Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.1995 № 14-П

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


по делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона
  Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в
          Парламент Республики Северная Осетия - Алания"

     город Москва                               24 ноября 1995 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего О.  И.  Тиунова,  судей М.  В.  Баглая,
Н. В. Витрука,  Г. А. Гаджиева,   Т. Г. Морщаковой,  Ю. Д. Рудкина,
Н. В. Селезнева, Б. С. Эбзеева,
     с участием  заместителя  Председателя  Правительства Ингушской
Республики  М. З. Ужахова,  министра  юстиции  Ингушской Республики
М. О. Дзагиева -  представителей Правительства Ингушской Республики
как стороны, направившей запрос в Конституционный  Суд   Российской
Федерации; Председателя Парламента Республики Северная Осетия
В. С. Паринова,  Председателя  Правительства  Республики   Северная
Осетия Ю. Г. Бирагова, министра юстиции  Республики Северная Осетия
А. М. Цалиева  -  представителей  стороны,  принявшей  оспариваемый
акт, руководствуясь статьей 125  (пункт "б"  части  2)  Конституции
Российской Федерации, подпунктом "б" пункта 1 части первой, частями
второй  и  третьей  статьи 2,  подпунктом "б" пункта 1 части второй
статьи 22, статьями 74 и 86 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная
Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах  в  Парламент  Республики
Северная Осетия - Алания".
     Поводом к рассмотрению дела,  согласно части первой статьи  36
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской  Федерации",  явился  запрос   Правительства   Ингушской
Республики  с  требованием  признать не соответствующей Конституции
Российской Федерации указанную  норму  Закона  Республики  Северная
Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания".
     Основанием к рассмотрению дела,  согласно части второй  статьи
36  Федерального  конституционного  закона  "О Конституционном Суде
Российской Федерации",  явилась обнаружившаяся  неопределенность  в
вопросе  о  том,  соответствует  ли  оспариваемая норма Конституции
Российской Федерации.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика Б.  С. Эбзеева, объяснения
представителей сторон,  показания свидетелей,  а также  выступления
приглашенных  в  заседание:  Р.  С.  Аушева  - Президента Ингушской
Республики,  В.  Г.  Тарасенко  -  Председателя   Комитета   Совета
Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной
политике,  Ю.  А.  Веденеева  -  члена  центральной   избирательной
комиссии Российской Федерации,  исследован представленные документы
и материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

                        у с т а н о в и л :

