Расширенный поиск

Постановление Администрации Тульской области от 27.10.2008 № 673

                                АДМИНИСТРАЦИЯ
                             ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 27.10.2008 N 673


             Об утверждении Концепции демографической политики
                  Тульской области на период до 2025 года


     В  целях   реализации   Указа   Президента  Российской  Федерации
от   9   октября   2007   года   N   1351  "Об  утверждении  Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года",
в соответствии с Законом  Тульской  области   от  7  марта  2002  года
N 285-ЗТО "О реализации  государственной  семейной  и  демографической
политики в Тульской области", на основании статьи 34 Устава (Основного
Закона) Тульской области администрация Тульской области

                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить  Концепцию демографической политики Тульской области
на период до 2025 года (приложение).
     2. Органам     исполнительной     власти     Тульской     области
руководствоваться  положениями  Концепции   демографической   политики
Тульской  области  на  период до 2025 года при решении задач в области
народонаселения.
     3. Рекомендовать органам местного самоуправления Тульской области
разработать    и   утвердить   планы   мероприятий    по    реализации
в  2009 - 2011  годах   Концепции  демографической  политики  Тульской
области на период до 2025 года.
     4. Признать утратившими силу:
     постановление администрации Тульской области от 21.11.2005 N  820
"Об  утверждении  Концепции  управления  демографическими процессами в
Тульской области на период до 2010 года и  Плана  действий  в  области
управления    демографическими   процессами    в    Тульской   области
на 2006 год";
     постановление администрации  Тульской  области от 15.02.2007 N 72
"Об утверждении Плана действий в области  управления  демографическими
процессами в Тульской области на 2007 год".
     5. Управлению   пресс-службы   администрации   Тульской   области
(Ивченко   И.Л.)   опубликовать  постановление  в  средствах  массовой
информации.
     6. Постановление вступает в силу со дня опубликования.


     Губернатор Тульской области          В.Д. Дудка



                                                            Приложение
                                         к постановлению администрации
                                                      Тульской области
                                                   от 27.10.2008 N 673

                                 КОНЦЕПЦИЯ
                 демографической политики Тульской области
                          на период до 2025 года

                            1. Общие положения

     Концепция демографической  политики Тульской области на период до
2025 года (далее - Концепция) учитывает основные  положения  ежегодных
Посланий  губернатора  области  Тульской областной Думе в части задачи
стабилизации численности населения в регионе.
     В Концепции  обоснована необходимость разработки мер по улучшению
демографической ситуации в Тульской  области:  повышения  рождаемости,
снижения   уровня   смертности   населения,  оптимизации  миграционных
процессов,   определены   цели,   задачи,   приоритеты,    направления
деятельности   органов   государственной   власти   области   в  сфере
демографического  развития,  ожидаемые   результаты,   намечены   пути
взаимодействия  и  интеграции  с действующими социально-экономическими
программами на региональном уровне.

           2. Обоснование соответствия целей настоящей Концепции
          приоритетным задачам социально-экономического развития
                             Тульской области

