Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 24.06.1999 № 324-П-2

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


24.06.99.                     г. Тверь                       N 324-П-2

О проекте закона Тверской области
"О социальном партнерстве"

     Законодательное Собрание Тверской области постановляет:

     1.  Принять  в  первом чтении проект закона Тверской  области  "О
социальном партнерстве", внесенный депутатом Законодательного Собрания
Тверской области А.Н. Сахаровым.
     2.   Направить   указанный  законопроект   Губернатору   области,
прокурору  области, управление юстиции Администрации  области,  главам
муниципальных  образований, управлению по труду и социальным  вопросам
Администрации области, Совету Федерации Тверских профсоюзов.
     Установить,  что поправки к указанному законопроекту направляются
в постоянный комитет Законодательного Собрания по социальной политике.
     3.  Постоянному комитету Законодательного Собрания по  социальной
политике   доработать  указанный  законопроект  с  учетом  поступивших
поправок  и  внести его на рассмотрение Законодательного  Собрания  во
втором чтении.


     И.о. Председателя
     Законодательного Собрания
     Тверской области          А.В. Грибов



                                                                Проект

             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                               ЗАКОН
                         ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ


                     О социальном партнерстве
                             г. Тверь

     Настоящий   закон   определяет   правовые   основы   становления,
организации,   функционирования,   укрепления   и   развития   системы
социального  партнёрства  в  Тверской области  с  целью  регулирования
социально   -  трудовых  и  связанных  с  ними  отношений,  достижения
общественного  согласия  в  соответствии  с  Конституцией   Российской
Федерации, Уставом Тверской области, федеральными законами и  законами
Тверской области.

                     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия

     В   целях   настоящего  закона  используются  следующие  основные
понятия:
     социальное    партнёрство   -   основа   взаимоотношений    между
работниками,   их  представителями,  профсоюзами  (их   объединениями,
ассоциациями),   работодателями   (их  объединениями,   ассоциациями),
органами  государственной  власти,  органами  местного  самоуправления
Тверской  области с целью обсуждения, выработки и принятия решений  по
социально   -  трудовым  и  связанным  с  ними  вопросам,  обеспечения
социальной   стабильности,  общественного  развития,  опирающаяся   на
международные  нормы, законы Российской Федерации  и  законы  Тверской
области,  и  выражающаяся  во взаимных консультациях,  переговорах,  в
достижении  и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров,
в принятии совместных решений и их выполнении;
     стороны  соглашений - работники и их представители,  работодатели
и  их  представители,  а также органы государственной  власти,  органы
местного   самоуправления  Тверской  области  в  лице  их  полномочных
представителей;
     система   социального   партнёрства   в   Тверской   области    -
совокупность  отношений  организационного,  правового,  экономического
характера  между работниками, работодателями, органами государственной
власти и местного самоуправления, направленная на недопущение и  (или)
разрешение социально - трудовых конфликтов;
     организация   -   юридическое   лицо  (предприятие,   учреждение,
организация) независимо от форм собственности и подчиненности;
     работник   -   физическое  лицо,  работающее  в  организации   на
основании   трудового   договора   (контракта),   лицо,   занимающееся
индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся  в
образовательном     учреждении    начального,    среднего,     высшего
профессионального образования;
     работодатель - организация (юридическое лицо), представляемое  ее
руководителем  (администрацией),  либо  физическое  лицо,  с   которым
работник состоит в трудовых отношениях;
     объединение  работодателей  - некоммерческая  организация  (союз,
ассоциация  и  др.)  объединяющая на добровольных началах  организации
(юридические  лица), физические лица и имеющая целью представительство
и   защиту   интересов   работодателей  при  ведении   переговоров   в
соответствии с законодательством по подготовке и заключению соглашений
(договоров) с представителями работников, а также при взаимодействии с
органами государственной власти и местного самоуправления;
     представители  работников  - органы профессиональных  союзов,  их
объединений   (ассоциаций),  уполномоченные  на  представительство   в
соответствии  с  их  уставами;  органы общественной  самодеятельности,
образованные на общем собрании (конференции) работников организации  и
уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюзов,  могут
уполномочить   орган  профсоюза  представлять  их  интересы   в   ходе
коллективных    переговоров,   заключения,    изменения,    дополнения
коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
     представители   работодателей  -  руководители  организаций   или
другие  полномочные  в  соответствии  с  уставом  организации,   иными
правовыми  актами  лица,  полномочные органы объединений  (ассоциаций)
работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;
     представители  органов государственной власти,  органов  местного
самоуправления Тверской области- руководители этих органов или  другие
полномочные  в  соответствии  с  уставами  (положениями)  лица,   иные
уполномоченные этими органами лица;

     Участниками социального партнёрства в Тверской области являются:

     представители     работников,     обладающие     соответствующими
полномочиями по выражению интересов работников;
     представители    работодателей,    обладающие    соответствующими
полномочиями по выражению интересов работодателей;
     Администрация  Тверской области, её структурные подразделения,  и
органы местного самоуправления Тверской области.

