Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тверской области от 23.05.1997 № 262

                               ГУБЕРНАТОР
                           ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


23.05.97 г.                    г.Тверь                           N 262

О концепции научно-технической
и инновационной политики
Тверской области

     В целях осуществления скоординированных действий, направленных на
сохранение  и   развитие   научно-технического   потенциала   области,
способствующего  реализации  принципов  устойчивого  развития региона,
системного   подхода   в   законодательном   обеспечении   научной   и
научно-технической деятельности,

                             постановляю:

     1. Одобрить подготовленную по  поручению  администрации  Тверской
области   отделом   науки  и  научно-технической  политики  "Концепцию
научно-технической и  инновационной  политики  Тверской  области"  как
основу    базового    закона   Тверской   области       "О   науке   и
научно-технической политике Тверской области" (прилагается).
     2. Главам администраций городов и районов:
        обеспечить доведение "Концепции ..." до органов исполнительной
власти,   организаций  и  научных  объединений,  а  также  оперативную
координацию работы по реализации основных положений концепции;
        учитывать основные   положения   концепции   при  выработке  и
реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере науки
и    научно-технической   деятельности,   а   также   при   разработке
инвестиционных, научно-технических и других программ развития отраслей
экономики.
     3. Отделу   науки   и   научно-технической   политики    аппарата
Губернатора области (Левитин А.Т.):
        продолжить работу по формированию  и  реализации  в  1997-2000
годах  приоритетных  направлений  развития  науки  и техники,  а также
критических технологий;
        в срок до 15.05.97г. сформировать рабочую группу по подготовке
проекта  закона  "О  науке  и  научно-технической  политике   Тверской
области".
        Проект закона представить мне для рассмотрения до 15.12.97г.
     4. Комитету  экономики администрации области (Клейменов А.С.) при
проведении экспертизы региональных программ и формировании федеральных
программ  оценку  разделов,  связанных  с  научно-исследовательскими и
опытно-конструкторскими разработками,  проводить совместно  с  отделом
науки и научно-технической политики (Левитин А.Т.).
     5. Финансовому управлению  администрации  области  (Райдур  И.П.)
предусмотреть     в    ежегодном    послании    Губернатора    области
Законодательному  Собранию  Тверской  области  выделение  средств   из
областного бюджета на формирование программ в сфере науки и содействие
научно-техническому прогрессу в  размере  1%  его  расходной  части  с
ежегодным  увеличением  этого  размера  по мере стабилизации экономики
области.
     6. Контроль  за  выполнением  данного  постановления возложить на
заместителя Губернатора области М.В.Зорина.


     Губернатор
     Тверской области          В.И. Платов


                                       Утверждено
                                       Постановлением
                                       Губернатора от 23.05.97г. N 262

                    АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          К О Н Ц Е П Ц И Я

                  научно-технической и инновационной
                      политики Тверской области

                            Тверь 1997 г.

     Концептуальные основы научно-технической и инновационной политики
(НТиИП),  то есть повышение  научно-технического  потенциала  Тверской
области   и   целенаправленное  взаимодействие  научного  комплекса  с
производственной  сферой  в  интересах  устойчивого   развития   всего
региона, базируются на международном и отечественном опыте организации
научной    деятельности    и    соответствующей    нормативно-правовой
документации (см. Приложение).
     Основные цели НТиИП Тверской области:
     научная поддержка   функционирования  области  как  полноправного
субъекта Российской федерации;
     обеспечение устойчивого    развития   региона   при   сложившейся
социально-экологической  обстановке;
     создание   условий   планомерного повышения научного потенциала;
     устойчивая интеграция международного  и  отечественного  научного
опыта;
     рост  эффективности   материализации научных идей;
     прочная интеграция науки, образования и производства.
     Задачами научно-технической и инновационной политики являются:
     нормотворческая деятельность   по  реализации  НТиИП  в  Тверской
области;
     обеспечение права   субъектов   научного   комплекса   области  в
использовании открытого информационного пространства;
     создание органа     для     координации    процесса    реализации
научно-технической и инновационной политики области;
     обеспечение права   свободного   научного   творчества  субъектов
научного комплекса области;
     разработка и  реализация  государственных  и региональных научных
целевых  программ  и  проектов;
     обеспечение права  на  свободное  высказывание  научных  мнений в
условиях здоровой конкуренции и предпринимательства в  сфере  науки  и
техники;
     обеспечение права на безопасность  жизнедеятельности  в  процессе
научного  творчества  и  использования результатов научных разработок;
     обеспечение устойчивого   финансирования    системы    областного
научного комплекса.
     Концепция является нормативно-методическим документом  областного
масштаба, как государственными органами управления Тверской области, в
пределах представленных  им  полномочий,  так  и  субъектами  научного
комплекса  позволит  целенаправленно решать поставленные задачи НТиИП,
будет    способствовать    выходу    из    сложившегося     кризисного
социально-экологического  состояния  и  устойчивому развитию региона а
интересах обеспечения достойного духовного и физического уровня  жизни
людей в условиях свободы научного и культурного творчества.