     Основная цель социально-экономического развития Тульской  области
обеспечение  роста благосостояния и качества жизни населения на основе
структурных преобразований  в  экономике,  ускорения  темпов  прироста
валового регионального продукта, увеличения эффективности производства
во всех основных отраслях хозяйственного комплекса, улучшения делового
и инвестиционного климата,  снижения уровня безработицы, роста доходов
населения.
     Приоритетным направлением    в   достижении   поставленной   цели
выступает решение задач в сфере демографической политики:
     разработка и    реализация    комплекса    мер    по    улучшению
демографической ситуации в Тульской области;
     применение соответствующих мер, направляемых на поддержку молодых
семей и повышение рождаемости;
     снижение смертности   от   управляемых  причин  в  трудоспособном
возрасте;
     переход к эффективной миграционной политике.
     Численность населения  Тульской  области  на  начало  2008   года
составляла 1566,3 тысячи человек.  За период, прошедший после переписи
населения 2002 года, число жителей области сократилось на 109,5 тысячи
человек или на 6,5%. Убыль населения в Тульской области за этот период
была существенно больше,  чем в целом по России (2,2%) и в Центральном
федеральном округе (2,2%).
     Негативная динамика  численности  населения  в  Тульской  области
определяется   его  естественной  убылью.  Только  в 2003 - 2007 годах
численность умерших превысила количество родившихся  на  109,1  тысячи
человек.  Миграционный  прирост  (разность  между  числом  прибывших и
выбывших) за этот период составил 4,5 тысячи человек  и  компенсировал
естественную  убыль населения на 4,1%.  Причем это произошло благодаря
положительному миграционному сальдо в последние три года,  особенно  в
2007  году, тогда как в 2003 - 2004 годах естественная убыль населения
дополнялась миграционной.
     Население Тульской  области  одно  из  самых  старых в Российской
Федерации. Доля жителей в возрасте 60 лет и старше на начало 2007 года
составляла 22,4% и была самой высокой в стране (для сравнения: в целом
по России 17,1%, в Центральном федеральном округе 18,7%).
     Доля населения  трудоспособного  возраста  в Тульской области (на
начало 2008 года 60,0%) одна из самых низких в России  (в  среднем  по
стране 63,4%, в Центральном федеральном округе 62,7%).
     Современная демографическая ситуация  характеризуется  следующими
процессами:  в  активный  репродуктивный  возраст  вошли  и продолжают
входить многочисленные поколения женщин, родившихся в период заметного
повышения  рождаемости  в  1980-е годы,  связанного с реализацией в то
время мер государственной помощи семьям с детьми.  С  другой  стороны,
возраста   высокой   смертности   достигают   малочисленные  поколения
родившихся в годы Великой Отечественной войны. Такой возрастной состав
населения   способствует   повышению  общих  показателей  рождаемости,
снижению общих показателей смертности и, в целом, существенно тормозит
естественную убыль населения.
     В ближайшие  годы  активного  репродуктивного   возраста   начнут
достигать  малочисленные контингенты родившихся в самом конце 1980-х и
начале 1990-х годов:  по состоянию на  начало  2007  года  численность
10-19-летних лиц женского пола на 25,1%  меньше,  чем 20-29-летних,  а
численность тех, кому 0-9 лет, на 31,4% меньше, чем 10-19-летних, и на
48,6% меньше, чем 20-29-летних.
     Потребуется значительное   повышение    возрастных    показателей
рождаемости  (через  10  лет  на  треть,  а через 20 лет почти вдвое),
которое компенсировало бы это сокращение численности женщин  активного
репродуктивного  возраста.  Одновременно  существенно  увеличится доля
пожилого  населения,  так  как  пожилых  возрастов   будут   достигать
сравнительно  многочисленные  контингенты  родившихся  в  послевоенные
годы.  Например,  численность 50-59-летних жителей Тульской области на
начало 2007 года была на 50,4%  больше, чем 60-69-летних. Это приведет
к  значительному  увеличению  нагрузки  на  пенсионное  и   социальное
обеспечение,  на  здравоохранение,  а также будет способствовать росту
общих показателей смертности.
     Таким образом,   прогнозируемое  ухудшение  возрастной  структуры
населения Тульской области  приведет,  если  не  будет  компенсировано
результатами  эффективной демографической политики,  к заметному росту
естественной убыли.
     Улучшению возрастного  состава  населения могла бы способствовать
миграция. Однако, во-первых, миграционный прирост населения в Тульской
области  относительно невелик (в 2006 году он составил 3,0 человека на
1000  человек  населения),  а,  во-вторых,  не  оптимален  по   своему
возрастному  составу.  Внешняя миграция в Тульской области в 2006 году
способствовала сокращению доли  населения  в  активном  репродуктивном
возрасте  и  существенно  увеличивала  долю  тех,  кто  приближался  к
пенсионному возрасту.
     Уровень рождаемости в Тульской области заметно ниже,  чем в целом
по России и по Центральному федеральному округу,  что значительно ниже
простого воспроизводства населения.  Суммарный коэффициент рождаемости
