Расширенный поиск
Постановление Губернатора Тульской области от 31.01.2002 № 1ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31.01.2002 N 1 О ходе выполнения областной целевой программы "Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 гг." Заслушав на губернаторском совете Тульской области сообщения руководителей структурных подразделений администрации области, правоохранительных органов и заместителей глав муниципальных образований о ходе выполнения областной целевой программы "Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 гг." (далее - программа), на основании ст. 30 Устава (Основного Закона) Тульской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Основным исполнителям программы обеспечить выполнение в полном объеме всех мероприятий данной программы, активизировать работу по профилактике наркомании среди населения и пресечению незаконного оборота наркотиков на территории области с учетом положений Концепции профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных в Тульской области. 2. Одобрить Концепцию профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных в Тульской области (приложение). 3. Рекомендовать главам муниципальных образований Тульской области на основе Концепции профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных в Тульской области разработать муниципальные программы по решению проблем распространения наркомании и обеспечить их реальным финансированием. 4. Рекомендовать главе муниципального образования "г. Щекино и Щекинский район" Ермакову В.Г. подготовить информационно-методические материалы об опыте работы администрации муниципального образования по борьбе с распространением наркомании на территории района для их тиражирования и направления областной межведомственной комиссией (Калинин Н.В.) во все муниципальные образования области. 5. Рекомендовать Управлению службы безопасности Российской Федерации по Тульской области (Лебедев В.П.), Управлению внутренних дел Тульской области (Рожков В.Д.) подготовить предложения для разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, направленных на усиление ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. 6. Департаменту здравоохранения администрации области (Мельников В.А.) в срок до 30 марта 2002 года представить предложения и финансово-экономические расчеты по организации областного отделения (центра) реабилитации больных наркоманией в системе здравоохранения. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Тульской области Калинина Н.В. 8. Постановление вступает в силу с момента подписания. Губернатор Тульской области В.А. Стародубцев Приложение к постановлению губернатора Тульской области от 31.01.2001 N 1 КОНЦЕПЦИЯ профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных в Тульской области 1. Введение Социальные и экономические преобразования, происходящие в Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие, сопровождаются ухудшением здоровья населения России. На первый план по темпам роста стали выходить различные варианты социопатий: наркомания, алкоголизм, венерические заболевания, туберкулез и ВИЧ-инфекции. Высокий уровень заболеваемости способствовал ухудшению демографических показателей и, в первую очередь, смертности. Растет численность инвалидов. Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, одной из основных является проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны. Наркомания и алкоголизм являются ведущими факторами многих случаев насилия в семье, преступлений, преждевременной смертности, распространения ВИЧ-инфекции, что и определяет их особое медико-социальное значение. Немедицинское потребление психоактивных веществ представляет опасность не только для отдельной личности, но и в целом для здоровья нации, а также угрожает экономике, правопорядку и политике государства, стабильности российского общества. Наркологические заболевания характеризуются целым рядом системных расстройств. Токсическое действие психоактивных веществ (ПАВ) приводит к поражению мозга и важнейших внутренних органов, снижению иммунитета. Нарастают патологические изменения личности, эмоциональной сферы, поведения. Наблюдается деформация или полное прекращение отношений с семьей, нормальным социальным окружением. Нередко возникают устойчивые связи в среде систематических потребителей алкоголя или наркотиков, с криминальными слоями общества. Высок риск нарушения или прерывания процесса социализации - в связи с отказом от продолжения образования, профессиональной карьеры, уходом из дома, утратой жилища, бродяжничеством, проживанием в притонах, морально-нравственной деградацией. Эти лица совершают противоправные действия, подвергаются судебному преследованию. Потребление ПАВ, особенно внутривенным путем, играет наиболее значительную роль в эпидемическом распространение таких опасных болезней, как вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция. Совокупность всех этих факторов и обстоятельств формирует особую жизненную ситуацию больного, все стороны которой требуют своего внимания, целенаправленного воздействия и конструктивного разрешения. Наиболее опасно раннее начало систематического приема ПАВ, прежде всего наркотических веществ. Наркологические заболевания, развиваясь в молодом возрасте, становятся причиной быстрой инвалидизации и преждевременной гибели лиц, страдающих ими, таким образом существенно снижая демографический, производственный и военный потенциал страны. Наркомания является многогранной государственной проблемой. Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социально-психологического и прочего обеспечения профилактики наркомании и реабилитации больных наркоманией, одновременно с мощной антинаркотической пропагандистской кампанией. Как правило, эта система находится под контролем и управлением государственных (правительственных) структур. Во многих странах имеются комитеты по борьбе с наркотиками, основными задачами которых являются управление государственными программами и координация деятельности в этом направлении различных ведомств. Аналогичные структуры есть и на территориальном уровне. В Российской Федерации работа по сокращению спроса на наркотики в обществе и профилактике наркомании сегодня ведется бессистемно, фактически без должной государственной поддержки. Внимание к проблемам злоупотребления наркотическими веществами со стороны средств массовой информации, институтов, формирующих культуру и нравственность, в большей мере объясняется стремлением к сенсационности, нежели к научно обоснованной и системной работе. Система лечения больных наркоманией несовершенна, практически не осуществляется их медико-социальная реабилитация. Такое положение на фоне роста лиц, потребляющих ПАВ, количества преступлений, совершаемых ими под воздействием наркотических веществ, требует от общества принятия незамедлительных и компетентных мер. Принципиально важно, чтобы в самое ближайшее время была создана эффективная система защиты общества от распространения и последствий наркомании. Вместе с тем, необходимо радикально изменить отношение и общества к этой проблеме - от существующего достаточно равнодушного к активному противодействию. Каждый должен осознать тот факт, что профилактика наркоманией должна начинаться, прежде всего, в семье, в учебно-воспитательных учреждениях. 2. Ситуация в Тульской области Наркологическая ситуация в Тульской области аналогична в целом ситуации по России. Негативные явления, связанные с немедицинским потреблением психоактивных веществ, в Тульской области стали нарастать с 1985 года, а с 1996-1997 годов приняли характер эпидемии. В системе здравоохранения области в 2001 году зарегистрировано более 3-х тысяч больных наркоманией. Рост наркомании с 1997 года составил 95,5%. Среди потребителей наркотических веществ (ПН) подавляющее большинство (около 70%) составляет молодежь. Средний возраст приобщения к наркотикам у мальчиков 14,2 года, у девочек - 14,5 года. Количество подростков, состоящих на учете с диагнозом наркомании, за 4 года увеличилось на 280% . Особенно обращает на себя внимание рост состоящих на диспансерном учете больных наркоманией женщин, студентов, учащихся и неработающей молодежи. В 2,6 раза увеличилось количество юношей призывного возраста, имеющих наркозависимость. По оценке Управления внутренних дел Тульской области, реальное количество потребителей ПАВ превышает 50 тыс. человек. Наркотики употребляют учащиеся и студенты практически во всех учебных заведениях областного центра. Социологические опросы подростков в г. Туле показали, что каждый 3-й - 4-й старшеклассник пробовал тот или иной наркотик. По данным психологического обследования, более 60% старшеклассников входят а группу риска и имеют склонность к потреблению психоактивных веществ. Количество выявленных преступлений, связанных с потреблением наркотиков, увеличилось в области только за последний год на 58%. Наркомания (внутривенное введение психоактивных веществ) тесно связана с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. По сравнению с 1999 годом в 2000 году количество ВИЧ-инфицированных выросло в 3,2 раза. Наиболее высокий уровень заболеваемости отмечается в возрасте от 18 до 25 лет. Вышеуказанные процессы протекают на фоне роста смертности и ухудшения демографических ситуаций в целом. Распространение наркомании в Тульской области имеет свои особенности: достаточно организованная структура наркоторговцев, транзит нелегальных наркотиков из Таджикистана, Украины и Северного Кавказа через Тульскую область, возможность культивации наркосодержащих растений в нашей климатической зоне, слабая скоординированность действий и разобщенность ведомств, проводящих профилактическую работу в этом направлении. Для нашего региона характерны тенденции: - рост незаконного оборота наркотических веществ, особенно героина, их доступность; - увеличение числа полинаркоманий; - преимущественное потребление внутривенных психоактивных веществ; - рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией, гепатитом В и С среди потребителей ПАВ, более раннее (с 10-14 лет) начало употребления психоактивных веществ; - появление сочетанных форм потребления наркотиков, токсических и других психоактивных веществ; - широкая доступность так называемых "вовлекающих" наркотиков (анаша, марихуана), включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает их рекламу и снижение "порога страха"; - рост наркомании среди подростков женского пола; - расширение ассортимента дешевой, нелегальной, суррогатной алкогольной продукции; - скрытая пропаганда потребления психоактивных веществ в средствах массовой информации и рекламе; - недостаточно сформированные антинаркотические установки среди населения, стремление переложить решение данной проблемы в основном на правоохранительные органы и здравоохранение. При администрации Тульской области создана межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, которая выполняет определенную роль в координации деятельности ведомств и служб и проводит политику профилактики наркомании в области. Наркологическую сеть в Тульской области возглавляет областной наркологический диспансер. Созданная в 1976 году и существующая до сего времени в системе здравоохранения наркологическая служба сыграла положительную роль в организации профилактических мероприятий и оказанию помощи лицам, страдающим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. В настоящее время в полном объеме осуществляется диагностика и лечение наркологических больных в т.