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Концепция научно-технической  и инновационной политики определяет
принципы и методы организации деятельности научного комплекса Тверской
области   в  интересах  устойчивого  развития  региона  в  сложившейся
социально-экономической  и  политико-правовой  обстановке   с   учетом
уникальных особенностей региона.
     Научно-техническая и  инновационная  политика  Тверской   области
характеризуется рядом признаков:
     1 - разделением функций управления наукой в рамках  разграничения
полномочий между федеральными и региональными субъектами власти;
     2 -     воплощением     стратегических     основ      федеральной
научно-технической   политики   в   конкретные   формы  и  направления
деятельности научного комплекса области с учетом сложившихся условий и
уникальных особенностей области;
     3 - особыми условиями  и  организацией  финансирования  областных
научно-технических    и    инновационных    программ    и    проектов,
предусматривающих интеграцию средств различных источников;
     4 -  формированием  научно-технических  и  инновационных программ
приоритетных для Тверской области направлений,  которые  имеют  особое
значение для потребителей разработок при быстрой отдаче и ограниченных
начальных условиях и капитальных вложениях;
     5 -  использованием  программно-целевых  методов  планирования  и
организации деятельности научного комплекса для  решения  региональных
задач.

                        1.1. Основные понятия

     Основными понятиями  научно-технической  и инновационной политики
Тверской области являются:
     научно-техническая и  инновационная  политика  Тверской области -
неотъемлемая часть федеральной научно-технической политики, проводимая
органами  государственного управления Тверской области и отражающая их
отношение,  формы  воздействия,   целенаправленную   деятельность   по
развитию   науки   и   использованию   ее   результатов   в  интересах
социально-экономического развития Тверской области;
     научно-технический потенциал   Тверской  области  -  совокупность
материальных,   кадровых   и   интеллектуальных   ресурсов,    и    их
организационные  формы,  которыми  располагает  область для проведения
фундаментальных и прикладных исследований,  инновационной деятельности
и реализации научных идей, научного обслуживания с учетом особенностей
и интересов Тверской области;
     областной научный   комплекс   -   совокупность   организаций   и
предприятий сферы науки и научного  обслуживания  различного  статуса,
форм  собственности  и  ведомственной принадлежности Тверской области,
функционирующих в составе народно-хозяйственного комплекса области как
единое   целое  с  характерными  для  него  формами  взаимодействия  и
использования  результатов  деятельности   в   интересах   устойчивого
развития региона;
     приоритетные направления  развития  науки  и  техники   Тверского
научного  комплекса  -  основные  области  исследований  и разработок,
реализация которых должна обеспечить значительный вклад в достижение и
обеспечение устойчивого развития Тверской области;
     региональная научно-техническая программа - организационная форма
управления   научной   и   инновационной  деятельностью  и  реализации
областной научно-технической политики  на  основе  объединения  усилий
научных  коллективов,  использования научного потенциала и привлечения
средств   финансово-кредитной   системы   для   ускоренного   освоения
нововведений   и   материализации   научных   идей   на   приоритетных
направлениях;
     финансово-кредитная система   областного   научного  комплекса  -
организационно-правовая   форма    интеграции    финансовых    средств
федерального    и    областного    бюджетов,    кредитов    банков   и
специализированных фондов,  возвратных  средств  потребителей  научных
разработок и спонсорских поддержек, функционирующая при администрациях
исполнительной  власти  и  выступающая   гарантом   целенаправленности
использования средств единого головного исполнителя научно-технических
программ;
     устойчивое развитие  региона  - состояние социально-экологической
деятельности  народно-хозяйственного  комплекса  региона,  исключающее
напряженные  взаимодействия  компонентов среды обитания человека,  при
котором  удовлетворяются его потребности,  улучшается качество  жизни,
снижается заболеваемость и увеличивается продолжительность жизни.

        1.2. Геополитическая характеристика Тверской области.

