Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 23.11.1995 № 264ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 23.11.95 г. г. Тверь N 264 О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год Заслушав информацию заместителя главы администрации области, председателя комитета по экономике и прогнозированию Сергиенко В.Я. о прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год, Законодательное Собрание П О С Т А Н О В Л Я Е Т: принять к сведению информацию о прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год. Председатель Законодательного Собрания Тверской области В.Н. Курбатов Уважаемые депутаты! Предлагаемый на Ваше рассмотрение прогноз социально-экономического развития области на 1996 год разработан на основе анализа тенденций развития отраслей и региона в целом, а также с учетом намерений ведущих предприятий области. Показатели прогноза согласованы с райгорадминистрациями, отраслевыми комитетами, управлениями и отделами администрации области. В рамках утвержденного регламента остановлюсь на ключевых моментах обсуждаемого документа. Как известно, ведущей отраслью экономики области является промышленность. В текущем году показатели спада объемов промышленного производства сократились. Так, если по итогам 1-го квартала спад составлял 21%, то за первое полугодие и на начало ноября месяца - 14%. По итогам десяти месяцев не допущен спад промышленного производства в электроэнергетике, предприятиями стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности. Промышленными предприятиями 13 районов - Бежецкого, Бологовского, Вышневолоцкого, Кашинского, Зубцовского, Торжокского, Удомельского и других, увеличен объем производства промышленной продукции по сравнению с январем - октябрем 1994 года. По состоянию на 1 октября 1995 года портфель заказов сформирован на 1431 млрд.рублей, что на 13% превышает объем продукции, произведенной этими предприятиями за 9 месяцев. В предстоящем году администрацией области особое внимание будет уделяться предприятиям легкой и текстильной промышленности (с балансов этих предприятий полностью будут сняты объекты социальной сферы, будут выделяться кредитные ресурсы областного и федерального бюджетов). Предстоит осуществлять меры по загрузке энергетических мощностей КАЭС и Конаковской ГРЭС, упорядочению платежных взаимоотношений в рамках единой энергетической системы. Финансовую, материальную поддержку получат ведущие предприятия машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности. Мы считаем, что реализация названных и иных мероприятий, в сочетании с реализацией программных положений Правительства Российской Федерации позволяет прогнозировать производство продукции промышленности в 1996 году на уровне 95% к предыдущему году, а в 1997 году - первый за несколько лет рост объемов производства на 2-5 процентов. Более оптимистичным прогноз, на наш взгляд, не может быть, так как до настоящего времени остаются актуальными вопросы реального восполнения оборотных средств, разрешения проблемы неплатежей, оживления инвестиций в производство, темпы роста доходов предприятий отстают от темпов роста оптовых цен. Положение в аграрном секторе экономики области, как и в целом по России, очень сложное. Но оно могло быть значительно хуже, если бы областная администрация не оказала ему финансовую помощь и поддержку в решении многих проблем. В частности, в текущем году на эти цели выделено из областного бюджета 142 млрд.рублей, из предусмотренных на год 151,3 млрд.рублей. Всеми категориями хозяйств области производство молока и яиц обеспечено на уровне прошлого года, тогда как производство мяса скота и птицы, вследствие продолжающегося сброса поголовья животных, сократилось на 9%. Если говорить только о сельскохозяйственных предприятиях, то ими допущен спад производства всех продуктов животноводства: мяса - на 21%; молока - 8%; яиц куриных - 7%. Валовой сбор зерновых культур в хозяйствах всех категорий к началу ноября был ниже уровня прошлого года на одну пятую, в то же время производство и реализация льноволокна превысила уровень 1994 года 24%, картофеля - на 38%, овощей - на 78%. Сельскохозяйственными предприятиями по состоянию на 1 ноября текущего года засыпано семян яровых и зернобобовых культур 118,5 тыс.тонн - 105% от потребности; семян картофеля заложено 34,6 тыс.тонн, или 113% от потребности. В расчете на одну условную голову скота в хозяйствах области заготовлено 13,1 ц кормовых единиц против прошлогодних 14,3 ц кормовых единиц. В предстоящем году предусматривается сохранить выплату дотаций на животноводческую продукцию, продолжить финансирование программы "Возрождение Тверского льна", мероприятий по плодородию земель и увеличению производства продовольственной ржи и пшеницы до 70 тыс.тонн в год. Будет сохранен принцип установления льготных ставок платы за электроэнергию для сельских товаропроизводителей по отношению к другим потребителям. Завершатся работы по оснащению сельских потребителей приборами учета расхода электроэнергии. Важной задачей станет развитие оптовых, оптово-розничных продовольственных рынков, становление системы поступления сельхозтехники и оборудования по лизингу. В целом, на задачи, связанные с функционированием АПК, администрацией области в 1996 году будет направлено 214 млрд.рублей, кроме того на сельские дороги из средств дорожного фонда - 100 млрд.рублей. Исходя из выше сказанного, мы считаем, что в АПК есть предпосылки того, чтобы в 1996 году не допустить спада производства валовой продукции сельского хозяйства. Вместе с тем, производство мяса скота и птицы по нашим расчетам сократится на 5%. В свою очередь, активная позиция администрации области по стимулированию производства продовольственного зерна и льна, нашедшая понимание у сельских товаропроизводителей, на наш взгляд, дает основания ожидать рост производства зерновых и льноволокна на 6 и 16%, соответственно. Результаты работы предприятий строительного комплекса области доказывают, что активизировать инвестиционную деятельность в этом году не удалось. Более того, против десяти месяцев прошлого года капитальные вложения сократились на 23%, в том числе по объектам производственного назначения - на 33%, а непроизводственного назначения - на 13%. Предприятиями и организациями всех форм собственности построены жилые дома общей площадью 243 тыс.кв.