Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.1994 № 1306

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П о с т а н о в л е н и е

                    от 25 ноября 1994 г. N 1306
                             г. Москва


     О Комплексной федеральной программе по обеспечению охраны
       озера Байкал и рационального использования природных
                       ресурсов его бассейна

   (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
                     от 30.12.2000 г. N 1034)

     Правительство Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Одобрить  прилагаемую  Комплексную федеральную программу по
обеспечению  охраны  озера  Байкал  и  рационального  использования
природных ресурсов его бассейна (далее именуется - Программа).
     2. Определить    государственными    заказчиками     Программы
Правительство Республики Бурятия,  администрацию Иркутской области,
администрацию Читинской  области,  соответствующие  министерства  и
ведомства (по конкретным мероприятиям Программы).
     3. Финансирование   мероприятий   Программы   осуществлять   в
соответствии   с   действующим   порядком   в   пределах   средств,
предусматриваемых на выполнение программных мероприятий.
     4. Министерству  охраны  окружающей среды и природных ресурсов
Российской  Федерации  осуществлять  координацию  деятельности   по
выполнению    предусмотренных   Программой   мероприятий,   включая
подготовку сводных бюджетных заявок на ассигнования из федерального
бюджета  для  финансирования  Программы,  и  контроль  за  ходом ее
реализации.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                            В. Черномырдин

      ----------------------------



     ОДОБРЕНА
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 25 ноября 1994 г.
     N 1306

                                 Срок реализации программы продлен
                                    на 2001 год - Постановление
                                      Правительства Российской
                                 Федерации от 30.12.2000 г. N 1034

                 КОМПЛЕКСНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования
                  природных ресурсов его бассейна


                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Комплексная федеральная  программа по обеспечению охраны озера
Байкал  и  рационального  использования  природных   ресурсов   его
бассейна  разработана  во  исполнение  Указа  Президента Российской
Федерации от 25  марта  1992  г.  N  295  "О  неотложных  мерах  по
государственной поддержке экономики Бурятской ССР".
     Программа предусматривает     разработку     и      реализацию
взаимоувязанных  природоохранных проектов и социально-экономических
мероприятий, а также создание организационно-управленческих условий
(согласно    приложению),    обеспечивающих   устойчивое   развитие
Байкальского  региона,  сохранение  и  воспроизводство   уникальных
экологических  систем  озера  Байкал.  Она  направлена  на  решение
важнейших  региональных  проблем,  концентрацию  сил   и   средств,
согласование деятельности большого числа предприятий и организаций,
расположенных как в бассейне озера Байкал, так и за его пределами.


  2. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

                 2.1. Современный уровень развития
                    производственных комплексов


       2.1.1. Промышленный и сельскохозяйственный комплексы

     Несмотря на    развитие    отраслей   топливно-энергетического
комплекса,  не удалось полностью  обеспечить  растущие  потребности
региона в топливе и электроэнергии.  Продолжает действовать большое
количество малых котельных без газоочистного оборудования.
     Негативные тенденции  в  развитии  машиностроения выражаются в
сокращении   нового   строительства   и   расширении    действующих
предприятий  без  существенного  повышения  их технического уровня.
Слабо развиты связи между предприятиями, вследствие чего увеличился
удельный   вес   ремонтно-механических   производств   в   основных
производственных фондах.
     Черная и   цветная   металлургия   продолжает  снижать  объемы
производства из-за низкого технического и  технологического  уровня
предприятий,    не    отвечающего    элементарным   природоохранным
требованиям.  На предприятиях по добыче и  обогащению  руд  цветных
металлов  извлекается  главным  образом профилирующая продукция,  а
побочные и попутные компоненты  выбрасываются  в  отвалы,  создавая
напряженную экологическую обстановку.
     В последнее     время     усилилась     диспропорция     между
производственными звеньями лесопромышленного комплекса, включающего
в себя крупнейшие по масштабам  переработки  древесины  предприятия
(Байкальская  и  Селенгинская  лесоперевалочные базы,  Онохойский и
Катагаранский     лесопромышленные      комбинаты,      Байкальский
целлюлозно-бумажный   комбинат,  Селенгинский  целлюлозно-картонный
комбинат).  В условиях снижения  эффективности  лесоэксплуатации  в
южных  районах бассейна,  тяготеющих к железнодорожным магистралям,
потребовалось   освоение   новых   удаленных   и    труднодоступных
лесосырьевых районов с более низкими таксационными характеристиками
древостоев,  вовлечение  в  эксплуатацию  ресурсов   менее   ценных
древесных пород.
     Сельскохозяйственное производство   региона   развивается   на
экстенсивной   основе.   Среднегодовое   производство  продукции  в
последние 15 лет остается практически на одном уровне,  что привело
к  снижению  его  объема,  приходящегося  на  одного жителя,  на 12
процентов.   Рост   производства   продукции   растениеводства    и
животноводства   обеспечивался  не  увеличением  продуктивности,  а
ростом посевных площадей и численности поголовья скота.  Уже сейчас
плотность  содержания  скота на 100 га условной пашни самая высокая
среди районов Сибири.
     Общий уровень     сельскохозяйственного     производства     в
значительной мере определяется неустойчивостью развития  земледелия
в  регионе.  Из-за  несоблюдения  научных рекомендаций по структуре
пашни  и  недостаточного  внимания  к  соблюдению   агротехнических
условий происходит постепенное снижение плодородия земель.

                         2.1.2. Транспорт

     Транспортная структура  региона  уже  не  обеспечивает  объемы
грузовых перевозок,  необходимые для  нормального  функционирования
народного хозяйства.
     На железнодорожном   транспорте   слабым    звеном    является
станционное   хозяйство   и  вспомогательные  службы.  Сдерживается
развитие водного транспорта из-за отсутствия сквозного  судоходства
"река-озеро",  необходимого портового хозяйства,  задержки перехода
на  прогрессивные  способы   перевозок   (пакетные,   контейнерные,
лихтерные).

                   2.1.3. Строительный комплекс

     Строительный комплекс   региона   не  удовлетворяет  возросшим
потребностям   развития   народно-хозяйственных   объектов.   Темпы
производства  строительных  материалов  не  обеспечивают намеченные
объемы  строительно-монтажных  работ.  Несмотря   на   значительные
сырьевые ресурсы, в регионе постоянно ощущается недостаток стеновых
материалов,  потребность в которых  удовлетворяется  только  на  75
процентов.

             2.2.  Социальная сфера и трудовые ресурсы

     Численность населения  бассейна  озера  Байкал  составляет 2,5
млн.человек.  В целом регион  характеризуется  достаточно  высокими
показателями  абсолютного  прироста  населения.  Однако в последние
годы прослеживаются неблагоприятные демографические тенденции.
     Социальный климат в Байкальском регионе в значительной степени
определяется мерами по  охране  и  укреплению  здоровья  населения.
Наибольшее   опасение   вызывает  состояние  здоровья  населения  в
городах, подверженных повышенному техногенному воздействию.
     В Республике   Бурятия   за   последние   10  лет  наблюдается
абсолютный   рост   числа   врожденных   заболеваний   и   уродств,
увеличивается   удельный   вес   женщин  с  осложнениями  в  период
беременности,  снизился  удельный   вес   детей,   находящихся   на
естественном вскармливании.
     Отмечаются неуклонный  рост  травматизма,  сердечно-сосудистых
патологий,   психических  и  онкологических  заболеваний,  снижение
иммунного статуса населения.
     Ухудшение здоровья  населения  связано  также  с недостаточным
удовлетворением его потребностей в  экологически  чистых  продуктах
питания.