     Тверская область   входит   в   историческое   ядро   Российского
государства,    в    настоящее    время    она    преобразуется     из
административно-территориальной   единицы   Российской   Федерации   в
государственное (государствоподобное) образование - субъект Российской
Федерации.  Область  обладает  богатым  и  разнообразным  природным  и
культурно-историческим наследием.  По размерам территории - это  самая
большая  область в Центральной России,  но насыщенность ее населением,
транспортными коммуникациями, сельскохозяйственными угодьями ниже, чем
в  других  областях Центра.  Исторически основу промышленности области
составляют  предприятия,  не  связанные  с  местной  сырьевой   базой.
Ведущими    отраслями    являются    машиностроение    и   текстильная
промышленность,  велика так  же  роль  электроэнергетики,  химической,
торфяной   и   пищевой   промышленности.   Доля   высокотехнологичных,
наукоемких производств существенно меньше.
     Особенность природы  области  -  редкое сочетание природоохранных
объектов,  уникальных водных, рекриационных и лесных ресурсов, наличие
ценных  геоэкосистем  -  хранителей  этих  ресурсов,  видов растений и
животных,  занесенных в Красную книгу. Верхневолжский регион - крупный
естественный   производитель   питьевой   воды  для  населения  центра
Европейской части России,  главный  источник  водоснабжения  г.Москвы.
Относительно  невысокая  степень хозяйственной освоенности территории,
богатство  реками  и  озерами,   разнообразие   ландшафтов,   наконец,
положение в центре России между Москвой и С.Петербургом превратили его
в один из крупнейших районов отдыха и туризма России.

          1.3. Системная оценка научного потенциала области

     Формирование областного  научно-технического   потенциала   тесно
связано  с  экономико-географическими  особенностями  региона.  В тоже
время за свое существование на Тверской земле он внес большой вклад  в
развитие Верхневолжского региона.
     Важным условием   формирования   научно-технического   потенциала
области является обеспеченность кадровым составом.
     Геополитическое положение   области    обусловило    естественное
появление  и укрепление интенсивных культурно-бытовых связей населения
с   Москвой   и   С.Петербургом.   Это   создало   тесную   кооперацию
научно-технического  потенциала  с  бывшей  и  настоящей  столицами по
размещению    научно-исследовательских    и     опытно-конструкторских
производств  и учреждений.  С другой стороны это в свою очередь служит
так же одной из главных причин хронического оттока капиталов и  лучших
кадров (молодых и наиболее квалифицированных) из области.
     За последние    5    лет    число    организаций,     выполнявших
научно-технические  работы  в Тверской области снизилось на 20%,  но в
1996  г.  их  численность  восстановилась  за   счет   малых   научных
организаций.  Анализ  показывает,  что  сейчас  происходят структурные
преобразования научного комплекса области - поиск новых  более  гибких
форм,   так   как  крупные  отраслевые  организации  без  достаточного
централизованного   финансирования   распадаются.   Эти    структурные
преобразования сопровождаются снижением численности научных работников
(почти в 2 раза за последние 5 лет)  при  общем  снижении  численности
работников  в  отраслях  экономики  почти  на  20  %  и росте среднего
возрастного ценза с 35 лет до 45.
     При сложившейся   социально-экономической   ситуации   в  области
сохранился  все-таки  довольно  высокий  кадровый   научно-технический
потенциал,  который включает около 6.5 тысяч специалистов, в том числе
большую группу специалистов высшей квалификации ( более  180  докторов
наук  и  около  1.5 тысяч кандидатов наук,  45 действительных членов и
членов-корреспондентов  академий  наук).  Научно-технический  комплекс
области   включает  5  государственных  ВУЗов,  5  коммерческих  и  52
отраслевых НИИ и научно-технических центров.
     В настоящее     время,     в    момент    социально-политического
реформирования общества,  перед научно-техническим комплексом  области
встали новые серьезные трудности и особенно по сохранению материальной
базы.
     За последние  5  лет произошло снижение финансирования внутренних
затрат на научно-исследовательские работы почти в 10 раз. Одновременно
происходят  структурные  изменения  источников финансирования.  Так,за
1995 г. внутренние затраты выросли почти в 2 раза (с 26 млрд.рублей до
58  млрд.),  в том числе за счет бюджета с 13 млрд.рублей до 30 млрд.,
предпринимательского  сектора  с  6  млрд.рублей  до  12.6   млрд.   и
иностранных источников с 23 млн. рублей до 184 млн.
     Уровень финансирования научно-технического комплекса  сказался  и
на   материально-технической   базе.  Свыше  40  %  научно-технической
оснастки,  не включая здания и сооружения,  эксплуатируется  свыше  10
лет,  то есть почти два амортизационных срока,  и только 5 %  научного
оборудования соответствует уровню мировых стандартов.
     Ситуация, в которой находится научный комплекс области,  отражает
общую ситуацию в России.  Если в 1991 г.  затраты  на  науку  в  целом
составляли  3,8  %  расходной  части  бюджета,  то  в 1995 г.- 1.82 %.
Понимая кризисную  ситуацию,  Правительством  РФ  в  1996  г.  принято
решение  увеличить  ассигнование  на  науку  до  4  %  расходной части
бюджета.
     По многим    направлениям    научные   школы   области   обладают
общероссийским статусом и пользуется научно-общественным признанием  в
России  и  за  рубежом,  что  было  достигнуто  в  свое  время за счет
престижности труда ученого.  привлечения широкого круга исследователей
и полноценного бюджетного финансирования. О большом научном потенциале
свидетельствует открытие целого ряда отделений  общественных  академий
(Международная  академия  информатизации,  Петровская  академия наук и
искусства и т.д.).  Однако невосприимчивость нововведений  экономикой,
определенная   закрытость   научно-технической   сферы,  неоправданное
ограничение прав интеллектуальной собственности снижали  эффективность
использования научного потенциала области, что как следствие привело к
существенному его снижению.
     Системный анализ показывает,  что со всей очевидностью необходимо
экстренно   принять   меры,   как   со   стороны   законодательных   и
исполнительных    органов    власти   области,   так   и   руководству
научно-технических организаций для  сохранения  и  повышения  научного
потенциала в интересах выхода из кризисного состояния и становления на
путь устойчивого развития.