ч. страдающих наркоманией. В области отсутствует система реабилитации наркологических больных. Слабо представлена психотерапевтическая служба, развитие которой является столь необходимой в системе лечения, реабилитации наркологических больных и больных с пограничными психическими расстройствами. Областной Центр медицинской профилактики (ОЦМП) является единственным в области медицинским профилактическим учреждением, целью которого, согласно положению, является организация и проведение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни. Профилактика наркомании является одним из многочисленных направлений Центра. Отсутствие настороженности на раннее выявление детей с пограничными психическими расстройствами приводит к несвоевременному оказанию психиатрической помощи таким больным, к развитию хронического течения болезни, а также психосоматических заболеваний и формированию у них тенденций к потреблению ПАВ. Таким образом, в Тульской области основное внимание уделяется первичным лечебным мероприятиям и недостаточно профилактике наркомании. Отсутствие системности в профилактике лишь способствует нарастанию наркологической проблемы. Данная Концепция предлагает стратегию комплексной профилактики наркологических заболеваний, рассчитанную на 5 лет, и преследует следующую цель: уменьшение вреда (физического, психического, социального и экономического), причиняемого немедицинским потреблением психоактивных веществ отдельными лицами или группами людей, в результате скоординированных действий всех заинтересованных сторон. 3. Основные задачи, решение которых позволит достигнуть цели: - совершенствование нормативно-правовой базы Тульской области по данной проблеме; - организация системы управления наркологическими процессами в области; - создание системы профилактики наркологических и психических заболеваний в области; - совершенствование лечебного процесса наркологических больных в области; - создание системы реабилитации наркологических больных в области; - совершенствование межведомственного сотрудничества по проблеме наркомании в области; - создание системы управленческих решений по проблеме по ведомствам и службам; - определение источников финансирования; - внесение дополнений и изменений в комплексную программу профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных; - создание областного Центра профилактики наркомании. 4. Основополагающие принципы реализации Концепции Активизация политики укрепления здоровья. Позитивные изменения деятельности структур органов исполнительной и законодательной власти региона, местного самоуправления являются эффективным средством воздействия на индивидуальные особенности и создания основы для укрепления здоровья населения на уровне области. При этом необходимо использовать два основных принципа: - формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в их образе жизни; - создавать условия в физической, психологической и социальной среде, благоприятствующие этим изменениям. Научный подход. Проведение научных исследований и внедрение в работу специалистов новых методик и медицинских технологий является важнейшим звеном при решении проблем, связанных с немедицинским потреблением психоактивных веществ. Мониторинг. Проведение по единой методологии научно обоснованного, объективного, аналитического исследования проблемы наркомании. Профилактика. Профилактические меры во всем мире считаются самыми эффективными и дешевыми средствами воздействия. Поэтому необходимо усилить те инфраструктуры, которые занимаются вопросами профилактики наркомании. Создание единой системы. Эффективность профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией, зависит от создания единого, так называемого комплекса "технологическая цепочка". Ресурсы. Необходимо в первую очередь мобилизовать ресурсы из различных источников на предотвращение немедицинского потребления психоактивных веществ, а не на борьбу с его последствиями. В то же время, важным является финансовое обеспечение и лечебно-реабилитационных мероприятий. Межведомственное сотрудничество. Сотрудничество различных групп и организаций является ключевым для органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, занимающихся проблемой наркомании, неправительственных организаций, общественных, профессиональных и правоохранительных органов, представительств религиозных конфессий, организаций с многосторонними связями, частного сектора и общественных групп. Сотрудничество организаций и учреждений обеспечивает квалифицированную помощь и знания, требуемые для осуществления программ и консолидации усилий. Интеграция. Проблемы, связанные с наркотиками, не могут быть изолированы и рассматриваться обособленно, они часто связаны с другими социальными проблемами: благосостоянием населения, трудоустройством, развитием экономики, здравоохранения, образования, культуры и спорта и т.д. Профессиональное образование. Важнейшим принципом реализации Концепции является кадровая политика. Необходимо создание единой системы непрерывного образования всех специалистов, участвующих в реализации данной программы. Образование населения. Образование населения является важнейшим звеном при решении проблем, связанных с немедицинским потреблением психоактивных веществ. Уровень знаний и навыков в вопросах здоровья и здорового образа жизни обусловливает степень восприятия профилактических программ по проблеме наркомании а также участие в них. Эффективная коммуникация. Необходимо быть ясными и последовательными в своих обращениях к молодежи и к населению в целом, особенно в СМИ, при каждой удобной возможности делая акцент на профилактике, а также на том, что употребление наркотиков представляет собой большую угрозу каждому индивиду и нации в целом. Ответственность. Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные структуры, само население несут ответственность за настоящее и будущее детей, подростков и молодежи. Легитимность. Наличие правовой базы. Дифференцированность. По возрастным рамкам и степени вовлечения в наркогенную ситуацию. Главными условиями достижения цели и решения приоритетных задач Концепции являются их реальность, адекватность времени и адаптированность к обстановке. Ключевыми факторами, влияющими на достижение цели и приоритетных задач Концепции, являются: - профессионализм, консолидированность и координированность усилий всех компетентных органов и учреждений, а также общественных организаций и движений; - финансовое, техническое, научное, кадровое и иное обеспечение; - поддержка широких слоев населения; - поэтапность и планомерность реализации Концепции. 5. Основные направления деятельности 5.1. Совершенствование законодательной и нормативной базы Согласно основам законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" и Федеральному закону РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" одним из основных принципов охраны здоровья населения является приоритет профилактических мер. В связи с этим необходим комплекс подзаконных актов, определяющих механизмы реализации указанных законов. Поэтому с целью реализации данной Концепции должны быть разработаны нормативные правовые акты администрации области, а также ведомственные нормативные акты, организационно-распорядительные документы организаций - участников межведомственной коалиции и разработан перспективный план мероприятий. Организации, ответственные за реализацию отдельных направлений Концепции, устанавливают очередность и сроки выполнения взятых на себя мероприятий плана и форму их реализации. Эта работа требует участия представителей различных структур и ведомств независимо от форм собственности. В первую очередь необходимо разработать нормативные документы, определяющие и регламентирующие механизм финансирования. 5.2. Создание системы по решению наркологической проблемы в области С целью совершенствования и повышения эффективности мероприятий по профилактике наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных, в рамках областной Концепции и Закона Тульской области от 01.03.2001 N 235-ЗТО "Об Областной комплексной программе "Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 годы", необходимо разработать современную систему по решению данной проблемы с включением в нее всех заинтересованных сторон. В ГУЗ "Областной центр медицинской профилактики" необходимо создать отдел профилактики наркомании со штатом, предусматривающим координацию, оперативный анализ обстановки и связь со всеми заинтересованными структурами - медицинскими учреждениями, образованием, комитетами по делам молодежи, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, общественными организациями, предпринимателями. Отдел выполняет функции координатора во взаимодействии с партнерами в рамках межведомственного сотрудничества. Создание отдела не должно означать автоматического упразднения работы в отраслевых и ведомственных структурах и перенацеливание всей проблемы на него. Данный отдел не дублирует работу областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, а является ее рабочим органом. В муниципальных образованиях рекомендуется создание межведомственных комиссий по решению проблем наркомании под председательством заместителей глав муниципальных образований, а также может быть рассмотрен вопрос о возможности введения освобожденной должности секретаря межведомственной комиссии в администрации муниципального образования. 