Расширенный поиск

Решение Тверской городской Думы г. Твери от 25.09.2003 № 93

                        ТВЕРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                               РЕШЕНИЕ


25.09.2003 г. N 93
г. Тверь

Об отчетах о работе контрольно-счетной палаты
Тверской городской Думы за 3 - 4 кварталы 2002 года

     Заслушав и  обсудив  отчеты  о  работе  контрольно-счетной палаты
Тверской городской  Думы  за  3  -  4  кварталы  2002  года,  Тверская
городская Дума решила:
     1. Принять отчеты контрольно-счетной палаты за  3  -  4  кварталы
2002 года к сведению.
     2. Утвердить для опубликования тексты  информационных  отчетов  о
работе  контрольно-счетной  палаты  Тверской  городской  Думы за 3 - 4
кварталы 2002 года в газете "Вся Тверь" (прилагаются).
     3. В целях устранения в ходе проверки исполнения решений Тверской
городской  Думы  по  вопросам   реформирования   жилищно-коммунального
хозяйства  города  Твери  выявленных недостатков и нарушений,  а также
реализации предложений контрольно-счетной палаты:
     3.1. Обязать администрацию города Твери:
     3.1.1. В   срок   до   01.01.2004   разработать   нормативные   и
распорядительные  акты,  предусмотренные  решениями Тверской городской
Думы,  и внести их по необходимости на рассмотрение Тверской городской
Думы, в том числе:
     - "Порядок формирования и  расходования  средств,  поступающих  в
составе  жилищно-коммунальных  платежей  граждан  по статьям,  имеющим
накопительный характер";
     - Положение о "Целевом бюджетном фонде "Наем жилья";
     - "Порядок оплаты услуг при  наличии  у  граждан  приборов  учета
(холодная и горячая вода, водоотведение и отопление)";
     - Мероприятия по  снижению  себестоимости  и  повышению  качества
жилищно-коммунальных услуг;
     - Программы технического перевооружения  городских  муниципальных
унитарных предприятий ЖКХ;
     - Программу энергоресурсосбережения в г. Твери;
     - Программу  по установке приборов учета потребления коммунальных
услуг с целью перехода на оплату коммунальных услуг по их фактическому
потреблению;
     - Положение о порядке передачи жилого фонда от одной  управляющей
организации к другой управляющей организации;
     - Проект решения Тверской городской Думы  "О  порядке  начисления
платежей  за электроэнергию проживающим в общежитиях,  в том числе и с
электроплитами".
     3.1.2. Обеспечить своевременное и квалифицированное обоснование и
разъяснение   готовящихся   и   принятых   решений,    систематическое
общественное  обсуждение  планируемых  мероприятий реформирования ЖКХ,
постоянное информирование населения о ходе реформы  и  учет  мнений  и
положительного опыта заинтересованных организаций и граждан.
     3.1.3. Департаменту  ЖКХ  и  ГМУ  "ДЕЗ"  обеспечить   действенный
контроль  за  заключением договоров между субъектами отношений в сфере
управления и эксплуатации жилищного фонда в соответствии с действующим
законодательством и нормативными актами,  принятыми Тверской городской
Думой.
     3.2. Поручить администрации города:
     3.2.1. Разработать   до   01.01.2004    программу    мероприятий,
направленных на обеспечение эффективного административного контроля за
деятельностью организаций,  предоставляющих  услуги  по  управлению  и
эксплуатации жилья,  в части соблюдения ими норм и правил эксплуатации
жилищного фонда,  требований жилищного законодательства,  а также  для
защиты законных прав и интересов домовладельцев и нанимателей жилья.
     3.2.2. Разработать   до   01.01.2004    программу    мероприятий,
направленных  на  стимулирование  создания  и деятельности товариществ
собственников жилья, управляющих организаций других форм.
     3.2.3. Принять  меры  для значительного повышения темпов и уровня
подготовки и проведения общих собраний домовладельцев  как  важнейшего
условия  для  совершенствования системы управления жилищным фондом,  в
том числе подготовить методические рекомендации для  домовладельцев  и
должностных  лиц  администрации  города и ГМУ "ДЕЗ",  ответственных за
проведение общих собраний.
     Обеспечить проведение   до   конца   2003  года  первых  собраний
домовладельцев  по   выбору   способа   управления   домом   во   всех
многоквартирных  домах  города,  в  которых  имеются  жилые помещения,
находящиеся в муниципальной собственности.
     3.2.4. Разработать  и  утвердить  в  соответствии  с Положением о
безвозмездном  пользовании  типовые  формы   договора   безвозмездного
пользования и акта о его нарушениях.
     3.3. Предложить администрации города:
     3.3.1. В   течение   2003   года   завершить   регистрацию  права
муниципальной  собственности  на  жилые  помещения  и   иные   объекты
жилищно-коммунального хозяйства города.
     3.3.2. Разработать до 01.01.2004 программу  мероприятий  в  целях
инициирования  и  оказания  содействия гражданам в создании различного
рода самодеятельных объединений собственников и нанимателей  жилья,  в
том числе в рамках территориального общественного самоуправления.
     3.3.3. В целях  упорядочения  деятельности  муниципальной  службы
заказчика  утвердить  для  ГМУ  "ДЕЗ"  обязательный  состав  "ДЕЛА  по
