Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 27.07.2000 № 542-П-2

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


27.07.2000.                   г. Тверь                       N 542-П-2

Об обращении в Конституционный суд
Российской Федерации с запросом о проверке
конституционности абзаца первого пункта
"х" статьи 5 закона Российской Федерации
от 6.12.91. N 1992-1 "О налоге на добавленную
стоимость" и абзаца первого статьи 2
Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость"

     Законодательное Собрание Тверской области постановляет:

     1.  В  соответствии с пунктом 5 статьи 125 Конституции Российской
Федерации направить в Конституционный Суд Российской Федерации  запрос
о  проверке  соответствия абзаца первого пункта "х"  статьи  5  Закона
Российской  Федерации от 6.12.91г. N 1992-1 "О налоге  на  добавленную
стоимость" и абзаца первого статьи 2 Федерального закона от 02.01.2000
г.  N  36  ФЗ  "О внесении изменений в Закон Российской  Федерации  "О
налоге на добавленную стоимость" (прилагается).
     2.  Представительство в Конституционном Суде Российской Федерации
по  данному  вопросу  возложить  на  заведующего  юридическим  отделом
аппарата Законодательного Собрания Виноградова Анатолия Федоровича.


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области          В.А. Миронов



                                 В Конституционный Суд
                                 Российской Федерации
                                 103132, Москва, ул.Ильинка, 21

                                 заявитель: Законодательное Собрание
                                 Тверской области
                                 170000, Тверь, ул.Советская, 33


                              ЗАПРОС
    о проверке конституционности Закона Российской Федерации от
   6 декабря 1991г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"
      (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
        Совета РСФСР, 1991, N 52, ст.1871; Ведомости Съезда
       народных депутатов Российской Федерации и Верховного
      Совета Российской Федерации, 1992, N 23, ст.1229; N 34,
      ст.1976; 1993, N 4, ст.118; N 11, ст.387; N 14, ст.486;
    Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29,
    ст.3010; N 33, ст.3407; 1995, N 18, ст.1591; N 26, ст.2402;
      N 32, ст.3204; N 35, ст.3503; N 49, ст.4695; 1996, N 1,
    ст.4; N 14, ст. 1399; N 22, ст. 2582; 1997, N 12, ст. 1377;
    N 18, ст. 2102; 1998, N 31, ст.3825; N 47, ст. 5702; 1999,
   N 2, ст.237; N 7, ст.879; N 14, ст.1662; N 18, ст.2221; 2000,
         N 2, ст.157; N 22, ст.2263) и Федерального закона
                     от 02.01.2000 г. N 36-ФЗ
   "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге
       на добавленную стоимость" (Собрание законодательства
             Российской Федерации, 2000, N 2, ст.157)

