Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Тверской области от 04.08.2015 № 400-рп

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

 

04.08.2015

 

400-рп       

 

г. Тверь

 

 

Об утверждении программы «Содействие семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении детьми образования, медицинского обслуживания, социальных услуг и адаптации их в обществе на 2015-2018 годы»

 

В целях реализации социальной политики Тверской области в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Утвердить программу «Содействие семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении детьми образования, медицинского обслуживания, социальных услуг и адаптации их в обществе на 2015-2018 годы» (прилагается).

2. Определить Министерство образования Тверской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, ответственным за реализацию региональной программы «Содействие семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении детьми образования, медицинского обслуживания, социальных услуг и адаптации их в обществе на 2015 - 2018 годы»

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области разработать муниципальные программы по содействию семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области Вержбицкую С.В.

5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Губернатор области                                                    А.В. Шевелев

 

 

 

Приложение

к распоряжению Правительства

Тверской области

от 04.08.2015 № 400-рп

 

 

Программа

«Содействие семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении детьми образования, медицинского обслуживания, социальных услуг и адаптации их в обществе

на 2015-2018 годы»

 

 

г. Тверь, 2015

 

 

 

Раздел I

Общие положения

 

1.                Программа «Содействие семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении детьми образования, медицинского обслуживания, социальных услуг и адаптации их в обществе на 2015 - 2018 годы» (далее – Программа) разработана в целях реализации социальной политики Тверской области в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель и задачи Программы соответствуют основным положениям Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, приоритетным задачам государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, а также «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761.

2.                Принятие Программы, являющейся эффективным инструментом  комплексного решения поставленных задач, позволит уделить особое внимание решению вопросов обеспечения условий обучения, медицинского обслуживания, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Программа предполагает переход от ситуативной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья к системной поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.                Решение проблем помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья требует взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области, государственных организаций Тверской области, а также, по согласованию, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, муниципальных организаций, общественных объединений, принимающих участие в оказании помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

4.                Мероприятия Программы сгруппированы с учетом их функциональной однородности, взаимосвязанности в соответствии с целями и задачами, на решение которых они направлены.

Реализация Программы не требует выделения дополнительного финансирования и осуществляется в рамках реализации действующих государственных программ Тверской области.

 

Раздел II

Общая характеристика сферы реализации Программы

 

5.                Одной из важных сфер деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом является защита прав детей на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.

Одной из социально уязвимых групп детей являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в Тверской области 4,7 тысячи детей-инвалидов и 6 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья.

6.                По данным статистических наблюдений, численность детей-инвалидов в Тверской области не уменьшается, численность детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях ежегодно увеличивается.

 

Численность детей-инвалидов в Тверской области

 

0-4 лет

5-9 лет

10-14 лет

15-17 лет

0-17 лет

2012 год

872

1440

1340

918

4570

2013 год

891

1408

1412

852

4563

2014 год

901

1412

1497

765

4575

 

Структура инвалидности по нозологическим формам болезней среди детского населения

 

Нозологическая форма болезни

2012 год

2013 год

2014 год

1

Новообразования

147

152

172

2

Болезни эндокринной системы

329

346

349

3

Психические расстройс-тва и расстройства пове-дения

569

617

624

4

Болезни нервной систе-мы

969

935

994

5

Болезни глаза и его при-даточного аппарата

203

205

165

6

Болезни уха и сосцевид-ного отростка

275

263

275

7

Болезни органов дыха-ния

296

278

283

8

Врожденные аномалии

1179

1181

1172

9

Другие

603

586

541

ИТОГО

4570

4563

4575

 

7.                На увеличение численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья влияют различные факторы, в том числе:

а) специфика демографической ситуации (повышение рождаемости среди социально неблагополучных слоев населения, увеличение рождения недоношенных и глубоко недоношенных детей в связи с переходом на новые критерии рождения, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, тенденция рождения первого и последующего детей в позднем возрасте – после 30 лет);

б) особенности социально-экономического развития общества (расслоение общества, ухудшение условий жизни социально неблагополучных слоев населения и т.д.);

в) социально-психологические особенности общественного развития (одиночество, стрессы, эмоциональная холодность, социальный инфантилизм, информационная перегруженность и т.д.);

г) ухудшение экологической обстановки (рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды) и пр.;

д) детский травматизм, взрослый и детский алкоголизм, наркомания и токсикомания.

