Расширенный поиск

Решение Тверской городской Думы г. Твери от 25.09.2002 № 106

                        ТВЕРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                            Р Е Ш Е Н И Е


25.09.2002 г.                                                    N 106
                             г. Тверь

О защите прав граждан-потребителей
услуг газоснабжения

     В  городе Твери сложилась напряженная ситуация в связи с  отказом
ОАО "Тверьоблгаз" осуществлять техническое обслуживание внутридомового
газового оборудования и отключением газа гражданам- потребителям услуг
газоснабжения,   проживающим  в  многоквартирных  жилых   домах   (ул.
Мусоргского, д. N 28; пр- т Ленина, д. N 3/44; ул. 15 лет Октября,  д.
NN  58  кор.  2, 62, кор. 2; ул. Циммервальдская, д. N  2/48)  из-  за
неудовлетворительного состояния внутридомового газового оборудования и
отсутствием  договора  на  обслуживание  газового  оборудования  между
администрацией  города  и ОАО "Тверьоблгаз", а  также  оплаты  за  эти
работы.
     Считая   действия  ОАО  "Тверьоблгаз"  по  отключению  от   услуг
газоснабжения граждан- потребителей незаконными, руководствуясь ст.ст.
539,  541, 543, 546, 548 ГК РФ, ст. 42 ГПК РСФСР, ст. 44 Закона РФ  "О
защите  прав  потребителей"  и  ст. 41 Устава  города  Твери  Тверская
городская Дума
     Тверская городская Дума р е ш и л а:
     1. Совместно  с  Администрацией  города  Твери обратиться в суд с
иском к ОАО "Тверьоблгаз" в защиту неопределенного круга потребителей.
     2. Утвердить  текст  искового  заявления в защиту неопределенного
круга потребителей согласно приложению.
     3. Для  достижения поставленных настоящим решением целей - защиты
прав  граждан  -  потребителей   услуг   газоснабжения   -   разрешить
представителям  Тверской  городской  Думы  и  Администрации города при
необходимости изменять основания или предмет исковых требований.
     4. Настоящее решение вступает в силу с момента принятия.
     5. Настоящее решение опубликовать в газете "Вся Тверь"
     6. Контроль   за  исполнением  настоящего  решения  возложить  на
постоянную  комиссию  по  развитию  города  и   городскому   хозяйству
(Пушкарев Ю.А.).


     Глава города Твери          А.П. Белоусов



                                                  Приложение к решению
                                               Тверской городской Думы
                                                N 106 от 25.09.2002 г.
                                              Центральный районный суд
                                                          города Твери

                                       Истец: Тверская городская Дума,
                                                  ул. Советская, д.34;

                                           Администрация города Твери,
                                                  ул. Советская, д. 11

                                          Ответчик: ОАО "Тверьоблгаз",
                                                 ул. Фурманова, д.12/4


                          Исковое заявление
            (в защиту неопределенного круга потребителей)