             2.3.  Влияние хозяйственной деятельности
                        на окружающую среду

     Уникальность проблем  региона  характеризуется   совокупностью
природных   особенностей,  не  имеющих  аналогов  на  планете.  Его
природный комплекс  включает  собственно  озеро  Байкал,  ландшафты
побережья   озера,   воздушный  бассейн,  лесные,  водные,  рыбные,
охотничье-промысловые, растительные и другие биологические ресурсы.
     Озеро обладает    рядом    редких    качеств:   исключительное
своеобразие   и   живописность   побережья,   относительно   мягкий
приморский климат,  обилие солнечной радиации,  общее релаксирующее
воздействие на  психику  человека.  Кроме  того,  Байкал  -  мощный
гидроэнергетический   и   технологический  ресурс,  место  обитания
ценнейших пород  рыб  и  нерпы.  Однако  численность  омуля,  сига,
хариуса,   осетра   снижается   под   воздействием   антропогенного
загрязнения, усиливающегося браконьерства.
     Сброс сточных  вод,  вырубка  лесных массивов на водоразделах,
разработка месторождений  песчано-гравийной  смеси  в  руслах  рек,
развитие  транспорта и другая хозяйственная деятельность приводят к
загрязнению   важнейших   нерестовых   рек,   гибели   естественных
нерестилищ  и  сокращению кормовой базы омуля и других ценных видов
рыб.
     В бассейн  озера  ежегодно  поступает со сточными водами свыше
70 тыс. тонн загрязняющих веществ.  Наибольший  объем  загрязненных
сточных вод приходится на Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат,
Петровск-Забайкальский  металлургический  завод,  города  Улан-Удэ,
Гусиноозерск и Закаменск.
     Загрязнение вод  бассейна  Байкала  происходит   также   через
атмосферу  и  за  счет  смыва  загрязняющих  веществ  с городских и
сельскохозяйственных территорий.
     Наибольшие объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от
стационарных источников наблюдаются в городах:  Улан-Удэ - 42  тыс.
тонн,  Байкальск  - 12,1 тыс.  тонн и Селенгинск - 4,8 тыс.  тонн в
год.  Кроме  того,  одним  из   самых   интенсивных   загрязнителей
атмосферного воздуха является автотранспорт.
     Существующий уровень    загрязнения    воздушного     бассейна
обусловлен применением устаревших технологий, неэффективной работой
имеющихся газо- и пылеулавливающих установок,  а во многих  случаях
их полным отсутствием.  Например, в Бурятии оснащенность источников
выбросов   загрязняющих   веществ   в   атмосферу   воздухоочистным
оборудованием составляет около 30 процентов.
     Значительные площади  нарушенных  земель  расположены   вблизи
горнорудных     предприятий     региона    (Джидинский    комбинат,
Гусиноозерское шахто-  и  карьероуправление,  Тугнуйский  разрез  и
др.).
     Таким образом,  уровень антропогенного  воздействия  на  среду
региона уже сейчас создает опасность непредвиденных последствий для
экологической системы Байкала и окружающих его территорий в связи с
наблюдаемыми изменениями в состоянии природных сфер.
     Экологические проблемы Байкальского региона неразрывно связаны
с   кризисным   состоянием  экономики  и  сложившимися  тенденциями
развития народно-хозяйственного комплекса,  который характеризуется
несовершенством    отраслевой    структуры,   относительно   низким
технологическим,    техническим    и    организационным    уровнем,
неэффективностью      промышленного     и     сельскохозяйственного
производства,     неразвитостью     инфраструктуры.     Отсутствуют
внутрирегиональная   специализация  и  кооперирование  производств,
недостаточны  глубина  и  комплексность   использования   природных
ресурсов,  низка  экологичность  социально-хозяйственной  системы в
целом.
     Большая часть  региона  относится  к энергодефицитным районам.
Поэтому к числу приоритетных задач относятся разработка и внедрение
новых  технологий  сжигания топлива,  ликвидация малых экологически
ненадежных котельных.
     Все это   свидетельствует  о  сложности  эколого-экономической
ситуации  в  Байкальском  регионе  и  о  неразрывности  совместного
решения   задач   повышения   уровня  жизни  населения,  сохранения
окружающей среды и здоровья людей.

       2.4. Выполнение предшествующих директивных документов

     В целях   сохранения   экосистемы   бассейна   озера   Байкал,
рационального  использования  его  природных  богатств  в 1969-1992
годах было принято 4 правительственных постановления,  в результате
реализации которых решены отдельные аспекты байкальской проблемы.
     Однако многие важные мероприятия остались  невыполненными.  Не
обеспечено  выполнение  заданий  по перепрофилированию Байкальского
целлюлозно-бумажного  комбината  в  соответствии  с  постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 2 декабря 1992 г.  N 925 "О
перепрофилировании Байкальского  целлюлозно-бумажного  комбината  и
создании  компенсирующих  мощностей по производству целлюлозы".  Не
реализован сводный проект лесоустройства в водоохранной зоне  озера
Байкал   в   части   мероприятий  противопожарного  назначения.  До
настоящего времени не разработано технико-экономическое обоснование
(ТЭО)  газификации  предприятий,  расположенных  в  районах городов
Иркутска,  Шелехова,  Ангарска,  Усолья-Сибирского   и   Черемхово.
Приостановлены на стадии ТЭО работы по переводу на электроснабжение
объектов  жилищно-коммунального  хозяйства  в  городах   и   других
населенных пунктах,  расположенных на побережье озера Байкал.  Не в
полном   объеме   осуществлен   комплекс   мер   по   строительству
природоохранных  сооружений,  защите земель от эрозии,  организации
туризма и отдыха населения.

             3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
                           ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

     Главной целью  Программы  является оптимизация взаимоотношений
между   человеком   и   природой,   направленных   на   эффективное
воспроизводство природных ресурсов,  улучшение состояния окружающей
среды и устойчивое развитие региона.
     Одновременно Программой    предусматривается    стимулирование
научно-технического    прогресса    в     области     рационального
природопользования            с            целью           создания
производственно-технологического    потенциала,    соответствующего
современным экологическим требованиям,  особенно в тех районах, где
велика уязвимость экосистем.  Организационной основой  для  решения
этих  вопросов  является  экологическое  зонирование бассейна озера
Байкал  в  соответствии  с  уточненными  границами   территорий   и
регламентами хозяйственной деятельности на них.
     Реализация Программы позволит осуществить практические меры по
стабилизации  и  частичному  улучшению  экологической обстановки за
счет снижения негативного воздействия на отдельные природные  сферы
и   постепенного  перехода  к  рациональному  режиму  использования
естественных  ресурсов.  Это  будет  достигнуто   как   применением
традиционных методов борьбы с загрязнением окружающей среды,  так и
внедрением нового экономического механизма природопользования.
     В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий
будут разработаны нормативно-правовые акты,  регламентирующие режим
хозяйственной   деятельности   в   Байкальском   регионе,   снижены
современные   уровни   загрязнения   окружающей   среды,   внедрены
современные технологии в промышленности,  на транспорте, в сельском
хозяйстве,   создана   геоинформационная   система    для    оценки
экологической   ситуации  в  бассейне  озера  Байкал  (ГИС-Байкал),
позволяющая  принимать  оптимальные  решения  в  области  охраны  и
рационального использования природных ресурсов.