     Статья 2. Основные цели социального партнёрства

     Основными целями социального партнёрства являются:
     объединение  усилий  партнёров  в целях  согласованных  действий,
направленных   на  совершенствование  социально-экономической   защиты
жителей Тверской области;
     предупреждение  и  совместное  разрешение  возникших   негативных
явлений и конфликтов в социально-трудовой сфере;
     регулирование   оплаты  труда  в  бюджетном  и  негосударственном
секторе экономики;
     охрана труда;
     создание  условий для обеспечения занятости населения и  развития
рынка труда.
     
     Статья 3. Принципы социального партнёрства

     Социальное партнёрство строится на следующих основных принципах:
     уважение и учет интересов участников переговоров;
     заинтересованность   договаривающихся   сторон   в   участии    в
договорных отношениях;
     содействие   государства   укреплению  и   развитию   социального
партнёрства на демократической основе;
     соблюдение    социальными   партнёрами   и   их   представителями
международных норм, законодательства Российской Федерации  и  Тверской
области;
     полномочность социальных партнёров и их представителей;
     полнота представительства сторон;
     равноправие сторон и доверие в отношениях;
     невмешательство в дела друг друга;
     свобода   выбора   и  обсуждения  вопросов,  входящих   в   сферу
социального партнёрства;
     добровольность  принятия обязательств социальными  партнёрами  на
основе взаимного согласия;
     регулярность  проведения консультаций и переговоров по  вопросам,
входящим в сферу социального партнёрства;
     реальность    обеспечения   выполнения    принятых    социальными
партнёрами обязательств;
     обязательность исполнения достигнутых договорённостей;
     системность   контроля   за   выполнением   принятых   в   рамках
социального партнёрства соглашений, договоров и решений;
     ответственность  сторон, их представителей,  должностных  и  иных
лиц  за  невыполнение  по  их вине принятых обязательств,  соглашений,
договоров, решений;
     соблюдение    предусмотренных    действующим    законодательством
примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.
     
     Статья 4. Сфера действия настоящего закона

     Настоящий   закон   действует  в  области  социально-трудовых   и
связанных с ними отношений.
     Действие настоящего закона распространяется на:
     работодателей,   осуществляющих   деятельность   на    территории
Тверской  области,  независимо от форм собственности,  их  объединений
(ассоциаций);
     всех работников организаций на территории Тверской области;
     действующие  в  Тверской  области  территориальные  и   первичные
профсоюзные   организации,  территориальные  объединения  (ассоциации)
профсоюзов;
     органы  государственной  власти, органы  местного  самоуправления
Тверской области.

        ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И ОРГАНЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО
                  ПАРТНЕРСТВА В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 5. Задачи и формы системы социального партнёрства

     Система социального партнёрства в Тверской области создается  для
выполнения следующих основных задач:
     обеспечение   социально  ориентированной  политики  экономических
преобразований в Тверской области;
     обеспечение  эффективного  механизма  регулирования  социально  -
трудовых и связанных с ними отношений;
     обеспечение  стабильности  общества Тверской  области  на  основе
объективного учета интересов всех его слоёв;
     совершенствование законодательства в установленном порядке;
     предотвращение   коллективных  трудовых   споров   и   содействие
разрешению конфликтов.

     Формами социального партнёрства являются:
     проведение   коллективных  переговоров,   взаимных   консультаций
сторон соглашений;
     разработка  и  заключение  соглашений, коллективных  договоров  в
соответствии  с  законодательством Российской  Федерации  и  настоящим
Законом;
     осуществление  контроля за выполнением заключенных  соглашений  и
коллективных договоров.

     Статья 6. Трёхсторонняя комиссия Тверской области
     по регулированию социально-трудовых отношений