5.3. Создание системы профилактики наркологических, психических заболеваний в области Чрезвычайное обострение ситуации с потреблением наркотиков в стране выдвигает на первый план разработку системы профилактических мер против злоупотребления психоактивными веществами. Понимание феномена наркомании как сложного, многомерного и биопсихосоциального явления диктует и выбор предпочтительных подходов в поисках путей преодоления этой проблемы. При этом важно определиться с целями и задачами такой деятельности. Реально необходимо рассчитывать на максимально возможное сужение масштабов распространения наркотиков среди популяции и максимально возможного уменьшения негативных медико-социальных эффектов злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. Особенно важно разделять противодействие системам предложения наркотиков, т.е. наркобизнесу, где вполне уместны жесткие правовые и "силовые" подходы, и противостояние механизмам спроса на наркотики, лежащим в макро и микро социальной и индивидуально медико-психологической сферах и требующих адекватных социальных образовательно-воспитательных, медицинских и психологических мер. Усиление репрессивных и запретительно-ограничительных мер в отношении зависимых от ПАВ, тем более больных алкоголизмом или наркоманией, в долгосрочной перспективе, как показал мировой и отечественный опыт, бесперспективно и даже опасно в связи с неизбежным появлением в виде следствия дополнительных, труднопреодолимых социально-медицинских проблем (неконтролируемый рост преступлений, ВИЧ-инфицирования, вторичных осложнений и смертности от причин, связанных с наркотиками и т.д.). Необходимо изменить отношение к лицам, злоупотребляющими наркотиками, с негативного на конструктивное сотрудничество с предъявлением им широкого ассортимента форм помощи и с упором на решение их проблем ориентируясь при этом на цели ресоциализации, реабилитации и интеграции этих лиц в общество. Переходя в плоскость конкретных действий, следует, прежде всего пересмотреть концептуальные основы антинаркотической политики на всех уровнях. При этом должны быть учтены реалии сегодняшнего дня и неудачный отечественный и зарубежный опыт лечения и профилактики наркологических заболеваний, особенно с учетом нарастания эпидемии ВИЧ-инфицирования. Основными принципами такой политики должны стать: - системность, межсекторальность и рациональность подхода к проблеме, постепенность и непрерывность усилий; - непримиримость к наркоторговле, гуманность и терпимость к больным наркоманией; - доступность, низкопороговость и добровольность помощи проблемным лицам; - приоритетность профилактического направления и методов прямого, косвенного и опосредованного воздействия на группы риска по потреблению наркотиков и общество в целом в целях позитивного изменения социально-культуральных стереотипов. Основными направлениями деятельности в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних являются: 1. Совершенствование законодательства на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в области противодействия потреблению алкоголя, наркотиков и токсических психоактивных веществ среди несовершеннолетних. 2. Разработка и внедрение программ наркологической профилактики на региональном и местном уровнях, реализующих взаимодействие ведомств. 3. Разработка и внедрение конкретных проектов по профилактике алкоголизма, токсикомании и наркомании в рамках определенной структуры (учебное заведение, наркологическое учреждение, издательство, телестудия и т.п.) Следует подчеркнуть, что основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны не только с образом жизни, но и с наследственностью, экологией, а также эффективностью системы здравоохранения. Для снижения распространенности этих патогенных факторов и уменьшение их влияния на человека, необходимо в первую очередь формировать и поддерживать стремление различных групп населения к позитивным изменениям в их образе жизни. Это достигается обеспечением их достоверными медико-гигиеническими, психологическими, правовыми, экономическими, экологическими знаниями. Кроме того, необходимо создавать природную и социально-психологическую среду, благоприятствующую этим изменениям по принципу: "делать более здоровый выбор более легким выбором". Из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, одним из основных направлений деятельности является формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня психогигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. Поэтому профилактическое направление по проблеме наркомании должно стать одним из приоритетных. Важным фактором в противодействии немедицинскому потреблению наркотиков (ПНПН) является осуществление мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья населения, в первую очередь детей и подростков, и профилактику психосоциального стресса, профилактику психических расстройств и расстройств поведения, на раннее выявление пограничных психических расстройств, особенно в раннем детском возрасте. В этих направлениях решающим является раннее выявление лиц, имеющих склонность к потреблению психоактивных веществ. Для этого необходимо создание системы медицинской психологической и психотерапевтической помощи. Важным является создание системы управления проблемой, реорганизация наркологической службы, повышение квалификации врачей психиатров-наркологов и всего медицинского персонала наркологических учреждений, а также повышение эффективности лечения и реабилитации. Особого внимания заслуживает развитие широко доступной специализированной консультационной службы вне наркологического учреждения с привлечением специалистов других ведомств - психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских и школьных психологов, социальных работников, педагогов, работников дополнительного образования. Лечение больных наркоманией в условиях наркологического стационара в настоящее время следует признать малоэффективным, поскольку ремиссию более 1 года после стационарного лечения, как правило, регистрируют лишь у 1-3% пациентов. Такая низкая эффективность предполагает разработку новых способов профилактики, а также специальных реабилитационных программ, позволяющих увеличить продолжительность ремиссии. Основными задачами профилактической работы являются: - разработка и организация реализации целевых программ (медицинских, медико-психологических, социально-психологических, информационно-образовательных, информационно-воспитательных и др.), направленных на снижение спроса на психоактивные вещества и уменьшение вреда от их употребления; - организация раннего выявления групп риска и случаев потребления ПАВ; - подготовка групп специалистов, способных реализовать эти программы, в рамках межведомственного сотрудничества; - разработка мероприятий, направленных на уменьшение предложений психоактивных веществ. Профилактику наркологических заболеваний необходимо разделять на первичную, вторичную и третичную. Главным из них является уровень первичной профилактики, направленной на устранение условий, способствующих возникновению определенных проблем и предотвращение социально-психологической дезадаптации и невротизации у детей и подростков. Первичная профилактика должна обязательно дополняться вторичной и третичной. Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни. Сюда относят совокупность медицинских, психологических мер для предотвращения рецидивов после лечения. Третичная профилактика (реабилитация) ориентирована на достижение и сохранение более высокого уровня индивидуального функционирования и связана с социально-психологической реабилитацией. Все три вида профилактических мероприятий в комплексе составляют единую "технологическую цепочку". К проблемам первичной профилактики относятся вопросы снижения спроса на ПАВ. Поскольку наркологические заболевания прямо связаны с патологией психического развития, то здесь предусматривается работа по подпрограммам, направленным на устранение или минимизацию: - медико-биологических предпосылок немедицинского потребления ПАВ (перинатальная патология, родовспоможение, физическое развитие детей, травмы головного мозга, перенесенные инфекции, алкоголизм родителей и т.д.). В вопросах первичной профилактики необходимо уделить внимание здоровому развитию ребенка, как основному фактору его психического здоровья и который является ключевым аспектом программы профилактики наркомании; - социальных предпосылок немедицинского потребления ПАВ (социализация подростков, развитие личных, культурных, спортивных, экономических, общественных потребностей и т.д.); - психологических предпосылок немедицинского потребления ПАВ (воспитательный процесс в семье, детских учреждениях, в школе, внедрение интересных форм обучения, занятость спортом, музыкой и т.