многоквартирному жилому дому".
     3.3.4. Проработать   и   осуществить   мероприятия  по  коренному
улучшению технического и санитарного состояния жилищного фонда с  тем,
чтобы  в  кратчайший  срок навести должный порядок в деле содержания и
сохранности жилых домов и объектов коммунального хозяйства.
     Поддержать и    активно   содействовать   распространению   опыта
управляющих   организаций   по   проведению   в   период    оформления
приема-передачи  дома  под  их управление комплексной оценки состояния
жилищного фонда с целью  эффективного  планирования  своей  дальнейшей
деятельности  по  обеспечению  надлежащего состояния дома,  проведению
ремонтов и т.п.  При этом целесообразно  разработать  примерную  форму
Акта приема-передачи дома, фиксирующего результаты такой оценки.
     3.3.5. Привести в установленном порядке в строгое соответствие  с
существующей   нормативной   правовой   базой   договоры  по  передаче
муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование.
     3.4. Продолжить   в  2003  году  реализацию  городской  программы
жилищных субсидий,  так как ее замораживание при повышении тарифов  на
жилищно-коммунальные   услуги   в  первую  очередь  коснется  наименее
социально защищенных работников бюджетной сферы, для которых городская
жилищная субсидия является ощутимой поддержкой.
     3.5. Обратить   внимание   администрации    города    Твери    на
необходимость  повысить  ответственность  руководителей  и  работников
муниципальных организаций и служб за надлежащее выполнение  порученных
им функций, в связи с чем предложить Главе города Твери:
     - утвердить  порядок  проведения  мониторинга   и   контроля   за
исполнением    нормативных   и   распорядительных   актов   городского
самоуправления, направленных на обеспечение эффективной деятельности и
реализации целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
     - укрепить  подразделения  администрации  города,  осуществляющие
функции  управления  жилищно-коммунальным комплексом,  и муниципальные
организации  ЖКХ  квалифицированными   кадрами,   понимающими   задачи
реформирования жилищно-коммунального хозяйства,  способными обеспечить
четкое выполнение  требований  нормативных  и  распорядительных  актов
городского самоуправления и улучшить жилищно-коммунальное обслуживание
населения;
     - рассмотреть   вопрос   об   ответственности   лиц,  виновных  в
ненадлежащем исполнении ранее принятых решений.
     3.6. Указать   администрации   города   Твери   на   неисполнение
мероприятий,   направленных   на   применение   нормативов    качества
эксплуатации  и  ремонта  жилищного  фонда,  в  том  числе  для оценки
качества выполненных работ и расчета платежей за них,  на  отстранение
органов   территориального   общественного   самоуправления  и  других
уполномоченных представителей населения  от  практического  участия  в
проведении такой оценки.
     3.7. Органам  городского  самоуправления  предпринять  шаги   для
инициирования    создания   в   городе   некоммерческого   объединения
управляющих организаций независимо от их организационно-правовой формы
с  целью  координации  их  деятельности,  налаживания  обмена  опытом,
выработки профессиональных стандартов работы и  решения  других  общих
вопросов,   а  также  с  целью  создания  дополнительных  возможностей
конструктивного    влияния    на     процесс     становления     рынка
жилищно-коммунальных услуг.
     3.8. Предложить  ООО  "ЕРКЦ",  а  также  ГМУ   "ДЕЗ"   и   другим
управляющим  организациям  оформить  между  собой  договоры  о порядке
взаимоотношений, предусматривающие в качестве существенных условий:
     - определение  порядка  и  сроков проведения перерасчетов в связи
изменением ставок и тарифов на ЖКУ и при снижении  объема  и  качества
фактически предоставленных услуг;
     - разделение  между  сторонами  ответственности   за   надлежащее
оформление  платежных  документов  для  оплаты  услуг  за ЖКУ с учетом
необходимых перерасчетов;
     - определение  порядка  работы  с населением - потребителями этих
услуг и, соответственно, плательщиками за них.
     3.9. Администрации  города,  распорядителям и получателям средств
городского бюджета обратить внимание на недопустимость нарушения  норм
бюджетного  законодательства  при закупках дорогостоящей продукции,  а
также на недопустимость подписания муниципальных контрактов лицами, не
уполномоченными    в    установленном    порядке   выполнять   функции
муниципальных заказчиков,  и на обеспечение  надлежащего  контроля  за
эффективным      использованием     средств     городского     бюджета
подведомственными бюджетополучателями  при  размещении  муниципального
заказа.
     4. Настоящее решение опубликовать в газете "Вся Тверь".
     5. Контроль   за  выполнением  настоящего  решения  возложить  на
постоянную  комиссию  по  экономике,  бюджету,  финансам  и  налоговой
политике  (Глебова  Е.П.),  постоянную  комиссию  по развитию города и
городскому  хозяйству  (Пушкарев  Ю.А.)  и  постоянную   комиссию   по
муниципальной собственности и земельным отношениям (Аракелов Б.А.).