     Трёхсторонняя   комиссия   Тверской  области   по   регулированию
социально трудовых отношений:
     формируется    Администрацией   Тверской   области,    областными
объединениями  профсоюзов, областными объединениями  работодателей  на
принципах  согласия из равного числа представителей каждой из  сторон,
не  превышающих 15 человек, уполномоченных постановлением  Губернатора
Тверской   области   (по  стороне  Администрации  Тверской   области),
совещанием  заинтересованных  объединений  профсоюзов,  действующих  в
Тверской области (от профсоюзной стороны), совещанием заинтересованных
объединений работодателей, действующих в Тверской области (по  стороне
работодателей);
     руководствуется     в     своей     деятельности      действующим
законодательством  и  Положением, утверждаемым  Губернатором  Тверской
области,  полномочными  органами объединений  (ассоциаций)  профсоюзов
Тверской  области,  объединений  (ассоциаций)  работодателей  Тверской
области.
     В полномочия трёхсторонней комиссии Тверской области входит:
     сотрудничество    в    выработке    и    реализации     социально
ориентированной  политики  экономических  преобразований  в   Тверской
области,  регулирование  социально  -  трудовых  и  связанных  с  ними
отношений,  ведение  коллективных  переговоров,  подготовка   проекта,
обсуждение и заключение трёхстороннего соглашения Тверской области;
     практическое  и  методическое содействие заключению  коллективных
договоров,   областных  отраслевых  (межотраслевых),  профессиональных
соглашений, муниципальных соглашений;
     проведение   экспертизы  областных  отраслевых   (межотраслевых),
профессиональных   соглашений,  муниципальных   соглашений   в   целях
обеспечения  координации  в  регулировании  социально  -  трудовых   и
связанных  с  ними  отношений с учетом специфики отраслей,  профессий,
муниципальных образований и общеобластных интересов;
     участие  через создаваемые рабочие органы и группы  в  разработке
областных  отраслевых  (межотраслевых),  профессиональных  соглашений,
муниципальных соглашений;
     принятие решений по вопросам, входящим в ее компетенцию,  которые
обязательны  для рассмотрения органами исполнительной власти  Тверской
области, профсоюзами, работодателями, их объединениями (ассоциациями),
действующими на территории Тверской области;
     осуществление  контроля  за  выполнением  условий  трёхстороннего
соглашения,  областных  отраслевых (межотраслевых),  профессиональных,
муниципальных  соглашений, коллективных договоров, а также  соглашений
вышестоящего уровня;
     внесение  предложений  о  привлечении к ответственности  лиц,  не
выполняющих соглашения, коллективные договоры;
     содействие   разрешению  разногласий  по  поводу   заключения   и
реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых  в  системе
социального партнёрства Тверской области;
     разработка  и  внесение в органы государственной власти  Тверской
области  в согласованном с ними порядке предложений о принятии законов
области  и  иных  нормативных правовых актов  в  области  социально  -
трудовых отношений;
     обсуждение  проектов законов Тверской области,  иных  нормативных
правовых  актов,  принимаемых  органами  власти  Тверской  области  по
вопросам социально - трудовых и связанных с ними отношений.
     Разногласия   между   сторонами,  возникающие   в   ходе   работы
трёхсторонней  комиссии  Тверской  области,  разрешаются   на   основе
взаимных  консультаций в порядке, предусмотренном законами  Российской
Федерации  "О  коллективных  договорах и  соглашениях"  и  "О  порядке
разрешения коллективных трудовых споров".

     Статья 7. Координационный комитет содействия
     занятости населения Тверской области

     Координационный  комитет содействия занятости населения  Тверской
области  создается  в соответствии с законом Российской  Федерации  "О
занятости   населения  в  Российской  Федерации"  с  целью   выработки
согласованных  решений по определению и реализации политики  занятости
населения в Тверской области.
     Координационный  комитет содействия занятости населения  Тверской
области   создаётся   из   представителей   объединений   (ассоциаций)
работодателей,   Администрации  Тверской  области,  органов   местного
самоуправления,  объединений (ассоциаций) профсоюзов,  органов  службы
занятости, общественных организаций, представляющих интересы  граждан,
особо нуждающихся в социальной защите.
     Представленные  в  координационном комитете содействия  занятости
населения  Тверской области стороны разрабатывают положение  о  работе
комитета, которое утверждается Губернатором Тверской области.
     Координационный  комитет содействия занятости населения  Тверской
области:
     принимает  рекомендации в адрес Администрации  Тверской  области,
объединений    (ассоциаций)   профсоюзов,   объединений   (ассоциаций)
работодателей, других общественных организаций по проблемам  занятости
населения  в  области;
     содействует  разработке  и  реализации  программ   по   проблемам
занятости   населения,   разрабатываемым    в    системе   социального
партнёрства   Тверской   области;
     проводит консультации, экспертизу проектов  нормативных  правовых
актов органов государственной власти  Тверской  области  по  проблемам
занятости населения.

     Статья 8. Другие органы системы социального
     партнёрства в Тверской области
     Стороны  соглашений, коллективных договоров  на  основе  взаимной
договоренности  и  совместно  определённых  правил  могут  формировать
другие  двусторонние,  трёхсторонние органы,  способствующие  развитию
социального  партнёрства  в  регулировании  социально  -  трудовых   и
связанных   с   ними  отношений  в  Тверской  области   по   отдельным
направлениям.

             ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
                        В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 9. Трёхстороннее соглашение Тверской области

     Трёхстороннее   соглашение  Тверской  области  -  правовой   акт,
устанавливающий:
     общие  принципы регулирования социально - трудовых и связанных  с
ними отношений в Тверской области как субъекте Российской Федерации;
     социальные  нормативы и программы, нормы оплаты и другие  условия
труда;
     социальные гарантии и льготы на территории Тверской области;
     взаимные   обязательства,  заключаемые  Администрацией   Тверской
области,   объединениями   (ассоциациями)  профсоюзов,   объединениями
(ассоциациями)   работодателей  Тверской   области   в   пределах   их
компетенции;
     
     Трёхстороннее соглашение Тверской области:
     заключается   Администрацией  Тверской   области,   объединениями
(ассоциациями)    профсоюзов    Тверской    области,     объединениями
(ассоциациями)   работодателей  Тверской  области;
     разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;
     заключается  до  принятия областного бюджета  на  соответствующий
период;
     распространяется    на    работников,    работодателей,    органы
государственной  власти Тверской области, которые  уполномочили  своих
представителей заключить соглашение от их имени.
     Условия,   содержащиеся  в  трёхстороннем   соглашении   Тверской
области,  не  могут  ухудшать  положение  работников  по  сравнению  с
законодательством   Российской  Федерации,  Генеральным   соглашением,
общероссийскими   отраслевыми  (межотраслевыми)  и   профессиональными
соглашениями на соответствующий период.
     Условия,   содержащиеся  в  трёхстороннем   соглашении   Тверской
области,  учитываются  при  принятии  соответствующих  законов,   иных
нормативных  правовых актов на всех уровнях регулирования социально  -
трудовых  и  связанных  с  ними  экономических  отношений  в  Тверской
области, при рассмотрении и принятии областного бюджета.
     Регулирование  разногласий в ходе переговоров  при  заключении  и
исполнении трёхстороннего соглашения Тверской области осуществляется в
соответствии  с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных
трудовых споров".
     Принятый   трёхсторонней   комиссией  Тверской   области   проект
трёхстороннего  соглашения  Тверской  области  в  десятидневный   срок
выносится  на  рассмотрение полномочных органов сторон соглашения  для
принятия ими решения о подписании проекта соглашения.
     Соглашение  подлежит  подписанию в  трехдневный  срок  с  момента
принятия  всеми  сторонами  соглашения решения  о  подписании  проекта
соглашения.
     Трёхстороннее    соглашение   Тверской   области    подписывается
Губернатором Тверской области, руководителями объединений (ассоциаций)
профсоюзов  и объединений (ассоциаций) работодателей и в двухнедельный
срок  публикуется  в областных средствах массовой  информации.  В  том
случае,   когда   стороны  профсоюзов  и  работодателей   представлены
несколькими   объединениями,  трёхстороннее   соглашение   подписывают
руководители  по  поручению  сторон. Каждая  из  сторон  разрабатывает
мероприятия  по  реализации положений в течение срока,  обусловленного
трёхсторонним соглашением Тверской области.
     Момент   подписания   соглашения  является   моментом   окончания
коллективных переговоров по его заключению.
     Губернатор   области  имеет  право  предложить  работодателям   и
работникам  организаций  не участвовавшим в заключении  трехстороннего
соглашения присоединиться к нему.
     Если работодатели или соответствующие представители работников  в
течение  30  календарных  дней  с  момента  получения  предложения   о
присоединении   к   соглашению   не   заявили   о   своем   несогласии
присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных
работодателей с момента получения предложения.
     Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении,  но
не может превышать трёх лет.
     Ход   выполнения   трёхстороннего  соглашения  Тверской   области
рассматривается сторонами социального партнёрства не реже одного  раза
в квартал.
     Изменения  и  дополнения  в  трёхстороннее  соглашение   Тверской
области  вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном
в соглашении.

     Статья 10. Областные отраслевые (межотраслевые),
     профессиональные соглашения

     Областные     отраслевые    (межотраслевые),     профессиональные
соглашения  -  правовые акты, устанавливающие нормы  оплаты  и  другие
условия  труда,  а также социальные гарантии и льготы  для  работников
определенной  отрасли  (нескольких отраслей),  профессий,  заключаемые
отраслевыми  профсоюзами, профсоюзами, созданными по профессиональному
признаку,  объединениями (ассоциациями) работодателей, действующими  в
Тверской    области,    и   соответствующими   отраслевыми    органами
Администрации Тверской области;