                 II. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
                          НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
              И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

     2.1. Принципы научно-технической и инновационной политики.

     Цели и   задачи   НТиИП,   геополитическое  положение  области  и
стартовые  условия  базисные  принципы  устойчивого  развития  региона
определяют принципы научно-технической политики.
     Базисные принципы  устойчивого  развития   Тверской   области   в
концептуальном изложении заключаются в :
     1 - рациональном использовании всех  природных  ресурсов  области
при особом внимании к ограниченным и невосполнимым;
     2 - снижении или достаточной компенсации  антропогенной  нагрузки
на уникальную среду обитания региона;
     3 -  отсутствии  диспропорций  в   распределении   произведенного
общественно-полезного продукта;
     4 -  превалирующем  развитии  общества  за   счет   использования
интеллектуального   потенциала   и   наукоемкого  производства,  а  не
ограниченных природных ресурсов.
     Важнейшими принципами научно-технической и инновационной политики
Тверской области являются:
     - приоритетная  поддержка развития областного научно-технического
потенциала;
     - стимулирование   нормотворческой   деятельности   в  реализации
научно-технической и инновационной политики;
     - гласность   и   использование   разнообразных  форм  обсуждения
приоритетных программ и проектов, реализация которых осуществляется на
основе открытых конкурсов;
     - интеграция научно-технической, инновационной, образовательной и
производственной деятельности;
     - поддержка  конкуренции  и  предпринимательской  деятельности  в
сфере науки и техники;
     - концентрация  научных  ресурсов  в  приоритетных   направлениях
устойчивого развития региона;
     - стимулирование научной деятельности через систему экономических
и иных льгот;
     - развитие    межрегионального    и    международного    научного
сотрудничества.

    2.2. Основные направления развития научного комплекса области.