             4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И
              СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ
                РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И
                     ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

     Регион находится  в  состоянии  финансовой   и   экономической
дестабилизации.    Это    определяет    необходимость    всемерного
использования   природных,    экономических    и    демографических
предпосылок   для   обеспечения   стабилизации,  а  затем  и  роста
производства,  решения всего комплекса социальных  задач  с  учетом
строгого  соблюдения  требований по сохранению окружающей природной
среды озера Байкал на основе:
     интенсификации производства,      улучшения      использования
созданного  производственного  потенциала  путем  реконструкции   и
технического   перевооружения   действующих  предприятий,  а  также
создания       эталонных        производств,        соответствующих
эколого-экономическим требованиям региона;
     строгой регламентации   строительства   новых   и   расширения
действующих   предприятий,   оказывающих   негативное   влияние  на
окружающую среду и здоровье населения;
     приоритетного развития   агропромышленного   и  рекреационного
комплексов;
     развития межотраслевых   производств,   а   также  оптимизации
топливно-энергетической базы;
     рационального развития     лесной    и    деревообрабатывающей
промышленности;
     комплексного освоения     месторождений     и    рационального
использования минерального сырья;
     расширенного воспроизводства   и   направленного  формирования
высокопродуктивных  водоохранных  и  защитных  лесов,   организации
щадящего использования всех их ресурсов и полезных свойств;
     разработки и  внедрения  экономических  методов  и  нормативов
управления  производственной  и социальной сферами,  стимулирования
развития региона и природоохранной деятельности в условиях рыночной
экономики;
     ускоренного развития непроизводственной сферы и  доведения  до
оптимального  уровня  обеспеченности  населения  жильем  и бытовыми
услугами;
     развития комплексных  научных  исследований  по экономическим,
социальным,  правовым,  экологическим   аспектам   режима   особого
природопользования.

   5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

    5.1. Приоритетные направления природоохранной деятельности

     В основу  приоритетов Программы положены прежде всего интересы
восстановления  и  сохранения  природных  и  культурных  комплексов
Байкальского региона.
     Экологизация материального    производства     должна     быть
осуществлена  главным  образом  за  счет  применения малоотходных и
безотходных  технологических  процессов,  высокоэффективных  систем
водоснабжения,   современных   методов   очистки   сточных   вод  и
пылегазовых выбросов.
     В промышленности  предусматривается осуществление технического
перевооружения и реконструкции на основе  отечественных  и  мировых
достижений.
     Важным условием    охраны    окружающей     среды     являются
преимущественное  использование  экологически  чистых видов топлива
(малосернистых и малозольных углей,  природного газа),  переход  на
электро-   и   теплоснабжение   в   прибрежной   защитной   полосе,
централизация выработки тепловой энергии.
     К числу  природоохранных  мероприятий  на транспорте относится
перевод автомобилей на дизельное топливо,  неэтилированный бензин и
природный   газ   при   одновременной   оптимизации   перевозок   и
грузопотоков.
     В связи  с  высоким  уровнем  воздушного  загрязнения бассейна
озера Байкал за счет  выбросов  предприятий  Иркутско-Черемховского
промышленного  узла предусматривается переход на полную газификацию
этих предприятий.
     Основными направлениями    в    экологически   ориентированном
развитии сельскохозяйственного производства можно считать:
     противоэрозионную организацию территории;
     увеличение объемов безотвальной,  плоскорезной  и  минимальной
обработки почвы;
     экологически безопасное  хранение  и  применение  удобрений  и
средств защиты растений;
     формирование экологически  сбалансированных   и   экономически
эффективных агроэкосистем в условиях мелиоративного земледелия;
     совершенствование конструкций  сельскохозяйственных  машин   с
целью  снижения  их  разрушающего  воздействия  на почву,  создание
специальной техники для выполнения почвозащитных мероприятий;
     развитие биологических методов защиты растений.
     Предстоит рекультивация  нарушенных  земель  вблизи   основных
горнорудных предприятий.
     Потребуется усиление   природоохранных   мер    при    решении
социальных вопросов региона.  Создание новых селитебных образований
возможно  только  за  пределами  прибрежной  защитной  полосы   при
неукоснительном  соблюдении  градостроительных норм и экологических
требований.  При этом  необходимо  создать  в  городах  и  поселках
городского   типа,  а  в  прибрежной  защитной  полосе  -  во  всех
населенных  пунктах  централизованные   системы   водоснабжения   и
канализации.
     С целью охраны  биологических  ресурсов  намечается  внедрение
научно  обоснованного ведения охотничьего хозяйства,  звероводства,
использования побочных ресурсов леса.
     Особым направлением в рациональном природопользовании является
восстановление биологических ресурсов озера Байкал.
     Будет продолжено   целенаправленное  формирование  и  развитие
единой  сети  охраняемых  территорий,   охватывающих   все   ценные
разнофункциональные  участки  экологической  системы бассейна озера
Байкал.
     К числу  особо важных проблем рационального природопользования
относится оптимизация  лесопользования,  предполагающая  сокращение
объема рубок в верховьях рек байкальского бассейна, особенно лесов,
произрастающих на мерзлотных почвах.

           5.2. Система рационального природопользования

     Коренное улучшение экологической обстановки возможно лишь  при
условии  осуществления  хозяйственной деятельности в бассейне озера
Байкал с соблюдением установленных норм допустимого воздействия  на
экосистему  озера  Байкал,  регламентирующих  выбросы  загрязняющих
веществ в окружающую среду,  изъятие биологических ресурсов, другие
виды деятельности, а также применения системы эколого-экономических
моделей  для  анализа  и  прогнозирования  развития   хозяйства   и
функционирования экосистемы.
     Практические пути      решения      экологических      проблем
предусматривают три основных направления:
     мероприятия по стабилизации экологической ситуации;
     мероприятия по  снижению  вредного  воздействия  на окружающую
среду;
     мероприятия по    восстановлению    возобновляемых   природных
ресурсов.

   5.2.1. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности

     В основу решения поставленных задач должны быть положены нормы
допустимого воздействия на экологическую систему озера Байкал,  при
нарушении  которых  могут  появиться  необратимые  изменения  в  ее
структуре   и   механизме   воспроизводства   и   саморегулирования
(загрязнение озера экологически опасными веществами и  организмами,
разрушение  прибрежных экосистем в связи с колебаниями уровня озера
Байкал при изменении режима эксплуатации Иркутской ГЭС,  деградация
растительных   сообществ  и  почв,  исчезновение  эндемичных  видов
организмов, истощение возобновляемых природных ресурсов, разрушение
ландшафтов,    негативные   изменения   традиционной   культуры   и
хозяйственного уклада местных жителей).
     Важнейшим условием  регламентации  хозяйственной  деятельности
является классификация вредных  веществ  по  степени  относительной
опасности   для   экосистемы   озера   Байкал  с  выделением  особо
экологически опасных веществ.
     В задачу регламентации хозяйственной деятельности также входит
и  охрана  экологической  системы  озера  Байкал  от  биологических
загрязнений.  Запрещено  вселение  новых (то есть отсутствовавших в
озере Байкал и его притоках до начала  хозяйственной  деятельности)
видов  водных  животных  и растений.  Необходимо ввести специальные
правила  содержания  пушных  зверей  на  зверофермах  и   рыбы   на
рыбоводных  заводах,  а  также  правила утилизации отходов и стоков
хозяйств,  препятствующие попаданию вредных организмов в окружающую
среду.

   5.2.2. Экологическое зонирование и режимы природопользования

     Уникальность территории   бассейна  озера  Байкал  заключается
прежде всего в разнообразии ландшафтной  структуры  с  характерными
экологическими    параметрами   и   условиями   природопользования.
Соответственно    оптимизация    хозяйственной    деятельности    в
определяющей степени зависит от зонирования территории.  Программой
предусматривается приоритетное развитие исследований в этой области
с   использованием   уже   имеющихся   разработок  (Территориальная
комплексная схема охраны природы бассейна озера Байкал, Комплексная
программа   политики  землепользования  для  российской  территории
бассейна озера Байкал и др.).