     1. Часть вторая статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от
22  декабря  1994  гола  "О выборах в Парламент Республики Северная
Осетия  -  Алания"  предусматривает,  что  "в  список   избирателей
включаются   лица,   обладающие   избирательным  правом  и  имеющие
постоянное  место   жительства   на   территории   соответствующего
избирательного участка".
     Центральная избирательная  комиссия   по   выборам   депутатов
Парламента  Республики Северная Осетия в своем решении от 2 Февраля
1995 года N 4 "Об  участии  беженцев  и  военнослужащих  в  выборах
Парламента  Республики  Северная  Осетия - Алания" установила,  что
граждане, не проживающие на территории Республики Северная Осетия и
находящиеся  за  ее  пределами,  независимо  от причин отсутствия в
списки избирателей не  включаются.  Тем  самым  вместо  разъяснения
порядка    применения   оспариваемой   нормы   Закона   Центральная
избирательная комиссия по выборам в Парламент  Республики  Северная
Осетия   своим  решением  ввела  не  предусмотренные  этим  Законом
ограничения избирательных прав граждан.
     2. Правовая позиция заявителя сводится к тому, что норма части
второй статьи 10 Закона Республики Северная  Осетия  "О  выборах  в
Парламент   Республики   Северная  Осетия  -  Алания"  противоречит
положениям Конституции Российской Федерации об избирательных правах
граждан Российской Федерации (статья 32,  части 1, 2 и 3) и о праве
на свободу передвижения,  выбор места пребывания  и  жительства  на
территории Российской Федерации (статья 27,  часть 1),  так как она
ограничивает  права  граждан,  покинувших   территорию   Республики
Северная  Осетия  и  обладающих  статусом вынужденного переселенца,
поскольку они согласно указанной  норме  не  подлежат  включению  в
списки избирателей.
     3. Вопрос о признании за гражданином права быть  включенным  в
список   избирателей   по   своему   значению   относится  к  числу
конституционных,  поскольку  он  непосредственно  связан  с  правом
граждан   на   участие   в  свободных  выборах,  являющихся  высшим
выражением власти народа (статья 3, часть 3, Конституции Российской
Федерации),  а  также  с  вытекающим  из  этого положения принципом
всеобщности  избирательного  права.  Кроме  того,  в  избирательных
правах  граждан  должны  находить  отражение  требования  статьи 19
(часть 2) Конституции  Российской  Федерации  о  равенстве  прав  и
свобод  человека и гражданина независимо от различных обстоятельств
и условий,  в том числе места  жительства.  Вопрос  об  обеспечении
избирательных   прав  относится  к  предметам  совместного  ведения
Российской  Федерации  и  субъектов   Российской   Федерации,   что
предусмотрено статьей 72 (пункт "б" части 1) Конституции Российской
Федерации и,  следовательно,  подлежит  регулированию  федеральными
законами  и  принимаемыми  в  соответствии  с ними законами и иными
нормативными  правовыми  актами  субъектов   Российской   Федерации
(статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
     4. Часть третья статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 1994
года  "Об  основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации" устанавливает,  что основанием для включения  гражданина
Российской   Федерации   в   список   избирателей   на   конкретном
избирательном участке является его проживание на  территории  этого
избирательного  участка,  определяемое в соответствии с Федеральным
законом,  устанавливающим право  граждан  Российской  Федерации  на
свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  на
территории Российской Федерации.
     Из статьи  2  Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года
"О праве граждан  Российской  Федерации  на  свободу  передвижения,
выбор   места   пребывания   и  жительства  в  пределах  Российской
Федерации"  следует,  что  под  "местом   пребывания"   и   "местом
жительства"  подразумевается  определенное  юридическое  состояние,
возникающее при регистрационном учете граждан Российской  Федерации
по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства"
может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное
проживание" и,  согласно Закону,  не всегда совпадает с фактическим
проживанием  гражданина  в  жилых  помещениях,   определяемых   как
постоянное или преимущественное место жительства.
     Свобода выбора  места  жительства   является   конституционным
правом   гражданина   Российской  Федерации.  Вместе  с  тем  Закон
возлагает  на  него  обязанность  регистрироваться   и   по   месту
пребывания,  и  по  месту  жительства.  Это  распространяется  и на
граждан, признанных вынужденными переселенцами. Часть первая статьи
3   Закона   Российской  Федерации  от  19  февраля  1993  года  "О
вынужденных переселенцах" место пребывания вынужденных переселенцев
определяет  как  временное поселение.  Следовательно,  они не могут
быть признаны постоянно или преимущественно проживающими  в  местах
временного  поселения.  Из  части второй статьи 2 Закона Российской
Федерации  "О  праве  граждан  Российской  Федерации   на   свободу
передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах
Российской Федерации" следует,  что  временное  поселение  является
местом пребывания,  а не жительства. В соответствии с частью первой
статьи 5 данного Закона временное  пребывание  за  пределами  места
жительства  не  влечет  за собой снятия с регистрационного учета по
месту постоянного или преимущественного проживания.  В  силу  этого
наличие  регистрации  должно  рассматриваться  в качестве одного из
оснований для включения гражданина в список  избирателей  по  месту
жительства, что относится и к вынужденным переселенцам. Сам по себе
факт  отсутствия   гражданина   на   момент   составления   списков
избирателей  по  месту постоянного или преимущественного проживания
не может служить основанием для отказа ему во  включении  в  список
избирателей на соответствующем избирательном участке.
     Оспариваемая норма  Закона  Республики  Северная   Осетия   "О
выборах  в Парламент Республики Северная Осетия - Алания" по своему
буквальному  смыслу  не  устанавливает  правовых  ограничений   для
внесения   в   списки   избирателей  граждан,  обладающих  статусом
вынужденных переселенцев и  не  избравших  иное  место  жительства.
Наличия  регистрации  достаточно  для органов,  осуществляющих учет
избирателей  и  направляющих  сведения  о  них  в   соответствующие
участковые  избирательные  комиссии,  которые  с  учетом  и  других
предусмотренных законодательством  оснований  принимают  решение  о
включении гражданина в список избирателей. Невключение гражданина в
список избирателей  может  служить  основанием  для  обжалования  в
соответствующую избирательную комиссию или для обращения за защитой
нарушенного права в  судебном  порядке.  Если  же  ко  дню  выборов
вынужденный    переселенец    избрал    другое    постоянное    или
преимущественное  место  жительства,  то  участковая  избирательная
комиссия правомерно не включает его в списки избирателей.
     5. Рассматриваемая  норма  в  части,  ограничивающей  активное
избирательное   право   граждан,   преимущественно  проживающих  на
территории  избирательного  участка,  но  находящихся   на   момент
составления  списков  избирателей  за  его пределами,  противоречит
статьям 2 (часть 3),  19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 32 (части 1 и
2)  Конституции  Российской Федерации,  которые устанавливают право
граждан  Российской  Федерации  на  участие  в  свободных  выборах,
равенство  прав  и  свобод человека и гражданина,  а также право на
свободу передвижения  и  выбор  места  жительства.  Вместе  с  тем,
вопреки   утверждению   заявителя,  она  не  содержит  предписаний,
ограничивающих  избирательные  права  граждан  в   зависимости   от
национальности, языка и других обстоятельств.
     На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи
71,  частями первой и второй статьи 72, статьей 75, пунктом 1 части
первой статьи 86 и статьей 87 Федерального конституционного  закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации

                       п о с т а н о в и л:

     1. Признать часть вторую статьи 10 Закона Республики  Северная
Осетия  от  22  декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики
Северная Осетия - Алания"  соответствующей  Конституции  Российской
Федерации,  поскольку  данная  норма  предусматривает  включение  в
списки  избирателей  граждан,  обладающих  избирательным  правом  и
имеющих  постоянное место жительство на территории соответствующего
избирательного  участка,  и  не  препятствует  включению  в  списки
избирателей  этих  граждан  в  случае  их  временного пребывания за
пределами Республики Северная Осетия.
     Признать часть  вторую  статьи  10  Закона Республики Северная
Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах  в  Парламент  Республики
Северная  Осетия  -  Алания" постольку,  поскольку она препятствует
внесению  в  списки  избирателей  граждан   Российской   Федерации,
преимущественно   проживающих  на  территории  Республики  Северная
Осетия,  не соответствующей Конституции  Российской  Федерации,  ее
статьям 3 (часть 3),  19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 32 (части 1 и
2), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (часть 2).
     В соответствии   с   частью  третьей  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  решение  Центральной  избирательной комиссии по выборам
депутатов Парламента Республики Северная Осетия от 2  февраля  1995
года N 4 "Об участии беженцев и военнослужащих в выборах Парламента
Республики Северная Осетия  -  Алания"  как  искажающее  буквальный
смысл  части  второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия "О
выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания" с  момента
провозглашения  настоящего  Постановления  не подлежит исполнению и
должно быть пересмотрено.
     2. Парламенту   Республики   Северная   Осетия   на  основании
настоящего Постановления надлежит привести часть вторую  статьи  10
Закона Республики Северная Осетия "О выборах в Парламент Республики
Северная Осетия - Алания" в соответствие с Конституцией  Российской
Федерации и Федеральным законом от 6 декабря 1994 года "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
     3. Пункт  1  резолютивной  части  настоящего  Постановления не
ставит под сомнение  юридическую  силу  результатов  волеизъявления
избирателей   и  не  затрагивает  полномочий  депутатов  Парламента
Республики  Северная  Осетия,  для  избрания  которых  положение  о
критериях  включения  граждан в списки избирателей,  содержащееся в
части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия "О выборах
в   Парламент  Республики  Северная  Осетия  -  Алания",  не  имело
решающего значения  и  в  отношении  которых  оно  не  повлияло  на
результаты выборов.
     В связи с настоящим Постановлением подлежат пересмотру решения
соответствующих  избирательных  комиссий о признании полномочий тех
депутатов  Парламента  Республики  Северная  Осетия,  для  избрания
которых   положение   о   критериях   включения  граждан  в  списки
избирателей,  содержащееся  в  части  второй   статьи   10   Закона
Республики  Северная  Осетия  "О  выборах  в  Парламент  Республики
Северная Осетия - Алания",  имело решающее значение и  в  отношении
которых оно повлияло на результаты выборов.
     4. Соответствующим органам государственной  власти  Российской
Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
Временному  Государственному  комитету  Российской   Федерации   по
ликвидации  последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября
1992  года,  органам  государственной  власти  Республики  Северная
Осетия  и Ингушской Республики принять организационно-технические и
иные меры для создания условий, необходимых для реализации в полном
объеме    гарантированных    Конституцией    Российской   Федерации
избирательных прав граждан, в том числе вынужденных переселенцев.
     5. Согласно  частям  первой  и  второй  статьи 79 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"   настоящее  Постановление  является  окончательным,  не
подлежит  обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно   после   его
провозглашения и действует непосредственно.
     6. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона  "О
Конституционном  Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
подлежит    незамедлительному     опубликованию     в     "Собрании
законодательства  Российской  Федерации",  "Российской  газете",  а
также официальных изданиях органов государственной власти Ингушской
Республики и Республики Северная Осетия.


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 14-П

Информация по документу
Читайте также