     Председатель Тверской
     городской Думы          И.В.Сердюк



                                                           Приложение
                                    к решению Тверской городской Думы
                                                N 93 от 25.09.2003 г.


                         ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ
             о работе контрольно-счетной палаты Тверской
                городской Думы за III квартал 2002 г.

     Настоящий отчет подготовлен во исполнение  статьи  15  Временного
положения  о  контрольно-счетной  палате  Тверской  городской  Думы  в
соответствии с Регламентом Тверской городской Думы.
     Деятельность контрольно-счетной     палаты    осуществлялась    в
соответствии с планом работы на 2002 год,  утвержденным Постановлением
Тверской городской Думы от 13.02.2002 N 7.

         I. Комплексная проверка исполнения законодательства
         по вопросам формирования и реализации муниципального
       заказа и анализ практики организации закупки и поставки
            товаров, работ и услуг для муниципальных нужд

     Согласно Положению об организации  закупки  и  поставки  товаров,
работ  и услуг для муниципальных нужд в г.  Твери в роли муниципальных
заказчиков могут выступать органы городского  самоуправления,  которым
решением  Главы  города  предоставлено право формирования,  размещения
заказа и заключения муниципальных контрактов на закупку продукции  для
муниципальных    нужд.    Подразделения    администрации   г.   Твери,
муниципальные  предприятия  и  учреждения,  которым  решением  органов
городского самоуправления предоставлено право участия в формировании и
распределении   муниципального   заказа,   являются    представителями
муниципального заказчика.
     Формирование муниципального  заказа  производится  муниципальными
заказчиками, представителями муниципального заказчика и включает:
     - определение муниципальных нужд г. Твери на год планирования;
     - определение  номенклатуры,  объема,  качества и сроков поставки
продукции для обеспечения муниципальных нужд;
     - определение   необходимых  объемов  финансирования  на  закупку
продукции.
     Начало работ  по  формированию  муниципального заказа объявляется
постановлением  Главы  г.  Твери,  которое  готовит   и   представляет
уполномоченное подразделение администрации города не позднее 15 января
года, предшествующего году планирования.
     В качестве  уполномоченного подразделения администрации г.  Твери
выступает Управление муниципального заказа, созданное в соответствии с
Постановлением Главы города Твери.
     Муниципальные заказчики в срок до 1 апреля года,  предшествующего
году планирования, должны разработать муниципальные бюджетные заявки и
представить   их   в   Управление   муниципального   заказа,   которое
осуществляет  экспертизу  бюджетных  заявок  на  предмет  соответствия
заявленных требований по цене и качеству, условиям поставки продукции,
сложившимся возможностям на внутреннем и внешнем по отношению к городу
рынках товаров,  работ и услуг, составляет сводную бюджетную заявку по
г.  Твери и представляет ее в срок до 1 мая года, предшествующего году
планирования, в комитет по экономике и прогнозированию и финуправление
администрации города.
     В свою очередь,  финансовое управление и комитет по  экономике  и
прогнозированию рассматривают сводную бюджетную заявку на соответствие
номенклатуры,  количественной и стоимостной  оценки  объемов  закупки,
срокам  поставки  продукции,  прогнозам  и  планам развития и текущего
содержания города,  производят ее балансовую увязку  с  предполагаемым
объемом бюджетных ассигнований по соответствующим направлениям с целью
формирования расходной части местного бюджета,  определяют возможности
оплаты   продукции,   предлагаемой  к  поставке,  денежным  путем  или
взаимозачетами.
     Муниципальный заказчик    совместно    с   финуправлением   после
утверждения бюджета города  и  составления  смет  расходов  в  разрезе
статей  бюджетной  классификации  уточняют  возможности финансирования
закупки  продукции,  определяя,  какая  часть  плановых   ассигнований
выделена  на  финансирование  муниципального  заказа,  а  также лимиты
финансирования.  Муниципальный  заказчик  представляет  в   управление
муниципального   заказа   специальный  документ  -  заказ  на  закупку
продукции,  содержащий   такие   характеристики,   как   номенклатура,
спецификация,  объем,  место  и  сроки поставки,  объем финансирования
заказа, способ и сроки закупки продукции.
     После завершения процедуры сбора со всех муниципальных заказчиков
заказов  на  закупку  продукции,  управление   муниципального   заказа
составляет  сводный  муниципальный заказ,  утверждаемый постановлением
Главы города и передает его в финуправление администрации города.
     В ходе проведения проверки выявлено следующее:
     - в нарушение решения Тверской городской Думы от  28.04.99  N  56
"Об  утверждении  положения об организации закупки и поставки товаров,
работ и услуг для муниципальных нужд города Твери" в 1999 году закупка
и   поставка   товаров,  работ  и  услуг  для  муниципальных  нужд  не
производилась;
     - сроки  по  формированию муниципального заказа на 2000 г.,  2001
г., 2002 г., замеченные в распоряжении Главы города от 06.09.99 N 1457
"Об  организации  закупки  и  поставки  товаров,  работ  и  услуг  для
муниципальных нужд г.  Твери в  2000  году",  в  Постановлениях  Главы
города  от  15.06.2000  N  1566  "Об  организации  закупки  и поставки
товаров,  работ и услуг для муниципальных нужд г.  Твери в 2001 году",
от  21.06.2001  N  1451  "О формировании муниципального заказа на 2002
год"  не  соответствуют  срокам,  установленным  в  решении   Тверской
городской Думы от 28.04.99 N 56;
     - реестр муниципальных  заказчиков,  утвержденный  Постановлением
Главы   города   от   15.06.2000  N  1566,  противоречит  действующему
"Положению об организации закупки и поставки товаров,  работ  и  услуг
для  муниципальных  нужд  города  Твери".  Имеют  место  факты,  когда
муниципальные контракты для нужд  муниципальных  организаций,  которым
осуществляются   поставки   продукции,  подписывают  их  руководители,
фактически не имеющие для этого полномочий;
     - формирование  портфеля  муниципального заказа на приобретение и
модернизацию оборудования и предметов длительного пользования  в  2001
году,  подлежащего  финансированию за счет средств городского бюджета,
осуществлялось  без  проведения  открытых  конкурсов,  хотя   согласно
установленному  порядку  основным  способом  размещения муниципального
заказа должны быть именно торги (конкурсы).  Фактически  же,  во  всех
случаях  размещения  муниципального  заказа  применялся способ запроса
предложений, оферт или котировок;
     - отсутствует   системный  планомерный  подход  при  приобретении
оборудования.  Закупки оборудования в некоторых случаях проводились  в
спешном  порядке,  в  связи  с чем оборудование приобреталось на менее
предпочтительных условиях и по более высоким ценам;
     - при  проведении  управлением  муниципального  заказа  торгов по
закупке оборудования  для  лечебно-профилактических  учреждений  имели
место  факты,  когда  значительная часть муниципальных контрактов была
заключена  с  коммерческими  торгово-закупочными  фирмами,  а   не   с
конкретными   товаропроизводителями.   Не   используются   возможности
получения предложений через Интернет  и  другие  современные  рыночные
технологии,   что   приводит   к   существенному   завышению   цен  на
приобретаемую продукцию;
     - при  рассмотрении полученных котировок предложений предпочтение
необоснованно  отдается  поставщикам,  готовым  поставить   все   виды
оборудования,  в  то  время  как  предоставлялась возможность закупить
отдельные виды оборудования по более низким ценам у других поставщиков
(например,   при   закупках  медицинского  оборудования  переплата  по
отдельным видам оборудования составила 30 и более процентов);
     - действующая   редакция  "Положения  об  организации  закупки  и
поставки товаров,  работ и услуг для муниципальных нужд г. Твери" не в
полной   мере   соответствует   введенному  в  действие  с  01.01.2000
Бюджетному  кодексу  Российской  Федерации,  иным  нормативно-правовым
актам,  а  также  выработанным  в  ходе  практической  деятельности по
реализации муниципальных заказов в городе Твери  с  учетом  передового
положительного опыта, накопленного в других регионах России, и научных
рекомендаций,  не  противоречащих  действующему   законодательству   и
соответствующих    цели    повышения    эффективности    использования
муниципальных  ресурсов  при  осуществлении  закупок   продукции   для
муниципальных нужд.
     В целях устранения выявленных проверкой недостатков  и  нарушений
контрольно-счетная палата предлагает:
     1. Ускорить рассмотрение новой редакции Положения об  организации
закупки  и  поставки товаров,  работ и услуг для муниципальных нужд г.
Твери,  принятого за основу Постановлением Тверской городской Думы  от
19.02.2002 N 13.
     Предложения контрольно-счетной  палаты  по  доработке   Положения
направлены в рабочую группу по доработке этого документа.
     2. Администрации города,  распорядителям  и  получателям  средств
городского  бюджета обратить внимание на недопустимость нарушения норм
бюджетного  законодательства  при  закупках  дорогостоящей   продукции
(свыше 2000 МРОТ),  а также на недопустимость подписания муниципальных
контрактов  лицами,  не  уполномоченными   в   установленном   порядке
выполнять функции муниципальных заказчиков.
     3. Обратить  внимание   распорядителей   бюджетных   средств   на
осуществление   надлежащего  контроля  за  эффективным  использованием
средств городского бюджета подведомственными  бюджетополучателями  при
размещении муниципального заказа.
     4. С  целью   привлечения   наибольшего   количества   участников
конкурса,   управлению   муниципального  заказа  необходимо  размещать
информацию о проведении  конкурсов  в  нескольких  средствах  массовой
информации,  в  том числе и в центральной прессе ("Российская газета",
"Коммерсант" и др.),  а также использовать другие современные рыночные
технологии (интернет и т.д.).