             5.2.3. Система экологического мониторинга

     С усложнением задач  по  сохранению  экосистемы  озера  Байкал
необходимо   организовать   единую   систему  мониторинга,  включая
наблюдение,  анализ  и  прогноз,  так  как   существующая   система
мониторинга не отвечает предъявляемым требованиям.
     Программа предусматривает   развитие   системы    комплексного
мониторинга  состояния  окружающей  среды  в бассейне озера Байкал,
которая включает:
     мониторинг воздушной  среды  и  основных источников выбросов в
атмосферу;
     мониторинг водной  среды,  источников очищенных и недостаточно
очищенных промышленных и бытовых вод, а также вод, используемых для
нужд сельского хозяйства;
     мониторинг почв и растительного покрова;
     биологический мониторинг    состояния    наземных   и   водных
экосистем, включая мониторинг рыбных ресурсов.

           5.2.4. Система геоинформационного обеспечения

     Единая система геоинформационного обеспечения включает в  себя
совокупность    открытых   для   обмена   данными   территориальных
геоинформационных систем, формируемых на основе интегрированных баз
данных,  цифровых и электронных карт, современных геоинформационных
технологий,   использующих   в   полном   объеме    аэрокосмическую
информацию,   возможности   спутниковых   навигационных   систем  и
телекоммуникационные средства.
     Эта система формируется на базе отдельных тематических блоков,
которые представляют следующие слои информации:
     картографо-геодезический блок  формирования  и  ведения банков
базовых    цифровых    топографических    карт,    электронных    и
аэрокосмических карт;
     блок интегрированных географических  и  экологических  данных,
отражающих   современную   ситуацию   в   регионе   по   материалам
экологического мониторинга и аэрокосмических съемок;
     блок геолого-геофизической информации, включающий в себя банки
данных о минеральных ресурсах,  геологии, геохимии и физике недр, а
также  новые  технологии картографического представления материалов
геофизических съемок и результатов геодинамического моделирования;
     блок специальной  тематической  картографической информации по
отдельным направлениям природопользования,  формируемой в том числе
и на основе данных государственной статистики;
     блок, обобщающий  научные  представления  о  ретроспективе   и
перспективе развития региона;
     система отображения имеющейся  интегрированной  семантической,
табличной    и    картографической    информации,   математического
моделирования и системного анализа вариантов стратегии развития;
     экспертная система    информационного   обеспечения   принятия
решений по проблемам эколого-экономического развития.
     Практическая реализация  предлагаемого  подхода  к организации
информационной системы возможна при решении задач:
     систематизации, структурирования,   уточнения  всей  имеющейся
информации, в том числе по материалам аэрокосмических съемок;
     создания и  внедрения  автоматизированных  систем  контроля за
состоянием природной среды и использованием природных ресурсов;
     создания единой  региональной  геоинформационной  системы (для
Республики  Бурятия,  Иркутской  и  Читинской  областей)  на   базе
ГИС-Байкал  и  информационно-вычислительных  центров,  имеющихся  в
регионе.

            5.3. Экологическое образование и воспитание

     Одной из  важнейших  задач   Программы   является   разработка
эффективной   системы   массового   экологического   образования  и
воспитания.
     Специфика экологического  образования  и  воспитания в регионе
заключается  в  изучении  народных  традиций  и  обычаев,   навыков
природопользования коренных народов региона.
     Важное место в разработке системы экологического образования и
воспитания  занимает  изучение  зарубежного  опыта.  С  этой  целью
необходимо издание переводных трудов и особенно использование опыта
разработки  экологических  игр.  Такие  подходы позволяют отойти от
назидательного принципа в образовании и  максимально  задействовать
игровые мотивы.
     Перспективным направлением является практическое экологическое
образование  и воспитание,  совмещенное с туризмом и познавательным
отдыхом, в том числе в национальных природных парках.

       5.4. Экономический механизм и система финансирования
                       реализации Программы

     Реализация Программы  должна  осуществляться  в соответствии с
действующим порядком разработки и  реализации  федеральных  целевых
программ развития Российской Федерации.
     Государственными заказчиками по  соответствующим  мероприятиям
Программы     определены    Правительство    Республики    Бурятия,
администрация Иркутской области,  администрация Читинской  области,
Минприроды   России,   Минстрой   России,   Минсельхозпрод  России,
Роскомвод,  Роскомнедра, Роскомзем, Роскомрыболовство, Росгидромет,
Рослесхоз и Роскартография.
     Участие в   природоохранной   деятельности    предприятий    и
организаций различных форм собственности предусматривает:
     самофинансирование, при  котором  затраты  на  указанные  цели
несет предприятие, являющееся источником негативного воздействия;
     компенсационность, означающую,   что   потребитель   природных
ресурсов   обязан   принять   максимум   мер   по   их   возможному
восстановлению;
     возвратность,   то   есть   возмещение   средств,   выделяемых
кредиторами на природоохранную деятельность;
     экономическую ответственность  как  обязательность  возмещения
ущерба, причиненного окружающей среде.
     Предприятиям,   активно   выполняющим   намеченные  Программой
природоохранные  мероприятия,  могут  быть  предоставлены  льготные
кредиты,  налоговые  льготы,  выделяться дополнительные средства из
федерального и местных бюджетов, экологических фондов.
     Источником   финансирования  отдельных  мероприятий  Программы
могут служить взносы иностранных и международных фондов.
     Общие финансовые  затраты  на  реализацию Программы составят в
ценах 1994 года 1641,1 млрд. рублей, с последующей  индексацией,  в
том числе за счет:
     средств предприятий - 809,5 млрд. рублей;
     федерального бюджета - 532 млрд. рублей;
     бюджетов субъектов Российской Федерации - 46,4 млрд. рублей;
     кредита - 241 млрд. рублей;
     средств экологических фондов - 12,2 млрд. рублей.


                        __________________


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к Комплексной федеральной программе
     по обеспечению охраны озера Байкал
     и рационального использования
     природных ресурсов его бассейна


                                           МЕРОПРИЯТИЯ

                   по Комплексной федеральной программе по обеспечению охраны
                      озера Байкал и рационального использования природных
                                      ресурсов его бассейна


+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦   ¦                          ¦       ¦Затраты (млн.рублей)      ¦              ¦           ¦
¦   ¦                          ¦       +--------------------------¦  Источники   ¦           ¦
¦N  ¦Наименование мероприятий  ¦Сроки  ¦Всего  ¦  в том числе     ¦финансирования¦Заказчики  ¦
¦п/п¦                          ¦(годы) ¦       +------------------¦              ¦           ¦
¦   ¦                          ¦       ¦       ¦1995 г. ¦1996 г.  ¦              ¦           ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+

                                  А. БЛОК ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                         1. Мероприятия по снижению вредного воздействия
                             на окружающую природную среду и другие


1.   Внедрение антидымных       1995-   220       70      70      средства       предприятия
     кислородосодержащих        1997                              предприятий    региона
     присадок и добавок в
     топливо двигателей
     дизельных автомобилей

2.   Внедрение систем           1995-   1510      750     760     средства       предприятия
     гидрошлакоудаления в       1996                              предприятий    региона
     котельных

3.   Модернизация водогрейных   1995-   860       430     430     средства       предприятия
     котлов путем ввода         1996                              предприятий    региона
     водовоздушной смеси в
     топку котла, внедрение
     систем вторичного
     возврата пыли

