Расширенный поиск
Постановление Губернатора Тверской области от 14.07.1997 № 388ГУБЕРНАТОР ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 14.07.97 г. г. Тверь N 388 О развитии и совершенствовании медицинской информатики в Тверской области. В целях развития медицинской информатики в Тверской области, выполнения обязательств по кредиту Всемирного Банка и обеспечения единства программно-технических комплексов в системе здравоохранения П О С Т А Н О В Л Я Ю: 1. Образовать Координационный комитет по информатизации здравоохранения при Администрации Тверской области (Приложение N 1). 2. Утвердить: - Положение о Координационном комитете по информатизации здравоохранения (Приложение N2); - Концепцию информатизации здравоохранения Тверской области (Приложение N 3). 3. Департаменту здравоохранения Администрации Тверской области (Косарев А.В.): - до 01.11.97 г. на базе областного бюро санитарной статистики организовать Центр медицинской информатики - рабочий орган Координационного комитета по информатизации здравоохранения; - в срок до 01.08.97 г. разработать и утвердить Положение о Центре медицинской информатики; - в срок до 01.10.97 г. определить помещение для размещения Центра медицинской информатики; - штатную численность работников Центра и его финансирование обеспечить в пределах численности и ассигнований, выделяемых на здравоохранение. 4. Контроль за ходом настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тверской области А.Н. Головкина. Губернатор области В.И. Платов Приложение N 1 к постановлению Губернатора N 388 от 14.07.97 г. С О С Т А В КООРДИНАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Головкин А.Н.- заместитель Губернатора Тверской области, председатель комитета Члены комитета: Ганыкина Л.И.- зам. начальника отдела лекарственного обеспечения департамента здравоохранения администрации Тверской области Головкина О.А.- зам. начальника управления здравоохранения администрации г.Твери Злобин А.Н.- исполнительный директор ТФОМС Иванов О.П.- главный врач Торжокской ЦРБ Калинкин М.Н.- декан лечебного факультета Тверской государственной медицинской академии Конюхова К.А.- главный врач областного кожно-венерологического диспансера Корниевский Е.А.- главный врач Вышневолоцкой ЦРБ Михеев В.Н.- начальник управления социально-экономического анализа и информации администрации Тверской области Молокаев А.М.- заместитель начальника департамента здравоохранения администрации Тверской области Тихомирова В.С.- начальник отдела АСУ областной клинической больницы Туркин С.В.- заведующий отделом АО НИИ Центрпрограммсистем Юганов А.Б.- главный врач Калязинской ЦРБ Яшин Е.Н.- главный врач Центра санэпиднадзора Управляющий делами аппарата Губернатора области А.И. Капитонов Приложение N 2 к постановлению Губернатора N 388 от 14.07.97 г. П О Л О Ж Е Н И Е о координационном комитете по информатизации здравоохранения Тверской области 1. Общие положения 1.1. Координационный комитет по информатизации здравоохранения Тверской области создается постановлением Губернатора области в целях развития работ по медицинской информатике в Тверской области, выполнения обязательств по кредиту Всемирного Банка и координации действий всех заинтересованных сторон. Губернатор утверждает персональный состав комитета. 1.2. Координационный комитет состоит из председателя и членов комитета. При необходимости координационный комитет привлекает к своей работе по медицинской информатике дополнительных экспертов. В качестве рабочего органа координационного комитета организуется Центр медицинской информатики. 1.3. Председатель комитета созывает и ведет заседания комитета, согласовывает кандидатуру директора Центра медицинской информатики. 1.4. Заседания координационного комитета созываются его председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. 1.5. Решения координационного комитета принимаются простым большинством голосов, при равенстве которых голос председателя является решающим. 2. Компетенция координационного комитета В компетенцию координационного комитета входят следующие функции: 2.1. Координация действий всех заинтересованных структур, прежде всего государственных и муниципальных учреждений, в области медицинской информатики. 2.2. Определение приоритетных направлений развития медицинской информатики в Тверской области. 2.3. Утверждение областных стандартов и нормативных документов в области медицинской информатики. 2.4. Определение долгосрочных и краткосрочных целей развития медицинской информатики в Тверской области. 2.5. Анализ конкретных программ и проектов в области медицинской информатики Тверской области с учетом их стоимости и ожидаемой пользы от реализации. 2.6. Научно-методическое руководство деятельностью Центра медицинской информатики. Наиболее важные решения координационного комитета по согласованию с заместителем Губернатора по социальным вопросам оформляются как распоряжения заместителя Губернатора или выносятся на рассмотрение Губернатора Тверской области. Решения координационного комитета являются обязательными для исполнения заинтересованными ведомствами и учреждениями. 3. Реорганизация или ликвидация координационного комитета При необходимости координационный комитет по информатизации здравоохранения Тверской области может быть реорганизован или ликвидирован постановлением Губернатора Тверской области. Управляющий делами аппарата Губернатора области А.И. Капитонов Приложение N 3 к постановлению Губернатора N388 от 14.07.97 г. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ_____________________________________________________5 1. Введение Общее состояние системы здравоохранения__________________8 2. Цель информатизации_______________________________________________8 3. Субъекты информатизации___________________________________________8 4. Увязка с действующими концепциями и программами___________________8 5. Текущее состояние информатизации здравоохранения области__________9 5.1. Текущее состояние информатизации учреждений здравоохранения области______________________________________9 5.1.1 Организационное обеспечение____________________________9 5.1.2 Средства вычислительной техники________________________9 5.1.3 Программные средства___________________________________9 5.2. Текущее состояние информатизации системы ОМС________________10 5.3. Недостатки в информатизации здравоохранения_________________10 6. Основные направления информатизации______________________________11 7. Основные принципы построения информационной системы здравоохранения Тверской области_________________________________12 7.1. Принцип концептуального единства____________________________12 7.2. Принцип модифицируемости и адаптивности_____________________12 7.3. Принцип надежности__________________________________________12 7.4. Принцип модульности_________________________________________13 7.5. Принцип авторизации доступа к системе_______________________13 7.6. Принцип эффективности_______________________________________13 7.7. Принцип целостности и непротиворечивости данных системы_____13 7.8. Принцип многоуровневости____________________________________13 8. Примерная структура вычислительной сети здравоохранения области__________________________________________________________14 9. Основные задачи объединенного информационного центра_____________14 10. Структура баз данных объединенного вычислительного центра здравоохранения_________________________________________________15 10.1. Сведения о населении области______________________________15 10.2. Сведения о производителях медицинских услуг_______________15 10.3. Сведения об учебных заведениях, поставляющих кадры для системы здравоохранения области___________________________16 10.4. Сведения об органах управления здравоохранения____________16 10.5. Сведения о страховых компаниях, системе органов ТФОМС, страхователях______________________________________16 10.6. Сведения по законодательной базе нормативам и стандартам в области здравоохранения и медицинского страхования_______________________________________________16 10.7. Сведения о поставщиках услуг и производителях оборудования для медицинских учреждений___________________17 10.8. Сведения по экономическим показателям развития федерации, области и отдельных районов, сведения по состоянию окружающей среды________________________________17 10.9. Сведения по чрезвычайным ситуациям________________________17 10.10. Сведения по региональной информационной сети здравоохранения области и информационному центру_________18 10.11. Оперативные данные отдельных работников аппарата управления системой здравоохранения______________________18 11.Основные задачи информационного центра ТФОМС_____________________18 12.Основные задачи информационных центров представительств ФОМС_____________________________________________________________18 13.Основные задачи локальных автоматизированных систем в ЛПУ________19 14.Основные задачи зональных опорных пунктов________________________20 15.Основные задачи вычислительных центров учебных заведений здравоохранения области__________________________________________20 16.Информационные связи с вычислительными центрами и вычислительными сетями области___________________________________21 17.Информационные связи с внешними вычислительными сетями федерального и международного масштаба___________________________21 18.Авторизация доступа к информации региональной сети здравоохранения__________________________________________________22 19.Предложения в бизнес-план работ по реализации концепции информатизации Тверской области__________________________________22 19.1. Организационные принципы___________________________________22 19.2. Научно-техническая политика________________________________22 19.3. Первоочередные задачи на ближайшие 2 года__________________23 20.Предварительная оценка социально-экономической эффективности проведения работ по информатизации здравоохранения Тверской области_________________________________24 1. Введение. Общее состояние системы здравоохранения В настоящее время состояние системы здравоохранения Тверской области является тяжелым, прежде всего по причине недостаточного финансирования лечебных учреждений, а также неэффективного использования выделяемых ресурсов. Так, среднее время пребывания больного на койке в области составило в 1993 году -17.3, в 1994 году -17.2. Уровень госпитализации на 1000 жителей области составил в 1993 году -206.2, в 1994 году - 213.2.Среднее число дней нахождения на больничной койке на 1000 жителей составляет 3667 дней. Для сравнения, в развитых странах Запада этот показатель не превышает 1000 дней. Дефицит финансовых ресурсов составляет более 40 процентов, а на дорогостоящую стационарную помощь идет более 60 процентов расходов лечебно-профилактических учреждений. Для решения возникших проблем необходимо на базе проекта Всемирного банка для Тверской области произвести реформирование системы здравоохранения, прежде всего ее хозяйственного механизма. Важнейшим элементом реформ должно стать создание качественного информационно-технического обеспечения проводимых преобразований. 