тульской области, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой и деятельностью федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма. Широкая рекламная кампания туристских возможностей региона способствует росту количества отечественных и иностранных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в бюджет области. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 принятых туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Опыт регионов России, продолжительное время вкладывающих значительные средства в рекламу своего туристского продукта, показывает, что направленность рекламы должна быть ориентирована не только на увеличение перспективного туристского потока, но и на поддержание стабильности уже существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей региональной экономики. До 1994 года некоммерческое продвижение Тульской области как туристского направления за рубежом и внутри страны практически не проводилось. Предпринимаемые усилия, начатые в середине 1990-х годов, сводились к посещению нескольких профильных выставок в России без формирования региональной экспозиции при полном отсутствии бюджетного финансирования. С 1997 года органом исполнительной власти Тульской области в сфере туризма была начата работа по формированию имиджа Тульской области, как региона, благоприятного для туризма. К концу 90-х годов относится начало деятельности по всесторонней демонстрации туристских возможностей региона на международном и внутреннем рынке посредством участия в международных туристских выставках. В настоящее время активное участие в крупнейших туристских выставках стало важнейшим элементом государственной поддержки в условиях ужесточения конкурентной борьбы между основными туристскими территориями за перераспределение потоков отечественных и зарубежных туристов. Коллективные экспозиции «Тульская область» регулярно организуются на основных международных туристских выставках в России. В рамках их проведения осуществляются параллельные деловые мероприятия: презентации туристических возможностей региона, встречи с представителями органов исполнительной власти других субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере туризма, участие в «круглых столах», конференциях, совещаниях. Эффективность политики продвижения собственного турпродукта наглядно демонстрирует опыт Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», который активно использует возможности участия в наиболее престижных и влиятельных не только российских, но и зарубежных туристских выставках. В целом ряде из них музей-заповедник стал регулярным участником: «Интурмакет» и «Отдых/LEISURE» (Москва), World Travel Market (Лондон), Международные туристские выставки FITUR (Мадрид), ITB (Берлин) и др. Благодаря этому, бесспорная популярность Ясной Поляны растет, что ежегодно подтверждается увеличивающимся потоком туристов и экскурсантов в музей-усадьбу и его филиалы. Одним из главных направлений деятельности по популяризации и продвижению туристских возможностей региона является проведение некоммерческой рекламы и изготовление рекламно-информационной продукции о Тульской области. Ежегодно региональным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере туризма, и туристическими организациями Тульской области тиражируются и издаются буклеты, каталоги, карты и другая продукция. Ярким и наглядным примером такой деятельности служит выпуск и переиздание туристской карты-схемы Тульской области, серии буклетов «Тульская область – край перспективного туризма», выпускаемых органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным в сфере туризма. В рамках участия Тульской области в деятельности Координационного Совета по развитию индустрии туризма «Регионы России – Московское Соглашение» ежегодно выпускаются совместные рекламно-информационные издания, содержащие информацию о регионах Российской Федерации – членах Координационного Совета, включая Тульскую область: «Главные туристические события регионов России», «Культурно-познавательный туризм в России», «Экологические туры в регионах России», «Проведение конгрессов и конференций в регионах России», иллюстрированный справочник «Туристские ресурсы Центрального федерального округа Российской Федерации» (издания на русском, английском, немецком и французском языках, предназначенные для распространения на крупнейших всемирных туристских форумах, а также среди дипломатических и торговых представительств России за рубежом). Одним из примеров деятельности по некоммерческой рекламе региона является реализация на территории Тульской области телепроекта «Моя планета» (организация и проведение съемок двух телевизионных фильмов о туристических достопримечательностях нашего региона). Фильмы «Путешествие. Тула» и «Тульская область. Русский дзэн» включены в сетку вещания общероссийского телевизионного канала «Россия 2», круглосуточного российского информационного канала «Россия 24» и российского круглосуточного познавательного канала «Моя планета». Ведется подготовка к съемкам серии фильмов по Тульской области для трансляции на познавательном телеканале «Russian Travel Guide», осуществляющим круглосуточное вещание на русском и английском языках. Эффективным направлением является деятельность по организации и проведению на территории Тульской области ознакомительных пресс-туров для журналистов российских СМИ, пишущих о туризме, и рекламных туров для представителей крупнейших туроператоров, работающих в секторе внутреннего и въездного туризма. Такая работа регулярно осуществляется органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным в сфере туризма, при активном содействии туристских организаций региона. 