     Рост научного потенциала области,  связанного со всеми принципами
устойчивого   развития   региона,    является    основой    реализации
научно-технической и инновационной политики Тверской области.
     Практическое использование  гуманитарных,  естественнонаучных,  и
производственно-технических  знаний  в современных условиях становится
крайне необходимым фактором сохранения и развития научного  потенциала
области,  который  в  свою  очередь во многом определяет эффективность
общественно-производственной деятельности,  гарантию интенсивного пути
выхода  из  кризисного  состояния  и  становления  на путь устойчивого
развития  области.  В  свою   очередь  тесная   связь  геополитических
особенностей  Тверской  области,  характерных  признаков  и  принципов
устойчивого  развития  определяет  приоритетные  направления  развития
науки и техники.
     Приоритетными направлениями развития науки  и  техники  Тверского
научного   комплекса   в  современных  условиях  являются:
     Технологии управления:
     - создание   целостной   правовой   базы  устойчивости  механизма
государственной власти,  организации и  функционирования  области  как
субъекта    федерации,    формирование    Тверской    школы   местного
самоуправления;
     - создание дополнительных механизмов экономического регулирования
развитием   территориальных   комплексов,   критических    технологий,
общественнополезных  производств и конверсионных технологий (трансферт
результатов разработок оборонного комплекса);
     - создание   моделей   прогрессивных  форм  управления  отраслями
общественного   производства   с    целью    наиболее    рационального
использования природных ресурсов и производственного потенциала;
     - создание   моделей   прогрессивных   форм,   микроэкономики   и
менеджмента предприятий и учреждений любых форм собственности;
     - социологические, психологические и демографические исследования
в интересах решения социально-экономических проблем развития области.
     Технологии жизнеобеспечения:
     - сохранение   среды  обитания  проведением  научно  обоснованных
мероприятий  по  повышению  устойчивости   и   равновесия   нарушенных
экосистем,  уменьшением  антропогенных и техногенных нагрузок в первую
очередь на  водоемы  Верхней  Волги  и  создание  национального  парка
"Селигер";
     - рациональное использование природных сырьевых ресурсов и прежде
всего возобновляемых ресурсов,  таких как вода,  лес, торф и сапропель
для развития производства новых материалов и химических продуктов  для
строительной, машиностроительной, текстильной и пищевой отрасли;
     - обеспечение   безопасности   жизнедеятельности    человека    в
производственных  (  в  том числе и биотехнологических) и транспортных
системах,  а  также  в  быту,   на   базе   комплексного   мониторинга
экологической  и  технической  безопасности,  условий труда и прогноза
чрезвычайных ситуаций;
     - ликвидация   или   снижение  последствий  социально-рискованных
ситуаций с использованием социально-психологических исследований;
     - обеспечение высокого уровня здоровья населения путем разработки
методов профилактики и лечения наиболее часто встречающихся в  области
заболеваний;
     - повышение эффективности деятельности работников на предприятиях
любого типа за счет совершенствования средств и условий труда;
     - гуманизация и повышение качества и привлекательности труда;
     - улучшение эргономических характеристик продукции.
     Образование:
     - создание  системы  непрерывного  гуманитарного  и  технического
образования;
     - развитие разнообразных инновационных форм образования,  включая
дистанционные  на  базе  телекоммуникационных  сетей   информационного
отечественного и зарубежного пространства;
     Информационно-телекоммуникационные технологии:
     - создание  и развитие системы связи и телекоммуникационных сетей
открытой информационной среды Тверской области, России и зарубежья;
     - создание  информационно-телекоммуникационных  систем управления
безопасностью     жизнедеятельности     и     экономикой      региона,
геоинформационных   систем   выявления,   оценки   и  прогноза  острых
экологических    ситуаций,    состояния    природных    ресурсов     и
урбанизированных территорий Верхневолжского региона.
     Топливно-энергетические системы:
     - поиск  новых  энергетических ресурсов,  утилизация отходов и их
промышленная переработка на базе научно  обоснованных  оценок  степени
экологического риска и прогноза экологических последствий;
     - разработка автономных систем отопления жилых и производственных
пространств;
     - разработка  способов  экономии  и   утилизации   энергетических
выбросов.
     Технологии живых систем:
     - разработка  химического  и биологического синтеза лекарственных
средств и пищевых веществ и добавок;
     - разработка  новых  видов  кормов  и  удобрений  по сохранению и
расширенному воспроизводству плодородия земель, сохранения генофонда и
эффективного ведения племенной работы;
     - развитие мало- и безотходных  перерабатывающих  технологий  для
продуктов питания.
     Транспортные технологии:
     - разработка  новых  видов  транспортных  средств с учетом научно
обоснованных оценок степени экологического риска;
     - создание   системы   экономически   обоснованных   транспортных
коммуникаций области с использованием воздушного,  водного и наземного
пространства.

    2.3. Основные составляющие научно-технической и инновационной
                              политики.

