Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14.02.1996 № 80-II ГД

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                   О проекте федерального закона
     "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты
   Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
      "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в
                     совершении преступлений"

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять  в  первом  чтении  проект  федерального  закона "О
внесении изменений и дополнений в законодательные  акты  Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
     2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации,  комитеты  и комиссию Государственной Думы,  депутатские
объединения     в     Государственной     Думе,     законодательные
(представительные)    органы    субъектов   Российской   Федерации,
Конституционный Суд Российской Федерации,  Верховный Суд Российской
Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
     Предложения и   замечания    по    указанному    законопроекту
представляются  в Комитет Государственной Думы по безопасности до 4
марта 1996 года.
     3. Комитету  Государственной  Думы  по  безопасности  с учетом
поступивших   предложений   и   замечаний   доработать    указанный
законопроект  и  внести его на Рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     14 февраля 1996 года
     N 80-II ГД
     ____________________



     Проект


                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

        О внесении изменений и дополнений в законодательные
           акты Российской Федерации в связи с принятием
           Федерального закона "О содержании под стражей
              подозреваемых и обвиняемых в совершении
                           преступлений"

     Принят Государственной Думой  "   "                   199   г.

     Статья 1.   Внести   в  Уголовно-процессуальный  кодекс  РСФСР
(Ведомости Верховного Совета РСФСР,  1960,   N 40,  ст. 592;  1965,
N 50, ст. 1243; 1966, N 35, ст.  946;  N 38,  ст. 1039; 1970, N 22,
ст. 442;  1972,  N 51,  ст.  1207; 1973, N 16, ст. 353; 1974, N 29,
ст. 781, 782; 1975, N 33, ст. 699; 1978, N 15, ст. 410; 1980, N 20,
ст. 536;  1983, N 32, ст. 1153;  1984,  N 5,  ст. 168;  1985,  N 5,
ст. 163; N 40, ст. 1398; 1986,  N 23, ст. 638; 1987, N 27, ст. 961;
N 36, ст. 1295;  N 43,  ст. 1501;  1988,  N 14, ст. 396, 397; N 33,
ст. 1081; N 48,  ст.  1529;  1989,  N 16,  ст. 397;  N 28, ст. 739;
N 37,  ст.  1074;    Ведомости   Съезда  народных депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР, 1991,    N 15,   ст. 494; N  52, ст. 1867;
Ведомости  Съезда  народных  депутатов   Российской   Федерации   и
Верховного Совета Российской Федерации,  1992, N 17, ст. 894; N 33,
ст.  1912;  1993, N 3, ст. 97; N 21, ст. 749; N 22,  ст. 789; N 32,
ст.  1231;  Собрание  законодательства  Российской Федерации, 1994,
N 10,  ст. 1109;   N 17,   ст. 1950;   1995,   N 11, ст. 939; N 18,
ст. 1595; N 21, ст. 1927;  N 30, ст. 2866)   следующие  изменения и
дополнения:
     1. Статью  11 дополнить частями третьей и четвертой следующего
содержания:
     "Начальник места  содержания под стражей обязан не позднее чем
за двадцать четыре часа до истечения срока содержания  под  стражей
подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо,  в
производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.
     Если по  истечении установленного законом срока задержания или
заключения под стражу в качестве  меры  пресечения  соответствующее
решение  об  избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,
либо  об  освобождении  подозреваемого  или  обвиняемого,  либо   о
продлении   срока  содержания  его  под  стражей  в  качестве  меры
пресечения или сообщение об этом решении  не  поступило,  начальник
места содержания под стражей освобождает его своим постановлением".
     Часть третью статьи 11 считать соответственно частью пятой.
     2. Дополнить  статью  46  частями четвертой,  пятой,  шестой и
седьмой следующего содержания:
     "Обвиняемый, содержащийся   под   стражей   в   качестве  меры
пресечения,  вправе иметь свидания с защитником наедине. Количество
и продолжительность свиданий не ограничивается.
     Обвиняемый имеет право  вести  переписку  с  родственниками  и
иными  лицами  без  ограничения  числа  получаемых  и  отправляемых
телеграмм и писем. Переписка с лицами, содержащимися в учреждениях,
исполняющих наказания, осуществляется с разрешения лица или органа,
в производстве которых находится уголовное дело.
     Обвиняемому на   основании  письменного  разрешения  лица  или
органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть
предоставлено  не  более  двух  свиданий в месяц с родственниками и
иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
     Порядок и    условия    свиданий   и   переписки   обвиняемого
определяются  Федеральным  законом  "О   содержании   под   стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.".
     Часть четвертую  статьи  46  считать   соответственно   частью
восьмой.
     3. Часть четвертую статьи 47 изложить в следующей редакции:
     "В качестве защитников  допускаются адвокат, - по предъявлении
им ордера юридической консультации; представитель профессионального
союза    или    другой    общественной    организации,   являющимся
защитником, - по предъявлении  соответствующего протокола,  а также
документа, удостоверяющего его личность".
     4. Дополнить статью 52 частями  третьей,  четвертой,  пятой  и
шестой следующего содержания:
     "Подозреваемый с момента задержания вправе иметь  защитника  и
свидания с ним наедине.  Количество и продолжительность свиданий не
ограничивается.
     Подозреваемый имеет  право  вести переписку с родственниками и
иными  лицами  без  ограничения  числа  получаемых  и  отправляемых
телеграмм и писем. Переписка с лицами, содержащимися в учреждениях,
исполняющих наказания, осуществляется с разрешения лица или органа,
в производстве которых находится уголовное дело.
     Подозреваемому на основании письменного  разрешения  лица  или
органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть
предоставлено не более двух свиданий в  месяц  с  родственниками  и
иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
     Порядок и  условия   свиданий   и   переписки   подозреваемого
определяются  Федеральным  законом  "О  содержании     под  стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
     4. Статью 96 дополнить частью шестой следующего содержания:
     "Лицо или орган,  в производстве которого находится  уголовное
дело,   обязаны   незамедлительно   известить   одного  из  близких
родственников  подозреваемого  или  обвиняемого  о  месте  или   об
изменении места его содержания под стражей.".
     5. Статью 96-1 изложить в следующей редакции:
     "Статья 96-1. Порядок и условия содержания лиц, заключенных
                   под стражу.
     Порядок и условия содержания  подозреваемых  и  обвиняемых,  в
отношении  которых  в качестве меры пресечения применено заключение
под стражу,  определяются Федеральным  законом  "О  содержании  под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
     6. Статью 96-2 изложить в следующей редакции:
     "Статья 96-2. Сроки содержания лиц, заключенных под стражу, в
                   изоляторах временного содержания.

