Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 23.11.1995 № 264

               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


23.11.95 г.                  г. Тверь                            N 264

О прогнозе социально-экономического
развития Тверской области на 1996 год

     Заслушав информацию  заместителя  главы  администрации   области,
председателя комитета по экономике и прогнозированию Сергиенко В.Я.  о
прогнозе социально-экономического развития Тверской  области  на  1996
год, Законодательное Собрание П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

     принять к сведению информацию о прогнозе социально-экономического
развития Тверской области на 1996 год.


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области          В.Н. Курбатов


                         Уважаемые депутаты!


     Предлагаемый на         Ваше         рассмотрение         прогноз
социально-экономического развития области на 1996  год  разработан  на
основе анализа тенденций развития отраслей и региона в целом,  а также
с учетом намерений ведущих предприятий области.
     Показатели прогноза    согласованы    с    райгорадминистрациями,
отраслевыми комитетами, управлениями и отделами администрации области.
     В рамках   утвержденного   регламента   остановлюсь  на  ключевых
моментах обсуждаемого документа.
     Как известно,   ведущей   отраслью   экономики  области  является
промышленность.  В текущем году показатели спада объемов промышленного
производства  сократились.  Так,  если  по  итогам  1-го квартала спад
составлял 21%, то за первое полугодие и на начало ноября месяца - 14%.
     По итогам   десяти   месяцев   не   допущен   спад  промышленного
производства   в   электроэнергетике,   предприятиями   стекольной   и
фарфоро-фаянсовой   промышленности.   Промышленными  предприятиями  13
районов  -  Бежецкого,   Бологовского,   Вышневолоцкого,   Кашинского,
Зубцовского,   Торжокского,  Удомельского  и  других,  увеличен  объем
производства промышленной продукции по сравнению с январем -  октябрем
1994 года.
     По состоянию на 1 октября 1995 года портфель заказов  сформирован
на   1431   млрд.рублей,   что   на  13%  превышает  объем  продукции,
произведенной этими предприятиями за 9 месяцев.
     В предстоящем  году  администрацией области особое внимание будет
уделяться предприятиям легкой и текстильной промышленности (с балансов
этих предприятий полностью будут сняты объекты социальной сферы, будут
выделяться кредитные ресурсы областного и федерального бюджетов).
     Предстоит осуществлять  меры по загрузке энергетических мощностей
КАЭС и Конаковской  ГРЭС,  упорядочению  платежных  взаимоотношений  в
рамках единой энергетической системы.
     Финансовую, материальную поддержку  получат  ведущие  предприятия
машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности.
     Мы считаем,  что  реализация  названных  и  иных  мероприятий,  в
сочетании с реализацией программных положений Правительства Российской
Федерации    позволяет    прогнозировать    производство     продукции
промышленности в 1996 году на уровне 95%  к предыдущему году, а в 1997
году - первый за  несколько  лет  рост  объемов  производства  на  2-5
процентов.
     Более оптимистичным прогноз,  на наш взгляд,  не может быть,  так
как  до  настоящего  времени  остаются  актуальными  вопросы реального
восполнения  оборотных  средств,   разрешения   проблемы   неплатежей,
оживления  инвестиций в производство,  темпы роста доходов предприятий
отстают от темпов роста оптовых цен.
     Положение в аграрном секторе экономики области,  как и в целом по
России,  очень сложное.  Но оно могло быть значительно хуже,  если  бы
областная администрация не оказала ему финансовую помощь и поддержку в
решении многих проблем.  В частности,  в  текущем  году  на  эти  цели
выделено из областного бюджета 142 млрд.рублей,  из предусмотренных на
год 151,3 млрд.рублей.
     Всеми категориями  хозяйств  области  производство  молока  и яиц
обеспечено на уровне прошлого года,  тогда как производство мяса скота
и   птицы,   вследствие  продолжающегося  сброса  поголовья  животных,
сократилось на 9%.
     Если говорить только о сельскохозяйственных предприятиях,  то ими
допущен спад производства всех продуктов  животноводства:  мяса  -  на
21%; молока - 8%; яиц куриных - 7%.
     Валовой сбор зерновых  культур  в  хозяйствах  всех  категорий  к
началу  ноября  был  ниже уровня прошлого года на одну пятую,  в то же
время производство и реализация  льноволокна  превысила  уровень  1994
года 24%, картофеля - на 38%, овощей - на 78%.
     Сельскохозяйственными предприятиями  по  состоянию  на  1  ноября
текущего  года  засыпано  семян  яровых  и  зернобобовых культур 118,5
тыс.тонн  -  105%  от  потребности;  семян  картофеля  заложено   34,6
тыс.тонн, или 113% от потребности.
     В расчете на одну условную  голову  скота  в  хозяйствах  области
заготовлено 13,1 ц кормовых единиц против прошлогодних 14,3 ц кормовых
единиц.
     В предстоящем году предусматривается сохранить выплату дотаций на
животноводческую  продукцию,   продолжить   финансирование   программы
"Возрождение  Тверского  льна",  мероприятий  по  плодородию  земель и
увеличению производства продовольственной ржи и пшеницы до 70 тыс.тонн
в  год.  Будет  сохранен принцип установления льготных ставок платы за
электроэнергию для сельских товаропроизводителей по отношению к другим
потребителям.  Завершатся  работы  по  оснащению сельских потребителей
приборами учета расхода электроэнергии.
     Важной задачей    станет   развитие   оптовых,   оптово-розничных
продовольственных    рынков,    становление    системы     поступления
сельхозтехники и оборудования по лизингу.
     В целом,  на   задачи,   связанные   с   функционированием   АПК,
администрацией  области  в 1996 году будет направлено 214 млрд.рублей,
кроме того на  сельские  дороги  из  средств  дорожного  фонда  -  100
млрд.рублей.
     Исходя из выше сказанного, мы считаем, что в АПК есть предпосылки
того,  чтобы  в  1996  году  не  допустить  спада производства валовой
продукции сельского хозяйства. Вместе с тем, производство мяса скота и
птицы по нашим расчетам сократится на 5%.
     В свою  очередь,  активная  позиция  администрации   области   по
стимулированию производства продовольственного зерна и льна,  нашедшая
понимание  у  сельских  товаропроизводителей,  на  наш  взгляд,   дает