метров, что на 35% больше уровня января-октября 1994 года. В настоящее время строительство объектов социальной сферы ведется практически только за счет средств бюджетов. Несмотря на это, в текущем году введены в эксплуатацию 12 школ на 2935 ученических мест, терапевтический корпус на 60 коек в п. Пено, 2 поликлиники на 350 посещений в смену и 2 детских комбината на 560 мест в военных городках Мамулино и Андреаполе. Мы полагаем, что в предстоящем году инвестиционный климат не претерпит кардинальных изменений. За счет концентрации средств областного бюджета мы считает возможным ввести в эксплуатацию 6 школ на 2260 мест, 4 больницы на 225 коек, поликлинику на 100 посещений. В 1995 году в области впервые начата практика предоставления жителям области безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья, в 1996 году такая работа будет продолжена. Предполагается направить на эти цели 25% от инвестиционной программы по строительству объектов администрации области и социальной сферы села. На предстоящий год перейдут основные мероприятия во выпуску жилищного займа Тверской области. С учетом названных источников, средств федерального бюджета на строительство жилья для бывших военнослужащих и других ресурсов, мы считаем, что в предстоящем году объемы вводимого жилья по области будут практически на уровне текущего года. Администрация области активно ведет и будет вести поиск возможностей увеличения инвестиций в наш регион, рассматривая их как важнейший фактор стабилизации хозяйственного, финансового и социального положения. Наличие кризисных явлений в развитии отраслей материального производства непосредственно сказывается на рынке труда. По состоянию на 1 ноября текущего года в органах службы занятости области зарегистрировано 13,5 тыс. человек безработных или 1,8% от экономически активного населения области. Названный показатель уровня безработицы в Тверской области значительно ниже его средних значений по России и ближайших областей. 83% зарегистрированных безработных имеют право на получение пособия. Мы рассчитываем, что и в 1996 году в нашей области будут найдены и реализованы механизмы смягчения ситуации на занятости населения. Это будут: в первую очередь, финансовая помощь предприятиям перспективных отраслей и производств, создающих новые рабочие места (до 15% средств фонда занятости); материальная помощь 8-8,5 тыс. человек, находящимся под угрозой увольнения; обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки 5-7,5 тыс. человек незанятого населения, с выделением на эти цели до 14% средств фонда занятости. В конечном счете, есть все основания удержать в предстоящем году безработицу на уровне 2,5%. Развитие экономической ситуации текущего года дает основание ожидать уровень инфляции за 1995 год в пределах 230-250%. По состоянию на 1 ноября текущего года сводный индекс потребительских цен на товары народного потребления и услуги составил 211%. При этом в текущем году удалось избежать "осеннего всплеска" инфляции как по экономическим, так и политическим обстоятельствам. На предстоящий год в своих расчетах мы исходим из роста инфляции в 1,6 раза. Обоснованием такого показателя являются динамика экономических процессов текущего года, спросовые ограничения потребительского рынка, намерения федерального правительства вводить элементы регулирования цен на продукцию базовых отраслей (энергоносители, грузовые перевозки и т.д.). Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации за десять месяцев сократился на 9%. С учетом сложившейся динамики, мы прогнозируем и на 1996 год спад объема товарооборота еще на 5-6%. При этом администрация области основное внимание намерена уделить задачам продовольственного обеспечения населения за счет увеличения производства продуктов питания на своей территории и завоза их из других регионов. В пределах средств, предусмотренных по областному бюджету будут предоставлены льготные кредиты на закупку продовольственного зерна, муки, круп, сахара, растительного масла, детского питания, а также на заготовку и закладку на хранение картофеля и овощей. Такая работа, кстати, проводится администрацией области и в настоящее время. Удалось изыскать кредитные ресурсы, в том числе льготные - 55 млрд. рублей, на закупку продовольственного зерна. Заключены контракты с фирмами на поставку в область 100 тыс. тонн продовольственной пшеницы из Венгрии. Вкупе с другими мерами это позволяет обеспечить на территории области значительное замедление темпов роста цен на ржаной и ржано-пшеничный хлеб, несмотря на большой рост закупочных цен на зерно в России и за рубежом. Важным условием становления рыночной экономики является приватизация. Однако первый этап приватизации показал, что за короткий период времени не реален переход капиталов в высокоэффективные отрасли экономики, не достигнуто эффективное управление собственностью. Исходя из этого, администрацией области основное внимание будет уделено не количественным, а качественным параметрам процесса приватизации. Это означает для нас, в частности, необходимость совершенствования механизма проведения инвестиционных конкурсов и аукционных торгов с учетом местных особенностей и в интересах региона, отстаивать на федеральном уровне право области принятия решения при приватизации объектов федеральной собственности; не допустить приватизации государственных и муниципальных учреждений социальных отраслей (здравоохранения, образования и т.д.). Уважаемые депутаты! Администрация области исходит из того, что предстоящие годы должны принести осязаемые результаты подавляющему большинству населения, положительно сказаться на его материальном благосостоянии. В области для этого имеются достаточные финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Благодарю за внимание. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД -------------------------------------------------T---------------T----------T-----------------T-----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ ¦ ПОКАЗАТЕЛИ ¦ Единица ¦ 1994 год +--------T--------+--------T--------+ ¦ ¦ измерения ¦ факт ¦ оценка ¦ в к ¦ оценка ¦ в к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1994г. ¦ ¦ 1995г. ¦ +------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------+ ¦ А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------+ ¦1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.1. Продукция промышленности ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в сопоставимых ценах) ¦ предыдущему ¦ 66,2 ¦ х ¦ 88,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ ¦ в том числе по отраслям: ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Электроэнергетика ¦ - " - ¦ 78,0 ¦ х ¦ 101,0 ¦ X ¦ 96,7 ¦ ¦ Топливная промышленность - всего ¦ - " - ¦ 77,8 ¦ х ¦ 95,5 ¦ X ¦ 95,7 ¦ ¦ Черная металлургия ¦ - " - ¦ 89,8 ¦ х ¦ 100,2 ¦ X ¦ 100,0 ¦ ¦ Химическая и нефтехимическая ¦ - " - ¦ 65,4 ¦ х ¦ 80,0 ¦ X ¦ 90,4 ¦ ¦ Машиностроение и металлообработка ¦ - " - ¦ 66,3 ¦ X ¦ 75,0 ¦ X ¦ 91,0 ¦ ¦ Лесная, деревообрабатывающая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целлюлозно-бумажная промышленность ¦ - " - ¦ 70,3 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦ 96,2 ¦ ¦ Промышленность строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов и стекольная и ¦ - " - ¦ 68,5 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦ 98,4 ¦ ¦ Легкая промышленность ¦ - " - ¦ 51,0 ¦ X ¦ 80,0 ¦ X ¦ 93,7 ¦ ¦ Пищевая промышленность ¦ - " - ¦ 78,7 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦ 99,0 ¦ ¦ Прочие отрасли промышленности ¦ - " - ¦ 82,0 ¦ X ¦ 74,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ ¦1.2. Производство важнейших видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукции производственно-технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначения: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Электроэнергия ¦ млн.клв.ч ¦ 17004 ¦ 18419 ¦ 108 ¦ 18752 ¦ 102 ¦ ¦ в том числе с атомных электростанций ¦ - " - ¦ 8882 ¦ 11284 ¦ 127 ¦ 11450 ¦ 102 ¦ ¦ Уголь ¦ тыс.тонн ¦ 137 ¦ 84 ¦ 61 ¦ 70 ¦ 83 ¦ ¦ Волокна и нити химические ¦ тыс.тонн ¦ 11,1 ¦ 9 ¦ 81 ¦ 8 ¦ 89 ¦ ¦ Вагоны пассажирские магистральные ¦ штук ¦ 580 ¦ 404 ¦ 70 ¦ 445 ¦ 110 ¦ ¦ в т.ч. электрички ¦ - " - ¦ 42 ¦ 79 ¦ 188 ¦ 120 ¦ 152 ¦ ¦ Станки металлорежущие ¦ - " - ¦ 147 ¦ 160 ¦ 109 ¦ 160 ¦ 100 ¦ ¦ Машины кузнечно-прессовые ¦ - " - ¦ 146 ¦ 80 ¦ 80 ¦ 55 ¦ 100 ¦ ¦ Автомобили грузовые (включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ шасси на комплектацию) ¦ - " - ¦ 262 ¦ 158 ¦ 60 ¦ 158 ¦ 100 ¦ ¦ Древесина деловая ¦ млн.куб.м ¦ 1,7 ¦ 1,5 ¦ 88 ¦ 1,5 ¦ 100 ¦ ¦ Пиломатериалы ¦ - " - ¦ 1,1 ¦ 0,9 ¦ 82 ¦ 0,9 ¦ 100 ¦ ¦ Плиты древесностружечные ¦ тыс.усл.куб.м ¦ 92,6 ¦ 70 ¦ 75 ¦ 65 ¦ 93 ¦ ¦ Плиты древесно-волокнистые ¦ млн.усл.кв.м ¦ 15,2 ¦ 15,2 ¦ 100 ¦ 15,2 ¦ 100 ¦ ¦ Бумага ¦ тыс.тонн ¦ 11,3 ¦ 12,2 ¦ 108 ¦ 12,2 ¦ 100 ¦ ¦ Картон ¦ тыс.тонн ¦ 12,5 ¦ 10,2 ¦ 82 ¦ 10,2 ¦ 100 ¦ ¦ Плиты керамические глазурованные для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внутренней облицовки стен ¦ тыс.кв.м ¦ 372,7 ¦ 400 ¦ 107 ¦ 400 ¦ 100 ¦ ¦ Стекло оконное ¦ тыс.кв.м ¦ 3800 ¦ 4000 ¦ 105 ¦ 4300 ¦ 107 ¦ ¦ Материалы стеновые ¦ млн.шт.усл. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кирпича ¦ 244,6 ¦ 252 ¦ 103 ¦ 252 ¦ 100 ¦ ¦ Конструкции и изделия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сборные железобетонные ¦ тыс.куб.м ¦ 315,6 ¦ 300 ¦ 95 ¦ 294 ¦ 98 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1. Валовая продукция сельского хозяйства - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 927,6 ¦ 2839,5 ¦ х ¦ 4103,2 ¦ х ¦ ¦ в ценах реализации 1993 года ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 95,7 ¦ 92,2 ¦ X ¦ 99,5 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Из общего объема валовой продукции - продукция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ крестьянских (фермерских) хозяйств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 16,6 ¦ 51,4 ¦ X ¦ 70,8 ¦ х ¦ ¦ в ценах реализации 1993 года ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 99,4 ¦ 93,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2. Производство основных видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельскохозяйственной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (включая все категории хозяйств) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зерно (в весе после доработки) ¦ тыс.тонн ¦ 485,2 ¦ 375,0 ¦ 77,3 ¦ 400,0 ¦ 106,7 ¦ ¦ Картофель ¦ тыс.тонн ¦ 405,8 ¦ 550,0 ¦ 135,5 ¦ 550,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Овощи ¦ тыс.тонн ¦ 86,8 ¦ 147,0 ¦ 169,4 ¦ 150,0 ¦ 102,0 ¦ ¦ Скот и птица (в живом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 124,8 ¦ 110,0 ¦ 88,1 ¦ 105,0 ¦ 95,5 ¦ ¦ Молоко ¦ тыс.тонн ¦ 664,0 ¦ 629,0 ¦ 94,7 ¦ 638,0 ¦ 101,4 ¦ ¦ Яйца ¦ млн.штук ¦ 599,2 ¦ 580,0 ¦ 96,8 ¦ 580,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Льноволокно ¦ тыс.тонн ¦ 20,4 ¦ 25,0 ¦ 122,5 ¦ 29,0 ¦ 116,0 ¦ ¦ Шерсть (в физическом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ 66,7 ¦ 0,2 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Производство в крестьянских (фермерских) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйствах : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зерно (в весе после доработки) ¦ тыс.тонн ¦ 7,5 ¦ 4,5 ¦ 60,0 ¦ 5,0 ¦ 111,1 ¦ ¦ Картофель ¦ тыс.тонн ¦ 5,7 ¦ 7,6 ¦ 133,3 ¦ 6,0 ¦ 78,9 ¦ ¦ Овощи ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ ¦ Скот и птица (в живом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 4,2 ¦ 3,9 ¦ 92,9 ¦ 3,0 ¦ 76,9 ¦ ¦ Молоко ¦ тыс.тонн ¦ 16,1 ¦ 15.0 ¦ 93,2 ¦ 15,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Яйца ¦ тыс.штук ¦ 2,4 ¦ 2,0 ¦ 83,3 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Льноволокно ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3. Производство продукции перерабатывающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Мясо, включая субпродукты 1 категории ¦ тыс.тонн ¦ 24,2 ¦ 18,0 ¦ 74,4 ¦ 18,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Масло животное ¦ тыс.тонн ¦ 7,4 ¦ 6,0 ¦ 81,1 ¦ 6,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Сыры жирные ¦ тыс.тонн ¦ 5,7 ¦ 5,0 ¦ 87,7 ¦ 5,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Кондитерские изделия ¦ тыс.тонн ¦ 9,8 ¦ 6,9 ¦ 70,4 ¦ 6,2 ¦ 89,8 ¦ ¦ Масло растительное ¦ тыс.тонн ¦ 1,6 ¦ 3 5 ¦ 2,2р ¦ 3,5 ¦ 100,0 ¦ ¦ Мука ¦ тыс.тонн ¦ 166,0 ¦ 150,0 ¦ 90,4 ¦ 150,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Крупа ¦ тыс.тонн ¦ 1,4 ¦ 0,9 ¦ 64,3 ¦ 0,9 ¦ 100,0 ¦ ¦ Макаронные изделия ¦ тыс.тонн ¦ 8,8 ¦ 8,8 ¦ 100,0 ¦ 8,8 ¦ 100,0 ¦ ¦ Спирт этиловый из пищевого сырья ¦ млн.гал ¦ 0,743 ¦ 0,9 ¦ 121,1 ¦ 0,9 ¦ 100,0 ¦ ¦ Товарная пищевая рыбная продукция, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ включая консервы рыбные ¦ тыс.