Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тверской области от 26.06.1998 № 439

                               ГУБЕРНАТОР
                           ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


26.06.98                     г. Тверь                            N 439

Об утверждении Программы защиты прав
потребителей Тверской области на 1998-2000 годы

     В целях  обеспечения  координации усилий государственных органов,
органов   местного   самоуправления   и    общественных    организаций
потребителей  по  реализации  на территории области законодательства о
защите прав потребителей,
ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить  Программу защиты прав потребителей Тверской области
на 1998-2000 годы (прилагается).

     2. Комитетам и управлениям Администрации области,  другим органам
государственного   управления   обеспечить   реализацию   Программы  в
установленные сроки.

     3. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления   разработать
аналогичные программы и организовать их выполнение.

     4. Принять к сведению,  что общая координация работ по выполнению
Программы возлагается на  межведомственный  координационный  совет  по
защите прав потребителей при Администрации области.

     5. Контроль  за  выполнением  данного  постановления возложить на
первого заместителя Губернатора области В.М. Румянцева.


     Губернатор Тверской области           В.И. Платов


                                                   Утверждено
                                            Постановлением Губернатора
                                                Тверской области
                                            от 26.06.1998 г. N 439

                              ПРОГРАММА
                       защиты прав потребителей
                 Тверской области на 1998 - 2000 годы

                               Введение

     Программа защиты  прав потребителей в Тверской области базируется
на  Гражданском  кодексе  Российской  Федерации,   Законе   Российской
Федерации "О защите прав потребителей".
     Она увязана по срокам  и  содержанию  мероприятий  с  федеральной
целевой  программой  "Экономическое  и  социальное  развитие  Тверской
области на 1998 - 2005 г. г.".
     Программа разработана администрацией области совместно с Тверским
территориальным управлением Государственного антимонопольного комитета
Российской Федерации.
     В ней учтены предложения территориальных  органов  исполнительной
власти,  входящих  в  систему защиты прав потребителей на региональном
уровне,  а  также  органов   местного   самоуправления,   общественных
объединений потребителей.

                 1. Цель и основные задачи программы

     Программа защиты   прав  потребителей  направлена  на  достижение
целей,  в  совокупности  создающих   условия   для   соблюдения   прав
потребителей  в  сферах  торговли  и  услуг,  а  при  их  нарушении  -
возможности для граждан самостоятельной защиты своих прав.
     Основные задачи программы:
     создание действенной    региональной    системы    защиты    прав
потребителей;
     формирование структур, занимающихся защитой прав потребителей;
     организация правовой защиты потребителей;
     обеспечение потребителям права свободного выбора товара,  работы,
услуги;
     обеспечение равной доступности к товарам,  услугам для  различных
категорий потребителей;
     совершенствование системы   сбора,   анализа    и    оперативного
информирования  соответствующих  структур  и  населения  об  опасных и
некачественных товарах,  работах и услугах, а также о фактах нанесения
вреда  жизни,  здоровью,  имуществу  граждан,  в  связи о потреблением
недоброкачественных товаров, работ, услуги;
     выработка и реализация комплекса мер по предотвращению доступа на
областной рынок опасных для здоровья  людей,  некачественных  товаров,
работ, услуг;
     организация пропаганды в средствах массовой  информации  законных
прав  потребителей,  а  также  обязанностей  продавцов (изготовителей,
исполнителей) товаров (работ, услуг), результатов работы по реализации
законодательства о защите прав потребителей;
     создание системы правового обучения населения законодательству  о
защите  прав потребителей,  в том числе в учебных заведениях различных
ступеней образования.

              2. Государственный контроль за соблюдением
                    законодательства о защите прав
                   потребителей в Тверской области.
          Роль органов местного самоуправления в реализации
                      потребительской политики.