2. Цель информатизации Повышение качества медицинского обслуживания населения, более рациональное распределение финансовых, материальных, нематериальных и кадровых ресурсов здравоохранения. 3. Субъекты информатизации ЛПУ, региональные администрации, органы управления здравоохранением ТФОМС. К реализации концепции планируется привлечение страховых организаций, страхователей, иных организаций. 4.Увязка с действующими концепциями и программами Программа информатизации здравоохранения Тверской области должна быть увязана с общей программой развития здравоохранения области с областными программами социально-экономического развития области, с программой информатизации области, с программой "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы",а также с проектом Мирового Банка по Тверской области по развитию здравоохранения. 5. Текущее состояние информатизации здравоохранения области. 5.1. Текущее состояние информатизации учреждений здравоохранения области. 5.1.1.Организационное обеспечение В начале текущего года управлением здравоохранения начаты работы по созданию единой информационной системы здравоохранения области. Разработано техническое задание на создание объединенного вычислительного центра, проведены работы по подбору кадров центра и закупке программного и технического обеспечения.Создана концепция информатизации здравоохранения области. 5.1.2. Средства вычислительной техники. Всего в учреждениях здравоохранения области насчитывается около 600 персональных компьютеров. Основной парк вычислительной техники лечебно-профилактических учреждений составляют морально и физически устаревшие персональные компьютеры типа АТ 286 и АТ 386. Количество относительно новых компьютеров типа АТ 486 и особенно современных типа РЕNТIUМ и РЕNТIUM PRO ничтожно мало. Так, например, в крупной Ржевской ЦРБ таковых по состоянию на 01.01.96 г. всего две из 27 ПЭВМ. В целом по больницам области доля новой вычислительной техники составляет на 01.06.96 г. не более 20 процентов. Крайне мало используются средства локальной сети и электронной почты, технические средства мультимедиа. Ни одно из учреждений здравоохранения не подключено к глобальным информационным системам типа INTERNET, РЕЛКОМ или МЕDNЕТ. 5.1.3. Программные средства В области имеется значительный задел по программному обеспечению для здравоохранения. В различных ЛПУ существуют свои собственные разработки.К таковым следует, прежде всего, отнести ЛПУ, расположенные в г. Твери - областную клиническую больницу, областную детскую больницу, областной психоневрологический диспансер, 2 городскую больницу и другие. Активно ведется работа по автоматизации здравоохранения в районных ЦРБ, прежде всего в Ржеве, Торжке, Удомле.Разработан типовой комплекс программного обеспечения для медицинского страхования. В области широко используются АРМ отдельных рабочих мест. 5.2. Текущее состояние информатизации системы ОМС. Работы по информатизации системы ОМС ведутся более быстрыми темпами по сравнению с информатизацией учреждений здравоохранения.В соответствии с концепцией информатизации системы ОМС России разработана территориальная концепция информатизации. В территориальном фонде с момента его организации функционирует информационный отдел. По состоянию на 1.06.96 года в системе ОМС области имеется 114 персональных компьютера, включая два сервера DELL и рабочая станция МОТОRОLА. В территориальном фонде имеются две локальные сети. В информационной системе территориального фонда работают современные системные программные средства типа WINDOWS, INFORMIX, FОХРRО и т.д., а также прикладное программное обеспечение. Работы по созданию информационного обеспечения ведутся на основе единых требований Федерального фонда ОМС. 5.3 Недостатки в информатизации здравоохранения. В целом, основные недостатки в информатизации здравоохранения Тверской области сводятся к следующим положениям: - Информатизация многих ЛПУ заключается в машинном получении требуемых вышестоящими органами статистических форм, автоматизации отдельных участков бухгалтерского учета и отдельных сфер лечебной деятельности. Получаемые данные не подвергаются серьезному анализу и почти не влияют на планы развития ЛПУ. Автоматизация в этом случае лишь закрепляет сложившийся командно-административный метод управления. - Отставание работ по стандартизации, классификации и кодификации, недостаточная проработка медицинской документации под машинную обработку, отсутствие единых внутриобластных требований к создаваемому программному обеспечению привели к большому количеству разнообразных программных систем, плохо стыкующихся друг с другом.