основания ожидать рост производства зерновых и льноволокна на 6 и 16%,
соответственно.
     Результаты работы  предприятий  строительного  комплекса  области
доказывают, что активизировать инвестиционную деятельность в этом году
не   удалось.   Более   того,  против  десяти  месяцев  прошлого  года
капитальные вложения сократились на  23%,  в  том  числе  по  объектам
производственного   назначения   -   на   33%,  а  непроизводственного
назначения - на 13%.
     Предприятиями и  организациями  всех форм собственности построены
жилые дома общей площадью 243 тыс.кв.метров,  что на 35% больше уровня
января-октября 1994 года.
     В настоящее время строительство объектов социальной сферы ведется
практически  только  за  счет  средств  бюджетов.  Несмотря на это,  в
текущем году введены в эксплуатацию 12 школ на 2935 ученических  мест,
терапевтический  корпус  на  60  коек  в п. Пено, 2 поликлиники на 350
посещений в смену и 2 детских комбината на 560 мест в военных городках
Мамулино и Андреаполе.
     Мы полагаем,  что в предстоящем  году  инвестиционный  климат  не
претерпит   кардинальных   изменений.  За  счет  концентрации  средств
областного бюджета мы считает возможным ввести в эксплуатацию  6  школ
на 2260 мест, 4 больницы на 225 коек, поликлинику на 100 посещений.
     В 1995 году в  области  впервые  начата  практика  предоставления
жителям области безвозмездных субсидий на строительство (приобретение)
жилья,  в 1996 году  такая  работа  будет  продолжена.  Предполагается
направить на эти цели 25% от инвестиционной программы по строительству
объектов администрации области и социальной сферы села.
     На предстоящий  год  перейдут  основные  мероприятия  во  выпуску
жилищного займа Тверской области.
     С учетом  названных  источников,  средств федерального бюджета на
строительство жилья для бывших военнослужащих и  других  ресурсов,  мы
считаем,  что  в  предстоящем  году  объемы вводимого жилья по области
будут практически на уровне текущего года.
     Администрация области   активно   ведет   и   будет  вести  поиск
возможностей увеличения инвестиций в наш регион,  рассматривая их  как
важнейший    фактор   стабилизации   хозяйственного,   финансового   и
социального положения.
     Наличие кризисных   явлений  в  развитии  отраслей  материального
производства непосредственно сказывается на рынке труда.  По состоянию
на   1  ноября  текущего  года  в  органах  службы  занятости  области
зарегистрировано  13,5  тыс.   человек   безработных   или   1,8%   от
экономически активного населения области.  Названный показатель уровня
безработицы в Тверской области значительно ниже его  средних  значений
по  России  и ближайших областей.  83%  зарегистрированных безработных
имеют право на получение пособия.
     Мы рассчитываем,  что и в 1996 году в нашей области будут найдены
и реализованы механизмы смягчения ситуации на занятости населения. Это
будут:  в первую очередь, финансовая помощь предприятиям перспективных
отраслей и производств,  создающих новые рабочие места (до 15% средств
фонда занятости);  материальная помощь 8-8,5 тыс. человек, находящимся
под угрозой  увольнения;  обеспечение  профессиональной  подготовки  и
переподготовки 5-7,5 тыс.  человек незанятого населения,  с выделением
на эти цели до 14% средств фонда занятости.
     В конечном счете,  есть все основания удержать в предстоящем году
безработицу на уровне 2,5%.
     Развитие экономической  ситуации  текущего  года  дает  основание
ожидать уровень инфляции за 1995 год в пределах 230-250%. По состоянию
на 1 ноября текущего года сводный индекс потребительских цен на товары
народного потребления и услуги составил 211%.  При этом в текущем году
удалось  избежать  "осеннего  всплеска" инфляции как по экономическим,
так и политическим обстоятельствам.
     На предстоящий  год в своих расчетах мы исходим из роста инфляции
в 1,6 раза.
     Обоснованием такого  показателя  являются  динамика экономических
процессов текущего года, спросовые ограничения потребительского рынка,
намерения  федерального  правительства  вводить элементы регулирования
цен на продукцию базовых отраслей (энергоносители,  грузовые перевозки
и т.д.).
     Общий объем розничного товарооборота во всех  каналах  реализации
за десять месяцев сократился на 9%.  С учетом сложившейся динамики, мы
прогнозируем и на 1996 год спад объема товарооборота еще на 5-6%.
     При этом администрация области основное внимание намерена уделить
задачам продовольственного обеспечения населения  за  счет  увеличения
производства  продуктов  питания  на  своей  территории и завоза их из
других регионов.  В пределах средств,  предусмотренных  по  областному
бюджету    будут    предоставлены    льготные   кредиты   на   закупку
продовольственного зерна,  муки,  круп,  сахара,  растительного масла,
детского  питания,  а  также  на  заготовку  и  закладку  на  хранение
картофеля и овощей.
     Такая работа,  кстати,  проводится  администрацией  области  и  в
настоящее время.  Удалось изыскать  кредитные  ресурсы,  в  том  числе
льготные  -  55  млрд.  рублей,  на  закупку продовольственного зерна.
Заключены контракты с фирмами на поставку  в  область  100  тыс.  тонн
продовольственной пшеницы из Венгрии.
     Вкупе с другими мерами это  позволяет  обеспечить  на  территории
области   значительное   замедление  темпов  роста  цен  на  ржаной  и
ржано-пшеничный хлеб, несмотря на большой рост закупочных цен на зерно
в России и за рубежом.
     Важным условием   становления   рыночной    экономики    является
приватизация. Однако первый этап приватизации показал, что за короткий
период времени не реален переход капиталов в высокоэффективные отрасли
экономики, не достигнуто эффективное управление собственностью.
     Исходя из этого,  администрацией области основное внимание  будет
уделено   не   количественным,   а  качественным  параметрам  процесса
приватизации.  Это  означает  для  нас,  в  частности,   необходимость
совершенствования  механизма  проведения  инвестиционных  конкурсов  и
аукционных торгов с учетом местных особенностей и в интересах региона,
отстаивать  на  федеральном  уровне право области принятия решения при
приватизации  объектов   федеральной   собственности;   не   допустить
приватизации  государственных  и  муниципальных  учреждений социальных
отраслей (здравоохранения, образования и т.д.).