     Подозреваемые и обвиняемые,  в отношении  которых  в  качестве
меры пресечения применено заключение под стражу,  могут содержаться
в изоляторах временного содержания не более трех суток.
     Подозреваемые и   обвиняемые,   содержащиеся   в  следственных
изоляторах,  могут переводиться в изоляторы временного содержания в
случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий,
судебного рассмотрения дел за  пределами  населенных  пунктов,  где
находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их
невозможна,   на время выполнения указанных  действий  и  судебного
процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.".
     7. В статье 122-1 слова:      "Положением     о        порядке
кратковременного    задержания   лиц,  подозреваемых  в  совершении
преступления" заменить словами:  "Федеральным законом "О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
     Статья 2.   Дополнить   Исправительно-трудовой   кодекс  РСФСР
(Ведомости Верховного Совета РСФСР,   1970,   N 51, ст. 1220; 1973,
N 22,  ст. 491;  1977,  N 12, ст. 258,  N 38,  ст. 907; 1983, N 10,
ст. 319,  N 40,  ст.  1429;   1985,  N 39,  ст. 1353;  1987,  N 43,
ст. 1501; 1989, N 22, ст. 550; Ведомости Съезда народных  депутатов
Российской Федерации и  Верховного  Совета   Российской  Федерации,
1992,  N 29,  ст. 1687;  1993,  N 10,   ст.   360;  N 32, ст. 1234)
статьей 15-1 следующего содержания:
     "Статья 15-1. Использование учреждений, исполняющих наказания,
                   для содержания под стражей подозреваемых
                   и обвиняемых.
     Осужденные, отбывающие  наказание в исправительно-трудовых или
воспитательно-трудовых   колониях   и   тюрьмах,   задержанные   по
подозрению  в совершении другого преступления,  могут содержаться в
этих  учреждениях,  но  изолированно  от   осужденных,   отбывающих
наказание.
     Подозреваемые и обвиняемые,  в отношении которых   в  качестве
меры пресечения применено заключение под стражу,  могут содержаться
в тюрьмах или на территориях учреждений,  исполняющих наказания,  в
специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих
в   режиме    следственных    изоляторов.    Перечень    тюрем    и
исправительно-трудовых  учреждений,  на  территории  которых  могут
содержаться  подозреваемые  и  обвиняемые,  утверждается  Министром
внутренних  дел  Российской Федерации по согласованию с Генеральным
прокурором Российской Федерации.".
     Статья 3.  Внести   в   Кодекс   РСФСР   об   административных
правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст.
910;  1985,  N 40,  ст.  1383; 1986, N 23, ст. 638; 1987, N 23, ст.
800;  1988, N 31,  ст. 1005; 1989, N  10, ст. 246; N  50, ст. 1477;
1990,  N 10,  ст. 287; Ведомости Съезда народных  депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР,  1991,  N 15,  ст.  494;  Ведомости Съезда
народных  депутатов  Российской  Федерации  и   Верховного   Совета
Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 838; N 17, ст. 894; N 34, ст.
1970;  1993, N 3, ст. 97; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453; N 18, ст. 1596; N 30, ст.
2366) следующие изменения:
     в   наименовании    и    в  части  первой  статьи  168  слова:
", воспитательно-трудовых,                  лечебно-трудовых      и
лечебно-воспитательных     профилакториях"     заменить    словами:
"и  в  местах  содержания  под  стражей подозреваемых и  обвиняемых
в совершении преступлений".
     Статья 4.  Внести  в Закон РСФСР "О милиции" (Ведомости Съезда