     Становление потребительского рынка области происходит  в  сложных
условиях,  отягощенных  кризисными  явлениями  в  экономике,  массовой
задержкой  выплат  заработной   платы,   пенсий,   пособий,   правовым
нигилизмом.
     Либерализация внешнеполитической      деятельности      позволила
существенно  расширить товарный ассортимент,  но не всем отечественным
производителям  удалось  выдержать  конкуренцию,  на  грани  выживания
оказались целые отрасли промышленности области.
     Недостаточная развитость   или   отсутствие   устойчивых   связей
торговли  как  с отечественными,  так и с зарубежными производителями,
снижает эффективность потребительской политики.
     При существенном      расширении      товарного      ассортимента
потребительский рынок еще далек от рационального  насыщения,  особенно
по ценовому и качественному признакам.
     Значительная часть  населения  области   переориентировалась   на
приобретение товаров через мелкооптовые рынки,  где цены, как правило,
ниже.  Однако именно  такие  источники  товаров  повышают  вероятность
покупки некачественной продукции, делают проблематичным восстановление
нарушенных прав потребителей.
     Все большую остроту приобретают вопросы защиты прав потребителей,
пользующихся  услугами  жилищно-коммунального  хозяйства,  транспорта,
связи.
     Растет число жалоб потребителей на нарушение их прав при оказании
платных  медицинских,  туристических,  образовательных  услуг.  Это  в
основном новые для потребителей виды  услуг,  причем,  законодательная
урегулированность  возникающих  при  их оказании правоотношений крайне
недостаточна.
     Значительная часть  обращаемой  на  потребительском рынке области
продукции  не  отвечает  требованиям  Закона   РФ   "О   защите   прав
потребителей"  в  части качества и безопасности для жизни,  здоровья и
имущества граждан.
     Тверским центром стандартизации, метрологии и сертификации в 1997
году проверено 141  предприятие  на  предмет  соблюдения  обязательных
требований стандартов. На 76 (53,9 %) предприятиях выявлены нарушения.
Запрещена реализация продукции на сумму 1492,1 млн. рублей.
     Из 224   проверенных   ЦСМ   предприятий   по  соблюдению  правил
обязательной сертификации на 117 (52,2 %) выявлены нарушения.
     Управлением Госторгинспекции  по  Тверской  области  в  1997 году
проведено 3537  проверок  соблюдения  правил  торговли,  требований  к
качеству товаров.
     В 78 % проверок выявлены нарушения правил торговли, 69,3 % обмана
(обмера,   обвеса,   обсчета)  покупателей,  14,9  %  продажи  товаров
ненадлежащего качества или без сертификатов.
     Областным центром  госсанэпиднадзора  в ходе текущего санитарного
контроля забраковано 77,4 тонны продовольственного сырья  и  продуктов
питания,  из них - 12,6 тонн составляет импорт. В основном, забраковки
по срокам годности - 1233 партии,  по микробиологическим показателям -
138 партий, по санитарно - химическим - 112 партий продукции.
     По данным  контролирующих   органов,   служб   по   защите   прав
потребителей   муниципальных   образований   свыше  20  %  алкогольной
продукции  в  области  реализуется   без   информации   о   проведении
обязательной сертификации.
     Значительное количество предъявляемых при проверках  сертификатов
соответствия   не   сопоставимо   по   характеристикам  с  реализуемой
продукцией.
     Четвертая часть  алкогольной  продукции реализуется с отсутствием
копии справки к грузовой таможенной декларации либо с ее  неправильным
оформлением.
     В структуре  выявленных  в  1997  г.   Тверским   антимонопольным
управлением   630   нарушений  прав  потребителей  (20  %)  составляют
нарушения при продаже товаров. Большая их часть связана с недостатками
при реализации сложной бытовой техники.
     Большая доля нарушений  прав  потребителей  приходится  на  сферу
жилищно-коммунальных услуг.
     В структуре нарушений,  выявленных  антимонопольным  управлением,
Государственной  жилищной  инспекцией  по  Тверской области,  службами
защиты прав потребителей органов местного самоуправления,  более 80  %
приходится  на  низкое  качество  услуг по техническому обслуживанию и
ремонту жилых помещений,  водо- и теплоснабжению,  неисполнению сроков
ремонта  оборудования  и  мест общего пользования (кровли,  лестничных
площадок и т. д.).
     Отсутствие четкой      законодательной     базы     регулирования
правоотношений в сфере ЖКХ усугубляется сложным финансовым  состоянием
всей системы коммунального обслуживания населения области, монопольным
положением коммунальных служб на  рынке  этого  вида  услуг,  а  также
низким  уровнем  активности потребителей в отстаивании своих прав,  их
слабой информированности об ответственности организаций - исполнителей
услуг.
     Население, не получая должной реакции служб ЖКХ на свои  законные
претензии,  в  большинстве  районов области не имеет возможности найти
надлежащую правовую защиту.  Лишь в 8  местных  администрациях  службы
защиты   прав   потребителей   принимают   к   рассмотрению  заявления
потребителей жилищно-коммунальных и других видов услуг.
     В 1997 г. значительно возросло количество нарушений, выявленных в
сфере платных медицинских услуг.
     Обследование этого   рынка   услуг,  проведенное  антимонопольным
управлением  в  1997  году,   выявило   характерные   нарушения   прав
потребителей в части:
     - отсутствия   в   обследованных   учреждениях   необходимой    и
достоверной   информации   о   государственной   регистрации,  наличии
лицензии,  квалификации и сертификации специалистов,  калькуляции цен,
сведений об условиях, правилах предоставления и получения услуг;
     - предоставления  платных  услуг  без   оформления   договора   в
письменной  форме  или  заключение  договора  без  указания стоимости,
условий оплаты;
     - невыдача    потребителям    документов    строгой   отчетности,
подтверждающих прием денег за оказываемую услугу.
     В ходе  проверок  выявляются  факты  оказания  платных  услуг без
лицензии,  а также предоставление их работниками лечебных учреждений в
основное рабочее время, предусмотренное для ведения бесплатного приема
больных в рамках обязательного медицинского страхования.
     Основной причиной  нарушений является незнание как потребителями,
так и руководителями медицинских учреждений Закона РФ "О  защите  прав
потребителей" и правил предоставления медицинских услуг.
     В области  слабо  осуществляется  постлицензионный  контроль   за
деятельностью медицинских учреждений.
     В этой сфере потребителям довольно трудно отстаивать свои права в
том числе и в суде в связи с высокой стоимостью проведения экспертизы,
а также корпоративностью медицинских работников,  что  сказывается  на
объективности экспертного заключения.
     Отсутствие четкого    законодательного     определения     уровня
гарантированной  бесплатной медицинской помощи способствует расширению
тенденции вымывания "бесплатных" услуг и замены их платными.
     В 1997  году  с  участием антимонопольного управления,  служб ЗПП
органов местного самоуправления предъявлено в суды 153 иска.
     В пользу потребителей вынесено свыше 100 судебных решений.
     Однако продолжают  оставаться  острыми  при  рассмотрении  дел  о
защите   прав   потребителей  такие  проблемы,  как  нарушение  сроков
рассмотрения дел,  переносы судебных  заседаний,  принятие  решений  о
размере  компенсации  морального  вреда,  а  также исполнение судебных
решений.   Негативно   на   судебной   практике   отражается   наличие
противоречий   между   обновленным  законодательством  о  защите  прав
потребителей и новым Гражданским кодексом РФ.
     Значительное внимание    в    области    уделяется   формированию
необходимых знаний у потребителей с  целью  их  адаптации  к  рыночной
экономике.
     Эта работа проводится в двух направлениях:
     организация широкой  пропаганды  правовых знаний в области защиты
прав  потребителей  через  средства  массовой  информации,  проведение
различных   мероприятий,   в   том  числе  с  широким  участием  самих
потребителей;
     организация обучения   потребителей,  предпринимателей,  а  также
специалистов   муниципальной,   общественной   системы   защиты   прав
потребителей.
     В 1997 году только в СМИ области было опубликовано 421  материал,
организовано свыше 70 радио- и телепередач, проведено 117 семинаров.
     Основы потребительского законодательства медленно, но настойчиво,
внедряются в программы учебных заведений всех уровней образования.
     В области  за  последние  5  лет  в   основном   сформирована   в
соответствии  с  действующим потребительским законодательством система
защиты прав потребителей.
     Она включает:
     - территориальное   управление   федерального    антимонопольного
органа,  осуществляющего в соответствии со ст.  40 Закона РФ "О защите
прав потребителей" государственный контроль за соблюдением  законов  и
иных  правовых  актов,  регулирующих  отношения  в области защиты прав
потребителей;
     - территориальные      подразделения      федеральных     органов
исполнительной  власти,  осуществляющие  контроль   за   качеством   и
безопасностью товаров (работ, услуг):
     Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации;
     Областное управление   государственной   инспекции  по  торговле,
качеству товаров и защиты прав потребителей;
     Областной центр Госсанэпиднадзора;
     Тверская таможня;
     Тверское управление транспортной инспекции;
     - департаменты  жилищно-коммунального   и   газового   хозяйства,
здравоохранения,  комитет  по  охране  окружающей  среды  и  природных
ресурсов,  управления  внутренних   дед,   ветеринарии   администрации
области;
     - органы местного самоуправления с их  службами  по  защите  прав
потребителей;
     - общественные организации потребителей.
     Координация деятельности  всех  ветвей  областной  системы защиты
прав потребителей ведется в рамках работы межведомственного совета  по
защите  прав  потребителей при администрации области,  а также двух- и
многосторонних  соглашений  между   территориальными   подразделениями
федеральных органов исполнительной власти.
     Все большую   социальную   значимость   в   сфере   защиты   прав
потребителей приобретает деятельность органов местного самоуправления.
Их взаимоотношения с антимонопольным управлением  строятся  на  основе
заключенных  соглашений  о  совместной  деятельности  по  защите  прав
потребителей.
     Анализ договоров,     рассмотрение     жалоб,    консультирование
потребителей,  помощь в составлении  претензий  и  исковых  заявлений,
сопровождение дел в судах - все это для потребителей делается службами
защиты прав потребителей при  местных  администрациях  бесплатно,  что
особенно важно для малообеспеченных слоев населения.
     В Тверской области за  5  лет  своего  существования  эти  службы
рассмотрели   более   13000   жалоб  граждан.  В  пользу  потребителей
добровольно решено более 9700 вопросов,  по 526 делам открыто  исковое
производство.
     Службы ЗПП совместно с другими контролирующими  органами  провели
26000 проверок хозяйствующих субъектов в сфере производства, торговли,
бытового и иных видов обслуживания.
     К сожалению,  в  1996  -  1997  г.  г.  прослеживается  тенденция
сокращения отделов ЗПП, сужения их функций.
     За последние  годы  несколько  укрепилось  общественное  движение
потребителей.  В городах  и  районах  области  действует  10  обществ,
которые  оказывают  помощь  потребителям  по восстановлению нарушенных
прав  в  судебном  порядке,  организуют  проверки  выполнения   правил
торговли  и  оказания  услуг,  занимаются пропагандой потребительского
законодательства.