          II. Проверка исполнения законодательства и анализ
            практической деятельности администрации города
            по вопросам передачи муниципального имущества
                 в аренду и безвозмездное пользование

     Анализ практической деятельности администрации  города  (Комитета
по управлению имуществом г. Твери) по вопросам передачи муниципального
имущества в аренду и безвозмездное пользование показывает, что:
     - систематически     допускается    ряд    серьезных    нарушений
законодательства
     (о приватизации   -  в  случае  принуждения  будущего  арендатора
недвижимости совершить выкуп движимого муниципального имущества;
     о безвозмездном  пользовании,  аренде  и  защите  вещных прав - в
случаях  сдачи  в  аренду  муниципального  имущества,  находящегося  в
безвозмездном пользовании и оперативном управлении, и др.);
     - систематически допускается ряд серьезных нарушений  нормативных
актов  Тверской  городской Думы,  Главы города и администрации Твери о
передаче   муниципального   имущества   в   аренду   и   безвозмездное
пользование,  в частности,  в случаях превышения полномочий органами и
должностными лицами,  принявшими соответствующие  решения  о  передаче
муниципального  имущества  в безвозмездное пользование и использовании
его в процессе этой передачи;
     - не обеспечивается полное выполнение всех действий (требований),
установленных для этого случая  соответствующей  нормативной  базой  и
Федеральным  законом  "Об  оценочной деятельности в РФ",  в частности,
действий  по  государственной  регистрации  договоров  аренды   с   их
дополнительными  соглашениями,  оценке  и  страхованию  муниципального
имущества при передаче его в аренду и безвозмездное пользование.
     Действующая в   городе  нормативная  база  по  вопросам  передачи
муниципального  имущества  в  аренду   и   безвозмездное   пользование
нуждается в доработке, в частности:
     - должны  быть  устранены  несогласованность  и  противоречивость
между отдельными актами (например, между Положением об аренде, типовой
формой  договора  аренды  и  Положением  о  Комитете   по   управлению
имуществом в отношении страхователя);
     - необходимо  ввести  дополнения  и  уточнения  в   регламентацию
отдельных  процедур  предоставления муниципального имущества в аренду,
например,  по аренде движимого  имущества,  определению  значимости  и
категории объекта аренды, оценке объекта аренды.
     Выборочная проверка  законности  и  эффективности   использования
имущества  муниципального  кинотеатра  "Мир" показала,  что в период с
1.3.95 по  16.7.02  этим  имуществом  распоряжались  со  значительными
нарушениями действующих нормативно-правовых актов.

                           ПРЕДЛОЖЕНИЯ КСП

     1) Поручить администрации города:
     - разработать  и  утвердить  в  соответствии   с   Положением   о
безвозмездном   пользовании   типовые  формы  договора  безвозмездного
пользования и акта о его нарушениях;
     - привести  в  строгое  соответствие с нормативной правовой базой
действующие договора по передаче муниципального имущества в  аренду  и
безвозмездное пользование;
     - активизировать   претензионно-исковую   работу   в    отношении
арендаторов   и   ссудополучателей,   допускающих   нарушение  условий
заключенных договоров и действующего законодательства;
     - в  срок  до  01.03.03  представить  в  Тверскую  городскую Думу
предложения по совершенствованию действующей нормативной  базы  города
по вопросам передачи муниципального имущества в аренду и безвозмездное
пользование.
     2) Предложить  Главе  города  Твери рассмотреть вопрос о причинах
возникновения нарушений в процессе передачи муниципального имущества в
аренду    и    безвозмездное   пользование,   а   также   персональной
ответственности должностных лиц администрации города, допустивших их.

                         ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ
             о работе контрольно-счетной палаты Тверской
                 городской Думы за IV квартал 2002 г.

     Настоящий отчет подготовлен во исполнение  статьи  15  Временного
положения  о  контрольно-счетной  палате  Тверской  городской  Думы  в
соответствии с Регламентом Тверской городской Думы.
     Деятельность контрольно-счетной     палаты    осуществлялась    в
соответствии с планом работы на 2002 год,  утвержденным Постановлением
Тверской городской Думы от 13.02.2002 N 7.

