Расширенный поиск

Решение Тверской городской Думы г. Твери от 02.08.2002 № 93

                        ТВЕРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                               РЕШЕНИЕ


02.08.2002 г. N 93
г. Тверь

Об обращении в суд

     Признавая актуальность и  большую  социальную  значимость  работы
органов  городского  самоуправления в сфере защиты прав потребителей и
руководствуясь пунктом 20 статьи  41  Устава  города  Твери,  Тверская
городская Дума решила:
     1. Подтвердить   Постановление   Тверской   городской   Думы   от
27.08.2001 N 41 об обращении в суд с иском от имени Тверской городской
Думы в защиту прав потребителей.
     2. Одобрить исковое заявление депутатов Тверской городской Думы в
защиту неопределенного круга лиц (приложения к настоящему  решению  NN
1, 2).
     3. Считать правомочными действия председателя Тверской  городской
Думы   Почтарева  В.А.,  подписавшего  и  направившего  в  Центральный
районный   суд   исковое   заявление   к   ОАО   "Тверьэнерго",   ГМУП
"Тверьгортеплоэнерго" в защиту неопределенного круга лиц.


     Глава города Твери          А.П.Белоусов



                                                Приложение 1 к решению
                                               Тверской городской Думы
                                                 N 93 от 02.08.2002 г.

                                              Центральный районный суд
                                                          города Твери

                                                                Истец:
                                              Тверская городская Дума,
                                                    ул. Советская, 34,
                           в защиту неопределенного круга потребителей

                                                            Ответчики:
                          Открытое акционерное общество "Тверьэнерго",
                                               г. Тверь, ул. Бебеля, 1

                                   Муниципальное унитарное предприятие
                                                "Тверьгортеплоэнерго",
                                        г. Тверь, ул. Склизкова, д. 48

                              Общество с ограниченной ответственностью
                                                     "Тверьрегионгаз",
                                       г. Тверь, ул. Крылова, д. 40/29


                          ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

     Тверская городская  Дума  обращается  в  суд  с  иском  в  защиту
неопределенного круга потребителей города Твери,  подвергнутым в  2001
году   незаконному   ограничению  поставки  тепловой  энергии  в  виде
отопления и горячего водоснабжения (далее тепловой энергии),  и просим
признать незаконными ограничения ответчиками поставок тепловой энергии
добросовестным плательщикам в 2001 году.
     Указанные требования основываем на том, что:
     а) ОАО "Тверьэнерго" и МУП  "Тверьгортеплоэнерго"  до  июля  2001
года  поставляли тепловую энергию потребителям в жилищном фонде города
ненадлежащего качества,  а начиная с июля 2001 года прекратили  подачу
тепловой  энергии  потребителям  в  жилищном фонде.  Эти ограничения в
поставке тепловой энергии были вызваны ограничениями поставки сетевого
газа ООО "Тверьрегионгаз" и МУП "Тверьгортеплоэнерго", вырабатывающему
тепловую энергию (справка  Департамента  ЖКХ  администрации  г.  Твери
прилагается).
     Незаконность ограничения поставок газа всем потребителям г. Твери
на основании наличия задолженности отдельных потребителей уже признана
Центральным районным судом города Твери решением  от  25  января  2001
года (копия решения прилагается).
     б) 93%   граждан   города    Твери    являются    добросовестными
плательщиками    коммунальной   услуги   по   отоплению   и   горячему
водоснабжению   в   жилищном   фонде,   что    подтверждает    справка
муниципального учреждения "ДЕЗ" (прилагается).
     Следовательно, данной категории граждан в соответствии с решением
Тверской городской Думы от 28.12.1994 N 60 "О взаимоотношениях граждан
и  юридических  лиц,  занимающих  помещения  в  домах   муниципального
жилищного   фонда,   с   муниципальными  жилищно  -  эксплуатационными
предприятиями" (приложение N 4) должны быть  предоставлены  услуги  по
горячему водоснабжению и отоплению по следующим показателям;
     1. Бесперебойное  горячее  водоснабжение  в  течение   года   (за
исключением  времени  планового  отключения  для проведения ремонтно -
профилактических работ на срок до 21  дня  в  году,  а  также  случаев
аварий   на  наружных  сетях  и  сооружениях,  зафиксированных  актами
ресурсоснабжающих организаций, но не более 5 дней в году). Обеспечение
нормативной  температуры  горячей воды в точке водозабора - не менее +
50 град. С.
     2. Обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях
(при условиях выполнения мероприятий по утеплению помещений + 18 град.
С).
     При этом,  согласно справке Департамента ЖКХ администрации города
Твери,  с 12 февраля 2001 года был введен в действие порайонный график
отключения горячего водоснабжения в городе.
     С 17.07.2001  ООО  "Межрегионгаз"  ввел 100%  ограничение лимитов
газопотребления  для   теплоисточников   ОАО   "Тверьэнерго"   и   МУП
"Тверьгортеплоэнерго".  Фактически  было  полностью прекращено горячее
водоснабжение населения.
     в) Помимо  изложенного,  ограничения  в поставке тепловой энергии
потребителям  в  жилищном  фонде   угрожают   здоровью   и   принижают
достоинство  личности,  принадлежащие  гражданам  от рождения и в силу
закона.
     В соответствии  со  ст.  7  Закона  "О  защите прав потребителей"
потребитель имеет право  на  то,  чтобы  товар  (работа,  услуга)  был
безопасен для жизни, здоровья потребителя.
     Федеральным законом    "О    санитарно    -    эпидемиологическом
благополучии  населения"  от  30.03.1999  установлено,  что содержание
жилых помещений должно отвечать санитарным правилам  (п.  3  ст.  23),
которые   являются  нормативными  правовыми  актами,  устанавливающими
санитарно  -  эпидемиологические  требования  (в  том  числе  критерии
безопасности   и   (или)  безвредности  факторов  среды  обитания  для
человека,  гигиенические  и  иные  нормативы),  несоблюдение   которых
создает   угрозу   жизни   или   здоровья  человека,  а  также  угрозу
возникновения и распространения заболеваний (ст. 1).
     Санитарно -  эпидемиологическими  требованиями  к жилым зданиям и
помещениям  (СанПиН  2.1.2.1002-00)   установлено,   что   оптимальная
температура  воздуха  в  жилых  помещениях  должна достигать следующих
параметров:

