Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24.06.2015 № 216-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                Об обращении в Конституционный Суд
           Российской Федерации с запросом о толковании
           части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99
                 Конституции Российской Федерации

     Руководствуясь частью  5  статьи  125  Конституции  Российской
Федерации и статьями 37 и 38 Федерального  конституционного  закона
"О Конституционном  Суде  Российской  Федерации",  Совет  Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Обратиться в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с
запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99
Конституции Российской Федерации.
     2. Назначить  представителями  Совета  Федерации  Федерального
Собрания Российской Федерации при  рассмотрении  в  Конституционном
Суде Российской Федерации указанного запроса председателя  Комитета
Совета   Федерации   по   конституционному    законодательству    и
государственному  строительству  Клишаса  Андрея  Александровича  и
первого  заместителя  председателя  Комитета  Совета  Федерации  по
конституционному законодательству и государственному  строительству
Александрова Алексея Ивановича.
     3. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     24 июня 2015 года
     N 216-СФ
     _________________


                          СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                   ЗАПРОС В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заявитель:     Совет Федерации Федерального Собрания Российской
               Федерации (город Москва, улица Большая Дмитровка,
               дом 26)

Представитель  Члены Совета Федерации А.А.Клишас и
заявителя:     А.И.Александров

Акт,           часть 1 статьи 96 и части 1, 2 и 4 статьи 99
подлежащий     Конституции Российской Федерации
толкованию:

Основания к    часть 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации,
рассмотрению:  пункт 4 части первой статьи 3, статьи 36, 37, 38 и
               105 Федерального конституционного закона
               "О Конституционном Суде Российской Федерации" и
               постановление Совета Федерации Федерального Собрания
               Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 216-СФ
               "Об обращении в Конституционный Суд Российской
               Федерации с запросом о толковании части 1 статьи 96
               и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской
               Федерации"

                              ЗАПРОС
    о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99
                 Конституции Российской Федерации