             I. Участие в бюджетном процессе по принятию
                   бюджета города Твери на 2003 год

     В соответствии с Положением о бюджетном процессе в  городе  Твери
КСП были подготовлены заключения по вопросам, рассматриваемым Тверской
городской Думой при обсуждении бюджета города в первом чтении.

              II. Проведение проверки исполнения решений
          Тверской городской Думы по вопросам реформирования
             жилищно-коммунального хозяйства города Твери

     В ходе    проведения    проверки    контрольно-счетной    палатой
установлено:
     1. В 2002  году  администрацией  города  Твери  и  муниципальными
организациями   проведена  определенная  работа  по  реализации  целей
текущего этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города.
     В соответствии    с   Постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 17.11.2001 N 797 о принятии подпрограмма  "Реформирование
и  модернизация  жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации"
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, решениями,
принятыми   Тверской   городской   Думой,   в   городе  осуществлялись
мероприятия и получены следующие результаты:

------------------------------T----------------------------------¬
¦         Мероприятия         ¦           Результаты             ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Совершенствование действующей¦Во исполнение и в развитие решения¦
¦в городе нормативной правовой¦Тверской  городской  Думы  N 185 и¦
¦базы                         ¦других принято св. 5 постановлений¦
¦                             ¦и св.  5 распоряжений Главы города¦
¦                             ¦Твери,  а  также  распорядительные¦
¦                             ¦акты      муниципальной     службы¦
¦                             ¦заказчика - ГМУ "ДЕЗ"             ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Реорганизация      управления¦Впервые в городе в соответствии  с¦
¦жилищным фондом города, в том¦утвержденным   графиком   началась¦
¦числе   с  целью  обеспечения¦системная  работа  по  организации¦
¦прав    домовладельцев     на¦управления многоквартирными домами¦
¦участие  в  управлении  своей¦путем  подготовки   и   проведения¦
¦собственностью,  и   создание¦общих собраний домовладельцев.    ¦
¦товариществ     собственников¦Таким   образом,    домовладельцам¦
¦жилья                        ¦обеспечивается         возможность¦
¦                             ¦реализовать свое законное право на¦
¦                             ¦участие   в    управлении    общим¦
¦                             ¦имуществом      и     под     свою¦
¦                             ¦ответственность принять решение  о¦
¦                             ¦способе  управления домом и выборе¦
¦                             ¦управляющей организации           ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Создание      условий     для¦По    решению    общих    собраний¦
¦возникновения               и¦домовладельцев      функции     по¦
¦функционирования             ¦управлению многоквартирными домами¦
¦конкурентного рынка услуг  по¦переданы,    помимо   ГМУ   "ДЕЗ",¦
¦управлению   и   эксплуатации¦управляющим  компаниям   различных¦
¦объектов жилищного  фонда  по¦организационно-правовых       форм¦
¦договорам с их владельцами   ¦(более 13).                       ¦
¦                             ¦Управляющие  компании   с   учетом¦
¦                             ¦решений общих собраний и договоров¦
¦                             ¦на управление домом самостоятельно¦
¦                             ¦принимают    решения    о   выборе¦
¦                             ¦подрядных     организаций      для¦
¦                             ¦обеспечения   жилищно-коммунальных¦
¦                             ¦услуг                             ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Переход      на      реальные¦Началась  работа   по   оформлению¦
¦договорные    отношения     в¦договоров     между     субъектами¦
¦жилищно-коммунальном         ¦отношений  в  сфере  управления  и¦
¦комплексе                    ¦эксплуатации  жилищного фонда:  на¦
¦                             ¦управление       домом       между¦
¦                             ¦домовладельцами   и   управляющими¦
¦                             ¦организациями; на выполнение работ¦
¦                             ¦и   услуг   между  управляющими  и¦
¦                             ¦подрядными          организациями;¦
¦                             ¦социального   найма   жилья  между¦
¦                             ¦квартиросъемщиками и  Наймодателем¦
¦                             ¦муниципального   жилищного   фонда¦
¦                             ¦(ГМУ "ДЕЗ") и др.                 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Совершенствование  механизмов¦Продолжается  в   целом   успешная¦
¦социальной  защиты  населения¦реализация               программы¦
¦при                    оплате¦предоставления гражданам  субсидий¦
¦жилищно-коммунальных услуг   ¦на  оплату  жилья  и  коммунальных¦
¦                             ¦услуг, в том числе за счет средств¦
¦                             ¦бюджета города                    ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Соблюдение      установленных¦Формально в  городе  функционирует¦
¦стандартов    и    нормативов¦механизм      оценки      качества¦
¦качества жилищно-коммунальных¦предоставленных жилищных  услуг  с¦
¦услуг для населения          ¦участием            представителей¦
¦                             ¦территориального     общественного¦
¦                             ¦самоуправления.                   ¦
¦                             ¦Проводится  определенная работа по¦
¦                             ¦проведению   централизованных    и¦
¦                             ¦индивидуальных    (на    основании¦
¦                             ¦актов)   перерасчетов    гражданам¦
¦                             ¦платы   за   ЖКУ   в   случаях  их¦
¦                             ¦отсутствия   или    несоответствия¦
¦                             ¦установленным параметрам качества ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Проведение            анализа¦Отдельные управляющие  организации¦
¦технического        состояния¦по  поручению  домовладельцев и по¦
¦объектов                     ¦собственной  инициативе  в  период¦
¦жилищно-коммунального        ¦оформления   приема-передачи  дома¦
¦комплекса                    ¦под   их    управление    проводят¦
¦                             ¦комплексную    оценку    состояния¦
¦                             ¦жилищного    фонда     с     целью¦
¦                             ¦эффективного   планирования  своей¦
¦                             ¦дальнейшей     деятельности     по¦
¦                             ¦обеспечению  надлежащего состояния¦
¦                             ¦дома, проведению ремонтов и т.п.  ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Инвентаризация,              ¦Инвентаризация и  реструктуризация¦
¦реструктуризация и ликвидация¦задолженности    бюджета    города¦
¦задолженности        бюджета,¦проведена     согласно     решению¦
¦бюджетных    организаций    и¦Тверской    городской    Думы   от¦
¦других  потребителей  (в  том¦14.06.2001  N  90.  Однако  другие¦
¦числе    населения)     перед¦должники  до  сих  пор не признали¦
¦предприятиями                ¦свою часть задолженности.         ¦
¦жилищно-коммунального        ¦Не решается  вопрос  по передаче в¦
¦комплекса                    ¦аренду  имущественного   комплекса¦
¦                             ¦муниципального         предприятия¦
¦                             ¦"Тверьгортеплоэнерго"     согласно¦
¦                             ¦решению Тверской городской Думы от¦
¦                             ¦18.12.01    N    176    в    целях¦
¦                             ¦урегулирования        кредиторской¦
¦                             ¦задолженности этого предприятия   ¦
L-----------------------------+-----------------------------------