тонн ¦ 1,7 ¦ 1,7 ¦ 100,0 ¦ 1,7 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ИНВЕСТИЦИИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.1. Капитальные вложения по территории за счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всех источников финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 751,4 ¦ 1996,0 ¦ X ¦ 3120,0 ¦ X ¦ ¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 60,0 ¦ 90,6 ¦ ¦ 95,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственного назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 368,6 ¦ 884,7 ¦ X ¦ 1497,6 ¦ х ¦ ¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 40,4 ¦ 83,1 ¦ ¦ 101,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ непроизводственного назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 382,8 ¦ 1081,3 ¦ X ¦ 1622,4 ¦ X ¦ ¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 107,9 ¦ 97,9 ¦ X ¦ 90,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.2. Ассигнования, выделенные на капитальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительство администрации области ¦ млрд.руб ¦ 33,9 ¦ 74,4 ¦ X ¦ 112,0 ¦ X ¦ ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ АПК ¦ млрд.руб ¦ 16,7 ¦ 14,7 ¦ X ¦ 32,0 ¦ X ¦ ¦ по объектам администрации области ¦ млрд.руб ¦ 17,2 ¦ 59,7 ¦ X ¦ 80,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. ТРАНСПОРТ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.1. Объем перевозок грузов автомобильным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортом ¦ млн.тонн ¦ 12,0 ¦ 9,5 ¦ 79,2 ¦ 10,0 ¦ 105,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.2. Грузооборот автомобильного транспорта ¦ млн.т-км ¦ 382,4 ¦ 315,0 ¦ 82,4 ¦ 305,0 ¦ 96,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.3. Пассажирооборот автомобильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта ¦ млн.пасс-км ¦ 1635,0 ¦ 1550,0 ¦ 94,8 ¦ 1560,0 ¦ 100,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.4. Пассажирооборот городского электрического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта (включая метрополитен) ¦ млн.пасс-км ¦ 524,1 ¦ 534,1 ¦ 101,1 ¦ 539,4 ¦ 101,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. ФИНАНСЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прибыль ¦ млрд.руб ¦ 598,0 ¦ 1378,0 ¦ В 2,Зр ¦ 2496,0 ¦ в 1,8р ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.1 Темпы роста денежных доходов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ душу населения ¦ раз ¦ 3,8 ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,6 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.2 Темпы роста денежных расходов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ душу населения ¦ раз ¦ 4,3 ¦ 2,6 ¦ х ¦ 1,6 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.3 СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ДОХОДЫ - ВСЕГО ¦ в % к общему ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ х ¦ 100,0 ¦ х ¦ ¦ в том числе: ¦ итогу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оплата труда ¦ - " - ¦ 40,9 ¦ 36,2 ¦ х ¦ 31,2 ¦ х ¦ ¦ пенсии, пособия, стипендии ¦ - " - ¦ 19,1 ¦ 20,0 ¦ х ¦ 19,0 ¦ х ¦ ¦ прочие доходы ¦ - " - ¦ 40,0 ¦ 43,8 ¦ X ¦ 49,8 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РАСХОДЫ - ВСЕГО ¦ - " - ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ X ¦ 100,0 ¦ X ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ покупка товаров и оплата услуг ¦ - " - ¦ 78,9 ¦ 83,9 ¦ X ¦ 82,4 ¦ X ¦ ¦ из них на покупку продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ питания ¦ - " - ¦ 74,1 ¦ 72,7 ¦ X ¦ 71,4 ¦ X ¦ ¦ обязательные платежи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ добровольные взносы ¦ - " - ¦ 7,1 ¦ 6,0 ¦ X ¦ 5,5 ¦ X ¦ ¦ прирост вкладов ¦ - " - ¦ 7,2 ¦ 5,2 ¦ X ¦ 7,5 ¦ X ¦ ¦ приобретение акций, недвижимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и валюты ¦ - " - ¦ 6,8 ¦ 4,9 ¦ X ¦ 4,6 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7. РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ И УСЛУГ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.1. ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ТОВАРОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ткани хлопчатобумажные ¦ млн.кв.м ¦ 60,6 ¦ 48,0 ¦ 79,2 ¦ 38,0 ¦ 79,2 ¦ ¦ ткани шерстяные ¦ млн.кв.м ¦ 3,4 ¦ 4,6 ¦ 135,3 ¦ 4,9 ¦ 106,5 ¦ ¦ ткани шелковые ¦ млн.кв.м ¦ 2,9 ¦ 3,0 ¦ 103,4 ¦ 3,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ трикотажные изделия ¦ млн.штук ¦ 4,8 ¦ 2,4 ¦ 50,0 ¦ 2,4 ¦ 100,0 ¦ ¦ обувь кожаная ¦ млн.пар ¦ 2,8 ¦ 2,4 ¦ 85,7 ¦ 2,3 ¦ 95,8 ¦ ¦ машины стиральные и центрифуги ¦ тыс.штук ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ тетради школьные ¦ млн.штук ¦ 145,0 ¦ 145,0 ¦ 100,0 ¦ 145,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.2. ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ - ВСЕГО ¦ раз ¦ 2,7 ¦ х ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,7 ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продовольственные товары ¦ раз ¦ 3,1 ¦ х ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,7 ¦ ¦ винно-водочные изделия и пиво ¦ раз ¦ 2,9 ¦ X ¦ 2,8 ¦ х ¦ 1,6 ¦ ¦ непродовольственные товары ¦ раз ¦ 2,4 ¦ X ¦ 2,3 ¦ х ¦ 1,8 ¦ ¦ из них: товары легкой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленности ¦ раз ¦ 2,2 ¦ X ¦ 2,2 ¦ х ¦ 1,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.3. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ¦ раз ¦ * ¦ X ¦ * ¦ х ¦ 1,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.4. ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ И УСЛУГИ (РАСЧЕТНО) - УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ ¦ раз ¦ 3,0 ¦ 2,5 ¦ X ¦ 1,7 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ (В СОПОСТАВИМЫХ ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЦЕНАХ) ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 99,0 ¦ 88,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8. ЗАНЯТОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Доля зарегистрированных безработных в общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ численности экономически активного населения ¦ % ¦ 1,1 ¦ 1,7 ¦ X ¦ 2,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9.1. Ввод в эксплуатацию жилых домов ¦ тыс.кв.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общей пл. ¦ 434,8 ¦ 330,0 ¦ 75,9 ¦ 300,0 ¦ 90,9 ¦ ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по государственной программе обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жильем военнослужащих, лиц, уволенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с военной службы в запас или отставку, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сотрудников органов ¦ тыс.кв.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общей пл. ¦ 16,5 ¦ 14,0 ¦ 84,8 ¦ 24,0 ¦ в1,7р ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9.2. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждений общего образования ¦ мест ¦ 428 ¦ 2918 ¦ 6,8р ¦ 2260 ¦ 77,4 ¦ ¦ детских домов-интернатов ¦ мест ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 140 ¦ ¦ ¦ больниц ¦ коек ¦ - ¦ 60 ¦ - ¦ 225 ¦ 3,7р ¦ ¦ амбулаторно-поликлинических учреждений ¦ посещений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в смену ¦ 70 ¦ - ¦ - ¦ 100 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОБЕСПЕЧЕНИЯ (на конец года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ больничными койками ¦ коек на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс.жителей ¦ 136,5 ¦ 136,9 ¦ 100,3 ¦ 137,3 ¦ 100,3 ¦ ¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 105,8 ¦ 106,1 ¦ - ¦ 106,4 ¦ - ¦ ¦ амбулаторно-поликлиническими учреждениями ¦ посещений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в смену на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс.жителей ¦ 170,7 ¦ 172,1 ¦ 100,8 ¦ 173,5 ¦ 100,8 ¦ ¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 75,9 ¦ 76,5 ¦ - ¦ 77,1 ¦ - ¦ ¦ домами-интернатами для престарелых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвалидов ¦ мест на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс.жителей ¦ 27,6 ¦ 27,7 ¦ 100,4 ¦ 27,7 ¦ 100,0 ¦ ¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 92,0 ¦ 92,3 ¦ - ¦ 92,3 ¦ - ¦ ¦ дошкольными образовательными учреждениями ¦ мест на 1000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей дошк. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возраста ¦ 787,0 ¦ 749,0 ¦ 95,2 ¦ 786,0 ¦ 104,9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.1.Объем сброса загрязненных сточных вод ¦ млн.куб.м ¦ 115,1 ¦ 115,0 ¦ 100,0 ¦ 115,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.2. Объем вредных веществ, выбрасываемых в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ атмосферный воздух стационарными источниками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ загрязнения ¦ тыс.тонн ¦ 79,3 ¦ 83,0 ¦ 105,0 ¦ 87,0 ¦ 105,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.3. Ввод в действие сооружений для очистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сточных вод ¦ тыс.куб.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сутки ¦ 2,0 ¦ - ¦ х ¦ 2,1 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Экспорт - всего ¦ млн.американ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ долларов ¦ ¦ 85,0 ¦ х ¦ 99,0 ¦ 116,5 ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Дальнее зарубежье ¦ - " - ¦ 37,9 ¦ 46,0 ¦ 121,4 ¦ 55,0 ¦ 119,4 ¦ ¦ Ближнее зарубежье ¦ - " - ¦ * ¦ 39,0 ¦ х ¦ 44,0 ¦ 112,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12. ПРИВАТИЗАЦИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.1. Общее количество предприятий ¦ единиц ¦ 2644 ¦ 2744 ¦ X ¦ 2744 ¦ X ¦ ¦ в том числе приватизированных предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нарастающим итогом , всего ¦ единиц ¦ 1813 ¦ 1985 ¦ X ¦ 2063 ¦ X ¦ ¦ из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ единиц ¦ 336 ¦ 357 ¦ X ¦ 377 ¦ X ¦ ¦ сельское хозяйство ¦ единиц ¦ 141 ¦ 160 ¦ X ¦ 169 ¦ X ¦ ¦ строительство ¦ единиц ¦ 237 ¦ 243 ¦ X ¦ 258 ¦ X ¦ ¦ транспорт и связь ¦ единиц ¦ 39 ¦ 39 ¦ X ¦ 43 ¦ X ¦ ¦ торговля и общественное питание ¦ единиц ¦ 593 ¦ 651 ¦ X ¦ 681 ¦ X ¦ ¦ другие отрасли ¦ единиц ¦ 467 ¦ 535 ¦ X ¦ 535 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.2. Удельный вес приватизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий, всего ¦ % ¦ 68,6 ¦ 72,3 ¦ X ¦ 75,2 ¦ X ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ % ¦ 72,9 ¦ 76,0 ¦ X ¦ 80,2 ¦ X ¦ ¦ сельское хозяйство ¦ % ¦ 75,8 ¦ 79,6 ¦ X ¦ 84,1 ¦ X ¦ ¦ строительство ¦ % ¦ 79,8 ¦ 81,0 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦ ¦ транспорт и связь ¦ % ¦ 58,2 ¦ 57,3 ¦ X ¦ 63,2 ¦ X ¦ ¦ торговля и общественное питание ¦ % ¦ 77,4 ¦ 81,6 ¦ X ¦ 85,3 ¦ X ¦ ¦ другие отрасли ¦ % ¦ 53,9 ¦ 59,0 ¦ X ¦ 59,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.3. Количество предприятий, намечаемое к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приватизации в указанном году, всего ¦ единиц ¦ 364 ¦ 172 ¦ X ¦ 78 ¦ X ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ единиц ¦ 61 ¦ 21 ¦ X ¦ 20 ¦ X ¦ ¦ сельское хозяйство ¦ единиц ¦ 58 ¦ 19 ¦ X ¦ 9 ¦ X ¦ ¦ строительство ¦ единиц ¦ 11 ¦ 39 ¦ 6 ¦ X ¦ 15 ¦ ¦ транспорт и связь ¦ единиц ¦ 11 ¦ 14 ¦ - ¦ X ¦ 4 ¦ ¦ торговля и общественное питание ¦ единиц ¦ 71 ¦ 58 ¦ X ¦ 30 ¦ X ¦ ¦ другие отрасли ¦ единиц ¦ 121 ¦ 68 ¦ X ¦ - ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.3. Объем продукции приватизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ млрд.руб ¦ 2654,0 ¦ 6667,4 ¦ X ¦10945,1 ¦ X ¦ ¦ в ценах 1994 года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 80,0 ¦ 90,0 ¦ X ¦ 98,0 ¦ X ¦ L------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------- * - данные отсутствуют Зам. главы администрации области, председатель комитета по экономике и прогнозированию В. Я. Сергиенко Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Тверской области на 1996 год Прогноз социально-экономического развития области на 1996 год разработан комитетом по экономике и прогнозированию с привлечением отраслевых управлений, комитетов и отделов администрации области, экономических органов администраций городов и районов, а также других заинтересованных организаций области на основе анализа тенденций развития отраслей и региона в целом, а также намерений ведущих Предприятий и организаций области различных форм собственности и ведомственной подчиненности. Финансы. Финансовое состояние области остается крайне напряженным, т.к. вследствии инфляционных процессов происходит сокращение реального объема прибыли предприятий. В частности, на 1 сентября текущего года по сравнению с соответствующим периодом 1994 года при темпе роста оптовых цен в 3,7 раза рост прибыли в.