д.). Разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди населения предшествует формирование политики в данной области, под которой понимается достижение согласия всех структур области, имеющих прямое или косвенное отношение к здоровью населения, с органами местного самоуправления относительно приоритетов, подходов и стратегий. Эта политика должна четко определить роль администрации области, областной Думы, администраций муниципальных образований, различных структур и органов, предприятий, организаций и учреждений разных форм собственности и самих граждан в вопросах здоровья жителей и профилактики наркологических заболеваний среди подростков. Все многообразие факторов, являющихся объектом профилактики наркомании, можно объединить в 2 группы: предложение и спрос. Эффекта кратковременного снижения уровня злоупотребления наркотиками и смягчения наркологической ситуации можно добиться, воздействуя как на группу факторов, относящихся к предложению, так и на группу факторов спроса. Мероприятия, направленные на уменьшение предложений относятся к прерогативе силовых структур (УВД, УФСБ, прокуратура, таможня и т.д.). Мероприятия, направленные на снижение спроса, т.е. на мотивацию, относятся к социальным службам (здравоохранение, образование, культура, структуры по делам молодежи, СМИ и т.д.). К ним следует отнести вопросы медицинской и психологической профилактики, создание информационно-образовательных и информационно-воспитательных программ. Только одновременное воздействие на предложение (его ограничение) и на спрос (его снижение) способно привести к выраженному и стойкому профилактическому эффекту. Для уменьшения спроса необходимо изменить в обществе отношение к данному явлению. Основное назначение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и общества в сфере злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами должно быть связано с сокращением спроса на них, т.е. изменение мотивации среди различных социальных групп населения, а также лечением и социальной реабилитацией лиц, прошедших успешный курс лечения от наркомании. Особое внимание при этом уделяется подрастающему поколению и женщинам. Сокращение спроса на наркотики является главным инструментом и наиболее перспективным направлением в преодолении наркомании и наркобизнеса. При этом политика сокращения спроса на наркотики не может быть изолированной от государственной политики в области экономики, образования, здравоохранения, проблем молодежи, культуры, спорта, организации досуга и других, реализация которых направлена на процветание общества. В этой связи следует отдавать предпочтение методам опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, добиваться постепенного изменения социально-культурных стереотипов, проводить мероприятия, направленные на сохранение физического и психологического здоровья народа. Поэтому в числе приоритетных необходимо решать вопросы занятости, трудоустройства, обучения молодежи, доступности к источникам высокой культуры, организации содержательного досуга и многие другие. Особое внимание следует уделить пресечению и предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних, созданию социальных учреждений для молодежи и подростков, оказывающих им психологическую, педагогическую, юридическую помощь, консультирование по различным вопросам. Основная стратегия в области сокращения спроса населения на наркотики связывается с тем, чтобы вполне конкретное социальное противодействие потреблению психоактивных веществ стало обязательным элементом, свойством или качеством всякого человека, получившего нормальное развитие, и потому способного принимать самостоятельные решения и совершать самостоятельные поступки, адекватные интересам общества и отвечающие содержанию человеческой сущности. Свидетельством наличия у лица противодействия немедицинскому потреблению наркотиков являются: - неупотребление наркотиков и негативное отношение к их употреблению другими лицами; - юридическая информированность в отношении норм действующего законодательства об ответственности за незаконное распространение наркотиков и злоупотребление ими; - обладание общими знаниями о последствиях немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ; - наличие внутреннего регулятора юридически значимого поведения. Привитие социального противодействия немедицинскому потреблению наркотиков необходимо полностью направлять на все подрастающие поколения, начиная с детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных школ, профессиональных школ, профессиональных лицеев, колледжей и заканчивая студентами вузов и другими категориями молодежи. Задача формирования у населения антинаркотических социальных установок должна будет решаться посредством целенаправленной деятельности в таких секторах традиционного формирования образа жизни человека, как семья, учреждения образования и воспитания, места организованного проведения досуга. Для этого необходимо разработать специальные программы. Специальный блок в стратегии сокращения спроса на наркотики следует связать с созданием системы антинаркотического воспитания в условиях многоступенчатой системы образования и воспитания. Школьная программа против потребления психоактивных веществ должна получить дальнейшее развитие. Учитывая, что так называемым "шлюзовым" наркотиком является распространенная в среде несовершеннолетних марихуана, употребляемая путем курения, а также то, что не менее половины старшеклассников, учащихся профессиональных технических школ, колледжей курят табачные изделия, особое внимание должно быть обращено на профилактику табакокурения. Пристальное внимание следует обратить на сферу формирования правосознания различных социальных групп, особенно подрастающего поколения. Население должно знать, что нелегальные наркотики однозначно поставлены в состояние "вне закона". В сфере сокращения спроса на наркотики как никогда прежде важны знания о правовых запретах в области противодействия незаконным наркотикам, которые установлены действующим законодательством. Это станет первой базой для формирования у населения адекватных правовых установок по отношению к нелегальным наркотикам. Требования к соответствию задачам нравственного, в том числе антинаркотического воспитания должны стать обязательными и высокими к субъектам сферы организованного досуга. Формирование медико-социального и психологического противодействия немедицинскому потреблению психоактивных веществ у населения должно стать ясной целевой установкой для всех субъектов социальной сферы: медиков (наркологов, психиатров, педиатров, подростковых врачей, акушеров, гинекологов, эпидемиологов, врачей общей и семейной практики и др.), педагогов, работников дошкольных учреждений, деятелей культуры, искусства и спорта, психологов, представителей средств массовой информации, сотрудников правоохранительных органов и многих других. Одним из инструментов формирования противодействия немедицинскому потреблению наркотиков заказа является информационное обеспечение данного процесса. В обществе существует огромная потребность в информации о наркотиках, о последствиях злоупотребления ими, об их вреде для здоровья, о симптомах интоксикации и зависимости, о специальном законодательстве, о правовых последствиях злоупотребления наркотиками и т.д. Отсутствие необходимых сведений и разъяснений создает в общественном сознании атмосферу страха и безысходности. Это, с одной стороны, ведет к психической травматизации здоровых людей, а с другой - к формированию к потребителям наркотиков и больных наркологическими заболеваниями отношения как к маргинальной и полу криминальной группе, что затрудняет работу с ними и ухудшает перспективу их реинтеграции в общество. При этом недостаточна только лишь позитивная подача информации, она должна быть компетентной, научно обоснованной, системной, понятной и правдивой. Информационное обеспечение должно выражаться в социально ориентированной информационной интервенции, связанной со стремлением дать новые знания о наркомании, создаваемых ею проблемах и процессах, и обеспечении соответствующей информационно-психологической защиты населения от уже присутствующей в общественном сознании искаженной информации и информации, формирующей наркотический интерес. Чтобы противостоять соблазну одурманивания и контролировать свое отношение к ПАВ, и взрослые и дети должны знать о механизмах формирования зависимости и социальных факторах распространения алкоголизации и наркотизации. Очень важно насытить рынок печатной и аудио-видеопродукцией, научно выдержанными и художественно привлекательными антинаркотическими материалами (плакаты, буклеты, карикатуры, тематические беседы в диалоговом режиме, видеоклипы, листки диагностики и самодиагностики наркологических проблем и т.п.), а также методическими пособиями для родителей, воспитателей и преподавателей, самих детей и подростков. В быту повсеместно должна присутствовать антинаркотическая символика: на бытовых предметах, носильных вещах, сувенирах, тетрадях, марках и т.