(число детей,  рожденных в среднем одной женщиной за  всю  жизнь,  при
условии сохранения существующих уровней рождаемости в каждом возрасте)
в 2007  году  составил  1,14-1,15  (почти  в  1,9  раза  ниже  уровня,
необходимого  для  обеспечения  воспроизводства  населения).  По этому
показателю  область  занимает  предпоследнее  место  в  России.   Ниже
рождаемость  только в Ленинградской области.  Для обеспечения нулевого
естественного  прироста,  то  есть   баланса   рождений   и   смертей,  
в  2007  году  необходимо   было  бы,  чтобы   суммарный   коэффициент 
рождаемости составлял 2,8.
     Одновременно со  снижением  рождаемости существенно изменяется ее
возрастная модель.  Происходит ее трансформация, сдвиг к более старшим
возрастам.  Если  в  1995  году  показатель рождаемости у 25-29-летних
женщин составлял 49,4% от уровня рождаемости в возрастной группе 20-24
года, то в 2006 году уже 84,2%.
     По данным переписи населения 1989 года в  возрасте  25-29  лет  в
Тульской области еще никогда не состояли в браке 10,5%  женщин и 20,4%
мужчин,  то к 2002 году их доля возросла,  соответственно,  до 19,5% и
33,4%.
     Суммарный коэффициент рождаемости по первым  рождениям,  несмотря
на  некоторое  повышение  в  последние  годы,  остается  очень низким.
Откладывание или отказ от рождения  первенца  наблюдается  примерно  у
20-23% женщин.
     Снижение смертности,  в том числе от управляемых причин, является
одним  из  приоритетных  путей стабилизации демографической ситуации в
Тульской области.  Особенно  актуальными  являются  меры  по  снижению
смертности лиц трудоспособного возраста.
     Этот показатель наиболее чувствителен  к  различным  составляющим
качества  жизни:  уровню доходов населения,  условиям труда,  уровню и
культуре быта, состоянию физического и психологического здоровья.
     Коэффициент младенческой   смертности  (число  детей,  умерших  в
данном году в возрасте до года на 1000 человек,  родившихся  живыми  в
том  же  календарном году) в Тульской области в 2007 году составил 9,4
на 1000 родившихся и находился на  среднем  для  Российской  Федерации
уровне   (9,4   промилле),  и  несколько  выше,  чем  по  Центральному
федеральному округу (7,8 промилле).
     У мужчин  различия в смертности между Тульской областью и Россией
в  целом  по   общему   стандартизованному   коэффициенту   смертности
(отношение общего числа умерших в течение некоторого периода времени к
средней численности населения в  этот  период)  обусловлены  на  41,0%
различиями в уровне смертности от болезней системы кровообращения,  на
13,8% от болезней органов дыхания, на 13,7% от внешних причин, на 9,3%
от болезней органов пищеварения,  на 4,5%  от новообразований, на 2,1%
от инфекционных и паразитарных болезней,  на 15,6%  от  других  причин
смерти.
     У женщин   35,5%   разницы    между    общим    стандартизованным
коэффициентом   смертности   в  Тульской  области  и  среднероссийской
величиной этого показателя приходится  на  различия  в  смертности  от
болезней системы кровообращения, 13,0% на болезни органов пищеварения,
6,8%  на новообразования,  6,6%  на болезни органов дыхания,  4,2%  на
внешние причины, 1,8% на инфекционные и паразитарные болезни, 32,2% на
другие причины смерти.
     Сохранение нынешнего  режима  воспроизводства  и  миграции  может
привести к сокращению численности населения Тульской области  до  1220
тысяч  человек,  то  есть  почти  на  23%  к началу 2025 года,  а доля
населения в возрасте 60 лет и старше может составить 27,5%.
     Заметный вклад  в  развитие  отраслей социальной сферы,  особенно
здравоохранения,   образования,   напрямую   влияющих   на   изменение
демографической ситуации,  внесла реализация приоритетных национальных
проектов.   Улучшилась   материально-техническая    база    учреждений
здравоохранения и образования.  Существенно обновился парк автомобилей
скорой медицинской  помощи,  школьных  автобусов.  Укрепился  кадровый
потенциал отраслей.
     В области осуществляются комплексные меры по снижению смертности,
повышению   рождаемости,  укреплению  института  семьи.  В  результате
принимаемых     мер     сложились      позитивные      подвижки      в
социально-демографической ситуации.
     В последние годы уменьшаются темпы убыли населения:  в 2003  году
оно  сократилось  на 1,5%, в 2004 году на 1,39%, в 2005 году на 1,36%, 
в 2006 году на 1,21%.
     В 2006 - 2007  годах  закрепились   тенденции   повышения  уровня
рождаемости.
     В 2006  году в области родилось 12660 детей (на 51 ребенка или на
0,4%  больше,  чем в 2005 году), в 2007 году 13169 детей (на 509 детей
или 4% больше, чем в 2006 году).
     Общий коэффициент рождаемости  (число  рождений  в  населении  за
определенный период в расчете на 1000 человек населения,  проживающего
в этот период) в Тульской области в 2007 году в сравнении с 2006 годом
вырос с 8,0 до 8,4 родившихся на 1000 человек населения.  Выше,  чем в
среднем по области,  отмечен уровень рождаемости в городском округе г.
Донской и 15 муниципальных районах.  Самый высокий уровень рождаемости