Это зачастую ведет к тому что, приобретая отдельные программы у разных разработчиков, пользователи в ЛПУ в дальнейшем не могут увязать их в единый комплекс. Затрудненным оказывается электронное взаимодействие между ЛПУ и органами контроля и управления. Особое внимание следует уделить введению единой системы идентификации граждан получающих медицинскую помощь, так как в настоящее время идентификация граждан в разных ЛПУ осуществляется по разным принципам - по 6-значному коду больного, по номеру и серии паспорта, по номеру и серии страхового свидетельства и т д. . Наличие единой системы классификации граждан внутри области, увязанной с общероссийскими стандартами, позволит с помощью ЭВМ получать комплексную информацию о каждом пациенте ЛПУ. При этом следует обеспечить гарантированную Конституцией России конфиденциальность сведений. - Отсутствие средств на покупку вычислительной техники и средств связи приводит к отставанию работ по информатизации здравоохранения, к ограничению возможности использования современных программных средств и информационных систем. Использование устаревшей техники и отсутствие квалифицированного технического обслуживания приводят к частым поломкам компьютеров. - Отсутствует тесная увязка между внедрением новых экономических моделей деятельности системы здравоохранения в целом и ЛПУ в частности, совершенствованием лечебной работы и информатизацией. Так, оплата труда медицинских кадров слабо зависит от результатов автоматизации конкретного ЛПУ. - Значительная часть медицинских работников, особенно в районных ЦРБ, отрицательно относится к внедрению компьютерных технологий. Средний уровень компьютерной грамотности среди медицинских работников многих районных ЦРБ весьма низок. - Отсутствие достаточного финансирования приводит к затягиванию времени на создание сложных программно-технических систем. Тяжелым становится постоянное сопровождение созданных программных средств. В области тормозится внедрение современных программных и технических систем (операционных систем типа WINDОWS и OS/2, технических средств мультимедиа, локальных и региональных информационных систем). - В области отсутствует единый координационный центр по информатизации здравоохранения, что приводит к распылению средств, дублированию работ и неэффективному использованию техники. 6. Основные направления информатизации. - Создание координационного совета по информатизации здравоохранения Тверской области. - Стандартизация информационной деятельности субъектов информатизации - входной и выходной документации, протоколов обмена информацией, кодов лекарственных препаратов, кодов медицинских услуг, методов кодировки пациентов и т. д. Разработка соответствующих инструктивных документов. - Разработка региональной сети передачи информации между субъектами информатизации, подключение к ней других пользователей, организация связи с подобными же сетями в стране и мире.Создание объединенного информационного центра, создание зональных опорных пунктов на базе крупных ЛПУ области. Постепенный переход к ведению записей о каждом человеке, воспользовавшемся услугами системы здравоохранения Тверской области. - Развитие локальных информационных систем автоматизации субъектов информатизации, включающих подсистему сбора и обработки медико-статистической информации, подсистему сбора и обработки финансово-экономической информации и отдельные подсистемы автоматизации врачебной деятельности. - Переход от анализа с помощью вычислительной техники имеющихся финансовых, материальных, нематериальных и кадровых ресурсов к планированию и управлению ими на основе использования передовых информационных технологий. - Создание и обеспечение доступа к информационным базам и базам знаний по отдельным аспектам проблем здравоохранения через региональную сеть и различные виды носителей информации (магнито-оптические дискеты, диски СD-RОМ и т. д.). - Разработка аппаратно-программных средств автоматизации медицинской деятельности. - Организация обучения кадров для информатизации здравоохранения. - Направление в систему здравоохранения области современных средств вычислительной техники и средств связи, базовых программных средств, организация сервисного обслуживания эксплуатирующейся техники. 7. Основные принципы построения информационной системы здравоохранения Тверской области. 7.1. Принцип концептуального единства. Необходимо, чтобы развитие информационной системы осуществлялось на основе общего плана, единых стандартов и нормативных документов. Указанные план, документы и стандарты должны быть согласованы с аналогичными региональными и федеральными. При этом особый упор должен быть сделан на создание единой системы интерфейсов и протоколов обмена информации между отдельными элементами информационной системы. Должен быть выбран общий стандарт электронного обмена медицинскими документами, например, на основе американского HL7. 7.2. Принцип модифицируемости и адаптивности. Создаваемая система должна легко модифицироваться. Наращивание возможностей системы не должно вызывать осложнений. Пользователю системы должны быть даны широкие воpможности для адаптации системы под свои нужды. 7.3. Принцип надежности. Система должна обладать высокой степенью надежности, то есть качественно выполнять возложенные на нее функции. При этом следует разработать требования к надежности программного обеспечения технических средств (компьютеров, периферии, средств связи), а также к документации и квалификации обслуживающего персонала. 7.4.Принцип модульности. Система должна состоять из относительно независимых подсистем, связи между которыми регулируются утвержденными протоколами и стандартами. 7.5.Принцип авторизации доступа к системе. Каждый из пользователей системы должен иметь возможность получать информацию только в соответствии с его правами доступа. Система должна быть защищена от попыток взлома. 7.6. Принцип эффективности. Система должна эффективно решать поставленные задачи с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. Это означает, в частности, необходимость как можно более полного использования уже накопленного потенциала в области информатизации здравоохранения. Компоненты подсистемы должны быть оптимизированы по стоимости разработки и сопровождения. 