Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 25.02.1999 № 264-П-2

               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


25.02.99.                     г. Тверь                       N 264-П-2

Об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом
о даче толкования ст. 12 Конституции
Российской Федерации

     Законодательное Собрание Тверской области постановляет:

     В  соответствии  с  пунктом 5 статьи 125  Конституции  Российской
Федерации направить в Конституционный Суд Российской Федерации  запрос
о  даче  толкования  ст. 12 Конституции Российской Федерации  в  части
возможности  как  выборному должностному лицу местного  самоуправления
одновременно   быть   депутатом  законодательного  (представительного)
органа  государственной власти субъекта Российской  Федерации,  так  и
депутату  законодательного (представительного) органа  государственной
власти   субъекта  Российской  Федерации  быть  одновременно  выборным
должностным лицом местного самоуправления (прилагается).


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области          В.А. Миронов


                                            Приложение к постановлению
                                            Законодательного Собрания
                                            Тверской области N 264-П-2
                                            от 25 февраля 1999 года

                                            В Конституционный Суд
                                            Российской Федерации
                                            103132, г. Москва,
                                            ул. Ильинка, 21

                                            Заявитель:
                                            Законодательное Собрание
                                            Тверской области
                                            170000, г. Тверь,
                                            ул. Советская.33
                                            тел: (0822) 33-10-11;
                                            Факс (0822) 42-55-08

                             З А П Р О С

     Основанием к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации
является  обнаружившаяся  неопределенность в понимании положений ст.12
Конституции Российской Федерации.
     Местное самоуправление  является  одной из основ конституционного
строя  Российской  Федерации,  которое  признается   и   гарантируется
Конституцией Российской Федерации (ст. 12).
     Народовластие осуществляется в форме непосредственной демократии,
а  также через органы государственной власти и местного самоуправления
(ст. 3 Конституции Российской Федерации).
     Органы местного   самоуправления  не  входят  в  систему  органов
государственной  власти  (ст. ст. 10,   12   Конституции    Российской
Федерации).
     Местное самоуправление осуществляется  через  выборные  и  другие
органы   местного   самоуправления  (ст.  130  Конституции  Российской
Федерации).
     Согласно ст. 2  Федерального   закона   "Об   основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"     к    органам    местного    самоуправления    относятся
представительные органы местного самоуправления и выборные должностные
лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на
территории, на которых осуществляется местное самоуправление.
     Наряду с   конституционным   положением,   что  "органы  местного
самоуправления не входят в систему органов государственной  власти"  в
п.  5  ст.  14  Федерального  закона  "Об  общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" также установлено, что
"осуществление местного самоуправления органами государственной власти
и государственными должностными лицами не допускается".
     Считаем, что    исходя    из    системной    связи    и    смысла
ст. ст. 3, 10, 12, 130-133 Конституции      Российской      Федерации,
устанавливаются   именно  конституционные  ограничения,  связанные  со
статусом депутата, выборного должностного лица органов государственной
власти   и   местного   самоуправления   и   невозможность   выборного
должностного  лица   местного   самоуправления   субъекта   Российской
Федерации входить в состав законодательного (представительного) органа
государственной власти.
     И в  то  же  время  Верховный  Суд  в обзоре судебной практики по
применению законодательства о местном самоуправлении  указал,  что  "в
настоящее время отсутствуют ограничения занимать какие-либо должности,
связанные со статусом  депутата  законодательного  (представительного)
органа   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  или
выборного лица местного  самоуправления,  включая  выборную  должность
главы  местного  самоуправления"  (стр.  17  Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации N 8, 1998 год).
     Кроме того,  в  п.  7  ст.  4  Федерального  закона  "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской    Федерации"    установлено,    что   данные   ограничения
устанавливаются  как  Конституцией   Российской   Федерации,   так   и
федеральными  законами,  конституциями,  уставами,  законами субъектов
Российской Федерации.
     Изучение качественного состава законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации показывает,  что в 44 субъектах
Российской Федерации выборные должностные лица местного самоуправления
входят  в  состав законодательных (представительных) органов субъектов
Российской Федерации.
     Считаем, что  при  совмещении статуса выборного должностного лица
местного  самоуправления   со   статусом   депутата   законодательного
(представительного)  органа  субъекта  Российской Федерации нарушаются
конституционные требования о самостоятельности местного самоуправления
и принципа разделения властей.
     Статья 1 Федерального закона "Об основах  государственной  службы
Российской  Федерации"  относит  должность  депутата  законодательного
(представительного)   органа   субъекта   Российской    Федерации    к
государственным  должностям  категории  "А".  В  результате совмещения
государственное должностное лицо осуществляет  местное  самоуправление
и,   наоборот,   выборное  должностное  лицо  местного  самоуправления
участвует в реализации государственной власти.
     Выборное должностное  лицо  местного  самоуправления  (как  глава
местного самоуправления,  как глава представительного органа  местного
самоуправления,  как  глава  администрации  местного  самоуправления),
являясь депутатом законодательного (представительного) органа субъекта
Российской Федерации осуществляет государственную власть. Считаем, что
в данном случае нарушаются конституционные  принципы,  предусмотренные
ст.ст. 3,10,12,130-133 Конституции Российской Федерации, а именно:
     а) принцип разделения государственной власти  на  исполнительную,
законодательную и судебную;
     б) принцип самостоятельности  местного  самоуправления,  так  как
происходит  соединение  органов  местного  самоуправления  с  органами
государственной власти  по  вертикали,  т.е.  включение  их  в  единую
систему органов государственной власти;
     в) принцип     контроля     со      стороны      законодательного
(представительного)  органа  власти  субъекта  Российской Федерации за
выполнением  органами  местного   самоуправления   законов   субъектов
Российской   Федерации  (в  том  числе  о  переданных  государственных
полномочиях);
     г) принцип     ответственности     должностных    лиц    местного
самоуправления перед государством.
     На основании    изложенного,  и,  руководствуясь   п. 5   ст. 125
Конституции    Российской    Федерации    и    ст.105     Федерального
Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
просим дать  толкование  ст. 12  Конституции  Российской  Федерации, а
именно  вправе  ли  выборные должностные лица местного самоуправления,
как органы местного самоуправления,  входить в состав законодательного
(представительного)  органа государственной власти субъекта Российской
Федерации.

     Приложение: 1. Постановление Законодательного Собрания  Тверской
                    области N 264-П-2 от 25. февраля 1999 года
                    (30 экз.);
                 2. Запрос на 3-х листах (30 экз.);
                 3. Текст ст. ст. 3, 10, 12,130-133 Конституции
                    Российской Федерации (30 экз.);
                 4. Текст ст.14 Федерального закона РФ "Об общих
                    принципах организации местного самоуправления
                    в Российской Федерации" (30 экз.);
                 5. Текст ст. 1 Федерального закона "Об основах
                    государственной службы Российской Федерации"
                    (30 экз.);
                 6. Ст. ст. 2, 4 Федерального закона "Об основных
                    гарантиях избирательных прав и права на участие в
                    референдуме Российской Федерации" (30 экз.);
                 7. Текст судебной практики Верховного Суда Российской
                    Федерации по применению законодательства о местном
                    самоуправлении (30 экз).


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области          В.А. Миронов





Информация по документу
Читайте также