в Каменском и Чернском муниципальных районах 10,4 родившихся  на  1000
населения, самый низкий в Суворовском муниципальном районе 7,3.
     Третий год  в  области  наблюдается   рост   повторных   рождений
(родившиеся  по  порядку  вторыми,  третьими  и  так  далее).  В общей
численности новорожденных 2007 года повторные рождения составили  5264
человека, или 40%.
     За 2007 год,  в сравнении с 2006 годом,  вторыми  по  очередности
рождений  у  матерей родилось на 531 младенца больше,  третьими на 96,
четвертыми и более на 75 детей.  Однако прирост рождаемости в эти годы
был одним из самых низких в России.
     В эти же годы произошло снижение смертности и увеличение  средней
ожидаемой  продолжительности предстоящей жизни.  В 2007 году в области
сохранилась тенденция  сокращения  смертности  населения.  Коэффициент
смертности  снизился  с 20,9 до 20,4 умерших на 1000 населения.  Ниже,
чем в среднем  по  области,  уровень  смертности  в  городском  округе 
г. Тула  (17,9) и  4  муниципальных  районах:  Новомосковском  (18,9),
Ленинском и Плавском (19,8), Заокском (19,9).
     На протяжении  многих  лет  на  показатели  смертности  в области
большое  влияние  оказывает   смертность   населения   трудоспособного
возраста,  которая,  начиная  с  1999  года,  постоянно  росла  вплоть 
до  2005  года.  В 2006 году  по сравнению с 2005 годом  снизилось как 
число умерших в трудоспособном возрасте, так и их удельный вес в общей
численности   умерших.    Тенденция    сокращения    смертности    лиц
трудоспособного  возраста сохранилась и в 2007 году.  Если в 2005 году
их доля в общем числе умерших составляла 31%,  в 2006 году 29,5%, то в
2007 году 28,3%.
     С 2006 года в  области  складывается  положительный  миграционный
прирост  населения,  который  формируется за счет притока населения из
государств-участников СНГ. В 2007 году миграционный прирост населения,
который  составил  4,7  тысячи человек,  восполнил естественные потери
населения области почти на четверть.
     Вместе с  тем,  в 2007 году в Тульской области была самая большая
естественная убыль населения (12,0 на 1000  человек  населения  против
3,3 в целом по России и 6,4 по Центральному федеральному округу).
     Тульская область один из самых  индустриально  развитых  регионов
Центрального  федерального  округа,  по  степени суммарной техногенной
нагрузки уступающий только Московской  области.  Многолетнее  действие
техногенных   факторов  и  последствий  радиационного  воздействия  на
окружающую  среду  в  результате  Чернобыльской  аварии  обусловливает
напряженную   экологическую   и   санитарную   обстановку.  Окружающей
природной среде наибольший вред наносят такие виды  деятельности,  как
химическое,   металлургическое  производство  и  производство  готовых
металлических  изделий,   машин   и   оборудования,   производство   и
распределение электроэнергии, газа и воды.
     В 2007 году выбросы загрязняющих веществ  в  атмосферу  составили
162,9  тысячи тонн и по сравнению с 2006 годом уменьшились на 0,7%,  к
уровню 2000 года сократились на 20%.
     По выбросам   загрязняющих   атмосферу   веществ,   отходящих  от
стационарных источников,  и сбросу загрязненных  сточных  вод  область
занимает третье место среди регионов Центрального федерального округа.
     Результаты исследования   водных   систем   централизованного   и
нецентрализованного  водоснабжения свидетельствуют о том,  что большая
часть жителей вынуждена пользоваться некачественной  по  гигиеническим
показателям водой.
     Экологические факторы,  негативно влияющие на состояние  здоровья
населения, требуют системного подхода. Научно-обоснованное внедрение и
применение   профилактических   программ   и   мероприятий   в   сфере
экологической     безопасности     является     важным    направлением
демографической  политики  и  повышения  показателей  качества   жизни
населения.
     Накопленный опыт управления в сфере демографической  политики  на
основе  программно-целевого  метода  осуществления  мер  по  улучшению
положения семьи, женщин, детей, позитивные тенденции, складывающиеся в
результате    реализации    программных    мероприятий,   подтверждают
целесообразность и  необходимость  внедрения  комплексного  подхода  к
планированию   демографического   развития   региона   и   обеспечению
проектного  метода  управления  в  сфере   демографической   политики,
системного решения демографических задач в их взаимосвязи.
     При этом предстоит обеспечить:  концентрацию  сил  и  средств  на
приоритетных   направлениях  демографического  развития  (рождаемость,
смертность,   миграция)   на   основе   программно-целевых    методов;
своевременное  реагирование  на  демографические  тенденции  в текущем
периоде;  учет региональных особенностей демографического  развития  и
координацию  действий  органов  государственной  власти всех уровней и
институтов гражданского общества.
     Соблюдение этих  принципов  даст  возможность осуществить меры по
улучшению социально-демографической ситуации,  положения семьи, охраны
отцовства,    материнства,    детства,    по    реальному    изменению
демографических показателей.