                         Уважаемые депутаты!

     Администрация области  исходит  из  того,  что  предстоящие  годы
должны   принести   осязаемые   результаты   подавляющему  большинству
населения,  положительно сказаться на его материальном благосостоянии.
В  области  для  этого имеются достаточные финансовые,  материальные и
трудовые ресурсы.

                        Благодарю за внимание.


                ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                                    ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ  НА 1996 ГОД
-------------------------------------------------T---------------T----------T-----------------T-----------------¬
¦                                                ¦               ¦          ¦    1995 год     ¦    1996 год     ¦
¦                   ПОКАЗАТЕЛИ                   ¦   Единица     ¦ 1994 год +--------T--------+--------T--------+
¦                                                ¦  измерения    ¦   факт   ¦ оценка ¦ в   к  ¦ оценка ¦ в   к  ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦ 1994г. ¦        ¦ 1995г. ¦
+------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------+
¦                       А                        ¦       1       ¦     2    ¦    3   ¦    4   ¦    5   ¦    6   ¦
+------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------+
¦1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ                               ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦1.1. Продукция промышленности                   ¦     в % к     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ (в сопоставимых ценах)                         ¦  предыдущему  ¦     66,2 ¦      х ¦   88,0 ¦      X ¦   95,0 ¦
¦ в том числе по отраслям:                       ¦     году      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   Электроэнергетика                            ¦     - " -     ¦     78,0 ¦      х ¦  101,0 ¦      X ¦   96,7 ¦
¦   Топливная промышленность - всего             ¦     - " -     ¦     77,8 ¦      х ¦   95,5 ¦      X ¦   95,7 ¦
¦   Черная металлургия                           ¦     - " -     ¦     89,8 ¦      х ¦  100,2 ¦      X ¦  100,0 ¦
¦   Химическая и нефтехимическая                 ¦     - " -     ¦     65,4 ¦      х ¦   80,0 ¦      X ¦   90,4 ¦
¦   Машиностроение и металлообработка            ¦     - " -     ¦     66,3 ¦      X ¦   75,0 ¦      X ¦   91,0 ¦
¦   Лесная, деревообрабатывающая и               ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     целлюлозно-бумажная промышленность         ¦     - " -     ¦     70,3 ¦      X ¦   86,0 ¦      X ¦   96,2 ¦
¦   Промышленность строительных                  ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     материалов и стекольная и                  ¦     - " -     ¦     68,5 ¦      X ¦   95,0 ¦      X ¦   98,4 ¦
¦   Легкая промышленность                        ¦     - " -     ¦     51,0 ¦      X ¦   80,0 ¦      X ¦   93,7 ¦
¦   Пищевая промышленность                       ¦     - " -     ¦     78,7 ¦      X ¦   86,0 ¦      X ¦   99,0 ¦
¦   Прочие отрасли промышленности                ¦     - " -     ¦     82,0 ¦      X ¦   74,0 ¦      X ¦   95,0 ¦
¦1.2. Производство важнейших видов               ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ продукции производственно-технического         ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ назначения:                                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   Электроэнергия                               ¦   млн.клв.ч   ¦    17004 ¦  18419 ¦    108 ¦  18752 ¦    102 ¦
¦     в том числе с атомных электростанций       ¦     - " -     ¦     8882 ¦  11284 ¦    127 ¦  11450 ¦    102 ¦
¦   Уголь                                        ¦   тыс.тонн    ¦      137 ¦     84 ¦     61 ¦     70 ¦     83 ¦
¦   Волокна и нити химические                    ¦   тыс.тонн    ¦     11,1 ¦      9 ¦     81 ¦      8 ¦     89 ¦
¦   Вагоны пассажирские магистральные            ¦     штук      ¦      580 ¦    404 ¦     70 ¦    445 ¦    110 ¦
¦     в т.ч. электрички                          ¦     - " -     ¦       42 ¦     79 ¦    188 ¦    120 ¦    152 ¦
¦   Станки металлорежущие                        ¦     - " -     ¦      147 ¦    160 ¦    109 ¦    160 ¦    100 ¦
¦   Машины кузнечно-прессовые                    ¦     - " -     ¦      146 ¦     80 ¦     80 ¦     55 ¦    100 ¦
¦   Автомобили грузовые (включая                 ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     шасси на комплектацию)                     ¦     - " -     ¦      262 ¦    158 ¦     60 ¦    158 ¦    100 ¦
¦   Древесина деловая                            ¦   млн.куб.м   ¦      1,7 ¦    1,5 ¦     88 ¦    1,5 ¦    100 ¦
¦   Пиломатериалы                                ¦     - " -     ¦      1,1 ¦    0,9 ¦     82 ¦    0,9 ¦    100 ¦
¦   Плиты древесностружечные                     ¦ тыс.усл.куб.м ¦     92,6 ¦     70 ¦     75 ¦     65 ¦     93 ¦
¦   Плиты древесно-волокнистые                   ¦ млн.усл.кв.м  ¦     15,2 ¦   15,2 ¦    100 ¦   15,2 ¦    100 ¦
¦   Бумага                                       ¦   тыс.тонн    ¦     11,3 ¦   12,2 ¦    108 ¦   12,2 ¦    100 ¦
¦   Картон                                       ¦   тыс.тонн    ¦     12,5 ¦   10,2 ¦     82 ¦   10,2 ¦    100 ¦
¦   Плиты керамические глазурованные для         ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     внутренней облицовки стен                  ¦   тыс.кв.м    ¦    372,7 ¦    400 ¦    107 ¦    400 ¦    100 ¦
¦   Стекло оконное                               ¦   тыс.кв.м    ¦     3800 ¦   4000 ¦    105 ¦   4300 ¦    107 ¦
¦   Материалы стеновые                           ¦  млн.шт.усл.  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦   кирпича     ¦    244,6 ¦    252 ¦    103 ¦    252 ¦    100 ¦
¦   Конструкции и изделия                        ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     сборные железобетонные                     ¦  тыс.куб.м    ¦    315,6 ¦    300 ¦     95 ¦    294 ¦     98 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦2.1. Валовая продукция сельского хозяйства -    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ всего в действующих ценах каждого года         ¦   млрд.руб    ¦    927,6 ¦ 2839,5 ¦      х ¦ 4103,2 ¦      х ¦
¦ в ценах реализации 1993 года                   ¦     в % к     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  предыдущему  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦     году      ¦     95,7 ¦   92,2 ¦      X ¦   99,5 ¦      х ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ Из общего объема валовой продукции - продукция ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  крестьянских (фермерских) хозяйств            ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в действующих ценах каждого года              ¦   млрд.руб    ¦     16,6 ¦   51,4 ¦      X ¦   70,8 ¦      х ¦
¦  в ценах реализации 1993 года                  ¦     в % к     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  предыдущему  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦     году      ¦     99,4 ¦   93,0 ¦      X ¦   95,0 ¦      X ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦2.2. Производство основных видов                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ сельскохозяйственной продукции                 ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ (включая все категории хозяйств)               ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   Зерно (в весе после доработки)               ¦   тыс.тонн    ¦    485,2 ¦  375,0 ¦   77,3 ¦  400,0 ¦  106,7 ¦
¦   Картофель                                    ¦   тыс.тонн    ¦    405,8 ¦  550,0 ¦  135,5 ¦  550,0 ¦  100,0 ¦
¦   Овощи                                        ¦   тыс.тонн    ¦     86,8 ¦  147,0 ¦  169,4 ¦  150,0 ¦  102,0 ¦
¦   Скот и птица (в живом весе)                  ¦   тыс.тонн    ¦    124,8 ¦  110,0 ¦   88,1 ¦  105,0 ¦   95,5 ¦
¦   Молоко                                       ¦   тыс.тонн    ¦    664,0 ¦  629,0 ¦   94,7 ¦  638,0 ¦  101,4 ¦
¦   Яйца                                         ¦   млн.штук    ¦    599,2 ¦  580,0 ¦   96,8 ¦  580,0 ¦  100,0 ¦
¦   Льноволокно                                  ¦   тыс.тонн    ¦     20,4 ¦   25,0 ¦  122,5 ¦   29,0 ¦  116,0 ¦
¦   Шерсть (в физическом весе)                   ¦   тыс.тонн    ¦      0,3 ¦    0,2 ¦   66,7 ¦    0,2 ¦  100,0 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ Производство в крестьянских (фермерских)       ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ хозяйствах :                                   ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   Зерно (в весе после доработки)               ¦   тыс.тонн    ¦      7,5 ¦    4,5 ¦   60,0 ¦    5,0 ¦  111,1 ¦
¦   Картофель                                    ¦   тыс.тонн    ¦      5,7 ¦    7,6 ¦  133,3 ¦    6,0 ¦   78,9 ¦
¦   Овощи                                        ¦   тыс.тонн    ¦      0,3 ¦    0,3 ¦  100,0 ¦    0,3 ¦  100,0 ¦
¦   Скот и птица (в живом весе)                  ¦   тыс.тонн    ¦      4,2 ¦    3,9 ¦   92,9 ¦    3,0 ¦   76,9 ¦
¦   Молоко                                       ¦   тыс.тонн    ¦     16,1 ¦   15.0 ¦   93,2 ¦   15,0 ¦  100,0 ¦
¦   Яйца                                         ¦   тыс.штук    ¦      2,4 ¦    2,0 ¦   83,3 ¦    2,0 ¦  100,0 ¦
¦   Льноволокно                                  ¦   тыс.тонн    ¦      0,3 ¦    0,3 ¦  100,0 ¦    0,3 ¦  100,0 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦2.3. Производство продукции перерабатывающей    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ промышленности                                 ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   Мясо, включая субпродукты 1 категории        ¦   тыс.тонн    ¦     24,2 ¦   18,0 ¦   74,4 ¦   18,0 ¦  100,0 ¦
¦   Масло животное                               ¦   тыс.тонн    ¦      7,4 ¦    6,0 ¦   81,1 ¦    6,0 ¦  100,0 ¦