 

Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Тверской области

(дошкольные, общеобразовательные, профессиональные

образовательные организации)

2012 год

5723

2013 год

6047

2014 год

6083

 

8.                В Тверской области функционирует сеть образовательных, медицинских и социальных организаций, которые оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

9.                Сеть образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги по основным образовательным программам детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, представлена:

а) дошкольными образовательными организациями:

дошкольные образовательные организации с отдельными группами для детей с ограниченными возможностями здоровья – 42 дошкольные образовательные организации, в которых обучается 1088 детей с ограниченными возможностями здоровья;

дошкольные образовательные организации, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с другими обучающимися – обучается 1133 ребенка;

б) общеобразовательными организациями:

отдельные общеобразовательные организации для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе интернатного типа) – 22 общеобразовательные организации;

общеобразовательные организации, имеющие в своей структуре отдельные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, – 118 классов;

в) общеобразовательные организации, осуществляющие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством организации инклюзивного образования.

 

Численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в государственных организациях Тверской области (школах и школах-интернатах) и муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тверской области

год

дети с ограниченными возможностями здоровья

дети-инвалиды

 всего

в обра-зова-тельных организациях для детей с ограни-чен-ными возмож-ностями здо-ровья

в клас-сах кор-рекци-онно-разви-ваю-щего и ком-пенси-рую-щего обуче-ния

в обыч-ных клас-сах пос-редством органи-зации инклю-зивного образо-вания

 всего

в обра-зова-тель-ных орга-низа-циях для де-тей с ограничен-ными воз-мож-ностя-ми здо-ровья

в клас-сах кор-рекци-онно-разви-ваю-щего и ком-пенси-рую-щего обуче-ния

в обыч-ных клас-сах пос-редст-вом орга-низа-ции инк-люз-ивного обра-зова-ния

2012

3130

2351

514

265

2029

594

69

1366

2013

3166

2334

557

275

2057

594

75

1388

2014

3294

2301

623

370

2098

623

92

1383

 

г) профессиональными образовательными организациями:

для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями) в 33 профессиональных образовательных организациях адаптированы 17 специальностей (профессий), ежегодно поступают на обучение около 40 детей-инвалидов и около 250 детей с ограниченными возможностями здоровья. Процент трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья составляет приблизительно 30% от выпуска лиц с ограниченными возможностями здоровья (в 2014 году выпуск составил 156 человек лиц с ограниченными возможностями здоровья, из которых трудоустроено 73 человека).

10.           В Тверской области обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется также посредством обучения на дому и с применением дистанционных образовательных технологий. Обучением на дому и обучением с применением дистанционных образовательных технологий в системе образования Тверской области охвачено 429 детей с ограниченными возможностями здоровья и 699 детей-инвалидов.

11.           В связи с тем, что последние годы наметилась тенденция отказа родителей от обучения ребенка в отдельных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличивается потребность в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством организации инклюзивного образования.

12.           В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы», постановлением Правительства Тверской области от 14.10.2014 № 515-пп «О государственной программе Тверской области «Развитие образования Тверской области» на 2015 – 2020 годы» осуществляется работа по формированию в Тверской области сети образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. К 2015 году сформирована сеть из 48 общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в 31 муниципальном образовании Тверской области, где в настоящее время обучается 504 инвалида и детей-инвалидов (инвалиды по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.).

Большая протяженность территории Тверской области обуславливает необходимость увеличения числа общеобразовательных организаций, где созданы условия для обучения детей с различными нарушениями, в целях обеспечения их территориальной доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

13.           В системе образования Тверской области функционирует система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, включающая в себя государственное бюджетное образовательное учреждение Тверской области «Центр диагностики и консультирования» для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в городе Бежецке Тверской области, центральную и 12 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность этих учреждений способствует накоплению продуктивного опыта решения разнообразных задач по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на качественное и доступное образование и их комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение на территории области. Услугами психолого-медико-педагогического сопровождения охвачены ежегодно около 400 детей однако, остается большая потребность в развитии сети специализированных центров, оказывающих квалифицированную поддержку семьям, воспитывающих детей с особыми потребностями, т.к. растет число детей со сложными и тяжелыми нарушениями в развитии, которым требуется не только консультативная помощь, а постоянное сопровождение специалистов, существует необходимость охвата указанными услугами детей с ограниченными возможностями здоровья из отдаленных территорий Тверской области.