     Современные тенденции   межгосударственной   и    межрегиональной
интеграции   экономических  компонентов  жизнеобеспечения  не  снижают
значимость  Тверского  научного  комплекса  по  выходу  из  кризисного
состояния  области  и  страны.  Использование  мирового опыта развития
человеческой цивилизации на рубеже двух тысячелетий, традиции Тверских
научных  школ  во  многом  определяют  составляющие научно-технической
политики области - отношение  властных  структур,  формы  воздействия,
целенаправленную деятельность по увеличению научного потенциала.
     Основными составляющими   научно-технической   и    инновационной
политики,  реализующими основные принципы устойчивого развития области
являются:
     1. Нормотворческая деятельность по реализации  научно-технической
и инновационной политики:
        - разработка Закона  "О  науке  и  инновационной  деятельности
Тверской  области",  обеспечивающего  развитие науки как приоритетного
направления  государственной  политики,  предусматривающего   создание
системы  защиты объектов интеллектуальной и промышленной собственности
и  механизма  передачи   прав   собственности   к   производственнику,
реализующего  эти  объекты  в  конкретный товар;  определяющего статус
научно-технических  и  научно-образовательных  комплексов;  создающего
благоприятное  инвестиционное  пространство  и  условия  конкуренции и
предпринимательства в сфере науки и техники,
        - разработка    Закона   "Об   образовании",   обеспечивающего
интеграцию  науки  и  профессионального  образования,  способствующего
притоку  молодежи  в  науку,  создающего  особую поддержку талантливой
молодежи, элитной части студенчества и молодых специалистов - будущего
Тверской науки; обеспечивающего социальную поддержку профессионального
образования;
        - создание     единого     органа    администрации    области,
координирующего       научно-техническую,       инновационную        и
профессионально-образовательную  деятельность  в области,  обладающего
юридическим статусом с функциями  гибкой  финансово-кредитной  системы
поддержки   научного   комплекса   и  материализации  научных  идей  и
общественно-консультативного органа  реализации  научно-технической  и
инновационной политики;
        - участие  в  работе по установлению налогов и налоговых льгот
(в рамках представленных полномочий Тверской области) в  части  научно
обоснованного     стимулирования     наукоемких    ресурсосберегающих,
экологически  безопасных  приоритетных  технологий,  направленных   на
создание условий устойчивого развития ре гиона, с целью стимулирования
научно-технической и инновационной деятельности;
        - участие   в   разработке   ежегодного   бюджетного  послания
исполнительной власти Законодательному собранию,  в части установления
налогов  и налоговых льгот и выделения средств из областного бюджета в
размере не менее 3%  его расходной части с последующим увеличением  по
мере  стабилизации экономики до уровня характерного для высокоразвитых
стран  на   поддержку   фундаментальной   науки,   научно-технического
прогресса   и  уникальных  областных  научнообщественных  организаций,
интеграции науки и образования.
     2. Гласность  организации  научно-гехнической   и   инновационной
деятельности:
        - обеспечение  свободы  научного  творчества,  демократических
основ   научной   сферы,  открытости  и  гласности  в  формировании  и
реализации научно-технической политики;
        - обеспечение    беспрепятственного    доступа   к   открытому
программно-техническому и  коммутационно-информационному  пространству
области и мирового сообщества;
        - создание          условий           для           проведения
информационно-образовательной,      просветительской      деятельности
общественными   организациями   области   и   пропаганды    достижений
научно-технического    комплекса    и   творчества   изобретателей   и
рационализаторов области;
        - организация   гласного  мониторинга  социальных  заказов  на
формирование  научно-технических  программ  и  проектов  в   интересах
области;
        - организация гласных конкурсов грантов научных  разработок  в
приоритетных  направлениях  развития  региона с использованием системы
независимых  экспертных  оценок  всех  научно-технических  программ  и
проектов,  включая  и  региональные  компоненты  федеральных программ,
связанные  с  интересами  региона  с  точки  зрения  его   устойчивого
развития;
     3. Интеграция научно-технической,  инновационной, образовательной
и производственной деятельности:
        - взаимодействие с Госкомнауки и технологиям РФ, Министерством
общего  и  профессионального  образования  РФ  и  другими федеральными
организациями в области научно-технической и инновационной политики;
        - сохранение    и    развитие    ведущих    научных   школ   и
научно-исследовательских  коллективов  области,  получивших  признание
отечественной и международной общественности,  проводящих исследования
в определенной области и располагающих необходимой научно-методической
и  лабораторной  базой,  путем  создания  специализированных нештатных
научно- образовательских  центров,  в  которых  могут  привлекаться  к
работе   и   ученые   пенсионного   возраста,   и   студенты   и  даже
старшеклассники;
        - консолидация       усилий       государственных       ВУЗов,
научно-исследовательских    учреждений,    негосударственных    ВУЗов,
общественных  научно-технических  объединений  и  ведущих промышленных
предприятий в области научных исследований и оказания научных услуг;
        - создание   целостной   организационно-финансовой   структуры
управления,  подготовки и переподготовки квалифицированных  научных  и
профессиональных  кадров всех уровней на материально-методической базе
высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
     4. Поддержка  конкуренции   и  предпринимательской  деятельности:
        - поддержка научно-исследовательских и  опытно-конструкторских
организаций  различных  форм  творческой  деятельности  и  организации
научных исследований с различными формами собственности,  ВУЗовского и
малого инновационного предпринимательства, областного координационного
совета НТТ и научно-технического творчества в целом  путем  выполнения
социальных научно-технических заказов в интересах области;
        - создание  благоприятных  условий  для   сочетания   рыночных
механизмов    и    государственного    управления    инвестициями    в
научно-технический   комплекс   области   через    кредитно-финансовую
структуру  интеграции  средств заказчиков научных разработок,  банков,
международных организаций и частных лиц;
        - создание   условий   цивилизованной   конкуренции  на  рынке
интеллектуального   труда   путем   создания   структуры   независимой
экспертизы   договоров   и   проектов,   в  частности,  заключаемых  с
иностранными производителями продукции.
     5. Концентрация  научных  ресурсов  на  приоритетных направлениях
устойчивого развития региона:
        - концентрация       интеллектуальных,       финансовых      и
материально-технических ресурсов для формирования целевых региональных
программ   приоритетных   разработок  и  внедрения  ресурсосберегающих
технологий, биотехнологий, способов охраны и восстановления окружающей
среды, социально-экономических способов управления общественнополезным
производством,               телекоммуникационных               систем
информационно-интеллектуального    развития   общества,   формирование
государственности,      которая      отвечала      бы      современным
социально-экономическим  и  политическим реалиям и историческому опыту
Тверской области;
        - участие в формировании региональных компонентов и реализации
федеральных научно-исследовательских  программ,  имеющих  приоритетное
значение для Тверского региона;
        - консолидация финансовых средств из  различных  источников  в
единой     кредитно-финансовой    системе    управления    наукой    и
профессиональным образованием  для  эффективного  вложения  средств  в
инновационную  деятельность  и  поддержки  устойчивого  финансирования
свободного  доступа  к   открытой   информации   уникального   единого
научно-технического  центра  патентно-технической  информации  на базе
областной библиотеки им.А.М.Горького, безвозмездного консультационного
центра   малообеспеченных   слоев   населения,  талантливой  молодежи,
изобретателей  и  рационализаторов  из  числа  пенсионеров,  открытого
Информационного центра области, Дома науки и техники.
     6. Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности
путем содействия:
        - введению налоговых  льгот  для  стимулирования  и  поддержки
научно-технической   деятельности,   щадящего   кредитования  авторов,
патентообладателей и лицензиатов,
        - изменению      законодательного      установления     сроков
налогообложения научно-исследовательских учреждений,  функционирующих,
в  основном,  за  счет  заключения  госбюджетных  договоров,  по факту
перечисления средств  заказчиком,  а  не  по  факту  подписания  актов
сдачи-приемки научно-технической продукции и начисления зарплаты.
     7. Развитие   межрегионального    и    международного    научного
сотрудничества:
        - оказывать           кредитно-финансовую            поддержку
научно-образовательному  процессу,  организованному  с  использованием
отечественного и зарубежного научного потенциала  в  форме  совместных
научно-технических  центров  федерального  и  международного  уровня и
действующих в интересах развития и престижа Тверского региона;
        - содействовать  защите  прав  и  интересов Тверских ученых на
федеральном и международном уровне;
        - проведению мониторинга взаимодействия народно-хозяйственного
комплекса  области  с   достижениями   научно-технического   комплекса
региона, страны и мирового сообщества на базе современных компьютерных
сетей.