¦   Сыры жирные                                  ¦   тыс.тонн    ¦      5,7 ¦    5,0 ¦   87,7 ¦    5,0 ¦  100,0 ¦
¦   Кондитерские изделия                         ¦   тыс.тонн    ¦      9,8 ¦    6,9 ¦   70,4 ¦    6,2 ¦   89,8 ¦
¦   Масло растительное                           ¦   тыс.тонн    ¦      1,6 ¦    3 5 ¦   2,2р ¦    3,5 ¦  100,0 ¦
¦   Мука                                         ¦   тыс.тонн    ¦    166,0 ¦  150,0 ¦   90,4 ¦  150,0 ¦  100,0 ¦
¦   Крупа                                        ¦   тыс.тонн    ¦      1,4 ¦    0,9 ¦   64,3 ¦    0,9 ¦  100,0 ¦
¦   Макаронные изделия                           ¦   тыс.тонн    ¦      8,8 ¦    8,8 ¦  100,0 ¦    8,8 ¦  100,0 ¦
¦   Спирт этиловый из пищевого сырья             ¦    млн.гал    ¦    0,743 ¦    0,9 ¦  121,1 ¦    0,9 ¦  100,0 ¦
¦   Товарная пищевая рыбная продукция,           ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     включая консервы рыбные                    ¦   тыс.тонн    ¦      1,7 ¦    1,7 ¦  100,0 ¦    1,7 ¦  100,0 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦3. ИНВЕСТИЦИИ                                   ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦3.1. Капитальные вложения по территории за счет ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ всех источников финансирования                 ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   в действующих ценах каждого года             ¦   млрд.руб    ¦    751,4 ¦ 1996,0 ¦      X ¦ 3120,0 ¦      X ¦
¦   в сметных ценах с 01.01.91 г.                ¦     в % к     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  предыдущему  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦     году      ¦     60,0 ¦   90,6 ¦        ¦   95,2 ¦        ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     в том числе                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   производственного назначения                 ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   в действующих ценах каждого года             ¦   млрд.руб    ¦    368,6 ¦  884,7 ¦      X ¦ 1497,6 ¦      х ¦
¦   в сметных ценах с 01.01.91 г.                ¦     в % к     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  предыдущему  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦     году      ¦     40,4 ¦   83,1 ¦        ¦  101,6 ¦        ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   непроизводственного назначения               ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   в действующих ценах каждого года             ¦   млрд.руб    ¦    382,8 ¦ 1081,3 ¦      X ¦ 1622,4 ¦      X ¦
¦   в сметных ценах с 01.01.91 г.                ¦     в % к     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  предыдущему  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦     году      ¦    107,9 ¦   97,9 ¦      X ¦   90,0 ¦      X ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦3.2. Ассигнования, выделенные на капитальное    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ строительство администрации области            ¦   млрд.руб    ¦     33,9 ¦   74,4 ¦      X ¦  112,0 ¦      X ¦
¦ в том числе                                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   АПК                                          ¦   млрд.руб    ¦     16,7 ¦   14,7 ¦      X ¦   32,0 ¦      X ¦
¦   по объектам администрации области            ¦   млрд.руб    ¦     17,2 ¦   59,7 ¦      X ¦   80,0 ¦      X ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦4. ТРАНСПОРТ                                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦4.1. Объем перевозок грузов автомобильным       ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ транспортом                                    ¦   млн.тонн    ¦     12,0 ¦    9,5 ¦   79,2 ¦   10,0 ¦  105,3 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦4.2. Грузооборот автомобильного транспорта      ¦   млн.т-км    ¦    382,4 ¦  315,0 ¦   82,4 ¦  305,0 ¦   96,8 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦4.3. Пассажирооборот автомобильного             ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ транспорта                                     ¦  млн.пасс-км  ¦   1635,0 ¦ 1550,0 ¦   94,8 ¦ 1560,0 ¦  100,6 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦4.4. Пассажирооборот городского электрического  ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ транспорта (включая метрополитен)              ¦  млн.пасс-км  ¦    524,1 ¦  534,1 ¦  101,1 ¦  539,4 ¦  101,0 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦5. ФИНАНСЫ                                      ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   Прибыль                                      ¦   млрд.руб    ¦    598,0 ¦ 1378,0 ¦ В 2,Зр ¦ 2496,0 ¦ в 1,8р ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦6. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ          ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦6.1 Темпы роста денежных доходов на             ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ душу населения                                 ¦      раз      ¦      3,8 ¦    2,5 ¦      х ¦    1,6 ¦      х ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦6.2 Темпы роста денежных расходов на            ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ душу населения                                 ¦      раз      ¦      4,3 ¦    2,6 ¦      х ¦    1,6 ¦      х ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦6.3 СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ                             ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ ДОХОДЫ -  ВСЕГО                                ¦ в % к общему  ¦    100,0 ¦  100,0 ¦      х ¦  100,0 ¦      х ¦
¦ в том числе:                                   ¦     итогу     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   оплата труда                                 ¦     - " -     ¦     40,9 ¦   36,2 ¦      х ¦   31,2 ¦      х ¦
¦   пенсии, пособия, стипендии                   ¦     - " -     ¦     19,1 ¦   20,0 ¦      х ¦   19,0 ¦      х ¦
¦   прочие доходы                                ¦     - " -     ¦     40,0 ¦   43,8 ¦      X ¦   49,8 ¦      х ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ РАСХОДЫ - ВСЕГО                                ¦     - " -     ¦    100,0 ¦  100,0 ¦      X ¦  100,0 ¦      X ¦
¦ в том числе:                                   ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   покупка товаров и оплата услуг               ¦     - " -     ¦     78,9 ¦   83,9 ¦      X ¦   82,4 ¦      X ¦
¦     из них на покупку продуктов                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     питания                                    ¦     - " -     ¦     74,1 ¦   72,7 ¦      X ¦   71,4 ¦      X ¦
¦   обязательные платежи и                       ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     добровольные взносы                        ¦     - " -     ¦      7,1 ¦    6,0 ¦      X ¦    5,5 ¦      X ¦
¦   прирост вкладов                              ¦     - " -     ¦      7,2 ¦    5,2 ¦      X ¦    7,5 ¦      X ¦
¦   приобретение акций, недвижимости             ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     и валюты                                   ¦     - " -     ¦      6,8 ¦    4,9 ¦      X ¦    4,6 ¦      X ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦7. РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ И УСЛУГ                                        ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦7.1. ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ТОВАРОВ       ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ                          ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   ткани хлопчатобумажные                       ¦   млн.кв.м    ¦     60,6 ¦   48,0 ¦   79,2 ¦   38,0 ¦   79,2 ¦
¦   ткани шерстяные                              ¦   млн.кв.м    ¦      3,4 ¦    4,6 ¦  135,3 ¦    4,9 ¦  106,5 ¦
¦   ткани шелковые                               ¦   млн.кв.м    ¦      2,9 ¦    3,0 ¦  103,4 ¦    3,0 ¦  100,0 ¦
¦   трикотажные изделия                          ¦   млн.штук    ¦      4,8 ¦    2,4 ¦   50,0 ¦    2,4 ¦  100,0 ¦
¦   обувь кожаная                                ¦    млн.пар    ¦      2,8 ¦    2,4 ¦   85,7 ¦    2,3 ¦   95,8 ¦
¦   машины стиральные и центрифуги               ¦   тыс.штук    ¦      2,0 ¦    2,0 ¦  100,0 ¦    2,0 ¦  100,0 ¦
¦   тетради школьные                             ¦   млн.штук    ¦    145,0 ¦  145,0 ¦  100,0 ¦  145,0 ¦  100,0 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦7.2. ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ - ВСЕГО       ¦      раз      ¦      2,7 ¦      х ¦    2,5 ¦      х ¦    1,7 ¦
¦ в том числе:                                   ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   продовольственные товары                     ¦      раз      ¦      3,1 ¦      х ¦    2,5 ¦      х ¦    1,7 ¦
¦   винно-водочные изделия и пиво                ¦      раз      ¦      2,9 ¦      X ¦    2,8 ¦      х ¦    1,6 ¦
¦   непродовольственные товары                   ¦      раз      ¦      2,4 ¦      X ¦    2,3 ¦      х ¦    1,8 ¦