            3. Цели, принципы и задачи демографической политики
                  Тульской области на период до 2025 года

     Целями демографической политики в Тульской области на  период  до
2025  года являются:  сокращение темпов естественной убыли населения к
2015 году на уровне 1,5-1,6  млн.  человек,  стабилизация  численности
населения  к 2025 году,  создание условий для ее последующего роста за
счет  повышения  рождаемости,   снижения   смертности,   регулирования
замещающей миграции.
     Достижение целей демографической политики в значительной  степени
зависит  от  успешного решения задач социально-экономического развития
как страны в  целом,  так  и  Тульской  области,  включая  обеспечение
стабильного  экономического  роста  и  роста благосостояния населения,
снижение уровня  бедности  и  уменьшение  дифференциации  по  доходам,
создание   эффективной   социальной  инфраструктуры  (здравоохранение,
образование,  социальная защита населения),  рынка  доступного  жилья,
гибкого    рынка    труда,    улучшение   санитарно-эпидемиологической
обстановки.
     Основные принципы демографической политики в Тульской области:
     комплексность и целенаправленность на  решение  конкретных  задач
демографического  развития  (смертность,  рождаемость и миграция) в их
взаимосвязи;
     учет демографической     ситуации    в    областных    программах
социально-экономического развития;
     преемственность и      стабильность      мер      государственной
демографической политики;
     дифференцированный подход    к    предоставлению    гарантий   по
поддержанию социально приемлемого уровня  жизни  для  нетрудоспособных
членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для
обеспечения благосостояния на трудовой основе;
     применение современных   подходов   и   технологий   при  решении
демографических проблем;
     своевременное реагирование на изменение ситуации;
     направленность выбранных целей и задач,  а также  мероприятий  на
достижение   измеряемых   результатов,   оцениваемых   индикаторами  и
показателями.
     Органы исполнительной   власти   области  строят  демографическую
политику  на  принципах  социального  партнерства,  взаимодействия   с
институтами гражданского общества.
     Для достижения  поставленной  цели  требуется  решение  следующих
задач:
     сокращение уровня смертности (общего коэффициента смертности)  не
менее чем в 1,5 раза;
     увеличение средней продолжительности жизни до 73 лет (в том числе
мужчин до 69 лет, женщин до 77 лет);
     сокращение уровня смертности населения в трудоспособном  возрасте
от сердечно-сосудистых заболеваний в 2 раза;
     сокращение уровня  смертности  от  внешних  причин  в   2   раза;
     сокращение уровня материнской и младенческой смертности в 2 раза,
укрепление  репродуктивного  здоровья  населения,  здоровья  детей   и
подростков;
     сохранение и   укрепление    здоровья    населения,    увеличение
продолжительности  активной  жизни,  создание  условий  и формирование
мотивации для ведения здорового образа жизни;
     повышение уровня  рождаемости (увеличение суммарного коэффициента
рождаемости в 1,5-1,6 раза) за счет рождения в семьях второго  ребенка
и последующих детей;
     укрепление института семьи,  возрождение  и  сохранение  ценности
семьи с двумя и более детьми;
     развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
     обеспечение населения   рабочими   местами,   повышение    уровня
заработной  платы  по  ряду  вакансий,  пользующихся  спросом на рынке
труда, с целью сокращения миграции за пределы области;
     привлечение мигрантов     в    соответствии    с    потребностями
демографического  и  социально-экономического   развития,   с   учетом
необходимости их социальной адаптации и интеграции.