     В городе  Твери  сложилась напряженная ситуация в связи с отказом
ОАО "Тверьоблгаз" осуществлять техническое обслуживание внутридомового
газового  оборудования.  Являясь  монополистом в области газоснабжения
населения,  общество  отключило  газ  гражданам-  потребителям   услуг
газоснабжения,   проживающим   в   многоквартирных  жилых  домах  (ул.
Мусоргского,  д. N 28; проспект Ленина, д. N 3/44; ул. 15 лет Октября,
д.  NN 58 кор. 2, 62, кор. 2; ул. Циммервальдская д. N 2/48) в связи с
неудовлетворительным состоянием внутридомового газового оборудования и
отсутствием  договора  на  обслуживание  газового  оборудования  между
администрацией города и ОАО  "Тверьоблгаз",  а  также  оплаты  за  эти
работы.
     Тверская  городская Дума и Администрация города Твери  обращается
в  суд  с  иском  в  защиту неопределенного круга потребителей  города
Твери,   подвергшихся  с  04.07.02  г.  по  19.07.02  г.   незаконному
отключению  от услуг по газоснабжению и просит признать  действия  ОАО
"Тверьоблгаз" по отключению граждан- потребителей услуг газоснабжения,
проживающих в многоквартирных жилых домах (ул. Мусоргского, д.  N  28;
проспект Ленина, д. N 3/44; ул. 15 лет Октября, д. NN 58 кор.  2,  62,
кор. 2; ул. Циммервальдская д. N 2/48), незаконными.
     Требования   ОАО   "Тверьоблгаз"  по   заключению   договора   на
техническое  обслуживание внутридомового газового  оборудования  между
ОАО  "Тверьоблгаз"  и  администрацией города,  а  также  действия  ОАО
"Тверьоблгаз"   по   отключению  граждан  -  потребителей   от   услуг
газоснабжения   считаем  незаконными,  так  как   Тверьоблгаз   обязан
осуществлять   техническое   обслуживание   внутридомового    газового
оборудования для населения города и работы по такому обслуживанию  уже
оплачены населением.
     Договор    на    поставку   газа   жителям   города,   являющимся
потребителями газа, регулируется нормами параграфа 6 главы  30  ГК  РФ
"Энергоснабжение".  Согласно  п.2  ст.  548  ГК  РФ  правила  договора
энергоснабжения  применяются  к отношениям,  связанным  со  снабжением
через присоединенную сеть газом.
     Следовательно,  к отношениям по газоснабжению граждан  -  жителей
домов  применяется  в том числе и п.2 ст. 543 ГК  РФ,  по  которому  в
случае, когда абонентом по договору газоснабжения выступает гражданин,
использующий    энергию   для   бытового   потребления,    обязанность
обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность сетей,  а
также  приборов  учета потребления газа возлагается на  газоснабжающую
организацию.
     В  силу  п.1  ст. 540 у ОАО "Тверьоблгаз" уже заключены  договоры
газоснабжения с гражданами, потребляющими газ в жилых домах. По данной
статье в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает
гражданин,  использующий  энергию для  бытового  потребления,  договор
считается  заключенным  с  момента  первого  фактического  подключения
абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
     Следовательно,   обязанность  технического   обслуживания   сетей
возникает   у   газоснабжающей  организации  с   момента   подключения
гражданина к газовой сети.
     Кроме  того,  эта  обязанность возникает не перед  администрацией
города,  а  перед  стороной в договоре, то есть непосредственно  перед
гражданином- потребителем газа. Администрация города потребителем газа
в данном случае быть не может, следовательно, не может быть и стороной
в договоре.
     Следует  отметить также, что внутридомовые газовые сети  являются
не  собственностью  муниципального  образования,  как  утверждает  ОАО
"Тверьоблгаз", а общей долевой собственностью собственников квартир  в
многоквартирном  доме в силу ст.ст. 289- 290 ГК РФ.  По  этой  причине
также  указанный  договор  не  может быть  заключен  с  администрацией
города.
     Таким  образом,  требования  ОАО  "Тверьоблгаз"  к  администрации
города о заключении договора на техническое обслуживание внутридомовых
газовых     сетей    противоречат    гражданскому    законодательству.
Соответственно,  незаконны  и  требования  по  дополнительной   оплате
указанных работ.
     Из   параграфа  6  Главы  30  ГК  РФ  следует,  что   обязанность
обеспечивать надлежащее техническое состояние сетей является одним  из
существенных условий договора газоснабжения, заключенного с абонентами
-  гражданами, использующими газ для бытового потребления (п.2 ст. 543
ГК  РФ).  Соответственно,  оплата по  договору  должна  включать  весь
комплекс работ, выполняемых газоснабжающей организацией в соответствии
с договором газоснабжения.
     Данный  вывод  подтверждается  также положениями  Общероссийского
классификатора    услуг   населению   ОК   002-   93,    утвержденного
постановлением  Госстандарта от 28.06.1993 N 163 (в ред.  изменений  N
1/95, утв. Госстандартом РФ 11.09.1995, N 2/95, утв. Госстандартом  РФ
20.11.1995,  N 3/97, утв. Госстандартом РФ 07.03.1997,  N  4/98,  утв.
Госстандартом РФ 06.08.1998, N 5/99, утв. Госстандартом РФ 05.03.1999,
N  6/99,  утв.  Госстандартом РФ), которые включают  в  состав  услуги
газоснабжения   в   том  числе  устройство,  ремонт   и   обслуживание
внутридомового  газового оборудования и арматуры, установку  (монтаж),
наладку,  ремонт и обслуживание приборов учета расхода газа, ремонт  и
обслуживание   газораспределительных  станций,   газораспределительных
устройств.
     Указом   Президента  РФ  от  28.12.1996  N  1782   "О   повышении
надежности  обеспечения газом потребителей" (в ред. Указов  Президента
РФ  от  19.06.1997 N 628, от 25.05.2000 N 951) органам  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  рекомендовано  устанавливать
розничные  цены  на природный газ, реализуемый населению,  в  размере,
превышающем  оптовые  цены, в среднем не более чем  на  20  процентов,
дифференцировав этот размер в зависимости от целей использования  газа
