Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тверской области от 16.04.2001 № 167

                             ГУБЕРНАТОР
                         ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


16.04.2001                    г. Тверь                           N 167

Об утверждении Приоритетных направлений
региональной политики в сфере защиты
прав потребителей на 2001-2005 годы

     В  целях  совершенствования реализации законодательства о  защите
прав   потребителей,  обеспечения  безопасности  продукции  и   услуг,
эффективности  взаимодействия всех ветвей региональной системы  защиты
прав  потребителей, информирования и просвещения населения по вопросам
потребительской  культуры,  обучения основам  потребительских  знаний,
учитывая особенности потребительского рынка области,
     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1.  Утвердить  Приоритетные направления региональной  политики  в
сфере защиты прав потребителей на 2001-2005 годы (прилагаются).
     2.  Комитетам и управлениям администрации области, другим органам
государственного  управления  организовать  работу  по   защите   прав
потребителей в соответствии с указанным документом.
     3.  Рекомендовать  межведомственному  координационному  совету  и
органам  местного самоуправления разработать конкретные мероприятия  и
организовать    их   выполнение   в   соответствии   с   Приоритетными
направлениями региональной политики в сфере защиты прав потребителей.
     4.  Принять к сведению, что общая координация работ по выполнению
Приоритетных     направлений    возлагается    на     межведомственный
координационный  совет по защите прав потребителей  при  администрации
Тверской области.
     5.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Губернатора области Н.В.Косяка.


     Губернатор области          В.И.Платов



                                      УТВЕРЖДЕНЫ
                                      постановлением Губернатора
                                      области от 16.04.2001 N 167


   ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
               ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА 2001-2005 г. г.

     1. Состояние защиты прав потребителей в Тверской области

     С  введением  в действие в апреле 1992 года Закона РФ  "О  защите
прав  потребителей" в нашем государстве была создана  правовая  основа
для формирования и реализации политики в этой сфере.
     В   Тверской   области  весь  комплекс  работ  по   защите   прав
потребителей  осуществляет созданная в соответствии с  Законом  РФ  "О
защите  прав потребителей" областная система защиты прав потребителей,
которую    образуют    территориальное    управление    МАП    России,
территориальные   подразделения  федеральных  органов   исполнительной
власти,  осуществляющие контроль за качеством и безопасностью  товаров
(работ,  услуг),  органы субъекта федерации, местного  самоуправления,
общественные объединения потребителей.
     Развитию  конструктивного взаимодействия  всех  ветвей  областной
системы  защиты прав потребителей способствовало создание в 1994  году
межведомственного координационного совета по защите прав  потребителей
при администрации Тверской области.
     Качественно    новое   содержание   обрела   совместная    работа
организаций, входящих в областную систему защиты прав потребителей,  с
принятием Программы защиты прав потребителей Тверской области на 1998-
2000  годы. За 9 лет реализации Закона на территории области произошла
трансформация   упрощенного   понятия  "защита   прав   потребителей",
отождествляющего ее только с осуществлением контрольных функций.
     Контрольно-надзорные   органы   совместно    с    подразделениями
администрации   области,  органами  местного   самоуправления   решают
масштабные  проблемы выявления, пресечения и предупреждения  нарушений
прав потребителей.
     Общими  усилиями удается решать задачи доведения до  потребителей
достоверной  информации  о  товарах;  формирования  правил  и  обычаев
делового   оборота,   в   том   числе   и   через   систему   обучения
предпринимателей   потребительскому   законодательству;   анализа    и
приведения  в соответствие с законодательством договоров,  заключенных
продавцами  товаров  и  исполнителями услуг с потребителями;  развития
конкуренции  на  рынке  экспертных услуг;  информирования  и  обучения
населения основам потребительской культуры.
     Тем   не  менее  в  целях  обеспечения  эффективной  защиты  прав
потребителей   назрела  необходимость  наполнения  этой   деятельности
качественно  новым  содержанием,  разработки  на  перспективу  базовых
принципов, приоритетов и механизмов реализации региональной политики в
сфере защиты прав потребителей.