           3. Конкретные направления работы по защите прав
                 потребителей и меры по их реализации

     3.1. Формирование  системы защиты прав потребителей.  Координация
деятельности органов, входящих в систему защиты прав потребителей

     3.1.1. В  соответствии  со  ст.  44   Закона   "О   защите   прав
потребителей"   в   целях  обеспечения  защиты  прав  потребителей  на
территории муниципальных образований  органы  местного  самоуправления
самостоятельно  организуют соответствующие структуры,  которым законом
предоставлено право:
     - рассматривать   жалобы   потребителей,  консультировать  их  по
вопросам защиты прав потребителей;
     - анализировать договоры,  заключаемые продавцами (исполнителями,
изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих
права потребителей;
     - при выявлении товаров (работ,  услуг) ненадлежащего качества, а
также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей
среды незамедлительно извещать об этом территориальные  контролирующие
органы:   ЦСМ,   ЦГСЭН,   антимонопольное   управление  или  областное
управление Госторгинспекции;
     - приостанавливать    продажу    товаров,   не   сопровождающихся
надлежащей информацией,  или с просроченным сроком годности,  или  без
сроков  годности,  до предоставления информации или прекращать продажу
товаров (выполнение работ, оказание услуг)";
     - обращаться  в  суды в защиту прав потребителей (неопределенного
круга потребителей).

          1998 г.- 2000 г.        Органы местного самоуправления.

     3.1.2. Оказывать     постоянную      организационно-методическую,
консультативную  помощь специалистам служб по защите прав потребителей
органов местного самоуправления.

          Постоянно.              Антимонопольное           управление,
                                  контролирующие органы.

     По согласованию   с  администрацией  области  на  базе  учебно  -
кадрового центра проводить семинары для специалистов по ЗПП,  готовить
для них рекомендации по защите прав потребителей в проблемных секторах
потребительского рынка, обеспечивать нормативной документацией.

          Один раз в полугодие.   Учебно-кадровый  центр   администрации
                                  области,  антимонопольное  управление,
                                  контролирующие органы.

     3.1.3. По  согласованию  с   органами   местного   самоуправления
совершенствовать  практику  сбора  информации  из  городов  и  районов
области о защите прав  потребителей  в  целях  обобщения  прецедентной
практики,  выработки  мер  по  ее совершенствованию,  а также принятия
необходимых мер для проведения потребительской политики в области.

          Раз в квартал.          Антимонопольное   управление,   органы
                                  местного самоуправления.

     3.1.4. Рассматривать  вопросы  по  защите  прав  потребителей  на
совещаниях с главами органов самоуправления.

          Ежегодно.               Администрация области, антимонопольное
                                  управление.