     2. Вместе с тем ход исполнения решений Тверской городской Думы по
вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства города  Твери,
в  частности,  от  21.12.2001  N 185 "О приведении нормативных актов в
сфере ЖКХ  в  соответствие  с  действующим  законодательством"  нельзя
признать удовлетворительным.
     Главными недостатками в этой работе, по мнению КСП, являются:
     2.1. Администрацией   города   Твери   не  выполнены  большинство
поручений об устранении нарушений и реализация предложений  по  итогам
проведения  проверки  КСП по вопросам реформирования ЖКХ в IV квартале
2001 года,  предусмотренных  в  решении  Тверской  городской  Думы  от
28.05.02  N  71 "Об отчете о работе контрольно-счетной палаты Тверской
городской Думы за IV квартал 2001 года".
     2.2. Администрацией  города  Твери  не выполнены своевременно и в
полном   объеме   поручения   о   подготовке   ряда   нормативных    и
распорядительных актов,  регламентирующих порядок и условия реализации
отдельных направлений и мероприятий реформы ЖКХ.
     2.3. Организационные  мероприятия  по  совершенствованию  системы
управления  жилищным  фондом  путем  подготовки  и  проведения   общих
собраний  домовладельцев  начались  с большим запаздыванием (более чем
через 2 месяца после вступления в силу решения  N  185)  и  проводятся
очень  медленно (при таких темпах для их завершения потребуется еще не
менее 7 лет).
     Муниципальная служба  заказчика - ГМУ "ДЕЗ",  а также должностные
лица, ответственные за проведение общих собраний домовладельцев, плохо
осуществляют    подготовку    собраний    (которая   должна   включать
разъяснительную работу с домовладельцами,  заблаговременную подготовку
нормативной   базы   и  документов,  предлагаемых  для  обсуждения  на
собрании, и возможность домовладельцам ознакомиться с ними, подготовку
подробной  информации  о  возможных способах управления домом и лицах,
готовых  принять  на  себя  функции  по   управлению).   Имеют   место
отступления   от   выполнения   установленных   процедурных  норм  при
проведении собраний и фиксации их результатов.
     В результате коренным образом искажаются цели проведения собраний
домовладельцев многоквартирного дома:  реализация права и  обязанности
домовладельцев самостоятельно и ответственно избрать способ управления
общим имуществом дома,  нередко населением высказываются претензии  по
проведенным собраниям и оспариваются их результаты.
     2.4. Работа  Департамента  ЖКХ  и  ГМУ  "ДЕЗ"  по  организации  и
контролю  за  заключением договоров между субъектами отношений в сфере
управления и эксплуатации жилищного фонда  велась  на  низком  уровне.
Договоры  заключены не в полном объеме и не содержат ряда существенных
условий,  предусмотренных  решением   Тверской   городской   Думы   от
21.12.2001 N 185.
     При решении вопросов,  связанных с передачей функции ГМУ "ДЕЗ" по
проведению  расчетов за жилищно-коммунальные услуги специализированной
организации  -  ООО  "ЕРКЦ",  не  подготовлены  договоры   о   порядке
взаимоотношений  последней  с управляющей организацией,  существенными
условиями которых должны быть определение порядка и сроков  проведения
перерасчетов в связи изменением ставок и тарифов на ЖКУ и при снижении
объема  и  качества  фактически  предоставленных   услуг;   разделение
ответственности  за  надлежащее  оформление  платежных  документов для
оплаты услуг за ЖКУ с  учетом  необходимых  перерасчетов;  определение
порядка   работы   с   населением   -   потребителями  этих  услуг  и,
соответственно, плательщиками за них.
     2.5. Администрацией  города  Твери  не  выполняются  мероприятия,
направленные на  реализацию  решения  от  21.12.2001  N  185  в  части
применения нормативов качества эксплуатации и ремонта жилищного фонда,
в том числе для оценки качества выполненных работ и  расчета  платежей
за  них.  Следует отметить,  что органы территориального общественного
самоуправления, то есть население города, в этой работе участвуют, как
правило, только на бумаге.
     Результаты выборочных проверок в целом подтверждают неэффективную
организацию   управления   жилищно-коммунальным   комплексом   города,
повлекшую на практике несоблюдение нормативов  качества,  связанных  с
эксплуатацией   и   ремонтом   жилищного  фонда.  Имеют  место  случаи
игнорирования выполнения отдельных нормативов  качества,  связанных  с
эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда г.  Твери.  Например, следует
отметить небрежность  в  оформлении  паспортов  приемки  жилых  домов,
подготовленных к эксплуатации в зимних условиях 2002 - 2003 г.г.
     2.6. Практически не  предпринимается  усилий  для  решения  давно
стоящих    вопросов,   непосредственно   влияющих   на   эффективность
деятельности   по   реформированию   ЖКХ:    проведения    технической
инвентаризации  и  регистрации  права  муниципальной  собственности на
жилые помещения и иные объекты жилищно-коммунальной сферы.
     2.7. Совершенно   недостаточно   предпринимается   мер   в  целях
инициирования и оказания содействия гражданам  в  создании  различного
рода  самодеятельных объединений собственников и нанимателей жилья,  в
том числе в рамках территориального  общественного  самоуправления,  а
также  объединений участников рынка жилищно-коммунальных услуг с целью
координации их деятельности,  защиты общих интересов,  обмена опытом и
т.п.
     С другой стороны, не предусмотрено никаких эффективных механизмов
для    осуществления    контроля    за    деятельностью   организаций,
предоставляющих услуги по управлению и эксплуатации жилья,  для защиты
законных   прав   и  интересов  домовладельцев  и  нанимателей  жилья,
добросовестно    выполняющих     свои     обязанности     потребителей