д., способствуя пропагандистскому эффекту на подсознательном уровне. Важная роль в сокращении спроса на наркотики и формировании социального наркотического иммунитета принадлежит средствам массовой информации (СМИ), обладающим способностью оказывать непосредственное влияние на формирование жизнедеятельности человека и его поведение. СМИ являются не только мощным каналом информирования населения, они выполняют важную функцию по формированию общественного мнения. Нужно создавать у людей с помощью СМИ реалистическую картину распространенности девиантного поведения, возникновения болезненных пристрастий, формировать реальные представления о больных наркологическими заболеваниями. Важно описывать различные ситуации обращения к наркотикам и способствовать формированию убеждения, что человек не является беспомощной жертвой наркотика или наркодилера, что "наркотическая карьера" - это цепь жизненных обстоятельств, в которых человек сознательно осуществлял свой выбор, и что на развитие этих событий влияет не только доступность наркотического вещества и поведение ближайшего окружения подростка, но и личностные особенности человека. СМИ должны инициировать дискуссию вокруг этой проблемы, держать постоянно тему наркомании в поле общественного сознания, чтобы способствовать формированию адекватного общественного мнения в отношении распространения и злоупотребления ПАВ. Больше внимания следует уделять причинам, приводящим к этой болезни и мерам по их предупреждению, особенно адаптации детей, подростков и молодежи. Следует наладить тесное взаимодействие со средствами массовой информации, особенно обращенными к молодежи, в целях привлечения их к проведению активной антинаркотической агитации. Пресечения появления в них явной и скрытой пропаганды злоупотребления алкоголем и наркотиками. Необходимо организовать информационно-досуговые центры для молодежи, центры профессиональной ориентации и центры социальной помощи и реабилитации, ведущие целенаправленную, продуманную антинаркотическую и антиалкогольную политику. Создать информационные службы, телефоны доверия и правовой помощи для подростков, где они могли бы получать социально полезную информацию, поддержку и защиту. Следующим важным направлением профилактики должна стать активизация родителей и подростков, поддержка их усилий по оздоровлению своего окружения. Поддерживать готовность специалистов, родителей и несовершеннолетних участвовать в практической деятельности по оказанию помощи лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами. Этот неоценимый ресурс следует всячески развивать. Целесообразно создать широкую сеть консультативных пунктов, обеспечивающих потребности семьи в диагностике, психологической поддержке, посредничестве по вопросам пресечения злоупотребления ПАВ. Важно предоставить родителям возможность привести ребенка в консультационный пункт, чтобы проверить свои подозрения, чтобы подкрепить и усилить эффекты своих бесед с ребенком встречей со специалистами: психологами, наркологами, терапевтами, юристами. Следует преодолевать тенденцию семьи к самоустранению и стремление передать свои профилактические функции специалистам, учреждениям, государству в целом. Это возможно путем повышения педагогической компетенции родителей подростков. Позиции подростков в вопросах профилактики характеризуются отгороженностью как от родителей, так и от представителей специализированных служб помощи. Очень важно организовать некоторую опорную сеть учреждений, доступных даже для неуверенных в себе подростков (телефон доверия, анонимная приемная, анонимный клуб, безалкогольный бар и дискотека и т.п.), где они могут установить доверительный контакт. Взрослые руководители профилактических мероприятий должны быть доступными для индивидуальной беседы. Целесообразно развивать у подростков мотивацию к активному участию в мероприятиях по профилактике наркомании и к ведению здорового образа жизни. Подростки зачастую лучше взрослых видят психологический компонент профилактического воздействия, и даже сами готовы овладеть соответствующими навыками. Необходимо научить их положительному влиянию на обстоятельства и поведение друзей, умению защищать себя и свое окружение от соблазнов одурманивания. Помимо информирования населения и активизации совместных усилий необходима целевая адекватная подготовка всех категорий специалистов, работающих с детьми, родителей и самих несовершеннолетних к активному противодействию распространяющейся наркомании и подростковому алкоголизму. Население должно осознать угрозу обострения наркологической ситуации и выработать ответственное к этому отношение. Работа с различными группами молодежи должна, по возможности, вестись специальными работниками, получившими необходимую теоретическую и практическую подготовку. Соответствующая подготовка включает курсы, семинары, встречи со специалистами, мероприятия по обмену опытом. Необходимо создать современные пособия, учебные и пропагандистские материалы, которые должны быть разработаны областным центром профилактики наркомании. Очень важна активность родительских объединений и общественных организаций на уровне микрорайона, школы, муниципалитета, области. Такая инициатива требует организационной поддержки и руководства. Проведение мониторинга уровня здоровья, особенно среди детей и подростков, а также психологической и наркологической ситуации в обществе позволит на ранних этапах вмешиваться в эту ситуацию и проводить соответствующие коррекционные мероприятия неблагоприятных процессов (тенденций). В мониторинге психического здоровья населения, в том числе и по проблеме наркомании должны принимать участие все заинтересованные субъекты. Важным условием разработки и реализации эффективных программ и проектов в области, направленных на сокращение спроса на наркотики, является их соответствующее научное обеспечение. С этой целью необходимо проводить социологические и эпидемиологические исследования по вопросу злоупотребления населением алкоголем, наркотическими средствами и другими психотропными веществами, вырабатывать адекватные меры противодействия этой угрозе. При этом надлежит использовать накопленный международный опыт работы в данном направлении. С этой целью необходимо: - создать в центре медицинской профилактики системы здравоохранения информационно-аналитическую службу, обеспечивающую сбор информации по единой научно обоснованной методике, проведение социального маркетинга; - провести необходимый анализ и представить соответствующим структурам предложения и рекомендации по определению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств; - провести комплекс мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков; - организовать подготовку специалистов из числа педагогов, работников медицинских, социальных и правоохранительных служб для выполнения профилактической работы с группами повышенного риска, разработать адекватные организационные формы их привлечения к этой деятельности с учетом материальной заинтересованности; - разработать научно обоснованные рекомендации по влиянию на общественное мнение, составлению наркологических информационно-образовательных и информационно-воспитательных программ, сформировать стратегию сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды; - обобщить накопленный в нашей стране и за рубежом опыт школьного и внешкольного психопрофилактического воспитания, а также работы с семьями; - осуществлять поэтапное формирование и реализацию соответствующих научно обоснованных программ. Необходимо при планировании и организации системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди подростков, обеспечивать научное сопровождение профилактической работы на всех этапах. 5.4. Мероприятия, направленные на уменьшение предложений наркотических средств и других психоактивных веществ Главной задачей данного направления является разработка стратегии противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Реализаций данной стратегии должна привести к значительному сокращению латентности производства и распространения наркотиков, сокращению незаконного культивирования наркосодержащих растений. Мерами, по реализации данной задачи, являются следующие: - изучение органами правопорядка изменений, происходящих в сфере незаконного изготовления, торговли и распространения наркотических средств и психотропных веществ, в целях своевременного выявления и пресечения таких фактов; - разработка механизмов эффективного и точного мониторинга и проверки с использованием экономичных и доступных методов сбора данных; - обмен опытом с зарубежными партнерами в отношении применения мер борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; - укрепление регионального сотрудничества, многостороннего обмена информацией, разработка региональных механизмов наблюдения за изменениями, происходящими в сфере подпольного изготовления, создание каналов быстрой связи; - укрепление специализированных подразделений правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Содействие тесному сотрудничеству таможни, УФСБ, органов внутренних дел, а также объединение усилий всех заинтересованных ведомств; - расширение и совершенствование практики проведения совместных с правоохранительными органами регионов антинаркотических операций; - пресечение контрабандного ввоза наркотиков на территорию области; - повышение профессиональной подготовки кадров; - финансирование мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их злоупотреблением в рамках областных и муниципальных программ борьбы с распространением наркомании; - формирование специальных фондов для борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими. 5.5. Совершенствование процесса лечения наркологических больных Основная цель совершенствования лечебно-профилактического процесса - это соединение лечебного процесса и комплексной социальной помощи, включающей медико-психологические, социально-психологические, юридические аспекты лицам, страдающим зависимостью от ПАВ. В настоящее время потребность в медико-социальной помощи лицам, зависимым от ПАВ, является самым важным условием в решении поставленной задачи. Данная Концепция предполагает создание на базе существующих лечебно-профилактических учреждений системы медико-социальной помощи. Это областной, межрайонные и районные наркологические диспансеры, отделения и наркологические кабинеты, областная и районные психиатрические больницы, психиатрические кабинеты. При осуществлении лечебных и восстановительных мероприятий для больных наркоманией необходимо взаимодействие и преемственность между психиатрической и наркологической службами, а также с другими специалистами, принимающими участие в лечебно-реабилитационном процессе. С этой целью необходимо: - создать систему раннего активного выявления потребителей психоактивных веществ; - создать эффективную систему лечения и реабилитации больных наркоманией - "технологическая цепочка" (детоксикация, стационарное и/или амбулаторное лечение, медико-психологическая реабилитация, социально-психологическая реабилитация) при участии врачей наркологов, психиатров, психотерапевтов, физиотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников и бывших наркозависимых; - создать эффективную систему раннего выявления и превентивного (профилактического) лечения лиц, с пограничными нервно-психическими расстройствами и имеющих тенденцию к потреблению психоактивных веществ и алкоголя (группа риска); - обеспечить внедрение единых стандартов лечения больных наркоманией в психиатрии и