Расширенный поиск
Решение Тверской городской Думы г. Твери от 30.09.2002 № 117ТВЕРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА РЕШЕНИЕ 30.09.2002 г. N 117 г. Тверь Об обращении в суд Считая не соответствующими Закону действия ОАО "Тверьэнерго" по ограничению поставки тепловой энергии потребителям в жилищном фонде города и в соответствии со ст. 41 Устава города Твери, Тверская городская Дума решила: 1. Обратиться в суд с иском к ОАО "Тверьэнерго" в защиту неопределенного круга потребителей. 2. Утвердить текст искового заявления в защиту неопределенного круга потребителей (прилагается). 3. Для достижения поставленных настоящим решением целей - защиты прав граждан - потребителей тепловой энергии - разрешить представителям Тверской городской Думы предпринимать все необходимые действия в рамках действующего законодательства, в том числе изменять основания или предмет исковых требований. 4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по вопросам местного самоуправления и законности (Горецкая Е.В.). Глава города Твери А.П.Белоусов Приложение к решению Тверской городской Думы N 117 от 30.09.2002 г. Арбитражный суд Тверской области Истец: Тверская городская Дума, ул. Советская, 34, в защиту неопределенного круга потребителей Ответчик: Открытое акционерное общество "Тверьэнерго", г. Тверь, ул. Бебеля, 1 ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В соответствии со ст. 44 ФЗ "О защите прав потребителей" Тверская городская Дума обращается в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей города Твери в связи незаконными действиями ответчика по ограничению, а в ряде случаев - полному отключению, тепловой энергии в виде отопления и горячего водоснабжения (далее - тепловой энергии). В Тверскую городскую Думу в течение последних лет (2001 - 2002 г.г.) стали поступать многочисленные заявления потребителей о прекращении подачи тепловой энергии в жилых домах, хотя они своевременно оплачивают потребленные топливно - энергетические ресурсы. Прекращение подачи тепловой энергии происходит по инициативе ОАО "Тверьэнерго". На многочисленных заседаниях по данному вопросу, проводимых Тверской городской Думой с участием ответчика, энергоснабжающая организация (ОАО "Тверьэнерго") объясняла свои действия существованием задолженности за тепловую энергию у МУП "Тверьгортеплоэнерго". Однако, в результате массовых отключений тепловой энергии пострадали жители многоквартирных домов, добросовестно и своевременно оплачивающие потребленную тепловую энергию. Тверская городская Дума считает действия ответчика неправомерными и нарушающими права потребителей по следующим основаниям. 1. В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а потребитель обязуется оплачивать принятую энергию. Следует учесть, что ст. 426 ГК РФ рассматривает договор энергоснабжения как публичный. В ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" энергоснабжающая организация рассматривается в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям как произведенной, так и купленной электрической и (или) тепловой энергии. Действующим законодательством потребитель энергии определяется как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). Так, ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (в ред. ФЗ от 11.02.99 N 33-ФЗ), основными положениями ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N 121, в качестве потребителей тепловой энергии рассматривают физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование тепловой энергией. Таким образом, не вызывает сомнения, что в отношениях теплоснабжения одной из сторон - потребителями тепловой энергии - являются жители многоквартирных домов. Этот вывод подтверждается также ФЗ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым гражданин (население), использующий (использующее) товары, работы, услуги (в том числе коммунальные услуги, а в частности - теплоснабжение) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является потребителем (потребителями). 2. В этом случае корреспондирующей стороной по отношению к потребителям - гражданам в договорных отношениях по поставке теплоснабжения должна быть энергоснабжающая организация. Согласно Закону "О защите прав потребителей" исполнителем услуги теплоснабжения является организация независимо от организационно - правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору. Следует отметить, что теплоснабжение отнесено к одному из видов коммунальных услуг Постановлениями Правительства РФ от 26.09.94 N 1099 и от 02.08.98 N 887. На взгляд Тверской городской Думы, организацией - исполнителем услуги теплоснабжения (энергоснабжающей организацией) является ОАО "Тверьэнерго". Данный вывод основан на анализе гражданского законодательства и судебно - арбитражной практики. Представители ОАО "Тверьэнерго", обосновывая законность отключения тепловой энергии, ссылаются на заключенный договор между ОАО "Тверьэнерго" и МУП "Тверьгортеплоэнерго", у которого имеется задолженность перед ОАО "Тверьэнерго". При этом ОАО "Тверьэнерго" рассматривается как энергоснабжающая организация, а ГМУП "Тверьгортеплоэнерго" - как потребитель (абонент), а граждане - как субабоненты в отношениях теплоснабжения. Подобная постановка вопроса грубо нарушает права населения как потребителя жилищно - коммунальных услуг: - Гражданский кодекс РФ отождествляет понятия потребитель и абонент. Согласно ФЗ "О защите прав потребителей" и Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1099, граждане являются потребителями коммунальных услуг и, в частности, услуги теплоснабжения, а, значит, согласно ст. 539 ГК РФ - абонентами в отношениях теплоснабжения; - в соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, ГК РФ передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не как обязанность абонента. Более того, вопрос передавать или не передавать энергию субабоненту решается только с согласия энергоснабжающей организации. И в этом случае договор между абонентом и субабонентом уже не будет носить публичный характер. В нашем спорном случае это выглядит так: ГМУП "Тверьгортеплоэнерго" может передавать населению теплоэнергию или не передавать, ОАО "Тверьэнерго" может дать согласие на подобную передачу тепла или нет. А гражданину, обратившемуся за заключением договора теплоснабжения, можно отказать в его заключении. Подобная трактовка приводит к значительному ущемлению прав граждан как потребителей теплоэнергии; - ГМУП "Тверьгортеплоэнерго" не может являться потребителем тепловой энергии, поставляемой ОАО "Тверьэнерго", поскольку не использует тепловую энергию для собственных нужд. Этот признак является в соответствии действующим законодательством определяющим для отнесения юридических и физических лиц к категории потребителей (см. ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (в ред. ФЗ от 11.02.99 N 33-ФЗ), Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N 121). Данный вывод также подтверждается судебной практикой. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа установлено, что предприятие "Смоленскоблкоммунэнерго" (аналог ГМУП "Тверьгортеплоэнерго") является перепродавцом получаемой от ОАО "Смоленскэнерго" (аналог ОАО "Тверьэнерго") электроэнергии, и не относится к числу лиц, осуществляющих пользование ею (т.е. к организациям - потребителям, подразумевающихся в Постановлении Правительства от 05.01.98 N 1). Таким образом, в отношениях теплоснабжения сторонами являются энергоснабжающая организация - ОАО "Тверьэнерго" и абоненты - граждане (потребители тепловой энергии). ГМУП "Гортеплоэнерго" в данных отношениях выступает стороной, передающей (транспортирующей) тепловую энергию от энергоснабжающей организации гражданам - потребителям. На наш взгляд, рассматривание ГМУП "Тверьгортеплоэнерго" в качестве передающей (транспортирующей) энергию организации, а не в качестве потребителя, совершенно обоснованно, поскольку заключение договора купли - продажи энергии (договора энергоснабжения) с организацией, передающей (транспортирующей) энергию, сравнимо с договором купли - продажи, по которому перевозчик - железная дорога - скупала бы перевозимые ею товары от завода - изготовителя в Москве с тем, чтобы, доставив в Хабаровск, продать их там грузополучателю. Поскольку конечным потребителем тепловой энергии является гражданин, использующий тепловую энергию для бытовых нужд, прекращение подачи тепловой энергии недопустимо. К этому выводу, в частности, пришла судебная коллегия Кировского областного суда, рассмотревшая иск Кировского территориального управления МАП России к ОАО "Кировэнерго" о признании действий организации по отключению горячей воды незаконными (определение вступило в законную силу, дело N 33-970 от 18.06.2002). 3. Вместе с тем, утверждение руководителей ОАО "Тверьэнерго" о том, что общество не состоит в договорных отношениях с физическими лицами, неправомерно. Так, согласно ст. 307 ГК РФ (п. 2) обязательство возникает из договора вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. В данном случае ГК закрепляет в п. 1 ст. 540 императивную норму, устанавливающую, что когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. 4. Помимо изложенного, ограничение в поставке тепловой энергии потребителям в жилищном фонде угрожает здоровью и принижает достоинство личности, принадлежащие гражданам от рождения и в силу закона. В соответствии со ст. 7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Федеральным законом "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 установлено, что содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (п. 3 ст. 23), которые являются нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1). Санитарно - эпидемиологическими требованиями к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2.1002-00) установлено, что оптимальная температура воздуха в жилых помещениях должна достигать следующих параметров: ---------------------T-------------------------------------------¬ ¦ Жилая комната ¦ 20 - 22 град. С ¦ ¦ Кухня ¦ 19 - 21 град. С ¦ ¦ Туалет ¦ 19 - 21 град. С ¦ ¦ Ванная ¦ 24 - 26 град. С ¦ L--------------------+-------------------------------------------- Однако же, в 2001 - 2002 г.г. при температуре наружного воздуха - 20 град. С в условиях ограничения лимитов тепловой энергии ТЭЦ города выдавали температуру значительно ниже утвержденного температурного графика, что не позволяло нагреть теплоноситель до температуры, обеспечивающей жилые дома качественным отоплением. Более того, считаем, что опасность дальнейшего ограничения лимитов поставки тепловой энергии в жилищный фонд возможна и в будущем. Принимая во внимание изложенное, в целях защиты прав потребителей Тверская городская Дума просит: 1. Признать не соответствующими закону действия ОАО "Тверьэнерго" по ограничению поставки тепловой энергии потребителям в жилищном фонде города, осуществляющим оплату указанной поставки. 2. Запретить ОАО "Тверьэнерго" и в дальнейшем ограничивать поставку тепловой энергии в жилищный фонд города Твери. 3. Освободить Тверскую городскую Думу от уплаты госпошлины на основании п. п. 1 п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", как выступающую в защиту общественных интересов. Председатель Тверской городской Думы В.А.Почтарев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|