             III. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
              И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Ключевыми элементами   в   организации    научно-технической    и
инновационной      деятельности     Тверской     области     являются:
     - совершенствование  нормативно-методической  базы  и  механизмов
финансирования;
     - повышение    эффективности    налоговой   политики;
     - рациональный  мониторинг  приоритетных  направлений  в  научной
сфере,
     - разработка  нормативно-методической   базы   для   приоритетных
направлений   научно-технической  деятельности,  включающей  процедуры
выбора  приоритетных  направлений,  систему  критериев  и  показателей
качества   научных  программ  и  проектов,  типовые  формы  договорных
документов, процедуру конкурсного отбора исполнителей;
     - формирование   рыночных  основ  организации  научно-технической
деятельности на базе широкой маркетинговой  оценки  научно-технической
продукции,  экономической  экспертизы  затрат  на  научную разработку,
правовых  основ  взаимодействия  заказчиков,  потребителей  и  авторов
интеллектуальной продукции по вопросам совместного использования;
     - создание средств  информационной  поддержки  научно-технической
деятельности  с  использованием  банков  и баз данных производственных
мощностей   Тверской   области   и   научно-технического   потенциала,
автоматизированных  систем  анализа  и  прогнозирования  эффективности
научных  разработок,  единой  телекоммуникационной  сети   мониторинга
научной деятельности и средств массовой информации;
     - развитие   рыночной   инфраструктуры   регионального   научного
комплекса  с   использованием   гибкой   финансово-кредитной   системы
администрации  области,  банков рискованного капитала,  инвестиционных
компаний, патентно-защищенных лицензированных центров интеллектуальной
собственности,  лизинговых компаний, торговых домов, аудиторских фирм,
юридических служб, торгово- промышленных палат и консалтинговых фирм в
рамках селективной поддержки;
     - совершенствование   организационного   обеспечения   реализации
научно-технических  программ   методом   формирования   исполнительных
дирекций   или   советов   приоритетных  программ,  координационных  и
консультативных органов областного и местного масштабов,  установления
статуса   научно-образовательных  центров,  организаций  и  творческих
коллективов, использование потенциала общественных научных организаций
и объединений;
     - развитие     взаимодействия     с     органами      федеральной
научно-технической политики путем подготовки совместных предложений по
совершенствованию    организационно-экономического     механизма     и
законодательства    в    научно-технической    сфере;    делегирования
администрации области  отдельных  полномочий  федеральных  органов  по
координации  деятельности  в  рамках  совместных  научных  разработок;
участия специалистов области в  разработке  и  экспертизе  федеральных
программ   и   проектов,   касающихся   интересов   Тверской  области;
привлечение федеральных средств на проблемные исследования в  регионе;
совместного   создания  региональных  научных  центров,  технополисов,
технопарков и т.п.;
     - широкое использование методов программно-целевого  планирования
научно-исследовательских работ и их практической реализации.