¦     из них: товары легкой                      ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     промышленности                             ¦      раз      ¦      2,2 ¦      X ¦    2,2 ¦      х ¦    1,5 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦7.3. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ                             ¦      раз      ¦        * ¦      X ¦      * ¦      х ¦    1,6 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦7.4. ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ      ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ И УСЛУГИ (РАСЧЕТНО) - УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ         ¦      раз      ¦      3,0 ¦    2,5 ¦      X ¦    1,7 ¦      х ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ (В СОПОСТАВИМЫХ         ¦     в % к     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ ЦЕНАХ)                                         ¦  предыдущему  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦     году      ¦     99,0 ¦   88,0 ¦      X ¦   95,0 ¦      X ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦8. ЗАНЯТОСТЬ                                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   Доля зарегистрированных безработных в общей  ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   численности экономически активного населения ¦       %       ¦      1,1 ¦    1,7 ¦      X ¦    2,5 ¦        ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦9. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ           ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦9.1. Ввод в эксплуатацию жилых домов            ¦   тыс.кв.м    ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦   общей пл.   ¦    434,8 ¦  330,0 ¦   75,9 ¦  300,0 ¦   90,9 ¦
¦ в том числе                                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   по государственной программе обеспечения     ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     жильем военнослужащих, лиц, уволенных      ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     с военной службы в запас или отставку,     ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     сотрудников органов                        ¦   тыс.кв.м    ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦   общей пл.   ¦     16,5 ¦   14,0 ¦   84,8 ¦   24,0 ¦  в1,7р ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦9.2. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ                   ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ:                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   учреждений общего образования                ¦     мест      ¦      428 ¦   2918 ¦   6,8р ¦   2260 ¦   77,4 ¦
¦   детских домов-интернатов                     ¦     мест      ¦        - ¦      - ¦      - ¦    140 ¦        ¦
¦   больниц                                      ¦     коек      ¦        - ¦     60 ¦      - ¦    225 ¦   3,7р ¦
¦   амбулаторно-поликлинических учреждений       ¦   посещений   ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦    в смену    ¦       70 ¦      - ¦      - ¦    100 ¦      - ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ             ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО     ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ ОБЕСПЕЧЕНИЯ (на конец года)                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   больничными койками                          ¦  коек на 10   ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  тыс.жителей  ¦    136,5 ¦  136,9 ¦  100,3 ¦  137,3 ¦  100,3 ¦
¦     в % к нормативу                            ¦       %       ¦    105,8 ¦  106,1 ¦      - ¦  106,4 ¦      - ¦
¦   амбулаторно-поликлиническими учреждениями    ¦   посещений   ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦ в смену на 10 ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  тыс.жителей  ¦    170,7 ¦  172,1 ¦  100,8 ¦  173,5 ¦  100,8 ¦
¦     в % к нормативу                            ¦       %       ¦     75,9 ¦   76,5 ¦      - ¦   77,1 ¦      - ¦
¦   домами-интернатами для престарелых и         ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     инвалидов                                  ¦  мест на 10   ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  тыс.жителей  ¦     27,6 ¦   27,7 ¦  100,4 ¦   27,7 ¦  100,0 ¦
¦     в % к нормативу                            ¦       %       ¦     92,0 ¦   92,3 ¦      - ¦   92,3 ¦      - ¦
¦   дошкольными образовательными учреждениями    ¦ мест на 1000  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  детей дошк.  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦   возраста    ¦    787,0 ¦  749,0 ¦   95,2 ¦  786,0 ¦  104,9 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦10. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ                     ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦10.1.Объем сброса загрязненных сточных вод      ¦    млн.куб.м  ¦    115,1 ¦  115,0 ¦  100,0 ¦  115,0 ¦  100,0 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦10.2. Объем вредных веществ, выбрасываемых в    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ атмосферный воздух стационарными источниками   ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ загрязнения                                    ¦    тыс.тонн   ¦     79,3 ¦   83,0 ¦  105,0 ¦   87,0 ¦  105,0 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦10.3. Ввод в действие сооружений для очистки    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ сточных вод                                    ¦  тыс.куб.м    ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦   в сутки     ¦      2,0 ¦      - ¦      х ¦    2,1 ¦      х ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦11. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ            ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   Экспорт - всего                              ¦ млн.американ. ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦   долларов    ¦          ¦   85,0 ¦      х ¦   99,0 ¦  116,5 ¦
¦    в том числе:                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     Дальнее зарубежье                          ¦     - " -     ¦     37,9 ¦   46,0 ¦  121,4 ¦   55,0 ¦  119,4 ¦
¦     Ближнее зарубежье                          ¦     - " -     ¦        * ¦   39,0 ¦      х ¦   44,0 ¦  112,8 ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦12. ПРИВАТИЗАЦИЯ                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦12.1. Общее количество предприятий              ¦    единиц     ¦     2644 ¦   2744 ¦      X ¦   2744 ¦      X ¦
¦    в том числе приватизированных предприятий   ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     нарастающим итогом , всего                 ¦    единиц     ¦     1813 ¦   1985 ¦      X ¦   2063 ¦      X ¦
¦      из них                                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦        промышленность                          ¦    единиц     ¦      336 ¦    357 ¦      X ¦    377 ¦      X ¦
¦        сельское хозяйство                      ¦    единиц     ¦      141 ¦    160 ¦      X ¦    169 ¦      X ¦
¦        строительство                           ¦    единиц     ¦      237 ¦    243 ¦      X ¦    258 ¦      X ¦
¦        транспорт и связь                       ¦    единиц     ¦       39 ¦     39 ¦      X ¦     43 ¦      X ¦
¦        торговля и общественное питание         ¦    единиц     ¦      593 ¦    651 ¦      X ¦    681 ¦      X ¦
¦        другие отрасли                          ¦    единиц     ¦      467 ¦    535 ¦      X ¦    535 ¦      X ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦12.2. Удельный вес приватизированных            ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ предприятий, всего                             ¦       %       ¦     68,6 ¦   72,3 ¦      X ¦   75,2 ¦      X ¦
¦   в том числе:                                 ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     промышленность                             ¦       %       ¦     72,9 ¦   76,0 ¦      X ¦   80,2 ¦      X ¦
¦     сельское хозяйство                         ¦       %       ¦     75,8 ¦   79,6 ¦      X ¦   84,1 ¦      X ¦
¦     строительство                              ¦       %       ¦     79,8 ¦   81,0 ¦      X ¦   86,0 ¦      X ¦
¦     транспорт и связь                          ¦       %       ¦     58,2 ¦   57,3 ¦      X ¦   63,2 ¦      X ¦
¦     торговля и общественное питание            ¦       %       ¦     77,4 ¦   81,6 ¦      X ¦   85,3 ¦      X ¦
¦     другие отрасли                             ¦       %       ¦     53,9 ¦   59,0 ¦      X ¦   59,0 ¦      X ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦12.3. Количество предприятий, намечаемое к      ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ приватизации в указанном году, всего           ¦    единиц     ¦      364 ¦    172 ¦      X ¦     78 ¦      X ¦
¦   в том числе:                                 ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     промышленность                             ¦    единиц     ¦       61 ¦     21 ¦      X ¦     20 ¦      X ¦
¦     сельское хозяйство                         ¦    единиц     ¦       58 ¦     19 ¦      X ¦      9 ¦      X ¦
¦     строительство                              ¦    единиц     ¦       11 ¦     39 ¦      6 ¦      X ¦     15 ¦
¦     транспорт и связь                          ¦    единиц     ¦       11 ¦     14 ¦      - ¦      X ¦      4 ¦
¦     торговля и общественное питание            ¦    единиц     ¦       71 ¦     58 ¦      X ¦     30 ¦      X ¦
¦     другие отрасли                             ¦    единиц     ¦      121 ¦     68 ¦      X ¦      - ¦      X ¦
¦                                                ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦12.3. Объем продукции приватизированных         ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦ предприятий                                    ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦   в действующих ценах каждого года             ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     всего                                      ¦   млрд.руб    ¦   2654,0 ¦ 6667,4 ¦      X ¦10945,1 ¦      X ¦
¦   в ценах 1994 года                            ¦               ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     всего                                      ¦     в % к     ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦  предыдущему  ¦          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                                ¦     году      ¦     80,0 ¦   90,0 ¦      X ¦   98,0 ¦      X ¦
L------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+---------
  * - данные отсутствуют