       4. Приоритеты и основные направления демографической политики
                  Тульской области на период до 2025 года

     Приоритеты и основные направления деятельности по решению  задачи
снижения смертности и повышения продолжительности жизни:
     развитие материально-технической   базы   лечебных    учреждений;
обеспечение  населения  области  не  только  общей  медицинской,  но и
специализированной  помощью  на  основе  внедрения  новых  медицинских
технологий;
     улучшение экстренной  медицинской  помощи,   обеспечение   службы
скорой помощи машинами, оборудованием;
     усиление профилактической     направленности     медицины      на
предотвращение болезней;
     расширение контингента лиц, проходящих ежегодную диспансеризацию;
введение регулярной диспансеризации всех детей;
     обеспечение детских   образовательных   учреждений   необходимыми
медицинскими кабинетами и медперсоналом;
     утверждение программы  развития  сети   детских   оздоровительных
учреждений, в первую очередь загородных, в том числе санаторного типа;
     утверждение фактической стоимости питания детей в образовательных
учреждениях  (школы,  детские сады, интернатные учреждения, санатории)
с учетом физиологических норм питания;
     развитие сети специализированных комбинатов школьного питания;
     обеспечение регулярного    государственного    и    общественного
(профсоюзы, общественные организации) контроля за условиями труда;
     оптимизация политики по снижению смертности не  только  с  учетом
федеральных приоритетов (младенческая смертность, дорожно-транспортный
травматизм,  сердечно-сосудистые заболевания),  но,  прежде  всего,  с
акцентом  на конкретные возрастные и нозологические группы риска,  что
позволит  преодолеть  диспропорции  в  формировании  продолжительности
жизни населения;
     сокращение уровня смертности от  заболеваний  сердечно-сосудистой
системы  за  счет  создания  комплексной системы профилактики факторов
риска и ранней диагностики;
     сокращение уровня   смертности   от   внешних   причин   за  счет
обеспечения населения условиями  труда,  соответствующими  требованиям
охраны труда, учебы, контроля за экологической ситуацией, ситуацией на
дорогах;
     снижение заболеваемости   и   смертности   населения   вследствие
злоупотребления алкогольными напитками, снижение иных связанных с этим
негативных социальных последствий;
     оптимизация социального статуса  и  сохранение  здоровья  пожилых
людей, содействие их активному участию в жизни общества;
     пропаганда и обеспечение мотивации здорового образа  жизни  путем
снижения  употребления алкоголя и табака,  регулирования предложения и
ограничения  спроса  на  эту  продукцию,   формирования   общественной
поддержки принимаемых мер, образовательной и просветительной работы;
     укрепление репродуктивного  здоровья  родителей,   повышение   их
ответственности за рождение и воспитание детей;
     расширение комплексной  реабилитации   детей-инвалидов,   молодых
инвалидов,  в том числе в специализированных учреждениях,  обеспечение
ее территориальной доступности;
     повышение качества   наблюдения  беременных  с  целью  проведения
активных профилактических мероприятий,  направленных на предупреждение
развития осложнений беременности и родов;
     создание многоуровневой    службы    пренатальной    диагностики,
расширение медико-генетического консультирования;
     разработка приоритетных  комплексных  мер  по  снижению   детской
смертности от управляемых и относительно управляемых причин;
     обеспечение качественной  диспансеризации  детей  и   подростков,
создание базы данных о состоянии здоровья детей;
     оказание высококвалифицированной специализированной  амбулаторной
и   стационарной   помощи   детям,  внедрение  современных  технологий
обследования;
     создание условий      для      эффективной     реабилитации     и
восстановительного   лечения   детей   на   базе   санаторно-курортных
учреждений области;
     развитие профилактических  мероприятий   на   основе   применения
высокотехнологичных  лечебных  и диагностических методик,  мониторинга
состояния здоровья населения,  активной  пропаганды  здорового  образа
жизни;
     совершенствование системы    здравоохранения,     усиление     ее
профилактической  направленности,  реализация  мер по предупреждению и
лечению   социально   значимых   заболеваний,   улучшение   ресурсного
обеспечения  кардиохирургической,  онкологической,  нейрохирургической
служб;
     оптимизация методов  управления  качеством  медицинской помощи на
основе  системного  подхода  и  ориентации  на  конкретные  результаты
деятельности учреждений здравоохранения;
     сохранение природного     потенциала     региона,     обеспечение
экологической    безопасности   при   реализации   проектов   развития
промышленного производства.
     Приоритеты и  основные направления деятельности по решению задачи
повышения рождаемости и укрепления семьи:
     формирование и   реализация   региональной   семейной   политики,
ориентированной на поддержку  интересов  семей  с  несовершеннолетними
детьми;
     создание для трудоспособного населения экономически благоприятных
условий,  в  том  числе повышение регионального минимума оплаты труда,
позволяющих гражданам за счет собственных доходов  обеспечивать  более
высокий уровень благосостояния;
     поддержка предпринимательской      инициативы,      самозанятости
населения,   содействие   повышению   профессиональной   и  социальной
активности молодежи путем реализации специальных молодежных  программ,
развитие  системы  профессиональной  ориентации,  осуществление мер по
обеспечению занятости безработных женщин, сельского населения;
     содействие занятости населения и организация работы по подготовке
кадров  в  системе  профессионального  образования  в  соответствии  с
потребностями рынка труда в регионе;
     создание благоприятных  условий  для  выполнения   экономической,
репродуктивной и воспитательной функций семьи;
     развитие системы пособий семьям с детьми,  дифференцированное  их
повышение  в  зависимости от очередности рождения за счет региональных
средств;
     поддержание стимулирующей роли материнского капитала,  расширение
рынка доступного жилья и образовательных услуг;
     расширение мер  дополнительной  поддержки  семей,  оказавшихся  в
трудной  жизненной  ситуации,  молодых,   студенческих,   многодетных,
неполных  семей,  с  членами семей инвалидами (детьми или родителями),
малоимущих семей с детьми, семей, взявших детей на воспитание;
     активизация работы   по   трудовому   обучению,  профессиональной
ориентации,  консультированию детей и подростков, подготовке к будущей
трудовой  деятельности  с учетом их склонности,  интересов и состояния
здоровья;
     укрепление материальной  базы  учреждений  начального  и среднего
профессионального образования;
     увеличение темпов строительства детских дошкольных учреждений,  в
первую очередь на территориях,  где  в  настоящее  время  уже  имеется
дефицит  мест (г.г.  Тула,  Новомосковск и другие) с целью обеспечения
всех нуждающихся детскими дошкольными учреждениями;
     содействие занятости  женщин,  выходящих  из  отпуска по уходу за
ребенком или имеющих малолетних детей,  многодетных женщин;  поддержка
дополнительной занятости родителей с несколькими детьми;
     пропаганда семейных ценностей,  повышение  общественного  статуса
семьи с двумя и более детьми,  развитие системы консультативной помощи
семьям в решении психологических, правовых, социальных проблем;
     содействие семейному     устройству    детей-сирот,    сокращение
численности детей, находящихся в интернатных учреждениях.
     Приоритеты и  основные направления деятельности по решению задачи
регулирования миграции:
     регулирование внутренних    миграционных    потоков    с   учетом
социально-экономических условий и демографической структуры области;
     повышение экономической  и  социальной  привлекательности  села с
целью прекращения оттока сельского населения трудоспособного  возраста
в  городские  поселения региона,  формирование условий для привлечения
мигрантов, прежде всего в сельскую местность;
     привлечение работников и специалистов, необходимых для заполнения
имеющихся  вакансий,  стимулирование  работодателей,  приглашающих   и
обустраивающих мигрантов;
     обеспечение баланса  трудовых  ресурсов  за  счет  организованной
временной  трудовой  миграции  из  стран  СНГ и Балтии на основе четко
обоснованных потребностей в рабочей силе  при  приоритетном  праве  на
трудоустройство  местного  населения,  а  также  создание  условий для
легализации и увеличения доли легальных временных трудовых мигрантов в
общей структуре потока трудовых мигрантов;
     разработка системы мер по  адаптации  мигрантов  (ознакомление  с
традициями,  историей  Тульской  области,  обучение  трудовым навыкам,
необходимым для работы на предприятиях области);
     стимулирование усыновления детей российскими гражданами;
     воспитание культуры  межнационального  общения   и   формирование
толерантного сознания у населения,  в особенности у детей и молодежи в
дошкольных   и   общеобразовательных   учреждениях,   высших   учебных
заведениях   и   учреждениях  дополнительного  образования,  освещение
вопросов миграционной политики в средствах массовой информации;
     пропаганда толерантности  к  приезжим,  разработка информационно-
пропагандистских мер по их интеграции.