4.   Внедрение котлов "Братск"  1995-   3880      1940    1940    средства       предприятия
     взамен котлов устаревших   1996                              предприятий    региона
     конструкций "Универсал",
     "Минск", "Энергия",
     "Тула"

5.   Строительство обводных     1995-   6460      3230    3230    бюджеты        Правительство
     автомобильных дорог        1996                              субъектов      Республики
     крупных населенных                                           Российской     Бурятия,
     пунктов                                                      Федерации      администрация
                                                                                 Читинской
                                                                                 области

     в том числе: Республика            4308      2154    2154
     Бурятия

     Читинская область                  2152      1076    1076

6.   Строительство и            1995-   307600    51264   51264   средства       предприятия
     реконструкция очистных     2000                              предприятий    региона
     установок, изменение
     технологий

7.   Строительство квартальных  1995-   17170     2860    2860    бюджеты        Правительство
     котельных  в том числе:    2000    11150     1860    1860    субъектов      Республики
     Республика Бурятия                                           Российской     Бурятия,
                                                                  Федерации      администрации
                                                                                 Читинской и
                                                                                 Иркутской
                                                                                 областей

     Иркутская область                  1720      285     285

     Читинская область                  4300      715     715

8.   Организация производства   1995-   4175      700     700     бюджеты        Правительство
     и оснащение автомобилей    2000                              субъектов      Республики
     нейтрализаторами                                             Российской     Бурятия,
     каталитического действия                                     Федерации      администрации
                                                                                 Читинской и
                                                                                 Иркутской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            2455      410     410
     Бурятия

     Иркутская область                  860       145     145

     Читинская область                  860       145     145

9.   Перевод карбюраторного     1995-   8610      2870    2870    бюджеты        Правительство
     автотранспорта на          1997                              субъектов      Республики
     неэтилированный бензин                                       Российской     Бурятия,
                                                                  Федерации      администрации
                                                                                 Читинской и
                                                                                 Иркутской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            4306      1430    1430
     Бурятия

     Иркутская область                  2152      720     720

     Читинская область                  2152      720     720

10.  Мероприятия по снижению    1995-   3450      1725    1725    бюджеты        Правительство
     содержания синтетических   1996                              субъектов      Республики
     поверхностно-активных                                        Российской     Бурятия,
     веществ (СПАВ) в сточных                                     Федерации      администрации
     водах населенных пунктов                                                    Читинской и
     региона                                                                     Иркутской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            2410      1205    1205
     Бурятия

     Иркутская область                  520       260     260

     Читинская область                  520       260     260

11.  Организация пунктов        1995-   1046      523     523     бюджеты        Правительство
     регулирования и            1996                              субъектов      Республики
     диагностики автомобилей                                      Российской     Бурятия,
                                                                  Федерации      администрации
                                                                                 Читинской и
                                                                                 Иркутской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            646       323     323
     Бурятия

     Иркутская область                  200       100     100

     Читинская область                  200       100     100

12.  Организация работ по       1995-   2080      1040    1040    бюджеты        Правительство
     переводу карбюраторных     1996                              субъектов      Республики
     автомобилей на бинарное                                      Российской     Бурятия,
     топливо                                                      Федерации      администрации
                                                                                 Читинской и
                                                                                 Иркутской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            1280      640     640
     Бурятия

     Иркутская область                  400       200     200

     Читинская область                  400       200     200

13.  Организация передвижных    1995-   1080      540     540     бюджеты        Правительство
     пунктов контроля           1996                              субъектов      Республики
     токсичности выхлопных                                        Российской     Бурятия,
     газов от автотранспорта                                      Федерации      администрации
                                                                                 Читинской и
                                                                                 Иркутской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            640       320     320
     Бурятия

     Иркутская область                  220       110     110

     Читинская область                  220       110     110

14.  Строительство и            1995-   269450    44908   44908   средства       предприятия
     реконструкция очистных     2000                              предприятий    региона
     сооружений

15.  Строительство и            1995-   3960      660     660     средства       предприятия
     оборудование моек для      2000                              предприятий    региона
     автотранспорта

16.  Строительство систем       1995-   18164     3027    3027    средства       предприятия
     оборотного и               2000                              предприятий    региона
     повторно-последовательного
     водоснабжения

17.  Внедрение экологически     1995-   90390     15065   15065   средства       предприятия
     чистых технологий и        2000                              предприятий    региона
     оборудования

18.  Вынос производственных и   1995-   61600     10266   10266   средства       предприятия
     сельскохозяйственных       2000                              предприятий    региона
     объектов из водоохранных
     зон

19.  Восстановление и создание  1995-   5165      860     860     средства       предприятия
     водоохранных зон           2000                              предприятий    региона

20.  Организация                1995-   14850     2475    2475    средства       предприятия
     санитарно-защитных зон     2000                              предприятий    региона
     предприятий

21.  Строительство              1995-   860       430     430     средства       предприятия
     шлакоотвалов, полигонов    1996                              предприятий    региона
     для складирования мусора

22.  Разработка конструкции     1995-   21522     3587    3587    средства       предприятия
     усовершенствованных        2000                              предприятий    региона
     установок для очистки
     сточных вод локальных
     объектов, организация их
     изготовления на заводах
     региона

23.  Разработка и внедрение     1995-   6887      1968    1900    федеральный    Минстрой России
     установок для очистки      2000                              бюджет
     сточных вод малых
     населенных пунктов

     в том числе: Республика            4305      1232    1197
     Бурятия

     Иркутская область                  860       244     228

     Читинская область                  1722      492     475

24.  Организация выпуска        1995-   1722      287     287     средства       предприятия
     нестандартного очистного   2000                              предприятий    региона
     оборудования

25.  Внедрение экологически     1995-   120520    10000   20000   кредит         предприятия
     безопасных технологий      2000                                             региона
     лесозаготовительных и
     деревообрабатывающих
     производств

26.  Приобретение               1995-   120520    60260   60260   кредит         предприятия
     ресурсосберегающих         1996                                             региона
     технологий деревообработки

27.  Организация перевозки      1995-   860       287     287     средства       предприятия
     древесины по Байкалу       1997                              предприятий    региона
     судами и реконструкция
     портов (Выдрино, Клюевка,
     Усть-Баргузин)

28.  Создание полезащитных      1995-   3443      982     900     федеральный    Правительство
     лесных полос               2000                              бюджет         Республики
                                                                                 Бурятия, адми-
                                                                                 нистрация
                                                                                 Читинской
                                                                                 области

     в том числе: Республика            2583      738     676
     Бурятия


     Читинская область                  860       244     224

29.  Закрепление и облесение    1995-   3013      860     860     федеральный    Правительство
     оврагов и песков           2000                              бюджет         Республики
                                                                                 Бурятия,
                                                                                 администрация
                                                                                 Читинской
                                                                                 области

     в том числе: Республика            2153 860  616 244 616 244
     Бурятия Читинская область

30.  Противоэрозионные          1995-   10546     3014    3000    федеральный    Правительство
     гидротехнические           2000                              бюджет         Республики
     мероприятия,                                                                Бурятия, админи-
                                                                                 страция
                                                                                 Читинской
                                                                                 области

     в том числе: Республика            7318      2090    2080
     Бурятия

     Читинская область                  3228      924     920

31.  Комплексное                1995-   6887      1968    1500    федеральный    Правительство
     агрохимичесское            2000                              бюджет         Республики
     окультуривание полей                                                        Бурятия, админи-
                                                                                 страция
                                                                                 Читинской
                                                                                 области