-------------------T---------------------------------------------¬
¦Жилая комната     ¦              20 - 22 град. С                ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Кухня             ¦              19 - 21 град. С                ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Туалет            ¦              19 - 21 град. С                ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦Ванная            ¦              24 - 26 град. С                ¦
L------------------+----------------------------------------------

     Однако в феврале 2001 года при температуре наружного воздуха - 20
град.  С  в  условиях  ограничения лимитов тепловой энергии ТЭЦ города
выдавали  температуру  на  35  град.  С   (31%)   ниже   утвержденного
температурного  графика,  что  не  позволяло  нагреть теплоноситель до
температуры, обеспечивающей жилые дома качественным отоплением.
     Более того,   считаем,   что  опасность  дальнейшего  ограничения
лимитов поставки  тепловой  энергии  в  жилищный  фонд  возможна  и  в
будущем.
     Принимая во   внимание   изложенное,   в   целях   защиты    прав
потребителей, Тверская городская Дума просит:
     1. Защитить  нематериальные  права  граждан  в  соответствии   со
статьями  12  и  150  ГК  РФ  путем признания несоответствующим закону
действия ОАО  "Тверьэнерго"  и  ООО  "Тверьрегионгаз"  по  ограничению
поставки  тепловой  энергии  потребителям  в  жилищном  фонде  города,
осуществляющим оплату указанной поставки.
     2. Запретить  в дальнейшем организациям,  осуществляющим поставку
тепловой энергии потребителям - гражданам города  Твери,  ограничивать
поставку  тепловой  энергии  в  жилищный  фонд,  а  также  запретить в
дальнейшем  ограничения  поставок  газа  организациям,  вырабатывающим
тепловую энергию, потребителям - гражданам города Твери.
     8. Освободить Тверскую городскую Думу  от  уплаты  госпошлины  на
основании п. п. 1 п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" как
выступающую в защиту общественных интересов.

     Приложения. 1. Справка Департамента ЖКХ администрации г. Твери на
8 листах.
     2. Справка муниципального учреждения "ДЕЗ" на 1 листе.
     3. Ксерокопия  решения  Центрального  районного суда от 25 января
2001 г. - на 3-х листах.
     4. Письмо  ОАО  "Тверьэнерго"  N  022-02/1085  от 17.05.2001 на 1
листе.
     5. Письмо   Департамента   по   энергосбытовой   деятельности   N
30-05/8-847 от 14.05.01 на 1 листе.
     6. Решение   Тверской  городской  Думы  от  28.12.1994  N  60  "О
взаимоотношениях граждан и юридических  лиц,  занимающих  помещения  в
домах  муниципального  жилищного  фонда,  с  муниципальными  жилищно -
эксплуатационными предприятиями".
     7. Постановление  Правительства  РФ  от  26.09.1994  N  1099  "Об
утверждении  правил  предоставления  коммунальных   услуг   и   правил
предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов".
     8. Постановление  Тверской  городской   думы   "О   защите   прав
потребителей" от 27.08.2001 N 41.


