Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 09.06.1995 № 853-I ГДПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, постановляет: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с прилагаемым запросом о даче толкования Конституции Российской Федерации в части, касающейся регулирования принципа разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. 2. Поручить председателю Комитета Государственной Думы по безопасности Илюхину Виктору Ивановичу и депутату Государственной Думы Лукьянову Анатолию Ивановичу представлять Государственную Думу в Конституционном Суде Российской Федерации при рассмотрении указанного запроса. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И. П. Рыбкин Москва 9 июня 1995 года N 853-I ГД ---------------- ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В Констюуционный Суд Российской Федерации ЗАПРОС О даче толкования Конституции Российской Федерации в части, касающейся регулирования принципа разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную В соответствии со статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации и статьей 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о даче толкования Конституции Российской Федерации. Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и рассмотрения им настоящего запроса является обнаружившаяся неопределенность в вопросах о том, соответствуют ли принципу разделения властей, провозглашенному в качестве основы конституционного строя (статья 10 Конституции Российской Федерации), порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также положения статьи 80 Конституции Российской Федерации, характеризующие место института Президента Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти. 1. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Указанному принципу, по мнению заявителя, противоречит положение статьи 95 (часть 2) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым ровно половина (89) членов Совета Федерации состоит из представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку на основании статьи 77 (часть 2) Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, представительство в Совете Федерации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации означает фактическое представительство единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Последние, пользуясь представительством в Совете Федерации, получают возможность предопределять решения как Совета Федерации, так и Федерального Собрания в целом, что прямо противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, устанавливающей принцип разделения властей и принцип самостоятельности законодательной власти. Государственная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование вопроса о соответствии порядка формирования Совета Федерации, предусмотренного статьей 95 (часть 2) Конституции Российской Федерации, по принципу разделения властей, закрепленному статьей 10 Конституции Российской Федерации. Позиция Государственной Думы состоит в том, что статья 95 (часть 2) Конституции Российской Федерации должна быть признана недействующей в части, противоречащей принципу разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации). При этом заявитель исходит из того, что в соответствии со статьей 16 (часть 2) Конституции Российской Федерации положения статьи 95 (часть 2) Конституции Российской Федерации, касающиеся формирования Совета Федерации, не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, к каковым относятся принцип разделения властей и основанный на нем принцип самостоятельности органов законодательной власти. 2. В связи с закреплением статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную возникает неопределенность в вопросе о том, к какой ветви власти относится институт Президента Российской Федерации. В статье 11 Конституции Российской Федерации указывается, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Однако конкретизация принципа разделения властей в главах 5, 6, 7 Конституции Российской Федерации исходит из того, что законодательная власть в Российской Федерации принадлежит Федеральному Собранию (статьи 94, 105-108 Конституции Российской Федерации), исполнительная власть - Правительству Российской Федерации (статьи 110, 114 Конституции Российской Федерации), судебная власть - судам Российской Федерации (статьи 118-128 Конституции Российской Федерации). Что касается Президента Российской Федерации, то часть 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации определяет его как главу государства. В части 2 этой же статьи говорится, что "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Таким образом, Президент Российской Федерации прямо не отнесен ни к одной ветви государственной власти, что порождает неопределенность в вопросе о его правовом статусе. В связи с этим Государственная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование положений статьи 80 Конституции Российской Федерации, определяющих основы правового статуса Президента Российской Федерации. Что следует понимать под термином "гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина" и какое юридическое значение имеет этот термин? Что означает и какими статьями Конституции Российской Федерации регулируется порядок, посредством которого Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (часть 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации). Вправе ли Президент Российской Федерации вмешиваться в сферу компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти с целью обеспечить их взаимодействие в соответствии со статьей 80 (часть 2) Конституции Российской Федерации? Предоставляют ли положения статьи 80 Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации право выходить за рамки полномочий, указанных в статьях 83-90, 107, 109, 114, 115, 117 Конституции Российской Федерации? Позиция Государственной Думы основывается на том, что Положения статьи 80 Конституции Российской Федерации не могут применяться в отрыве от других статей Конституции Российской Федерации и не должны истолковываться для возведения института Президента Российской Федерации над указанными в Конституции Российской Федерации ветвями власти: законодательной, исполнительной или судебной. Ссылки на необходимость обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти не могут служить основанием для вмешательства Президента Российской Федерации в сферу компетенции других федеральных органов государственной власти, так как в соответствии со статьей 3 (часть 4) Конституции Российской Федерации "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Президент Российской Федерации вправе осуществлять только те функции и полномочия, которые прямо указаны в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Об этом, в частности, свидетельствует положение статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, где говорится о Конституции Российской Федерации и законах как об актах, которые обязаны соблюдать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Юридическая сила указов и распоряжений Президента Российской Федерации определена лишь в статье 90 (часть 2) Конституции Российской Федерации, что прямо указывает на их производный характер по отношению к законам. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации должны приниматься Президентом Российской Федерации только в случаях, если Конституция Российской Федерации или федеральный закон прямо делегируют ему такое право. Приложение: тексты статей 10, 16, 95 Конституции Российской Федерации. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И. П. Рыбкин --------------------------------- Приложение к запросу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (постановление Государственной Думы от 9 июня 1995 года N 853-I ГД) Текст статьи 10 Конституции Российской Федерации "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." Текст статьи 16 Конституции Российской Федерации "1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации." Текст статьи 95 Конституции Российской Федерации "1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. 2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти. 3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов." ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|