промышленности доставил 2,8 раза. Продолжается рост затрат на производство продукции. Так, во 2 квартале 1995 года затраты на рубль промышленной продукции составили 85,5 коп. и возросли по отношению к 1 кварталу т. г. на 5,4 коп. или на 6,7%. Каждое пятое предприятие области является убыточным. Кроме этого, наблюдается сложная ситуация в платежной дисциплине. На 1 сентября текущего года дебиторская задолженность предприятий промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства составила 1772 млрд. рублей. Кредиторская задолженность в 1,2 раза перекрывает дебиторскую и по состоянию на 1.09.95г. сложилась в сумме 2119,1 млрд. рублей. Исходя из вышеизложенного, а также на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 1994 год и 9 месяцев т. г., объем валовой прибыли в народном хозяйстве области в 1995 году оценивается в 1378 млрд. рублей и прогнозируется на 1996 год в сумме 2496 млрд. рублей с ростом в 1,8 раза. Промышленность. В промышленности области определились отрасли. состояние дел в которых определяет и общее положение дел - это электроэнергетика (30,1% промышленного производства в области по оценке 1995 года), машиностроение и металлообработка (24,7%), пищевая (11,4%), легкая (9,5%) и лесная (6,8%) отрасли. Анализ макроэкономической ситуации в экономике региона, планов и намерений предприятий в сочетании с общероссийскими данными позволяют сделать следующие прогнозы на 1996 год. В электроэнергетике определяющим фактором будет продолжающееся падение спроса федерального оптового рынка электрической энергии на продукцию тепловых электростанций. Даже с учетом роста производства электроэнергии на Калининской АЭС ее суммарная выработка по области составит 96,7% к уровню текущего года. В машиностроении и металлообработке спад производства составит 9% по сравнению с уровнем текущего года против 25% снижения объемов в текущем году. Основной причиной такого положения является нестабильная работа АО "Тверской вагоностроительный завод" и отсутствие стабильных заказов на следующий год. При расчетах учитывалось отсутствие платежеспособного внутреннего рынка на сельскохозяйственную технику, металлообрабатывающее и строительное оборудование, лифты, другую высокотехнологическую продукцию этой отрасли. В легкой промышленности будет продолжаться влияние утраты предприятиями оборотных средств, сырьевых рынков, падение платежеспособного спроса населения, жесткая конкуренция импортных товаров народного потребления. В этой отрасли спад производства составит около 6%. В пищевой промышленности объемы производства практически останутся на уровне 1995 года, что связано с закреплением рынков сбыта продукции, обеспеченных платежеспособным спросом. В лесной промышленности некоторое падение производства вызвано, в основном, снижением спроса на продукцию деревообработки. Таким образом, в целом по промышленности можно ожидать замедление спада производства в 1996 году до 5% к уровню 1995 года, против, соответственно, 33,8% в 1994 году и ожидаемых 12% в текущем году. Агропромышленный комплекс. Аграрный сектор области находится в глубоком кризисе. Тяжелое финансовое положение производителей сельхозпродукции привели к резкому снижению плодородия почв, увеличению износа основных средств, ухудшению производственного потенциала. При разработке прогноза на 1996 год учтены факторы , повлиявшие на экономическую ситуацию в АПК в 1994 году и предыдущие годы, а также развитие предпосылок текущего года. Производство продукции растениеводства в 1996 году прогнозируется с ростом к уровню 1995 года на 4 процента, за счет расширения посевных площадей зерновых культур и льна. В животноводстве в текущем году ожидается спад производства продукции к уровню 1994 года на 9,2%. В 1996 году производство будет продолжать падать, снижение к уровню 1995 года составит в пределах 5%, в основном за счет производства мяса. В целом по области в 1996 году производство валовой продукции сельского хозяйства в ценах реализации 1993 года сохранится на уровне 1995 года с незначительными колебаниями (0,5-1%). Удельный вес продукции производимой населением в общем объеме производства по области прогнозируется на уровне текущего года (36-37%). Из-за экономических трудностей и банкротства прогнозируется спад производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Доля производимой ими продукции в общем объеме производства остается незначительной, менее 2 процентов. Инвестиции. При разработке прогнозной программы инвестиционной деятельности на 1996 год были рассмотрены итоги работы за 1994 год, 9 месяцев 1995 года и учтены следующие факторы: - реальность финансирования капитальных вложений за счет бюджетов всех уровней, в рамках федеральных и региональных программу; - предложения администраций территорий, заказчиков и строительных организаций по сокращению объемов незавершенного строительства; - необходимость сооружения жизненно необходимых и социально - значимых объектов. Результаты работы строительного комплекса области в 1994 году и 9 месяцев т.г. показывают, что активизировать инвестиционную деятельность не удалось. Однако, если спад инвестиций в 1994 году составлял 40% к соответствующему периоду прошлого года, то за 9 месяцев 1995 года он уменьшился до 19%, а по итогам года должен составить 9,4%. В прогнозируемом году общий объем капитальных вложений за счет всех источников инвестиций достигнет 95% к уровню 1995 года. Ужесточение финансовой политики усилило спросовые ограничения и наложилось на ускорение спада производства строительной продукции. Происходит не просто сокращение накоплений, а все более проявляются и углубляются признаки кризиса воспроизводства основных производственных фондов. В структуре капитальных вложений сокращается доля средств, направляемых на производственное строительство. Удельный вес инвестиций на строительство объектов производственного назначения составил 49 процентов в 1994 году, 42% за 9 месяцев 1995г., а без учета объектов строительства в военных городках Андреаполя и Мамулино этот показатель составляет 56 и 51%% соответственно. Основным источником инвестиций по-прежнему остаются собственные средства предприятий. В 1996 году их доля в общем объеме инвестиций 64%. Ожидается сокращение бюджетного финансирования капитального строительства, особенно за счет средств местных (71% к прошлому году) и федерального (67%) бюджетов. За счет концентрации средств областного бюджета на объектах высокой степени готовности ожидается ввести в эксплуатацию 6 школ на 2260 мест, 4 больницы на 225 коек, поликлинику на 100 посещений. Будет продолжено строительство больниц в г.Кувшиново, п. Лесное, поликлиник в городах Бежецке, Весьегонске, других объектов социально-культурного и коммунального назначения. Из-за недостатка ассигнований строительство ряда объектов будет приостановлено. Проектом бюджета предусмотрено расходы на решение жилищной проблемы граждан: прямое финансирование строительства жилья для работников бюджетной сферы, ветеранов и участников войны: выделение безвозмездных субсидий для строительства и приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий: стартовый капитал для строительства жилых домов под областной облигационный жилищный займ. Ввод общей площади жилых домов в 1996 году оценивается в пределах 300 тыс.