     Председатель Тверской
     городской Думы          В.А.Почтарев



                                                Приложение 2 к решению
                                               Тверской городской Думы
                                                 N 93 от 02.08.2002 г.

                                     Центральный районный суд г. Твери
                                    Федеральный судья Кадочникова Е.В.


                              ИЗМЕНЕНИЯ
             к исковому заявлению Тверской городской Думы
           к ОАО "Тверьэнерго", ГМУП "Тверьгортеплоэнерго",
                         ООО "Тверьрегионгаз"
        (в дополнение к исковым требованиям, изложенным ранее)

     В соответствии  со  ст.  34  ГПК  РСФСР  прошу  принять следующее
изменение предмета иска Тверской городской Думы к  ОАО  "Тверьэнерго",
ГМУП "Тверьгортеплоэнерго", ООО "Тверьрегионгаз".
     В соответствии со ст.  539 Гражданского кодекса  РФ  по  договору
энергоснабжения   энергоснабжающая   организация   обязуется  подавать
абоненту  (потребителю)   через   присоединенную   сеть   энергию,   а
потребитель обязуется оплачивать принятую энергию. Следует учесть, что
ст. 426 ГК РФ рассматривает договор энергоснабжения как публичный.
     В ФЗ  "О государственном регулировании тарифов на электрическую и
тепловую  энергию"  энергоснабжающая  организация  рассматривается   в
качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям
как произведенной,  так и купленной  электрической  и  (или)  тепловой
энергии.
     Действующим законодательством  потребитель  энергии  определяется
как   физическое  или  юридическое  лицо,  осуществляющее  пользование
электрической  энергией  (мощностью)   и   (или)   тепловой   энергией
(мощностью).  При  этом  ГК  РФ  отождествляет  понятия  потребитель и
абонент.
     Договор между  ОАО  "Тверьэнерго"  и  ГМУП  "Тверьгортеплоэнерго"
рассматривает ОАО "Тверьэнерго" как  энергоснабжающую  организацию,  а
ГМУП "Тверьгортеплоэнерго" как абонента (потребителя) (см. п. 1.1, 1.3
договора от 22.06.01).  В  предлагаемой  системе  отношений  население
города  выступает в качестве субабонента.  Подобная постановка вопроса
грубо нарушает права населения как потребителя жилищно -  коммунальных
услуг:
     - в соответствии со  ст.  545  ГК  РФ  абонент  может  передавать
энергию,   принятую   им   от   энергоснабжающей   организации   через
присоединенную сеть,  другому лицу  (субабоненту)  только  с  согласия
энергоснабжающей организации. Таким образом, ГК РФ передача энергии от
абонента к субабоненту сформулирована как право,  а не как обязанность
абонента.  Более  того,  вопрос  передавать  или не передавать энергию
субабоненту решается только с согласия энергоснабжающей организации. И
в  этом  случае  договор  между  абонентом и субабонентом уже не будет
носить публичный характер.  В нашем спорном случае это  выглядит  так:
ГМУП "Тверьгортеплоэнерго" может передавать населению теплоэнергию или
не передавать,  ОАО "Тверьэнерго"  может  дать  согласие  на  подобную
передачу  тепла  или нет.  А гражданину,  обратившемуся за заключением
договора теплоснабжения, можно отказать в его заключении.
     Таким образом,  договор  на  поставку  тепловой энергии в горячей
воде от 22.06.01 не  соответствует  действующему  законодательству  по
следующим основаниям:
     1. ГМУП  "Тверьгортеплоэнерго"  не  может  являться  потребителем
тепловой   энергии,   поставляемой  ОАО  "Тверьэнерго",  поскольку  не
использует   тепловую   энергию   для   собственных   нужд.   ФЗ    "О
государственном  регулировании  тарифов  на  электрическую  и тепловую
энергию в РФ" (в ред.  ФЗ от 11.02.99 N 33-ФЗ),  Основными положениями
ценообразования  на электрическую и тепловую энергию на территории РФ,
утв.  Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N  121,  в  качестве
потребителей   тепловой   энергии   рассматривают   -  физическое  или
юридическое лицо, осуществляющее пользование тепловой энергией.