наркологии; - разработать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала лечебно-реабилитационных служб, участвующих в реализации Концепции; - создать организационные предпосылки для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией, привлечения их к участию в реабилитационной работе с наркоманами; - обеспечить внедрение новых медицинских технологий, медицинского оборудования и новых лекарственных препаратов для диагностики, лечения и реабилитации; - обеспечить контроль за качеством оказания наркологической помощи, выполнения требований лицензирования и сертификации; - организовать бесплатную социальную рекламу по вопросам лечения, реабилитации и профилактики. Для повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса следует внедрить принцип динамической дифференциации больных в зависимости от их установки на отказ от потребления психоактивных веществ, который является ведущим прогностическим фактором формирования ремиссии. Это позволит получить медицинскую, психологическую и социальную помощь на более раннем этапе большему числу больных, а также рационально распределять материальные ресурсы и кадры (медицинские, психологические и социальные). Необходимо предусматривать такие организационные формы лечебных программ, которые учитывают анонимность и добровольность, щадящие социальный статус больных. Больной должен сам сделать выбор лечебной программы. Эффективность лечения зависит не только от желания пациента, но также и от качества лечебного процесса и правильной его организации. 5.6. Создание системы реабилитации наркологических больных Для достижения длительных ремиссий заболевания необходим длительный (до 3-х лет) этап социально-реабилитационных мероприятий, направленных на ресоциализацию больного с формированием устойчивых социальных ориентиров, трудовых навыков и навыков нормативного социального общения и поведения. Для этого необходимо открытие специализированных реабилитационных центров, поскольку в рамках обычных медицинских учреждений проведение всего комплекса реабилитации невозможно. Реабилитация в наркологии - это система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ, вызывающих зависимость. Цель реабилитации - восстановление (или формирование) нормативного личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального, творческого потенциала. Задачи реабилитации определяются необходимостью достижения ее конечной цели с учетом важнейших аспектов жизненной ситуации больного - медицинского, личностного, социального путем ее активной направленной реорганизации. В связи с тем, что наркологические заболевания являются хроническими и характеризуются рецидивами, должен быть создан единый лечебно-реабилитационный процесс, в ходе осуществления которого обеспечивается необходимое взаимодействие лечебных и собственно реабилитационных мероприятий со взаимным подкреплением эффекта их проведения. Задачи реабилитации могут быть сформулированы следующим образом: - формирование у больного осознанной и стабильной мотивации (установки) на окончательный отказ от немедицинского приема психоактивных веществ, на активное включение в лечебно-реабилитационный процесс; - осуществление комплекса лечебных и психолого-психотерапевтических мероприятий, направленных на снижение патологического влечения к психоактивным веществам, предотвращение "срывов" и рецидивов болезни; - ограничение поведенческих, аффективных, интеллектуально-мнестических расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни; - укрепление здоровья пациентов на основе обучения навыкам ведения здорового образа жизни; - коррекция структуры личности больного и обеспечение позитивного личностного развития через закрепление навыков активной само регуляции, конструктивного общения, формирование адекватной самооценки и нормативной иерархии ценностей; - повышение социального уровня больного, формирование (восстановление) системы позитивных семейных, средовых связей; - достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков систематической занятости, образовательной и профессиональной подготовки. Эффективная реабилитация наркологических больных не может быть достигнута только усилиями учреждений системы здравоохранения. Она должна осуществляться на основе постоянного конструктивного взаимодействия собственно медицинских структур и учреждений образования, профессиональной подготовки и переподготовки, занятости, социальной защиты населения, охраны правопорядка, юридической помощи с четким разграничением сфер их компетенции. Эффективность реабилитации обеспечивается и зависит от следующих взаимосвязанных составляющих: четко обозначенных целей, задач, принципов, дифференцированности и продолжительности реабилитационных программ, реабилитационной среды, реабилитационных технологий, материально-технического обеспечения, реабилитационного потенциала больных, квалификации кадров в области реабилитации, постреабилитационной психологической и социальной поддержки больных. Реабилитационный процесс должен строиться с учетом требований, специально разработанных и утвержденных Минздравом России стандартов (моделей протоколов) реабилитации наркологических больных. Реабилитационной помощи предшествует прохождение больными обследования и лечения в стационарах или амбулаторных отделениях наркологических или психиатрических учреждений. В области следует разработать и создать поэтапную систему реабилитации наркологических больных. Открыть стационарные и амбулаторные реабилитационные центры, соблюдающие преемственность с учреждениями медицинского профиля и другими заинтересованными организациями. Целесообразно создать несколько "загородных" реабилитационных центров закрытого стационарного типа для больных с выраженными изменениями личности и явлениями социальной дезадаптации. Оправдано открытие городских и районных реабилитационных центров стационарного типа и/или дневного (ночного) пребывания. Амбулаторная медико-психологическая и социально-психологическая реабилитация наркозависимых может проводиться в медицинских специализированных учреждениях, реабилитационных отделениях центров медицинской профилактики и дополнительно в системе образования, учреждениях по делам молодежи (клубы, центры и т.д.), различных общественных организациях и объединениях, занимающихся данной проблемой. Данные центры могут быть государственными или частными. Эффективность программы реабилитации обеспечивается согласованными усилиями всех сотрудников реабилитационного учреждения, так называемый "командный подход". Различные программы лечебно-реабилитационных мероприятий могут реализовываться в различных реабилитационных структурах, отличаясь по содержанию целевой работы, ее формам, методам, по продолжительности пребывания больного в учреждении. Необходимо соблюдение непрерывности реабилитационного процесса: - первый этап реабилитации (адаптационный) - направлен на приспособление больных наркологическими заболеваниями к условиям содержания и распорядку работы реабилитационного стационара или амбулатории; - второй этап реабилитации (интеграционный) - представляет собой вхождение в реабилитационную программу, включающую медицинский, психологический, психотерапевтический и социальный аспекты; - третий этап реабилитации (стабилизационный) - направлен на восстановление и стабилизацию физического и психического состояния больного. 5.7. Развитие межведомственного сотрудничества Межведомственное сотрудничество обеспечивает формирование взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления, средствами массовой информации, предприятиями и организациями независимо от форм собственности, общественными и религиозными организациями, частными лицами. Политическая и организационная поддержка Концепции является необходимой для осуществления мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и профилактики наркомании. Результатов по снижению заболеваемости наркоманией, смертности, увеличению средней продолжительности жизни и преждевременного выхода на инвалидность можно достичь путем проведения комплексной профилактической работы и реализации стратегии укрепления здоровья. Первичная профилактика - это реальный путь повышения трудоспособности населения в условиях ограниченного объема ресурсов. В секторе здравоохранения реализацию областной программы профилактики наркомании осуществляют все лечебно-профилактические учреждения и, в первую очередь, наркологического, психиатрического и педиатрического профиля, а также Тульский областной Центр медицинской профилактики. Определенную роль в усилении профилактической деятельности первичного звена здравоохранения должны сыграть врачи общей практики (семейные врачи). Важную роль в сохранении и укреплении здоровья населения, профилактики наркомании играет вовлечение самого населения, в том числе подростков, в реализацию соответствующих программ, которые должны быть дифференцированы, адресованы и адаптированы к определенным социальным группам с учетом возраста, пола, образования, социального положения и других характеристик. Приоритетной в межведомственном сотрудничестве должна стать разработка и реализация информационно-образовательных программ обучения детей, подростков, молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации на заботу о собственном здоровье, здоровье окружающих и профилактику наркологических заболеваний. Особенно важным сектором в обеспечении вовлечения населения для участия в данных программах являются средства массовой информации. В стратегии образования населения общественное мнение является ключевым в решении проблемы наркомании. 5.8. Создание системы профилактики наркомании в области Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется как государственными, муниципальными, так и общественными структурами. Данная система предполагает "управление по уровням". Это административное управление, возлагаемое на областную межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, и профессиональное управление, возлагаемое на специальные подразделения субъектов профилактики. В системе здравоохранения Проблема наркологии является частью психиатрии и до 70% больных наркоманией и алкоголизмом, по данным Министерства здравоохранения РФ, имеют второй психиатрический диагноз. Поэтому полный курс лечения такие больные должны проходить не только у нарколога, но и у психиатра, психотерапевта, медицинского психолога, т.