     3.1.5. Проводить   заседания  Межведомственного  координационного
Совета по защите прав потребителей при администрации области  в  целях
анализа состояния дел на потребительском рынке товаров, работ и услуг.

          Ежеквартально.          Администрация области, антимонопольное
                                  управление,  члены   межведомственного
                                  совета.

     3.1.6. В  целях  эффективного  проведения  практической работы по
защите  прав  потребителей  и  для  организации  взаимодействия   всех
ведомств  в  этой  работе  на  местах  рекомендовать  органам местного
самоуправления создавать межведомственные  координационные  советы  по
защите прав потребителей при органах местного самоуправления.

          Постоянно.              Органы     местного  самоуправления,
                                  контролирующие органы.

     3.1.7. Ежегодно совместно с администрацией  области,  с  участием
структур,  образующих  систему  защиты  прав  потребителей,  проводить
областную конференцию по проблемам организации работы по  защите  прав
потребителей.  Приурочить  ее  проведение  к 15 марта - Всемирному дню
потребителей.

          Ежегодно, 15 марта.     Администрация области,
                                  антимонопольное управление,
                                  контролирующие органы

     3.1.8. В соответствии с Постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  4  апреля  1994  г.  N  287  "О  порядке  разработки  и
распространения ежегодного государственного доклада по вопросам защиты
прав потребителей" готовить доклад о положении дел в сфере защиты прав
потребителей Тверской области.

          Ежегодно.               Администрация области,
                                  антимонопольное управление,
                                  контролирующие органы.

     3.1.9. Оказывать практическую  помощь  общественным  организациям
потребителей в осуществлении ими функции по защите прав потребителей.

          1998 - 200 г. г.        Администрация    области,    местные
                                  администрации,       антимонопольное
                                  управление.

     3.2. Организация правозащитной деятельности в проблемных секторах
потребительского рынка товаров, работ, услуг

     3.2.1. Продолжить  работу  по  рассмотрению  жалоб  и   обращений
потребителей.  Постоянно  сообщать  через средства массовой информации
адреса и телефоны организаций, занимающихся защитой прав потребителей.

          Постоянно.              Антимонопольное          управление,
                                  контролирующие органы,  общественные
                                  организации.

     3.2.2. В  целях  оперативного  рассмотрения  жалоб  потребителей,
квалифицированного  их консультирования организовать в антимонопольном
управлении,  контрольных органах,  службах по защите прав потребителей
при местных администрациях,  "горячую" линию. Довести номера телефонов
до сведения потребителей.

          Постоянно.              Антимонопольное управление, отделы
                                  при местных администрациях,
                                  контролирующие органы.

     3.2.3. Ежеквартально  обобщать  практику  рассмотрения  обращений
граждан.

          Постоянно.              Антимонопольное          управление,
                                  контрольные органы, органы  местного
                                  самоуправления.

     3.2.4. Использовать      практику     направления     предписаний
изготовителям,  исполнителям,  продавцам о прекращении нарушений  прав
потребителей.  Информировать  об  этом  потребителей в местной печати.
Практиковать проведение выездных заседаний  комиссии  по  рассмотрению
дел о защите прав потребителей.

          Постоянно.              Антимонопольное управление.

     3.2.5. В   целях   профилактики   нарушений   прав   потребителей
организовать постоянно действующий  семинар  для  предпринимателей  г.
Твери  по  законодательству о защите прав потребителей,  ежеквартально
проводить зональные семинары в городах и районах области.

          Ежеквартально.          Администрация области,
                                  антимонопольное управление,
                                  контрольные органы, местные
                                  администрации.

     3.2.6. Ввести   в  практику  работы  антимонопольного  управления
заключение с изготовителями,  продавцами,  исполнителями соглашений  о
соблюдении   ими   правил  и  обычаев  делового  оборота  в  интересах
потребителей.

          1998 - 2000 г. г.       Антимонопольное управление.

     3.2.7. Контроль за  безопасностью  и  качеством  товаров,  работ,
услуг

     - В   целях   создания  в  области  единой  системы  контроля  за
безопасностью и качеством продукции разработать порядок взаимодействия
контрольных  органов  по  этим  вопросам.  Обсудить  этот  порядок  на
заседании Межведомственного координационного  совета  по  защите  прав
потребителей при администрации области.

          IV квартал 1998 года.   Тверской    центр    стандартизации,
                                  метрологии и сертификации,
                                  контрольные органы.

     - Создание  региональной  базы  данных  об  опасных для здоровья,
жизни  и  имущества  жителей  области   товарах,   работах,   услугах,
производимых  в  области,  намечаемых  к  производству или завозимых в
область.

          1998 год.               Антимонопольное управление,   центр
                                  стандартизации,  метрологии       и
                                  сертификации,   областной     центр
                                  санэпиднадзора,   госторгинспекция,
                                  ветеринарная инспекция.

     - Создание банка данных  о  предприятиях,  нарушающих  требования
безопасности   и   качества  товаров,  работ,  услуг.  Систематическое
информирование о них населения.

          Постоянно.              Контролирующие органы.

     Проводить комплексные проверки на  соответствие  товаров,  работ,
услуг  качества  и безопасности,  вырабатывать по результатам проверок
меры по предотвращению выпуска и реализации  опасных  товаров  (работ,
услуг):
          - качества питьевой воды;

          1998 - 2000 г. г.       Районные   ЦГСЭН  Тверской   области
                                  совместно  с  комитетами  по  охране
                                  природы, органами  ЗПП  при  местных
                                  администрациях.

     - предприятий    по    ремонту    и   техническому   обслуживание
автотранспортных средств;

          1998 - 2000 г. г.       Тверской ЦСМ, транспортная инспекция
                                  области.

          - качества хлебобулочных изделий, реализуемых в области;

          Постоянно.              ЦСМ, госторгинспекция, отделы защиты
                                  прав    потребителей    при  местных
                                  администрациях.