     II.  Цели  и  задачи  региональной политики в сфере  защиты  прав
потребителей

     Основная  цель  потребительской  политики  -  создание  равных  и
реальных  условий  для  реализации каждым  гражданином  области  своих
интересов  и  прав,  установленных  законодательством  о  защите  прав
потребителей.
     Поскольку потребитель является сегодня наиболее слабым  звеном  в
экономической и социальной системе области, необходимо предусмотреть и
осуществить  комплекс  приоритетных  мер  с  целью  уменьшения  рисков
приобретения опасных товаров, предупреждения нарушений, ликвидации  их
последствий,  сокращения материальных и моральных  потерь  граждан  от
приобретения товаров (работ, услуг) с недостатками и в конечном счете-
снижение социальной напряженности в обществе.
     Приоритетными    направлениями    региональной    потребительской
политики должны стать:
     1.    Обеспечение   эффективного   взаимодействия    организаций,
занимающихся  защитой прав потребителей. Развитие  и  укрепление  всех
ветвей областной системы защиты прав потребителей,
     2.  Реализация  мер по защите населения области от  проникновения
на   потребительский  рынок  товаров,  работ,  услуг,   представляющих
опасность для жизни, здоровья, имущества граждан.
     3.   Информирование   и   просвещение   населения   по   вопросам
потребительской культуры. Обучение основам потребительских знаний.

     III.   Характеристика  приоритетных  направлений,  механизмы   их
реализации

     1.0беспечение     эффективного    взаимодействия     организаций,
занимающихся  защитой прав потребителей. Развитие  и  укрепление  всех
ветвей областной системы защиты прав потребителей.
     Реализация  региональной  потребительской  политики  требует   не
только  взаимодействия всех контрольно-надзорных органов, общественных
организаций,  органов местного самоуправления, но и  конкретизацию  их
задач, полномочий, сфер действия.
     1.1.  В  связи с разработкой и последующим принятием специального
федерального закона "Об основах государственного контроля в Российской
Федерации", в целях исключения дублирования в деятельности контрольно-
надзорных органов и во исполнение постановления Правительства РФ от 21
декабря  2000 г. N 987 "О государственном надзоре и контроле в области
обеспечения  качества  и  безопасности пищевых  продуктов"  необходимо
разработать порядок взаимодействия на территории области этих органов.
     1.2.  В  целях  обеспечения  комплексного  подхода  к  реализации
потребительской    политики    требует    совершенствования     работа
межведомственного координационного совета.
     В  частности,  работа  его должна не сводиться  к  заседаниям,  а
строиться  на основе конкретных планов, скоординированных действий  по
защите   прав  потребителей,  привлечения  внимания  органов   власти,
граждан,   предпринимателей  к  актуальным  проблемам  потребительской
политики.
     1.3.    Практика   реализации   государственной   потребительской
политики  свидетельствует о возрастании в этой работе  роли  субъектов
Российской Федерации.
     Следует  в  большей  степени задействовать отделы,  управления  и
комитеты  администрации  области  в  реализации  своих  полномочий  по
обеспечению    населения    необходимыми    услугами    и     товарами
(здравоохранение,  образование, транспорт, связь, жилищно-коммунальное
хозяйство, туризм, отдых и др.).
     1.4.  В целях совершенствования защиты прав потребителей по месту
жительства  необходимо не только сохранить, но и  значительно  развить
структуры   по   защите   прав  потребителей  при   органах   местного
самоуправления.
     Продолжить   практику   оказания  методической,   консультативной
помощи  специалистам, занимающимся этими проблемами,  совершенствовать
формы  повышения  их  квалификации, в том числе  и  в  учебно-кадровом
центре администрации области, анализировать и обобщать опыт их работы,
особое  внимание  уделять  обеспечению  защиты  прав  потребителей   в
сельской местности.
     1.5.  Важную  роль в защите прав потребителей играет  создание  в
предпринимательской    среде    систем   саморегулирования    бизнеса,
становление системы его добросовестного ведения.
     Необходимо  поддерживать  и  развивать  те  организации  бизнеса,
которые  реально  направлены на налаживание диалога  с  потребителями,
вырабатывают и используют процедуры досудебного урегулирования споров.
     1.6.    Для   широкого   представительства   законных   интересов
потребителей  необходимо усиление роли общественного  потребительского
движения. В Тверской области оно слабо развито, не оказывает заметного
влияния  на  решение злободневных потребительских проблем.  В  большей
степени  это  связано  с  отсутствием внимания власти  к  общественным
объединениям потребителей, их материальным, финансовым проблемам.
     1.7.   В   целях   анализа  опыта  накопленного   всеми   ветвями
региональной  системы защиты прав потребителей,  выявления  проблем  и
путей  их  реализации, необходимо совершенствовать практику совместной
подготовки  ежегодного областного доклада "Защита прав потребителей  в
Тверской  области"  с  последующим его обсуждением  и  направлением  в
Межведомственный   совет   Российской   Федерации   по   защите   прав
потребителей.
     2.  Реализация  мер по защите населения области от  проникновения
на   потребительский  рынок  товаров,  работ,  услуг,   представляющих
опасность для жизни, здоровья, имущества граждан.
     Обеспечение  безопасности  товаров,  работ,  услуг  -   одна   из
основопологающих задач государственной потребительской политики.
     В  целях  недопущения  на  рынок  опасной  и  недоброкачественной
продукции   необходимо  не  столько  увеличение  количества   проверок
контрольно-надзорных органов, сколько обеспечение качественных сдвигов
в решении проблемы, в том числе:
     2.1.  Развитие  в  области рыночных механизмов через  конкуренцию
хозяйствующих субъектов.
     2.2.    Создание   региональной   системы   оперативного   обмена
информацией  о  выявленных  фактах оборота  на  потребительском  рынке
области   опасных   и  фальсифицированных  товаров   или   возможности
проникновения на него такой продукции. При этом информация об  опасных
и    фальсифицированных   товарах   должна    быть    доступна    всем
заинтересованным структурам и потребителям.
     2.3.  Развитие и совершенствование региональной нормативной  базы
по вопросам качества и безопасности товаров, работ, услуг.
     3.   Информирование   и   просвещение   населения   по   вопросам
потребительской культуры. Обучение основам потребительских знаний.
     Построение  правового государства требует не только  формирования
соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей  поведения
людей,  что,  в  свою  очередь, предполагает знание  населением  своих
законных прав и обязанностей.
     В  связи  с  этим  информирование и  обучение  населения  основам
потребительских   знаний   должно  в  перспективе   стать   одним   из
приоритетных  направлений региональной потребительской политики.  Цель
этого  направления  -приобретение потребителями и  предпринимательским
корпусом   навыков   и  стереотипов  поведения  в  условиях   рыночной
экономики, что способствует самостоятельному разрешению проблем.
     Реализацию  этой задачи целесообразно вести по трем направлениям:
3.1. Широкомасштабная пропаганда правовых знаний в области защиты прав
потребителей через средства массовой информации, издание специальной и
популярной   литературы,   организацию   оперативного   информирования
потребителей об опасных товарах.
     3.2.  Организация  систематического  обучения  молодежи  во  всех
типах учебных заведений общего и профессионального образования основам
законодательства  о  защите прав потребителей,  оказание  поддержки  в
обеспечении   образовательного  процесса  учебниками  и  методическими
материалами,   организация   подготовки   и   повышения   квалификации
преподавателей на постоянной основе, проведение ежегодных  олимпиад  и
конкурсов учащихся на знание основ потребительских знаний.
     3.3. Обучение предпринимателей.