кв.метров общей площади, что составит 91% к 1995 году. Для военнослужащих, уволенных в запас, необходимо обеспечить ввод 24 тыс.кв. метров жилых домов, на что требуется более 100 млрд. рублей из федерального бюджета. Транспорт. В связи с общим снижением объемов производства продукции в народном хозяйстве области снижается грузооборот всех видов транспорта. В текущем году автомобильным транспортом предполагается перевезти 9,5 млн. тонн грузов (79% к отчету за 1994 год). Грузооборот составит 315 млн. т-км и сократится на 18% к отчету за 1994 год. Учитывая относительную стабилизацию промышленности, сельского хозяйства и рост объемов перевозок строительных грузов, в 1996 году, автомобильным транспортом предполагается перевезти 10 млн. тонн грузов, при этом грузооборот за счет сокращения дальности грузоперевозок планируется на 3,2 % ниже уровня оценки текущего года. Пассажирооборот автомобильного транспорта в 1996 году ожидается 1560 млн. пасс.-км, что несколько выше уровня текущего года. Пассажирооборот городского электрического транспорта (троллейбусов и трамваев) в основном стабилизировался. Косвенно, росту пассажирооборота в 1996 году будет способствовать введение Закона "О ветеранах" (увеличение числа пассажиров с правом бесплатного проезда) и пополнение парка транспортными средствами. Уровень жизни населения. За 9 месяцев т. г. денежные доходы населения области увеличились в 2,2 раза. В третьем квартале ежемесячный рост доходов населения составил 7,5%. Изменяется структура денежных доходов : значительно уменьшается доля средств фонда оплаты труда (1994 г.- 41%, 1 полугодие 1995 г.- 36,7%) и увеличивается удельный вес доходов населения от предпринимательской деятельности , финансово-кредитных операций , дивидендов и реализации продуктов сельского хозяйства ( 1994 г.- 40%, 1 полугодие 1995 г.- 43%). Эта тенденция сохранится и в 1996 году : удельный вес фонда оплаты труда прогнозируется на уровне 31- 32% общей суммы доходов, а удельный вес доходов населения от предпринимательской деятельности, финансово-кредитных операций, дивидендов и реализации продуктов сельского хозяйства достигнет 49- 50%. В целом денежные доходы на душу населения по сравнению с уровнем 1994 г. увеличатся в 1995 г. в 2,5 раза, а в 1996 г. по сравнению с 1995 г. в 1,6 раза. Прогнозируемое изменение структуры расходов населения говорит о том, что основная часть населения увеличивает долю доходов, направляемую на покупку товаров и оплату услуг. В 1995 году на эти цели население затратит около 84% всех доходов, а в 1996 г. - 82%. В общем объеме товарооборота остается высокой доля продовольственных товаров. Вместе с тем у определенной части населения сохраняется возможность направлять свободные денежные средства на приобретение валюты и во вклады. В связи с этим в текущем году возрастет сумма вкладов в банках, приобретение недвижимости, валюты и ценных бумаг в 1,9 раза, в 1996 г. в 2,0 раза. Удельный вес эмиссии в расходах населения в 1995 г. составит 13,5%, в 1996 г. соответственно 14,8%. Потребительский рынок. Анализ экономической ситуации текущего года дает основание ожидать уровень инфляции за 1995 год в пределах 2,3 - 2,5 раз. В 1996 году прогнозируется максимальный рост потребительских цен на товары и услуги в пределах 5% в месяц. Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации за январь-сентябрь текущего года в сопоставимых ценах составил 91% уровня прошлого года. С учетом сложившейся динамики в 1995 году прогнозируемый спад общего объема товарооборота в сопоставимых ценах 1994 года составит 12%,а в 1996 году 5-6%. Продолжает сохраняться тенденция опережающего роста цен на платные услуги, по сравнению с товарами народного потребления. Увеличивается удельный вес коммунальных услуг, услуг банковских учреждений, правового характера, здравоохранения, по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях. Общий объем платных услуг в 1995 году составит 85% к уровню 1994 года, а в 1996 году - 95% к уровню 1995 года. По расчетам в текущем году спад объемов производства товаров народного потребления составит 15% (в 1994 году - 30%, 9 месяцев т.г.- 15.3%). а в 1996 году - 7%. Производство продовольственных товаров в 1995 году составит 85% объемов предыдущего года, в 1996 году - 98% уровня 1995 года. В тяжелом положении по-прежнему остается легкая промышленность. За январь-сентябрь т. г. спад производства товаров легкой промышленности составил 26%. Однако наблюдаемый прирост в производстве шерстяных тканей, чулочно-носочных изделий, некоторых видов швейной продукции дает основание прогнозировать объем производства товаров легкой промышленности в 1995 году на уровне 83%, а в 1996 году - 99%. Внешнеэкономическая деятельность. В текущем году предприятия области экспортировали продукцию в 52 страны. Из стран дальнего зарубежья основными торговыми партнерами являются Германия, Великобритаия, Китай, США, ближнего зарубежья - Казахстан, Украина, Белоруссия. В 1995 году рост экспортных поставок в страны дальнего зарубежья составит более 21 %, в страны ближнего зарубежья - приблизительно в 2 раза (статистика за 1994 год отсутствует). Общий объем экспорта будет равен приблизительно 85 млн. долларов США, в т. ч. 12 млн.долларов США составят поставки железнодорожных вагонов в Казахстан, на Украину. В 1996 году стоимость экспорта вновь возрастет. Ожидается рост экспортных поставок в дальнее зарубежье на 20 %, в основном за счет расширения поставок химических нитей и продуктов переработки древесины. В страны ближнего зарубежья рост экспорта составит 13%. Ожидается увеличение поставок в эти страны экскаваторов одноковшовых, компрессоров, деловой древесины, пиломатериалов, древесноволокнистых плит, оконного стекла, керамических плиток, полиграфических красок. Труд. В области по-прежнему остается неблагополучной демографическая обстановка, что обусловлено низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, нарушением половозрастной структуры. В 1996 году согласно расчетов среднегодовая численность населения сократится на 6,7 тыс. человек или на 0,4% к уровню 1994 года. При этом сохранится естественная убыль населения, которая в некоторой степени будет компенсирована за счет миграционных процессов. Предполагается, что за 1995-1996 годы в область приедет более 9 тыс.