     Справка: тепловая энергия - это тепло,  выраженное в гигакалориях
(Гкал),  носителями тепла является  горячая  вода  или  пар  различных
параметров.  Согласно  п.  1.2  договора,  вода,  передающая  тепловую
энергию,  является собственностью  энергоснабжающей  организации  (ОАО
"Тверьэнерго).  Таким  образом,  будучи потребителем теплоэнергии ГМУП
"Тверьгортеплоэнерго" должно вернуть воду  ОАО  "Тверьэнерго",  а  все
Гкал     тепла     использовать    для    собственных    хозяйственных
(производственных)  нужд.  Граждане  не  являются   субабонентами,   а
являются потребителями теплоэнергии.
     2. Постановлением Правительства РФ от 26.09.94  N  1099,  которым
утверждены  Правила предоставления коммунальных услуг,  Постановлением
Правительства от 02.08.98 N 887 "О  совершенствовании  системы  оплаты
жилья  и  коммунальных  услуг и мерах по социальной защите населения",
теплоснабжение  отнесено  к  разновидности   коммунальных   услуг.   В
соответствии  с ФЗ "О защите прав потребителей" гражданин (население),
использующий  (использующее)  товары,  работы,  услуги  (в  том  числе
коммунальные  услуги)  исключительно  для личных семейных,  домашних и
иных  нужд,  не   связанных   с   осуществлением   предпринимательской
деятельности, является потребителем (потребителями).
     3. В этом же случае корреспондирующей  стороной  по  отношению  к
потребителям   -   гражданам   в  договорных  отношениях  по  поставке
теплоснабжения должна быть энергоснабжающая организация.
     Согласно Закону  "О защите прав потребителей" исполнителем услуги
теплоснабжения является организация  независимо  от  организационно  -
правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям
по возмездному договору, в данном случае таковой организацией является
ОАО   "Тверьэнерго".   При   этом,   несмотря  на  то,  что  население
(практически все) является добросовестным плательщиком,  и несмотря на
установленное п.  3 ст.  541 ГК РФ правило о том,  что граждане вправе
использовать энергию в необходимом им  количестве,  ОАО  "Тверьэнерго"
систематически вводит ограничения,  а порою полное отключение тепловой
энергии жителям города.
     Между тем  Закон  РФ  "О  защите  прав потребителей" гласит,  что
исполнитель обязан  оказать  потребителю  услугу,  соответствующую  по
качеству  обязательным  требованиям,  предусмотренным  законами  или в
установленном ими порядке.
     При этом  следует  иметь  в  виду,  что ранее действующее понятие
"исполнитель жилищно - коммунальных услуг",  закрепленное  в  Правилах
предоставления   коммунальных  услуг  (Постановление  правительства  N
1099),  не может более применяться,  поскольку в  Постановлении  N  32
Пленума  Верховного  Суда  РФ  от  21.11.2000  "О внесении изменений и
дополнений в  некоторые  Постановления  Пленума  Верховного  суда  РФ"
предусмотрено:
     Второй абзац п.  3 Постановления Пленума от  29.09.1994  N  7  "О
практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей (с изм.  и
доп.,  внесенными Постановлениями Пленума от 25.04.95 N 6,  25.10.96 N
10, от 17.01.97 N 2) изложить в следующей редакции:
     "При этом необходимо учитывать, что принятые Правительством РФ до
введения в действие Гражданского кодекса РФ и Закона РФ "О защите прав
потребителей" (в ред.  Закона от 17.11.99) правила об отдельных  видах
договоров  (в частности,  Правила предоставления коммунальных услуг от
26.09.94 (в ред.  Постановлений Правительства РФ от 24.02.95 N 182, от
10.02.97   N   155,  от  13.10.97  N  1303),  Правила  оказания  услуг
общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от
15.08.97   N  1036)  могут  применяться  в  части,  не  противоречащей
Гражданскому кодексу РФ и названному выше Закону РФ".
     Не является    по    отношению   к   населению   энергоснабжающей
организацией и ГМУП "Тверьгортеплоэнерго", поскольку в этом случае оно
должно   было   бы  стать  покупателем  энергии  у  ОАО  "Тверьэнерго"
одновременно с теплоносителем (водой) либо каким-то образом  перенести