народных  депутатов  Российской  Федерации  и   Верховного   Совета
Российской Федерации,  1991,  N 16,  ст.  503; 1993, N 10, ст. 360)
следующие изменения и дополнения:
     1. В  части  второй статьи 9 слова:  "изоляторы для временного
содержания задержанных  и  заключенных  под  стражу  лиц"  заменить
словами:   "изоляторы   временного   содержания   подозреваемых   и
обвиняемых органов внутренних дел".
     2. Статью   9   после  части  шестой  дополнить  новой  частью
следующего содержания:
     "Решения о  создании,  реорганизации  и  ликвидации изоляторов
временного  содержания   принимаются   в   порядке,   установленном
Министерством внутренних дел Российской Федерации".
     Части седьмую,  восьмую,  девятую и десятую статьи  9  считать
соответственно частями восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой.
     3. Часть первую статьи  12  после  слов:  "настоящим  Законом"
дополнить славами: ", а сотрудники изоляторов временного содержания
подозреваемых и обвиняемых органов  внутренних  дел  -  Федеральным
законом  "О  содержании  под  стражей  подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений".
     Статья   5.    Внести       в        Закон          Российской
Федерации   "Об   учреждениях   и  органах,  исполняющих  уголовные
наказания  в  виде  лишения  свободы"  (Ведомости  Съезда  народных
депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного  Совета  Российской
Федерации, 1993, N 33, ст. 1316) следующие изменения и дополнения:
     1. Дополнить Закон статьей 5-1 следующего содержания:
     "Статья 5-1. Использование учреждений,  исполняющих  наказания
для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
     На территории   учреждений,   исполняющих   наказания,   могут
оборудоваться   специальные  помещения,  функционирующие  в  режиме
следственных изоляторов, для содержания подозреваемых и обвиняемых,
в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение
под  стражу.  Перечень  таких  учреждений  утверждается   Министром
внутренних  дел  Российской Федерации по согласованию с Генеральным
прокурором Российской Федерации".
     2. Статью 13 дополнить пунктом седьмым следующего содержания:
     "7) обеспечивать режим и условия  содержания  подозреваемых  и
обвиняемых,   в   отношении  которых  в  качестве  меры  пресечения
применено заключение под стражу,  а  также  соблюдение  их  прав  и
исполнение  ими  своих  обязанностей  в  соответствии с Федеральным
законом "О содержании под  стражей  подозреваемых  и  обвиняемых  в
совершении преступлений".
     3. Статью 28 дополнить частью второй следующего содержания:
     "Сотрудники следственных   изоляторов  уголовно-исполнительной
системы применяют физическую силу,  специальные средства, газовое и
огнестрельное   оружие  в  порядке  и  в  случаях,  предусмотренных
Федеральным законом  "О  содержании  под  стражей  подозреваемых  и
обвиняемых в совершении преступлений",  настоящим Законом и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации.".
     Части вторую,  третью,  четвертую,  пятую  и  шестую статьи 23
считать соответственно частями третьей,  четвертой, пятой, шестой и
седьмой.
     Статья 6.  Настоящий  Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования, за исключением положений статьи 1 о
предоставлении   подозреваемым   и   обвиняемым,   содержащимся   в
изоляторах временного содержания, свиданий с родственниками и иными
лицами,  которые вступают в силу с момента создания соответствующих
условий, но не позднее января 1998 года.