     Областные     отраслевые    (межотраслевые),     профессиональные
соглашения:
     заключаются    Администрацией    Тверской    области    в    лице
уполномоченных  отраслевых  и  функциональных  органов   Администрации
Тверской  области, объединениями (ассоциациями) профсоюзов, областными
объединениями (ассоциациями) работодателей;
     разрабатываются    на   основе   переговоров   между    сторонами
соглашений;
     распространяются     на    работников,     их     представителей,
работодателей,  их представителей, органы государственной  власти,  их
представителей, заключивших соглашение от их имени;
     принимаются  после  принятия трёхстороннего  соглашения  Тверской
области.
     Областное     отраслевое    (межотраслевое),     профессиональное
соглашение может предусматривать следующие положения:
     форму,  систему  и размер оплаты труда (тарифную  ставку  первого
разряда), различные виды доплат, пособий, денежных вознаграждений;
     порядок   индексации  тарифных  ставок  и  окладов,   компенсаций
работникам  организаций  с  учетом уровня инфляции  в  соответствии  с
нормативными актами Российской Федерации;
     основные    условия   материального   стимулирования   работников
организаций,   направленные  на  усиление  их   заинтересованности   в
эффективности производства;
     дополнительные  требования  к условиям  и  охране  труда,  другие
вопросы социальной направленности.
     Тарифные   ставки,   предусмотренные   в   областном   отраслевом
(межотраслевом),  профессиональном соглашении, являются  базовыми  для
организаций,   расположенных  на  территории   Тверской   области,   и
используются   ими  при  заключении  индивидуальных   и   коллективных
договоров.
     Областные     отраслевые    (межотраслевые),     профессиональные
соглашения   могут  быть  приложениями  к  трёхстороннему   соглашению
Тверской области.
     Условия,  содержащиеся  в  областных  отраслевых  (межотраслевых)
профессиональных  соглашениях, не могут ухудшать положение  работников
по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением,
общероссийским   отраслевым  (межотраслевым)   тарифным   соглашением,
трёхсторонним соглашением Тверской области на соответствующий период.
     Областные     отраслевые    (межотраслевые),     профессиональные
соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных
правовых актов.
     Регулирование  разногласий в ходе переговоров, при  заключении  и
исполнении   областных  отраслевых  (межотраслевых),  профессиональных
соглашений  производится  в  соответствии  с  Федеральным  законом  "О
порядке разрешения коллективных трудовых споров".
     Момент   подписания   соглашения  является   моментом   окончания
коллективных переговоров по его заключению.
     Представитель   Администрации   Тверской   области,   подписавший
соглашение,   имеет  право  предложить  работодателям   и   работникам
организаций,  по тем или иным причинам не участвовавшим  в  заключении
областного отраслевого (межотраслевого), профессионального соглашения,
но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит
к   отрасли,   профессии,  в  рамках  которых  заключено   соглашение,
присоединиться к данному соглашению.
     Если работодатели или соответствующие представители работников  в
течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили
о   своем  несогласии  присоединиться  к  нему,  соглашение  считается
распространенным  на  данных  работодателей  и  работников  с  момента
получения предложения.
     Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении,  но
не может превышать трёх лет.
     
     Статья 11. Муниципальное соглашение

     Муниципальные   соглашения  -  правовые   акты,   устанавливающие
условия  труда,  а  также социальные гарантии и  льготы,  связанные  с
территориальными  особенностями, заключаемые сторонами  соглашений  на
уровне муниципальных образований Тверской области.
     Муниципальные соглашения:
     заключаются     администрациями    муниципальных     образований,
объединениями тверских профсоюзов в лице полномочных представителей  в
муниципальных      образованиях,     муниципальными      объединениями
работодателей;
     разрабатываются    на   основе   переговоров   между    сторонами
соглашений;
     распространяются  на  работников,  работодателей,   администрацию
муниципального  образования, которые уполномочили своих представителей
разработать и заключить соглашение от их имени;
     принимаются  после  принятия трёхстороннего  соглашения  Тверской
области.
     Муниципальные  соглашения не могут ухудшать положение  работников
по    сравнению    с   законодательством,   Генеральным   соглашением,
трёхсторонним  соглашением  Тверской области,  областными  отраслевыми
соглашениями.
     Условия,  содержащиеся  в муниципальных соглашениях,  учитываются
при   принятии   нормативных   актов  в  организациях   муниципального
образования.
     Регулирование  разногласий в ходе переговоров  при  заключении  и
выполнении   окружного  соглашения  производится  в   соответствии   с
Федеральным  законом  "О  порядке  разрешения  коллективных   трудовых
споров".
     Момент   подписания   соглашения  является   моментом   окончания
коллективных переговоров по его заключению.
     Подписавший      соглашение      представитель      администрации
муниципального  образования  имеет право  предложить  работодателям  и
работникам   организаций,  не  участвовавшим  в   заключении   данного
соглашения, присоединиться к нему.
     Если работодатели или соответствующие представители работников  в
течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили
о   своем  несогласии  присоединиться  к  нему,  соглашение  считается
распространенным  на  данных  работодателей  и  работников  с  момента
получения предложения.
     Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении,  но
не может превышать трёх лет.