       5. Ожидаемые результаты реализации Концепции демографической
             политики Тульской области на период до 2025 года

     Реализация Концепции обеспечит достижение следующих результатов:
     стабилизации численности  населения  на   уровне   1,5-1,6   млн.
человек;
     общий коэффициент  рождаемости  8-9  рождений  на  1000   человек
населения;
     суммарный коэффициент рождаемости 1,7-1,8;
     увеличение доли  детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения
родителей,  переданных  на  воспитание  в  семью,  до  70%  от  общего
количества детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, к
2015 году и 95% к 2025 году;
     совершенствование качества    услуг    дошкольного   образования,
предоставляемых населению (мониторинг мнения населения);
     обеспечение охвата  детей  дошкольным образованием,  средний срок
ожидания места не должен превышать 1 месяца к 2015 году;
     общий коэффициент  смертности  14,5-15,0  случаев на 1000 человек
населения;
     ожидаемая  продолжительность  жизни  73 года,  в том числе мужчин
69 лет,  женщин   77    лет;    сокращение    уровня    смертности  от
сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5-2 раза;
     сокращение уровня материнской смертности в 2 раза;
     сокращение уровня младенческой смертности в 2 раза;
     обеспечение сальдо  миграции,  замещающего   естественную   убыль
населения;
     введение механизма  территориального  перераспределения  трудовых
мигрантов в интересах социально-экономического развития области.

            6. Информационное обеспечение реализации Концепции
                 демографической политики Тульской области
                          на период до 2025 года

     Информационное обеспечение    реализации    настоящей   Концепции
предполагает использование данных государственной  статистики,  итогов
переписей населения и данных социологических исследований.
     Информационное обеспечение  реализации  демографической  политики
включает в себя:
     подготовку ежегодного  доклада  о  демографической   ситуации   в
области и об исполнении мероприятий, направленных на ее улучшение;
     подготовку аналитических и информационных материалов по  вопросам
демографического     развития     области;    проведение    выборочных
социологических  и  социально-психологических  исследований  в   сфере
регулирования региональной демографической политики;
     расширение социальной рекламы в  средствах  массовой  информации,
выпуск тематических теле- и радиопрограмм, печатных изданий;
     пропагандистскую работу, направленную на возрождение традиционных
семейных ценностей,  повышение престижа семьи с детьми,  материнства и
отцовства;
     просвещение населения    о   возможных   негативных   результатах
нездорового  образа  жизни,  наиболее  распространенных  заболеваниях,
эпидемической  обстановке,  появлении  на  рынке  опасных для здоровья
товаров,  о негативных результатах  распространения  малодетности  для
семьи и ее членов,  для области в целом, о последствиях нетерпимости в
отношении к мигрантам, о необходимости их адаптации;
     информирование жителей  области  о  принимаемых  мерах  в области
демографической  политики,  о  ходе  их  реализации  и   промежуточных
результатах;
     организацию обучения   основам   демографии   государственных   и
муниципальных служащих,  студентов средних и высших учебных заведений,
специалистов, представителей средств массовой информации.

             7. Механизмы реализации демографической политики
                  Тульской области на период до 2025 года

     Реализацию демографической политики Тульской области на период до
2025 года предполагается осуществлять путем:
     включения задач     и     мероприятий,     призванных    улучшить
демографическую      ситуацию,       в       областные       программы
социально-экономического развития;
     учета задач демографической  политики  при  формировании  бюджета
области   и   местных   бюджетов,  внебюджетных  фондов,  концентрации
финансовых и  материальных  ресурсов  для  реализации  основных  задач
демографической   политики,  привлечения  дополнительных  внебюджетных
средств на эти цели,  привлечения социально ответственного  бизнеса  и
активизации деятельности общественных организаций;
     постоянного мониторинга и  анализа  демографических  процессов  и
корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
     развития демографических исследований  и  расширения  контингента
обучающихся основам демографии.
     Механизмы осуществления   демографической    политики    включают
разработку и реализацию программ в сфере демографической политики,  их
нормативное правовое обеспечение,  расширение региональной нормативной
правовой  базы:  принятие  новых правовых актов,  а также дополнение и
уточнение уже имеющихся; экономическое обеспечение, включающее систему
прямых   выплат   денежных   средств   семьям,  чья  репродуктивная  и
воспитательная деятельность соответствует  проводимой  демографической
политике;  установление  размеров льгот,  компенсирующих полностью или
частично  расходы  семьи   в   различных   сферах   жизнедеятельности;
информационно-пропагандистское    и    организационное    обеспечение,
предполагающее  формирование   органов   управления,   в   том   числе
коллегиальных   органов,   межведомственных   и   экспертных  групп  и
подготовку специалистов в сфере демографической политики.