е. должен соблюдаться принцип преемственности. Главный психиатр области осуществляет стратегическое управление системой мер по решению проблемы предпосылок потребления наркотиков, преемственностью между наркологической и психиатрической службами и развитием системы психотерапевтической помощи, а также организует новое направление в психиатрии - микропсихиатрия для оказания медико-профилактической помощи детям от 0 до 5 лет. Ведущей организацией в области в вопросах профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных является областной наркологический диспансер, который организует и проводит данную работу как внутри службы, так и с другими заинтересованными ведомствами и организациями. Областной центр медицинской профилактики проводит организационно-методическую работу по профилактике наркомании, осуществляет разработку и реализацию комплекса медико-психологических реабилитационных мероприятий. При комитетах по здравоохранению муниципальных образований с учетом местных условий и возможностей следует рассмотреть вопрос о выделении специалистов по психиатрической и наркологической помощи населению. В лечебно-профилактических учреждениях за работу по профилактике, лечению и реабилитации несет ответственность главный врач. Рекомендуется создание отделов (кабинетов) профилактики, кабинетов психотерапевтической помощи и наркологической помощи в центральных районных больницах, исходя из местных условий и возможностей. В системе образования Понимание профилактики как системы мер позволяет выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции органов управления образованием. Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании, Министерством образования РФ разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и других образовательных учреждений. КАПР позволяет вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания. При определении основных направлений и содержания профилактической работы с детьми и молодежью департамент образования, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения опираются на КАПР и реализуют следующие задачи: 1. Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования (общего, профессионального, дополнительного), активное участие в антинаркотической деятельности педагогических работников различной специализации. 2. Повышение воспитывающего потенциала образовательных учреждений, направленного на формирование у детей и подростков установок на здоровый образ жизни. Улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся. В этих целях в образовательных учреждениях осуществляется: - разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физическая культура); - разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий; - тематические "круглые столы", дискуссии и конференции, ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ, тематические дискотеки "Молодежь против наркотиков". 3. Возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания, оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи, а именно: - разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста; - формирование групп психологической поддержки лиц с проблемами зависимости среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия между указанными группами и руководством образовательных учреждений. 4. Осуществление антинаркотической профилактической работы в местах досуга детей и молодежи: - организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые площадки); - установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время; - организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации; - составление социального паспорта микрорайона с определением "зон риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных и проблемных семей" микрорайона, организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ; - организация на уровне конкретного муниципального образования, микрорайона под социальным патронажем образовательного учреждения, общественных многопрофильных детско-подростковых клубов, создание клубного пространства с обязательным привлечением к работе клубов, специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и развлекательных программ. 5. Создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся, а именно: разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ с целью обучения и воспитания через предмет - валеология, основы безопасности жизнедеятельности, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости. 6. Создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга. Для этого обеспечивается: - организация внутришкольного поста по оказанию первичной наркологической помощи при школьном медицинском кабинете, студенческих и интернатских общежитиях для учета обучающихся с "риском" наркотизации и проблемами наркозависимости, методического обеспечения просветительской антинаркотической работы в образовательных учреждениях; - проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации. 7. Оказание активной помощи семье и включение ее в систему активной профилактики наркомании, используя следующие формы: - информирование родителей о случаях наркотизации подростка, о целесообразности внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков; - организация среди родителей, нетерпимо относящихся к наркотизации обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях; - формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок (проведение "родительских университетов", организация групп родительской поддержки для "проблемных" семей); - предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними (семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье); - оказание помощи семье в конфликтных ситуациях, консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить с ребенком, который начал употреблять психоактивные вещества". 8. Реализация всех этапов профилактической деятельности (создание организационных структур, подготовка кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований, взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации). В этих целях обеспечивается: - организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне, образовательном учреждении и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию; - организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде; - организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки проблемных семей в целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, неблагополучной в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками; - разработка и внедрение моделей межвузовского центра реабилитации подростков и молодежи с наркозависимостью и организация подобных центров; - разработка курсов последипломной подготовки и переподготовки для социальных работников и социальных педагогов программ развития активной антинаркотической работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодежи досуга, свободного от употребления психоактивных веществ; - распространение нового социально-педагогического опыта в предупреждении употребления психоактивных веществ, освещение антинаркотической профилактической работы в местных средствах массовой информации. Для выполнения изложенных задач и практической реализации основных направлений деятельности необходимо создание совершенно новой организационной структуры в рамках образовательных учреждений (кабинеты учебно-методической, профилактической и реабилитационной направленности) и системы образования в целом (центры, отделы учебно-методической, профилактической и реабилитационной направленности). Эти структуры должны стать: - учебно-методическими полигонами мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации; - информационными узлами, позволяющими адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости. Профилактическая деятельность в сфере молодежной политики Основной задачей для органов по молодежной политике и их подведомственных учреждений является формирование системы позитивной профилактики, которая ориентируется на потенциал здоровья - освоение ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегической целью первичной позитивной профилактики является: - воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами без применения психоактивных веществ; - укрепление душевного и физического здоровья молодых людей, создание условий для их личностного развития. Основными субъектами реализации первичной позитивной профилактики наркомании в сфере молодежной политики в Тульской области являются бюджетные учреждения органов по делам молодежи (учреждения социальной службы для молодежи, учреждения дополнительного образования). Особое место в данной работе занимают подростково-молодежные клубы по месту жительства граждан. Основным контингентом социального воспитания и психокорекции поведения детей и молодежи в деятельности бюджетных учреждений органов по делам молодежи в сфере первичной профилактики наркомании являются: - дети и молодежь, не имеющие зависимости от наркотических средств и психоактивных веществ; - дети и молодежь, употребляющие психоактивные вещества, но у которых еще не сформировалась устойчивая зависимость; - их родители (лица, их заменяющие), значимые лица из их окружения. Основным принципом первичной позитивной профилактики наркомании для бюджетных учреждений органов по делам молодежи является принцип тесного взаимодействия этих учреждений с некоммерческими и иными организациями, расположенными на территории соответствующего микрорайона или района города, сельского поселения, деятельность которых направлена на воспитание и развитие личности, укрепление душевного и физического здоровья, формирование здорового образа жизни у молодых граждан. Принципиальные положения: 1. Профилактика зависимости от наркотических средств и других психоактивных веществ производится не изолированно, а в рамках общепрофилактических программ. Профилактика зависимости от наркотических средств осуществляется одновременно с профилактикой зависимости и от других психоактивных веществ. 