     Статья 12. Коллективный договор

     Коллективный  договор  - правовой акт, регулирующий  социально  -
трудовые  отношения  и  заключаемый работниками организации,  филиала,
представительства    с    работодателями    или    их     полномочными
представителями.
     Организации,  заключившие  коллективные  договоры,  обладают   по
представлению трёхсторонней комиссии Тверской области и других органов
социального партнёрства в Тверской области, преимущественным правом на
рассмотрение   в   Администрации  Тверской   области,   отраслевых   и
функциональных органах Администрации Тверской области и администрациях
муниципальных  образований,  объединениях  работодателей,   профсоюзах
вопросов   обеспечения   социальной   и   экономической   деятельности
предприятий, социальной защиты работников.

     Статья 13. Распространение действия соглашений.
     Присоединение   к  соглашениям  и  порядок  их   подписания   при
присоединении

     В  тех случаях, когда на работников одновременно распространяются
различные   соглашения,   действуют   условия   соглашения,   наиболее
благоприятные для работников.
     Организации    профсоюзов   и   их   объединения    (ассоциации),
организации   работодателей   и   их  объединения   (ассоциации),   не
участвовавшие в переговорах по заключению трёхстороннего (отраслевого,
межотраслевого,  муниципального) соглашения,  могут  присоединиться  к
нему,  направив  каждой  из  сторон  письменное  уведомление  о  своем
намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.
     Порядок подписания соглашений определяется сторонами.

     Статья 14. Уведомительная регистрация соглашений,
     коллективных договоров

     Для  уведомительной регистрации подписанные сторонами отраслевые,
профессиональные, муниципальные соглашения направляются в  семидневный
срок  в  орган  исполнительной  государственной  власти  по  труду,  а
коллективные   договоры  -  в  органы  местного  самоуправления.   При
осуществлении  уведомительной регистрации  соглашений  и  коллективных
договоров  проводится их проверка на предмет соответствия действующему
законодательству.  В  случае выявления нарушений  сообщается  об  этом
сторонам, подписавшим соглашения и коллективные договоры.
     Такой  же  порядок  действует  в случае  внесения  изменений  или
дополнений в соглашения, коллективные договоры.

        ГЛАВА 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ВО ВНЕБЮДЖЕТНОМ
                СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
     Статья 15. Регулирование оплаты труда

     Регулирование оплаты труда на предприятиях внебюджетного  сектора
экономики   Тверской  области  осуществляется  на  основе  федеральных
отраслевых  тарифных  соглашений, областных  соглашений,  коллективных
договоров предприятий, трудовых договоров (контрактов).
     Тарифные   ставки   (должностные   оклады),   предусмотренные   в
областных    соглашениях,    являются   базовыми    для    предприятий
соответствующих   отраслей,  расположенных  на   территории   Тверской
области,  и  используются  ими в качестве минимальных  уровней  оплаты
труда при заключении индивидуальных и коллективных трудовых договоров.
     Предприятия,   организации   вправе   повышать   определенные   в
федеральных отраслевых тарифных, областном отраслевом (межотраслевом),
профессиональном  соглашениях  тарифные  ставки  (оклады),   а   также
устанавливать к тарифным ставкам индивидуальные надбавки.
     Индексация,  повышение  тарифных ставок (должностных  окладов)  в
связи  с  ростом потребительских цен, осуществляется в соответствии  с
действующим  законодательством одновременно, в одинаковой степени  для
всех  работников предприятия (структурного подразделения),  исходя  из
наличия у предприятия собственных средств на эти цели.

     Статья 16. Соблюдение прав граждан по
     своевременной выплате заработной платы

     В  целях  своевременной  и  полной  выплаты  заработной  платы  в
Тверской области устанавливается порядок, при котором:
     средства,  поступающие в областной бюджет из  Федерального  фонда
финансовой  поддержки субъектов Российской Федерации,  направляются  в
первоочередном порядке на ликвидацию задолженности по заработной плате
работникам бюджетной сферы и на другие социальные выплаты;
     перечисление  денежных средств предприятиями и  организациями  на
погашение  задолженности  по  заработной  плате  и  другим  социальным
выплатам  производится  в  первоочередном  порядке  в  соответствии  с
действующим законодательством.