     Зам. главы администрации области,
     председатель комитета по экономике
     и прогнозированию          В. Я. Сергиенко


                        Пояснительная записка
             к прогнозу социально-экономического развития
                     Тверской области на 1996 год


     Прогноз социально-экономического  развития  области  на  1996 год
разработан комитетом по экономике  и  прогнозированию  с  привлечением
отраслевых  управлений,  комитетов  и  отделов  администрации области,
экономических органов администраций городов и районов,  а также других
заинтересованных  организаций  области  на  основе  анализа  тенденций
развития отраслей  и  региона  в  целом,  а  также  намерений  ведущих
Предприятий  и  организаций  области  различных  форм  собственности и
ведомственной подчиненности.

     Финансы. Финансовое    состояние    области    остается    крайне
напряженным,  т.к.  вследствии   инфляционных   процессов   происходит
сокращение  реального  объема прибыли предприятий.  В частности,  на 1
сентября текущего года по сравнению с  соответствующим  периодом  1994
года   при   темпе   роста   оптовых  цен  в  3,7  раза  рост  прибыли
в.промышленности доставил 2,8 раза.
     Продолжается рост  затрат  на производство продукции.  Так,  во 2
квартале 1995 года затраты на рубль промышленной  продукции  составили
85,5 коп.  и возросли по отношению к 1 кварталу т.  г. на 5,4 коп. или
на 6,7%. Каждое пятое предприятие области является убыточным.
     Кроме этого, наблюдается сложная ситуация в платежной дисциплине.
На 1 сентября  текущего  года  дебиторская  задолженность  предприятий
промышленности,   строительства,   транспорта  и  сельского  хозяйства
составила 1772 млрд.  рублей.  Кредиторская задолженность в  1,2  раза
перекрывает дебиторскую и по состоянию на 1.09.95г.  сложилась в сумме
2119,1 млрд. рублей.
     Исходя из    вышеизложенного,   а   также   на   основе   анализа
финансово-хозяйственной деятельности  предприятий  за  1994  год  и  9
месяцев  т.  г.,  объем валовой прибыли в народном хозяйстве области в
1995 году оценивается в 1378 млрд. рублей и прогнозируется на 1996 год
в сумме 2496 млрд. рублей с ростом в 1,8 раза.

     Промышленность. В промышленности  области  определились  отрасли.
состояние  дел  в  которых  определяет  и  общее  положение  дел - это
электроэнергетика  (30,1%  промышленного  производства  в  области  по
оценке 1995 года),  машиностроение и металлообработка (24,7%), пищевая
(11,4%), легкая (9,5%) и лесная (6,8%) отрасли.
     Анализ макроэкономической ситуации в экономике региона,  планов и
намерений предприятий в сочетании с общероссийскими данными  позволяют
сделать следующие прогнозы на 1996 год.
     В электроэнергетике определяющим  фактором  будет  продолжающееся
падение  спроса  федерального  оптового рынка электрической энергии на
продукцию тепловых электростанций.  Даже с учетом  роста  производства
электроэнергии  на  Калининской  АЭС ее суммарная выработка по области
составит 96,7% к уровню текущего года.
     В машиностроении и металлообработке спад производства составит 9%
по сравнению с уровнем текущего года против  25%  снижения  объемов  в
текущем году. Основной причиной такого положения является нестабильная
работа АО "Тверской вагоностроительный завод" и отсутствие  стабильных
заказов   на   следующий  год.  При  расчетах  учитывалось  отсутствие
платежеспособного внутреннего рынка на  сельскохозяйственную  технику,
металлообрабатывающее   и  строительное  оборудование,  лифты,  другую
высокотехнологическую продукцию этой отрасли.
     В легкой   промышленности   будет   продолжаться  влияние  утраты
предприятиями   оборотных   средств,    сырьевых    рынков,    падение
платежеспособного  спроса  населения,  жесткая  конкуренция  импортных
товаров  народного  потребления.  В  этой  отрасли  спад  производства
составит около 6%.
     В пищевой   промышленности   объемы   производства    практически
останутся на уровне 1995 года, что связано с закреплением рынков сбыта
продукции,   обеспеченных   платежеспособным   спросом.    В    лесной
промышленности  некоторое  падение  производства вызвано,  в основном,
снижением спроса на продукцию деревообработки.
     Таким образом, в целом по промышленности можно ожидать замедление
спада производства в 1996 году до  5%  к  уровню  1995  года,  против,
соответственно, 33,8% в 1994 году и ожидаемых 12% в текущем году.

     Агропромышленный комплекс.  Аграрный сектор области  находится  в
глубоком   кризисе.   Тяжелое   финансовое   положение  производителей
сельхозпродукции  привели  к   резкому   снижению   плодородия   почв,
увеличению   износа   основных  средств,  ухудшению  производственного
потенциала.
     При разработке  прогноза на 1996 год учтены факторы ,  повлиявшие
на экономическую ситуацию в АПК в 1994 году и предыдущие годы, а также
развитие предпосылок текущего года.
     Производство продукции растениеводства в 1996 году прогнозируется
с ростом к уровню 1995 года на 4 процента, за счет расширения посевных
площадей зерновых культур и льна.
     В животноводстве  в  текущем  году  ожидается  спад  производства
продукции к уровню 1994 года на 9,2%.  В 1996 году производство  будет
продолжать падать, снижение к уровню 1995 года составит в пределах 5%,
в основном за счет производства мяса.
     В целом  по  области  в  1996 году производство валовой продукции
сельского хозяйства в ценах реализации 1993 года сохранится на  уровне
1995 года с незначительными колебаниями (0,5-1%).
     Удельный вес продукции производимой  населением  в  общем  объеме
производства   по  области  прогнозируется  на  уровне  текущего  года
(36-37%).
     Из-за экономических  трудностей и банкротства прогнозируется спад
производства продукции в крестьянских  (фермерских)  хозяйствах.  Доля
производимой  ими  продукции  в  общем  объеме  производства  остается
незначительной, менее 2 процентов.

     Инвестиции. При  разработке  прогнозной  программы инвестиционной
деятельности на 1996 год были рассмотрены итоги работы за 1994 год,  9
месяцев 1995 года и учтены следующие факторы:
     - реальность финансирования капитальных вложений за счет бюджетов
       всех уровней, в рамках федеральных и региональных программу;
     - предложения администраций территорий, заказчиков и строительных
       организаций по сокращению объемов незавершенного строительства;
     - необходимость сооружения жизненно  необходимых  и  социально  -
       значимых объектов.
     Результаты работы строительного комплекса области в 1994 году и 9
месяцев    т.г.    показывают,   что   активизировать   инвестиционную
деятельность не удалось.  Однако,  если спад инвестиций  в  1994  году
составлял  40%  к  соответствующему  периоду  прошлого  года,  то за 9
месяцев 1995 года он уменьшился  до  19%,  а  по  итогам  года  должен
составить 9,4%. В прогнозируемом году общий объем капитальных вложений
за счет всех источников инвестиций достигнет 95% к уровню 1995 года.
     Ужесточение финансовой  политики  усилило спросовые ограничения и
наложилось на ускорение  спада  производства  строительной  продукции.
Происходит не просто сокращение накоплений,  а все более проявляются и
углубляются признаки кризиса воспроизводства основных производственных
фондов.  В  структуре  капитальных  вложений сокращается доля средств,
направляемых   на   производственное   строительство.   Удельный   вес
инвестиций  на  строительство  объектов  производственного  назначения
составил 49 процентов в 1994 году,  42%  за 9 месяцев  1995г.,  а  без
учета  объектов строительства в военных городках Андреаполя и Мамулино
этот показатель составляет 56 и 51%% соответственно.
     Основным источником  инвестиций  по-прежнему остаются собственные
средства предприятий.  В 1996 году их доля в общем  объеме  инвестиций
64%.
     Ожидается сокращение   бюджетного   финансирования   капитального
строительства,  особенно за счет средств местных (71% к прошлому году)
и федерального (67%) бюджетов.
     За счет  концентрации  средств  областного  бюджета  на  объектах
высокой степени готовности ожидается ввести в эксплуатацию 6  школ  на
2260 мест, 4 больницы на 225 коек, поликлинику на 100 посещений. Будет
продолжено строительство больниц в г.Кувшиново,  п. Лесное, поликлиник
в городах Бежецке,  Весьегонске, других объектов социально-культурного
и   коммунального   назначения.    Из-за    недостатка    ассигнований
строительство ряда объектов будет приостановлено.
     Проектом бюджета  предусмотрено  расходы  на   решение   жилищной
проблемы   граждан:  прямое  финансирование  строительства  жилья  для
работников бюджетной сферы,  ветеранов и участников  войны:  выделение
безвозмездных   субсидий   для   строительства  и  приобретения  жилья
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий: стартовый капитал
для  строительства  жилых  домов  под областной облигационный жилищный
займ.
     Ввод общей площади жилых домов в 1996 году оценивается в пределах
300 тыс.кв.метров общей площади,  что составит 91%  к 1995  году.  Для
военнослужащих,  уволенных  в  запас,  необходимо  обеспечить  ввод 24
тыс.кв. метров жилых домов, на что требуется более 100 млрд. рублей из
федерального бюджета.