человек вынужденных переселенцев и беженцев. В прогнозируемом периоде предполагается сокращение численности трудовых ресурсов, обусловленное сокращением численности работающих пенсионеров. Экономические проблемы ведут к росту числа незанятого населения. За 1994 год уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению составил 1,1%, а в 1996 году предполагается его увеличение до 2,5%. Для преодоления проблем, связанных с ростом безработицы, разрабатывается областная программа занятости населения на 1996-1997 годы. направленная на реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения. Социальная сфера. Исходя из анализа ситуации, сложившейся в базовом 1994 году и ожидаемых результатов 1995 года, разработаны основные показатели на 1996 год. характеризующие динамику процессов в социальной сфере. В системе народного образования предполагается осуществить комплекс мер, направленных на поддержку и сохранение существующей сети дошкольных, общеобразовательных, профессиональных учебных заведений. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в 1996 году предполагается в размере 786 мест на 1000 детей (оценочный показатель 1995 года - 749 мест), что обусловлено снижением численности контингента детей дошкольного возраста. Основой социальной защиты населения области в прогнозируемом периоде останутся меры государственной поддержки: стабильная система пенсионного обеспечения, гарантированные компенсации и выплаты пособий семьям с детьми, сохранение на достигнутом уровне обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов (27,7 мест на 10000 жителей). Большое значение в области будет придаваться вопросам социальной защиты детей. В частности, продолжится работа по созданию детских социальных центров и приютов (на базе высвобождающихся помещений учреждений народного образования, здравоохранения и др.), количество мест в которых в 1996 году. предполагается увеличить в 2,3 раза по сравнению с 1994 годом. В здравоохранении прогнозируется дальнейший переход лечебно-профилактических учреждений на бюджетно-страховую модель финансирования, развитие сети дневных стационаров, совершенствование медицинской помощи детям. Обеспеченность больничными койками и амбулаторно-поликлиническими учреждениями прогнозируется сохранить на уровне ожидаемом в 1995 году, незначительный прирост показателя объясняется демографическими факторами. Форсирование платных услуг в условиях ограниченного платежеспособного спроса населения представляется преждевременным, тем более, что законодательством РФ гарантируется бесплатность и доступность для населения получения образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения. Область рассчитывает на значительную поддержку федеральных органов в вопросах финансирования отраслей социальной сферы через реализацию мероприятий целевых федеральных программ. Охрана окружающей среды. Объем капитальных вложений, направляемых в 1996 году на экологические мероприятия прогнозируется в размере 63,9 млрд.рублей, в том числе из федерального бюджета - 16,5 млрд. рублей (26%). Средства федерального бюджета будут использованы на строительстве систем оборотного водоснабжения и очистки сточных вод третьего блока Калининской атомной электростанции в соответствии с федеральной программой "Строительство АЭС", на строительстве водоохранных объектов в г.Торопце в рамках реализации федеральной программы "Развитие малых и средних городов Российской Федерации", а также для продолжения строительства очистных сооружений биологической очистки в г.Красный Холм и п.Кесова Гора. Предприятия теплоэнергетики прогнозируют увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу, что связано с изменением структуры топливного баланса (сокращением доли природного газа и заменой его мазутом и торфом). Конаковская ГРЭС и АО "Тверьэнерго" - основные загрязнители атмосферы на территории области, на долю которых приходится 45% выбросов вредных веществ, прогнозируют увеличить выбросы на 25,7 тыс. тонн (33%), однако с учетом спада промышленного производства объем выбросов вредных веществ от стационарных источников по сравнению с 1994 годом возрастет примерно на 10%. Приватизация. По состоянию на 1.10.95г. удельный вес приватизированных предприятий в Тверской области составил 70,7% от общего количества предприятий, к концу 1995 года доля приватизированных предприятий увеличится до 72,3% и составит: в промышленности - 76%, сельском хозяйстве - 79,6%. в строительстве - 81%, на транспорте и связи - 57,3%, в торговле и общественном питании - 81,6%. По прогнозным оценкам на конец 1996 года будет приватизировано 75,2% предприятий. За 1996 год в промышленности намечается приватизировать 20 предприятий (с начала приватизации доля приватизированных предприятий составит 80,2%), в сельском хозяйстве - 9 предприятий (84,1%), в строительстве - 15 (86,0%), на транспорте и связи - 4 (63,2%), в торговле и общественном питании - 30 (85,3%). Относительно небольшое количество предприятий, намеченных к приватизации в 1996 году, объясняется, с одной стороны, значительной долей уже приватизированных предприятий, а. с другой, тем, что часть из оставшихся в государственном секторе предприятий не подлежит приватизации. В частности, это касается предприятий лесного комплекса, занимающихся выращиванием леса и выполняющих лесозащитные функции, предприятий сельского хозяйства, занимающихся племенной и ветеринарной деятельностью, а также части издательств и полиграфических предприятий. В 1996 году будут замедлены темпы приватизации в сфере науки и научного обслуживания, в автомобильном транспорте, связанном с перевозкой пассажиров. Объем производства продукции на приватизированных предприятиях в действующих ценах к концу 1995 года оценивается в 6667,4 млрд.руб., что выше уровня 1994 года в 2,5 раза, в 1996 г. он прогнозируется в сумме 10945 млрд. руб. При этом индексы физических объемов производства на приватизированных предприятиях заложены несколько выше, чем в целом по отраслям экономики, исходя из итогов работы за 1994 год и 9 месяцев т. г. Так в промышленности, на долю которой приходится основной объем производимой продукции, индекс физического объема на приватизированных предприятиях прогнозируется на уровне 100% против 95% в целом по отрасли. На приватизированных предприятиях не наблюдается заметного сокращения численности работающих в сравнении с госпредприятиями. Зам. главы администрации области, председатель комитета по экономике и прогнозированию В.Я. Сергиенко Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|