     в том числе:  Республика           4735      1352    1030
     Бурятия

     Читинская область                  2152      616     470

32.  Строительство складов для  1995-   12956     3700    2500    федеральный    Правительство
     хранения минеральных       2000                              бюджет         Республики
     удобрений и ядохимикатов,                                                   Бурятия,
     площадок для хранения                                                       администрация
     органических удобрений                                                      Читинской
                                                                                 области

     в том числе: Республика            9944      2840    1920
     Бурятия

     Читинская область                  3012      860     580

33.  Рекультивация нарушенных   1995-   3013      502     502     средства       предприятия
     земель                     2000                              предприятий    региона

34.  Укомплектование хозяйств   1995-   2152      614     500     федеральный    Правительство
     региона техникой для       2000                              бюджет         Республики
     подготовки и загрузки                                                       Бурятия,
     удобрений                                                                   администрация
                                                                                 Читинской
                                                                                 области

     в том числе: Республика            1506      430     350
     Бурятия

     Читинская область                  646       184     150

35.  Разработка программы по    1995-   23674     6764    5000    федеральный    Правительство
     утилизации, захоронению    2000                              бюджет         Республики
     промышленных отходов,                                                       Бурятия
     строительство
     опытно-промышленного
     полигона в Республике
     Бурятия

36.  Разработка и реализация    1995-   3874      1937    1937    средства       Селенгинский
     системы мер по утилизации  1996                              предприятий    целлюлозно-кар-
     отходов на Селенгинском                                                     тонный комбинат
     целлюлозно-картонном
     комбинате

37.  Проведение                 1995-   2152      430     430     бюджеты        Правительство
     геолого-разведочных работ  1999                              субъектов      Республики
     на подземные воды для                                        Российской     Бурятия,
     обеспечения питьевой                                         Федерации      администрации
     водой населенных пунктов                                                    Иркутской и
                                                                                 Читинской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            1290      258     258
     Бурятия

     Иркутская область                  216       43      43

     Читинская область                  646       129     129

38.  Строительство              1995-   5811      1660    1200    федеральный    Правительство
     мусороперерабатывающего    2000                              бюджет         Республики
     завода в г. Улан-Удэ                                                        Бурятия

39.  Альтернативное             1995-   12000     4000    3000    федеральный    Правительство
     энергоснабжение            2000                              бюджет         Республики
                                                                                 Бурятия,
                                                                                 администрации
                                                                                 Иркутской и
                                                                                 Читинской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            4500      1500    1125
     Бурятия


     Иркутская область                  4500      1500    1125

     Читинская область                  3000      1000    750

40.  Защита коммуникаций от     1995-   120000    40000   30000   федеральный    Правительство
     опасных природных процес-  2000                              бюджет         Республики
     сов                                                                         Бурятия,
                                                                                 администрации
                                                                                 Иркутской и
                                                                                 Читинской
                                                                                 областей

     в том числе: Республика            45000     15000   11250
     Бурятия

     Иркутская область                  45000     15000   11250

     Читинская область                  30000     10000   7500

41.  Реконструкция              1998-   120000    -       -       федеральный    администрация
     Кругобайкальской железной  2000                              бюджет         Иркутской
     дороги                                                                      области

     Всего по разделу 1 блока А         1424132   288453  283293

     В том числе: за счет               327369    65530   50360
     средств федерального
     бюджета

     из них:

     Республика Бурятия                 111529    34222   26444

     Иркутская область                  170360    16744   12603

     Читинская область                  45480     14564   11313

     за счет средств бюджетов           46223     13918   13918
     субъектов Российской
     Федерации

     из них:

     Республика Бурятия                 28485     8600    8600

     Иркутская область                  6288      1863    1863

     Читинская область                  11450     3455    3455

     за счет средств                    809500    138745  138755
     предприятий

     за счет кредита                    241040    70260   80260


                         2. Мероприятия по восстановлению возобновляемых
                                   природных ресурсов региона


42.  Охрана лесов от пожаров    1995-   77480     22140   15000   федеральный    Рослесхоз
     (в рамках целевой          2000                              бюджет
     федеральной программы)

     в том числе: Республика            43040     12300   8332
     Бурятия

     Иркутская область                  14400     4120    2788

     Читинская область                  20040     5720    3880

43.  Лесовосстановление (в      1995-   19360     5530    4000    федеральный    Рослесхоз
     рамках целевой             2000                              бюджет
     федеральной программы)

     в том числе: Республика            11600     3300    2400
     Бурятия

     Иркутская область                  1000      290     200

     Читинская область                  6760      1940    1400

44.  Защита лесов от            1995-   26470     7564    5000    федеральный    Рослесхоз
     вредителей и болезней (в   2000                              бюджет
     рамках целевой
     федеральной программы)

     в том числе: Республика            17862     5104    3374
     Бурятия

     Иркутская область                  1720      490     326

     Читинская область                  6888      1970    1300

45.  Строительство рыбоводного  1995-   260       130     130     федеральный    Минсельхозпрод
     завода на р. Кичера в      1996                              бюджет         России
     Республике Бурятия

46.  Строительство              1995-   44        22      22      бюджеты        Правительство
     стационарной садковой      1996                              субъектов      Республики
     базы Баргузинского                                           Российской     Бурятия
     рыбоводного завода в                                         Федерации
     Республике Бурятия

47.  Реконструкция              1995-   6700      3700    3000    федеральный    Минсельхозпрод
     Селенгинского              1996                              бюджет         России
     омулево-осетрового
     рыбоводного завода в
     Республике Бурятия

48.  Строительство питомника    1995-   130       65      65      бюджеты        Правительство
     по выращиванию молоди      1996                              субъектов      Республики
     сазана в Республике                                          Российской     Бурятия
     Бурятия                                                      Федерации

49.  Проектирование и           1995-   25033     6580    5000    федеральный    Рослесхоз
     организация Тункинского    2000                              бюджет
     национального природного
     парка в Республике
     Бурятия

50.  Биотехнические и           1995-   150       44      30      федеральный    Минсельхозпрод
     воспроизводственные        2000                              бюджет         России
     мероприятия на территории
     заказников в Республике
     Бурятия

51.  Укрепление                 1995    672       672     -       федеральный    Минприроды
     материально-технической                                      бюджет         России
     базы государственных
     заповедников региона

     в том числе: Республика            516       516     -
     Бурятия

     Иркутская область                  156       156     -

52.  Развитие Прибайкальского   1995-   21000     6000    4000    федеральный    Рослесхоз
     национального природного   2000                              бюджет
     парка в Иркутской области

53.  Развитие Забайкальского    1995-   14000     4000    3000    федеральный    Рослесхоз
     национального природного   2000                              бюджет
     парка в Республике
     Бурятия

     Всего по разделу 2 блока А         191299    56447   39247

     В том числе:

     за счет средств                    191125    56360   39160
     федерального бюджета из
     них:

     Республика Бурятия                 119161    35674   25266

     Иркутская область                  38276     11056   7314

     Читинская область                  33688     9630    6580

     за счет средств бюджетов           174       87      87
     субъектов Российской
     Федерации

     из них Республика Бурятия          174       87      87

     Всего по блоку А                   1615431   344900  322540
     (капитальные вложения)

     В том числе:

     за счет средств                    518494    121890  89520
     федерального бюджета

     из них:

     Республика Бурятия                 230690    69896   51710

     Иркутская область                  208636    27800   19917

     Читинская область                  79168     24194   17893

     за счет средств бюджетов           46397     14005   14005
     субъектов Российской
     Федерации

     из них:

     Республика Бурятия                 28659     8687    8687

     Иркутская область                  6288      1863    1863

     Читинская область                  11450     3455    3455

     за счет средств                    809500    138745  138755
     предприятий

     за счет кредита                    241040    70260   80260


                                  Б. БЛОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

               1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)