     Транспорт. В  связи  с  общим  снижением   объемов   производства
продукции  в  народном  хозяйстве  области  снижается грузооборот всех
видов   транспорта.   В   текущем   году   автомобильным   транспортом
предполагается  перевезти 9,5 млн.  тонн грузов (79%  к отчету за 1994
год).  Грузооборот составит 315 млн. т-км и сократится на 18% к отчету
за 1994 год.
     Учитывая относительную  стабилизацию  промышленности,   сельского
хозяйства  и рост объемов перевозок строительных грузов,  в 1996 году,
автомобильным  транспортом  предполагается  перевезти  10  млн.   тонн
грузов,   при   этом   грузооборот   за   счет   сокращения  дальности
грузоперевозок планируется на 3,2 % ниже уровня оценки текущего года.
     Пассажирооборот автомобильного  транспорта  в 1996 году ожидается
1560 млн. пасс.-км, что несколько выше уровня текущего года.
     Пассажирооборот городского        электрического       транспорта
(троллейбусов и трамваев) в основном стабилизировался. Косвенно, росту
пассажирооборота  в  1996 году будет способствовать введение Закона "О
ветеранах" (увеличение числа пассажиров с правом бесплатного  проезда)
и пополнение парка транспортными средствами.

     Уровень жизни населения.  За 9  месяцев  т.  г.  денежные  доходы
населения   области   увеличились  в  2,2  раза.  В  третьем  квартале
ежемесячный рост доходов населения составил 7,5%.
     Изменяется структура  денежных доходов :  значительно уменьшается
доля средств фонда оплаты труда (1994 г.- 41%,  1 полугодие  1995  г.-
36,7%)   и   увеличивается   удельный   вес   доходов   населения   от
предпринимательской  деятельности  ,  финансово-кредитных  операций  ,
дивидендов  и реализации продуктов сельского хозяйства ( 1994 г.- 40%,
1 полугодие 1995 г.- 43%).
     Эта тенденция  сохранится  и  в  1996  году :  удельный вес фонда
оплаты труда прогнозируется на уровне 31- 32%  общей суммы доходов,  а
удельный  вес  доходов  населения от предпринимательской деятельности,
финансово-кредитных  операций,  дивидендов  и   реализации   продуктов
сельского хозяйства достигнет 49- 50%.
     В целом денежные доходы на душу населения по сравнению с  уровнем
1994 г.  увеличатся в 1995 г.  в 2,5 раза,  а в 1996 г. по сравнению с
1995 г. в 1,6 раза.
     Прогнозируемое изменение  структуры  расходов населения говорит о
том,  что  основная  часть   населения   увеличивает   долю   доходов,
направляемую  на  покупку  товаров и оплату услуг.  В 1995 году на эти
цели население затратит около 84%  всех доходов,  а в 1996 г. - 82%. В
общем  объеме  товарооборота  остается  высокой доля продовольственных
товаров.
     Вместе с   тем   у   определенной   части  населения  сохраняется
возможность направлять свободные  денежные  средства  на  приобретение
валюты  и  во  вклады.  В  связи с этим в текущем году возрастет сумма
вкладов в банках,  приобретение недвижимости,  валюты и ценных бумаг в
1,9 раза, в 1996 г. в 2,0 раза.
     Удельный вес эмиссии в расходах  населения  в  1995  г.  составит
13,5%, в 1996 г. соответственно 14,8%.

     Потребительский рынок.  Анализ  экономической  ситуации  текущего
года  дает  основание  ожидать уровень инфляции за 1995 год в пределах
2,3 - 2,5 раз.
     В 1996  году прогнозируется максимальный рост потребительских цен
на товары и услуги в пределах 5% в месяц.
     Общий объем  розничного  товарооборота во всех каналах реализации
за январь-сентябрь текущего года в  сопоставимых  ценах  составил  91%
уровня  прошлого  года.  С  учетом  сложившейся  динамики  в 1995 году
прогнозируемый спад общего объема товарооборота в  сопоставимых  ценах
1994 года составит 12%,а в 1996 году 5-6%.
     Продолжает сохраняться  тенденция  опережающего  роста   цен   на
платные   услуги,  по  сравнению  с  товарами  народного  потребления.
Увеличивается  удельный  вес  коммунальных  услуг,  услуг   банковских
учреждений,  правового характера, здравоохранения, по содержанию детей
в детских дошкольных учреждениях.  Общий объем платных  услуг  в  1995
году  составит 85%  к уровню 1994 года,  а в 1996 году - 95%  к уровню
1995 года.
     По расчетам  в  текущем  году  спад  объемов производства товаров
народного потребления составит 15% (в 1994 году - 30%, 9 месяцев т.г.-
15.3%). а в 1996 году - 7%.
     Производство продовольственных товаров в 1995 году  составит  85%
объемов предыдущего года, в 1996 году - 98% уровня 1995 года.
     В тяжелом положении по-прежнему остается  легкая  промышленность.
За   январь-сентябрь   т.   г.   спад   производства   товаров  легкой
промышленности составил 26%. Однако наблюдаемый прирост в производстве
шерстяных  тканей,  чулочно-носочных изделий,  некоторых видов швейной
продукции дает основание  прогнозировать  объем  производства  товаров
легкой промышленности в 1995 году на уровне 83%, а в 1996 году - 99%.

     Внешнеэкономическая деятельность.  В  текущем  году   предприятия
области  экспортировали  продукцию  в  52  страны.  Из  стран дальнего
зарубежья   основными   торговыми   партнерами   являются    Германия,
Великобритаия,  Китай,  США,  ближнего зарубежья - Казахстан, Украина,
Белоруссия.
     В 1995  году рост экспортных поставок в страны дальнего зарубежья
составит более 21 %,  в страны ближнего зарубежья - приблизительно в 2
раза (статистика за 1994 год отсутствует).  Общий объем экспорта будет
равен приблизительно 85 млн. долларов США, в т. ч. 12 млн.долларов США
составят поставки железнодорожных вагонов в Казахстан, на Украину.
     В 1996 году стоимость экспорта вновь  возрастет.  Ожидается  рост
экспортных  поставок  в дальнее зарубежье на 20 %,  в основном за счет
расширения  поставок  химических   нитей   и   продуктов   переработки
древесины.  В  страны  ближнего  зарубежья рост экспорта составит 13%.
Ожидается увеличение поставок в эти страны экскаваторов  одноковшовых,
компрессоров,  деловой древесины,  пиломатериалов, древесноволокнистых
плит, оконного стекла, керамических плиток, полиграфических красок.