14.           Сеть социальных организаций, предоставляющих медико-социальные и реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в Тверской области представлена:

а) государственными реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее – реабилитационный центр) – 9 реабилитационных центров на территории Тверской области;

б) государственным учреждением «Кашаровский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии» со стационарным отделением на 160 мест;

в) государственными комплексными центрами социального обслуживания населения в 37 муниципальных образованиях Тверской области, имеющими в своей структуре отделения по работе с инвалидами и по работе с семьями;

г) государственным учреждением «Тверской областной центр социальной помощи семье и детям».

15.           Во всех реабилитационных центрах функционируют службы «ранней помощи», направленные на выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и своевременное оказание помощи и качественных реабилитационных услуг, открыты отделения дневного пребывания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

На базе социальных организаций детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, их воспитывающим, предоставляется квалифицированная психолого-педагогическая, медико-социальная, социально-бытовая и правовая помощь.

16.           Сеть организаций системы здравоохранения представлена:

а) государственными медицинскими организациями Тверской области, оказывающими медицинскую помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям:

внеочередной прием детей-инвалидов в поликлиниках,

оказание консультационных услуг врачами разного профиля, забор анализов, электрокардиограмма на дому,

осуществление госпитализации по показаниям с матерью или близким родственником в отдельный бокс или отдельную палату,

осуществление учета детей-инвалидов в детских поликлиниках, определение детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении,

оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

б) государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Областной клинический центр восстановительной медицины и реабилитации», осуществляющим оказание реабилитационной помощи детям-инвалидам;

в) домами ребенка: 4 государственных казенных учреждения здравоохранения Тверской области («Кашинский специализированный Дом ребенка», «Вышневолоцкий Дом ребенка «Солнышко», «Конаковский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», специализированный Дом ребенка «Теремок»), на базе которых функционируют группы дневного пребывания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семьях;

г) санаториями для детей: 6 государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тверской области («Вышневолоцкий санаторий для детей с патологией опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом», «Детский санаторий «Радуга», «Детский санаторий «Прометей», «Детский санаторий «Новинки», «Митинский детский туберкулезный санаторий», «Детский противотуберкулезный санаторий № 2»), на базе которых оказывается реабилитационная помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом профиля основного заболевания;

д) отделением медико-социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями психологического развития государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областной клинический психоневрологический диспансер».

17.           Анализ ситуации, складывающейся в области, показывает, что деятельность всех вышеуказанных медицинских организаций направлена преимущественно на оказание помощи самому ребенку, и в меньшей степени она реализуется в отношении семьи, в которой он живет.

Появление в семье ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья существенно меняет экономическое, социальное и психологическое состояние семьи. У родителей появляются проблемы, о которых они раньше не имели представления и не были готовы к их решению. Перед семьей возникает множество вопросов: где получить полную информацию о льготах и услугах, предоставляемых семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, каким образом получить эффективную медицинскую помощь и реабилитационные услуги, где и как заниматься обучением и воспитанием ребенка, как оформить инвалидность и другие вопросы.

18.           Семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид или ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как правило, не получает системной информационной, психологической и социальной поддержки. Ощущается острая потребность в квалифицированной психолого-педагогической и медицинской диагностике детей, в том числе детей раннего возраста, особенно в малых и удаленных районах Тверской области. Недостаточно развита сеть специализированных центров, оказывающих квалифицированную поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Остро стоит проблема кадровой обеспеченности системы сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях различных ведомств (дефектологи, тьюторы, врачи-психиатры, другие специалисты). Дефицит специальных классов, групп для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как в городской, так и в сельской местности, недостаточная готовность образовательных организаций к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья посредством организации инклюзивного образования способствует отрыву ребенка от семьи. Несмотря на участие региона в реализации мероприятий государственной программы  Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы», остается проблемой недостаточная оснащенность образовательных организаций для обеспечения полноценного включения детей-инвалидов в образовательное пространство. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, завершившие обучение по основным образовательным программам, испытывают большие трудности в трудоустройстве и дальнейшей социализации.

Службы, способные оказать помощь ребенку и семье, также разобщены, отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия. Организационная разобщенность специалистов, работающих в учреждениях разной ведомственной принадлежности, ограничивает возможность реализации комплексного подхода, что в значительной мере снижает эффективность коррекционной работы.