     - соблюдения   прав   потребителей   при  предоставлении  платных
медицинских услуг;

          1998 - 2000 г. г.       Антимонопольное          управление,
                                  департамент          здравоохранения
                                  администрации области, отделы ЗПП
                                  при местных  администрациях,
                                  общественные организации.

     - жилищных   организаций,   представляющих   жилищно-коммунальные
услуги;

          1998 - 2000 г. г.       Антимонопольное          управление,
                                  государственная жилищная  инспекция,
                                  отделы   ЗПП при   органах  местного
                                  самоуправления.

     - туристско-экскурсионных организаций,  действующих на территории
Тверской области;

          1998 - 2000 г. г.       Антимонопольное управление, комитет
                                  по туризму курортам и международным
                                  связям администрации области, отделы
                                  ЗПП     при      органах    местного
                                  самоуправления,         общественные
                                  организации потребителей.

          - аптек различных форм собственности;

          1998 - 2000 г. г.       Антимонопольное управление,   отдел
                                  лекарственного          обеспечения
                                  департамента        здравоохранения
                                  администрации области, отделы ЗПП
                                  при органах местного самоуправления.

     - автопредприятий, по обеспечению прав пассажиров;

          1998 - 2000 г. г.       Антимонопольное        управление,
                                  транспортная инспекция, отделы ЗПП
                                  при органах местного
                                  самоуправления.

     - качества  и безопасности услуг,  оказываемых электротранспортом
г. Твери.

          1999 г.                 ЦСМ,   антимонопольное   управление,
                                  отделы  ЗПП  при   органах  местного
                                  самоуправления.

     3.2.8. Актуальные    вопросы     защиты     прав     потребителей
жилищнокоммунальных услуг

        ------------------------------------------------------------¬
        ¦Схема обеспечения контроля за соблюдением прав потребителей¦
        ¦      в жилищно-коммунальной сфере и защиты этих прав      ¦
        L----------------------------T-------------------------------
        ------------------------------
        ¦  -------------------------------------------------------¬
        +--+Государственная жилищная инспекция по Тверской области¦
        ¦  L-------------------------------------------------------
        ¦
        ¦  -------------------------------------------------------¬
        +--+   Территориальные органы ГАК России, Госстандарта,   ¦
        ¦  ¦       Госархстройнадзора, Госсанэпиднадзора РФ       ¦
        ¦  L-------------------------------------------------------
        ¦
        ¦  -------------------------------------------------------¬
        +--+      Службы по защите прав потребителей органов      ¦
        ¦  ¦               местного самоуправления                ¦
        ¦  L-------------------------------------------------------
        ¦
        ¦  -------------------------------------------------------¬
        +--+        Общественные организации потребителей         ¦
        ¦  L-------------------------------------------------------
        ¦
        ¦  -------------------------------------------------------¬
        +--+      Организации системы социального контроля:       ¦
        ¦  ¦          ТСЖ, ТОС, старшие по дому и т. д.           ¦
        ¦  L-------------------------------------------------------
        ¦
        ¦  -------------------------------------------------------¬
        L--+             Судебная защита потребителей             ¦
           L-------------------------------------------------------

     В соответствии  с  Указом  Президента РФ от 25.04.97 г.  N 425 "О
реформе  жилищно-коммунального  хозяйства  в   Российской   Федерации"
обеспечивать реализацию Программы реформирования ЖКХ Тверской области,
программ  реформирования  ЖКХ  городов  и  районов,   основных   целей
концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства РФ:
     - обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
     - снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов
при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
     - смягчение  для населения процесса реформирования системы оплаты
жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного
функционирования.

          1998 - 2000 г. г.     Администрация области, государственная
                                жилищная   инспекция,  органы местного
                                самоуправления.
     В целях защиты населения при переходе на рыночные принципы оплаты
жилищно-коммунальных услуг:
     а) Установить  жесткий  контроль  со  стороны  органов   местного
самоуправления  за  тем,  чтобы  в  тарифы для населения не включались
необоснованные   затраты,   связанные   с    монопольным    положением
жилищно-коммунальных   организаций   (необоснованные  административные
издержки,  потери в сетях, использование неэффективных технологий и т.
д.);

          1998 - 2000 г. г.     Органы    местного     самоуправления,
                                государственная  жилищная   инспекция,
                                антимонопольное управление.

     б) Осуществить  повсеместно  переход  на  договорные  отношения в
жилищно-коммунальной сфере:
     между собственником  жилищного  фонда,  управляющей организацией,
нанимателями и производителями услуг.
     В каждом    муниципальном   образовании   разработать,   согласно
правилам, установленным правовыми актами Российской Федерации, условия
предоставления  коммунальных  услуг  (качественные  характеристики,  с
учетом местных условий,  режим их  предоставления),  а  также  порядок
перерасчета оплаты за неоказанные услуги и услуги низкого качества.

          1998 - 2000 г. г.     Органы    местного     самоуправления,
                                государственная  жилищная   инспекция,
                                антимонопольное управление.

     в) В   соответствии  с  Программой  реформирования  ЖКХ  Тверской
области   подготовить   проекты   документов,   обеспечивающих   права
потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг:
     - проект  Закона  Тверской  области  "О  естественных   локальных
монополиях",   определяющий   сферы,   формы  и  методы  регулирования
естественных монополий на локальных товарных рынках.

          1998 г.               Администрация области, территориальное
                                управление ГАК РФ.

     - региональную  программу  развития конкуренции на рынках товаров
(работ, услуг) в сферах жилищно-коммунального хозяйства, не отнесенных
к естественным монополиям.

          1998 - 1999 г. г.     Администрация области, территориальное
                                управление ГАК РФ.