8. Задача и механизмы продвижения регионального туристского продукта Тульской области на внутреннем и международном туристских рынках Задача государства, определенная в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Отдельные объекты туриндустрии не имеют возможности проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всего региона, поэтому создание образа Тульской области, как региона, благоприятного для туризма, является исключительно государственной задачей. Механизмами продвижения регионального турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках являются определенные направления деятельности, осуществляемые министерством образования и культуры Тульской области и, ориентированные как на потребителя, так и на туристскую индустрию в целом. К ним следует отнести: участие в крупнейших международных туристических и иных выставках коллективным региональным стендом с привлечением объектов туриндустрии Тульской области; подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на крупнейших международных туристических выставках и через российские загранпредставительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма; распространение информации о Тульской области как о привлекательном туристском направлении в глобальной сети Интернет, в том числе в российском сегменте интернета, доменной зоне «.РФ»; информационная поддержка массовых событийных мероприятий, проводимых в регионе, организация инфо-туров для представителей СМИ, рекламных ознакомительных туров для представителей российских туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма, а также иностранных туристических компаний; активизация межрегионального сотрудничества. 9. Механизмы реализации Стратегии Координатором реализации Стратегии является министерство образования и культуры Тульской области. Механизм реализации Стратегии основан на скоординированных действиях исполнителей и участников мероприятий, направленных на реализацию целей, задач и перспектив, определенных Стратегией. Достижение целей Стратегии осуществляется на основе добровольного участия заинтересованных юридических и физических лиц, открытости и взаимовыгодного сотрудничества, базирующегося на принципах государственно-частного партнерства. В целях решения задач Стратегии привлекаются внебюджетные средства. Расходование средств бюджета Тульской области осуществляется в установленном порядке в пределах сумм, ежегодно направляемых на развитие туризма в Тульской области. Основными механизмами реализации Стратегии являются: а) совершенствование регионального законодательства в области туризма с учетом современных требований туристического рынка Российской Федерации; б) повышение уровня инвестиционной, рекламной и социальной привлекательности культурно-исторических центров Тульской области; в) содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития туризма, формировании календарей туристских событий и планов основных мероприятий в сфере туризма; г) некоммерческое рекламное продвижение регионального турпродукта и туристических брендов Тульской области с целью популяризации внутреннего и развития въездного туризма; д) внедрение современных стандартов обслуживания и стабильности качества услуг, предоставляемых в средствах размещения; е) мониторинг потребностей учреждений туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля; ж) содействие в подготовке квалифицированных кадров в сфере туризма в соответствии с современными профессиональными стандартами; з) осуществление постоянного мониторинга регионального туристского рынка. 10. Ожидаемые результаты реализации Стратегии Стратегия является основанием для выработки единого согласованного взгляда с позиций органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих структур, заинтересованных в создании на территории Тульской области современного высокоэффективного конкурентоспособного туристского пространства. Практическим результатом согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления, с учетом активного использования механизмов государственно-частного партнерства, должна стать подготовка концепции, а в дальнейшем, на ее основе, разработка долгосрочной целевой программы по развитию туризма в Тульской области. В целом реализация Стратегии должна способствовать достижению следующих результатов: увеличению поступлений в бюджет; привлечению инвестиций в туристско-рекреационный комплекс; увеличению занятости и повышению доходов населения; созданию современной туристской инфраструктуры; увеличению внутреннего и въездного туристского потока; сохранению и популяризации культурно-исторического наследия Тульской области. Целевые показатели реализации Стратегии:
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|