19.           Указанные проблемы позволяют сделать вывод о необходимости организации серьезной комплексной работы с целью предупреждения инвалидности и профилактики социального сиротства.

20.           Решение проблем сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо осуществлять в форме единой системы, предполагающей максимальное использование существующих медицинских, психолого-педагогических, социальных и правовых ресурсов, включающее:

а) максимально раннее выявление и диагностику специфики нарушений развития и особых образовательных потребностей;

б) устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекции, обучения и реабилитации (абилитации) силами специалистов организаций различной ведомственной принадлежности (систем образования, социальной защиты, здравоохранения);

в) максимально раннее выявление и начало процессов специального образования и реабилитации (абилитации), начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни;

г) непрерывность и преемственность процессов диагностики, обучения и реабилитации и их выход за рамки школьного возраста;

д) повышение родительской компетентности, включение родителей в процесс выявления, коррекции и реабилитации (абилитации) детей;

е) подготовку и повышение квалификации специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Раздел III

Цели и задачи Программы

 

21.           Целью Программы является создание системы межведомственного взаимодействия по оказанию услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении детьми образования, медицинского обслуживания, социальных услуг и адаптации их в обществе.

22.           Достижение поставленной цели связано с реализацией следующих задач:

а) выстраивание схемы межведомственного взаимодействия для выявления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, определения оптимальных программ их дальнейшего развития;

б) совершенствование системы оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;

в) расширение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательным, медицинским, социальным услугам, объектам физической культуры и спорта;

г) содействие формированию активной жизненной позиции родителей;

д) содействие развитию в обществе толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья,

е) содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

ж) профилактика социального сиротства.

23.           Адресной направленностью Программы является регулирование вопросов в сфере социальной поддержки, обучения, оздоровления, психолого-педагогической, медико-социальной помощи и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (старше – 18 лет), обучающихся в образовательных организациях, а также семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

24.           Деятельность по реализации основных мероприятий Программы предполагает два этапа:

I этап (2015 – 2016 годы) – формирование условий для положительных результатов в направлении содействия семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, улучшения качества предоставления образовательных, медицинских и социальных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, реализация мероприятий, направленных на разработку межведомственной модели помощи семьям, внедрение данной модели в пилотных территориях Тверской области, подведение промежуточных итогов реализации программы, внесение необходимых корректировок;

II этап (2017 – 2018 годы) – развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, распространение опыта содействия семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Подведение итогов, оценка результатов, выработка рекомендаций.

 

Раздел IV

Мероприятия Программы и ожидаемые результаты

 

25.           Для достижения цели и задач Программы мероприятия будут формироваться по следующим тематическим блокам:

а) организационная деятельность и правовое обеспечение, регулирующее отношения в сфере содействия семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) осуществление межведомственного взаимодействия в оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

в) совершенствование системы оказания образовательных, медицинских, социальных услуг, обеспечения доступа к занятиям физической культурой и спортом, объектам культуры;

г) подготовка к обеспечению поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

д) содействие профессиональной ориентации, трудоустройству, производственной и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

е) содействие повышению компетенции родителей в социально-правовых вопросах и вопросах освоения эффективных способов взаимодействия с ребенком;

ж) информационная поддержка реализации Программы;

з) расширение взаимодействия с негосударственными, общественными организациями и фондами, осуществляющими деятельность в сфере оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Подраздел I

Организационная деятельность и правовое обеспечение, регулирующее отношения в сфере содействия семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

26.           В рамках данного блока предполагается проведение организационных мероприятий по исполнению Программы, а также разработка правовых актов, регулирующих отношения в сфере содействия семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, методических рекомендаций и методических документов по вопросам оказания помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, воспитывающим таких детей. Будут осуществлены следующие мероприятия:

а) создание межведомственного Координационного совета из представителей Министерства образования Тверской области, Министерства здравоохранения Тверской области, Министерства социальной защиты населения Тверской области, Главного управления по труду и занятости Тверской области, Комитета по физической культуре и спорту Тверской области, Комитета по делам культуры Тверской области по вопросам организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, содействия в их социализации;

б) разработка правовых актов и методических материалов по оказанию помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;

в) подготовка правовых актов, регулирующих вопросы введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ).

27.           Данные мероприятия обеспечат организационное, правовое и методическое обеспечение Программы.