по видам коммунальных услу г.
     На  запрос Администрации города Твери РЭК Тверской области  (исх.
31.08.2000  N 570) ответила, что установленная 20 % надбавка  включает
все  затраты  газораспределительных организаций на  обеспечение  услуг
населения.  Следовательно,  в розничную  цену  на  газ  для  населения
правомерно   были  включены  и  затраты  на  техническое  обслуживание
внутридомового газового оборудования.
     В  текущем году после заявлений ОАО "Тверьоблгаз" об отключении в
жилых   домах   газа   из-   за  неоплаты  технического   обслуживания
внутридомового  газового  оборудования  администрация   города   Твери
неоднократно  (исх. N 7 от 04.01.2002, N 48 от 07.02.2002,  N  585  от
20.03.2002)  обращалась  в  РЭК  Тверской  области  с  просьбой  вновь
разъяснить,   включены  ли  расходы  на  техническое  обслуживание   и
содержание  внутридомового газового оборудования в тариф  на  газ  для
населения.
     Лишь  18.06.2002, когда угроза отключения домов от  газоснабжения
стала   реальной,  Комиссия  письмом  N  443  сообщила,  что  в   цене
газоснабжения   для  населения  учитываются  затраты  на   техническое
обслуживание  и  ремонт  только  тех домовых  сетей  и  внутридомового
газового   оборудования,  которые  находятся   на   балансе   газового
хозяйства.
     В   ответе   содержится  ссылка  на  Методические  положения   по
определению    эксплуатационных   расходов   газовых   хозяйств    при
формировании  цен  на  газ  для населения, утвержденные  Министерством
топлива  и  энергетики РФ 20.03.1997 г. и согласованные с  Федеральной
энергетической комиссией Российской Федерации 11.03.1997 г.
     Как  было указано выше, в силу ст.ст. 289- 290 ГК РФ домовые сети
и   внутридомовое  газовое  оборудование  не  могут  быть  на  балансе
"газового   хозяйства",   так   как  входят   в   состав   общедолевой
собственности  домовладельцев. Кроме того, Методические положения,  на
которые   ссылается  Региональная  энергетическая  комиссия   Тверской
области  не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. В соответствии
a  п.  10  Указа  Президента РФ от 23.05.1996  г.  N  763  "О  порядке
опубликования   и  вступления  в  силу  актов  Президента   Российской
Федерации,  Правительства Российской Федерации и нормативных  правовых
актов  федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые
акты   федеральных   органов  исполнительной  власти,   не   прошедшие
государственную  регистрацию не влекут правовых  последствий,  как  не
вступившие в законную силу.
     Учитывая  изложенное, считаем такую позицию органов, регулирующих
цены  на  продукцию  естественных монополий, не только  противоречащей
гражданскому законодательству, но и грубо нарушающей права  граждан  -
потребителей газа.
     Помимо  изложенного,  отключение газа  в  жилых  домах  принижает
достоинство  личности, принадлежащее гражданам от рождения  и  в  силу
закона.
     Так  в  соответствии со ст. 541 ГК РФ, если абонентом по договору
энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового
потребления,   он  вправе  использовать  энергию  в  необходимом   ему
количестве.
     Аналогичное требование   установлено   и  ГОСТ  Р  51617  -  2000
"Жилищно-   коммунальные    услуги",    утвержденным    постановлением
Госстандарта  России  от 19.06.2000 г.  N 158 - ст.  Также п.  4.12.3.
установлено,  что  "оказание  услуг  по  предоставлению   потребителям
электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей
воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов:
     -    для проведения ремонтных и профилактических работ;
     - в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не
зависящими от исполнителей.
     Кроме  того, ст. 546 ГК РФ устанавливает, что перерыв  в  подаче,
прекращение  или ограничение подачи энергии допускаются по  соглашению
сторон,   за   исключением   случаев,  когда  удостоверенное   органом
государственного    энергетического    надзора    неудовлетворительное
состояние  энергетических  установок  абонента  угрожает  аварией  или
создает  угрозу  жизни и безопасности граждан. О  перерыве  в  подаче,
прекращении    или   ограничении   подачи   энергии   энергоснабжающая
организация должна предупредить абонента.
     Однако,  несмотря  на установленные требования ОАО  "Тверьоблгаз"
произвел  отключение  газа  в  жилых  домах  без  предписания   органа
государственного  энергетического  надзора  и,  не  предупредив  своих
абонентов о предстоящем отключении.
     Более  того,  в  настоящее  время  ОАО  "Тверьоблгаз"  продолжает
угрожать отключением газа еще в 1259 жилых домах города Твери.
     Учитывая   вышеизложенное,   в   целях   защиты   прав   граждан-
потребителей услуг газоснабжения в многоквартирных жилых домах  города
Твери, на основании ст. 42 ГПК РСФСР, ст. 44 Закона РФ "О защите  прав
потребителей" и ст. 41 Устава города Твери Тверская городская  Дума  и
Администрация города Твери просит:
     1. Защитить нематериальные права граждан в соответствии со ст. 12
и 150 ГК РФ путем  признания  несоответствующим  закону  действий  ОАО
"Тверьоблгаз"  по  отключению  газа  в  жилых  домах из- за отсутствия
договора на обслуживание внутридомового газового оборудования.
     2. Обязать  ОАО  "Тверьоблгаз"  обеспечить надлежащее техническое
состояние  и  безопасность  внутридомового  газового  оборудования   и
приборов учета потребления газа.
     3. Освободить Тверскую городскую Думу  от  уплаты  госпошлины  на
основании п.п.  1 и 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", как
выступающую в защиту общественных интересов.


     Приложение:  1. Копия письма РЭК Тверской области  от  31.08.2000
г.
     N 570 - на 1 листе.
     2. Копия письма РЭК Тверской области от 18.06.2002 г.
     N 443 - на 1 листе.


Информация по документу
Читайте также