     В соответствии с частью 5 статьи  125  Конституции  Российской
Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьями 36, 37,  38  и
105 Федерального  конституционного  закона  от   21 июля  1994 года
N 1-ФКЗ  "О Конституционном    Суде   Российской    Федерации"    и
постановлением Совета Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации   от   24 июня   2015 года   N 216-СФ   "Об обращении   в
Конституционный Суд Российской Федерации с  запросом  о  толковании
части 1 статьи  96  и  частей  1,  2  и  4  статьи  99  Конституции
Российской  Федерации"  Совет   Федерации   Федерального   Собрания
Российской Федерации (город Москва, улица  Большая  Дмитровка,  дом
26) просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование
части 1 стати 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской
Федерации.
     Основанием для  обращения  в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации  является  обнаружившаяся  неопределенность  в  понимании
положений части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции
Российской Федерации в том смысле, является ли пятилетний срок,  на
который  избирается  Государственная  Дума  Федерального   Собрания
Российской Федерации (далее -  Государственная  Дума),  исключающим
возможность переноса в конституционно значимых целях  даты  выборов
депутатов    Государственной    Думы    таким    образом,     чтобы
продолжительность  полномочий  Государственной  Думы   в   месячном
выражении незначительно уменьшилась  или  увеличилась  относительно
шестидесяти месяцев, календарно сопоставимых с пятью годами.
     Фактической   предпосылкой   для   запрашиваемого   толкования
является инициатива депутатов Государственной Думы о переносе  даты
выборов  депутатов  Государственной  Думы  на  третье   воскресенье
сентября 2016 года исходя в том числе из того, что это может  стать
стимулом для  повышения  электоральной  активности  и  формирования
эффективной системы политической конкуренции.
     В соответствии со статьей 5 Федерального закона от  22 февраля
2014 года  N 20-ФЗ  "О выборах   депутатов   Государственной   Думы
Федерального Собрания Российской  Федерации"  днем  голосования  на
выборах депутатов Государственной Думы является первое  воскресенье
месяца, в котором истекает конституционный срок,  на  который  была
избрана  Государственная   Дума   предыдущего   созыва.   Поскольку
указанный конституционный срок Государственной Думы шестого  созыва
истекает в первое воскресенье декабря 2016 года, проведение выборов
депутатов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье
сентября 2016 года приведет к  тому,  что  исчисленный  в  месячном
выражении срок полномочий Государственной Думы шестого созыва будет
менее шестидесяти месяцев.
     Позиция  заявителя  по  вопросу  предлагаемого  изменения  дня
голосования   на   выборах   депутатов   Государственной   Думы   и
необходимости толкования в связи с этим части 1 статьи 96 и  частей
1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации  заключается  в
следующем.
     Как  следует  из  решений  Конституционного  Суда   Российской
Федерации,  изменение   федерального   законодательства   в   целях
синхронизации   сроков   проведения   выборов,   совмещения    дней
голосования на  выборах  разного  уровня  и  введения  единого  дня
голосования  является  достаточным  основанием  для  продления  или
сокращения  сроков  полномочий   органов   государственной   власти
субъектов Российской Федерации и органов  местного  самоуправления.
Что касается Государственной  Думы,  то  возможность  корректировки
регулирования срока ее полномочий в связи с введением  единого  дня
голосования  и  проведением  в  этот  день  выборов  всех   уровней
законодательством пока не предусматривалась.
     Перенос на  более  ранний  срок  дня  голосования  на  выборах
депутатов  Государственной  Думы   седьмого   созыва   приведет   к
расхождению  календарного  и  действительного   сроков   полномочий
Государственной Думы шестого созыва.
     Сама  по  себе  возможность  несовпадения   указанных   сроков
полномочий Государственной Думы заложена в конституционных  нормах,
предусматривающих ее роспуск,  а  также  в  совокупности  положений
частей  2  и  4  статьи  99   Конституции   Российской   Федерации,
устанавливающих  право  Президента  Российской  Федерации   созвать
первое заседание Государственной Думы ранее чем на  тридцатый  день
после ее избрания и  прекращение  полномочий  Государственной  Думы
прежнего созыва с момента начала работы Государственной Думы нового
созыва. Такой вывод следует и из положений статьи  91  Федерального
закона  от  22 февраля  2014 года  N 20-ФЗ   "О выборах   депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской   Федерации",
предусматривающих проведение повторных выборов.
     Кроме того, незначительное  расхождение  между  календарным  и
действительным сроками полномочий Государственной Думы  допускалось
ранее в связи с тем, что  день  голосования  на  выборах  депутатов
Государственной  Думы  определялся   не   всегда   одинаково.   Как
показывает анализ федерального законодательства,  указанные  выборы
проводились  в  первое,  второе  либо  третье  воскресенье  декабря
соответствующего года.
     Следует отметить, что день голосования  на  выборах  депутатов
Государственной Думы устанавливается не только на  основе  части  1
статьи 96 Конституции Российской Федерации о пятилетием  сроке,  на
который избирается Государственная Дума, но и  на  основе  части  1
статьи 99 Конституции Российской Федерации, определяющей  важнейшую
характеристику функционирования Федерального Собрания - постоянство
его деятельности, которое в равной  мере  распространяется  на  обе
палаты парламента.
     Как  разъяснил  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в
Постановлении от 11 ноября 1999 года N 15-П "По делу  о  толковании
статей 84 (пункт "б"), 99  (части  1,  2  и  4)  и  109  (часть  1)
Конституции   Российской   Федерации",   постоянство   деятельности
парламента гарантируется в том числе строгой регламентацией периода
формирования  Государственной  Думы,  отсутствием  (за  исключением
случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Государственной
Думы прежнего и нового созывов. В целях  обеспечения  непрерывности
работы Государственной Думы частями 2 и  4  статьи  99  Конституции
Российской   Федерации   определяется   срок   первого    заседания
Государственной  Думы  нового  созыва -  тридцатый  день  после  ее
избрания  и  момент  прекращения  полномочий  Государственной  Думы
прежнего созыва - с  момента  начала  работы  Государственной  Думы
нового созыва.
     При проведении выборов депутатов Государственной Думы седьмого
созыва в третье воскресенье сентября 2016 года (то  есть  в  период
действия   Государственной   Думы   шестого   созыва)   соблюдаются
требования   указанных   конституционных   норм   и    тем    самым
обеспечивается непрерывность народного представительства.
     Вместе с  тем  с  учетом  впервые  планируемого  переноса  дня
голосования на выборах  депутатов  Государственной  Думы  на  более
ранний срок считаем, что часть 1 статьи 96 и части 1, 2 и 4  статьи
99 Конституции Российской  Федерации  требуют  толкования  с  точки
зрения возможности однократного  сокращения  в  месячном  выражении
срока, на который избиралась Государственная Дума шестого созыва.
     Приложения:
     1. Копия постановления Совета Федерации Федерального  Собрания
Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 216-СФ "Об обращении  в
Конституционный Суд Российской Федерации с  запросом  о  толковании
части 1 статьи  96  и  частей  1,  2  и  4  статьи  99  Конституции
Российской Федерации" на 2 л. в 1 экз.
     2. Копия настоящего запроса на 6 л. в 1 экз.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

Информация по документу
Читайте также