 

Подраздел II

Осуществление межведомственного взаимодействия в оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

28.           В рамках данного блока предполагается осуществление мероприятий по выстраиванию взаимодействия между организациями систем здравоохранения, социальной защиты, образования, которые оказывают помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающих комплексное оказание помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья различными специалистами:

а) проведение тематических семинаров, «круглых столов» для руководителей и специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

б) издание справочника, содержащего информацию об организациях, расположенных на территории Тверской области, оказывающих услуги инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;

в) создание единой региональной информационной базы, содержащей информацию о психолого-педагогических и медико-социальных услугах, оказываемых детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, структурированной в соответствии с различными нарушениями в развитии детей;

г) организация повышения квалификации специалистов, оказывающих услуги детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям; содействие профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по адаптивному спорту;

д) содействие организации сотрудничества между организациями социальной защиты, образования, здравоохранения, другими общественными организациями.

29.           Данные мероприятия будут способствовать объединению усилий специалистов систем образования, здравоохранения, социальной защиты в оказании комплексной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, оценке основных областей развития ребенка, преемственности между специалистами в оказании помощи ребенку, выявлению основных потребностей ребенка и семьи, определению оптимальных программ дальнейшего развития ребенка и сопровождения семей, имеющих детей с различными нарушениями в развитии.

 

Подраздел III

Совершенствование системы оказания образовательных, медицинских, социальных услуг, обеспечения доступа к занятиям физической культурой и спортом, объектам культуры

 

30.           В рамках данного блока предполагается совершенствование системы оказания образовательных, медицинских и социальных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в Тверской области, обеспечения доступа детей к объектам культуры, физической культуры и спорта, а именно:

а) совершенствование служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья при центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и домах ребенка, а также служб реабилитации и абилитации на базе медицинских организаций Тверской области и организаций социального обслуживания Тверской области;

б) совершенствование условий в образовательных, медицинских организациях, организациях социальной защиты населения Тверской области, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в социальную среду;

в) повышение доступности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья спортивных сооружений, объектов культуры, расположенных на территории Тверской области;

г) повышение доступности дошкольного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных дошкольных образовательных организациях, открытие групп, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования в государственных образовательных организациях Тверской области;

д) организация культурных и спортивно-массовых мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (конкурсы, фестивали, мастер-классы, акции, спортивные мероприятия и соревнования, показ спектаклей и кинофильмов и др.);

е) расширение перечня дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

31.           Данные мероприятия будут способствовать расширению возможностей для лечения, обучения, коррекции, реабилитации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, минимизации ограничений в развитии.

 

Подраздел IV

Подготовка к обеспечению поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях

 

32.           В рамках данного блока предполагается осуществление мероприятий по подготовке обеспечения введения ФГОС ОВЗ в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тверской области, с целью предоставления равных возможностей для социального развития и получения качественного школьного образования каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, а именно:

а) создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;

б) проведение обследования образовательных организаций по оценке готовности к введению ФГОС ОВЗ;

в) проведение, конференций, совещаний и семинаров с учредителями и руководителями образовательных организаций по вопросам готовности к  введению и реализации ФГОС ОВЗ, организация участия руководящих и педагогических работников образовательных организаций во всероссийских мероприятиях;

г) проведение мониторинга условий и разработка планов по созданию условий для реализации ФГОС ОВЗ в образовательных организациях в Тверской области;

д) содействие поэтапному повышению квалификации руководителей, педагогов и специалистов сопровождения общеобразовательных организаций по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ;

е) координация деятельности по взаимодействию между органами управления образованием муниципальных образований Тверской области, ресурсными центрами по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и общеобразовательными организациями по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ;

ж) координация деятельности по развитию сетевых форм взаимодействия по введению ФГОС ОВЗ: между образовательными организациями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы, а также, физкультурно-спортивными и иными организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ; с медицинскими организациями - для осуществления медицинского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

з) реорганизация сети государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

33.           Данные мероприятия будут способствовать подготовке к введению ФГОС ОВЗ в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тверской области.

 

Подраздел V

Содействие профессиональной ориентации, трудоустройству, производственной и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

34.           В рамках данного блока предполагается реализация мероприятий, направленных на формирование системы профессиональной ориентации, профессионального обучения, содействия в трудоустройстве, производственной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:


Информация по документу
Читайте также