7.7. Принцип целостности и непротиворечивости данных системы. Данные отдельных подсистем не должны противоречить друг другу (например, не должно быть ситуации, когда данные о расчетах между ЛПУ и фондом обязательного медицинского страхования в базах ЛПУ и фонда различаются).Необходимо разработать процедуры поддержания целостности и непротиворечивости данных. 7.8. Принцип многоуровневости. Информационная система должна быть изоморфной организационной структуре системы здравоохранения. Поскольку последняя - многоуровневая, то и информационная система должна быть многоуровневой. Информация от ЛПУ и страховых компаний должна поступать в банки данных территориальных фондов и органов управления здравоохранения, а после обработки передаваться в федеральные структуры и местные органы власти. Следует также предусмотреть обратные потоки информации (в том числе управляющей) от вышестоящих организаций к нижестоящим. 8. Примерная структура вычислительной сети здравоохранения области. +-------------------------------+ +------------------------------+ ¦ Внешние вычислительные сети ¦ ¦ Вычислительные сети и ¦ ¦ федерального и международного ¦ ¦ вычислительные центры области¦ ¦ масштаба ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+ +------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+ +------------------------------+ ¦ Информационные центры ¦ ¦ Объединенный ¦ ¦ ТФОМС и представительств +-----¦ информационный центр ¦ +-------------------------------+ +------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Зональные опорные пункты ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+ ¦ +---------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Вычислительные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ центры учебных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заведений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+ ¦ Локальные автоматизированные системы ¦ ¦ ЛПУ ¦ +---------------------------------------+ 9. Основные задачи объединенного информационного центра. - Организация и поддержка вычислительной сети здравоохранения области в качестве ее важнейшей составной части, предоставление информации пользователям вычислительной сети. - Обеспечение взаимодействия с внешними информационными сетями Минздрава РФ, Федерального фонда административных органов, предприятий фармацевтической промышленности и аптек, органов социальной защиты населения и защиты окружающей среды, СЭС, органов МЧС и ГО, системы "Медтехника", информационными сетями российского (МЕDNЕТ, РЕЛКОМ, и др.) и международного масштаба (INTERNET). - Анализ состояния системы здравоохранения области и динамики ее развития с учетом складывающейся социально-экономической и экологической обстановки. - Автоматизация планирования развития системы здравоохранения области и контроль выполнения планов. - Контроль качества оказания медицинской помощи. - Анализ, контроль и планирование лекарственного обеспечения населения области. - Поддержка законодательной деятельности по системе здравоохранения, информационная поддержка предложений, справок и т.д., представляемых в вышестоящие органы. - Информационное обеспечение работы аппарата управления системой здравоохранения (аппарат управления здравоохранения, территориального фонда). - Информационное обеспечение оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. - Разработка и сопровождение программного обеспечения, как для нужд самого центра, так и для нужд ЛПУ и других узлов региональной сети. - Помощь в подготовке кадров для информационных центров региональной сети, оказание им консультативной помощи. 10. Структура баз данных объединенного вычислительного центра здравоохранения. 10.1. Сведения о населении области. В базе данных информационного центра должна отражаться динамика заболеваемости населения с учетом его половозрастного состава, отношения к работе, района проживания и района, обслуживания, отношения к диспансеризации, вида страхования, оказанных услуг. В базе данных должны храниться также основные демографические показатели (численность населения, состав, темпы роста/убывания с разбивкой по территориям и т.д.) Отдельно следует выделить данные по смертности населения, в том числе младенческой смертности, по перинатальной смертности и абортам, а также об уровне временной нетрудоспособности. Пользователи объединенного информационного центра должны иметь возможность получать, когда это необходимо, полицевой список людей, страдающих тем или иным заболеванием (чернобыльцы, участники атомных испытаний на Тоцком полигоне и т.д.). 10.2. Сведения о производителях медицинских услуг. В базе данных вычислительного центра должны содержаться сведения о ЛПУ области и специалистах частной практики и оказываемых ими услугах. 10.3. Сведения об учебных заведениях, поставляющих кадры для системы здравоохранения области. В базе данных должны содержаться сведения об учебных заведениях, готовящих кадры для системы здравоохранения области, включая - врачебные кадры, - средний и младший медицинский персонал, - административно-хозяйственный персонал, в т.