жилищно-коммунальных услуг, но, как правило, некомпетентных в вопросах
управления недвижимостью.
     Опыт также  подсказывает,  что  в  организациях,  предоставляющих
услуги по управлению и  эксплуатации  жилья,  не  исключено  появление
неквалифицированных  работников,  а  также  и  тех,  кто  рассчитывает
использовать   богатые    возможности,    открывающиеся    на    рынке
жилищно-коммунальных  услуг,  для  реализации своих корыстных или даже
преступных целей. Ценою же их "деятельности" могут стать полный развал
жилищной  сферы,  изъятие  из  нее и без того недостаточных источников
финансирования,  а также полная дискредитация целей реформы ЖКХ  среди
населения.
     2.8. Отсутствуют своевременное и квалифицированное обоснование  и
разъяснение   готовящихся   и   принятых   решений,  плохо  обеспечены
систематическое  общественное   обсуждение   планируемых   мероприятий
реформирования ЖКХ, постоянное информирование населения о ходе реформы
и учет мнений и положительного опыта  заинтересованных  организаций  и
граждан.
     3. Предложения КСП.
     В целях   устранения  выявленных  в  ходе  проверки  недостатков,
контрольно-счетная палата предлагает:
     3.1. Обязать   администрацию  города  Твери  в  кратчайшие  сроки
принять нормативные и распорядительные акты, предусмотренные решениями
Тверской городской Думы, в том числе:
     - "Порядок расходования  средств  по  капитальному  ремонту  мест
общего пользования в жилых зданиях и придомовой территории";
     - "Порядок расходования средств от платежей населения  по  статье
"Оплата услуг по обслуживанию и ремонту лифтов";
     - Положение о "Целевом бюджетном фонде "Наем жилья";
     - "Порядок  оплаты  услуг  при  наличии  у граждан приборов учета
(холодная и горячая вода, водоотведение и отопление)";
     - Мероприятия  по  снижению  себестоимости  и  повышению качества
жилищно-коммунальных услуг;
     - Программы  технического  перевооружения городских муниципальных
унитарных предприятий ЖКХ;
     - Программу  по установке приборов учета потребления коммунальных
услуг с целью перехода на оплату коммунальных услуг по их фактическому
потреблению;
     - Проект решения Тверской городской Думы  "О  порядке  начисления
платежей  за электроэнергию проживающим в общежитиях,  в том числе и с
электроплитами".
     3.2. Предложить  Главе города Твери в течение 2003 года завершить
регистрацию права муниципальной собственности  на  жилые  помещения  и
иные объекты жилищно-коммунального хозяйства города.
     3.3. Принять меры для значительного  повышения  темпов  и  уровня
подготовки  и  проведения общих собраний домовладельцев как важнейшего
условия для совершенствования системы управления  жилищным  фондом,  в
том  числе  подготовить методические рекомендации для домовладельцев и
должностных лиц администрации города и  ГМУ  "ДЕЗ",  ответственных  за
проведение общих собраний.
     Обеспечить проведение  до  конца  2003   года   первых   собраний
домовладельцев   по   выбору   способа   управления   домом   во  всех
многоквартирных домах  города,  в  которых  имеются  жилые  помещения,
находящиеся в муниципальной собственности.
     3.4. Обязать Департамент ЖКХ администрации  города  и  ГМУ  "ДЕЗ"
обеспечить   действенный   контроль  за  заключением  договоров  между
субъектами отношений в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда
в  соответствии с действующим законодательством и нормативными актами,
принятыми Тверской городской Думой.
     3.5. Предложить   ООО   "ЕРКЦ",   а  также  ГМУ  "ДЕЗ"  и  другим
управляющим организациям  оформить  между  собой  договоры  о  порядке
взаимоотношений, предусматривающие в качестве существенных условий:
     - определение порядка и сроков проведения  перерасчетов  в  связи
изменением  ставок  и  тарифов на ЖКУ и при снижении объема и качества
фактически предоставленных услуг;
     - разделение   между   сторонами  ответственности  за  надлежащее
оформление платежных документов для  оплаты  услуг  за  ЖКУ  с  учетом
необходимых перерасчетов;
     - определение порядка работы с населением  -  потребителями  этих
услуг и, соответственно, плательщиками за них.
     Контрольно-счетной палатой Тверской  городской  Думы  представлен
проект такого Договора.
     3.6. Указать   администрации   города   Твери   на   неисполнение
мероприятий,    направленных   на   применение   нормативов   качества
эксплуатации и  ремонта  жилищного  фонда,  в  том  числе  для  оценки
качества  выполненных работ и расчета платежей за них,  на отстранение
органов  территориального  общественного   самоуправления   и   других
уполномоченных  представителей  населения  от  практического участия в
проведении такой оценки.
     Контрольно-счетная палата   считает,   что  невозможно  проводить
реформу ЖКХ,  если органы государственной власти не  начнут  в  полной
мере  выполнять  свои  функции  по обеспечению контроля за выполнением
единых норм и правил содержания жилищного фонда всеми домовладельцами,
в  том числе за качеством управления жильем и защитой прав граждан,  в
том  числе   членов   жилищных   товариществ,   на   получение   услуг
установленного уровня качества.
     В связи с этим  необходимо  добиваться  значительной  активизации
работы государственной жилищной инспекции и целесообразно инициировать
принятие  Законодательным  Собранием  закона   Тверской   области   "О
нормативах  качества  жилищно-коммунальных  услуг  и  административной
ответственности за их нарушение".  Контрольно-счетной палатой Тверской
городской Думы представлен проект такого закона.
     3.7. Поручить   администрации   города   разработать    программу
мероприятий,      направленных     на     обеспечение     эффективного