2. Профилактические мероприятия проводятся как непосредственно с молодежью, так и с основными значимыми лицами из их окружения (родители, друзья и т.д.). Упор в первичной профилактике наркомании делается на работу с молодежными и детскими коллективами (группа, молодежное, детское объединение по интересам, общественные организации, движения и т.п.). 6. Финансирование Здоровье населения является одной из важнейших составляющих развития общества. Здравоохранение - не система жизнеобеспечения, а фактор безопасности нации. Опыт экономически развитых стран свидетельствует о высокой социально-экономической эффективности финансирования программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Так, реализация межведомственных программ укрепления здоровья обеспечивает соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как 1 к 7, то есть каждый вложенный рубль экономит обществу 7 рублей. При осуществлении хорошо спланированных мероприятий по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков, направленных на профилактику наркомании и алкоголизма, а также болезней, передающихся половым путем, соотношение стоимости затрат и экономического эффекта составляет 1 к 14. Стоимость профилактических программ несравненно ниже стоимости лечения наркоманов и их дальнейшего социального обеспечения по причине нетрудоспособности и инвалидности. Поэтому финансирование программы профилактики, лечения и социально-психологической реабилитации наркологических больных должно осуществляться в достаточном объеме. При поиске других ресурсов, кроме бюджетных, необходимо исходить из принципа объединения средств: проблема наркомании - это проблема всех членов общества, в значительной степени сформированная социально-экономическими условиями. В связи с этим она не может быть решена только одной какой-либо системой без эффективного взаимодействия с другими структурами и ведомствами. Это, в первую очередь, предполагает поиск партнеров, объединение которых позволит увеличить как людские, так и финансовые ресурсы. Может быть создан специальный фонд, средства которого использовались бы для выполнения программы и дополнительного финансирования системы профилактических мероприятий по наркомании. Активы фонда могли бы состоять из добровольных пожертвований и средств из других источников. Предлагаемая Концепция и создание системы профилактики наркомании и системы реабилитации больных наркоманией в области должны быть реализованы поэтапно, при выделении соответствующих бюджетных средств, а также средств других источников финансирования. 7. Основные принципы по реализации Концепции В реализации Концепции должны принять участие органы государственного и местного самоуправления, их структурные подразделения, организации, занимающиеся проблемой наркомании, негосударственные организации, профессиональные ассоциации, граждане и общественные объединения. Реализация Концепции должна идти по следующим основным направлениям: научные исследования, профилактика, мониторинг и информационное обеспечение, лечение и реабилитация, кадровая политика и обучение специалистов, нормативная и финансовая база, правопорядок и контроль, межведомственное и международное сотрудничество, формирование общественного мнения. Приоритетным направлением в работе являются превентивные меры по борьбе с немедицинским потреблением психоактивных веществ. Необходимо уделить внимание здоровому развитию ребенка, как основному фактору влияющему на здоровье человека в течение всей жизни. Реализация данной Концепции должна стать реальным шагом на пути к позитивному изменению состояния здоровья населения, улучшению его социально-психологического самочувствия, снижению вреда от наркотиков, уменьшению их незаконного оборота на территории области. 8. Создание областного Центра профилактики наркомании В настоящее время в ряде регионов России создаются Центры профилактики наркомании. Чаще всего это самостоятельные бюджетные учреждения при органах государственной власти и местного самоуправления. Это дает возможность проведения эффективной и полномасштабной профилактической работы. Необходимо рассмотреть возможность создания областного научно-методического Центра профилактики наркомании, на который предполагается возложить следующие задачи: - создание базы данных, научно-практической, методической и информационно-аналитической системы в профилактике наркомании; - мониторинг факторов риска развития наркологических заболеваний, эффективности лечения и реабилитации; - формирование и реализация научно-обоснованных, эффективных моделей профилактики наркомании и медицинской реабилитации наркозависимых; - разработку и внедрение научно обоснованных программ по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых; - внесение предложений в подготовку проектов нормативных актов и методических разработок; - создание для населения специализированной, широко доступной социально-психологической службы для раннего выявления лиц, имеющих склонность к употреблению психоактивных веществ; - организацию ранней диагностики пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств и наркологических заболеваний с использованием современных компьютерных программ; - оказание социально-психологической, психотерапевтической и реабилитационной помощи пациентам, имеющим проблемы (тенденции) с употреблением психоактивных веществ; - оказание амбулаторной реабилитационной помощи при нервно-психических, психосоматических и наркологических заболеваниях; - обучение врачей-наркологов, педиатров, психотерапевтов, медицинских психологов вопросам организации и методике профилактической работы по проблеме наркомании, оказанию психотерапевтической и социально-психологической помощи наркологическим больным. Проведение обучения (постоянно действующие семинары) медицинских и социальных работников, педагогов, психологов для работы с различными группами населения в рамках проблемы наркомании; - внедрение новых медицинских технологий в профилактику, диагностику и реабилитацию наркологических больных в амбулаторных условиях; - изучение состояния проблемы наркологических заболеваний в области и проведение социологических и эпидемиологических исследований; - создание информационно-аналитической, компьютерной базы данных по всем направлениям проблемы; - проведение санитарно-просветительной работы по психогигиене, профилактике психических, психосоматических и наркологических заболеваний. Повышение психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного и семейного общения. Формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям; - редакционно-издательская деятельность; - оказание населению юридической помощи по проблемам наркологических заболеваний; - создание обществ "Анонимные наркоманы" (АН) и "Анонимные алкоголики" (АА); - тесное партнерство с заинтересованными организациями. Планируемый Центр может стать одним из звеньев в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, потребляющих психоактивные вещества. Его создание не должно означать автоматического упразднения работы в организациях и учреждениях, а также ведомственных структурах и перенацеливание всей проблемы на данный Центр. 9. Усиление роли научных исследований и международного сотрудничества в сфере профилактики наркомании и укрепления здоровья Основными направлениями должны стать следующие: - разработка и внедрение современных медицинских технологий, новых экономически оправданных методов, нацеленных на коррекцию факторов риска, лежащих в основе формирования физической и психической зависимости в результате немедицинского потребления психоактивных веществ, а также новых эффективных методов лечения и реабилитации; - расширение международного сотрудничества; - адаптация демонстрационных международных программ по профилактике наркомании и укреплению здоровья к местным условиям; - внедрение научных разработок в деятельность практических учреждений; - создание новой эффективной, научно обоснованной системы профилактики наркомании, лечения и социально-психологической реабилитации наркологических больных. 10. Этапы реализации Концепции В структуре новой системы профилактики должно быть четкое определение этапов внедрения, что позволит сделать реализацию Концепции наиболее эффективной. С этой целью необходимо разработать общую программу по ведомствам и службам и ее поэтапное внедрение. Первый этап (2002-2003 гг.) - этап неотложных мероприятий. Организационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодательства. В этот период разрабатывается нормативно-правовая база для реализации Концепции, вносятся коррективы в действующую областную программу в установленном порядке. Второй этап (2004-2005 гг.) - этап создания системы управления проблемой по ведомствам и службам и решение организационных мероприятий. Создание областного Центра профилактики наркомании. Данный этап следует рассматривать как переходный, подготовительный для 3-го этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия 1-го этапа. Задачи 2-го этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной, нормативно-правовой, научно-методической и финансово-материальной базы. Третий этап (2006 г.) - этап полного развертывания программ, соответствующих данной Концепции. 11. Заключительные положения Разработка настоящей Концепции и внедрение мероприятий по ее реализации являются для Тульской области актуальными и своевременными, более того, опережающими ситуацию с распространением наркомании. Создание Концепции профилактики наркомании в Тульской области и формирование на ее основе отраслевых и муниципальных программ позволит создать систему решения данной проблемы. Ход реализации Концепции должен периодически рассматриваться в администрации области и на межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|