ч. работников финансово-экономической сферы. По учебным заведениям, курируемым управлением здравоохранения (учебным заведениям, готовящим средний медперсонал) должны содержаться следующие сведения: - наличие и движение финансовых средств с разделением бюджетных и внебюджетных средств, - прием и выпуск студентов. Следует также хранить данные об учебных заведениях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку медицинских кадров. 10.4. Сведения об органах управления здравоохранения. В базе данных должны содержаться общие сведения об органах управления здравоохранения, а также информация о кадровых, финансовых, материальных и нематериальных ресурсах, находящихся в распоряжении этих органов. 10.5. Сведения о страховых компаниях, системе органов ТФОМС,страхователях. В базе данных должна быть отражена структура системы обязательного и добровольного страхования граждан, действующая на территории области, с указанием перечня услуг, предоставляемых страховыми компаниями. 10.6. Сведения по законодательной базе, нормативам и стандартам в области здравоохранения и медицинского страхования. В базе данных должны содержаться сведения о законодательных актах, распоряжениях и постановлениях федеральных и местных властей, договорах, ведомственных инструкциях, стандартах и нормативах в области здравоохранения и медицинского страхования. База данных должна содержать сведения, по крайней мере, по следующим разделам: - амбулаторно-поликлиническая помощь, - стационарная помощь, - скорая медицинская помощь, - обобщенные виды помощи, в т.ч. кардиология, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, эндокринология, нефрология, гематология, токсикология, аллергология, общая терапия, травматология, урология, ортопедия, нейрохирургия, помощь при ожоговых травмах, стоматология, торакальная хирургия, трансплантология, проктология, кардиохирургия, сосудистая хирургия, общая хирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, неврология, дермовенерология, психиатрия, профпатология, наркология, реаниматология, геронтология, фтизиатрия, помощь при СПИДе и инфекционных заболеваниях, диагностика, - стандарты по всем видам медицинской деятельности, - медицинское страхование и лицензирование, - служба переливания и заготовки крови, - врачебный контроль за физической культурой и спортом, - медико-социальная помощь, - восстановительное лечение, - санаторно-курортное лечение, - экспертиза временной нетрудоспособности, - военно-врачебная экспертиза, - лекарственное обеспечение, - медицинская помощь сотрудникам министерства обороны, внутренних дел и пожарной охраны, ФСБ, - общество Красного Креста. 10.7. Сведения о поставщиках услуг и производителях оборудования для медицинских учреждений. В базе данных должна хранится информация о поставщиках услуг и производителях оборудования, включая прейскуранты цен на изделия и услуги. Особое внимание следует уделить поставщикам и производителям медицинских препаратов и медицинского оборудования. 10.8. Сведения по экономическим показателям развития федерации,области и отдельных районов, сведения по состоянию окружающей среды. Такие сведения должны включать в себя текущие показатели развития, а также прогнозные оценки. 10.9. Сведения по чрезвычайным ситуациям. В базе данных должны содержаться сведения о происшедших чрезвычайных ситуациях и о действиях по их устранению. 10.10. Сведения по региональной информационной сети здравоохранения области и информационному центру. В базе данных должны содержаться сведения по составу программных и технических средств в узлах сети, характеристиках каналов связи, составу информации в каждом из узлов. 10.11. Оперативные данные отдельных работников аппарата управления системой здравоохранения. В силу того, что объединенный информационный центр предназначен, прежде всего, для обслуживания работников аппарата управления системой здравоохранения, необходимо дать им возможность создавать собственные оперативные суббазы. В суббазах можно было бы хранить проекты документов, с которыми в данный момент ведется работа, оперативные расчеты, сведения о предложениях, заявлениях и обращениях граждан, стандартные бланки запросов и ответов, бухгалтерскую информацию и т.д. 11. Основные задачи информационного центра ТФОМС. - Полный и достоверный контроль потребности населения области в медицинских услугах, наличия и расходования финансовых ресурсов на их оказание. - Автоматизация процессов повседневной деятельности Фонда (в том числе бухгалтерский учет), а также составление необходимой отчетности по этим работам для вышестоящих организаций. Обеспечение объективного контроля за расходованием финансовых средств, направляемых на содержание инфраструктуры фонда. - Автоматизация финансовых расчетов с ЛПУ на основе полного и правильного учета оказанных ими услуг. - Автоматизация финансовых расчетов со страховыми организациями. - Автоматизация финансовых расчетов со страхователями, в том числе с административными органами. - Контроль за качеством оказываемой медицинской помощи. 12. Основные задачи информационных центров представительств ФОМС. - Полный и достоверный контроль потребности населения района в медицинских услугах, наличия и расходования финансовых ресурсов на их оказание. - Автоматизация процессов повседневной деятельности Фонда (в том числе бухгалтерский учет), а также составление необходимой отчетности по этим работам для вышестоящих организаций. Обеспечение объективного контроля за расходованием финансовых средств, направляемых на содержание инфраструктуры представительства фонда. - Автоматизация финансовых расчетов с ЛПУ на основе полного и правильного учета оказанных ими услуг. - Автоматизация финансовых расчетов со страховыми организациями. - Автоматизация финансовых расчетов со страхователями, в том числе с административными органами. - Контроль за качеством оказываемой медицинской помощи. 