                           Приложение  к
                           Концепции научно-технической и
                           инновационной политики Тверской области

                 ИНФОРМАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА НТиИП

     1. "О мероприятиях по совершенствованию системы создания и защиты
научных и технологических достижений и механизма  их  использования  в
Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации
от 20 апреля 1996 г. N 540-р.
     2. "О   дополнительном   стимулировании   частных   инвестиций  в
Российской   Федерации",   постановление   Правительства    Российской
Федерации от 01.05.96 N 534.
     3. "Договор о разграничении предмета ведения и  полномочий  между
органами   государственной  власти  Российской  Федерации  и  органами
государственной власти Тверской области" от 13 июня 1996 года.
     4. "Доктрина развития российской науки", Указ Президента РФ от 13
июня 1996 года N 884.
     5. "Приоритетные   направления   развития   науки   и   техники",
утвержденные Председателем  комиссии  по  научно-технической  политике
В.С.Черномырдиным 21.07.96 N 2727п-П8.
     6. "Критические  технологии  федерального  уровня",  утвержденные
Председателем  комиссии  по  научно-технической  политике   В   .   С.
Черномырдиным N 21.07.96 N 2728п-П8
     7. "О   науке  и  государственной  научно-технической  политике",
Федеральный закон,  принят Гос.Думой 12.07.1996  г.,  одобрен  Советом
Федерации 7.08.1996 г.
     8. "О федеральной целевой программе "Национальная технологическая
база"", постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996
г N 986.
     9. Разработка    принципов   и   механизмов   реализации   единой
научно-технической   политики   в   Тверском   регионе.   Отчет    НИР
Администрация Тверской области. Тверь, 1993. 66с.
     10. М.Китинг.  Программа действий (Повестка дня 21 век  и  другие
документы   конференции  в  Рио-де-Жанейро  в  популярном  изложении):
Женева, Центр за наше общее будущее, 1993.- 70 с.
     11. "Критические  технологии  федерального уровня",  доклад - М,:
Государственный комитет РФ по науке и технологиям, 1996.
     12. "О   создании   Координационного   совета   по   региональной
научно-технической  и  инновационной   политике   Тверской   области",
постановление Губернатора Тверской области N 412 от 13.09.1996 г.
     13. "Наука в Тверской области",  статистический  сборник,  Тверь,
1996г.
     Разработчик: Комитет по науке администрации области.  Составитель
Кудряшов А.М.
     Активное участие  в  определении   приоритетных   направлений   и
составляющих  научно-технической политики приняли члены КС НТиИП проф.
Глуздовский В.В, проф. Кваша Б.В., проф. Лурье Е.А., проф. Шлаен П.Я.,
проф.  Емельянов  А.Г.,  проф.  Косов В.И.,  доц.Берестнев А.И.,  доц.
Зайцева Е.А.



Информация по документу
Читайте также