              8. Этапы осуществления демографической политики
                  Тульской области на период до 2025 года

     Реализация демографической политики Тульской области на период до
2025 года будет осуществляться в три этапа.
     На первом  этапе (2008 - 2010 годы) будут реализованы мероприятия
Областной целевой программы по улучшению  демографической  ситуации  в
Тульской    области   на  2008 - 2010  годы,   Основных   направлений,
мероприятий  и  параметров  демографического развития Тульской области
на  2008 - 2010 годы,  созданы условия, позволяющие уменьшить  остроту
демографического кризиса, обоснована система мер, а также сформирована
правовая, организационная  и финансовая база для наращивания усилий по
поддержке  и  закреплению  позитивных тенденций.  На этом этапе  будут
реализованы  меры,  направленные  на  сглаживание имеющихся негативных
тенденций  и  их  последствий,  сокращение  темпов  естественной убыли
населения.
     На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление
мероприятий  по  стабилизации  демографической  ситуации  в   Тульской
области.  Намечается остановить естественную убыль населения, повысить
число  родившихся,  не  только  общий,  но  и  суммарный  коэффициенты
рождаемости,  снизить  общий коэффициент смертности и повысить уровень
продолжительности жизни.  Основной акцент будет  сделан  на  внедрении
программ здорового образа жизни,  повышении значимости демографических
ценностей.  Будут реализованы специальные меры по содействию занятости
родителей  с несколькими детьми (особенное внимание женщинам,  имеющим
детей до 3 лет),  проведению мероприятий,  направленных  на  улучшение
условий труда и экологических условий жизни.
     По итогам второго этапа предполагается к 2016 году:
     стабилизировать численность  населения Тульской области на уровне
1,5-1,6 млн. человек;
     обеспечить общий  коэффициент  рождаемости до 8,0-9,0 рождений на
1000  человек  населения,  суммарный  коэффициент рождаемости повысить
до 1,45-1,5;
     снизить общий коэффициент смертности до 16,0-15,5 на 1000 человек
населения,  увеличить  показатель  ожидаемой  продолжительности  жизни
до 68-68,5 лет;
     снизить коэффициент   младенческой  смертности  до  6,5  на  1000
родившихся живыми;
     уменьшить отток  населения  трудоспособного  возраста  за пределы
области;
     обеспечивать регулируемую миграцию,  соответствующую потребностям
и возможностям социально-экономического развития области.
     На  третьем  этапе  (2016 - 2025 годы)  на   основе   мониторинга
и  оценки   влияния  реализуемых  мер   на  демографическую   ситуацию
предлагается   проводить   мероприятия  по  упреждающему  реагированию
на   возможные  негативные  изменения  в  демографических   процессах.
В  связи  с  уменьшением  к  началу  этого  этапа  численности  женщин
репродуктивного  возраста  потребуется принять дополнительный комплекс
мер, стимулирующих  рождение вторых и третьих  детей.  На  этом  этапе
будут закреплены имеющиеся позитивные изменения, созданы  условия  для
последующего  роста  численности населения области за счет стабильного
естественного воспроизводства.
     К 2025 году предполагается:
     стабилизировать   численность   населения   области   на   уровне
1,5-1,6 млн. человек, не допуская ее снижение;
     увеличить суммарный коэффициент рождаемости до  1,7-1,8  рождений
(число родившихся и общий коэффициент рождаемости повысить не удастся,
вместе с тем с помощью проводимых мероприятий удастся приостановить их
снижение  из-за  ухудшения  возрастной  структуры,  общий  коэффициент
рождаемости может составить 8,0-8,2 на 1000 населения);
     снизить общий коэффициент смертности до 14,5-15,0 на 1000 человек
населения;
     снизить коэффициент  младенческой  смертности  до 4,0-4,5 на 1000
родившихся живыми;
     увеличить продолжительность   предстоящей  жизни  до  72-73  лет;
     регулировать объем    замещающей     миграции,     обеспечивающий
стабилизацию численности населения.

                  9. Источники финансирования мероприятий
            Концепции демографической политики Тульской области
                          на период до 2025 года

     Для решения  задач,  поставленных в Концепции,  предусматривается
обеспечить   последовательное   и   стабильное   увеличение   расходов
регионального  и  муниципальных  бюджетов на государственную поддержку
семей с детьми и охрану здоровья населения.
     Источниками финансирования  расходов на государственную поддержку
семей с детьми и охрану здоровья населения  являются  бюджет  Тульской
области,   местные   бюджеты   муниципальных   образований,   средства
государственных  внебюджетных  фондов,  коммерческих  и   общественных
организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

                       10. Заключительные положения

     Концепция демографической    политики    Тульской    области    и
сформированные  на  ее  основе  целевые  областные,  ведомственные   и
муниципальные   программы   позволят   создать   комплексную   систему
реализации  демографической   политики,   стабилизировать   (улучшить)
демографическую ситуацию в области,  что в конечном итоге благоприятно
скажется   на   повышении   качества   жизни   населения    и    росте
социально-экономического благополучия региона.

Информация по документу
Читайте также