13. Основные задачи локальных автоматизированных систем в ЛПУ. Локальные автоматизированные системы в ЛПУ должны уметь обрабатывать и выдавать следующую информацию: - оказываемые услуги, наличие лицензии на оказание услуг, - наличие и движение медпрепаратов, ведение формулярного списка, - наличие и движение материалов и малоценки, - наличие и движение продуктов питания, - наличие и движение нематериальных активов (программное обеспечение, патенты и т.д.), - наличие и движение основных средств, в том числе сведения по транспортным средствам, сведения по капремонту и новому строительству, - штатное расписание, наличие и движение персонала, сведения об аккредитации (сертификации) персонала, сведения о высвобождении и переподготовке работников ЛПУ, - наличие и движение финансовых средств с разделением бюджетных и внебюджетных, - сведения по охране труда и технике безопасности, - метрологическая информация, - наличие и движение энергетических ресурсов, - наличие и движение пациентов с хранением информации по каждому отдельно взятому человеку, которому оказана услуга данным ЛПУ, - выдача обобщенных статистических данных, в том числе среднего числа дней использования койки, среднего числа дней пребывания на койке в различных разрезах (половозрастном, нозологическом, разрезе отделений) и т.д., - выдача статистических форм, предусмотренных государственной статистикой, - выписка счетов с перечнем оказанных услуг пациентам и истраченных медпрепаратов, - стандарты качества лечения. Указанная информация позволит руководителям ЛПУ: - проводить финансовые расчеты между ЛПУ, бюджетом, страховщиками и страхователями, - контролировать качество оказания медицинской помощи, - планировать и управлять ресурсами ЛПУ (финансовыми, материальными), кадровыми и т.д.) Взаимодействие в рамках региональной сети позволит руководителям ЛПУ получать актуальную информацию по всем аспектам деятельности учреждения, в том числе по ценам на оборудование и медикаменты, изменениям в методиках лечения и стандартах качества. Через региональную сеть возможна передача оперативной информации, в том числе управляющих воздействий, например, во время чрезвычайных ситуаций. Предполагается, что на уровне ЛПУ идет внедрение аппаратно-программных комплексов для лечения и диагностики заболеваний, сопряженных с общей локальной информационной системой. 14. Основные задачи зональных опорных пунктов. В качестве зональных опорных пунктов предполагается выбрать крупные ЛПУ, обладающие значительным парком вычислительной техники и квалифицированными кадрами в области информатизации здравоохранения. На специалистов опорных пунктов кроме задач развертывания и сопровождения своих собственных локальных автоматизированных систем, отраженных в предыдущем разделе концепции, возлагаются следующие задачи: - обучение пользователей других ЛПУ работе с вычислительной техникой и программными системами, периодические консультации пользователей других ЛПУ работе с вычислительной техникой и программными системами, - помощь пользователям других ЛПУ в разработке и сопровождении программных систем, а также их привязке к конкретным условиям. Кроме того, в некоторых случаях в зональном опорном пункте возможно решение конкретных вычислительных задач других ЛПУ. 15. Основные задачи вычислительных центров учебных заведений здравоохранения области. К учебным заведениям здравоохранения области относятся медицинская академия и учебные заведения, подчиненные управлению здравоохранения (медучилища). На вычислительные центры учебных заведений области возлагаются следующие задачи: - автоматизация анализа и управления ресурсами учебных заведений, - обеспечение автоматизации учебного процесса, в том числе экспертными системами по различным разделам медицинской науки. Вычислительные центры учебных заведений должны обеспечивать информацией о подготовке кадров пользователей региональной сети, и, прежде всего объединенный информационный центр. 16. Информационные связи с вычислительными центрами и вычислительными сетями области. Должно быть обеспечено информационное взаимодействие между пользователями региональной сети здравоохранения и другими организациями (группами организаций) области, имеющими вычислительные центры или вычислительные сети. К таковым прежде всего относятся: - негосударственные страховые компании, действующие на территории области, - страхователи, расположенные на территории области, - административные органы, - предприятия фармацевтической промышленности и аптеки, - органы социальной защиты населения, пенсионные фонды, - органы защиты окружающей среды и экологические организации, - органы санэпидемнадзора, - органы МЧС и ГО, - предприятие "Медтехника" и его дочерние организации, - другие поставщики услуг и медицинского оборудования, расположенные на территории области, - статистические органы, - иные организации, заинтересованные во включении в региональную информационную сеть здравоохранений (военкоматы, органы внутренних дел и т.д.). 