     г) С  целью  определения  направлений  формирования  конкурентной
среды  на  рынке  услуг  по  эксплуатации  и  ремонту жилищного фонда,
объектов   инженерной   инфраструктуры,   коммунального   обслуживания
потребителей   провести   обследование  системы  жилищно-коммунального
хозяйства области;

          1998 - 1999 г. г.     Департамент   жилищно-коммунального  и
                                газового   хозяйства     администрации
                                области,  антимонопольное  управление,
                                органы местного самоуправления.

     д) Стимулировать  создание  товариществ  собственников  жилья как
одного из наиболее  эффективных  способов  защиты  прав  потребителей,
влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг (освобождение их
от местных налогов,  выплата в соответствии с  решениями  органа  гос.
власти  субъекта РФ и органа местного самоуправления дотаций на оплату
жилья,  коммунальных услуг  в  тех  же  размерах,  что  и  дотации  на
содержание муниципального жилого фонда);

          1998 - 2000 г. г.     Департамент   жилищно-коммунального  и
                                газового   хозяйства     администрации
                                области,  жилищная  инспекция,  органы
                                местного самоуправления.

     е) Выступать инициаторами  проведения  конкурсных  отборов  служб
заказчика   (управляющей   организации),   а   также  подрядчиков  для
обслуживания жилого фонда,  ремонтов и выполнения других видов  услуг,
оказывать   организационно-методическую  помощь  специалистам  органов
местного самоуправления в проведении указанных конкурсов;

          1998 - 2000 г. г.     Органы    местного     самоуправления,
                                государственная   жилищная  инспекция,
                                антимонопольное управление.

     ж) На   основе   соглашения   между   Тверским    антимонопольным
управлением и департаментом жилищно-коммунального и газового хозяйства
администрации  области  по  обеспечению  государственной  защиты  прав
потребителей   и   соблюдению  антимонопольного  законодательства  при
предоставлению населению жилищно-коммунальных услуг:
     - осуществлять   совместные  мероприятия  (проверки  деятельности
хозяйствующих   субъектов,   разработка   нормативно-правовой    базы,
просвещение потребителей и предпринимателей);
     - вырабатывать  мероприятия  по  предотвращению  нарушений   прав
граждан в жилищно-коммунальной сфере.

          Постоянно.            Антимонопольное            управление,
                                государственная жилищная инспекция.

     3.2.9. Контроль  за  соблюдением  законодательства  при  оказании
платных    медицинских   услуг   населению   и   обеспечения   граждан
лекарственными средствами

     а) проводить   регулярные    проверки    лечебно-профилактических
учреждений,  юридических лиц и частнопрактикующих врачей,  оказывающих
медицинские  услуги,   а   также   аптечных   учреждений   всех   форм
собственности  по  вопросам соблюдения законодательства по защите прав
потребителей.  Принимать  меры  по  пресечению  наиболее   характерных
нарушений,   не   допускать   снижения   объемов  оказания  бесплатной
медицинской помощи;

          1998 - 2000 г. г.     Департамент           здравоохранения,
                                антимонопольное управление, отделы ЗПП
                                органов    местного    самоуправления,
                                страховые медицинские организации.

     б) Создать  нормативную  и  правовую базу,  обеспечивающую защиту
прав потребителей платных медицинских услуг, разработав:

     - Закон Тверской области "Об охране здоровья граждан";

          1998 г.                 Законодательное собрание области.

     - Положение о  механизме  реализации  прав  потребителей  платных
медицинских   услуг   (порядок   предъявления   претензий,  проведения
экспертизы,  сроков предъявления  претензий  и  исполнения  требований
потребителей).

          1998 г.               Департамент           здравоохранения,
                                антимонопольное управление.

     в) Осуществлять  постлицензионный   контроль   за   деятельностью
юридических   и  физических  лиц,  оказывающих  медицинские  услуги  и
осуществляющие  фармацевтическую  деятельность.  Следить  за  рекламой
медицинской  и  фармацевтической  деятельности.  Выявлять  и пресекать
факты осуществления деятельности без лицензии и продажи  не  прошедших
фармацевтического контроля лекарственных средств;

          1998 - 2000 г. г.     Лицензионно-аккредитационные  комиссии
                                по   лицензированию   медицинской    и
                                фармацевтической         деятельности,
                                антимонопольное управление, отделы ЗПП
                                при органах местного самоуправления.

     г) Анализировать  мнение  потребителей  о качестве предоставления
медицинских  услуг  и   лекарственной   помощи,   информируя   их   об
исполнителях,   объемах   гарантийных   услуг,  о  порядке  заключения
договоров и т. д.

          1998 - 2000 г. г.     Антимонопольное            управление,
                                департамент   здравоохранения,  органы
                                местного самоуправления.

     3.3. Меры по развитию потребительского рынка области

     В федеральной  целевой  программе  "Экономическое  и   социальное
развитие  Тверской  области  на  1998 - 2005 годы" в качестве одной из
основных в области социальной политики  выделена  задача  формирования
региональной   торговой  политики  с  учетом  приоритетности  развития
отдельных элементов торговой инфраструктуры.
     В этих целях:
     3.3.1. Разработка и реализация  региональной  программы  развития
конкуренции  на  товарных  рынках  продуктов,  входящих  в минимальную
потребительскую корзину.

          1999 г.               Администрация области,
                                антимонопольное    управление,  органы
                                местного самоуправления.

     3.3.2. Анализ инфраструктуры товарных рынков  и  товаропроводящей
сети, разработка на его основе программ развития:
     - альтернативных потребительской  кооперации  видов  торговли  на
селе;
     - фирменной торговли  и  сервисной  сети  производителей  товаров
(услуг);

          1999 - 2000 г. г.     Комитет     экономики    администрации
                                области, антимонопольное   управление,
                                органы местного самоуправления.

     3.3.3. Увеличение доли продукции, сферы услуг, ориентированных на
внутрирегиональные нужды.

          1998 - 2000 г. г.     Администрация области, органы местного
                                самоуправления.