           ГЛАВА 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В СИСТЕМЕ
                      СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
     Статья 17. Ведение коллективных переговоров

     Каждая  сторона  имеет  равные права на  ведение  переговоров  по
заключению соглашений, коллективных договоров.
     Инициатором  переговоров по разработке,  заключению  и  изменению
областного  трёхстороннего,  областного отраслевого  (межотраслевого),
профессионального,  муниципального соглашения, коллективного  договора
вправе выступить любая сторона.
     Сторона    соглашения,    коллективного   договора,    получившая
письменное  уведомление  от другой стороны  с  предложением  о  начале
переговоров по заключению соглашения, коллективного договора,  обязана
не позднее семи дней начать переговоры.
     Если    первичные   профсоюзные   организации,   профсоюзы,    их
объединения  (ассоциации) выступают инициаторами ведения  коллективных
переговоров,  то  работодатели,  их объединения  (ассоциации),  органы
государственной власти и органы местного самоуправления обязаны  вести
с  ними такие переговоры и заключать соглашения, коллективные договоры
на согласованных сторонами условиях.

     Статья 18. Получение и распространение информации

     Стороны   соглашений,  коллективных  договоров  вправе   получать
полную и достоверную информацию по социально - трудовым и связанным  с
ними  вопросам,  необходимую для ведения переговоров  и  консультаций,
заключения  соглашений, коллективных договоров, контроля за  ходом  их
исполнения  в  порядке,  предусмотренном  действующим  федеральным   и
областным законодательством.
     Тверские  организации  профсоюзов и их объединения  (ассоциации),
тверские организации работодателей и их объединения (ассоциации) имеют
право  в  установленном  порядке  на  распространение  информации   по
социально  -  трудовым  и  связанным с ними  вопросам  через  средства
массовой  информации органов государственной власти и органов местного
самоуправления Тверской области.

     Статья 19. Инициатива в правотворчестве

     Тверские  организации  профсоюзов и их объединения  (ассоциации),
тверские  организации  работодателей  и  их  объединения  (ассоциации)
вправе  обращаться  в Законодательное Собрание и Губернатору  Тверской
области с предложениями по разработке проектов законодательных и  иных
нормативных правовых актов по социально - трудовым и связанным с  ними
вопросам.
     Органы   власти   рассматривают  в  соответствии  с   регламентом
разработанные  с  участием  тверских  организаций  профсоюзов   и   их
объединений  (ассоциаций),  тверских организаций  работодателей  и  их
объединений   (ассоциаций)  предложения  по  проектам  законов,   иных
нормативных правовых актов по социально - трудовым и связанным с  ними
вопросам.

     Статья 20. Взаимные консультации

     Стороны   соглашений,  коллективных  договоров  вправе  проводить
взаимные  консультации  по социально - трудовым  и  связанным  с  ними
вопросам,  в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения
соглашений,  коллективных договоров, контроля за ходом их  исполнения.
Инициатором  проведения таких консультаций может выступать  каждая  из
сторон.
     Сторона  соглашения, коллективного договора обязана приступить  к
консультациям с другой стороной не позднее семи дней после поступления
от нее письменного уведомления.

     Статья 21. Выполнение решений по вопросам соглашений,
     коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон

     Стороны  соглашений,  коллективных  договоров  обязаны  выполнять
решения  по вопросам, включенным в соглашения, коллективные  договоры,
рассматривать взаимные обращения по социально - трудовым и связанным с
ними   вопросам,   разрабатывать   в  установленные   в   соглашениях,
коллективных  договорах  сроки планы и принимать  конкретные  решения,
направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей.

     ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
     ПАРНЕРСТВА

     Статья   22.   Ответственность  сторон  соглашений,  коллективных
договоров

     Стороны  соглашений, коллективных договоров,  нарушающие  или  не
выполняющие  взятые  на  себя обязательства, несут  ответственность  в
соответствии  с  законодательством Российской  Федерации  и  настоящим
Законом.
     Стороны  соглашения, коллективного договора вправе  по  взаимному
согласию  устанавливать  ответственность  за  нарушение,  неисполнение
обязательств   по   коллективному  договору,  соглашению,   если   эта
ответственность не противоречит законодательству Российской  Федерации
и Тверской области. Условия и порядок применения мер ответственности к
сторонам  предусматриваются в соглашении,  коллективном  договоре  или
другом  документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного
договора.
     В   рамках   договорной   ответственности   стороны   соглашения,
коллективного  договора  вправе  наделить  орган  системы  социального
партнёрства    полномочиями    по   применению    согласованных    мер
ответственности  (санкций), включая денежные выплаты  за  невыполнение
или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.
     Решение    о    привлечении    к   ответственности    принимается
соответствующим  органом системы социального  партнёрства  в  порядке,
определяемом положением об этом органе, и оформляется протоколом.
     Если  в  соглашение, коллективный договор включены  имущественные
обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или
ненадлежащее   исполнение   этих  обязательств   может   наступать   в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     Сторона  (стороны)  соглашения,  коллективного  договора   вправе
требовать  принудительного  исполнения  имущественных  обязательств  в
судебном  порядке, если действующим законодательством не  предусмотрен
иной порядок рассмотрения возникшего спора.