1.   Проведение комплексного    1995    42        42      -       федеральный    Минприроды
     экологического                                               бюджет         России
     районирования для
     выделения территорий
     особого режима
     природопользования и
     оценки их экологической
     напряженности

2.   Разработка системы         1995    63        63      -       федеральный    Минприроды
     экологической                                                бюджет         России
     регламентации
     хозяйственной
     деятельности на
     территории региона

3.   Разработка экономического  1995    75        75      -       федеральный    Минприроды
     механизма обеспечения                                        бюджет         России
     охраны и рационального
     использования природных
     ресурсов Байкальского
     региона

4.   Оценка воздействия недро-  1995-   150       75      75      федеральный    Минприроды
     и водопользования,         1996                              бюджет         России
     промышленности и
     сельского хозяйства на
     окружающую среду

5.   Разработка кадастров       1995    8         8       -       федеральный    Минприроды
     гидробионтов водоемов                                        бюджет         России
     региона

6.   Оценка влияния             1995    10        10      -       федеральный    Минприроды
     рекреационной                                                бюджет         России
     деятельности на
     экосистему Байкала и
     природных факторов на
     развитие туризма и отдыха

7.   Выявление уникальных       1995    8         8       -       федеральный    Минприроды
     природных ландшафтов для                                     бюджет         России
     объявления их особо
     охраняемыми природными
     территориями

8.   Санитарно-гигиеническая    1995-   125       60      65      федеральный    Минприроды
     оценка окружающей среды    1996                              бюджет         России
     (воздух, вода, почвы,
     продукты питания) и
     определение зон
     экологического риска для
     здоровья населения

9.   Определение характера      1995-   106       53      53      федеральный    Минприроды
     кратковременного и         1996                              бюджет         России
     длительного влияния
     загрязнения окружающей
     среды на здоровье
     человека

10.  Разработка системы         1995-   80        40      40      федеральный    Минприроды
     рационального питания,     1996                              бюджет         России
     обеспечивающей снижение
     влияния экологических
     нагрузок на здоровье
     населения, а также
     системы обеспечения
     населения, в первую
     очередь детей,
     экологически чистыми
     продуктами питания

11.  Разработка кадастра        1995-   210       105     105     федеральный    Минприроды
     растительности             1996                              бюджет         России
     Байкальского региона

12.  Проведение исследований    1995    17        17      -       федеральный    Минприроды
     по изучению последствий                                      бюджет         России
     ядерного взрыва,
     произведенного в
     сейсмически опасной зоне
     (Хилокский район
     Читинской области)

13.  Разработка методики        1995    25        25      -       федеральный    Минприроды
     оценки экологической                                         бюджет         России
     эффективности мероприятий
     по оздоровлению
     атмосферного воздуха и
     водных ресурсов региона

14.  Разработка сценариев       1995    20        20      -       федеральный    Минприроды
     возможных изменений                                          бюджет         России
     загрязнения природной
     среды бассейна озера
     Байкал

15.  Разработка программы       1995    21        21      -       федеральный    Минприроды
     оптимального развития                                        бюджет         России
     водного хозяйства региона

16.  Оценка и прогноз           1995    25        25      -       федеральный    Минприроды
     изменения состояния                                          бюджет         России
     экосистемы озера Байкал

17.  Разработка программы       1995    30        30      -       федеральный    Минприроды
     осуществления                                                бюджет         России
     водохозяйственных и
     водоохранных мероприятий
     на перспективу до 2010
     года с приоритетным
     вниманием к источникам
     питьевого водоснабжения

18.  Ландшафтное планирование   1995-   400       300     100     федеральный    Минприроды
     территории региона         1996                              бюджет         России

     Всего по разделу 1 блока Б         1415      977     438

     В том числе за счет                1415      977     438
     средств федерального
     бюджета


                            2. Организация экологического мониторинга


19.  Топографо-геодезическое и  1995-   325       160     55      федеральный    Роскартография
     картографическое           1998                              бюджет
     обеспечение системы
     экологического
     мониторинга, включая
     создание цифровых и
     электронных карт

20.  Разработка проекта         1995-   500       300     200     федеральный    Минприроды
     организации мониторинга    1996                              бюджет         России
     экосистемы озера Байкал

21.  Оптимизация сети           1995-   336       168     168     федеральный    Росгидромет
     наблюдений                 1996                              бюджет
     гидрологического режима
     рек бассейна озера Байкал

22.  Разработка экологических   1995    35        35      -       федеральный    Минприроды
     требований к режиму                                          бюджет         России
     работы Иркутской ГЭС и
     организация контроля за
     изменением уровня озера
     Байкал

23.  Оптимизация системы        1995-   336       168     168     федеральный    Росгидромет
     гидрохимического           1996                              бюджет
     мониторинга озера Байкал

24.  Развитие и организация     1995-   150       100     50      федеральный    Роскомрыбо-
     мониторинга рыбных         1996                              бюджет         ловство
     ресурсов и нерпы озера
     Байкал

25.  Разработка и организация   1995    40        40      -       федеральный    Минприроды
     мониторинга                                                  бюджет         России
     биологического
     загрязнения озера Байкал

26.  Разработка и организация   1995    80        80      -       федеральный    Минприроды
     экологического                                               бюджет         России
     мониторинга р. Селенги

27.  Организация мониторинга    1995    80        80      -       федеральный    Роскомнедра
     подземных вод бассейна                                       бюджет
     озера Байкал

28.  Разработка системы         1995    71        71      -       федеральный    Минприроды
     экологического                                               бюджет         России
     регламентирования и
     организация
     токсикологического
     контроля загрязняющих
     веществ в водных объектах

29.  Оптимизация сети           1995-   336       168     168     федеральный    Росгидромет
     наблюдений за состоянием   1996                              бюджет
     загрязнения воздушного и
     водного бассейнов

30.  Организация мониторинга    1995    70        70      -       федеральный    Росгидромет
     трансрегиональных                                            бюджет
     переносов загрязняющих
     веществ и их
     трансформации в воздушном
     и водном бассейнах

31.  Создание экологической     1995-   1680      840     840     федеральный    Росгидромет
     службы оперативного        1996                              бюджет
     контроля за состоянием
     воздушной среды

32.  Разработка и организация   1995    40        40      -       федеральный    Росгидромет
     мониторинга и оценка                                         бюджет
     влияния загрязнения
     атмосферного воздуха на
     почвы

33.  Разработка и организация   1995    60        60      -       федеральный    Роскомзем
     системы мониторинга                                          бюджет
     состояния земель

34.  Разработка и организация   1995-   120       60      60      федеральный    Рослесхоз
     системы мониторинга лесов  1996                              бюджет

35.  Разработка и организация   1995    60        60      -       федеральный    Минприроды
     мониторинга популяций                                        бюджет         России
     охотничьих и других видов
     животных

36.  Кадастр эксплуатируемых    1995-   252       126     126     федеральный    Минприроды
     природных ресурсов         1996                              бюджет         России
     бассейна озера Байкал
     (земельных, лесных,
     водных, минеральных
     ресурсов, животного мира)

37.  Разработка и организация   1995    60        60      -       федеральный    Минприроды
     мониторинга наземных                                         бюджет         России
     экосистем

38.  Разработка и организация   1995    60        60      -       федеральный    Роскомнедра
     мониторинга опасных                                          бюджет
     экзогенных геологических
     процессов

39.  Геокриологический          1995    20        20      -       федеральный    Роскомнедра
     мониторинг в зонах                                           бюджет
     многолетней мерзлоты