     3.3.4. В   соответствии  с  Постановлением  Правительства  РФ  от
13.08.97  г.  N  1013  "Об  утверждении  перечня  товаров,  подлежащих
обязательной   сертификации,  и  перечня  работ  и  услуг,  подлежащих
обязательной сертификации",  в целях защиты прав потребителей, а также
приведения  деятельности предприятий торговли и услуг в соответствие о
действующим законодательством:

     а) завершить   согласно    графикам    проведение    обязательной
сертификации предприятий, оказывающих услуги общественного питания;

          1998 - 1999 г. г.     Контролирующие органы, органы местного
                                самоуправления.

     б) проводить  работу  по  сертификации  предприятий,  оказывающих
услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной
аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов;

          1998 - 1999 г. г.       Центр  стандартизации,   метрологии  и
                                  сертификации,    органы       местного
                                  самоуправления, контролирующие органы.
          в) продолжить     работу    по    сертификации    предприятий,
      осуществляющих техническое обслуживание и ремонт  автотранспортных
      средств;
          1998 - 1999 г. г.       Центр  стандартизации,  метрологии   и
                                  сертификации, транспортная  инспекция,
                                  органы     местного    самоуправления,
                                  контролирующие органы.

     г) оказать  содействие  в создании на территории Тверской области
органов по сертификации продукции текстильной и легкой промышленности,
электрооборудования,  услуг  пассажирского  автотранспорта,  розничной
торговли,  услуг по изготовлению и реализации кулинарной  продукции  и
кондитерских  изделий,  систем  качества производств,  парикмахерских,
туристско-экскурсионных услуг, услуг гостиниц.

          1998 - 2000 г. г.     Администрация области, антимонопольное
                                управление.

     3.3.5. В целях защиты прав потребителей осуществление постоянного
контроля за рекламной деятельностью участников потребительского  рынка
области, предупреждение и пресечение фактов ненадлежащий рекламы.

          Постоянно.              Антимонопольное управление.

     3.3.6. В   соответствии  о  антимонопольным  законодательством  -
предупреждение    и    пресечение     недобросовестной     конкуренции
монополистической     деятельности    хозяйствующих    субъектов    на
потребительском  рынке  области,  содействие   формированию   рыночных
отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

          Постоянно.              Антимонопольное управление.

                 4. Судебная защита прав потребителей

     4.1. В  случаях  обнаружения нарушений прав потребителей активнее
использовать представленное Законом "О защите прав потребителей" право
предъявления исков в суды,  в том числе в защиту неопределенного круга
потребителей.

          Постоянно.            Антимонопольное            управление,
                                контролирующие органы, органы местного
                                самоуправления.

     4.2. При подготовке материалов  для  ежегодного  государственного
доклада  "Защита  прав  потребителей  в Российской Федерации" обобщать
практику  судебной  защиты  прав  потребителей  в  Тверской   области,
используя  в этих целях опыт предъявления исков в суды антимонопольным
управлением,  а также информацию по  этим  вопросам  органов  местного
самоуправления.

          Постоянно.              Антимонопольное управление.

          5. Актуальные вопросы организации информирования и
                       образования потребителей

     В целях пропаганды законодательства о защите  прав  потребителей,
повышения  правовой грамотности населения создать в области стабильную
систему просвещения  населения  через  средства  массовой  информации,
проведения  специальных акций с участием всех структур,  действующих в
сфере защиты прав потребителей.

     5.1. Информирование и просвещение населения

     5.1.1. Продолжение работы по ведению рубрик в газетах области  по
вопросам защиты прав потребителей.

          Постоянно.             Антимонопольное           управление,
                                 контролирующие органы,   отделы   ЗПП
                                 органов местного самоуправления.

     5.1.2. Издание   специальных  страниц  в  газетах,  информирующих
население о правах потребителей,  опасных  и  некачественных  товарах,
работах,  услугах,  о  потребительских  и  эксплуатационных  свойствах
товаров, работ, услуг.

          Постоянно.            Антимонопольное            управление,
                                ЦГСЭН, ЦСМС,  госторгинспекция, отделы
                                ЗПП  органов  местного самоуправления,
                                общественные организации потребителей.

     5.1.3. Продолжение   в   рамках   постоянно  действующих  передач
областного  радио  и  Тверь-радио-экспресс   работы   по   просвещению
потребителей.

          Постоянно.              Антимонопольное управление.

     5.1.4. Формирование навыков поведения потребителей, использование
антирекламы  некачественной  продукции,  информирование  населения   о
деятельности  контролирующих  органов,  с  использованием  специальной
передачи  телерадиокомпании  "Тверь"  и  других  телеканалов  местного
телевидения.

          Постоянно.            Антимонопольное            управление,
                                контролирующие органы.

     5.1.5. В  целях  совершенствования  подготовки   журналистов   по
проблемам   защиты   прав   потребителей   продолжить   сотрудничество
антимонопольного  управления  с  конкретными  корреспондентами  газет,
радио, телевидения. Проводить семинары для журналистов районных газет.

          Постоянно.              Антимонопольное управление.

     5.1.6. С    помощью   средств   массовой   информации   проводить
мероприятия, посвященные Международному дню защиты прав потребителей.

          Ежегодно, 15 марта.     Антимонопольное          управление,
                                  контролирующие  органы, общественные
                                  организации потребителей, отделы ЗПП
                                  при органах местного самоуправления.

     5.1.7. Ввести  с  1998 года в практику систематического выпуска и
распространения специальных изданий:
     для служб  по  защите  прав  потребителей  (анализ  эффективности
работы служб ЗПП,  обобщение практики работы этих служб,  методические
материалы);

          Один раз в полугодие    Антимонопольное управление.

     для предпринимателей, работающих на потребительском рынке области
(сборники нормативных актов,  практики применения  законодательства  о
защите прав потребителей);

          Один раз в год с      Общественные организации потребителей,
          1999 г.               антимонопольное управление.