     Труд. В     области    по-прежнему    остается    неблагополучной
демографическая   обстановка,   что   обусловлено    низким    уровнем
рождаемости,  высоким  уровнем  смертности,  нарушением половозрастной
структуры.
     В 1996 году согласно расчетов среднегодовая численность населения
сократится на 6,7 тыс.  человек или на 0,4%  к уровню 1994  года.  При
этом  сохранится  естественная  убыль  населения,  которая в некоторой
степени  будет  компенсирована   за   счет   миграционных   процессов.
Предполагается,  что  за  1995-1996  годы  в  область  приедет более 9
тыс.человек вынужденных переселенцев и беженцев.
     В прогнозируемом  периоде  предполагается  сокращение численности
трудовых ресурсов,  обусловленное сокращением  численности  работающих
пенсионеров.
     Экономические проблемы ведут к росту числа незанятого  населения.
За  1994  год  уровень  зарегистрированной  безработицы к экономически
активному населению составил 1,1%,  а в 1996 году  предполагается  его
увеличение  до  2,5%.  Для  преодоления  проблем,  связанных  с ростом
безработицы,  разрабатывается областная программа занятости  населения
на  1996-1997  годы.  направленная  на  реализацию  конкретных  мер по
обеспечению занятости населения.

     Социальная сфера.  Исходя  из  анализа  ситуации,  сложившейся  в
базовом 1994 году  и  ожидаемых  результатов  1995  года,  разработаны
основные показатели на 1996 год.  характеризующие динамику процессов в
социальной сфере.
     В системе   народного   образования   предполагается  осуществить
комплекс мер, направленных на поддержку и сохранение существующей сети
дошкольных, общеобразовательных, профессиональных учебных заведений.
     Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями  в  1996
году  предполагается  в  размере  786  мест  на  1000 детей (оценочный
показатель  1995  года  -  749  мест),   что   обусловлено   снижением
численности контингента детей дошкольного возраста.
     Основой социальной  защиты  населения  области  в  прогнозируемом
периоде  останутся меры государственной поддержки:  стабильная система
пенсионного обеспечения, гарантированные компенсации и выплаты пособий
семьям  с  детьми,  сохранение  на  достигнутом  уровне обеспеченности
домами-интернатами для престарелых и инвалидов  (27,7  мест  на  10000
жителей).  Большое  значение  в  области  будет  придаваться  вопросам
социальной защиты детей.  В частности,  продолжится работа по созданию
детских   социальных  центров  и  приютов  (на  базе  высвобождающихся
помещений учреждений народного образования,  здравоохранения  и  др.),
количество мест в которых в 1996 году.  предполагается увеличить в 2,3
раза по сравнению с 1994 годом.
     В здравоохранении      прогнозируется      дальнейший     переход
лечебно-профилактических  учреждений  на   бюджетно-страховую   модель
финансирования,  развитие сети дневных стационаров,  совершенствование
медицинской  помощи  детям.  Обеспеченность  больничными   койками   и
амбулаторно-поликлиническими  учреждениями прогнозируется сохранить на
уровне  ожидаемом  в  1995  году,  незначительный  прирост  показателя
объясняется демографическими факторами.
     Форсирование платных    услуг    в     условиях     ограниченного
платежеспособного спроса населения представляется преждевременным, тем
более,  что  законодательством   РФ   гарантируется   бесплатность   и
доступность   для   населения   получения   образования,  медицинского
обслуживания, социального обеспечения.
     Область рассчитывает   на   значительную   поддержку  федеральных
органов в вопросах  финансирования  отраслей  социальной  сферы  через
реализацию мероприятий целевых федеральных программ.

     Охрана окружающей среды. Объем капитальных вложений, направляемых
в 1996 году на экологические мероприятия прогнозируется в размере 63,9
млрд.рублей,  в том числе из федерального бюджета - 16,5 млрд.  рублей
(26%).
     Средства федерального бюджета будут использованы на строительстве
систем  оборотного  водоснабжения и очистки сточных вод третьего блока
Калининской  атомной  электростанции  в  соответствии  с   федеральной
программой "Строительство АЭС", на строительстве водоохранных объектов
в г.Торопце в рамках реализации федеральной программы "Развитие  малых
и  средних  городов  Российской  Федерации",  а  также для продолжения
строительства очистных сооружений биологической  очистки  в  г.Красный
Холм и п.Кесова Гора.
     Предприятия теплоэнергетики  прогнозируют   увеличение   выбросов
вредных  веществ  в  атмосферу,  что  связано  с  изменением структуры
топливного баланса (сокращением доли природного  газа  и  заменой  его
мазутом  и  торфом).  Конаковская  ГРЭС  и АО "Тверьэнерго" - основные
загрязнители  атмосферы  на  территории  области,  на   долю   которых
приходится   45%  выбросов  вредных  веществ,  прогнозируют  увеличить
выбросы на 25,7 тыс.  тонн (33%),  однако с учетом спада промышленного
производства объем выбросов вредных веществ от стационарных источников
по сравнению с 1994 годом возрастет примерно на 10%.

     Приватизация. По    состоянию    на    1.10.95г.   удельный   вес
приватизированных предприятий в Тверской  области  составил  70,7%  от
общего    количества    предприятий,    к   концу   1995   года   доля
приватизированных  предприятий  увеличится  до  72,3%  и  составит:  в
промышленности  - 76%,  сельском хозяйстве - 79,6%.  в строительстве -
81%,  на транспорте и связи - 57,3%, в торговле и общественном питании
- 81,6%.
     По прогнозным оценкам на конец 1996  года  будет  приватизировано
75,2%   предприятий.   За   1996   год   в  промышленности  намечается
приватизировать   20   предприятий   (с   начала   приватизации   доля
приватизированных предприятий составит 80,2%),  в сельском хозяйстве -
9 предприятий (84,1%),  в строительстве - 15 (86,0%),  на транспорте и
связи - 4 (63,2%), в торговле и общественном питании - 30 (85,3%).
     Относительно небольшое  количество  предприятий,   намеченных   к
приватизации в 1996 году,  объясняется,  с одной стороны, значительной
долей уже приватизированных предприятий,  а.  с другой, тем, что часть
из  оставшихся  в  государственном  секторе  предприятий  не  подлежит
приватизации. В частности, это касается предприятий лесного комплекса,
занимающихся  выращиванием  леса  и  выполняющих лесозащитные функции,
предприятий сельского хозяйства, занимающихся племенной и ветеринарной
деятельностью,   а   также   части   издательств   и   полиграфических
предприятий.  В 1996 году будут замедлены темпы приватизации  в  сфере
науки и научного обслуживания, в автомобильном транспорте, связанном с
перевозкой пассажиров.
     Объем производства  продукции на приватизированных предприятиях в
действующих ценах к концу 1995 года оценивается  в  6667,4  млрд.руб.,
что  выше уровня 1994 года в 2,5 раза,  в 1996 г.  он прогнозируется в
сумме  10945  млрд.  руб.  При   этом   индексы   физических   объемов
производства  на  приватизированных  предприятиях  заложены  несколько
выше,  чем в целом по отраслям экономики,  исходя из итогов работы  за
1994  год  и  9 месяцев т.  г.  Так в промышленности,  на долю которой
приходится основной объем производимой продукции,  индекс  физического
объема на приватизированных предприятиях прогнозируется на уровне 100%
против 95% в целом по отрасли.
     На приватизированных   предприятиях   не   наблюдается  заметного
сокращения численности работающих в сравнении с госпредприятиями.


     Зам. главы администрации области,
     председатель комитета по экономике
     и прогнозированию           В.Я. Сергиенко


Информация по документу
Читайте также