40.  Совершенствование          1995    20        20      -       федеральный    Росгидромет
     радиоэкологического                                          бюджет
     мониторинга, включая
     организацию мониторинга
     радоноопасных участков

41.  Аэрокосмический мониторинг 1995    252       252     -       федеральный    Минприроды
                                                                  бюджет         России

42.  Разработка и внедрение     1995-   252       126     126     федеральный    Минприроды
     новых приборов и методов   1996                              бюджет         России
     экологического
     мониторинга, их
     стандартизация и
     сертификация

43.  Разработка и внедрение     1995-   1932      966     966     федеральный    Росгидромет
     автоматизированных систем  1996                              бюджет
     контроля за состоянием
     воздушного и водного
     бассейнов

44.  Организация мониторинга    1995    120       120     -       федеральный    Минприроды
     состояния биотических                                        бюджет         России
     эталонных природных
     комплексов

45.  Создание системы           1995-   10000     1666    1666    экологические  экологические
     комплексного мониторинга   2000                              фонды          фонды,
     окружающей среды                                                            Минприроды
                                                                                 России

46.  Разработка и внедрение     1995-   1500      500     500     федеральный    Роскомзем
     автоматизированной         1997                              бюджет
     информационной системы
     (АИС) "Земля Байкала" как
     подсистемы АИС"Земля
     России"

     Всего по разделу 2 блока Б         18787     6416    5093

     В том числе: за счет               8787      4750    3427
     средств федерального
     бюджета

     за счет средств                    10000     1666    1666
     экологических фондов


                                3. Геоинформационное обеспечение


47.  Создание                   1995-   635       400     135     федеральный    Роскартография
     геоинформационной системы  1997                              бюджет
     для оценки экологической
     ситуации в бассейне озера
     Байкал

48.  Разработка структуры       1995    380       380     -       федеральный    Роскартография
     информационной сети и                                        бюджет
     создание банков данных

49.  Создание геоинформа-       1995-   250       175     75      федеральный    Роскартография
     ционной системы (ГИС) для  1996                              бюджет
     управления действиями при
     авариях и катастрофах

50.  Создание космических       1995-   180       80      100     федеральный    Роскартография
     фотокарт особо охраняемых  1996                              бюджет
     территорий Байкальского
     региона

51.  Формирование и ведение     1995    180       180     -       федеральный    Роскартография
     банка цифровых фотокарт и                                    бюджет
     ГИС для Тункинского
     национального природного
     парка

52.  Создание банка цифровых и  1995-   350       100     250     федеральный    Роскартография
     электронных карт           1996                              бюджет
     территории Байкальского
     региона

53.  Разработка                 1995-   285       100     185     федеральный    Роскартография
     программно-аппаратного     1996                              бюджет
     комплекса для
     картографирования дна
     озера Байкал и создание
     ГИС его акватории

     Всего по разделу 3 блока           2260      1415    745
     Б  В том числе: за счет            2260      1415    745
     средств федерального
     бюджета


                                      4. Другие мероприятия


54.  Эколого-экономическая      1995-   210       100     110     федеральный    Роскомнедра
     переоценка                 1996                              бюджет
     минерально-сырьевых
     ресурсов с ориентацией на
     рыночную экономику

55.  Укрепление служб слежения  1995-   64        32      32      федеральный    Роскомнедра
     и прогнозирования          1996                              бюджет
     тектонических и
     сейсмических процессов в
     регионе

56.  Паспортизация малых рек    1995-   76        12      12      федеральный    Роскомвод
                                2000                              бюджет

57.  Картографирование          1995    220       220     -       федеральный    Роскартография
     выделенных регионов на                                       бюджет
     основе данных
     дистанционного
     зондирования в М 1:200000
     - 1:1000000

58.  Оценка состояния           1995    240       240     -       федеральный    Росгидромет
     атмосферного воздуха и                                       бюджет
     его влияние на различные
     реципиенты

59.  Разработка и               1995    30        30      -       федеральный    Роскомвод
     корректировка комплексных                                    бюджет
     схем использования и
     охраны водных ресурсов
     бассейнов рек Верхняя
     Ангара, Баргузин, Селенга

60.  Разработка                 1995-   62        31      31      федеральный    Роскомвод
     технико-экономического     1996                              бюджет
     обоснования по защите от
     наводнений бассейнов рек
     Хилок, Чикой, Селенга и
     других рек региона

61.  Прогноз максимальных       1995    8         8       -       федеральный    Росгидромет
     уровней дождевых паводков                                    бюджет
     на реках Баргузин,
     Уда, Чикой

62.  Разработка Правил          1995    8         8       -       федеральный    Роскомвод
     пользования и охраны вод                                     бюджет
     озера Байкал

63.  Оценка эксплуатационных    1995    17        17      -       федеральный    Роскомнедра
     запасов и прогнозных                                         бюджет
     ресурсов подземных вод

64.  Проведение мероприятий и   1995    60        60      -       федеральный    Минприроды
     подготовка материалов для                                    бюджет         России
     включения бассейна озера
     Байкал (территория
     Российской Федерации) в
     Список мирового наследия
     ЮНЕСКО

65.  Организация Байкальского   1995    8         8       -       экологические  экологические
     общественного                                                фонды          фонды
     экологического
     университета

66.  Организация общественной   1995    2         2       -       экологические  экологические
     экологической экспертизы                                     фонды          фонды
     Улан-Удэнского промузла,
     Гусиноозерской ГРЭС,
     Озернинского и
     Молодежного
     горнообогатительных
     комбинатов

67.  Проведение серии           1995-   100       50      50      экологические  экологические
     международных              1996                              фонды          фонды,
     архитектурно-градострои-                                                    Правительство
     тельных конкурсов                                                           Республики
     идей-концепций                                                              Бурятия
     "Экологический город на
     Байкале", "Архитектура
     жилого дома в Байкальском
     регионе"

68.  Разработка программы       1995-   50        25      25      Глобальный     Минприроды
     развития экологического    1996                              экологический  России,
     туризма на озере Байкал                                      фонд           Глобальный
                                                                                 экологический
                                                                                 фонд

69.  Создание системы           1995-   2000      500     500     экологические  экологические
     сертификации,              1998                              фонды,         фонды,
     лицензирования и другие                                      средства       предприятия
     мероприятия, связанные с                                     предприятий    региона
     развитием производства
     байкальской питьевой воды

     Всего по разделу 4 блока           3155      1343    760
     Б

     В том числе:

     за счет средств                    995       758     185
     федерального бюджета

     за счет средств                    2160      585     575
     экологических фондов

     Всего по блоку Б (текущие          25617     10151   7036
     затраты)

     В том числе:

     за счет средств                    13457     7900    4795
     федерального бюджета

     за счет средств                    12160     2251    2241
     экологических фондов

     Итого по программе                 1641048   355051  329576

     В том числе:

     за счет средств                    531951    129790  94315
     федерального бюджета

     а) капитальные вложения,           518494    121890  89520
     из них:

     Республика Бурятия                 230690    69896   51710

     Иркутская область                  208636    27800   19917

     Читинская область                  79168     24194   17893

     б) текущие затраты (НИОКР          13457     7900    4795
     и другие)

     за счет средств бюджетов           46397     14005   14005
     субъектов Российской
     Федерации (капитальные
     вложения)

     из них:

     Республика Бурятия                 28659     8687    8687

     Иркутская область                  6288      1863    1863

     Читинская область                  11450     3455    3455

     за счет средств                    12160     2251    2241
     экологических фондов

     за счет средств                    809500    138745  138755
     предприятий

     за счет кредита                    241040    70260   80260


                                        ________________


Информация по документу
Читайте также