     Статья 23. Ответственность должностных лиц органов
     государственной власти и органов местного самоуправления
     Тверской     области,     лиц,    представляющих     работодателя
(работодателей)

     Должностные  лица  органов  государственной  власти   и   органов
местного   самоуправления  Тверской  области,   лица,   представляющие
работодателя (работодателей), в обязанности которых входит обеспечение
выполнения    заключенного    соглашения,   коллективного    договора,
привлекаются   к  дисциплинарной  ответственности  за  нарушение   или
невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору.
     Сторона   (стороны),  а  также  соответствующий   орган   системы
социального  партнёрства  вправе направлять требование  о  привлечении
указанных  лиц  к  дисциплинарной ответственности органам  (лицам),  в
компетенцию которых входит принятие соответствующего решения.
     Требование  подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок  со  дня
его получения, в течение которого стороне (сторонам), соответствующему
органу  системы  социального  партнёрства  должен  быть  дан  ответ  о
принятых мерах или основаниях к отказу в его удовлетворении.
     Органы    профсоюзов,   объединений   (ассоциаций)    профсоюзов,
первичных  профсоюзных  организаций  вправе  требовать  привлечения  к
дисциплинарной  ответственности вплоть до увольнения должностных  лиц,
не  выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным  договором,
соглашением.
     Работодатель  (собственник), получивший требование о  привлечении
к дисциплинарной ответственности должностного лица, обязан письменно в
течение  тридцати  календарных  дней сообщить  профсоюзному  органу  о
принятых мерах.
     Лица,   представляющие  работодателя,  должностные  лица  органов
государственной  власти  и  органов местного  самоуправления  Тверской
области,   уполномоченные   на  ведение  переговоров   по   заключению
соглашения,    коллективного    договора,    заключение    соглашения,
коллективного  договора,  подвергаются  административному   штрафу   в
соответствии с действующим законодательством, налагаемому  в  судебном
порядке за:
     уклонение  от участия в переговорах по заключению, изменению  или
дополнению  соглашения, коллективного договора  или  нарушение  сроков
проведения    указанных    переговоров,    не    обеспечение    работы
соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки;
     необоснованный  отказ  от  заключения  соглашения,  коллективного
договора;
     непредставление  и  недостоверность информации,  необходимой  для
проведения  коллективных  переговоров  и  осуществления  контроля   за
выполнением соглашений, коллективных договоров;
     невыполнение   или   нарушение   обязательств   по    соглашению,
коллективному договору.
     Дела   о   наложении   штрафов  рассматриваются   Государственной
инспекцией труда, а также судом по заявлению представителей работников
либо по инициативе прокурора.

     Статья 24. Ответственность лиц руководящих органов профсоюзов

     За    невыполнение   обязательств   профсоюзов   по   соглашению,
коллективному   договору  лица  руководящих  органов   профсоюзов,   в
обязанности   которых   входят  обеспечение  исполнения   заключенного
соглашения,    коллективного   договора,    могут    привлекаться    к
ответственности в установленном законодательством порядке.
     Соответствующее предложение стороны (сторон) или  органа  системы
социального    партнёрства    подлежит   рассмотрению    в    порядке,
предусмотренном статьей 21 настоящего закона.

     Статья 25. Ответственность за разглашение
     государственной, служебной и коммерческой тайны

     Лица,  представляющие  работников,  работодателей,  представители
органов   государственной  власти  и органов  местного  самоуправления
Тверской  области за разглашение сведений, полученных  ими  (доступных
им)  в  связи  с подготовкой или выполнением соглашений,  коллективных
договоров,  если эти сведения являются государственной, служебной  или
коммерческой   тайной,   несут  ответственность   в   соответствии   с
федеральным законодательством.

     Статья 26. Выполнение обязательств

     Привлечение  к  ответственности не освобождает стороны  (сторону)
от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

     ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 27. Вступление настоящего закона в силу

     Настоящий  закон  вступает  в  силу с  момента  его  официального
опубликования.

     Статья 28. О приведении нормативных правовых актов
     в соответствие с настоящим Законом

     Губернатору  Тверской  области в течение шести  месяцев  привести
свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом.


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области          В.А. Миронов


Информация по документу
Читайте также