     популярные издания для потребителей:  буклеты,  памятки,  советы,
как отстаивать свои права, информация об опасных товарах и т. д.;

          Постоянно.            Общественные организации потребителей,
                                антимонопольное управление.

     для преподавателей  образовательных  учреждений  -   методические
материалы по изучению законодательства о защите прав потребителей.

          В течение года (по    Антимонопольное            управление,
          спец. плану)          департамент   народного    образования
                                администрации области

     5.2. Организация системы потребительского образования

     В связи   с  введением  в  Закон  "О  защите  прав  потребителей"
специальной статьи,  законодательно оформляющей право потребителей  на
просвещение    путем    включения    соответствующих    требований   в
государственные образовательные и профессиональные программы:
     5.2.1. Доводить  до  подведомственных образовательных учреждений,
органов управления образованием городов и районов области рекомендации
системного  потребительского образования в образовательных учреждениях
всех   уровней,   а   также   учебную   документацию,   подготовленную
Государственным антимонопольным комитетом и министерством образования,
Тверским  антимонопольным  управлением  и  департаментом   образования
администрации Тверской области.

          Постоянно.            Департамент  образования администрации
                                области,  антимонопольное  управление,
                                Институт усовершенствования учителей.

     5.2.2. Проводить совещания организаторов обучения образовательных
учреждений  всех  уровней  по  вопросам  системного   потребительского
образования. Анализировать результаты и эффективность работы, обобщать
опыт по внедрению потребительского  образования  в  области,  ежегодно
формировать   совместный  план  мероприятий  по  организации  обучения
основам законодательства о защите прав потребителей.

          Постоянно.            Департамент образования  администрации
                                области, антимонопольное управление.

     5.2.3. Использовать    опыт    работы   опорных   образовательных
учреждений  в  методических  целях   по   организации   и   содержанию
потребительского   права  в  учебных  заведениях  общего  образования,
начального, среднего и высшего профессионального образования.

          Постоянно.            Департамент   образования,    Институт
                                усовершенствования учителей.

     5.2.4. Включить  задание  на  знание законодательства защиты прав
потребителей в олимпиады 1 - 2 - 3  туров  по  правовому  образованию,
использовать   тематику   по   потребительскому  законодательству  для
подготовки рефератов,  в профильных  образовательных  учреждениях  для
защиты курсовых и дипломных работ.

          Ежегодно.               Департамент             образования,
                                  антимонопольное управление.

     5.2.5. Рекомендовать  органам  народного  образования  городов  и
районов   области   привлекать   к   проведению  занятий  по  изучению
потребительского права специалистов  служб  защиты  прав  потребителей
органов местного самоуправления.

          Постоянно.              Департамент             образования,
                                  антимонопольное  управление,  органы
                                  местного самоуправления.

          6. Организация информационной системы о нарушениях
             законодательства о защите прав потребителей

     Эффективность зашиты  прав  потребителей  в  области  во   многом
зависит    от    наличия    необходимой    информации   о   нарушениях
законодательства,  возможностей ее сбора  и  накопления,  оперативного
доведения  ее до заинтересованных лиц.  В настоящее время недостаточно
зафиксировать  факт  нарушения  и  принять  меры  к  его   устранению.
Необходим  анализ причин возникновения нарушений и выявление тенденций
с целью  выработки  и  реализации  превентивных  мер,  позволяющих  не
допускать нарушений в будущем. В связи с этим необходимо:
     6.1. Рассмотреть  возможность  создания  единой  межведомственной
информационной  системы  в  области  защиты  прав потребителей,  целью
которой  является  обеспечение  государственных  органов   управления,
местных  администраций,  других  заинтересованных структур и населения
области оперативной информацией о фактах нарушения законодательства  о
ЗПП, а также формирование банка данных по этим вопросам.

          II полугодие 1998 г.  Администрация области,  контролирующие
                                органы.

     6.1.1. Установить участников информационного обмена,  проработать
и утвердить формы статистической отчетности, согласованные между всеми
организациями и  ведомствами,  определить  направления  информационной
системы,  по  которым  будет  производиться  сбор  и обобщение данных,
включив туда в качестве обязательной информацию:

     об опасных  товарах  (продовольственных  и  непродовольственных),
работах,   услугах   медицинских,   в  сферах  бытового  обслуживания,
коммунальных, транспортных и т. д.;
     о нарушениях требований обязательной сертификации;
     о нарушениях прав потребителей (в разрезе рынков, предоставляющих
услуги);
     о предприятиях,  нарушающих  законодательство   о   защите   прав
потребителей (изготовителях, исполнителях, продавцах).

          II полугодие 1998 г.  Администрация области,  контролирующие
                                органы.

                  7. Ресурсное обеспечение программы

     7.1. Сформировать   фонд   реализации   программы   защиты   прав
потребителей.

          1998 г.               Администрация области.

     7.2. Установить  порядок  финансирования  и  выпуска  необходимых
(предусмотренных программой) печатных изданий по вопросам защиты  прав
потребителей.

          1998 г.               Администрация области, антимонопольное
                                управление.

              8. Контроль за ходом выполнения программы

     8.1. Текущий контроль.
     Поручить межведомственному координационному совету области по ЗПП
предусмотреть  систематические  (ежеквартальные)  отчеты  исполнителей
конкретных мероприятий программы о ходе ее реализации.

          Постоянно.            Председатель межведомственного совета.

     8.2. Контроль по итогам года.
     8.2.1. Ежегодно  выносить   вопросы   выполнения   программы   на
рассмотрение администрации области.

                                  Администрация               области,
                                  межведомственный     координационный
                                  совет.

     8.2.2. Вносить  необходимые  коррективы  в  программу  в  связи с
изменением ситуации в области защиты прав потребителей.

          По мере необходимости.  Администрация               области,
                                  межведомственный     координационный
                                  совет.



Информация по документу
Читайте также