     Основанием   к   обращению  в  Конституционный   Суд   Российской
Федерации  является обнаружившаяся неопределенность в вопросе  о  том,
соответствуют  ли  Конституции  Российской  Федерации   абзац   первый
подпункта  "х" статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91  г.  N
1992-1  "О  налоге  на добавленную стоимость" в редакции  Федерального
Закона  от 02.01.2000г. N 36-Федерального закона "О внесении изменений
в  Закон  Российской Федерации "О налоге на добавленную  стоимость"  и
абзац  первый  статьи  2 Федерального закона от 02.01.2000  г.  N  36-
Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость".
     1.  В  отличие  от  прежней редакции абзац первый  подпункта  "х"
статьи   5  Закона  Российской  Федерации  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" в новой редакции предусматривает, что от уплаты  налога  на
добавленную   стоимость   освобождаются   товары,   работы,    услуги,
производимые организациями, уставный капитал которых полностью состоит
из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
     Полагаем, что новая редакция абзаца первого подпункта "х"  статьи
5  Закона  Российской  Федерации "О налоге на  добавленную  стоимость"
лишает   льготы  по  освобождению  от  уплаты  налога  на  добавленную
стоимость   организации,  созданные  межрегиональными,  региональными,
местными  общественными  организациями инвалидов  для  обеспечения  их
уставных  задач. Тем самым она носит дискриминационный  характер,  так
как   в   соответствии   с   ней  устанавливаются   необоснованные   и
несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки в
виде   освобождения   от   уплаты  налога  на  добавленную   стоимость
организациям  инвалидов в зависимости от учреждения их общероссийскими
организациями  или  иными  организациями  инвалидов,  чем   нарушаются
конституционные  принципы  равенства,  исходящие  из  системной  связи
конституционных норм (статьи 7, часть 2; 13, часть 4; 15, часть 1; 19,
части 1 и 2; 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).
     Считаем,  что  реализация конституционных принципов  равенства  в
правовом   регулировании   налоговых  отношений   не   должны   носить
дискриминационный   характер   и  различно   применяться   исходя   из
социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев, не должны
допускать  установления дифференцированных ставок  налогов  и  сборов,
налоговых  льгот  в  зависимости от формы  собственности,  гражданства
физических лиц или места происхождения капитала. Считаем, что именно к
таким критериям относится и статус общественных организаций.
     В  постановлении  Конституционного Суда Российской  Федерации  от
23.12.1999  г.  N  18-П  по  вопросу  проверки  установления   тарифов
страховых  взносов  в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации   (п.7)
отмечалось,  что  "освобождение  от уплаты  страховых  взносов...  как
разновидность  государственной поддержки адресовано  одной  и  той  же
категории  граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от  статуса
общественной организации".
     Аналогично   должно   быть  в  праве  освобождение   организаций,
учрежденных  организациями инвалидов, от уплаты налога на  добавленную
стоимость  как  разновидность государственной поддержки,  адресованной
одной и той же категории граждан - инвалидам; предоставление налоговых
льгот  не  может  зависеть  от  статуса общественных  организаций,  их
учредивших.
     2.  Новая  норма  также  ухудшает положение налогоплательщиков  -
организаций,  созданных не общероссийскими общественными организациями
инвалидов, по сравнению с ранее действовавшей нормой.
     В  силу указания в абзаце первом статьи 2 Федерального закона  "О
внесении   изменений  в  Закон  Российской  Федерации  "О  налоге   на
добавленную стоимость" данная норма вступает в силу с 01.01.2000 г.  В
то же время закон вступает в силу после его официального опубликования
в "Российской газете", то есть с 5 января 2000 года. В данной ситуации
оспариваемой правовой норме придана обратная сила.
     В  соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации  и  п.2
ст.5   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  законы,  ухудшающие
положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
     Следовательно,   придание   норме   абзаца   первого   статьи   2
Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О  налоге  на  добавленную стоимость" обратной силы  применительно  к
организациям,   уставный  капитал  которых  состоит  из   вкладов   не
общероссийских  общественных организаций инвалидов,  не  соответствует
статье  57 Конституции Российской Федерации, поскольку этим нарушается
конституционный запрет ухудшения положения налогоплательщиков.
     Таким  образом,  норма  абзаца первого  подпункта  "х"  статьи  5
Закона  Российской  Федерации  "О  налоге  на  добавленную  стоимость"
нарушает  конституционные  принципы  равенства,  обязанности   платить
законно  установленные налоги и недопустимости придания обратной  силы
законам,   ухудшающим  положение  налогоплательщиков,  вытекающие   из
системной  связи статей 7 (часть 2); 13 (часть 4); 15  (часть  1);  19
(части 1 и 2); 55 (часть 3); 57 Конституции Российской Федерации.
     Учитывая   изложенное,   руководствуясь   статьями   84   и    86
Федерального   Конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской   Федерации",  просим  проверить  соответствие  Конституции
Российской  Федерации абзаца первого подпункта  "х"  статьи  5  Закона
Российской  Федерации от 06.12.91г. N 1992-1 "О налоге на  добавленную
стоимость" и абзаца первого статьи 2 Федерального закона от 02.01.2000
г.  N  36-ФЗ  "О  внесении изменений в Закон Российской  Федерации  "О
налоге на добавленную стоимость".

     Приложение:
     1.  Постановление  Законодательного Собрания Тверской  области  N
542-П-2 от 27.07.2000г. (30 экз.).
     2. Запрос на 3-х листах (30 экз.);
     3.  Текст статьи 5 Закона РФ от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге  на
добавленную стоимость" (30 экз.).
     4.  Текст  Федерального  закона  от  02.01.2000  г.  N  36-ФЗ  "О
внесении   изменений  в  Закон  Российской  Федерации  "О  налоге   на
добавленную стоимость" (30 экз.).
     5.  Документ  об  уплате государственной пошлины  ____________(30
экз.).


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области          В.А. Миронов


Информация по документу
Читайте также