     IV. Механизм реализации региональной потребительской политики.

     Для  реализации  региональной  потребительской  политики  область
располагает необходимыми механизмами.
     С  одной  стороны,  в стране существует и продолжает  развиваться
потребительское  законодательство, с  другой  -  создана  и  действует
национальная   система  защиты  потребителей,  определены   приоритеты
государственной политики в этой сфере.
     Приоритетные  направления региональной политики  в  сфере  защиты
прав  потребителей  на  2001-2005 г. г. должны  стать  основанием  для
разработки   ежегодных  планов  первоочередных  мер  по  защите   прав
потребителей.
     Представляется целесообразным поручить формирование  этих  планов
межведомственному координационному совету по защите прав  потребителей
при администрации области.
     Цель  этой  работы - укрепление организационных и  содержательных
основ,   объединения  усилий  соответствующих  органов  исполнительной
власти, местного самоуправления, общественных объединений потребителей
в реализации региональной потребительской политики.
     Приоритетные  направления  региональной потребительской  политики
должны  найти  свое  отражение  в соответствующих  документах  органов
исполнительной власти местного самоуправления.
     Реализация  приоритетных направлений региональной потребительской
политики  позволит на качественно новом уровне решать жизненно  важные
социальные проблемы граждан Тверской области.


Информация по документу
Читайте также