     Президент Российской Федерации                        Б.Ельцин

     Москва, Кремль
     "  "          1996 г.
     N


                           ____________



                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
  в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
    Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых
              и обвиняемых в совершении преступлений"

     Настоящий законопроект разработан в соответствии со статьей 53
Федерального закона  "О  содержании  под  стражей  подозреваемых  и
обвиняемых  в совершении  преступлений". В его подготовке принимали
участие Минюст России,  МВД России,  Минобороны России, ФСБ России,
ФПС  России,  ДНП России,  ГТК России,  Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,
Генеральная     прокуратура     Российской     Федерации,    другие
заинтересованные   министерства   и   ведомства.   Основная    цель
законопроекта    -   устранить   в   действующем   законодательстве
противоречия по вопросам содержания под   стражей  подозреваемых  и
обвиняемых  в совершении преступлений,  а также обеспечить гарантии
их прав и законных интересов.
     Наиболее значительные        поправки        вносятся        в
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
     Статья 11  указанного Кодекса  дополняется принципиально новой
нормой,  которая наделяет начальника места содержания  под  стражей
правом  освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи в тех
случаях,  когда  по  истечении  установленного  законом  срока   их
содержания  не  поступило  решение  или сообщение о продлении этого
срока.
     Существенные изменения вносятся в статьи 46 и 52 УПК РСФСР.  В
основном они сводятся к тому,  что  подозреваемым  и  обвиняемым  с
момента  их задержания предоставляется право на защиту,  а также на
свидания и переписку с родственниками и иными лицами.
     Статья 96    Кодекса   дополняется   нормой,   воспроизводящей
положения статьи 7 Федерального  закона.  Устанавливается  правило,
согласно которому орган или лицо,  в производстве которых находится
уголовное дело,  обязаны незамедлительно извещать одного из близких
родственников подозреваемого и обвиняемого о месте или об изменении
места их содержания под стражей.
     Статья 96-2 Кодекса излагается в новой редакции. В этой норме,
по сравнению с действующим  законодательством,  с  30  до  10  дней
сокращаются   сроки   содержания   подозреваемых   и  обвиняемых  в
изоляторах временного содержания в случаях,  если они  доставляются
туда   из   следственных  изоляторов  для  выполнения  следственных
действий и судебного рассмотрения дел.
     В статью 122-1 вносятся   поправки   редакционного  характера,
не меняющие ее существа.
     В Исправительно-трудовой  Кодекс  РСФСР  предлагается   ввести
новую   статью   15-1,  которая   определяет   порядок   и  условия
использования учреждений, исполняющих наказания, для содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
     В статье     168    Кодекса    РСФСР    об    административных
правонарушениях,  предусматривающей  ответственность  за   передачу
запрещенных    предметов    лицам,   содержащимся   в   учреждениях
уголовно-исполнительной   системы,   уточняется    название    этих
учреждений.
     Вносятся также коррективы в статьи 9  и  12  Закона  РСФСР  "О
милиции",  связанные  главным  образом  с  правовой  регламентацией
порядка  создания  и  реорганизации  мест  содержания  под  стражей
подозреваемых  и  обвиняемых,  а также применения физической силы и
оружия сотрудниками изоляторов временного содержания.
     Закон Российской   Федерации   "Об   учреждениях   и  органах,
исполняющих   уголовные   наказания   в   виде   лишения   свободы"
предлагается  дополнить  статьей  5-1. Данная норма предусматривает
возможность оборудования и использования на территории  учреждений,
исполняющих  наказания,  специальных  помещений,  функционирующих в
режиме следственных изоляторов.  Кроме  того,  в  статьи  13  и  28
указанного   Закона  вносятся  дополнения,  касающиеся  организации
деятельности  мест   содержания   под   стражей   подозреваемых   и
обвиняемых,  а  также  порядка  применения  к  названным  лицам мер
принуждения.
     Принятие законопроекта позволит создать  правовую  основу  для
содержания  под  стражей  подозреваемых  и обвиняемых,  более четко
регламентировать их права и обязанности.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также