административного    контроля    за     деятельностью     организаций,
предоставляющих  услуги  по  управлению и эксплуатации жилья,  в части
соблюдения ими норм и правил эксплуатации жилищного фонда,  требований
жилищного  законодательства,  а  также  для  защиты  законных  прав  и
интересов домовладельцев и нанимателей жилья.
     3.8. Поручить    администрации   города   разработать   программу
мероприятий,  направленных на стимулирование создания  и  деятельности
товариществ собственников жилья, управляющих организаций других форм.
     По мнению КСП такая программа могла бы включать, например:
     - регулярное проведение городского конкурса на лучшую организацию
по управлению жилищным фондом;
     - направление   определенной   части   средств   бюджета  города,
предназначенных на проведение капитального  ремонта  жилищного  фонда,
исключительно  на  цели  проведения  капитального  ремонта жилых домов
постройки  до  1991  года,  домовладельцы  которых  приняли  на  общем
собрании решение о создании ТСЖ;
     - инициирование создания и оказание организационной и  финансовой
поддержки фонда взаимного кредитования жилищных товариществ города.
     Контрольно-счетной палатой Тверской городской  Думы  представлены
предложения по механизму деятельности такого фонда.
     3.9. Предложить  администрации   города   разработать   программу
мероприятий  в  целях  инициирования и оказания содействия гражданам в
создании различного рода самодеятельных  объединений  собственников  и
нанимателей жилья, в том числе в рамках территориального общественного
самоуправления.
     При этом   особое   внимание   должно  быть  уделено  координации
деятельности домовладельцев тех домов,  где  уже  состоялись  собрания
домовладельцев,   на   которых   ими   был  выбран  способ  управления
многоквартирным   жилым   домом,   в    целях    обеспечения    самими
домовладельцами   контроля   за  деятельностью  избранной  управляющей
компании  и  организаций,  предоставляющих  услуги  по  управлению   и
эксплуатации жилья.
     3.10. Обязать администрацию  города  обеспечить  своевременное  и
квалифицированное  обоснование  и  разъяснение  готовящихся и принятых
решений,  плохо  обеспечены  систематическое  общественное  обсуждение
планируемых мероприятий реформирования ЖКХ,  постоянное информирование
населения  о  ходе  реформы  и  учет  мнений  и  положительного  опыта
заинтересованных организаций и граждан.
     3.11. Органам  городского  самоуправления  предпринять  шаги  для
инициирования    создания   в   городе   некоммерческого   объединения
управляющих организаций независимо от их организационно-правовой формы
с  целью  координации  их  деятельности,  налаживания  обмена  опытом,
выработки профессиональных стандартов работы и  решения  других  общих
вопросов,   а  также  с  целью  создания  дополнительных  возможностей
конструктивного    влияния    на     процесс     становления     рынка
жилищно-коммунальных услуг.
     3.12. Предложить  администрации  города  в   целях   упорядочения
деятельности  муниципальной  службы  заказчика утвердить для ГМУ "ДЕЗ"
обязательный  состав   "ДЕЛА   по   многоквартирному   жилому   дому".
Целесообразно   также   в   примерной  форме  Договора  на  управление
многоквартирным  домом  включить  в  состав  обязанностей  управляющей
организации    условие   об   обязательном   ведении   ею   "ДЕЛА   по
многоквартирному жилому дому" в  соответствии  с  приложением  N  4  к
настоящему отчету.
     3.13. Продолжить  в  2003  году  реализацию  городской  программы
жилищных  субсидий,  так как ее замораживание при повышении тарифов на
жилищно-коммунальные  услуги  в  первую  очередь   коснется   наименее
социально защищенных работников бюджетной сферы, для которых городская
жилищная субсидия является ощутимой поддержкой.
     3.14. Предложить  администрации  города проработать и осуществить
мероприятия  по  коренному  улучшению   технического   и   санитарного
состояния  жилищного  фонда  с  тем,  чтобы  в кратчайший срок навести
должный порядок в деле содержания и сохранности жилых домов и объектов
коммунального хозяйства.
     Поддержать и   активно   содействовать   распространению    опыта
управляющих    организаций   по   проведению   в   период   оформления
приема-передачи дома под их управление  комплексной  оценки  состояния
жилищного  фонда  с  целью  эффективного планирования своей дальнейшей
деятельности по обеспечению  надлежащего  состояния  дома,  проведению
ремонтов  и  т.п.  При  этом целесообразно разработать примерную форму
Акта приема-передачи дома, фиксирующего результаты такой оценки.
     3.15. Обратить    внимание    администрации   города   Твери   на
необходимость  повысить  ответственность  руководителей  и  работников
муниципальных  организаций и служб за надлежащее выполнение порученных
им функций, в связи с чем предложить Главе города Твери:
     - утвердить   порядок   проведения   мониторинга  и  контроля  за
исполнением   нормативных   и   распорядительных   актов    городского
самоуправления, направленных на обеспечение эффективной деятельности и
реализации целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
     - укрепить  подразделения  администрации  города,  осуществляющие
функции управления жилищно-коммунальным  комплексом,  и  муниципальные
организации   ЖКХ   квалифицированными   кадрами,  понимающими  задачи
реформирования жилищно-коммунального хозяйства,  способными обеспечить
четкое  выполнение  требований  нормативных  и  распорядительных актов
городского самоуправления и улучшить жилищно-коммунальное обслуживание
населения;
     - рассмотреть  вопрос  об   ответственности   лиц,   виновных   в
ненадлежащем исполнении ранее принятых решений.


Информация по документу
Читайте также