17. Информационные связи с внешними вычислительными сетями федерального и международного масштаба. Должен быть обеспечен доступ сначала в режиме электронной почты, а затем и в оперативном режиме к информации внешних вычислительных сетей федерального и международного масштаба. К таковым прежде всего относятся: - отраслевая компьютерная сеть здравоохранения Российской Федерации "МЕDNЕТ", - сеть федерального значения РЕЛКОМ, - международная компьютерная сеть INТЕRNET, 18. Авторизация доступа к информации региональной сети здравоохранения. Следует создать иерархию прав доступа для пользователей различных категорий. Наивысший уровень прав доступа следует назначить руководителям здравоохранения области, координаторам и администраторам сети (координаторам и администраторам объединенного информационного центра). 19. Предложения в бизнес-план работ по реализации концепции информатизации Тверской области. 19.1. Организационные принципы. Необходимо организовать тесное взаимодействие между координационным советом по информатизации здравоохранения области и группой по реализации проекта Всемирного банка. При них необходимо создать несколько рабочих групп, занимающихся, в частности, - разработкой внутрисистемных и внутриобластных стандартов в области медицинской информатики, - оценкой качества создаваемого и закупаемого программно-технического обеспечения, проведения конкурсов поставщиков и разработчиков и т. д., - оперативным и стратегическим планированием развития информатизации здравоохранения Тверского региона. 19.2. Научно-техническая политика. В научно-технической политике необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности - создавать новые программно-технические комплексы на основе передовых технологий, не забывая о поддержке уже существующих компонентов. В качестве персональных ЭВМ следует выбрать машины на базе процессоров фирмы INTEL - РЕNТIUМ и РENTIUM PRO - наиболее популярные в России. Машины должны оснащаться средствами мультимедиа, в том числе устройствами СD-RОМ и звуковой платой. При создании локальных сетей в случае трудности с прокладкой постоянных линий связи следует шире применять беспроводные средства связи. Следует также шире применять возможности локальных телефонных станций. Программное обеспечение информационных сетей должно базироваться на идеологии "клиент-сервер" Создаваемая региональная вычислительная сеть должна использовать идеологию INТЕRNET. Должен быть обеспечен строгий отбор системных и прикладных программных продуктов как местных, так и иных фирм с ориентацией на лучшие образцы. 19.3. Первоочередные задачи на ближайшие 2 года. - Создание информационного центра с установкой основного сервера, файл-серверов и персональных ЭВМ, разработка программного обеспечения для информационного центра, - Создание 10-12 зональных опорных пунктов с установкой файл-серверов, развертыванием локальных сетей, установкой программного обеспечения. В зональные опорные пункты войдут площадки гранта "Здравреформ", а также наиболее развитые в плане автоматазации ЛПУ. На основе использования кадрового и технического потенциала зональных опорных пунктов предполагается дальнейшее развитие программы информатизации здравоохранения области, - Соединение зональных пунктов и информационного центра в единую региональную информационную сеть, - Разработка и сопровождение программного обеспечения системы здравоохранения области, включающего: - подсистему учета, контроля и анализа сбора взносов в фонды медицинского страхования, - подсистему контроля за использованием финансовых средств фондов медицинского страхования и местных бюджетов, включая средства автоматизации расчетов с ЛПУ и страховыми компаниями на основе современных экономических методик, - подсистему оптимального использования и планирования ресурсов, как на областном уровне, так и на уровне отдельных ЛПУ, включая совершенствование оплаты труда медицинских работников, - подсистему оценки качества оказываемой медицинской помощи, - отдельные подсистемы автоматизации чисто медицинских задач, в том числе помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, семейной медицины, охране материнства и детства. На первом этапе такие подсистемы могут иметь информационно- справочный и обучающий характер. - Подключение к внешним информационным сетям - Обучение персонала узлов сети и конечных пользователей. 20. Предварительная оценка социально-экономической эффективности проведения работ по информатизации здравоохранения Тверской области При выполнении поставленных задач по информатизации возможно получение следующих результатов: - повышение качества лечения за счет внедрения перспективных информационных технологий и совершенствования системы оплаты труда медицинских работников, - увеличение собираемости взносов в фонд обязательного медицинского страхования за счет совершенствования информационной системы учета, контроля и анализа сбора взносов, - более эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов фонда обязательного медицинского страхования и местных бюджетов за счет автоматизации процесса финансирования медицинской помощи населению и контроля за использованием финансовых средств из всех источников финансирования здравоохранения, совершенствование расчетов с ЛПУ и страховыми компаниями по современным экономическим методикам, - более эффективное использование за счет информатизации финансовых, материальных и нематериальных активов на каждом из иерархических уровней системы здравоохранения Тверской области (прежде всего на уровне ЛПУ). Управляющий делами аппарата Губернатора области А.И. Капитонов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|