купленное   тепло  на  собственные  теплоносители.  Фактически  же  до
населения доводится теплоэнергия на теплоносителях ОАО "Тверьэнерго".
     П. 4.1   договора,   устанавливающий,   что   ОАО   "Тверьэнерго"
поставляет тепловую энергию лишь до  границ  ответственности,  которые
определяются  балансовой  принадлежностью  сетей,  также  противоречит
действующему  законодательству.  А   именно:   согласно   методическим
указаниям  "О  порядке  расчета  тарифов  на  электрическую и тепловую
энергию на потребительском  рынке",  утв.  Федеральной  энергетической
комиссией  РФ 16 апреля 1997 (п.  6.3 Приложения 19),  в себестоимость
производства тепловой энергии,  передачи и распределения  ее  в  сетях
(т.е.  в  тариф  энергоснабжающей  организации)  включены  расходы  по
техническому   обслуживанию   электрических   сетей    и    устройств,
эксплуатируемых эксплуатационными организациями.
     В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 04.02.97
N 121 "Об основах ценообразования и изменения тарифов на электрическую
и тепловую энергию" названные методические  указания  обязательны  для
исполнения    всеми   энергетическими   комиссиями   и   коммерческими
организациями (в том числе и ОАО "Тверьэнерго").
     П. 7.12  договора предусматривает,  что при неоплате поставленной
тепловой  энергии  к  абоненту  применяются  меры  по  ограничению   и
прекращению   отпуска   тепловой  энергии,  установленные  действующим
законодательством.
     Порядок прекращения   или   ограничения  подачи  электрической  и
тепловой энергии и  газа  организациям  -  потребителям  при  неоплате
поданных (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов, утв.
Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 N 1 (в ред.  Постановления
Правительства  РФ  от  17.07.98  N  789)  распространяется  только  на
организации - потребители при неоплате поданных  ими  (использованными
ими) топливно - энергетических ресурсов.
     Как уже было изложено,  ГМУП  "Тверьгортеплоэнерго"  не  является
организацией  -  потребителем теплоэнергии.  Этот вывод подтверждается
также  и  судебной   практикой.   Так,   Постановлением   Федерального
арбитражного  суда  Центрального  округа установлено,  что предприятие
"Смоленскоблкоммунэнерго" (аналог ГМУП "Тверьгортеплоэнерго") является
перепродавцом   получаемой   от   ОАО   "Смоленскэнерго"  (аналог  ОАО
"Тверьэнерго")  электроэнергии   и   не   относится   к   числу   лиц,
осуществляющих  пользование  ею  (т.е.  к организациям - потребителям,
подразумевающихся в Постановлении Правительства от 05.01.98 N 1).
     Таким образом,  договор  теплоснабжения N 1 (на поставку тепловой
энергии  в   горячей   воде),   заключенный   между   энергоснабжающей
организацией     ОАО     "Тверьэнерго"     и     абонентом     ГМУЭПТС
"Тверьгортеплоэнерго"  от   22.06.01,   не   соответствует   следующим
нормативным правовым актам:
     1. Конституции РФ;
     2. Ст. 146, ст. 539, п. 3 ст. 541, ст. 542, п. 2 ст. 543, ст. 545
Гражданского Кодекса РФ;
     3. Ст. 4 ФЗ "О защите прав потребителей";
     4. ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию в РФ";
     5. П.  3 ст. 23 ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии
населения";
     6. Постановлениям Правительства РФ:
     - от  05.01.98  N  1 (п.  1.2 Порядка прекращения или ограничения
подачи электрической и тепловой энергии и газа);
     - от 26.09.94 N 1099 (п. 1.4, 2.1, 2.7, 6.1 Правил предоставления
коммунальных услуг);
     - от 04.02.97 N 121 (п.  2, 11 Основных положений ценообразования
на электрическую и тепловую энергию на территории РФ).
     На основании изложенного и в соответствии со ст. 168 ГК РФ просим
суд  признать  недействительным  не  соответствующий  закону   договор
теплоснабжения  N  1  (на  поставку  тепловой энергии в горячей воде),
заключенный между энергоснабжающей организацией  ОАО  "Тверьэнерго"  и
абонентом ГМУЭПТС "Тверьгортеплоэнерго" от 22.06.01.


     Зав. юридической службой          С.И.Морозова



Информация по документу
Читайте также